Основная информация

Дата опубликования: 09 сентября 2008г.
Номер документа: ru35000200800413
Текущая редакция: 7
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Вологодская область
Принявший орган: Правительство Вологодской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

09.09.2008г. № 1713

О ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ «ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ» НА 2009, 2010 ГОДЫ

{Изменения и дополнения:

Постановление Правительства области от 07.07.2009 № 1042;

Постановление Правительства области от 14.09.2009 № 1388;

Постановление Правительства области от 02.11.2009 № 1660;

Постановление Правительства области от 28.12.2009 № 2064;

Постановление Правительства области от 15.02.2010 № 145;

Постановление Правительства области от 13.12.2010 № 1438}

В соответствии с распоряжением Губернатора области от 30 июля 2008 года № 1413-р «О мерах по реализации Бюджетного кодекса Российской Федерации в части регулирования порядка принятия долгосрочных целевых программ субъектов Российской Федерации»

Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу «Демографическое развитие Вологодской области» на 2009, 2011 годы (далее - Программа).

По поручению Губернатора области

вице-губернатор области Н.В. Костыгов

УТВЕРЖДЕНА

постановлением

Правительства области

ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ» НА 2009, 2010 годы

Паспорт Программы

Наименование Программы

-

долгосрочная целевая программа «Демографическое развитие Вологодской области» на 2009, 2010 годы

Основание для разработки Программы

-

Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 года

Государственный заказчик Программы (заказчик-координатор)

-

департамент труда и социального развития области

Разработчики Программы

-

департамент труда и социального развития области;

департамент здравоохранения области;

департамент образования области;

Департамент занятости населения области

Основные цели Программы

-

повышение качества жизни населения области;

снижение темпов убыли населения области;

стабилизация численности населения области и формирование предпосылок к последующему демографическому росту

Основные задачи Программы

снижение смертности населения области, прежде всего, сверхсмертности в трудоспособном возрасте, от неестественных причин;

увеличение продолжительности жизни населения области;

стимулирование рождаемости в области;

укрепление здоровья населения области, в том числе репродуктивного;

повышение социально-гигиенической грамотности населения области, формирование мотивации соблюдения здорового образа жизни;

укрепление социального института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, семейного воспитания, формирование ориентации населения на расширенное демографическое воспроизводство;

управление миграционными процессами в целях регулирования объемов замещающей миграции в соответствии с потребностями демографического развития области;

расширение сети дошкольных образовательных учреждений за счет строительства, реконструкции,капитального ремонта, открытия групп в образовательных учреждениях

Сроки реализации Программы

-

2009, 2010 годы

Исполнители Программы

-

департамент здравоохранения области;

департамент образования области;

комитет по физической культуре и спорту области;

комитет по делам молодежи области;

Комитет информации, печати и телерадиовещания области;

Департамент занятости населения области;

управление записи актов гражданского состояния области;

департамент труда и социального развития области;

Департамент строительства, энергетики и жилищно-коммунального

хозяйства области;

Департамент культуры области;

департамент сельского хозяйства области;

Департамент продовольственных ресурсов, торговли и услуг области;

комитет социальной безопасности области;

управление труда и социального развития по муниципальному образованию «Город Вологда» Вологодской области;

Управление гражданской защиты и пожарной безопасности области;

Управление внутренних дел по Вологодской области (по согласованию);

государственное учреждение культуры и образования «Областной научно-методический центр культуры и повышения квалификации»;

органы местного самоуправления муниципальных образований области (по согласованию)

Объемы и источники финансирования Программы

-

общий объем финансирования Программы 691 347,46 тыс. рублей за счет средств областного бюджета, в том числе:

576 671,10 тыс. рублей - из регионального фонда софинансирования расходов,

в том числе по годам:

2009 год

всего - 330 734,60 тыс. рублей,

в том числе:

274 836,6 тыс. рублей - из регионального фонда софинансирования расходов;

2010 год

всего - 360 612,86 тыс. рублей,

в том числе:

301 834,5 тыс. рублей - из регионального фонда софинансирования расходов

Ожидаемые результаты реализации Программы (показатели результативности и эффективности)

-

снижение темпов убыли населения области с 7,6 тыс. человек в 2006 году до 6,5 тыс. человек в год в 2010 году;

увеличение коэффициента рождаемости с 10,9 родившихся на 1000 человек населения в 2006 году до 12 родившихся на 1000 человек населения;

снижение коэффициента смертности с 17,1 умерших на 1000 человек населения в 2006 году до 16,5 умерших на 1000 человек населения;

снижение младенческой смертности с 8,6 умерших на 1000 родившихся до 8 умерших на 1000 родившихся;

увеличение суммарного коэффициента рождаемости с 1,348 в 2006 году до 1,5;

сокращение общего уровня производственного травматизма в расчете на 1000 работающих на 10 % (с 3,9 человека на 1000 работающих в 2006 году до 3,5 человека на 1000 работающих);

увеличение миграционного прироста населения с - 39 человек в 2006 году до 3 тыс. человек в год, преимущественно за счет притока постоянных иммигрантов из числа русских и русскоязычных граждан республик бывшего СССР;

увеличение количества мест в дошкольных образовательных учреждениях с 59770 в 2006 году до 67570 (увеличение на 7,8 тыс. мест)

Контроль за ходом реализации Программы

-

контроль за ходом реализации Программы осуществляется департаментом труда и социального развития области и первым заместителем Губернатора области, курирующим вопросы социальной сферы

1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

В последние годы решение вопросов демографического развития вошло в число приоритетных направлений деятельности государства. Об этом свидетельствуют, прежде всего, ежегодные Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, в которых отмечается, что достижение успеха во всех сферах деятельности возможно только при решении демографических проблем.

В Послании Президента от 10 мая 2006 года проблема демографии определена Президентом как самая главная в России. Для ее решения необходимо снижение смертности населения, эффективная миграционная политика, повышение рождаемости.

В Вологодской области, как и в целом в Российской Федерации, наблюдается процесс депопуляции, причиной которой является превышение числа умерших над числом родившихся, то есть естественная убыль населения. Начиная с 1991 года, депопуляция приобрела устойчивый долговременный характер.

В Вологодской области в 2001-2007 годах естественная убыль населения сохранялась на уровне 4,9-11,4 тыс. человек в год. За 2007 год численность жителей области уменьшилась на 4,9 тыс. человек или на 0,4 процента. Естественная убыль за прошедший год составила 5,3 тыс. человек, миграционный прирост - 441 человек.

На 1 января 2008 года численность постоянного населения области составила 1222,9 тыс. человек.

Изменение численности постоянного населения области

(тыс. человек)

Годы

Численность населения на конец года

Изменения за год

общее сокращение за год

в том числе за счет

естественной убыли

миграционного прироста

1

2

3

4

5

2000

1311,3

-7,9

-9,4

1,5

2001

1301,1

-10,2

-10,3

0,2

2002

1266,8

-10,3

-10,6

0,3

2003

1255,6

-11,4

-11,8

0,3

2004

1245,5

-10,1

-10,5

0,3

2005

1235,4

-10,1

-10,4

0,3

2006

1227,8

-7,6

-7,6

- 0,03

2007

1222,9

-4,9

-5,3

0,4

По прогнозным расчетам территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области к 2010 году численность жителей области уменьшится по сравнению с 2005 годом на 36,4 тыс. человек и составит 1199,0 тыс. человек.

В 2001-2007 годах число умерших ежегодно превышало число родившихся в 1,4 - 1,9 раза.

Естественное движение населения области в 2001-2007 годах

(человек)

2001 год

2002

год

2003

год

2004

год

2005

год

2006

год

2007

год

Число родившихся

12055

12799

13168

13387

13022

13458

14178

Число умерших

22370

23444

24938

23941

23379

21066

19509

1. Возрастной состав населения

За последние годы значительно изменился возрастной состав населения области. В структуре населения к 2007 году, в сравнении с 2002 годом, на 14,7% уменьшилась численность возрастной группы 0-15 лет; на 5,1% снизилась численность населения пенсионного возраста; на 1,0% увеличилось число лиц в трудоспособном возрасте.

В последующие 10 лет прирост трудоспособного населения в области пойдет на убыль, так как в трудоспособный возраст начнет вступать малочисленное поколение, родившееся в 1990-е и последующие годы. Предположительно к 2010 году численность трудоспособного населения сократится на 4%, а к 2020 году - на 20%.

Доля граждан трудоспособного возраста в общей структуре населения снизится с 63,2% в 2007 году до 58,6% в 2015 году и 55,3% в 2020 году.

2. Смертность

Современное демографическое развитие характеризуется высокой смертностью населения, прежде всего, высокими показателями преждевременной и предотвратимой смертности. С началом развертывания в России экономических реформ, которые привели к значительному снижению уровня жизни, масштабы роста показателей смертности оказались беспрецедентными для условий мирного времени. Другие причины высокой смертности - чрезмерный стресс и нарушение динамического стереотипа высшей нервной деятельности значительной части населения страны, вызванные шоковой стратегией проведения реформ, нарастание алкоголизации населения в результате расширения доступности алкогольной продукции, ухудшения ее качества, а также употребление алкогольных суррогатов.

В 2007 году структура смертности населения области выглядит следующим образом: на 1-м ранговом месте находятся болезни системы кровообращения (57,7%), на 2-м - новообразования (12,9%), на 3-м - несчастные случаи, отравления и травмы (12,4%). Эти три причины в целом определяют более 80% смертей из 19509 смертей, зарегистрированных в 2007 году, поэтому в целях снижениях смертности населения области приоритетным направлением следует определить решение вопросов предотвратимой смертности.

Высоким остается уровень смертности среди трудоспособного населения области. В 2007 году в трудоспособном возрасте умерло от всех причин 5836 человек или 30% всех умерших. Основными причинами смерти трудоспособных граждан являются несчастные случаи и травмы.

Смертность населения области по основным классам причин в 2000-2007 годах

(человек)

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

2007 год

Всего умерших

20728

22370

23444

24938

23941

23379

21066

19509

в том числе по причинам смерти:

от инфекционных и паразитарных болезней

144

163

179

224

185

190

177

165

от новообразований

2715

2724

2635

2805

2635

2517

2601

2509

от болезней:

системы кровообращения

11826

12672

13417

13800

13076

12929

11863

11256

психических расстройств

54

63

71

92

68

77

68

38

нервной системы и органов чувств

101

125

104

143

149

146

139

110

органов дыхания

769

812

984

1054

910

901

670

590

органов пищеварения

631

769

949

1217

1489

1613

1213

1053

от несчастных случаев, отравлений и травм

3037

3382

3448

3764

3652

3363

2878

2421

из них от:

убийств

345

370

320

316

267

284

731

203

самоубийств

742

691

666

658

587

486

504

431

За период 2001-2006 годы смертность населения области (в том числе и трудоспособного возраста) от причин, связанных с употреблением алкоголя, возросла более чем в 1,5 раза, смертность мужчин превышала смертность женщин (в 4,2 раза - в 2001 году, в 3,7 раза в 2006 году).

Смертность населения области от причин, связанных с употреблением алкоголя в 2001-2006 годах

(человек)

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

Всего умерло

579

645

891

1069

1301

894

в трудоспособном возрасте

477

521

767

921

1101

742

Женщины -

умерло всего

112

152

185

243

304

190

в трудоспособном возрасте

79

107

142

179

222

125

Мужчины -

умерло всего

467

493

706

826

997

704

в трудоспособном возрасте

398

414

625

742

879

617

При реализации комплексных мер по преодолению преждевременной и предотвратимой смертности населения области, профилактике заболеваний необходимо предусмотреть достаточную по объему и финансированию информационную поддержку в средствах массовой информации в целях формирования у различных групп населения мотивации для ведения здорового образа жизни.

3. Рождаемость

На естественную убыль и уменьшение численности населения влияет низкий уровень рождаемости населения области.

Рождаемость в Вологодской области в 2000-2007 годах

(человек)

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

2007 год

Число родившихся, чел.

11346

12055

12799

13168

13387

13022

13458

14178

Число родившихся,

на 1000 чел. населения

8,6

9,2

9,8

10,4

10,7

10,5

10,9

11,6

Ситуация с рождаемостью в области, отражая общероссийскую тенденцию, характеризуется следующими факторами:

показатели рождаемости сохраняются на низком уровне;

остается высокой доля внебрачных рождений;

происходит постепенное перемещение рождений у женщин возрастной группы 20-24 года в возрастную группу 25-29 лет. Это отложенное по социально-экономическим причинам рождение ребенка делает рождение в семье второго ребенка проблематичным из-за возраста матери.

Следует отметить, что в настоящее время изменение возрастной структуры населения благоприятно отражается на общих показателях рождаемости и соответственно на демографической динамике в целом. В возраст наиболее интенсивного деторождения вступают относительно многочисленные поколения женщин, родившихся в первой половине и середине 1980-х годов. Иная ситуация сложится через 10-15 лет, когда активного репродуктивного возраста достигнут сравнительно малочисленные поколения, родившиеся в 1990-е годы. По состоянию на 1 января 2007 года численность девочек в возрасте 5-14 лет на 45,9% меньше численности женщин в возрасте 20-29 лет. Поэтому в последующие годы повышение коэффициента рождаемости, которое компенсирует резкое сокращение численности женщин репродуктивного возраста, будет невозможно.

(тыс. человек)

На 01.01.1996

На 01.01.1999

На 01.01.2006

На 01.01.2007

Численность девочек в возрасте 5-14 лет

107,3

94

58

55,4

Численность женщин в возрасте 20-29 лет

81,2

86

100

102,4

Негативное влияние на динамику рождаемости в настоящее время оказывает откладывание рождений или рождение детей женщинами более старшего возраста. Во-первых, у женщины сокращается репродуктивный период и уменьшается вероятность рождения последующих детей. Во-вторых, откладывание деторождения, а также большое количество абортов (хотя их число в последние годы снижается) может привести к невозможности иметь детей вообще. В-третьих, с возрастом происходит ухудшение состояния здоровья, в том числе репродуктивного, что может помешать реализации репродуктивных намерений. В-четвертых, с возрастом у людей закрепляется представление о более высоком жизненном стандарте и образе жизни, которое усиленно внедряется средствами массовой информации, и при этом рождение детей не вписывается в этот жизненный стандарт. В-пятых, откладывание рождения детей зачастую является следствием откладывания регистрации брака, а в этом, в свою очередь, проявляется снижение ценности устойчивого, длительного брака, что, безусловно, негативно влияет на репродуктивное поведение.

Важным самостоятельным аспектом в проблеме рождаемости является рождение детей вне зарегистрированного брака. Число и доля таких рождений в общем числе родившихся неуклонно растет. В 2006 году в области доля родившихся вне зарегистрированного брака достигла 36% (в 2004 году - 35,7%). В 2007 году доля родившихся вне зарегистрированного брака снизилась до 35,4%. Наряду с высоким уровнем разводов и смертности (смерти одного из супругов) это ведет к росту числа неполных семей со специфическими проблемами воспитания детей.

Проблема рождаемости во многом связана со стабильностью браков. Нестабильность браков и разводы супругов ведут к ограничению деторождения, а меньшее число детей в семье и тем более их отсутствие облегчает принятие решения о расторжении брака. И низкая рождаемость, и нестабильность браков имеют общие базовые причины - низкая ценность семьи и брака, философия бездетности и малодетности, социально-экономические проблемы.

В системе дошкольного образования Вологодской области в 2007 году насчитывается 632 дошкольных образовательных учреждения, что по сравнению с 1995 годом меньше на 226 единиц.

Численность детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, составляет 79%, или 57,6 тыс. человек. Вместе с тем материально-техническая база дошкольных образовательных учреждений физически и морально устаревает. Средняя степень износа основных средств в отрасли «Образование» составляет 43%, капитальные ремонты практически не проводятся. Так, 122 дошкольных образовательных учреждения требуют капитального ремонта, 6 - находятся в аварийном состоянии (по государственно-статистической отчетности).

Дошкольные образовательные учреждения городов и районных центров укомплектованы детьми сверх установленных норм наполняемости, поэтому не соблюдаются санитарно-гигиенические требования.

Из-за отсутствия условий дети в возрасте до 1,5 лет практически не принимаются в детские сады в муниципальных образованиях области, а в городах Вологде и Череповце - в детские сады не принимаются дети до 2 лет.

В результате сокращения сети дошкольных образовательных учреждений обострилась проблема доступности дошкольного образования. По состоянию на 2007 год для определения в дошкольные образовательные учреждения на учете состоят 7,5 тыс. детей с полутора лет и около 6 тыс. - дети раннего возраста.

4. Старение населения

Еще одной демографической тенденцией, которая в последующие годы окажет влияние на жизнедеятельность людей, является старение населения.

Доля пожилых людей неуклонно увеличивается за счет выхода на пенсию лиц, родившихся в конце 1940-50-х годов. К 2015 году доля лиц пенсионного возраста достигнет 23% общей численности населения, к 2020 году - 24,8%. Коэффициент демографической нагрузки возрастет к 2010 году до 604 человек на 1000 человек трудоспособного возраста, а к 2020 году - до 806 человек.

Средняя продолжительность жизни жителей области в 2006 году составила 58,4 года для мужчин, для женщин - 73,2 года, что ниже среднероссийских показателей и значительно ниже, чем в западных странах Европы (в среднем по России - 60,4 - для мужчин и 73,2 для женщин).

5. Миграционные процессы

В связи со снижением численности жителей Вологодской области и перспективой ее дальнейшего сокращения резко обозначилась проблема регулирования миграционных процессов, протекающих в области, поскольку они оказывают определенное влияние на численность и половозрастной состав населения.

За последние 7 лет миграционный прирост в области был незначительным, от 158 до 441 человека, в основном за счет граждан, прибывших в область из других государств.

Внутрирегиональное перемещение граждан не сказывается на изменении численности населения области, однако влияет на внутриобластное распределение населения между городскими и сельскими поселениями.

Процесс перераспределения населения из села в город, начавшийся в 1950-е годы и несколько ослабевший в 90-е годы, вновь наберет силу и будет продолжаться в течение последующего 20-летия, чему способствует благоприятная конъюнктура трудоустройства в городах.

Межрегиональная миграция населения в 2007 году по сравнению с 2000 годом снизилась на 35% в численности граждан, прибывших в Вологодскую область, и на 24% - в численности граждан, выбывших за пределы области.

Межрегиональная миграция существенно превышает объемы международной миграции. Число прибывших в 2007 году в Вологодскую область из других стран составило 966 человек, выбыло в данном потоке 165 человек.

Общий миграционный оборот в 2007 году по сравнению с 2000 годом сократился в 1,3 раза, что свидетельствует о снижении территориальной мобильности вологжан.

Падение мобильности населения связано с сократившимися возможностями учебы в отрыве от дома, с экономическим кризисом и сопряженным с ним застоем городов, отсутствием внятных экономических перспектив развития регионов, с сохранением адресной регистрации и ужесточением ее правил, с развитием форм временной трудовой, в том числе «челночной» миграции, которая в определенной мере замещает «обычную» миграцию, так как позволяет части семей получать средства к существованию путем работы на выезде без смены места постоянного жительства. На снижение мобильности влияет изменение возрастной структуры населения в сторону сокращения доли молодежи - наиболее активного в миграционном отношении контингента.

Стремительная естественная убыль трудоспособного населения в области требует регулирования и внутрирегиональных, и внешних миграционных процессов. Предполагается, что до 2012 года миграционный прирост по Вологодской области сохранится на уровне 250-600 человек в год, далее до 2025 года прирост возрастет до 1830 человек в год.

6. Уровень жизни населения

С увеличением количества детей в семье происходит снижение среднедушевых доходов населения. В семьях, имеющих одного ребенка, среднедушевой доход в 2006 году составил 8482 рубля, в семьях, имеющих двоих детей, - 7819 рублей, в семьях, имеющих троих детей, - 3729 рублей в месяц на одного члена семьи.

Важное значение в повышении жизненного уровня населения и, в первую очередь, трудоспособных граждан, способных реализовать свой репродуктивный потенциал, имеет эффективная занятость.

В условиях существования вынужденной неполной занятости населения, связанной с использованием отпусков по инициативе работодателя, работой в режиме неполной рабочей недели или дня, работой в неблагоприятных условиях труда на некоторых производствах, заниженной заработной платой и нерегулярностью ее выплаты, а вследствие этого и текучестью персонала, обостряются проблемы безработицы. Каждый пятый, уволившийся по собственному желанию, находится в возрасте до 20 лет, 13,6% - в возрасте от 20 до 29 лет, половина уволившихся по собственному желанию - в возрасте 40 - 49 лет.

Средний возраст безработных составляет 34,5 года. Безработные в Вологодской области в среднем моложе занятого населения на 4,5 года. Каждый третий безработный - в возрасте до 30 лет.

В Вологодской области разработаны и реализуются политика и стратегия сохранения и укрепления здоровья населения Вологодской области, которые также решают задачи снижения предотвратимой смертности. Основным инструментом их выполнения являются целевые программы и планы мероприятий Правительства области. В 2008 году Правительством области утверждены следующие долгосрочные целевые программы:

«Здоровое школьное питание на 2009-2015 годы»;

«Обеспечение безопасности и качества пищевых продуктов в Вологодской области на 2009-2011 годы»;

«Льготные лекарства» на 2009-2010 годы;

«Анти-ВИЧ/СПИД» на 2009-2011 годы;

«Эффективная и безопасная лучевая диагностика» на 2009-2011 годы;

«Неотложные меры борьбы с туберкулезом» на 2009-2010 годы.

Принято постановление Правительства области «Об утверждении целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2009 год».

Однако информационная поддержка этих программ недостаточная и составляет от 5 до 25 % от необходимых эффективных объемов.

Кроме того, в области приняты законы и целевые программы, мероприятия которых также направлены на улучшение демографической ситуации в области (мероприятия указаны в таблице № 1 раздела III Программы).

Настоящая Программа усилит действующие целевые программы, будет способствовать стабилизации демографической ситуации и сохранению положительных тенденций в демографическом развитии области.

II. Основные цели и задачи Программы, сроки ее реализации

Основными целями Программы являются:

повышение качества жизни населения области;

снижение темпов убыли населения;

стабилизация численности населения области и формирование предпосылок к последующему демографическому росту.

В соответствии с современными подходами к решению демографических проблем ожидать устойчивого улучшения ситуации можно лишь в случае целенаправленных и согласованных действий всех органов исполнительной государственной власти области, деятельность которых оказывает влияние на те или иные аспекты социально-демографической ситуации, включая социально-экономические вопросы и вопросы безопасности жизнедеятельности, качества медицинского обслуживания, состояния окружающей среды, культуры, спорта и образования.

Для достижения целей Программы необходимо решение следующих задач:

снижение смертности населения области, прежде всего, сверхсмертности в трудоспособном возрасте от неестественных причин;

увеличение продолжительности жизни населения области;

стимулирование рождаемости в области;

укрепление здоровья населения области, в том числе репродуктивного;

повышение социально-гигиенической грамотности населения области, формирование мотивации соблюдения здорового образа жизни;

укрепление социального института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, семейного воспитания, формирование ориентации населения на расширенное демографическое воспроизводство;

управление миграционными процессами в целях регулирования объемов замещающей миграции в соответствии с потребностями демографического развития;

расширение сети дошкольных образовательных учреждений за счет строительства, реконструкции, капитального ремонта, открытия групп в образовательных учреждениях.

Мероприятия Программы разработаны на 2009, 2010 годы.

Демографические процессы в обществе достаточно инертны, следовательно, для получения результатов потребуется дальнейшая разработка эффективных мер демографического развития области на последующие годы.

III. Перечень мероприятий Программы

Таблица №1

Мероприятия, направленные на улучшение демографической ситуации в области (приняты законы и целевые программы)



п/п

Мероприятия

Исполнитель

Сроки реализации

Финансирование

1

2

3

4

5

Раздел 1. Стимулирование рождаемости, поддержка семьи, материнства, отцовства и детства

1.

Государственная помощь семьям, имеющим детей, в решении жилищных проблем

1.1.

Предоставление молодым семьям, нуждающимся в получении жилых помещений, участникам Программы ипотечного жилищного кредитования Вологодской области, безвозмездных субсидий из областного бюджета для оплаты первоначального взноса при приобретении жилья с учетом количества имеющихся детей и на погашение части кредита (займа) при рождении (усыновлении) ребенка

Департамент строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства области

2009, 2010 годы

осуществляется в рамках долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Вологодской области на 2009-2010 годы»

1.2.

Государственная поддержка граждан, проживающих в сельской местности на территории области, по улучшению жилищных условий

департамент сельского хозяйства области

2009, 2010 годы

осуществляется в рамках долгосрочной целевой программы «Социальное развитие села на 2009-2012 годы»

1.2.1.

Развитие жилищного строительства в сельской местности

1.2.2.

Обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе

2.

Назначение и выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей

2.1.

Организация назначения и выплаты компенсаций транспортных расходов малоимущим беременным женщинам, направляемым для диспансеризации, консультации, лечения и родов в специализированные лечебные учреждения

департамент труда и социального развития области

2009, 2010 годы

осуществляется в соответствии с законом области от 29 декабря 2003 года № 982-ОЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области»

2.2.

Организация назначения и выплаты единовременных пособий при рождении ребенка

департамент труда и социального развития области

2009, 2010 годы

осуществляется в соответствии с законом области от 29 декабря 2003 года № 982-ОЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области»

2.3.

Организация назначения и выплаты пособий семьям, воспитывающим детей-инвалидов в возрасте до 18 лет

департамент труда и социального развития области

2009, 2010 годы

2.4.

Организация назначения и выплаты ежегодных денежных компенсаций на приобретение твердого топлива и сжиженного газа многодетным семьям, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления

департамент труда и социального развития области

2009, 2010 годы

2.5.

Организация назначения и выплаты единовременного пособия малоимущим семьям на детей, идущих в 1 класс

департамент труда и социального развития области

2009, 2010 годы

2.6.

Организация назначения и выплаты единовременного пособия одиноким отцам, воспитывающим 5 и более детей

департамент труда и социального развития области

2009, 2010 годы

3.

Реализация мер по обеспечению совместного отдыха и досуга, созданию системы обеспечения социальной комфортности для семей с детьми

3.1.

Обеспечение новорожденных детей из малоимущих или нуждающихся семей средствами ухода

органы местного самоуправления муниципальных районов и городского округа «Город Череповец», управление труда и социального развития по муниципальному образованию «Город Вологда» Вологодской области

2009, 2010 годы

осуществляется в соответствии с законом области от 29 декабря 2003 года № 982-ОЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области»

3.2.

Компенсация за проезд детям, нуждающимся в санаторно-курортном лечении, и сопровождающему лицу в размере 50% стоимости проезда

департамент труда и социального развития области

2009, 2010 годы

4.

Поддержка семей с двумя и более детьми

4.1.

Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг

департамент труда и социального развития области

2009, 2010 годы

осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг»

5.

Формирование в обществе нравственных, семейных ценностей, установка на создание полной, состоящей в законном браке семьи с двумя и более детьми

5.1.

Проведение Всероссийского фестиваля семейного художественного творчества «Семья России»

департамент культуры области, государственное учреждение культуры и образования «Областной научно-методический центр культуры и повышения квалификации»

2009, 2010 годы

осуществляется в рамках долгосрочной целевой программы «Великий Устюг - родина Деда Мороза» на 2009-2010 годы

6.

Организация занятости подростков от 14 до 18 лет в свободное от учебы время

Департамент занятости населения области, департамент труда и социального развития области

2009, 2010 годы

осуществляется в соответствии с законом области от 29 декабря 2003 года № 982-ОЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области»

7.

Государственная поддержка общественных объединений

департамент труда и социального развития области

2009, 2010 годы

осуществляется в соответствии с законом области от 30 января 2007 года № 1562-ОЗ «О государственной поддержке общественных объединений в Вологодской области»

8.

Организация и проведение конкурса проектов (программ) на соискание грантов Правительства области, направленных на улучшение положения женщин и детей, повышение статуса семьи в обществе

департамент труда и социального развития области

2009, 2010 годы

осуществляется в соответствии с законом области от 30 января 2007 года № 1562-ОЗ «О государственной поддержке общественных объединений в Вологодской области», постановлением Правительства области от 25 июня 2007 года № 775 «Об областных государственных грантах, направленных на социальную и правовую помощь женщинам и детям»

9.

Назначение и выплата ежемесячного социального пособия малоимущим семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, преодоление которой требует определенного времени.

Назначение и выплата ежеквартального социального пособия отдельным категориям малоимущих семей: несовершеннолетним матерям, семьям, имеющим несовершеннолетних детей, родителям- инвалидам и другим

департамент труда и социального развития области

2009, 2010 годы

осуществляется в соответствии с законом области от 1 марта 2005 года № 1236-ОЗ «О государственной социальной помощи в Вологодской области»

10.

Разработка и реализация дополнительных мер по обеспечению воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

10.1.

департамент образования области

2009, 2010 годы

осуществляются в рамках подпрограммы «Дети - сироты» долгосрочной целевой программы «Развитие системы образования Вологодской области на 2009-2010 годы»

10.2.

10.3.

10.4.

10.5.

11.

Восстановление моральных стимулов к многодетности

департамент труда и социального развития области

2009, 2010 годы

вручение государственной награды Вологодской области «Медаль материнства»

осуществляется в соответствии с законом области от 6 декабря 2006 года № 1528-ОЗ «Об учреждении государственной награды Вологодской области - медали «Медаль материнства»

вручение государственной награды Вологодской области медали «За достойное воспитание детей»

осуществляется в соответствии с постановлением Губернатора области от 21 сентября 2005 года № 273 «О медали «За достойное воспитание детей»

Раздел 2. Улучшение здоровья и снижение смертности населения области

1.

Охрана здоровья детей и молодежи

1.1.

Разработка и реализация мер по профилактике детского травматизма

департамент здравоохранения области

2009, 2010 годы

осуществляется в рамках долгосрочной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2009-2012 годах»

2.

Разработка и реализация комплекса мер, направленных на снижение уровня смертности населения, в том числе от травм и отравлений

2.1.

Укрепление материально-технической базы наркологической службы области, оснащение необходимым оборудованием и средствами инструментального контроля Вологодского областного наркологического диспансера

департамент здравоохранения области

2009 год

осуществляется в рамках целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2009 год»

3.1.

Приобретение оборудования для школьных кабинетов по изучению правил дорожного движения в общеобразовательных учреждениях

органы местного самоуправления муниципальных образований области

2009, 2010 годы

осуществляется в рамках долгосрочной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2009-2012 годах»

3.2.

Приобретение уголков безопасности дорожного движения для дошкольных образовательных учреждений

органы местного самоуправления муниципальных образований области

2009, 2010 годы

осуществляется в рамках долгосрочной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2009-2012 годах»

3.3.

Проведение мероприятий по подготовке оказания помощи современными способами лицам, пострадавшим в результате ДТП. Приобретение для пожарно-спасательных подразделений, дислоцируемых

вдоль дорог областного значения и участвующих в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий, современных образцов аварийно-спасательной техники

Управление гражданской защиты и пожарной безопасности области

2009, 2010 годы

осуществляется в рамках долгосрочной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2009-2012 годах»

3.4.

Создание сети отрядов юных инспекторов движения в муниципальных образованиях области,

обеспечение их необходимой литературой, плакатами, компьютерными программами

департамент образования области

2009, 2010 годы

осуществляется в рамках долгосрочной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2009-2012 годах»

3.5.

Проведение областных финалов, слетов, фестивалей, конкурсов «Дорога без опасности», «Безопасное колесо», агитбригад юных инспекторов движения «Перекресток», «Светофор собирает друзей» и других

Управление внутренних дел по области

2009, 2010 годы

осуществляется в рамках долгосрочной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2009-2012 годах»

департамент образования области

3.6.

Обновление методической литературы, обеспечение общеобразовательных учреждений всероссийской газетой «Добрая дорога детства»

департамент образования области

2009, 2010 годы

3.7.

Проведение широкомасштабных акций: «Внимание - дети!», «Ваш пассажир - ребенок», «Пешеход» и других. Привлечение

информационных и рекламных агентств к проведению профилактических акций, направленных на укрепление дисциплины участников дорожного движения, размещение информационных материалов по вопросам безопасности дорожного движения в СМИ

Управление внутренних дел по области

2009, 2010 годы

осуществляется в рамках долгосрочной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2009-2012 годах»

3.8.

Создание информационно-пропагандистской продукции, роликов, сценариев, видеотелекинофильмов и сюжетов по вопросам безопасности дорожного движения. Организация тематической наружной социальной рекламы (баннеры, перетяжки), а также размещение материалов по вопросам безопасности дорожного движения в СМИ,

в общественном транспорте кинотеатрах и других местах

Управление внутренних дел по области

2009, 2010 годы

осуществляется в рамках долгосрочной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2009-2012 годах»

3.9.

Изготовление и распространение световозвращающих приспособлений в среде дошкольников и учащихся младших классов общеобразовательных учреждений

Управление внутренних дел по области

2009, 2010 годы

осуществляется в рамках долгосрочной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2009-2012 годах»

4.

Реализация мер по повышению качества питания

Всего

2009

2010

4.1.

Обеспечение молоком учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений области

органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (по согласованию)

2009, 2010 годы

142477,5

68829,7*

73647,8*

4.2.

Обеспечение питанием школьников

органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (по согласованию)

2009, 2010 годы

347693,6*

166606,9*

181086,7*

Всего по разделу 2

490171,1*

235436,6*

254734,5*

в том числе

Региональный фонд софинансирования расходов

490171,1

235436,6

254734,5

[1] - при наделении соответствующих органов местного самоуправления данным полномочием.

[2] - субсидии из регионального фонда софинансирования расходов.

Таблица № 2

(тыс. рублей)



п/п

Мероприятия

Исполнитель

Сроки

реализации

Объемы финансирования

всего

2009 год

2010 год

1

2

3

4

5

6

7

Раздел 1. Стимулирование рождаемости, поддержка семьи, материнства, отцовства и детства

1.

Назначение и выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей

1.1.

Разработка областного нормативного правового акта, предусматривающего введение нового вида ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от полутора до трех лет на детей, не посещающих детское дошкольное учреждение по причине отсутствия мест в детском саду и по медицинским показаниям

департамент труда и социального развития области

2009, 2010 годы

1.2.

Разработка областного нормативного правового акта, предусматривающего увеличение размера ежемесячного пособия на ребенка с учетом применения индекса роста прожиточного минимума

департамент труда и социального развития области

2009, 2010 годы

1.3.

Разработка областного нормативного правового акта, предусматривающего увеличение размера дополнительного единовременного пособия при рождении второго, третьего ребенка с учетом уровня инфляции

департамент труда и социального развития области

2009, 2010 годы

2.

Формирование в обществе нравственных, семейных ценностей, установка на создание полной, состоящей в законном браке, семьи с двумя и более детьми

2.1.

Пропаганда семейных ценностей, формирование установки на создание полной, состоящей в законном браке семьи, воспитание в семье двух и более детей, пропаганда здорового образа жизни областными средствами массовой информации

Комитет информации, печати и телерадиовещания области

2009, 2010 годы

2.1.1.

Подготовка и выдача в эфир телепередач соответствующей тематики

2700,00

1200,00

1500,00

2.1.2.

Подготовка и опубликование материалов в печатных СМИ по соответствующей тематике

2200,00

1000,00

1200,00

2.1.3.

Подготовка и выдача в эфир радиопередач соответствующей тематики

2200,00

1000,00

1200,00

2.2.

Изготовление и размещение пакета социальной рекламы в СМИ и средствами иных носителей рекламы (уличная реклама, прямая рассылка и др.), направленной на поддержание высокого общественного статуса полной, состоящей в законном браке семьи, имеющей детей, и ведение здорового образа жизни

Комитет информации, печати и телерадиовещания области

2.2.1.

Реклама в электронных СМИ

2009, 2010 годы

2200,00

1000,00

1200,00

2.2.2.

Реклама в печатных СМИ

2009, 2010 годы

1600,00

800,00

800,00

2.2.3.

Реклама на уличных носителях, прямая рассылка и другие формы

2009, 2010 годы

1500,00

400,00

1100,00

2.3.

Проведение областного фестиваля клубов молодых семей «Погода в доме»

комитет по делам молодежи области

2009, 2010 годы

250,00

100,00

150,00

2.4.

Организация и проведение в области мероприятий, посвященных Международному дню семьи (15 мая), Международному дню защиты детей (1 июня), Дню матери (последнее воскресенье ноября), Дню отца (второе воскресенье декабря)

департамент труда и социального развития области

2009, 2010 годы

текущее финансирование

2.5.

Организация и проведение в области Съезда матерей Вологодской области

департамент труда и социального развития области

2009 год

1000,00

1000,00

-

2.6.

Обеспечение проведения фестиваля активного семейного отдыха «Все семьи интересны»

в рамках областного фестиваля «Семейный лад»

департамент труда и социального развития области

2010 год

1000,00

-

1000,00

2.7.

Проведение областного конкурса «Молодежное подворье»

комитет по делам молодежи области, департамент сельского хозяйства области, Департамент культуры области, департамент межрегиональных связей и выставочно-ярмарочной деятельности Правительства области

2009, 2010 годы

7000,00

3500,00

3500,00

3.

Развитие сети дошкольных образовательных учреждений, повышение их доступности

3.1.

Строительство и реконструкция сети детских дошкольных учреждений

Департамент строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства области, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области (по согласованию)

2009, 2010 годы

64000,00

30900,00*

33100,00*

3.2.

Капитальный ремонт сети детских дошкольных учреждений

Департамент строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства области, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области (по согласованию)

2009, 2010 годы

22500,00

8500,00*

14000,00*

4.

Обеспечение работникам, на иждивении которых находятся дети, возможности сочетания родительства и семейных обязанностей с профессиональной деятельностью

4.1.

Разработка областного нормативного правового акта по стимулированию работодателей, трудоустраивающих женщин, имеющих малолетних детей, и молодежи

Департамент занятости

населения области

2009 год

5.

Меры по совершенствованию системы социально-психологической и информационной поддержки семей

5.1.

Проведение обучающих тематических семинаров для членов молодежных объединений и общественных организаций области, студентов и учащихся учебных заведений области в целях профилактики наркомании, табакокурения, алкоголизма, ВИЧ/СПИДа

комитет по делам молодежи области

2009, 2010 годы

500,00

250,00

250,00

5.2.

Организация областных конкурсов на лучшие проекты социальных роликов, посвященных пропаганде здоровых и гармоничных семейных отношений

комитет по делам молодежи области

2009, 2010 годы

500,00

250,00

250,00

6.

Организация и проведение конкурса социальных проектов, направленных на внедрение инновационных форм социального обслуживания семьи и детей

департамент труда и социального развития области

2009, 2010 годы

1000,00

400,00

600,00

7.

Разработка и реализация дополнительных мер по обеспечению воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

7.1.

Разработка комплексной программы психолого-педагогической подготовки кандидатов в опекуны, усыновители, приемные родители

департамент образования области

2009, 2010 годы

24,00

12,00

12,00

7.2.

Организация и выпуск ежеквартальных теле- и радиопрограмм о проблемах развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

департамент образования области

2009, 2010 годы

100,00

50,00

50,00

7.3.

Организация и проведение Дня семьи с участием семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

департамент образования области

2009, 2010 годы

200,00

100,00

100,00

7.4.

Организация и проведение праздничных, спортивных и других мероприятий для семей с усыновленными детьми, а также семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

департамент образования области

2009, 2010 годы

160,00

80,00

80,00

7.5.

Организация издания специальных газетных приложений, посвященных пропаганде и развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

департамент образования области

2009, 2010 годы

120,00

60,00

60,00

7.6.

Подготовка и организация издания информационных листовок, буклетов и календарей для пропаганды семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

департамент образования области

2009, 2010 годы

200,00

100,00

100,00

60252,00

86500,00

39400,00

47100,00

[1] - субсидии из регионального фонда софинансирования расходов.

[2] - субсидии из регионального фонда софинансирования расходов.

1

2

3

4

5

6

7

Раздел 2. Улучшение здоровья и снижение смертности населения области

1.

Охрана здоровья детей и молодежи

1.1.

Профилактика детского травматизма

1.1.1.

Приобретение реанимационно-диагностического оборудования для ГУЗ «Вологодская областная больница № 1»

департамент здравоохранения области

2009, 2010 годы

5974,66

3000,00

2974,66

1.2.

(детских садов, школ, школ-интернатов, специальных (коррекционных) образовательных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования)

департамент образования области

2009, 2010 годы

250,00

100,00

150,00

2.

Разработка и реализация комплекса мер, направленных на укрепление репродуктивного здоровья населения

2.1.

Разработка и реализация системы мер по медицинской профилактике и лечению бесплодия, а также случаев глубокой недоношенности, обеспечение ранней диагностики и лечения нарушений репродуктивного здоровья

департамент здравоохранения области

2009, 2010 годы

текущее финансирование

2.2.

Проведение профилактических мероприятий с целью ранней диагностики и лечения нарушений репродуктивных функций, в том числе у детей и подростков

департамент здравоохранения области

2009, 2010 годы

текущее финансирование

2.3.

Государственная поддержка экстракорпорального оплодотворения для бездетных семей

департамент здравоохранения области

2009, 2010 годы

60000,00

30000,00

30000,00

2.4.

Разработка и внедрение современных медицинских и психологических технологий диагностики, лечения и реабилитации нарушений репродуктивной функции, внедрение новых лечебно-диагностических и перинатальных технологий

департамент здравоохранения области

2009, 2010 годы

400,00

200,00

200,00

2.5.

Приобретение медицинского оборудования и внедрение современных технологий в учреждениях родовспоможения

департамент здравоохранения области

2009, 2010 годы

текущее финансирование учреждений родовспоможения

3.

Разработка и реализация комплекса мер, направленных на снижение уровня смертности населения, в том числе от травм и отравлений

3.1.

Создание системы мониторинга причин смертности населения области, в том числе:

трудоспособного возраста;

детей и подростков (0-17 лет);

анализ динамики показателей в гендерном аспекте

департамент здравоохранения области

2009, 2010 годы

100,00

50,00

50,00

3.2.

Проведение анализа причин суицидального поведения населения области

департамент здравоохранения области

2009, 2010 годы

50,00

25,00

25,00

3.3.

Своевременное выявление и активная профилактика психических расстройств у детей и подростков

департамент здравоохранения области

3.3.1.

Приобретение автомобиля для региональной суицидологической службы

департамент здравоохранения области

2010 год

600,00

-

600,00

3.3.2.

Обучение психиатров для работы в кабинетах профилактики психических расстройств в образовательных и лечебных учреждениях области

департамент здравоохранения области

2009, 2010 годы

160,00

110,00

50,00

3.4.

департамент здравоохранения области

2009, 2010 годы

150,00

100,00

50,00

3.5.

департамент здравоохранения области

2009, 2010 годы

100,00

50,00

50,00

4.

Разработка и реализация мер, направленных на формирование здорового образа жизни населения

4.1.

Информационная поддержка оздоровительных мероприятий по формированию у населения области мотивации к здоровому образу жизни

департамент здравоохранения области

2009, 2010 годы

4.1.1.

Изготовление и

тиражирование аудио- и видеоматериалов по профилактике факторов риска неинфекционных заболеваний и здоровому образу жизни

4.1.1.1.

54,00

54,00

-

4.1.1.2.

54,00

-

54,00

4.1.1.3.

54,00

54,00

-

4.1.1.4.

50,00

50,00

-

4.1.2.

4.1.2.1.

Здоровое питание

30,00

-

30,00

4.1.2.2.

Физическая активность

30,00

-

30,00

4.1.2.3.

Профилактика курения

50,00

50,00

-

4.1.2.4.

употребления алкоголя

60,00

60,00

-

4.1.2.5.

40,00

-

40,00

4.1.2.6.

Профилактика травм и отравлений

40,00

40,00

-

4.2.

Проведение циклов передач на телевизионных и радиоканалах, вещающих на территории области, публикации материалов в СМИ в целях профилактики факторов риска неинфекционных заболеваний, пропаганды здорового образа жизни, повышения физической активности населения области, противодействия употреблению алкоголя, табака, наркотических веществ

департамент здравоохранения области,

Комитет информации, печати и телерадиовещания области

2009, 2010 годы

1500,00

700,00

800,00

4.3.

департамент здравоохранения области

2009, 2010 годы

4.3.1.

60,00

60,00

-

4.4.

Выпуск информационного бюллетеня «Здоровье - наш выбор»

департамент здравоохранения области

2009, 2010 годы

20,00

10,00

10,00

4.5.

департамент здравоохранения области

2009, 2010 годы

4.5.1.

120,00

-

120,00

4.5.2.

100,00

100,00

-

4.6.

Совершенствование системы медицинской помощи и социальной реабилитации лиц, имеющих алкогольную зависимость, и членов их семей

департамент здравоохранения области

2009, 2010 годы

175,00

75,00

100,00

4.7.

Организация и проведение II областного фестиваля волонтеров «Моя жизнь - мой выбор»

департамент труда и социального развития области

2009 год

130,00

130,00

-

4.8.

Организация и проведение областного конкурса реабилитационных программ (проектов) «Все в твоих руках» среди учреждений социального обслуживания семьи и детей, общественных организаций

департамент труда и социального развития области

2010 год

383,10

-

383,10

4.9.

Укрепление материально-технической базы, приобретение спортивного оборудования и инвентаря для детских и юношеских спортивно-оздоровительных муниципальных учреждений

органы местного самоуправления муниципальных образований области

2009, 2010 годы

5.

Развитие системы объектов физической культуры и спорта, игровых и спортивных площадок в шаговой доступности от места жительства

5.1.

Организация и проведение областных спортивных семейных мероприятий, в том числе с участием неполных семей и семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

комитет по физической культуре и спорту области

2009, 2010 годы

текущее финансирование

5.2.

департамент образования области

2009, 2010 годы

250,00

100,00

150,00

5.3.

Развитие и оснащение объектов физической культуры и спорта, игровых и спортивных площадок

5.3.1.

Оснащение спортивных площадок на дворовых территориях (в г. Вологде, в г. Череповце, в муниципальных районах области)

органы местного самоуправления муниципальных образований области (по согласованию)

2009, 2010 годы

5.3.2.

Оборудование спортивных площадок, спортивных залов, приобретение спортивного инвентаря для образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, учреждений начального и среднего профессионального образования), находящихся в ведении органов исполнительной государственной власти области

департамент образования области

2009, 2010 годы

5.3.3.

Оборудование спортивных площадок, спортивных залов, приобретение спортивного инвентаря для специального учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением (пос. Шексна) и образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

департамент образования области

2009, 2010 годы

400,00

200,00

200,00

5.4.

Обеспечение доступности спортивных и оздоровительных сооружений для групп населения с низкими доходами, инвалидов

комитет по физической культуре и спорту области

2009, 2010 годы

текущее финансирование

6.

Обучение населения основным формам само- и взаимопомощи на месте ДТП до прибытия скорой медицинской помощи

департамент здравоохранения области

2009, 2010 годы

6.1.

Проведение семинаров-тренингов

250,00

150,00

100,00

7.

Реализация мер по улучшению безопасных условий и совершенствованию охраны труда

7.1.

Формирование и развитие методической, организационной и мотивационной основ для функционирования государственной системы управления охраной труда

7.1.1.

Разработка и обеспечение выпуска методических рекомендаций, пособий по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, организации работы по охране труда в организациях

департамент труда и социального развития области

2009, 2010 годы

текущее финансирование

7.1.2.

департамент труда и социального развития области

2009, 2010 годы

700,00

300,00

400,00

7.2.

Информационное содействие обеспечению безопасности жизни и здоровья работников, занятых на производстве, и пропаганда вопросов охраны труда

департамент труда и социального развития области

7.2.1.

Подготовка и обеспечение выпуска доклада о состоянии условий и охраны труда в Вологодской области (ежегодно)

департамент труда и социального развития области

2009, 2010 годы

текущее финансирование

8.

Меры по сокращению бедности и минимизации ее негативных последствий

2009, 2010 годы

8.2.

Создание консультационных пунктов для учащихся-инвалидов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I-III вида

департамент образования области

2009, 2010 годы

400,00

200,00

200,00

8.3.

Открытие группы для детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях начального профессионального образования по профессиям:

кружевница;

швея;

штукатур-маляр;

столяр-плотник

департамент образования области

2009, 2010 годы

600,00

300,00

300,00

Всего по разделу 2

86522,36

Государственная поддержка экстракорпорального оплодотворения для бездетных семей

60000,00

30000,00

30000,0

1

2

3

4

5

6

7

Раздел 3. Первоочередные меры по развитию трудового потенциала области и миграционной политике

1.

Проведение областного слета трудовых династий

департамент труда и социального развития области

2009, 2010 годы

2000,0

1000,0

1000,0

2.

Проведение конкурса на лучший коллективный договор в организациях области

департамент труда и социального развития области

2009, 2010 годы

1100,0

500,0

600,0

3.

Реализация мер по развитию поддержки соотечественников и пропаганде российской культуры за рубежом

3.1.

Сохранение и развитие российского культурного наследия и русского языка, содействие распространению знаний об истории, традициях и культуре области, содействие изучению русского языка, содействие всем видам культурного обмена между областью и соотечественниками, проживающими за рубежом

департамент межрегиональных связей и выставочно-ярмарочной деятельности Правительства области

в рамках межправительственных соглашений

4.

Стимулирование притока в область трудовой иммиграции высококвалифицированных иностранных специалистов

4.1.

Проведение мониторинга потребности экономики области в иностранной рабочей силе

Департамент занятости населения области

2009, 2010 годы

текущее финансирование

4.2.

Подготовка предложений по определению квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности на территории области

Департамент занятости населения области

2009, 2010 годы

текущее финансирование

5.

Меры по регулированию и оптимизации внутренней миграции и распределению населения

5.1.

Оказание содействия переселенцам:

в переобучении по требующимся в области специальностям;

в развитии самозанятости, малого и среднего бизнеса (консультирование переселенцев,

оказание помощи в составлении бизнес - планов, других правовых и хозяйственных документов)

Департамент занятости населения области

2009, 2010 годы

текущее финансирование

3100,00

1

4

1.

комитет по делам молодежи области

2009, 2010 годы

2.

Выпуск информационно-методического справочника «Из опыта работы клубов молодых семей Вологодской области», обеспечение клубов молодых семей методическими материалами

комитет по делам молодежи области

2010 год

ИТОГО:

691347,46

330734,60

360612,86

576671,10

274836,60

301834,50

в том числе:

64000,00

30900,00

33100,00

капитальный ремонт сети детских дошкольных учреждений

22500,00

8500,00

14000,00

142477,50

68829,70

73647,80

347693,60

166606,90

181086,70

IV. Ресурсное обеспечение Программы

Общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 691 347,46 тыс. рублей, в том числе 576 671,10 тыс. рублей - из регионального фонда софинансирования расходов.

Финансирование мероприятий Программы осуществляется согласно приложениям 2, 3 к настоящей Программе.

V. Механизм реализации Программы

Реализация Программы осуществляется путем обеспечения учета демографической ситуации и мер, направленных на ее улучшение. Текущее управление реализацией Программы осуществляется заказчиком-координатором Программы - департаментом труда и социального развития области, а также по соответствующим мероприятиям Программы - ответственными исполнителями.

Начальник департамента труда и социального развития области является руководителем Программы. Руководитель Программы несет ответственность за реализацию и конечные результаты Программы, рациональное использование выделяемых на ее выполнение финансовых средств.

Реализация мероприятий Программы, предусматривающих закупку и поставку товаров (работ, услуг), осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (с последующими изменениями).

Заказчик-координатор Программы - департамент труда и социального развития области с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств ежегодно уточняет затраты по программным мероприятиям и с учетом этого - целевые показатели Программы в срок, установленный законом области от 29 марта 2002 года № 772-ОЗ «О бюджетном процессе в Вологодской области».

VI. Контроль за ходом реализации Программы

Контроль за ходом реализации Программы осуществляется департаментом труда и социального развития области и первым заместителем Губернатора области, курирующим вопросы социальной сферы.

Для обеспечения мониторинга и контроля за ходом реализации Программы руководитель Программы ежеквартально до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет первому заместителю Губернатора области, курирующему вопросы социальной сферы, а в копии - в аналитический комитет Правительства области и контрольно-аналитическое управление Правительства области информацию о выполнении мероприятий Программы, содержащую анализ положительных результатов, а также причины недостатков и нерешенных проблем (включая информацию о качестве и комплектности полученного оборудования, техники, дате ввода их в эксплуатацию, об использовании их по назначению и т.д.).

Исполнители Программы представляют в департамент труда и социального развития области аналитическую информацию:

о ходе реализации Программы по итогам полугодия и года - не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом;

о результатах, достигнутых в рамках реализации Программы по итогам года (важнейшие целевые показатели - количественные характеристики проблем, решаемых Программой, или изменение темпов их роста, с пояснительной запиской), - не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.

Департамент труда и социального развития области осуществляет подготовку и направление в аналитический комитет Правительства области аналитической информации в порядке, установленном Правительством области.

Система контроля обеспечивает осуществление предварительного, текущего и последующего контроля и включает:

экспертизу и сопровождение заказчиком государственных контрактов (в обязательном порядке при закупке дорогостоящего и сложного оборудования, работ, услуг с привлечением специализированных организаций);

внутриведомственный контроль - проведение структурными подразделениями органов исполнительной государственной власти области (ревизионный сектор, штатный ревизор и т.п.), являющихся заказчиками либо исполнителями Программы, проверок, ревизий, инвентаризаций по вопросам целевого и эффективного использования средств в рамках реализации Программы;

контроль в ходе комплексных проверок с участием представителей иных органов (контрольно-ревизионного управления департамента финансов области, контрольно-аналитического управления Правительства области и т.п.).

VII. Оценка результатов реализации Программы

К 2010 году реализация Программы позволит заложить основы для достижения стабилизации демографических процессов и улучшения демографической ситуации в Вологодской области:

снизить темпы убыли населения области с 7,6 тыс. человек в 2006 году до 6,5 тыс. человек в год в 2010 году;

увеличить коэффициент рождаемости с 10,9 родившихся на 1000 человек населения в 2006 году до 12 родившихся на 1000 человек населения;

снизить коэффициент смертности с 17,1 умерших на 1000 человек населения в 2006 году до 16,5 умерших на 1000 человек населения;

снизить коэффициент младенческой смертности с 8,6 умерших на 1000 родившихся до 8 умерших на 1000 родившихся;

увеличить суммарный коэффициент рождаемости с 1,348 в 2006 году до 1,5;

сократить уровень производственного травматизма со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих на 5%;

сократить общий уровень производственного травматизма в расчете на 1000 работающих на 10 % (с 3,9 человека на 1000 работающих в 2006 году до 3,5 человека на 1000 работающих);

стабилизировать численность работников, занятых в условиях, не отвечающих требованиям безопасности и гигиены;

увеличить численность детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, с 59770 в 2006 году до 67570 (увеличение на 7,8 тыс. мест);

повысить уровень знаний населения области о здоровом образе жизни;

увеличить продолжительность жизни населения области с 64,7 лет в 2006 году до 67 лет - в 2010 году;

разработать эффективные методики обучения населения различных возрастных групп формированию здорового образа жизни и отказу от вредных привычек;

улучшить показатели здоровья детского населения области за счет совершенствования системы охраны здоровья в образовательных учреждениях всех типов;

укрепить материально-техническую базу спортивно-оздоровительных и образовательных учреждений области;

повысить грамотность молодежи в сфере брачно-семейных отношений.

Приложение 1

к долгосрочной целевой программе «Демографическое развитие Вологодской области» на 2009, 2010 годы

(тыс. рублей)


п/п

Мероприятия

Исполнитель

Сроки реализации

Общее

количество

рабочих мест

Объем финансирования

всего

2009

год

2010

год

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

департамент труда и социального развития области

2009, 2010 годы

1.1.

Бабаевский район

3

360

120

240

1.2.

Бабушкинский район

2

240

120

120

1.3.

Белозерский район

3

360

120

240

1.4.

Вашкинский район

2

240

120

120

1.5.

Верховажский район

3

360

120

240

1.6.

Вожегодский район

4

480

240

240

1.7.

Вологодский район

6

720

360

360

1.8.

Вытегорский район

5

600

360

240

1.9.

Грязовецкий район

7

840

480

360

1.10.

Кадуйский район

3

360

120

240

1.11.

Кирилловский район

3

360

120

240

1.12.

Кичменгско-Городецкий район

3

360

240

120

1.13.

Междуреченский район

2

240

120

120

1.14.

Никольский район

3

360

240

120

1.15.

Нюксенский район

2

240

120

120

1.16.

Сямженский район

2

240

120

120

1.17.

Тарногский район

2

240

120

120

1.18.

Тотемский район

3

360

240

120

1.19.

Усть-Кубинский район

2

240

120

120

1.20.

Устюженский район

3

360

240

120

1.21.

Харовский район

3

360

120

240

1.22.

Чагодощенский район

2

240

120

120

1.23.

Череповецкий район

3

360

240

120

1.24.

Шекснинский район

2

240

120

120

1.25.

Г. Вологда

12

1440

720

720

1.26.

Г. Великий Устюг и Великоустюгский район

5

600

240

360

1.27.

Г. Сокол и Сокольский район

4

480

240

240

1.28.

Г. Череповец

6

720

360

360

Итого:

100

12000

6000

6000

Приложение 2

к долгосрочной целевой программе «Демографическое развитие Вологодской области» на 2009, 2010 годы

(тыс. рублей)

Источники финансирования

областной бюджет

бюджеты муниципальных образований области

бюджетные фонды

Общий объем финансирования

691 347,46

576 671,10

в том числе с разбивкой по годам:

2009 год

330 734,60

274 836,60

2010 год

360 612,86

301 312,86

Из них:

Капитальные расходы

107 662,26

86 500,00

в том числе с разбивкой по годам:

2009 год

49 678,00

39 400,00

2010 год

57 984,26

47 100,00

Текущие расходы

583 685,20

490 171,10

в том числе с разбивкой по годам:

2009 год

281 056,60

235 436,60

2010 год

302 628,60

254 734,50

Приложение 3

к долгосрочной целевой программе «Демографическое развитие Вологодской области» на 2009, 2010 годы

(тыс. рублей)

№ п/п

Всего

2009 год

2010 год

576671,10

274836,60

301834,50

691347,46

330734,60

360612,86

* - региональный фонд софинансирования расходов.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 05.01.2019
Рубрики правового классификатора: 040.010.000 Общие положения, 130.010.000 Образование (см. также 200.160.040), 140.020.000 Физическая культура и спорт (см. также 200.160.040), 090.110.040 Бесплатное питание, 070.030.000 Финансирование социального обеспечения и социального страхования (см. также 080.080.020, 200.160.030), 140.010.050 Лечебно-профилактическая помощь населению, 140.010.010 Общие положения, 090.110.060 Специальное, лечебное питание

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать