Основная информация
Дата опубликования: | 09 февраля 1999г. |
Номер документа: | В199900424 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
В9900424
В199900424
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, N 5, СТР. 41, 1999г.
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
09.02.99 N 5412/98
[В связи с неполным исследованием судом всех обстоятельств,
дело по иску к городскому фонду имущества о понуждении
заключить договор купли-продажи нежилого помещения направлено
на новое рассмотрение]
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест заместителя Генерального прокурора Российской Федерации на решение Омского областного арбитражного суда от 26.01.95 и постановление коллегии того же суда по проверке в кассационном порядке законности и обоснованности решений, не вступивших в законную силу, от 03.04.95 по делу N К/Э-315пр.
Заслушав и обсудив доклад судьи и выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, поддержавшего протест, Президиум установил следующее.
Товарищество с ограниченной ответственностью "Стомсервис" обратилось в Омский областной арбитражный суд с иском к Фонду имущества города Омска о понуждении заключить договор купли продажи нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Котельникова, 4.
Исковые требования мотивированы тем, что истец является правопреемником арендного предприятия "Стоматологическая поликлиника N 3" и занимает упомянутое помещение на основании договора аренды с правом выкупа от 14.10.93 N 1727/5. Поэтому в соответствии с пунктом 4.5 Основных положений государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года он имеет исключительное право на приобретение в собственность занимаемых площадей.
Решением от 26.01.95 иск удовлетворен.
Постановлением коллегии по проверке в кассационном порядке законности и обоснованности решений, не вступивших в законную силу, от 03.04.95 решение оставлено без изменения.
В протесте заместителя Генерального прокурора Российской Федерации предлагается указанные судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в связи с неполным исследованием его материалов, отсутствием оценки всех сделок по приватизации недвижимого имущества, а также отсутствием в деле документов, обосновывающих исковые требования.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что между Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Омска и ТОО "Стомсервис" оформлен договор аренды нежилых помещений от 14.10.93 N 1727/5. Данный договор заключен после введения в действие Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации". Согласно пунктам 6, 7 Указа Президента Российской Федерации от 14.10.92 N 1230 такой договор не может служить основанием для выкупа арендованного имущества.
В материалах дела не имеется ранее заключенного договора аренды между организацией арендаторов стоматологической поликлиники N 3 и территориальным медицинским объединением Ленинского района города Омска от 01.04.91, учредительных документов ТОО "Стомсервис", договора купли-продажи имущества от 06.09.93 N 146а и оценки им не дано.
В соответствии с пунктом 4.5 Основных положений государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года право на приобретение в собственность сданных в аренду зданий, строений, сооружений, помещений, находящихся в аренде или фактическом владении, пользовании этих предприятий в процессе их уставной деятельности, предоставляется физическим и юридическим лицам, ставшим собственниками приватизированных государственных (муниципальных) предприятий или государственного (муниципального) имущества, ранее сданного в аренду, в результате выкупа последнего.
Судебные инстанции не проверили правомерности приобретения истцом имущества поликлиники.
Городская стоматологическая поликлиника N 3 являлась лечебным учреждением, финансирование которого осуществлялось за счет бюджетных средств.
Создание в учреждении организации арендаторов законодательством не предусмотрено.
Приватизация таких объектов запрещена пунктом 2.1.7 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год.
В связи с этим судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду в качестве ответчика необходимо привлечь Комитет по управлению муниципальным имуществом города Омска, так как в соответствии с пунктом 2.6 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.93 N 2284, продажа сданных в аренду объектов нежилого фонда осуществляется соответствующим комитетом по управлению имуществом на основании заявления арендатора.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187-189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
решение Омского областного арбитражного суда от 26.01.95 и постановление коллегии того же суда по проверке в кассационном порядке законности и обоснованности решений, не вступивших в законную силу, от 03.04.95 по делу N К/Э-315пр отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Омской области.
Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации В.Ф. Яковлев
[отформатировано 24.03.99 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
[проверено: 26.05.99 корректор НЦПИ - Скидан М.И.]
В9900424
В199900424
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, N 5, СТР. 41, 1999г.
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
09.02.99 N 5412/98
[В связи с неполным исследованием судом всех обстоятельств,
дело по иску к городскому фонду имущества о понуждении
заключить договор купли-продажи нежилого помещения направлено
на новое рассмотрение]
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест заместителя Генерального прокурора Российской Федерации на решение Омского областного арбитражного суда от 26.01.95 и постановление коллегии того же суда по проверке в кассационном порядке законности и обоснованности решений, не вступивших в законную силу, от 03.04.95 по делу N К/Э-315пр.
Заслушав и обсудив доклад судьи и выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, поддержавшего протест, Президиум установил следующее.
Товарищество с ограниченной ответственностью "Стомсервис" обратилось в Омский областной арбитражный суд с иском к Фонду имущества города Омска о понуждении заключить договор купли продажи нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Котельникова, 4.
Исковые требования мотивированы тем, что истец является правопреемником арендного предприятия "Стоматологическая поликлиника N 3" и занимает упомянутое помещение на основании договора аренды с правом выкупа от 14.10.93 N 1727/5. Поэтому в соответствии с пунктом 4.5 Основных положений государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года он имеет исключительное право на приобретение в собственность занимаемых площадей.
Решением от 26.01.95 иск удовлетворен.
Постановлением коллегии по проверке в кассационном порядке законности и обоснованности решений, не вступивших в законную силу, от 03.04.95 решение оставлено без изменения.
В протесте заместителя Генерального прокурора Российской Федерации предлагается указанные судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в связи с неполным исследованием его материалов, отсутствием оценки всех сделок по приватизации недвижимого имущества, а также отсутствием в деле документов, обосновывающих исковые требования.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что между Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Омска и ТОО "Стомсервис" оформлен договор аренды нежилых помещений от 14.10.93 N 1727/5. Данный договор заключен после введения в действие Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации". Согласно пунктам 6, 7 Указа Президента Российской Федерации от 14.10.92 N 1230 такой договор не может служить основанием для выкупа арендованного имущества.
В материалах дела не имеется ранее заключенного договора аренды между организацией арендаторов стоматологической поликлиники N 3 и территориальным медицинским объединением Ленинского района города Омска от 01.04.91, учредительных документов ТОО "Стомсервис", договора купли-продажи имущества от 06.09.93 N 146а и оценки им не дано.
В соответствии с пунктом 4.5 Основных положений государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года право на приобретение в собственность сданных в аренду зданий, строений, сооружений, помещений, находящихся в аренде или фактическом владении, пользовании этих предприятий в процессе их уставной деятельности, предоставляется физическим и юридическим лицам, ставшим собственниками приватизированных государственных (муниципальных) предприятий или государственного (муниципального) имущества, ранее сданного в аренду, в результате выкупа последнего.
Судебные инстанции не проверили правомерности приобретения истцом имущества поликлиники.
Городская стоматологическая поликлиника N 3 являлась лечебным учреждением, финансирование которого осуществлялось за счет бюджетных средств.
Создание в учреждении организации арендаторов законодательством не предусмотрено.
Приватизация таких объектов запрещена пунктом 2.1.7 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год.
В связи с этим судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду в качестве ответчика необходимо привлечь Комитет по управлению муниципальным имуществом города Омска, так как в соответствии с пунктом 2.6 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.93 N 2284, продажа сданных в аренду объектов нежилого фонда осуществляется соответствующим комитетом по управлению имуществом на основании заявления арендатора.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187-189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
решение Омского областного арбитражного суда от 26.01.95 и постановление коллегии того же суда по проверке в кассационном порядке законности и обоснованности решений, не вступивших в законную силу, от 03.04.95 по делу N К/Э-315пр отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Омской области.
Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации В.Ф. Яковлев
[отформатировано 24.03.99 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
[проверено: 26.05.99 корректор НЦПИ - Скидан М.И.]
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 5 от 09.02.1999 Стр. 41 |
Рубрики правового классификатора: | 020.000.000 Основы государственного управления, 020.010.000 Органы исполнительной власти, 020.010.040 Федеральные органы исполнительной власти, 030.000.000 Гражданское право, 030.090.000 Право собственности и другие вещные права (см. также 030.150.080), 030.090.010 Общие положения, 030.090.070 Приватизация государственного и муниципального имущества (см. также 050.020.060, 050.060.020), 030.120.000 Договоры и другие обязательства, 030.120.010 Купля-продажа (см. также 030.100.050, 030.150.100, 090.100.050) |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: