Основная информация
Дата опубликования: | 08 декабря 1998г. |
Номер документа: | В199804293 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
<31>
В199804293
В199804293
<31>
В9804293
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
08.12.98 N 6706/98
[Судебные акты о признании недействительным решения
налоговой инспекции в части взыскания лицензионного
сбора приняты по недостаточно исследованным обстоятельствам.
Штраф взыскан на основании постановления, признанного
Конституционным Суда Российской Федерации
неконституционным. Дело направлено на новое рассмотрение]
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест заместителя Генерального прокурора Российской Федерации на решение от 21.01.98, постановление апелляционной инстанции от 11.03.98 Арбитражного суда Псковской области по делу N А52/3366/97/2 и постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 05.05.98 по тому же делу.
Заслушав и обсудив доклад судьи и выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, поддержавшего протест, Президиум установил следующее.
Совместное предприятие "Закрытое акционерное общество "АГС" (далее - СП "АГС") обратилось в Арбитражный суд Псковской области с иском к Государственной налоговой инспекции по городу Пскову о признании недействительным ее решения от 01.08.97 N 8626 о взыскании лицензионного сбора за право оптовой торговли алкогольной продукцией, пеней за несвоевременную уплату сбора в бюджет и штрафа за оптовую торговлю алкогольной продукцией без лицензии.
Решением от 21.01.98 исковые требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 11.03.98 решение оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 05.05.98 отменил названные судебные акты в части взыскания государственной пошлины с налоговой инспекции, в остальной части оставил их в силе.
В протесте заместителя Генерального прокурора Российской Федерации предлагается все указанные судебные акты отменить, в удовлетворении иска отказать.
Президиум считает, что протест подлежит частичному удовлетворению с направлением дела на новое рассмотрение.
Как видно из материалов дела, в ходе проверки СП "АГС" Государственной налоговой инспекцией по городу Пскову установлено, что предприятие осуществляло оптовую продажу алкогольной продукции без лицензии. Объем реализованной продукции в пересчете на абсолютный алкоголь составил не более 0,02 миллиона декалитров в год.
По результатам проверки принято решение от 01.08.97 N 8626, на основании которого истцу начислено 218 244 500 рублей лицензионного сбора, 34243500 рублей пеней за несвоевременную уплату лицензионного сбора в бюджет и 834900000 рублей штрафа за оптовую торговлю алкогольной продукцией без лицензии.
Удовлетворяя иск, суд сослался на то, что постановление Правительства Российской Федерации от 28.02.98 N 197 "О введении платы за выдачу лицензий на производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции", которым был предусмотрен порядок лицензирования деятельности по производству и обороту алкогольной продукции, а также ответственность за нарушение этого порядка, постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 18.02.97 было признано неконституционным. Действующим на момент проверки законодательством не предусмотрено лицензирования деятельности по реализации алкогольной продукции с оборотом, не более 0,02 миллиона декалитров в год.
Данные выводы суда не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации налоги и сборы, подлежащие уплате в федеральный бюджет, устанавливаются федеральными законами.
Из материалов дела следует, что проверка предприятия истца производилась за период с 01.04.96 по 31.12.96.
На тот момент вступил в действие Федеральный закон от 22.11.95 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции".
Согласно статье 4 названного Закона установление порядка лицензирования на территории соответствующего субъекта Российской Федерации деятельности по производству и обороту этилового спирта и алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 6 процентов от объема единицы алкогольной продукции или с объемом указанных производства и оборота в пересчете на абсолютный алкоголь не более 0,02 миллиона декалитров в год и осуществление лицензирования указанных видов деятельности отнесено к ведению субъектов Российской Федерации.
В надзорную инстанцию представлено Положение о лицензировании деятельности по производству и обороту этилового спирта и алкогольной продукции в области, утвержденное постановлением администрации Псковской области от 27.03.96 N 93.
Указанный документ не был предметом рассмотрения судебных инстанций.
Таким образом, судебные акты о признании недействительным решения налоговой инспекции в части взыскания лицензионного сбора приняты по недостаточно исследованным обстоятельствам.
Взыскание штрафа в 10 000-кратном размере минимальной месячной оплаты труда за оптовую торговлю алкогольной продукцией без лицензии было предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.95 N 197, которое постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 18.02.97 признано неконституционным, в связи с чем для взыскания штрафа оснований не имеется.
Начисление пеней за несвоевременную уплату лицензионного сбора не было предусмотрено ни указанным постановлением Правительства Российской Федерации, ни каким-либо другим нормативным актом.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187 - 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.01.98, постановление апелляционной инстанции от 11.03.98 Арбитражного суда Псковской области по делу N А52/3366/92/2 и постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 05.05.98 по тому же делу в части признания недействительным решения Государственной налоговой инспекции по городу Пскову о взыскании с совместного предприятия "Закрытое акционерное общество "АГС" лицензионного сбора отменить и дело в этой части направить на новое рассмотрение.
В остальной части названные судебные акты оставить без изменения.
Председатель Высшего
Арбитражного Суда
Российской Федерации В.Ф. Яковлев
[отформатировано 15.03.99 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
[проверено: 01.06.99 корректор НЦПИ - Скидан М.И.]
<31>
В199804293
В199804293
<31>
В9804293
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
08.12.98 N 6706/98
[Судебные акты о признании недействительным решения
налоговой инспекции в части взыскания лицензионного
сбора приняты по недостаточно исследованным обстоятельствам.
Штраф взыскан на основании постановления, признанного
Конституционным Суда Российской Федерации
неконституционным. Дело направлено на новое рассмотрение]
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест заместителя Генерального прокурора Российской Федерации на решение от 21.01.98, постановление апелляционной инстанции от 11.03.98 Арбитражного суда Псковской области по делу N А52/3366/97/2 и постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 05.05.98 по тому же делу.
Заслушав и обсудив доклад судьи и выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, поддержавшего протест, Президиум установил следующее.
Совместное предприятие "Закрытое акционерное общество "АГС" (далее - СП "АГС") обратилось в Арбитражный суд Псковской области с иском к Государственной налоговой инспекции по городу Пскову о признании недействительным ее решения от 01.08.97 N 8626 о взыскании лицензионного сбора за право оптовой торговли алкогольной продукцией, пеней за несвоевременную уплату сбора в бюджет и штрафа за оптовую торговлю алкогольной продукцией без лицензии.
Решением от 21.01.98 исковые требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 11.03.98 решение оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 05.05.98 отменил названные судебные акты в части взыскания государственной пошлины с налоговой инспекции, в остальной части оставил их в силе.
В протесте заместителя Генерального прокурора Российской Федерации предлагается все указанные судебные акты отменить, в удовлетворении иска отказать.
Президиум считает, что протест подлежит частичному удовлетворению с направлением дела на новое рассмотрение.
Как видно из материалов дела, в ходе проверки СП "АГС" Государственной налоговой инспекцией по городу Пскову установлено, что предприятие осуществляло оптовую продажу алкогольной продукции без лицензии. Объем реализованной продукции в пересчете на абсолютный алкоголь составил не более 0,02 миллиона декалитров в год.
По результатам проверки принято решение от 01.08.97 N 8626, на основании которого истцу начислено 218 244 500 рублей лицензионного сбора, 34243500 рублей пеней за несвоевременную уплату лицензионного сбора в бюджет и 834900000 рублей штрафа за оптовую торговлю алкогольной продукцией без лицензии.
Удовлетворяя иск, суд сослался на то, что постановление Правительства Российской Федерации от 28.02.98 N 197 "О введении платы за выдачу лицензий на производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции", которым был предусмотрен порядок лицензирования деятельности по производству и обороту алкогольной продукции, а также ответственность за нарушение этого порядка, постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 18.02.97 было признано неконституционным. Действующим на момент проверки законодательством не предусмотрено лицензирования деятельности по реализации алкогольной продукции с оборотом, не более 0,02 миллиона декалитров в год.
Данные выводы суда не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации налоги и сборы, подлежащие уплате в федеральный бюджет, устанавливаются федеральными законами.
Из материалов дела следует, что проверка предприятия истца производилась за период с 01.04.96 по 31.12.96.
На тот момент вступил в действие Федеральный закон от 22.11.95 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции".
Согласно статье 4 названного Закона установление порядка лицензирования на территории соответствующего субъекта Российской Федерации деятельности по производству и обороту этилового спирта и алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 6 процентов от объема единицы алкогольной продукции или с объемом указанных производства и оборота в пересчете на абсолютный алкоголь не более 0,02 миллиона декалитров в год и осуществление лицензирования указанных видов деятельности отнесено к ведению субъектов Российской Федерации.
В надзорную инстанцию представлено Положение о лицензировании деятельности по производству и обороту этилового спирта и алкогольной продукции в области, утвержденное постановлением администрации Псковской области от 27.03.96 N 93.
Указанный документ не был предметом рассмотрения судебных инстанций.
Таким образом, судебные акты о признании недействительным решения налоговой инспекции в части взыскания лицензионного сбора приняты по недостаточно исследованным обстоятельствам.
Взыскание штрафа в 10 000-кратном размере минимальной месячной оплаты труда за оптовую торговлю алкогольной продукцией без лицензии было предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.95 N 197, которое постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 18.02.97 признано неконституционным, в связи с чем для взыскания штрафа оснований не имеется.
Начисление пеней за несвоевременную уплату лицензионного сбора не было предусмотрено ни указанным постановлением Правительства Российской Федерации, ни каким-либо другим нормативным актом.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187 - 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.01.98, постановление апелляционной инстанции от 11.03.98 Арбитражного суда Псковской области по делу N А52/3366/92/2 и постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 05.05.98 по тому же делу в части признания недействительным решения Государственной налоговой инспекции по городу Пскову о взыскании с совместного предприятия "Закрытое акционерное общество "АГС" лицензионного сбора отменить и дело в этой части направить на новое рассмотрение.
В остальной части названные судебные акты оставить без изменения.
Председатель Высшего
Арбитражного Суда
Российской Федерации В.Ф. Яковлев
[отформатировано 15.03.99 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
[проверено: 01.06.99 корректор НЦПИ - Скидан М.И.]
Дополнительные сведения
Рубрики правового классификатора: | 080.000.000 Финансы, 080.050.000 Федеральный бюджет, 080.050.020 Доходы федерального бюджета, 080.100.000 Налоги и сборы, 080.100.020 Федеральные налоги и сборы (см. также 100.160.000), 080.100.030 Региональные налоги и сборы |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: