Основная информация
Дата опубликования: | 08 июля 2011г. |
Номер документа: | RU34000201100650 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Волгоградская область |
Принявший орган: | Администрация Волгоградской области |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
34-2011-328-П
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
08 июля 2011г. №328-п
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСА МЕР ПО МОДЕРНИЗАЦИИ В 2011 ГОДУ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
«Волгоградская правда», №129 от 15.07.2011г.
Постановление утратило силу на основании статьи 39 Закона Волгоградской области от 01.10.2002г. №736-ОД, НГР: ru34000200200205
В целях модернизации в 2011 году общего образования Волгоградской области, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011г. №436 "О порядке предоставления в 2011-2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования", Законом Волгоградской области от 20 декабря 2010г. №2139-ОД "Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" Администрация Волгоградской области постановляет:
1. Утвердить:
комплекс мер по модернизации в 2011 году общего образования Волгоградской области согласно приложению 1;
показатели результативности модернизации в 2011 году общего образования Волгоградской области согласно приложению 2.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.
И.о. Главы Администрации
Волгоградской области
Г.А. Чуриков
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к постановлению
Администрации
Волгоградской области
от 08 июля 2011г. №328-п
КОМПЛЕКС МЕР
по модернизации в 2011 году общего образования Волгоградской области
1. Основные предпосылки реализации комплекса мер по модернизации общего образования Волгоградской области в 2011 году
Комплекс мер по модернизации в 2011 году общего образования Волгоградской области (далее именуется - Комплекс мер) разработан в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина (протокол заседания Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2011г. №11), на основании постановления Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011г. №436 "О порядке предоставления в 2011-2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования".
В Волгоградской области создано единое образовательное пространство. В структуру системы образования входят 1020 общеобразовательных учреждений (в том числе 158 начальных, 130 основных, 732 средние общеобразовательные школы), в которых обучается 218889 человек. Из общего числа общеобразовательных учреждений в области работает 20 гимназий, 17 лицеев, 32 общеобразовательных учреждения с углубленным изучением отдельных предметов с общим контингентом обучающихся 49191 человек. В 15 негосударственных общеобразовательных учреждениях области обучается 1550 человек.
Волгоградская область является регионом с инновационной системой образования. В общеобразовательных учреждениях (школах, гимназиях, лицеях) области обучающимся и их родителям предлагается широкий спектр образовательных программ, форм получения образования, уровней обучения. В целях обеспечения возможности выбора общеобразовательным учреждением и обучающимися форм учебной деятельности и содержания образования, повышения качества образования, включения педагогов в инновационную деятельность, апробации управления образовательным учреждением с использованием системы электронного документооборота действуют 47 региональных экспериментальных площадок.
В 2009 году завершилась реализация комплексного проекта модернизации образования Волгоградской области. Итоги реализации проекта подведены на заседании конкурсной комиссии в Министерстве образования и науки Российской Федерации, принято решение об одобрении в целом результатов реализации мероприятий по государственной поддержке субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексный проект модернизации образования.
Волгоградская область готова к реализации мероприятий модернизации комплексного проекта модернизации образования Волгоградской области общего образования с учетом требований приоритетного национального проекта "Образование" (проведена оптимизация сети общеобразовательных учреждений, осуществлен переход на новую систему оплаты труда, нормативное подушевое финансирование, созданы современные условия для осуществления образовательного процесса в 72,6 процента общеобразовательных учреждений, во всех общеобразовательных учреждениях организована работа органов государственно-общественного самоуправления).
Благодаря мероприятиям по сокращению расходов на административно-управленческий и прочий персонал общеобразовательных учреждений и увеличению размера выплат компенсационного и стимулирующего характера (до 40 процентов фонда оплаты труда) повысилась заработная плата учителей. Доля стимулирующей части в общем фонде оплаты труда к настоящему времени составляет в среднем более 25 процентов. В каждой школе работает управляющий совет, который участвует в процедуре установления стимулирующих выплат.
Модельная методика оплаты труда введена более чем в 30 процентах общеобразовательных учреждений. В данной методике использованы все 14 принципов реализации новой системы оплаты труда.
Положительными эффектами введения новой системы оплаты труда являются:
повышение стимулирующей части заработной платы учителей в зависимости от качества и результатов педагогического труда;
дифференциация уровня оплаты труда в зависимости от качества работы;
изменение психологии учителя;
тенденция омоложения педагогических кадров;
создание органов государственно-общественного управления (советы);
оптимизация штатов образовательных учреждений.
В Волгоградской области создан научно-исследовательский отдел "Центр оценки качества образования" как структурное подразделение государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования". В результате деятельности научно-исследовательского отдела "Центр оценки качества образования":
организована многоуровневая информационная система мониторинга качества образования Волгоградской области;
реализован новый подход в аттестации образовательных учреждений и учителей (через оценку проявления компетентностей педагога);
разработан и внедрен механизм связи оценки качества системы образования и новой системы оплаты труда.
Развитие региональной системы оценки качества образования актуализировало следующие устойчивые тенденции данного направления:
обозначен переход на многофакторную систему оценки качества образования;
происходит последовательная гармонизация процессов и содержания внутренней и внешней экспертизы оценки качества образования;
апробируются элементы системы менеджмента качества образования;
совершенствуются условия участия общественности в оценке качества образования.
Государственная (итоговая) аттестация выпускников IX классов общеобразовательных учреждений Волгоградской области с 2006 года проводится в рамках федеральной апробации независимой системы оценки качества образования. На территории Волгоградской области в 100 процентах муниципальных районов и городских округов и в 100 процентах общеобразовательных учреждений апробируются новые модели государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов по всем учебным предметам федерального компонента государственного стандарта общего образования, выносимым на государственную (итоговую) аттестацию выпускников IX классов общеобразовательных учреждений. В рамках государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений отработана процедура и технология проведения экзаменов при территориальных экзаменационных комиссиях.
С 2006 года в Волгоградской области проводится комплексный электронный мониторинг всех общеобразовательных учреждений с использованием электронного паспорта образовательного учреждения, для размещения которого в 2010 году создан официальный раздел на сайте Комитета по образованию и науке Администрации Волгоградской области. Показатели реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" отражаются в федеральном электронном мониторинге на сайте по адресу: http://www.kpmo.ru/kpmo/gis-view/.
Комитетом по образованию и науке Администрации Волгоградской области инициировано проведение мониторинга физического развития обучающихся в муниципальных районах (городских округах). Во всех общеобразовательных учреждениях введен третий час физической культуры.
В общеобразовательных учреждениях реализуются более 110 программ, направленных на формирование здорового образа жизни, в том числе 15 программ факультативных и элективных курсов, разработанных в общеобразовательных учреждениях области и прошедших экспертизу в Комитете по образованию и науке Администрации Волгоградской области.
Проведен мониторинг социальных последствий оптимизации и степени удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг. По результатам мониторинговых исследований опубликованы аналитические материалы.
В рамках выполнения федерального плана первоочередных действий по реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" в 2010 году организовано исполнение следующих мероприятий:
разработка моделей взаимодействия учреждений общего, дополнительного и профессионального образования по формированию индивидуальной образовательной траектории одаренных детей;
совершенствование правовых условий и механизмов системы поиска и поддержки одаренных детей в общеобразовательных учреждениях.
В целях совершенствования правовых условий и механизмов системы поиска и поддержки одаренных детей в общеобразовательных учреждениях согласно графику ежегодно (с 2004 года) проводятся областные открытые олимпиады обучающихся 9-11 классов по 18 предметам с участием государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Волгоградский государственный технический университет", государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Волгоградский государственный социально-педагогический университет", государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет", государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Волгоградский государственный университет", государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Волгоградский государственный медицинский университет", государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования" (далее именуется - Волгоградская государственная академия повышения квалификации), в которых приняло участие свыше 3000 обучающихся.
В Волгоградской области реализуется проект "Одаренный ребенок", разработано положение о Центре по работе с одаренными детьми при Волгоградской государственной академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, проведены IX межрегиональная экологическая экспедиция школьников России, открытая сессия мастер-классов и творческих лабораторий на базе региональной экспериментальной площадки - муниципального образовательного учреждения "Лицей №2" "Развитие одаренности учащегося как приоритетная задача национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".
Продолжается работа региональной экспериментальной площадки по отработке модели специализированной общеобразовательной подготовки (профильного обучения), ориентированной на проектирование и реализацию индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, проявивших повышенный интерес к изучению отдельных предметов на базе государственного образовательного учреждения Волгоградский лицей-интернат "Лидер".
В целях создания системы выявления и поддержки талантливых и одаренных детей, а также определения уровня сформированности информационной компетентности, коммуникативной компетентности, а также в целях формирования социального опыта и умения выявлять проблемы окружающего социума при продуктивном взаимодействии различными социальными институтами в процессе проектной деятельности в 2010 году были проведены:
открытые олимпиады школьников (при непосредственном участии высших учебных заведений Волгоградской области);
II областной конкурс социальных проектов учащихся общеобразовательных учреждений "Свой мир построим сами";
IX областной фестиваль презентаций учебных и педагогических проектов.
Ежегодно назначаются персональные стипендии Волгоградской области и проводится прием у Главы Администрации Волгоградской области.
В летнее время для старшеклассников - победителей олимпиад и одаренных детей организуется учебно-оздоровительный лагерь "Интеграл".
На территории Волгоградской области разработаны и апробированы новый порядок аттестации педагогических работников; модель организации и финансирования повышения квалификации работников образования, обеспечивающая непрерывность и адресный подход к повышению квалификации. Обеспечено профессиональное развитие управленческих кадров системы образования. Разработаны и опубликованы методические рекомендации по процедурам и механизмам оценки профессиональных компетенций педагогов.
Для педагогических работников региона реализуются вариативные модели повышения квалификации:
по запросам региональной системы образования Волгоградской области;
в соответствии с этнокультурной спецификой региона;
в соответствии с профессиональными потребностями образовательных учреждений и работников образования; по запросам общественности.
На практике используются возможности разработанных моделей повышения квалификации в части:
организации обучения по запросам работодателей, целевых групп работников образования, дифференцируемых в соответствии с потребностями развития региональной образовательной системы и перспективами создания кадрового резерва в конкурентной профессиональной среде;
использования современных IТ-технологий;
обеспечения гибкости образовательных программ и мобильности обучающихся в процессах личностно-профессионального развития по индивидуальным образовательным траекториям на основе включения в рабочие программы курсов и дисциплин инвариантной и вариативной частей, а также дистанционного обучения, обучения по индивидуальным планам и в порядке экстерната;
введения в связи с этим "накопительных схем" профессионального развития работников.
В Волгоградской государственной академии повышения квалификации за 2010 год реализованы 72 модульные программы повышения квалификации педагогов и руководителей образовательных учреждений.
Организованы муниципальные ресурсные центры переподготовки руководителей по федеральному проекту создания федерально-региональной мобильной, многовекторной системы переподготовки управленческих кадров.
В целях выявления талантливых и инициативных учителей, повышения престижа учительской профессии и распространения инновационного педагогического опыта ежегодно проводятся областные конкурсы профессионального мастерства "Учитель года" и "Педагог-психолог", фестиваль педагогических идей, педагогические чтения "Российский педагог: вчера, сегодня, завтра".
С целью привлечения молодых учителей в общеобразовательные учреждения с 2010 года организован конкурсный отбор лучших молодых учителей образовательных учреждений Волгоградской области, реализующих программы общего образования, на получение премии Главы Администрации Волгоградской области. Ежегодно 40 человек получают премию Главы Администрации Волгоградской области в размере 50 тыс.рублей каждый.
В соответствии с Законом Волгоградской области от 09 января 2007г. №1408-ОД "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов государственными полномочиями Волгоградской области по обеспечению социальными гарантиями молодых специалистов, работающих в муниципальных учреждениях, расположенных в сельских поселениях и рабочих поселках Волгоградской области" молодым специалистам выплачивается ежемесячная надбавка к окладу (тарифной ставке), единовременное пособие.
Важнейшим ресурсом развития кадрового потенциала в регионе является создание условий для овладения педагогами идеей индивидуализации образования в целом и тьюторских практик. Открыт сертифицированный Региональный Центр тьюторских практик как ресурсный центр Межрегиональной тьюторской Ассоциации. Региональный Центр тьюторских практик объединяет 23 опытно-экспериментальные площадки.
Проводится системная работа по формированию кадрового обеспечения введения федерального государственного образовательного стандарта (далее именуется - ФГОС). Разработаны и реализуются дополнительные профессиональные образовательные программы, ориентированные на повышение квалификации педагогов и руководителей образовательных учреждений по вопросам введения ФГОС начального общего образования. Регулярно проводятся семинары-совещания с различными категориями работников системы общего образования.
В целях создания системы научно-методической поддержки введения ФГОС разработаны и опубликованы на сайте Комитета по образованию и науке Администрации Волгоградской области нормативные правовые документы и информационно-методические материалы. Организовано широкое общественно-педагогическое обсуждение основных направлений и проблем введения ФГОС в массовую практику. Проведен мониторинг готовности общеобразовательных учреждений Волгоградской области к введению ФГОС.
Реализация мероприятий модернизации общего образования в Волгоградской области позволила:
внедрить эффективные формы организации профильного обучения на III ступени общего образования в 208 общеобразовательных учреждениях Волгоградской области;
осуществить отработку модели специализированной общеобразовательной подготовки (профильного обучения), ориентированной на индивидуализацию образовательных траекторий обучающихся, проявивших повышенный интерес к изучению отдельных предметов;
усовершенствовать правовые условия и механизмы системы поиска и поддержки одаренных детей в общеобразовательных учреждениях;
разработать и реализовать сетевое взаимодействие образовательных учреждений в целях реализации индивидуальных образовательных траекторий школьников, в том числе модель взаимодействия учреждений общего, дополнительного и профессионального образования (в рамках сетевого взаимодействия работают 359 образовательных учреждений, из них 89 реализуют программы общего образования для обучающихся по индивидуальным образовательным траекториям). Организован подвоз школьников 460 школьными автобусами;
отработать модель взаимодействия образовательных учреждений в составе школьных округов посредством создания 52 ресурсных центров и 104 базовых школ с концентрацией в данных образовательных учреждениях современных технических, кадровых ресурсов;
создать устойчивые тенденции развития вариативности образовательных программ и образовательных услуг по выбору обучающихся;
создать предпосылки и условия для массового внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в образовательных учреждениях;
создать муниципальные межшкольные центры методической и технической поддержки использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов;
продолжить работу по продвижению использования в образовательном процессе школ электронных образовательных ресурсов, разнообразных форм дистанционного обучения, по внедрению автоматизации процессов управления в образовательном учреждении и предоставления родителям в электронном виде оперативной информации о текущей успеваемости обучающихся;
реализовать форму дистанционного обучения в режиме он-лайн на основе системы видеоконференцсвязи;
апробировать с 2006 года новую форму государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов по всем учебным предметам федерального компонента государственного стандарта общего образования, выносимым на государственную (итоговую) аттестацию выпускников IX классов общеобразовательных учреждений;
сформировать и развить региональную систему оценки качества образования;
создать условия для расширения и развития открытой системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров при активном участии общеобразовательных учреждений, реализующих инновационные образовательные программы;
увеличить долю общеобразовательных учреждений, в которых используются информационные технологии для автоматизации процессов управления общеобразовательным учреждением до 48,6 процента. 41 общеобразовательное учреждение (8 муниципальных района и 4 городских округа) используют электронный дневник (электронный журнал) для предоставления родителям оперативной информации о текущей успеваемости обучающихся;
апробировать в 2010-2011 учебном году федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в 27 общеобразовательных учреждениях Волгоградской области (48 первых классах);
достичь достаточно высокого уровня активности инновационной и экспериментальной практики в системе общего образования.
В Волгоградской области разработан ряд мер по поддержке педагогических работников, вышедших на пенсию. Так лица, проработавшие в должности педагогических работников в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Волгоградской области не менее десяти лет, вышедшие на пенсию с указанных должностей и проживающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), пользуются правом на возмещение расходов по оплате жилья, электроосвещения и отопления жилья.
С учетом актуальности совершенствования пенсионного обеспечения учителей как важнейшего направления их социальной поддержки, а также условия повышения качества образования планируется проведение организационных и информационно-разъяснительных мероприятий для учителей по содержанию пенсионной реформы, в том числе государственной программы софинансирования трудовой пенсии, в целях обеспечения максимальной доли учителей, участвующих в государственной программе софинансирования накопительной части трудовой пенсии.
Однако наряду с положительными эффектами отмечаются негативные факторы состояние образовательной сети Волгоградской области.
Среди проблем, связанных с несоответствием состояния образовательной сети, ресурсной емкостью учреждений и контингентом обучаемых, остро проявляют себя устаревшая материально-техническая база (в области более 350 школ требуют капитального ремонта.), а также отставание малокомплектных сельских школ от других учреждений в техническом и информационно-методическом обеспечении. Условия дефицита ресурсов при переходе к федеральным государственным образовательным стандартам общего образования могут еще более увеличить разрыв между образовательными возможностями сельских и городских общеобразовательных учреждений.
Одной из острейших проблем является состояние сети сельских малокомплектных школ. Анализ численности обучающихся в период с 2006 по 2010 годы в сельской местности свидетельствует о дальнейшем уменьшении количества детей, что приведет к дальнейшему сокращению сети малокомплектных сельских школ и соответственно к увеличению потребности транспортных единиц для организации подвоза детей к местам обучения.
Общий процент обеспеченности транспортом для организации подвоза обучающихся составляет 78 процентов.
Необходимо отметить проблему неравномерности распределения общеобразовательных учреждений повышенного уровня.
Большинство учреждений повышенного уровня подготовки находится в городских округах либо районных центрах, что снижает возможность получения образования повышенного уровня детьми, проживающими в сельской местности, и, следовательно, снижает возможность получения качественных образовательных услуг независимо от места проживания обучающихся. Таким образом, налицо сложившийся в области территориальный образовательный дисбаланс и, как следствие, недостаточно равный доступ населения к качественным образовательным услугам.
Следующая проблема связана с нерациональностью затрат на ремонт и коммунальное обеспечение учреждений общего образования, заполненных в среднем на 30-50 процента от проектной мощности, что обусловливает недостаток средств на повышение квалификации педагогов, обновление оборудования школьных предметных кабинетов, информатизацию образования.
Актуален вопрос о создании благоприятных психо-физиологических условий образовательного процесса.
Доступ населения к качественным образовательным услугам недостаточно равен. Удаленность населенных пунктов от центров муниципальных образований, поиск потребителями качественных образовательных услуг, другие факторы этого ряда приводят к тому, что усиливается "образовательная миграция" как в пределах одного муниципального образования, так и за пределами его границ. В связи с этим необходимо проведение дополнительных мер по реструктуризации образовательной сети Волгоградской области, гибкого изменения системы управления для обеспечения единого образовательного пространства на территории Волгоградской области и обеспечения достаточно высокого качества предъявляемых образовательных услуг.
Имеет место затруднение психологической адаптации обучающихся при сетевом взаимодействии общеобразовательных учреждений.
Оптимизации образовательной сети препятствуют транспортно-коммуникационные особенности области (состояние дорожной инфраструктуры, удаленность населенных пунктов сверх нормативов, транспортная недоступность поселений).
Отмечается высокий процент в школах Волгоградской области педагогов предпенсионного и пенсионного возраста и низкий уровень ротации педагогический кадров в школах области.
Большинство школьников не связывают необходимость поддержания и укрепления здоровья с возможностью своего будущего успеха и построением жизненной карьеры. Недостаточно развита система реальных стимулов для здорового образа жизни учащихся.
2. Цель и задачи реализации Комплекса мер
Целью реализации Комплекса мер является модернизация общего образования на региональном и муниципальном уровнях.
Комплекс мер направлен на решение следующих задач: повышение заработной платы учителей;
обеспечение качественных условий обучения посредством совершенствования материально-технической базы школ, в том числе, поддержки малокомплектных школ в сельской местности;
создание условий для применения дистанционных технологий обучения в сети базовых (опорных) школ и ресурсных центров;
подготовка, переподготовка и повышение квалификации учителей и руководителей общеобразовательных учреждений;
учебно-методическое оснащение общеобразовательных учреждений, в том числе комплектование школьных библиотек.
3. Система мероприятий
Комплексом мер предусмотрены следующие мероприятия:
приобретение оборудования (учебно-лабораторное, учебно-производственное, спортивное и компьютерное оборудование, оборудование для организации медицинского обслуживания обучающихся, оборудование для школьных столовых);
приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся;
пополнение фондов школьных библиотек;
развитие школьной инфраструктуры (текущий ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, а также с целью подготовки помещений для установки оборудования);
повышение квалификации, профессиональная переподготовка руководителей общеобразовательных учреждений и учителей;
модернизация общеобразовательных учреждений путем создания в них дистанционного обучения для обучающихся (увеличение пропускной способности и оплата интернет-трафика, обновление программного обеспечения и приобретение электронных образовательных ресурсов);
осуществление мер, направленных на энергосбережение в учреждениях общего образования.
4. Ресурсное обеспечение Комплекса мер
Расчет потребности в ресурсном обеспечении реализации Комплекса мер основан на оценке объемов финансовых средств, необходимых для выполнения каждого мероприятия.
34-2011-328-П
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
08 июля 2011г. №328-п
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСА МЕР ПО МОДЕРНИЗАЦИИ В 2011 ГОДУ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
«Волгоградская правда», №129 от 15.07.2011г.
Постановление утратило силу на основании статьи 39 Закона Волгоградской области от 01.10.2002г. №736-ОД, НГР: ru34000200200205
В целях модернизации в 2011 году общего образования Волгоградской области, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011г. №436 "О порядке предоставления в 2011-2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования", Законом Волгоградской области от 20 декабря 2010г. №2139-ОД "Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" Администрация Волгоградской области постановляет:
1. Утвердить:
комплекс мер по модернизации в 2011 году общего образования Волгоградской области согласно приложению 1;
показатели результативности модернизации в 2011 году общего образования Волгоградской области согласно приложению 2.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.
И.о. Главы Администрации
Волгоградской области
Г.А. Чуриков
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к постановлению
Администрации
Волгоградской области
от 08 июля 2011г. №328-п
КОМПЛЕКС МЕР
по модернизации в 2011 году общего образования Волгоградской области
1. Основные предпосылки реализации комплекса мер по модернизации общего образования Волгоградской области в 2011 году
Комплекс мер по модернизации в 2011 году общего образования Волгоградской области (далее именуется - Комплекс мер) разработан в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина (протокол заседания Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2011г. №11), на основании постановления Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011г. №436 "О порядке предоставления в 2011-2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования".
В Волгоградской области создано единое образовательное пространство. В структуру системы образования входят 1020 общеобразовательных учреждений (в том числе 158 начальных, 130 основных, 732 средние общеобразовательные школы), в которых обучается 218889 человек. Из общего числа общеобразовательных учреждений в области работает 20 гимназий, 17 лицеев, 32 общеобразовательных учреждения с углубленным изучением отдельных предметов с общим контингентом обучающихся 49191 человек. В 15 негосударственных общеобразовательных учреждениях области обучается 1550 человек.
Волгоградская область является регионом с инновационной системой образования. В общеобразовательных учреждениях (школах, гимназиях, лицеях) области обучающимся и их родителям предлагается широкий спектр образовательных программ, форм получения образования, уровней обучения. В целях обеспечения возможности выбора общеобразовательным учреждением и обучающимися форм учебной деятельности и содержания образования, повышения качества образования, включения педагогов в инновационную деятельность, апробации управления образовательным учреждением с использованием системы электронного документооборота действуют 47 региональных экспериментальных площадок.
В 2009 году завершилась реализация комплексного проекта модернизации образования Волгоградской области. Итоги реализации проекта подведены на заседании конкурсной комиссии в Министерстве образования и науки Российской Федерации, принято решение об одобрении в целом результатов реализации мероприятий по государственной поддержке субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексный проект модернизации образования.
Волгоградская область готова к реализации мероприятий модернизации комплексного проекта модернизации образования Волгоградской области общего образования с учетом требований приоритетного национального проекта "Образование" (проведена оптимизация сети общеобразовательных учреждений, осуществлен переход на новую систему оплаты труда, нормативное подушевое финансирование, созданы современные условия для осуществления образовательного процесса в 72,6 процента общеобразовательных учреждений, во всех общеобразовательных учреждениях организована работа органов государственно-общественного самоуправления).
Благодаря мероприятиям по сокращению расходов на административно-управленческий и прочий персонал общеобразовательных учреждений и увеличению размера выплат компенсационного и стимулирующего характера (до 40 процентов фонда оплаты труда) повысилась заработная плата учителей. Доля стимулирующей части в общем фонде оплаты труда к настоящему времени составляет в среднем более 25 процентов. В каждой школе работает управляющий совет, который участвует в процедуре установления стимулирующих выплат.
Модельная методика оплаты труда введена более чем в 30 процентах общеобразовательных учреждений. В данной методике использованы все 14 принципов реализации новой системы оплаты труда.
Положительными эффектами введения новой системы оплаты труда являются:
повышение стимулирующей части заработной платы учителей в зависимости от качества и результатов педагогического труда;
дифференциация уровня оплаты труда в зависимости от качества работы;
изменение психологии учителя;
тенденция омоложения педагогических кадров;
создание органов государственно-общественного управления (советы);
оптимизация штатов образовательных учреждений.
В Волгоградской области создан научно-исследовательский отдел "Центр оценки качества образования" как структурное подразделение государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования". В результате деятельности научно-исследовательского отдела "Центр оценки качества образования":
организована многоуровневая информационная система мониторинга качества образования Волгоградской области;
реализован новый подход в аттестации образовательных учреждений и учителей (через оценку проявления компетентностей педагога);
разработан и внедрен механизм связи оценки качества системы образования и новой системы оплаты труда.
Развитие региональной системы оценки качества образования актуализировало следующие устойчивые тенденции данного направления:
обозначен переход на многофакторную систему оценки качества образования;
происходит последовательная гармонизация процессов и содержания внутренней и внешней экспертизы оценки качества образования;
апробируются элементы системы менеджмента качества образования;
совершенствуются условия участия общественности в оценке качества образования.
Государственная (итоговая) аттестация выпускников IX классов общеобразовательных учреждений Волгоградской области с 2006 года проводится в рамках федеральной апробации независимой системы оценки качества образования. На территории Волгоградской области в 100 процентах муниципальных районов и городских округов и в 100 процентах общеобразовательных учреждений апробируются новые модели государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов по всем учебным предметам федерального компонента государственного стандарта общего образования, выносимым на государственную (итоговую) аттестацию выпускников IX классов общеобразовательных учреждений. В рамках государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений отработана процедура и технология проведения экзаменов при территориальных экзаменационных комиссиях.
С 2006 года в Волгоградской области проводится комплексный электронный мониторинг всех общеобразовательных учреждений с использованием электронного паспорта образовательного учреждения, для размещения которого в 2010 году создан официальный раздел на сайте Комитета по образованию и науке Администрации Волгоградской области. Показатели реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" отражаются в федеральном электронном мониторинге на сайте по адресу: http://www.kpmo.ru/kpmo/gis-view/.
Комитетом по образованию и науке Администрации Волгоградской области инициировано проведение мониторинга физического развития обучающихся в муниципальных районах (городских округах). Во всех общеобразовательных учреждениях введен третий час физической культуры.
В общеобразовательных учреждениях реализуются более 110 программ, направленных на формирование здорового образа жизни, в том числе 15 программ факультативных и элективных курсов, разработанных в общеобразовательных учреждениях области и прошедших экспертизу в Комитете по образованию и науке Администрации Волгоградской области.
Проведен мониторинг социальных последствий оптимизации и степени удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг. По результатам мониторинговых исследований опубликованы аналитические материалы.
В рамках выполнения федерального плана первоочередных действий по реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" в 2010 году организовано исполнение следующих мероприятий:
разработка моделей взаимодействия учреждений общего, дополнительного и профессионального образования по формированию индивидуальной образовательной траектории одаренных детей;
совершенствование правовых условий и механизмов системы поиска и поддержки одаренных детей в общеобразовательных учреждениях.
В целях совершенствования правовых условий и механизмов системы поиска и поддержки одаренных детей в общеобразовательных учреждениях согласно графику ежегодно (с 2004 года) проводятся областные открытые олимпиады обучающихся 9-11 классов по 18 предметам с участием государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Волгоградский государственный технический университет", государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Волгоградский государственный социально-педагогический университет", государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет", государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Волгоградский государственный университет", государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Волгоградский государственный медицинский университет", государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования" (далее именуется - Волгоградская государственная академия повышения квалификации), в которых приняло участие свыше 3000 обучающихся.
В Волгоградской области реализуется проект "Одаренный ребенок", разработано положение о Центре по работе с одаренными детьми при Волгоградской государственной академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, проведены IX межрегиональная экологическая экспедиция школьников России, открытая сессия мастер-классов и творческих лабораторий на базе региональной экспериментальной площадки - муниципального образовательного учреждения "Лицей №2" "Развитие одаренности учащегося как приоритетная задача национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".
Продолжается работа региональной экспериментальной площадки по отработке модели специализированной общеобразовательной подготовки (профильного обучения), ориентированной на проектирование и реализацию индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, проявивших повышенный интерес к изучению отдельных предметов на базе государственного образовательного учреждения Волгоградский лицей-интернат "Лидер".
В целях создания системы выявления и поддержки талантливых и одаренных детей, а также определения уровня сформированности информационной компетентности, коммуникативной компетентности, а также в целях формирования социального опыта и умения выявлять проблемы окружающего социума при продуктивном взаимодействии различными социальными институтами в процессе проектной деятельности в 2010 году были проведены:
открытые олимпиады школьников (при непосредственном участии высших учебных заведений Волгоградской области);
II областной конкурс социальных проектов учащихся общеобразовательных учреждений "Свой мир построим сами";
IX областной фестиваль презентаций учебных и педагогических проектов.
Ежегодно назначаются персональные стипендии Волгоградской области и проводится прием у Главы Администрации Волгоградской области.
В летнее время для старшеклассников - победителей олимпиад и одаренных детей организуется учебно-оздоровительный лагерь "Интеграл".
На территории Волгоградской области разработаны и апробированы новый порядок аттестации педагогических работников; модель организации и финансирования повышения квалификации работников образования, обеспечивающая непрерывность и адресный подход к повышению квалификации. Обеспечено профессиональное развитие управленческих кадров системы образования. Разработаны и опубликованы методические рекомендации по процедурам и механизмам оценки профессиональных компетенций педагогов.
Для педагогических работников региона реализуются вариативные модели повышения квалификации:
по запросам региональной системы образования Волгоградской области;
в соответствии с этнокультурной спецификой региона;
в соответствии с профессиональными потребностями образовательных учреждений и работников образования; по запросам общественности.
На практике используются возможности разработанных моделей повышения квалификации в части:
организации обучения по запросам работодателей, целевых групп работников образования, дифференцируемых в соответствии с потребностями развития региональной образовательной системы и перспективами создания кадрового резерва в конкурентной профессиональной среде;
использования современных IТ-технологий;
обеспечения гибкости образовательных программ и мобильности обучающихся в процессах личностно-профессионального развития по индивидуальным образовательным траекториям на основе включения в рабочие программы курсов и дисциплин инвариантной и вариативной частей, а также дистанционного обучения, обучения по индивидуальным планам и в порядке экстерната;
введения в связи с этим "накопительных схем" профессионального развития работников.
В Волгоградской государственной академии повышения квалификации за 2010 год реализованы 72 модульные программы повышения квалификации педагогов и руководителей образовательных учреждений.
Организованы муниципальные ресурсные центры переподготовки руководителей по федеральному проекту создания федерально-региональной мобильной, многовекторной системы переподготовки управленческих кадров.
В целях выявления талантливых и инициативных учителей, повышения престижа учительской профессии и распространения инновационного педагогического опыта ежегодно проводятся областные конкурсы профессионального мастерства "Учитель года" и "Педагог-психолог", фестиваль педагогических идей, педагогические чтения "Российский педагог: вчера, сегодня, завтра".
С целью привлечения молодых учителей в общеобразовательные учреждения с 2010 года организован конкурсный отбор лучших молодых учителей образовательных учреждений Волгоградской области, реализующих программы общего образования, на получение премии Главы Администрации Волгоградской области. Ежегодно 40 человек получают премию Главы Администрации Волгоградской области в размере 50 тыс.рублей каждый.
В соответствии с Законом Волгоградской области от 09 января 2007г. №1408-ОД "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов государственными полномочиями Волгоградской области по обеспечению социальными гарантиями молодых специалистов, работающих в муниципальных учреждениях, расположенных в сельских поселениях и рабочих поселках Волгоградской области" молодым специалистам выплачивается ежемесячная надбавка к окладу (тарифной ставке), единовременное пособие.
Важнейшим ресурсом развития кадрового потенциала в регионе является создание условий для овладения педагогами идеей индивидуализации образования в целом и тьюторских практик. Открыт сертифицированный Региональный Центр тьюторских практик как ресурсный центр Межрегиональной тьюторской Ассоциации. Региональный Центр тьюторских практик объединяет 23 опытно-экспериментальные площадки.
Проводится системная работа по формированию кадрового обеспечения введения федерального государственного образовательного стандарта (далее именуется - ФГОС). Разработаны и реализуются дополнительные профессиональные образовательные программы, ориентированные на повышение квалификации педагогов и руководителей образовательных учреждений по вопросам введения ФГОС начального общего образования. Регулярно проводятся семинары-совещания с различными категориями работников системы общего образования.
В целях создания системы научно-методической поддержки введения ФГОС разработаны и опубликованы на сайте Комитета по образованию и науке Администрации Волгоградской области нормативные правовые документы и информационно-методические материалы. Организовано широкое общественно-педагогическое обсуждение основных направлений и проблем введения ФГОС в массовую практику. Проведен мониторинг готовности общеобразовательных учреждений Волгоградской области к введению ФГОС.
Реализация мероприятий модернизации общего образования в Волгоградской области позволила:
внедрить эффективные формы организации профильного обучения на III ступени общего образования в 208 общеобразовательных учреждениях Волгоградской области;
осуществить отработку модели специализированной общеобразовательной подготовки (профильного обучения), ориентированной на индивидуализацию образовательных траекторий обучающихся, проявивших повышенный интерес к изучению отдельных предметов;
усовершенствовать правовые условия и механизмы системы поиска и поддержки одаренных детей в общеобразовательных учреждениях;
разработать и реализовать сетевое взаимодействие образовательных учреждений в целях реализации индивидуальных образовательных траекторий школьников, в том числе модель взаимодействия учреждений общего, дополнительного и профессионального образования (в рамках сетевого взаимодействия работают 359 образовательных учреждений, из них 89 реализуют программы общего образования для обучающихся по индивидуальным образовательным траекториям). Организован подвоз школьников 460 школьными автобусами;
отработать модель взаимодействия образовательных учреждений в составе школьных округов посредством создания 52 ресурсных центров и 104 базовых школ с концентрацией в данных образовательных учреждениях современных технических, кадровых ресурсов;
создать устойчивые тенденции развития вариативности образовательных программ и образовательных услуг по выбору обучающихся;
создать предпосылки и условия для массового внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в образовательных учреждениях;
создать муниципальные межшкольные центры методической и технической поддержки использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов;
продолжить работу по продвижению использования в образовательном процессе школ электронных образовательных ресурсов, разнообразных форм дистанционного обучения, по внедрению автоматизации процессов управления в образовательном учреждении и предоставления родителям в электронном виде оперативной информации о текущей успеваемости обучающихся;
реализовать форму дистанционного обучения в режиме он-лайн на основе системы видеоконференцсвязи;
апробировать с 2006 года новую форму государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов по всем учебным предметам федерального компонента государственного стандарта общего образования, выносимым на государственную (итоговую) аттестацию выпускников IX классов общеобразовательных учреждений;
сформировать и развить региональную систему оценки качества образования;
создать условия для расширения и развития открытой системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров при активном участии общеобразовательных учреждений, реализующих инновационные образовательные программы;
увеличить долю общеобразовательных учреждений, в которых используются информационные технологии для автоматизации процессов управления общеобразовательным учреждением до 48,6 процента. 41 общеобразовательное учреждение (8 муниципальных района и 4 городских округа) используют электронный дневник (электронный журнал) для предоставления родителям оперативной информации о текущей успеваемости обучающихся;
апробировать в 2010-2011 учебном году федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в 27 общеобразовательных учреждениях Волгоградской области (48 первых классах);
достичь достаточно высокого уровня активности инновационной и экспериментальной практики в системе общего образования.
В Волгоградской области разработан ряд мер по поддержке педагогических работников, вышедших на пенсию. Так лица, проработавшие в должности педагогических работников в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Волгоградской области не менее десяти лет, вышедшие на пенсию с указанных должностей и проживающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), пользуются правом на возмещение расходов по оплате жилья, электроосвещения и отопления жилья.
С учетом актуальности совершенствования пенсионного обеспечения учителей как важнейшего направления их социальной поддержки, а также условия повышения качества образования планируется проведение организационных и информационно-разъяснительных мероприятий для учителей по содержанию пенсионной реформы, в том числе государственной программы софинансирования трудовой пенсии, в целях обеспечения максимальной доли учителей, участвующих в государственной программе софинансирования накопительной части трудовой пенсии.
Однако наряду с положительными эффектами отмечаются негативные факторы состояние образовательной сети Волгоградской области.
Среди проблем, связанных с несоответствием состояния образовательной сети, ресурсной емкостью учреждений и контингентом обучаемых, остро проявляют себя устаревшая материально-техническая база (в области более 350 школ требуют капитального ремонта.), а также отставание малокомплектных сельских школ от других учреждений в техническом и информационно-методическом обеспечении. Условия дефицита ресурсов при переходе к федеральным государственным образовательным стандартам общего образования могут еще более увеличить разрыв между образовательными возможностями сельских и городских общеобразовательных учреждений.
Одной из острейших проблем является состояние сети сельских малокомплектных школ. Анализ численности обучающихся в период с 2006 по 2010 годы в сельской местности свидетельствует о дальнейшем уменьшении количества детей, что приведет к дальнейшему сокращению сети малокомплектных сельских школ и соответственно к увеличению потребности транспортных единиц для организации подвоза детей к местам обучения.
Общий процент обеспеченности транспортом для организации подвоза обучающихся составляет 78 процентов.
Необходимо отметить проблему неравномерности распределения общеобразовательных учреждений повышенного уровня.
Большинство учреждений повышенного уровня подготовки находится в городских округах либо районных центрах, что снижает возможность получения образования повышенного уровня детьми, проживающими в сельской местности, и, следовательно, снижает возможность получения качественных образовательных услуг независимо от места проживания обучающихся. Таким образом, налицо сложившийся в области территориальный образовательный дисбаланс и, как следствие, недостаточно равный доступ населения к качественным образовательным услугам.
Следующая проблема связана с нерациональностью затрат на ремонт и коммунальное обеспечение учреждений общего образования, заполненных в среднем на 30-50 процента от проектной мощности, что обусловливает недостаток средств на повышение квалификации педагогов, обновление оборудования школьных предметных кабинетов, информатизацию образования.
Актуален вопрос о создании благоприятных психо-физиологических условий образовательного процесса.
Доступ населения к качественным образовательным услугам недостаточно равен. Удаленность населенных пунктов от центров муниципальных образований, поиск потребителями качественных образовательных услуг, другие факторы этого ряда приводят к тому, что усиливается "образовательная миграция" как в пределах одного муниципального образования, так и за пределами его границ. В связи с этим необходимо проведение дополнительных мер по реструктуризации образовательной сети Волгоградской области, гибкого изменения системы управления для обеспечения единого образовательного пространства на территории Волгоградской области и обеспечения достаточно высокого качества предъявляемых образовательных услуг.
Имеет место затруднение психологической адаптации обучающихся при сетевом взаимодействии общеобразовательных учреждений.
Оптимизации образовательной сети препятствуют транспортно-коммуникационные особенности области (состояние дорожной инфраструктуры, удаленность населенных пунктов сверх нормативов, транспортная недоступность поселений).
Отмечается высокий процент в школах Волгоградской области педагогов предпенсионного и пенсионного возраста и низкий уровень ротации педагогический кадров в школах области.
Большинство школьников не связывают необходимость поддержания и укрепления здоровья с возможностью своего будущего успеха и построением жизненной карьеры. Недостаточно развита система реальных стимулов для здорового образа жизни учащихся.
2. Цель и задачи реализации Комплекса мер
Целью реализации Комплекса мер является модернизация общего образования на региональном и муниципальном уровнях.
Комплекс мер направлен на решение следующих задач: повышение заработной платы учителей;
обеспечение качественных условий обучения посредством совершенствования материально-технической базы школ, в том числе, поддержки малокомплектных школ в сельской местности;
создание условий для применения дистанционных технологий обучения в сети базовых (опорных) школ и ресурсных центров;
подготовка, переподготовка и повышение квалификации учителей и руководителей общеобразовательных учреждений;
учебно-методическое оснащение общеобразовательных учреждений, в том числе комплектование школьных библиотек.
3. Система мероприятий
Комплексом мер предусмотрены следующие мероприятия:
приобретение оборудования (учебно-лабораторное, учебно-производственное, спортивное и компьютерное оборудование, оборудование для организации медицинского обслуживания обучающихся, оборудование для школьных столовых);
приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся;
пополнение фондов школьных библиотек;
развитие школьной инфраструктуры (текущий ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, а также с целью подготовки помещений для установки оборудования);
повышение квалификации, профессиональная переподготовка руководителей общеобразовательных учреждений и учителей;
модернизация общеобразовательных учреждений путем создания в них дистанционного обучения для обучающихся (увеличение пропускной способности и оплата интернет-трафика, обновление программного обеспечения и приобретение электронных образовательных ресурсов);
осуществление мер, направленных на энергосбережение в учреждениях общего образования.
4. Ресурсное обеспечение Комплекса мер
Расчет потребности в ресурсном обеспечении реализации Комплекса мер основан на оценке объемов финансовых средств, необходимых для выполнения каждого мероприятия.
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | "Волгоградская правда" № 129 от 15.07.2011 |
Рубрики правового классификатора: | 130.010.000 Образование (см. также 200.160.040), 130.010.020 Управление системой образования (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050) |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: