Основная информация
Дата опубликования: | 07 декабря 2004г. |
Номер документа: | В200403307 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Ненормативный |
Принявший орган: | ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
В0403307
В200403307
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.04.2005, N 4, СТР. 45
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
07.12.2004 N 9107/04
[Удовлетворяя требование общества, судебные инстанции
исходили из того, что налогоплательщик обязан был
уплачивать налог только в территориальный дорожный фонд
города Москвы]
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Яковлева В.Ф.;
членов Президиума: Арифулина А.А., Бизяевой Т.В., Вышняк Н.Г., Иванниковой Н.П., Козловой А.С., Козловой О.А., Наумова О.А., Ренова Э.Н., Савкина С.Ф., Слесарева В.Л., Стрелова И.М., Суховой Г.И., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 40 по городу Москве о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда города Москвы от 11.11.2003 по делу N А40-38456/03-87-485 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 14.04.2004 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 40 по городу Москве - Курбатова Е.А., Марченко Е.Ю., Орешков С.В.;
от Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Москве - Журин С.Б.;
от Федеральной налоговой службы - Елина Н.В.;
от открытого акционерного общества "Мосэнерго" (истца) - Никифоров А.А., Пепеляев С.Г., Попов П.А.
Заслушав и обсудив доклад судьи Бизяевой Т.В., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
Открытое акционерное общество "Мосэнерго" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 40 по городу Москве (далее - инспекция) от 21.06.2003 N 07-42/22 и возврате излишне уплаченного налога на пользователей автомобильных дорог за 2000 год в размере 328407525 рублей, в том числе 240431837 рублей - в территориальный дорожный фонд города Москвы и 87975688 рублей - в территориальный дорожный фонд Московской области.
Решением суда первой инстанции от 11.11.2003 требование общества удовлетворено в полном объеме.
Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 14.04.2004 решение оставил без изменения.
Удовлетворяя требование налогоплательщика, суды исходили из следующего. Общество в спорном периоде уплачивало налог на пользователей автомобильных дорог, зачисляемый в территориальный дорожный фонд, с учетом ставки 2 процента от суммы выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг), в то время как Законом города Москвы от 31.05.2000 N 14; НГР:М0001595 "О ставках налогов, взимаемых в дорожные фонды" (в редакции от 15.11.2000 N 38; НГР:М0003280) ставка налога на пользователей автомобильных дорог, зачисляемого в территориальный дорожный фонд, снижена до 1 процента. Указанное положение распространялось на правоотношения, возникшие с 01.04.1998, в связи с чем суд признал необоснованным решение инспекции об отказе в возврате излишне уплаченной суммы налога, ссылаясь на пункт 4 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р9803595, согласно которому акты законодательства о налогах и сборах, улучшающие положение налогоплательщика, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора названных судебных актов инспекция просит отменить их, ссылаясь на наличие на территории Московской области обособленных подразделений общества, обязанность по уплате налога у которых возникла по месту их нахождения исходя из ставки налога на пользователей автомобильных дорог, установленной Законом Московской области от 04.01.1995 N 1/95-ОЗ; НГР:О9500600 "О ставках налогов, зачисляемых в территориальный дорожный фонд". Следовательно, налог в территориальный дорожный фонд Московской области нельзя считать излишне уплаченным.
В отзыве на заявление общество просит оспариваемые судебные акты оставить в силе, поскольку объект налогообложения по налогу на пользователей автомобильных дорог на территории Московской области у него отсутствовал.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей сторон, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене, дело - передаче на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Статьей 5 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в 2000 году) ставка налога на пользователей автомобильных дорог установлена в размере 2,5 процента (из них 0,5 процента зачисляется в Федеральный дорожный фонд и 2 процента - в территориальные дорожные фонды) от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг). Законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации было предоставлено право повышать (понижать) ставку налога, зачисляемого в территориальные дорожные фонды, но не более чем на 50 процентов от ставки федерального налога.
Законом города Москвы от 31.05.2000 N 14; НГР:М0001595 (в редакции Закона города Москвы от 15.11.2000 N 38; НГР:М0003280) ставка налога на пользователей автомобильных дорог, зачисляемого в территориальный дорожный фонд города Москвы, установлена в размере 1 процента от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг), причем согласно статье 3 данного Закона в этой части его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 01.04.1998.
Законом Московской области от 04.01.1995 N 1/95-ОЗ; НГР:О9500600 установлена ставка налога на пользователей автомобильных дорог в размере 2 процентов от суммы реализации продукции, выполняемых работ и предоставляемых услуг. Этот Закон утратил силу с 01.01.2003, то есть в спорный период он действовал.
Налогоплательщик уплачивал налог в территориальные дорожные фонды города Москвы и Московской области из расчета 2 процента от суммы реализации продукции (работ, услуг), а затем (в мае 2003 года) представил в налоговую инспекцию по месту регистрации уточненные декларации по налогу за I квартал, первое полугодие, девять месяцев 2000 года и в целом за 2000 год. В заявлении, приложенном к декларациям, общество просило возвратить излишне уплаченную сумму налога, ссылаясь на снижение ставки до 1 процента. Налоговая инспекция, проверив эти декларации, отказала в возврате налога со ссылкой на отсутствие для этого оснований.
Удовлетворяя требование общества, судебные инстанции исходили из того, что налогоплательщик обязан был уплачивать налог только в территориальный дорожный фонд города Москвы.
Между тем имеющиеся в деле платежные документы свидетельствуют о перечислении в 2000 году головным предприятием налогоплательщика части платежей по налогу на пользователей автомобильных дорог в бюджет Московской области.
Суд не выяснил, имелись ли у налогоплательщика на территории Московской области обособленные подразделения, состоящие на налоговом учете по месту нахождения, а также в какой бюджет и в какой сумме подлежал уплате налогоплательщиком налог на пользователей автомобильных дорог в 2000 году.
Данные обстоятельства имеют существенное значение для дела, поскольку ставки налога в городе Москве и Московской области в спорный период были разными.
Кроме того, согласно пункту 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р9803595 возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств того бюджета, в который произошла переплата.
Таким образом, оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, что в силу пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР:Р9200731 является основанием для их отмены.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 2 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР:Р9200731, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 11.11.2003 по делу N А40-38456/03-87-485 и постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 14.04.2004 по тому же делу отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда города Москвы.
Председательствующий
В.Ф. Яковлев
[введено: 26.01.2005 оператор НЦПИ - Денисенко Е.В.]
[проверено: 27.01.2005 корректор НЦПИ - Коневская М.А.]
В0403307
В200403307
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.04.2005, N 4, СТР. 45
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
07.12.2004 N 9107/04
[Удовлетворяя требование общества, судебные инстанции
исходили из того, что налогоплательщик обязан был
уплачивать налог только в территориальный дорожный фонд
города Москвы]
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Яковлева В.Ф.;
членов Президиума: Арифулина А.А., Бизяевой Т.В., Вышняк Н.Г., Иванниковой Н.П., Козловой А.С., Козловой О.А., Наумова О.А., Ренова Э.Н., Савкина С.Ф., Слесарева В.Л., Стрелова И.М., Суховой Г.И., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 40 по городу Москве о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда города Москвы от 11.11.2003 по делу N А40-38456/03-87-485 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 14.04.2004 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 40 по городу Москве - Курбатова Е.А., Марченко Е.Ю., Орешков С.В.;
от Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Москве - Журин С.Б.;
от Федеральной налоговой службы - Елина Н.В.;
от открытого акционерного общества "Мосэнерго" (истца) - Никифоров А.А., Пепеляев С.Г., Попов П.А.
Заслушав и обсудив доклад судьи Бизяевой Т.В., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
Открытое акционерное общество "Мосэнерго" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 40 по городу Москве (далее - инспекция) от 21.06.2003 N 07-42/22 и возврате излишне уплаченного налога на пользователей автомобильных дорог за 2000 год в размере 328407525 рублей, в том числе 240431837 рублей - в территориальный дорожный фонд города Москвы и 87975688 рублей - в территориальный дорожный фонд Московской области.
Решением суда первой инстанции от 11.11.2003 требование общества удовлетворено в полном объеме.
Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 14.04.2004 решение оставил без изменения.
Удовлетворяя требование налогоплательщика, суды исходили из следующего. Общество в спорном периоде уплачивало налог на пользователей автомобильных дорог, зачисляемый в территориальный дорожный фонд, с учетом ставки 2 процента от суммы выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг), в то время как Законом города Москвы от 31.05.2000 N 14; НГР:М0001595 "О ставках налогов, взимаемых в дорожные фонды" (в редакции от 15.11.2000 N 38; НГР:М0003280) ставка налога на пользователей автомобильных дорог, зачисляемого в территориальный дорожный фонд, снижена до 1 процента. Указанное положение распространялось на правоотношения, возникшие с 01.04.1998, в связи с чем суд признал необоснованным решение инспекции об отказе в возврате излишне уплаченной суммы налога, ссылаясь на пункт 4 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р9803595, согласно которому акты законодательства о налогах и сборах, улучшающие положение налогоплательщика, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора названных судебных актов инспекция просит отменить их, ссылаясь на наличие на территории Московской области обособленных подразделений общества, обязанность по уплате налога у которых возникла по месту их нахождения исходя из ставки налога на пользователей автомобильных дорог, установленной Законом Московской области от 04.01.1995 N 1/95-ОЗ; НГР:О9500600 "О ставках налогов, зачисляемых в территориальный дорожный фонд". Следовательно, налог в территориальный дорожный фонд Московской области нельзя считать излишне уплаченным.
В отзыве на заявление общество просит оспариваемые судебные акты оставить в силе, поскольку объект налогообложения по налогу на пользователей автомобильных дорог на территории Московской области у него отсутствовал.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей сторон, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене, дело - передаче на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Статьей 5 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в 2000 году) ставка налога на пользователей автомобильных дорог установлена в размере 2,5 процента (из них 0,5 процента зачисляется в Федеральный дорожный фонд и 2 процента - в территориальные дорожные фонды) от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг). Законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации было предоставлено право повышать (понижать) ставку налога, зачисляемого в территориальные дорожные фонды, но не более чем на 50 процентов от ставки федерального налога.
Законом города Москвы от 31.05.2000 N 14; НГР:М0001595 (в редакции Закона города Москвы от 15.11.2000 N 38; НГР:М0003280) ставка налога на пользователей автомобильных дорог, зачисляемого в территориальный дорожный фонд города Москвы, установлена в размере 1 процента от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг), причем согласно статье 3 данного Закона в этой части его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 01.04.1998.
Законом Московской области от 04.01.1995 N 1/95-ОЗ; НГР:О9500600 установлена ставка налога на пользователей автомобильных дорог в размере 2 процентов от суммы реализации продукции, выполняемых работ и предоставляемых услуг. Этот Закон утратил силу с 01.01.2003, то есть в спорный период он действовал.
Налогоплательщик уплачивал налог в территориальные дорожные фонды города Москвы и Московской области из расчета 2 процента от суммы реализации продукции (работ, услуг), а затем (в мае 2003 года) представил в налоговую инспекцию по месту регистрации уточненные декларации по налогу за I квартал, первое полугодие, девять месяцев 2000 года и в целом за 2000 год. В заявлении, приложенном к декларациям, общество просило возвратить излишне уплаченную сумму налога, ссылаясь на снижение ставки до 1 процента. Налоговая инспекция, проверив эти декларации, отказала в возврате налога со ссылкой на отсутствие для этого оснований.
Удовлетворяя требование общества, судебные инстанции исходили из того, что налогоплательщик обязан был уплачивать налог только в территориальный дорожный фонд города Москвы.
Между тем имеющиеся в деле платежные документы свидетельствуют о перечислении в 2000 году головным предприятием налогоплательщика части платежей по налогу на пользователей автомобильных дорог в бюджет Московской области.
Суд не выяснил, имелись ли у налогоплательщика на территории Московской области обособленные подразделения, состоящие на налоговом учете по месту нахождения, а также в какой бюджет и в какой сумме подлежал уплате налогоплательщиком налог на пользователей автомобильных дорог в 2000 году.
Данные обстоятельства имеют существенное значение для дела, поскольку ставки налога в городе Москве и Московской области в спорный период были разными.
Кроме того, согласно пункту 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р9803595 возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств того бюджета, в который произошла переплата.
Таким образом, оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, что в силу пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР:Р9200731 является основанием для их отмены.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 2 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР:Р9200731, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 11.11.2003 по делу N А40-38456/03-87-485 и постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 14.04.2004 по тому же делу отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда города Москвы.
Председательствующий
В.Ф. Яковлев
[введено: 26.01.2005 оператор НЦПИ - Денисенко Е.В.]
[проверено: 27.01.2005 корректор НЦПИ - Коневская М.А.]
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 4 от 01.04.2005 Стр. 45 |
Рубрики правового классификатора: | 080.000.000 Финансы, 080.100.000 Налоги и сборы, 080.100.100 Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: