Основная информация

Дата опубликования: 08 октября 2008г.
Номер документа: ru48000200800380
Текущая редакция: 6
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Липецкая область
Принявший орган: Администрация Липецкой области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



АДМИНИСТРАЦИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

(Фактически утратил силу в связи с истечением срока действия)

АДМИНИСТРАЦИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

08.10.2008 № 269

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ (2009-2013 ГОДЫ)"

{Изменения:

постановление администрации Липецкой области от 30.11.2009г. № 404;

постановление администрации Липецкой области от 15.09.2011г. №336;

постановление администрации Липецкой области от 29.06.2012г. №265;

постановление администрации Липецкой области от 19.09.2012г. №378

постановление администрации Липецкой области от  17.10.2013 № 469}

В целях повышения эффективности государственной гражданской службы и совершенствования подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров органов государственной власти и в соответствии с Уставом области администрация области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить областную целевую программу "Совершенствование государственной гражданской службы Липецкой области (2009-2013 годы)" (приложение).

2. Управлению финансов при формировании проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период включить указанную в п. 1 настоящего постановления областную целевую программу в перечень областных целевых программ, подлежащих финансированию за счёт средств областного бюджета.

И.о. главы

администрации области

Ю.Н.Божко

Приложение к

постановлению администрации

Липецкой области

от 08.10.2008г. № 269

(Приложение  в редакции  постановления  администрации  Липецкой области от 30.11.2009г. № 404, от 15.09.2011г. №336, от 29.06.2012г. №265, от 19.09.2012г. №378, от 17.10.2013 № 469)

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ (2009 - 2013 ГОДЫ)"

I.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование областной

целевой Программы

Областная целевая программа "Совершенствование государственной гражданской службы Липецкой области (2009 -2013 годы)" (далее - Программа)

Основания для

разработки Программы

Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации";

- Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации";

- Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ"Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";

- Федеральный закон от 18.10.2007 № 230-ФЗ"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи совершенствованием разграничения полномочий";

- Указ Президента Российской Федерации от 28.12.2006 № 1474 "О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации";

- Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 362 "Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации";

-Указ Президента Российской Федерации от 10.03.2009г.№261 "О федеральной программе "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)".

Заказчик Программы

Администрация Липецкой области (далее -администрация области).

Разработчик Программы

Управление государственной службы и кадровой работы администрации Липецкой области.

Цель Программы

Повышение эффективности государственной гражданской службы.

Задачи Программы

|

Совершенствование нормативной правовой базы области по вопросам развития государственной гражданской службы;

-совершенствование подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров органов государственной власти области;

-совершенствование системы управления государственной гражданской службы области (в т.ч. формирование системы мониторинга, общественного мнения об эффективности государственной службы и результативности служебной деятельности государственных служащих).

Сроки реализации

Программы

2009-2013 годы.

Основные исполнители

Программы

Управление государственной службы и кадровой работы администрации Липецкой области.

Объемы и источники

финансирования

Программы

Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета.

Всего для реализации Программы необходимо 124,6 млн. руб., в том числе по годам:

в 2009 году - 34,6 млн. руб.

в 2010 году- 31,6 млн. руб.

в 2011 году – 20,2 млн. руб.

в 2012 году- 17,4 млн. руб.

в 2013 году – 20,9 млн. руб.

Объемы расходов на выполнение мероприятий Программы определяются при формировании областного бюджета на очередной финансовый год.

Ожидаемые результаты

реализации Программы и

показатели эффективности

|

Создание профессиональной государственной гражданской службы области на основе принципов учета и оценки результатов служебной деятельности государственных гражданских служащих;

- достижение качественного уровня исполнения государственными гражданскими служащими должностных регламентов и оказываемых ими гражданам и организациям государственных услуг;

- создание условий для открытости и подконтрольности деятельности государственных органов, государственных гражданских служащих и лиц, замещающих государственные должности области гражданскому обществу;

- улучшение финансово-экономического обеспечения государственной гражданской службы;

- повышение эффективности кадровой политики в целях улучшения кадрового состава государственных гражданских служащих;

- внедрение механизмов выявления и разрешения конфликта интересов на государственной гражданской службе, а также законодательного регулирования профессиональной этики служащих;

- повышение профессионального уровня государственных гражданских служащих, оптимизация их численности;

- совершенствование системы управления государственной гражданской службой области;- создание функционально прозрачной системы государственных органов области с четким разделением их компетенции;

-внедрение и совершенствование механизмов формирования кадрового резерва,

-внедрение индивидуальных планов профессионального развития государственных служащих.

Контроль за ходом

выполнения Программы

Контроль за ходом выполнения Программы осуществляет администрация области.

Управление государственной службы и кадровой работы администрации Липецкой области представляет отчётные данные о реализации Программы в соответствии с постановлением администрации Липецкой области от 28.11.2007 № 168 "О порядке разработки, утверждения и реализации областных целевых программ".

II.ОПИСАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

В период 2003-2008гг. в Липецкой области шел процесс реформирования государственной гражданской службы области (далее - гражданская служба) в соответствии с Указом Президента РФ от 19.11.2002 № 1336 "О федеральной программе "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 - 2005 годы)", срок реализации которой продлен Указом Президента Российской Федерации от 12.12.2005 № 1437 на 2006-2007гг., областными программами: "Реформирование государственной службы Липецкой области (2003 - 2005 годы)" и "Реформирование государственной гражданской службы и подготовка, переподготовка государственных и муниципальных служащих Липецкой области (2006 - 2010 годы)".

За годы реформы областной гражданской службы сложилась устойчивая система правового регулирования и организации гражданской службы, что положило начало профессионализации гражданской службы. В области сложились конституционные основы гражданской службы как механизма государственного управления, принципиально отличающегося от действовавшей ранее административной системы управления.

Общая численность государственных гражданских служащих федеральных, областных органов власти и муниципальных служащих в Липецкой области на начало 2008 года составила 12,2 тыс. человек, в том числе федеральных органов на территории области - 6,4 тыс. человек (4,9 тыс. - заняты в исполнительных органах и 1,5 тысячи - в судах и прокуратуре).

Количественный и процентный состав государственных и муниципальных служащих органов власти страны и области

(в тыс.чел.)

Служащие органов власти

Российской Федерации

Липецкой области

Кол-во

Процент

Кол-во

Процент

Федеральные

545.7

49,4

6,4

52,2

Областные (региональные)

218.8

19,8

1,6

13,2

Органов МСУ

340.1

30,8

4,2

34,6

Всего

1104.6

100

12,2

100

Деятельность администрации области, направленная на качественное улучшение кадрового потенциала органов государственной власти, приносит положительные результаты. Так, число государственных гражданских служащих области с высшим образованием с 2002 года увеличилось с 84 до 94 процентов. Количество государственных гражданских служащих, имеющих ученую степень, возросло с 24 до 58 человек. Значительно увеличился удельный вес служащих с финансовым, экономическим, юридическим, управленческим образованием, наиболее востребованным и необходимым для службы. С 2005 года по 2007 год количество государственных гражданских служащих с высшим профессиональным образованием увеличилось по специальностям: финансы и экономика с 329 до 415 человек, государственное и муниципальное управление с 25 до 53 человек, юриспруденция с 69 до 289 человек.

Средний возраст государственных гражданских служащих по сравнению с 2002 годом снизился на 3 года и составил 42 года. Уменьшилось количество государственных гражданских служащих пенсионного возраста. На конец 2007 года их число составляет 1,6 процента (2002 год - 6,7%).

На курсах повышения квалификации за последние пять лет в Российской академии государственной службы, Академии народного хозяйства и Липецком филиале Орловской региональной академии государственной службы прошли обучение 1453 государственных служащих. Кроме того, в Липецком филиале Орловской региональной академии государственной службы прошли профессиональную переподготовку по заочной форме обучения за счет средств областного бюджета 84 гражданских служащих, получив высшее или второе высшее образование.

Вместе с тем, Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Указ Президента Российской Федерации от 28.12.2006 № 1474 "О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации", Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 362 "Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации" требуют от органов власти более эффективной подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих.

В соответствии со ст. 62 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" повышение квалификации государственного служащего должно осуществляться не реже, чем один раз в три года. Таким образом, ежегодно повышение квалификации должны проходить около 600 государственных гражданских служащих и лиц, замещающих государственные должности области.

Образовательный уровень государственных гражданских служащих Липецкой области (2002 - 2007 гг.)

Год

Государственные служащие (чел.)

В том числе

С высшим образование м

Со среднепрофессионнальным и средним образованием

Продолжающие обучение

Прошедшие курсы повышения

квалификации

Имеющие ученую степень

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

2002

1125

945

84,0

180

16,0

83

7,4

145

12,9

24

2,1

2003

1194

1045

87,5

149

12,5

92

7,7

180

15,1

31

2,4

2004

1283

1190

92,7

93

7,3

99

7,7

252

19,6

39

3,0

2005

1363

1257

92,2

106

7,8

141

10,3

260

19,1

43

3,1

2006

1407

1304

92,7

103

7,3

157

11,2

289

20,5

54

3,8

2007

1608

1417

94,3

91

5,7

177

11,0

472

29,4

58

3,7

Сохраняется значительное количество государственных гражданских служащих с непрофильным образованием (19 процентов).

Высоким остаётся удельный вес государственных гражданских служащих в возрасте старше 50 лет (28 процентов). Учитывая, что на заслуженный отдых в ближайшие 5 лет могут уйти более 200 государственных гражданских служащих, одной из важных задач является формирование кадрового резерва для выдвижения на должности государственной гражданской службы.

Наличие разницы в размерах оплаты труда между государственными гражданскими служащими и работниками негосударственного сектора экономики затрудняет привлечение на государственную службу молодых квалифицированных специалистов и руководителей, что снижает эффективность деятельности государственных органов, ухудшает профессиональный и половозрастной состав государственных гражданских служащих. Удельный вес мужчин в администрации области и исполнительных органах государственной власти области составляет всего 31 процент, тогда как по области среди работающего населения мужчин и женщин поровну.

Работа по повышению качества подготовки кадров для органов государственной власти требует увеличения объемов существующей подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, совершенствования нормативной правовой базы, учебно-методического и материально-технического обеспечения.

Достижение необходимых результатов возможно посредством:

-методического обеспечения областных органов государственной власти по вопросам практического применения федерального и регионального законодательства о гражданской службе;

-устранения пробелов в областном законодательстве о гражданской службе;

-развития современной системы информационно-технического обеспечения областной гражданской службы.

-использования современных технологий управления;

-совершенствования системы управления гражданской службой;

-повышения эффективности кадровой политики в сфере государственного управления.

На решение указанных проблем областной гражданской службы направлены мероприятия Программы.

2. Цель, задачи и сроки реализации Программы

Цель Программы - повышение эффективности государственной гражданской службы.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- совершенствование нормативной правовой базы по вопросам развития государственной гражданской службы области;

- совершенствование подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров органов государственной власти области;

- совершенствование системы управления государственной гражданской службой области (повышение эффективности государственного управления).

Реализация Программы рассчитана на 2009 - 2013 годы.

В целях обеспечения единого подхода к правовому регулированию и организации государственной гражданской службы, совершенствованию системы оплаты труда служащих, открытости государственной службы в интересах развития гражданского общества и укрепления государства, внедрению современных методов прогнозирования, финансирования, оценки, стимулирования, материально-технического обеспечения и укрепления государственной службы необходим постоянный мониторинг существующих нормативных правовых актов области по вопросам гражданской службы, приведение существующих в соответствие с федеральным законодательством и принятие новых нормативных правовых актов.

Задача совершенствования подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих - рост их профессионального уровня.

Для достижения указанной цели необходимо:

-создать эффективный механизм подбора кадров для государственной гражданской службы области, обеспечения должностного (служебного) роста государственных гражданских служащих на основе организации дополнительного профессионального образования;

-повысить престиж государственной гражданской службы области и авторитет государственных гражданских служащих;

-совершенствовать систему их непрерывного профессионального образования, стандарты и программы подготовки и профессионального развития кадров государственной гражданской службы области;

-осуществлять управление развитием профессиональных качеств государственных гражданских служащих.

Система управления государственной гражданской службой области необходима для обеспечения единства государственной гражданской службы, взаимодействия органов государственной власти области со структурами гражданского общества, координации деятельности государственных органов по вопросам поступления на государственную службу, ее прохождения, а также профессионального развития государственных гражданских служащих и лиц, замещающих государственные должности области.

Для этой цели в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" должен быть создан государственный орган по управлению государственной гражданской службой.

3. Ресурсное обеспечение Программы

Источником финансирования Программы являются средства областного бюджета. Общий объем финансирования мероприятий Программы прогнозно составит 124,6 млн. руб., в том числе по годам:

в 2009 году - 34,6 млн. руб.

в 2010 году- 31,6 млн. руб.

в 2011 году – 20,2 млн. руб.

в 2012 году- 17,4 млн. руб.

в 2013 году – 20,9 млн. руб.

Объемы расходов на выполнение мероприятий Программы определяются при формировании областного бюджета на очередной финансовый год.

4. Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее выполнения

Реализация Программы предусмотрена за счет средств областного бюджета.

Заказчиком Программы является администрация области.

Исполнителем Программы является управление государственной службы и кадровой работы администрации Липецкой области. Исполнитель Программы:

-отбирает исполнителей мероприятий Программы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";

-заключает государственные контракты и договоры с исполнителями мероприятий;

-контролирует своевременность и качество выполнения мероприятий;

-вносит предложения по внесению изменений, приостановлению или прекращению действия Программы.

5. Оценка эффективности Программы

В результате реализации Программы должно быть обеспечено:

-создание профессиональной государственной гражданской службы области на основе принципов учета и оценки результатов служебной деятельности государственных гражданских служащих;

-достижение качественного уровня исполнения государственными гражданскими служащими должностных (служебных) обязанностей и оказываемых ими гражданам и организациям государственных услуг;

-создание основы для совершенствования финансово-экономического обеспечения государственной гражданской службы;

-повышение эффективности кадровой политики в системе государственной гражданской службы в целях улучшения кадрового состава государственных гражданских служащих;

-внедрение механизмов выявления и разрешения конфликта интересов на государственной гражданской службе, а также законодательного регулирования профессиональной этики служащих;

-повышение профессионального уровня государственных гражданских служащих, увеличение количества госслужащих с высшим образованием к 2013 году до 96%, уменьшение количества госслужащих с непрофильным образованием до 10%;

-оптимизация численности государственных гражданских служащих;

-совершенствование системы управления области;

-создание функционально прозрачной системы государственных органов области с четким разделением их компетенции.

- внедрение и совершенствование механизмов формирования кадрового резерва;

- внедрение индивидуальных планов профессионального развития государственных гражданских служащих;

- увеличение доли государственных гражданских служащих, давших высокую оценку эффективности кадровой работы с 40 до 50 (%).

Оценка эффективности Программы осуществляется исходя из отношения индикаторов целей Программы к показателям непосредственных результатов реализации программных мероприятий. Оценка эффективности будет осуществляться ежеквартально на основании отчётов управления государственной службы и кадровой работы администрации области.

Показатели эффективности реализации Программы в 2009-2010 гг. 

Таблица1

Наименование целей и

показателей

Величина показателя в 2008 г.

Период действия программы

2009

2010

Цель: повышение эффективности государственной гражданской службы

Показатель: 1.Направление граждан на учебу по целевой контрактной подготовке специалистов для органов государственной  власти на базе среднего образования (человек)

50

50

30

2.Повышение квалификации государственных гражданских служащих и лиц, замещающих государственные должности области (человек)

450

450

450

3.Образовательный уровень государственных гражданских служащих (%)

94,3

94,5

94,7

4.Доля  гражданских служащих с непрофильным образованием (%)

19

17

15

Показатели эффективности реализации Программы в 2011-2013 гг.

Таблица 2

(Таблица 2 дополнена постановлением администрации Липецкой области от 15.09.2011г. №336)

Наименование

Единица измерения

Величина в                       базовом году (до начала реализации                     программы)

Плановые значения по периодам действия  программы

Источник определения значения показателей 

2011

год

2012 год

2013

год

Цель – Повышение эффективности государственной гражданской службы

Индикатор цели: индекс доверия граждан к государственным  гражданским служащим  области

( %)

38

44

48

52

Мониторинг, обследования

Задача 1- Совершенствование подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих области

Показатель задачи1: доля государственных служащих с высшим  образованием

( %)

   94,3

97,8

98,2

98,5

Ведомственная отчётность

Объем финансовых средств по задаче 1

(тыс. руб.)

-

18775

17100

19450

Ведомственная отчётность

Показатель эффективности к задаче 1

-

109,6

108,6

108,0

Задача 2- Совершенствование системы управления государственной гражданской службы области

Показатель1 задачи2: доля ( в %) вакантных должностей , замещаемых на основе конкурса

( %)

     20

25

28

30

Ведомственная отчётность

Показатель эффективности к задаче 2

-

102

97,3

101,2

Показатель2 задачи2: доля вакантных должностей , замещаемых на основе назначения  из кадрового резерва

( %)

      5

10

12

13

Ведомственная отчётность

Показатель эффективности к задаче 2

-

99,1

90,8

100

Показатель3 задачи2:доля государственных гражданских служащих, давших высокую оценку  эффективности кадровой работы

( %)

-

45

48

50

Мониторинг, обследования

Показатель  эффективности к задаче 2

-

97,8

102,2

104

Объем финансовых средств по задаче 2

(тыс. руб.)

-

1400

300

1400

Ведомственная отчётность

III. Система программных мероприятий

Таблица

№ п/п

Наименование  

Единица измерения

Весовой коэффициент характеризующий влияние: данного мероприятия на достижение показателя задачи/данной задачи на достижение цели

Ответственный исполнитель

Объем  
финансирования
(тыс. рублей)

всего

в том числе по годам реализации

2009

год

2010

год

2011

год

2012

год

2013

год

1

Цель – Повышение эффективности государственной гражданской службы

2

Индикатор цели: индекс доверия граждан к  государственным  гражданским служащим  области

3

Задача 1-Совершенствование подготовки, переподготовки и повышения квалификации государст-венных гражданских служащих области

тыс. руб.

0,7

118325

32900

30100

18775

17100

19450

4

Показатель задачи1: доля государственных гражданских служащих с высшим образованием

в %

-

-

-

-

-

-

-

5

Совершенствование нормативной базы  по государственной службе

тыс. руб

управление государственной службы и кадровой работы

500

500

-

-

-

-

6

Подготовка , переподготовка кадров для органов государственной власти по заочной форме обучения в порядке, определённом нормативным правовым актом администрации области (в 2009г.-50 чел.,в 2010-2013гг.-по 30 чел.)

тыс. руб.

0,3

управление государственной службы и кадровой работы

28800

10000

8700

3300

3200

3600

7

Подготовка кадров для органов государственной власти по очной форме обучения в порядке, определённом нормативным правовым актом администрации области (в 2009г.-50 чел., в 2010-2013гг.-по 30 чел.)

тыс. руб.

0,2

управление государственной службы и кадровой работы

58175

13400

13800

10575

9550

10850

8

Организация курсов повышения квалификации  государственных гражданских служащих и лиц, замещающих государственные  должности

области

тыс. руб.

0,4

управление государственной службы и кадровой работы

25100

7000

5500

4500

4100

4000

9

Изучение передового опыта работы по вопросам государственного управления

тыс. руб.

0,1

управление государственной службы и кадровой работы

5750

2000

2100

  400

250

1000

10

Задача 2- Совершенствование системы управления государственной гражданской службы области

тыс. руб.

0,3

6300

1700

1500

1400

300

1400

11

Показатель1 задачи2: доля вакантных должностей, замещаемых на основе конкурса

в %

-

-

-

-

-

-

-

12

Совершенствование форм проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы области и аттестации государственных гражданских служащих, организации проведения квалификационных экзаменов

тыс. руб.

-

управление государственной службы и кадровой работы

900

200

200

200

100

200

13

Показатель2 задачи2: доля вакантных должностей, замещаемых на основе назначения из кадрового резерва

в %

-

-

-

-

-

-

-

14

Показатель3 задачи2: доля государственных служащих, давших высокую оценку  эффективности кадровой работы

в %

-

-

-

-

-

-

-

15

Проведение мониторинга по вопросам  эффективности государственной гражданской службы

тыс. руб.

0,4

управление государственной службы и кадровой работы

700

100

100

  200

100

  200

16

Проведение научно-практических  конференций, семинаров; приобретение, подготовка и издание научной и учебно-методической  литературы по вопросам государственной службы

тыс. руб.

0,6

управление государственной службы и кадровой работы

4700

1400

1200

1000

100

1000

17

Итого:

тыс. руб.

124625

34600

31600

20175

17400

20850

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Липецкая газета № 229 от 28.11.2008 страница 9
Рубрики правового классификатора: 080.060.030 Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации, 020.030.020 Государственные программы. Концепции, 020.020.020 Государственная служба субъектов Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать