Основная информация

Дата опубликования: 08 декабря 1990г.
Номер документа: С9000855
Текущая редакция: 2
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
Раздел на сайте: Законодательство СССР и РСФСР
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа

&C9000855

&C9000855

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

П+О+С+Т+А+Н+О+В+Л+Е+Н+И+Е

от 8 декабря 1990 г. N 1238

Москва, Кремль

О МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ РАБОТЫ

СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ И

ПОДРОСТКОВ, ИМЕЮЩИХ НЕДОСТАТКИ В ФИЗИ-

ЧЕСКОМ ИЛИ УМСТВЕННОМ РАЗВИТИИ

Совет Министров СССР

отмечает, что состояние работы в специальных учебно-воспитательных учреждениях

для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном

развитии, не отвечает современным требованиям. Многие из этих учреждений

размещены в приспособленных зданиях, в которых нередко отсутствуют специальное

оборудование, мебель, мастерские для трудового обучения, необходимые средства

коррекции.

Сложившаяся система

воспитания, обучения и содержания детей и подростков, имеющих недостатки в физическом

или умственном развитии, организация их лечения и реабилитации,

культурно-бытовое и торговое обслуживание, а также подготовка к самостоятельной

жизни и труду требуют дальнейшего совершенствования, более активного участия

советских, хозяйственных органов и общественных организаций в решении этих

вопросов.

Со стороны органов

здравоохранения и народного образования, а также Академии наук СССР, Академии

медицинских наук СССР и Академии педагогических наук СССР необходимы долее

глубокий подход к изучению причин роста числа детей и подростков, имеющих

недостатки в физическом или умственном развитии, принятие действенных мер по

предупреждению заболеваний, вызывающих у детей аномалии в развитии.

В целях дальнейшего

совершенствования деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений для

детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии,

Совет Министров СССР п+о+с+т+а+н+о+в+л+я+е+т:

1. Министерству

финансов СССР предусмотреть в проекте союзного бюджета на 1991 год средства для

реализации общесоюзных мероприятий, направленных на улучшение воспитания,

обучения и материального обеспечения детей и подростков, имеющих недостатки в

физическом или умственном развитии, находящихся в специальных

учебно-воспитательных учреждениях (специальных домах ребенка, специальных

детских садах, специальных яслях-садах (яслях), специальных детских домах и

детских домах-интернатах, специальных школах-интернатах (школах), специальных

группах профессионально-технических училищ, профессионально-технических

училищах-интернатах и техникумах-интернатах).

2. Рекомендовать

правительствам союзных республик:

а) предусмотреть в

проектах бюджетов союзных республик выделение средств на цели, предусмотренные

в пункте 1 настоящего постановления;

б) рассмотреть в 1991

году состояние материальной базы каждого специального учебно-воспитательного

учреждения, провести их инвентаризацию, предусмотрев при необходимости ремонт

или реконструкцию, материально-техническое обеспечение, особенно оснащение

специальным инвентарем, оборудованием и средствами коррекции;

в) установить

организациям-заказчикам и организациям-подрядчикам государственный заказ на

ввод в действие специальных учебно-воспитательных учреждений;

г) обеспечить до 1995

года каждое специальное интернатное учреждение необходимым автотранспортом, в

том числе санитарным автомобилем и автобусом;

д) завершить в

1991-1992 годах отвод земельных участков для организации подсобных хозяйств при

специальных учебно-воспитательных учреждениях и создать необходимые условия для

их деятельности в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 5

января 1984 г. N 25 "Об общеобразовательных школах-интернатах, детских

домах и других интернатных учреждениях" (СП СССР, 1984 г., N 5, ст. 26);

е) определить

мероприятия, обеспечивающие своевременное устройство детей и подростков,

имеющих недостатки в физическом или умственном развитии и нуждающихся в

специальных учебно-воспитательных учреждениях, в специальные детские сады,

ясли-сады (ясли), детские дома, детские дома-интернаты, школы-интернаты

(школы), училища-интернаты, техникумы-интернаты и группы

профессионально-технических училищ в соответствии с заключениями и

рекомендациями психолого-медико-педагогических консультаций о типе учреждения,

необходимом для оздоровления таких детей, их воспитания и обучения, а также

создание в соответствии со статьей 36 закона СССР "О предприятиях в

СССР" рабочих мест на предприятиях для выпускников специальных

учебно-воспитательных учреждений;

ж) предусматривать

задания министерствам, ведомствам, предприятиям и организациям по производству

и поставке специальным учебновоспитательным учреждениям тифлотехнических,

бытовых, информационных и производственных средств, аппаратов, учебного

оборудования и мебели в качестве поставок для государственных нужд, обеспечивая

выделение средств на эти цели. Установить льготы по налогообложению для

предприятий, выпускающих такие виды продукции, в пределах сумм, поступающих в

соответствующий бюджет.

3. Возложить

координацию работы по вопросам организационно-методического и

учебно-воспитательного характера в специальных учебновоспитательных

учреждениях, независимо от их ведомственной принадлежности, на Государственный

комитет СССР по народному образованию, а по вопросам профилактики заболеваний,

оздоровления и реабилитации находящихся в них детей и подростков - на

Министерство здравоохранения СССР.

4. Принять предложение

Государственного комитета СССР по народному образованию и Министерства

здравоохранения СССР, согласованное с Министерством финансов СССР, о создании

начиная с 1991 года постоянно действующих межведомственных

психолого-медико-педагогических консультаций из расчета одна консультация на

120 тыс. детей в возрасте до 18 лет.

Государственному

комитету СССР по народному образованию, Министерству здравоохранения СССР по

согласованию с Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и

Министерством финансов СССР в 3-месячный срок разработать и утвердить примерное

положение о психолого-медико-педагогической консультации и ее штаты.

Государственному

комитету СССР по труду и социальным вопросам с участием Государственного

комитета СССР по народному образованию, Министерства финансов СССР,

Министерства здравоохранения СССР и правительств союзных республик определить

условия оплаты труда работников указанных консультаций.

5. Государственному

комитету СССР по народному образованию:

а) осуществлять

совместно с органами народного образования, здравоохранения и социального

обеспечения союзных республик постоянный контроль за деятельностью специальных

учебно-воспитательных учреждений, а также оказывать помощь в получении

педагогическими кадрами дефектологического образования в системе очного и

заочного обучения для полного укомплектования ими указанных учреждений;

б) обеспечивать с

участием правительств союзных республик, Академии педагогических наук СССР и

Государственного комитета СССР по печати специальные учебно-воспитательные

учреждения для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или

умственном развитии, необходимыми учебными планами, программами, учебниками,

дидактическим материалом, учебно-наглядными пособиями и художественной

литературой, в том числе на родном языке. Повысить качество оформления

учебников, особенно для детей с нарушением зрения. Организовать выпуск

учебников и учебных пособий для детей с остаточным зрением по всему курсу

учебных предметов средней общеобразовательной школы;

в) с участием

Государственного комитета СССР по кинематографии, Союза кинематографистов СССР,

Министерства здравоохранения СССР и Советского детского фонда имени В.И. Ленина

обеспечивать начиная с 1991 года выпуск специальных короткометражных

кинофильмов, видеофильмов и видеопрограмм, в том числе учебных, для детей и

подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии.

6. Согласиться с

предложением Министерства здравоохранения СССР, Государственного комитета СССР

по народному образованию и Государственного комитета СССР по труду и социальным

вопросам о введении при необходимости в типовые штаты специальных

учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в

физическом или умственном развитии:

а) должностей врачей и

среднего медицинского персонала в специальных дошкольных учреждениях, детских

домах и специальных общеобразовательных школах-интернатах (школах).

Министерству

здравоохранения СССР совместно с Государственным комитетом СССР по народному

образованию разработать рекомендации по этому вопросу.

Распространить на

врачей и средний медицинский персонал указанных учреждений условия оплаты

труда, установленные для врачей и медицинских сестер соответствующих

территориальных амбулаторно-поликлинических учреждений здравоохранения;

б) ставки логопеда в

детских домах-интернатах на 45 детей и в санаториях психоневрологического

профиля на 15 детей;

в) дополнительно 1,5

ставки воспитателя на каждую группу детей в детских домах-интернатах;

г) должности психолога

во всех типах специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и

подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии.

Распространить на психологов этих учреждений условия оплаты труда,

установленные для учителей специальных учебно-воспитательных учреждений.

7. Принять предложение

Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, согласованное с

Министерством финансов СССР, о повышении заработной платы на 25 процентов

младшему медицинскому персоналу детских домов-интернатов за обслуживание

больных детей, утративших способность к передвижению.

8. Установить, что

ставки заработной платы воспитателям специальных учебно-воспитательных

учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом и умственном

развитии, выплачиваются за 25 часов воспитательской работы в неделю, а ставки

заработной платы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в специальных

дошкольных учреждениях - за 20 часов педагогической (преподавательской) работы

в неделю.

9. Считать

целесообразным исходя из местных условий и рекомендаций Государственного

комитета СССР по народному образованию снизить с 1 сентября 1991 г. Предельную

наполняемость классов, воспитательных групп, групп продленного дня в

специальных общеобразовательных школах-интернатах (школах), детских домах и

домах-интернатах, дошкольных учреждениях, специальных классов и групп в

профессионально-технических училищах, общеобразовательных школах и дошкольных

учреждениях общего типа.

Государственному

комитету СССР по народному образованию в месячный срок утвердить рекомендации по

указанному вопросу.

10. Распространить на

учащихся специальных общеобразовательных школ и специальных классов при

общеобразовательных средних школах, имеющих недостатки в физическом или

умственном развитии, денежную норму расходов на питание, предусмотренную

пунктом 2 постановления Совета Министров СССР от 21 февраля 1990 г. N 195

"Об улучшении питания детей в интернатных учреждения" (СП СССР, 1990

г., N 9, ст.46), на учащихся профессионально-технических училищ из числа

подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии,

находящихся на полном государственном обеспечении, - нормы питания и денежную

норму расходов на питание, предусмотренные подпунктом "а" пункта 27

постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 31 июля 1987 г. N 872 "О мерах

по коренному улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (СП СССР, 1987

г., N 42, ст. 137).

11. Повысить учащимся

профессионально-технических училищ из числа подростков, имеющих недостатки в

физическом или умственном развитии, на 50 процентов стипендии, установленные

постановлением Совета Министров СССР от 22 февраля 1988 г. N 263 "О

материальном обеспечении учащихся средних профессионально-технических

училищ".

12. Министерству здравоохранения

СССР:

а) осуществить меры по

выявлению у детей на ранней стадии заболевания отклонений в физическом или

умственном развитии, оказанию им своевременной квалифицированной

лечебно-консультативной помощи, шире привлекать к проведению этой работы

специалистов медицинских и научно-исследовательских институтов;

б) обеспечить

систематическое наблюдение за состоянием здоровья детей в домах ребенка,

детских садах, детских домах и школах-интернатах всех типов, проведение с

детьми в полном объеме оздоровительных и реабилитационных мероприятий;

в) разработать в

3-месячных срок примерный перечень медицинского оборудования и медикаментов для

оснащения специальных учебновоспитательных учреждений.

Госплану СССР и

Министерству финансов СССР выделять начиная с 1991 года Министерству

здравоохранения СССР средства на приобретение специального оборудования и

медикаментов, слуховых аппаратов с 2-годичным сроком пользования для детей

дошкольного и школьного возраста с целью бесплатного двустороннего

слухопротезирования, контактных линз и очков для бесплатного обеспечения

слабовидящих детей и подростков, нуждающихся в коррекции зрения;

г) периодически

уточнять перечень медицинских показаний в целях предоставления права на

получение ежемесячного пособия более широкому кругу детей-инвалидов в возрасте

до 18 лет;

д) совместно с

Государственным комитетом СССР по народному образованию разработать в

6-месячный срок медицинские и психолого-педагогические критерии для диагностики

различных нарушений в умственном развитии, а также комплекс мероприятий по

профилактике и ранней диагностике аномалий в развитии детей.

13. Академии

педагогических наук СССР создать в 1991 году лабораторию

психолого-педагогического консультирования и диагностики в пределах

ассигнований и численности работников Академии педагогических наук СССР.

14. Государственному

комитету СССР по физической культуре и спорту совместно с Государственным

комитетом СССР по народному образованию и Министерством здравоохранения СССР

обеспечить в 1991 году разработку и издание учебных программ, методических

рекомендаций, пособий, а также изготовление необходимого оборудования для

физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста, имеющих

недостатки в физическом или умственном развитии.

15. Государственному

комитету СССР по статистике обеспечить с 1 января 1991 г. Полный учет детей и

подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии.

16. Государственному

комитету СССР по народному образованию с участием Государственного комитета

СССР по труду и социальным вопросам, Министерства здравоохранения СССР,

Министерства финансов СССР, Министерства юстиции СССР и других заинтересованных

министерств и ведомств СССР представить в месячный срок в Совет Министров СССР

предложения о внесении в действующее законодательство изменений, вытекающих из

настоящего постановления.

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 500.000.000 500.000.000

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать