Основная информация
Дата опубликования: | 08 октября 2005г. |
Номер документа: | В200503758 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
В0503758
В200503758
В200503758
В0503758
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
08.11.2005 N 4148/05
[О рассмотрении заявления ОАО "Судоходная компания
"Волжское пароходство" о пересмотре в порядке надзора
постановления Федерального арбитражного суда
Северо-Кавказского округа от 20.12.2004 по делу
N А53-9312/2003-С5-19 Арбитражного суда
Ростовской области]
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - первого заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Валявиной Е.Ю.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Иванниковой Н.П., Киреева Ю.А., Козловой А.С., Козловой О.А., Маковской А.А., Першутова А.Г., Слесарева В.Л., Суховой Г.И., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление открытого акционерного общества "Судоходная компания "Волжское пароходство" о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.12.2004 по делу N А53-9312/2003-С5-19 Арбитражного суда Ростовской области.
В заседании приняли участие представители:
от открытого акционерного общества "Судоходная компания "Волжское пароходство" - Билык Т.Е., Салтыков П.Н.;
от открытого акционерного общества "Северо-Западный флот" - Рычкова Е.Ф., Хайруллин М.Р.;
от саморегулируемой организации "Ассоциация судоходных компаний" - Курбаналиева Н.Г., Морозова Т.В.;
от федерального государственного учреждения "Администрация морского порта Таганрог" - Артасонова Е.А., Базикова Е.В.;
от Федерального агентства морского и речного транспорта - Ляпин В.М.
Заслушав и обсудив доклад судьи Юхнея М.Ф., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
Открытое акционерное общество "Судоходная компания "Волжское пароходство" и открытое акционерное общество "Северо-Западный флот" (далее - заявители) обратились в Арбитражный суд Ростовской области с заявлениями о признании незаконными приказов государственного учреждения "Морская администрация порта Таганрог" (в настоящее время - федеральное государственное учреждение "Администрация морского порта Таганрог"; далее - администрация порта Таганрог) от 30.09.2002 N 139/1 и от 17.06.2003 N 116.
Определениями суда первой инстанции от 03.11.2003 производство по делам о признании незаконными названных приказов прекращено.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановлениями от 11.03.2004 указанные определения отменил, дела направил в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
Суд первой инстанции определением от 28.05.2004 объединил дело N А53-8806/2003-С5-19 и дело N А53-9312/2003-С5-19 в одно производство, присвоив делу N А53-9312/2003-С5-19.
Впоследствии в качестве заявителя в дело вступила некоммерческая организация "Ассоциация судоходных компаний" (в настоящее время - саморегулируемая организация "Ассоциация судоходных компаний").
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство транспорта Российской Федерации (Федеральное агентство морского и речного транспорта), прокуратура Ростовской области, государственное учреждение "Морская администрация Ейского морского порта", государственное учреждение "Азово-Донское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства", войсковая часть 30839, Главное управление навигации и гидрографии Министерства обороны Российской Федерации в лице Гидрографической службы Черноморского флота.
Решением суда первой инстанции от 03.09.2004 пункт 2 приказа от 30.09.2002 N 139/1 и пункт 1 приказа от 17.06.2003 N 116 администрации порта Таганрог в части, касающейся установления координат границ акватории Таганрогского торгового порта, признаны незаконными; в удовлетворении остальной части требований отказано.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановлением от 20.12.2004 решение суда первой инстанции в части признания незаконными пункта 2 приказа от 30.09.2002 N 139/1 и пункта 1 приказа от 17.06.2003 N 116 отменил; производство по делу в части требования о признании недействительным приказа от 30.09.2002 N 139/1 прекратил; в удовлетворении требования о признании недействительным приказа от 17.06.2003 N 116 отказал; в остальной части решение оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора постановления суда кассационной инстанции от 20.12.2004 и дополнении к нему ОАО "Судоходная компания "Волжское пароходство" просит отменить этот судебный акт.
В отзывах на заявление ОАО "Северо-Западный флот", саморегулируемая организация "Ассоциация судоходных компаний" и Гидрографическая служба Черноморского флота также просят отменить указанный судебный акт.
Администрация порта Таганрог, войсковая часть 30839, прокуратура Ростовской области, Федеральное агентство морского и речного транспорта в отзывах на заявление просят оставить названный судебный акт без изменения как соответствующий действующему законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзывах на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что оспариваемое постановление суда кассационной инстанции от 20.12.2004 подлежит отмене, решение суда первой инстанции от 03.09.2004 - оставлению без изменения по следующим основаниям.
Начальником администрации порта Таганрог издан приказ от 30.09.2002 N 139/1, пунктом 2 которого пункт 1.11 Обязательных постановлений по Таганрогскому морскому торговому порту изложен в следующей редакции: "К портовым водам, находящимся под юрисдикцией Морской администрации порта Таганрог, относятся: судоходная акватория Таганрогского залива, в пределах объявленных судоходных путей, восточнее меридиана 38 град. 14 мин. О Е и до приемного буя N 1 Азово-Донского морского канала, включающими в себя внутреннюю и внешнюю акватории порта, Таганрогский подходной канал, районы рейдовых якорных стоянок судов N 1, 2, 3, 4, 5".
Пунктом 1 приказа начальника администрации порта Таганрог от 17.06.2003 N 116 координаты границ акватории порта Таганрог определены в соответствии с приказом Народного комиссариата путей сообщения от 25.09.1929 N 1093 и пункт 1.11 Обязательных постановлений по Таганрогскому морскому торговому порту изложен в такой редакции: "Координаты границ акватории порта включают в себя водное пространство от меридиана плавучего маяка Донских гирл до Безымянной косы включительно".
Признавая пункт 2 приказа от 30.09.2002 N 139/1 и пункт 1 приказа от 17.06.2003 N 116 недействительными, суд первой инстанции исходил из того, что эти приказы изданы начальником администрации порта Таганрог с превышением должностных полномочий, в нарушение норм действующего законодательства и затрагивают интересы заявителей в сфере экономической деятельности.
Суд кассационной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, сослался на Общие правила морских торговых и рыбных портов Союза ССР, утвержденные приказом Министерства морского флота СССР от 16.12.1969, и Общие правила плавания и стоянки судов в морских портах и на подходах к ним, утвержденные Министерством морского флота СССР и Министерством рыбного хозяйства СССР 20.02.1990 (далее - Общие правила), в соответствии с которыми начальник морской администрации порта издает обязательные постановления по порту, отражающие особенности данного порта и содержащие правила плавания на его акватории и в зоне действия служб управления движения судов. При этом суд пришел к выводу, что начальником администрации порта Таганрог правомерно установлены водные границы порта на основании приказа Народного комиссариата путей сообщения от 25.09.1929 N 1093.
Данный вывод суда кассационной инстанции необоснован ввиду следующего.
Согласно части 4 статьи 9 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации администрации морских портов осуществляют административно-властные и другие полномочия, возложенные на них Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.1993 N 1299; НГР:Р9305585 "Об организации управления морскими портами" администрации морских портов созданы для обеспечения безопасности мореплавания и порядка в портах, включая надзор за соблюдением законов, правил и международных договоров Российской Федерации по торговому мореплаванию, осуществлению надзора за технической эксплуатацией закрепленных за ним портовых сооружений и объектов, обеспечению их ремонта, развития и строительства.
В соответствии с пунктом 1.6 Общих правил акваторию морского порта составляют отведенные порту в порядке, установленном действующим законодательством, водные пространства, в том числе внутренний и внешний рейды. Границы акватории (вод порта, портовых вод) приводятся в обязательных постановлениях по порту.
Таким образом, администрация торгового порта не наделена полномочиями по определению границ акватории морского порта. Эти границы устанавливаются в порядке, определенном действующим законодательством, и лишь приводятся в обязательных постановлениях по порту, издаваемых начальником администрации порта.
Статьей 2 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ; НГР:Р9803597 "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" установлено, что воды портов Российской Федерации относятся к внутренним морским водам.
Исходя из статьи 36 Водного кодекса Российской Федерации; НГР:Р9504602 внутренние морские воды находятся в собственности Российской Федерации, управление которой согласно статье 71 и пункту "г" части 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 осуществляет Правительство Российской Федерации.
Ссылка суда кассационной инстанции на то, что приказ начальника администрации порта Таганрог от 17.06.2003 N 116 является законным, так как издан в соответствии с приказом Народного комиссариата путей сообщения от 25.09.1929 N 1093, неправомерна.
Пунктом 2 раздела второго Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 установлено, что законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу данной Конституции, применяются в части, ей не противоречащей.
Приказ Народного комиссариата путей сообщения от 25.09.1929 N 1093 в части установления границ акватории порта Таганрог не может применяться в настоящее время, так как Конституцией Российской Федерации; НГР:Р9305853 1993 года, Водным кодексом Российской Федерации; НГР:Р9504602, Федеральным законом "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" установлен иной порядок управления федеральной собственностью.
Таким образом, пункт 2 приказа от 30.09.2002 N 139/1 и пункт 1 приказа от 17.06.2003 N 116 начальника администрации порта Таганрог, изменяющие границы акватории порта Таганрог, изданы с превышением должностных полномочий и противоречат нормам действующего законодательства.
При названных обстоятельствах оспариваемое постановление суда кассационной инстанции в силу пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР:Р0203806 подлежит отмене как противоречащее закону и нарушающее единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 5 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР:Р0203806, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.12.2004 по делу N А53-9312/2003-С5-19 Арбитражного суда Ростовской области отменить.
Решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.09.2004 по указанному делу оставить без изменения.
Председательствующий
Е.Ю. Валявина
[введено: 21.03.2006 оператор НЦПИ - Денисова Н.Н.]
[проверено: 04.05.2006 редактор НЦПИ - Антонова О.А.]
В0503758
В200503758
В200503758
В0503758
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
08.11.2005 N 4148/05
[О рассмотрении заявления ОАО "Судоходная компания
"Волжское пароходство" о пересмотре в порядке надзора
постановления Федерального арбитражного суда
Северо-Кавказского округа от 20.12.2004 по делу
N А53-9312/2003-С5-19 Арбитражного суда
Ростовской области]
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - первого заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Валявиной Е.Ю.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Иванниковой Н.П., Киреева Ю.А., Козловой А.С., Козловой О.А., Маковской А.А., Першутова А.Г., Слесарева В.Л., Суховой Г.И., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление открытого акционерного общества "Судоходная компания "Волжское пароходство" о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.12.2004 по делу N А53-9312/2003-С5-19 Арбитражного суда Ростовской области.
В заседании приняли участие представители:
от открытого акционерного общества "Судоходная компания "Волжское пароходство" - Билык Т.Е., Салтыков П.Н.;
от открытого акционерного общества "Северо-Западный флот" - Рычкова Е.Ф., Хайруллин М.Р.;
от саморегулируемой организации "Ассоциация судоходных компаний" - Курбаналиева Н.Г., Морозова Т.В.;
от федерального государственного учреждения "Администрация морского порта Таганрог" - Артасонова Е.А., Базикова Е.В.;
от Федерального агентства морского и речного транспорта - Ляпин В.М.
Заслушав и обсудив доклад судьи Юхнея М.Ф., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
Открытое акционерное общество "Судоходная компания "Волжское пароходство" и открытое акционерное общество "Северо-Западный флот" (далее - заявители) обратились в Арбитражный суд Ростовской области с заявлениями о признании незаконными приказов государственного учреждения "Морская администрация порта Таганрог" (в настоящее время - федеральное государственное учреждение "Администрация морского порта Таганрог"; далее - администрация порта Таганрог) от 30.09.2002 N 139/1 и от 17.06.2003 N 116.
Определениями суда первой инстанции от 03.11.2003 производство по делам о признании незаконными названных приказов прекращено.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановлениями от 11.03.2004 указанные определения отменил, дела направил в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
Суд первой инстанции определением от 28.05.2004 объединил дело N А53-8806/2003-С5-19 и дело N А53-9312/2003-С5-19 в одно производство, присвоив делу N А53-9312/2003-С5-19.
Впоследствии в качестве заявителя в дело вступила некоммерческая организация "Ассоциация судоходных компаний" (в настоящее время - саморегулируемая организация "Ассоциация судоходных компаний").
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство транспорта Российской Федерации (Федеральное агентство морского и речного транспорта), прокуратура Ростовской области, государственное учреждение "Морская администрация Ейского морского порта", государственное учреждение "Азово-Донское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства", войсковая часть 30839, Главное управление навигации и гидрографии Министерства обороны Российской Федерации в лице Гидрографической службы Черноморского флота.
Решением суда первой инстанции от 03.09.2004 пункт 2 приказа от 30.09.2002 N 139/1 и пункт 1 приказа от 17.06.2003 N 116 администрации порта Таганрог в части, касающейся установления координат границ акватории Таганрогского торгового порта, признаны незаконными; в удовлетворении остальной части требований отказано.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановлением от 20.12.2004 решение суда первой инстанции в части признания незаконными пункта 2 приказа от 30.09.2002 N 139/1 и пункта 1 приказа от 17.06.2003 N 116 отменил; производство по делу в части требования о признании недействительным приказа от 30.09.2002 N 139/1 прекратил; в удовлетворении требования о признании недействительным приказа от 17.06.2003 N 116 отказал; в остальной части решение оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора постановления суда кассационной инстанции от 20.12.2004 и дополнении к нему ОАО "Судоходная компания "Волжское пароходство" просит отменить этот судебный акт.
В отзывах на заявление ОАО "Северо-Западный флот", саморегулируемая организация "Ассоциация судоходных компаний" и Гидрографическая служба Черноморского флота также просят отменить указанный судебный акт.
Администрация порта Таганрог, войсковая часть 30839, прокуратура Ростовской области, Федеральное агентство морского и речного транспорта в отзывах на заявление просят оставить названный судебный акт без изменения как соответствующий действующему законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзывах на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что оспариваемое постановление суда кассационной инстанции от 20.12.2004 подлежит отмене, решение суда первой инстанции от 03.09.2004 - оставлению без изменения по следующим основаниям.
Начальником администрации порта Таганрог издан приказ от 30.09.2002 N 139/1, пунктом 2 которого пункт 1.11 Обязательных постановлений по Таганрогскому морскому торговому порту изложен в следующей редакции: "К портовым водам, находящимся под юрисдикцией Морской администрации порта Таганрог, относятся: судоходная акватория Таганрогского залива, в пределах объявленных судоходных путей, восточнее меридиана 38 град. 14 мин. О Е и до приемного буя N 1 Азово-Донского морского канала, включающими в себя внутреннюю и внешнюю акватории порта, Таганрогский подходной канал, районы рейдовых якорных стоянок судов N 1, 2, 3, 4, 5".
Пунктом 1 приказа начальника администрации порта Таганрог от 17.06.2003 N 116 координаты границ акватории порта Таганрог определены в соответствии с приказом Народного комиссариата путей сообщения от 25.09.1929 N 1093 и пункт 1.11 Обязательных постановлений по Таганрогскому морскому торговому порту изложен в такой редакции: "Координаты границ акватории порта включают в себя водное пространство от меридиана плавучего маяка Донских гирл до Безымянной косы включительно".
Признавая пункт 2 приказа от 30.09.2002 N 139/1 и пункт 1 приказа от 17.06.2003 N 116 недействительными, суд первой инстанции исходил из того, что эти приказы изданы начальником администрации порта Таганрог с превышением должностных полномочий, в нарушение норм действующего законодательства и затрагивают интересы заявителей в сфере экономической деятельности.
Суд кассационной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, сослался на Общие правила морских торговых и рыбных портов Союза ССР, утвержденные приказом Министерства морского флота СССР от 16.12.1969, и Общие правила плавания и стоянки судов в морских портах и на подходах к ним, утвержденные Министерством морского флота СССР и Министерством рыбного хозяйства СССР 20.02.1990 (далее - Общие правила), в соответствии с которыми начальник морской администрации порта издает обязательные постановления по порту, отражающие особенности данного порта и содержащие правила плавания на его акватории и в зоне действия служб управления движения судов. При этом суд пришел к выводу, что начальником администрации порта Таганрог правомерно установлены водные границы порта на основании приказа Народного комиссариата путей сообщения от 25.09.1929 N 1093.
Данный вывод суда кассационной инстанции необоснован ввиду следующего.
Согласно части 4 статьи 9 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации администрации морских портов осуществляют административно-властные и другие полномочия, возложенные на них Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.1993 N 1299; НГР:Р9305585 "Об организации управления морскими портами" администрации морских портов созданы для обеспечения безопасности мореплавания и порядка в портах, включая надзор за соблюдением законов, правил и международных договоров Российской Федерации по торговому мореплаванию, осуществлению надзора за технической эксплуатацией закрепленных за ним портовых сооружений и объектов, обеспечению их ремонта, развития и строительства.
В соответствии с пунктом 1.6 Общих правил акваторию морского порта составляют отведенные порту в порядке, установленном действующим законодательством, водные пространства, в том числе внутренний и внешний рейды. Границы акватории (вод порта, портовых вод) приводятся в обязательных постановлениях по порту.
Таким образом, администрация торгового порта не наделена полномочиями по определению границ акватории морского порта. Эти границы устанавливаются в порядке, определенном действующим законодательством, и лишь приводятся в обязательных постановлениях по порту, издаваемых начальником администрации порта.
Статьей 2 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ; НГР:Р9803597 "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" установлено, что воды портов Российской Федерации относятся к внутренним морским водам.
Исходя из статьи 36 Водного кодекса Российской Федерации; НГР:Р9504602 внутренние морские воды находятся в собственности Российской Федерации, управление которой согласно статье 71 и пункту "г" части 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 осуществляет Правительство Российской Федерации.
Ссылка суда кассационной инстанции на то, что приказ начальника администрации порта Таганрог от 17.06.2003 N 116 является законным, так как издан в соответствии с приказом Народного комиссариата путей сообщения от 25.09.1929 N 1093, неправомерна.
Пунктом 2 раздела второго Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 установлено, что законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу данной Конституции, применяются в части, ей не противоречащей.
Приказ Народного комиссариата путей сообщения от 25.09.1929 N 1093 в части установления границ акватории порта Таганрог не может применяться в настоящее время, так как Конституцией Российской Федерации; НГР:Р9305853 1993 года, Водным кодексом Российской Федерации; НГР:Р9504602, Федеральным законом "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" установлен иной порядок управления федеральной собственностью.
Таким образом, пункт 2 приказа от 30.09.2002 N 139/1 и пункт 1 приказа от 17.06.2003 N 116 начальника администрации порта Таганрог, изменяющие границы акватории порта Таганрог, изданы с превышением должностных полномочий и противоречат нормам действующего законодательства.
При названных обстоятельствах оспариваемое постановление суда кассационной инстанции в силу пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР:Р0203806 подлежит отмене как противоречащее закону и нарушающее единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 5 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР:Р0203806, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.12.2004 по делу N А53-9312/2003-С5-19 Арбитражного суда Ростовской области отменить.
Решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.09.2004 по указанному делу оставить без изменения.
Председательствующий
Е.Ю. Валявина
[введено: 21.03.2006 оператор НЦПИ - Денисова Н.Н.]
[проверено: 04.05.2006 редактор НЦПИ - Антонова О.А.]
Дополнительные сведения
Рубрики правового классификатора: | 110.000.000 Природные ресурсы и охрана окружающей природной среды, 110.040.000 Использование и охрана вод (см. также 200.150.030), 110.040.020 Полномочия государственных органов и органов местного самоуправления в области использования и охраны вод. Контроль за охраной водных объектов и водных ресурсов (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050) |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: