Основная информация
Дата опубликования: | 08 июля 2008г. |
Номер документа: | В200803130 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Ненормативный |
Принявший орган: | ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
В0803130
В200803130
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.10.2008, N 10, СТР. 158
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
08.07.2008 N 4574/08
ТАМОЖЕННЫЕ СБОРЫ
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Бабкина А.И., Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Козловой О.А., Никифорова С.Б., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Чистякова А.И. -
рассмотрел заявление открытого акционерного общества "Уральская сталь" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Оренбургской области от 18.06.2007 по делу N А47-2238/2007 АК-22 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19.12.2007 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - открытого акционерного общества "Уральская сталь" - Карасева Т.Б.;
от Оренбургской таможни - Вихлянцева Н.Н., Курмелева И.И., Наумов А.А.
Заслушав и обсудив доклад судьи Чистякова А.И., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
Открытое акционерное общество "Уральская сталь" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным действия Орской таможни (далее - таможенный орган), выразившегося в отказе произвести зачет 604 629 рублей 21 копейки излишне уплаченных таможенных сборов в счет предстоящих таможенных платежей.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 18.06.2007 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2007 решение суда первой инстанции отменено, требование общества удовлетворено.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа постановлением от 19.12.2007 постановление суда апелляционной инстанции отменил, решение суда первой инстанции оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции и постановления суда кассационной инстанции общество просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
В отзыве на заявление таможенный орган просит оставить упомянутые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене, постановление суда апелляционной инстанции - оставлению без изменения по следующим основаниям.
При подаче в таможенный орган временных таможенных деклараций для таможенного оформления поставляемых на экспорт товаров общество уплатило 1 336 645 рублей 21 копейку таможенных сборов. Представляя в таможенный орган полные таможенные декларации, общество уплатило по его требованию 1 058 500 рублей таможенных сборов в отношении тех же товаров.
Считая начисление таможенных сборов при подаче полных таможенных деклараций необоснованным, общество обратилось в таможенный орган с заявлением о зачете 604 629 рублей 21 копейки излишне уплаченных таможенных сборов в счет предстоящих таможенных платежей.
В ответе на данное заявление таможенный орган указал, что зачет излишне уплаченных таможенных сборов осуществлен быть не может.
Отказывая в удовлетворении заявления общества о признании данного отказа незаконным, суд первой инстанции, сославшись на пункт 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863; НГР:Р0405671 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" (далее - Постановление от 28.12.2004 N 863; НГР:Р0405671), сделал такой вывод: таможенные сборы уплачиваются при подаче каждой таможенной декларации, как временной, так и полной, поскольку и в том, и другом случае декларанту оказываются публично-правовые услуги, связанные с таможенным оформлением товаров.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленное требование, суд апелляционной инстанции счел неправомерным применение к спорным отношениям, возникшим при подаче временной таможенной декларации, ставок таможенных сборов, установленных на дату представления обществом полной таможенной декларации.
Суд кассационной инстанции, отменяя постановление суда апелляционной инстанции и оставляя без изменения решение суда первой инстанции, признал обоснованным применение к отношениям, связанным с подачей полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании товаров, пункта 7 Постановления от 28.12.2004 N 863; НГР:Р0405671.
Между тем судами первой и кассационной инстанций не учтено следующее.
Статьей 357.10 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Таможенный кодекс) предусмотрено, что ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с названной статьей Таможенного кодекса Постановлением от 28.12.2004 N 863; НГР:Р0405671 определены ставки таможенных сборов.
Пункт 7 указанного Постановления содержит положение о том, что в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей.
По делу о признании недействующим пункта 7 Постановления от 28.12.2004 N 863; НГР:Р0405671 Верховный Суд Российской Федерации в решении от 24.05.2006 N ГКПИ06-495 и определении кассационной коллегии от 03.08.2006 N КАС06-267 отметил: подача полной таможенной декларации по своей природе не может быть приравнена к подаче повторной таможенной декларации - и указал на отсутствие оснований для вывода о том, что оспариваемым пунктом регулируются условия и размер оплаты таможенного сбора при подаче полной таможенной декларации.
С учетом данного вывода установленная пунктом 7 Постановления от 28.12.2004 N 863; НГР:Р0405671 обязанность по повторной уплате таможенного сбора не может быть распространена на случаи подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании.
Кроме того, как следует из подпункта 31 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса, к таможенным сборам относится платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением товаров.
Согласно статье 60 Таможенного кодекса при вывозе товара таможенное оформление начинается в момент представления таможенной декларации и завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.
Следовательно, представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют таможенное оформление товара как единую таможенную процедуру.
В связи с этим уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.
При названных обстоятельствах суды первой и кассационной инстанций не имели оснований для вывода об уплате таможенных сборов при подаче как временной, так и полной таможенной декларации, поэтому оспариваемые судебные акты в силу пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 5 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19.12.2007 по делу N А47-2238/2007 АК-22 Арбитражного суда Оренбургской области отменить.
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2007 по указанному делу оставить без изменения.
Председательствующий
А.А. ИВАНОВ
[введено: 24.10.2008 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
[проверено: 02.12.2008 редактор НЦПИ - Приходько И.О.]
В0803130
В200803130
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.10.2008, N 10, СТР. 158
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
08.07.2008 N 4574/08
ТАМОЖЕННЫЕ СБОРЫ
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Бабкина А.И., Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Козловой О.А., Никифорова С.Б., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Чистякова А.И. -
рассмотрел заявление открытого акционерного общества "Уральская сталь" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Оренбургской области от 18.06.2007 по делу N А47-2238/2007 АК-22 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19.12.2007 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - открытого акционерного общества "Уральская сталь" - Карасева Т.Б.;
от Оренбургской таможни - Вихлянцева Н.Н., Курмелева И.И., Наумов А.А.
Заслушав и обсудив доклад судьи Чистякова А.И., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
Открытое акционерное общество "Уральская сталь" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным действия Орской таможни (далее - таможенный орган), выразившегося в отказе произвести зачет 604 629 рублей 21 копейки излишне уплаченных таможенных сборов в счет предстоящих таможенных платежей.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 18.06.2007 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2007 решение суда первой инстанции отменено, требование общества удовлетворено.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа постановлением от 19.12.2007 постановление суда апелляционной инстанции отменил, решение суда первой инстанции оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции и постановления суда кассационной инстанции общество просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
В отзыве на заявление таможенный орган просит оставить упомянутые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене, постановление суда апелляционной инстанции - оставлению без изменения по следующим основаниям.
При подаче в таможенный орган временных таможенных деклараций для таможенного оформления поставляемых на экспорт товаров общество уплатило 1 336 645 рублей 21 копейку таможенных сборов. Представляя в таможенный орган полные таможенные декларации, общество уплатило по его требованию 1 058 500 рублей таможенных сборов в отношении тех же товаров.
Считая начисление таможенных сборов при подаче полных таможенных деклараций необоснованным, общество обратилось в таможенный орган с заявлением о зачете 604 629 рублей 21 копейки излишне уплаченных таможенных сборов в счет предстоящих таможенных платежей.
В ответе на данное заявление таможенный орган указал, что зачет излишне уплаченных таможенных сборов осуществлен быть не может.
Отказывая в удовлетворении заявления общества о признании данного отказа незаконным, суд первой инстанции, сославшись на пункт 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863; НГР:Р0405671 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" (далее - Постановление от 28.12.2004 N 863; НГР:Р0405671), сделал такой вывод: таможенные сборы уплачиваются при подаче каждой таможенной декларации, как временной, так и полной, поскольку и в том, и другом случае декларанту оказываются публично-правовые услуги, связанные с таможенным оформлением товаров.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленное требование, суд апелляционной инстанции счел неправомерным применение к спорным отношениям, возникшим при подаче временной таможенной декларации, ставок таможенных сборов, установленных на дату представления обществом полной таможенной декларации.
Суд кассационной инстанции, отменяя постановление суда апелляционной инстанции и оставляя без изменения решение суда первой инстанции, признал обоснованным применение к отношениям, связанным с подачей полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании товаров, пункта 7 Постановления от 28.12.2004 N 863; НГР:Р0405671.
Между тем судами первой и кассационной инстанций не учтено следующее.
Статьей 357.10 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Таможенный кодекс) предусмотрено, что ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с названной статьей Таможенного кодекса Постановлением от 28.12.2004 N 863; НГР:Р0405671 определены ставки таможенных сборов.
Пункт 7 указанного Постановления содержит положение о том, что в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей.
По делу о признании недействующим пункта 7 Постановления от 28.12.2004 N 863; НГР:Р0405671 Верховный Суд Российской Федерации в решении от 24.05.2006 N ГКПИ06-495 и определении кассационной коллегии от 03.08.2006 N КАС06-267 отметил: подача полной таможенной декларации по своей природе не может быть приравнена к подаче повторной таможенной декларации - и указал на отсутствие оснований для вывода о том, что оспариваемым пунктом регулируются условия и размер оплаты таможенного сбора при подаче полной таможенной декларации.
С учетом данного вывода установленная пунктом 7 Постановления от 28.12.2004 N 863; НГР:Р0405671 обязанность по повторной уплате таможенного сбора не может быть распространена на случаи подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании.
Кроме того, как следует из подпункта 31 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса, к таможенным сборам относится платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением товаров.
Согласно статье 60 Таможенного кодекса при вывозе товара таможенное оформление начинается в момент представления таможенной декларации и завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.
Следовательно, представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют таможенное оформление товара как единую таможенную процедуру.
В связи с этим уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.
При названных обстоятельствах суды первой и кассационной инстанций не имели оснований для вывода об уплате таможенных сборов при подаче как временной, так и полной таможенной декларации, поэтому оспариваемые судебные акты в силу пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 5 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19.12.2007 по делу N А47-2238/2007 АК-22 Арбитражного суда Оренбургской области отменить.
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2007 по указанному делу оставить без изменения.
Председательствующий
А.А. ИВАНОВ
[введено: 24.10.2008 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
[проверено: 02.12.2008 редактор НЦПИ - Приходько И.О.]
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 10 от 01.10.2008 Стр. 158 |
Рубрики правового классификатора: | 100.000.000 Внешнеэкономическая деятельность. Таможенное дело, 100.170.000 Таможенное дело (см. также 200.100.050), 100.170.030 Таможенные режимы (см. также 020.040.050), 100.170.050 Таможенное оформление, 100.170.090 Таможенные платежи, 180.000.000 Правосудие, 180.050.000 Арбитражный процесс, 180.050.010 Общие положения |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: