Основная информация

Дата опубликования: 09 октября 2019г.
Номер документа: RU68000201901023
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Тамбовская область
Принявший орган: Администрация Тамбовской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



АДМИНИСТРАЦИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 октября 2019 г. № 1128

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2020 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2021 И 2022 ГОДОВ

В целях эффективного управления государственным долгом Тамбовской области в 2020 - 2022 годах и обеспечения выполнения постановлений Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1701 «О соглашениях, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации», от 13.12.2017 № 1531 «О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам», условий Дополнительных соглашений к Соглашениям от 21.09.2015 № 01-01-06/06-136 и от 25.12.2017 № 01-01-06/06-392 о предоставлении бюджету Тамбовской области из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Тамбовской области, заключенных Тамбовской областью с Министерством финансов Российской Федерации, администрация области постановляет:

1. Утвердить основные направления долговой политики Тамбовской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов согласно приложению.

2. Опубликовать настоящее постановление на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) и на сайте сетевого издания «Тамбовская жизнь» (www.tamlife.ru).

И.о. главы администрации области

О.О. Иванов

Утверждены
постановлением
администрации области
от 09.10.2019 № 1128

Основные направления
долговой политики Тамбовской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов

Общие положения

Долговая политика Тамбовской области является составной частью бюджетной политики, непосредственно связана с бюджетным процессом Тамбовской области и представляет собой совокупность мероприятий по регулированию объема и структуры государственного долга, осуществлению государственных заимствований, поддержанию приемлемого уровня риска и стоимости государственных заимствований, обслуживанию и погашению долговых обязательств Тамбовской области.

Итоги долговой политики Тамбовской области, проводимой в 2018 и 2019 годах

В 2018 году долговая политика была ориентирована на решение таких ключевых задач как поддержание умеренной долговой нагрузки на бюджет Тамбовской области, сдерживание роста расходов на обслуживание государственного долга, соблюдение показателей и индикаторов, установленных государственной программой Тамбовской области «Эффективное управление финансами и оптимизация государственного долга», а также выполнение условий Соглашений от 21 сентября 2015 г. № 01-01-06/06-136 и от 25 декабря 2017 г. № 01-01-06/06-392 о предоставлении бюджету Тамбовской области из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Тамбовской области, а также Дополнительных соглашений к ним, заключенных Тамбовской областью с Министерством финансов Российской Федерации, и условий реструктурированных в 2012, 2015 и 2017 годах бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета.

На 01 января 2018 г. объем государственного долга Тамбовской области составил 17 215,9 млн. рублей или 71,9% к поступившим в 2018 году доходам бюджета Тамбовской области без учета безвозмездных поступлений, в том числе объем долга по рыночным долговым обязательствам составил 13 251,2 млн. рублей или 55,3% от доходов бюджета Тамбовской области без учета безвозмездных поступлений.

Достигнутые параметры государственного долга Тамбовской области соответствуют требованиям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.12.2017 № 1531 «О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам», и условиям Дополнительных соглашений, заключенных Тамбовской областью с Министерством финансов Российской Федерации 26 декабря 2017 г. и 29 декабря 2017 г. (не более 76 и 58% соответственно).

В структуре государственного долга Тамбовской области 47% составляют государственные ценные бумаги, 30% - кредиты коммерческих банков и 23% - бюджетные кредиты. Из состава государственного долга Тамбовской области полностью исключены наиболее рисковые краткосрочные обязательства, профиль государственного долга продлен до 2020 - 2034 годов.

Действующие процентные ставки по заключенным государственным контрактам на привлечение кредитных ресурсов для финансирования дефицита регионального бюджета и погашения долговых обязательств Тамбовской области ниже ограничений, установленных Министерством финансов Российской Федерации (ключевая ставка, установленная Центральным банком Российской Федерации, увеличенная на 1% годовых).

В целях снижения долговой нагрузки и исключения рисков в отношении долговых обязательств в форме государственных гарантий Тамбовской областью введен мораторий на их предоставление.

Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (АКРА) в декабре 2018 года подтвердило кредитный рейтинг Тамбовской области на уровне BBB+(RU), прогноз «Позитивный», и ее облигаций - на уровне BBB+(RU).

Долговая политика, проводимая в 2018 году, позволила в существенной степени снизить расходы на обслуживание государственного долга Тамбовской области - объем расходов на обслуживание государственного долга Тамбовской области за 2018 год составил 1 059, 8 млн. рублей или 72,3% к бюджетным ассигнованиям, утвержденным в бюджете Тамбовской области первоначально. Экономия бюджетных средств составила 405,8 млн. рублей.

В отчетном периоде использовалась практика краткосрочного кредитования через территориальные органы Федерального казначейства, что позволило в течение года привлекать бюджетные ресурсы из федерального бюджета для финансирования краткосрочных кассовых разрывов в пределах финансового года и не прибегать к рыночным заемным средствам. Всего было привлечено «казначейских» кредитов на общую сумму 7 200,0 млн. рублей. Процентные платежи по коммерческим кредитам были таким образом минимизированы, что позволило также получить экономию средств регионального бюджета по расходам на обслуживание государственного долга.

Удельный вес расходов на обслуживание государственного долга составил 2,4% от общего объема расходов регионального бюджета за исключением расходов, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета, при максимальном размере, установленном бюджетным законодательством РФ, в 15%.

Обязательства по коммерческим и бюджетным кредитам, государственным ценным бумагам Тамбовской областью исполнены своевременно и в полном объеме, просроченной и неурегулированной задолженности нет.

На 01 января 2019 г. общепринятые показатели долговой устойчивости Тамбовской области находились в пределах безопасных зон.

В 2019 году долговая политика реализуется также в условиях выполнения Дополнительных соглашений о реструктуризации бюджетных кредитов, предоставленных Тамбовской области из федерального бюджета для частичного покрытия дефицита бюджета Тамбовской области, заключенных с Министерством финансов Российской Федерации 26 декабря 2017 г. и 29 декабря 2017 г.

Задача по обеспечению минимизации стоимости заимствований с учетом условий рынков финансовых услуг - безусловный приоритет долговой политики текущего года.

В истекшем периоде проведено четыре аукциона на оказание услуг по предоставлению коммерческих кредитов, процентная ставка по заключенным государственным контрактам не превысила рекомендованных Министерством финансов Российской Федерации (ключевая ставка, установленная Центральным банком Российской Федерации, увеличенная на 1% годовых).

В связи с неоднократным изменением в текущем году ключевой ставки Центральным банком Российской Федерации в адрес коммерческих банков направлены обращения о снижении цены контрактов в соответствии с положениями государственных контрактов.

Минимизация процентных платежей по коммерческим кредитам и экономия бюджетных средств в текущем году будут также обусловлены использованием возобновляемых кредитных линий коммерческих банков со свободным графиком привлечения и погашения, а также кредитованием в Федеральном казначействе для финансирования краткосрочных кассовых разрывов в пределах финансового года. За истекший период привлечено «казначейских» кредитов на общую сумму 5 520,0 млн. рублей.

Расходы на обслуживание государственного долга в текущем году не превысят уровня 2018 года.

Тамбовская область выполняет свои долговые обязательства в полном объеме и в строго установленные сроки.

Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (АКРА) в июне 2019 года подтвердило кредитный рейтинг Тамбовской области на уровне BBB+(RU), прогноз «Позитивный», и ее облигаций - на уровне BBB+(RU).

Долговая политика Тамбовской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов будет направлена на:

обеспечение долговой устойчивости и сбалансированности бюджета Тамбовской области, поддержания объема государственного долга Тамбовской области и расходов на его обслуживание в пределах, установленных федеральным законодательством, и в соответствии с законом области о бюджете Тамбовской области на текущий финансовый год и на плановый период;

гибкое реагирование на изменяющиеся условия финансовых рынков и использование наиболее благоприятных источников заемного финансирования в целях обеспечения погашения долговых обязательств;

обеспечение соответствия размера дефицита бюджета Тамбовской области требованиям, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации;

обеспечение платежеспособности субъекта.

Цели, принципы и задачи долговой политики Тамбовской области

Целями долговой политики Тамбовской области являются:

обеспечение потребности в заемном финансировании;

своевременное исполнение долговых обязательств при минимизации расходов на их обслуживание;

поддержание объема и структуры государственного долга, исключающих неисполнение долговых обязательств;

обслуживание задолженности при различных обстоятельствах, включая кризисные явления в экономике и на финансовых рынках.

Принципами долговой политики Тамбовской области являются:

соблюдение норм и ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;

своевременное и безусловное погашение и обслуживание долговых обязательств Тамбовской области;

обеспечение своевременного учета долговых обязательств и полноты их отражения;

открытость и прозрачность управления государственным долгом Тамбовской области.

Основные задачи долговой политики Тамбовской области

В 2020 - 2022 годах долговая политика будет ориентирована на решение, в числе других, таких ключевых задач, как:

обеспечение выполнения Программы оздоровления государственных финансов (оптимизации расходов) Тамбовской области на 2017 - 2024 годы, утвержденной постановлением администрации области от 30.03.2017 № 275;

соблюдение показателей и индикаторов, установленных государственной программой Тамбовской области «Эффективное управление финансами и оптимизация государственного долга»;

мониторинг и оценка состояния государственного долга Тамбовской области, его структуры и динамики в целях оптимизации структуры государственного долга и стоимости его обслуживания;

организация учета долговых обязательств и операций с долгом, исполнение долговых обязательств в соответствии с платежными графиками;

обеспечение раскрытия информации о государственном долге Тамбовской области и проводимой заемной политике.

Основные мероприятия долговой политики Тамбовской области

Фактором, определяющим долговую политику, является оценка долговой устойчивости Тамбовской области. В этой связи в предстоящем периоде планируется продолжить реализацию комплекса мер, направленных на повышение эффективности управления государственным долгом Тамбовской области:

принятие новых долговых обязательств исходя из принципа исполнения всех обязательств своевременно и в полном объеме, а также исходя из результатов исполнения бюджета Тамбовской области;

контроль и оценка рисков, возникающих в сфере долговых обязательств;

обеспечение равномерного распределения долговой нагрузки Тамбовской области по годам;

ограничение на предоставление государственных гарантий;

проведение мониторинга финансовых рынков и, в случае благоприятной конъюнктуры, проведение операций по рефинансированию долговых обязательств в целях сокращения расходов на обслуживание государственного долга Тамбовской области;

отбор доступных на финансовом рынке ресурсов с приемлемыми для бюджета Тамбовской области условиями по срочности и стоимости;

использование механизма привлечения краткосрочных бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете бюджета Тамбовской области;

учет информации о государственном долге Тамбовской области, формирование отчетности о государственных долговых обязательствах Тамбовской области;

осуществление мониторинга соответствия параметров государственного долга Тамбовской области ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации;

размещение информации о государственном долге Тамбовской области в электронных средствах массовой информации на основе принципов открытости и прозрачности.

Условия, принимаемые для составления проекта бюджета Тамбовской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, в части долговых обязательств Тамбовской области

Основными условиями, принимаемыми для составления проекта бюджета Тамбовской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (в части долговых обязательств Тамбовской области), являются: обеспечение в 2020 - 2022 годах дефицита бюджета Тамбовской области на уровне не более 10 процентов от суммы доходов бюджета Тамбовской области без учета безвозмездных поступлений за соответствующий финансовый год (с возможным превышением на сумму поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Тамбовской области, и (или) снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета Тамбовской области, в том числе средств Резервного фонда Тамбовской области);

обеспечение объема государственного долга Тамбовской области на очередной финансовый год и плановый период в размере, не превышающем общий объем доходов регионального бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений;

обеспечение годовой суммы платежей в очередном финансовом году и плановом периоде по погашению и обслуживанию государственного долга Тамбовской области, возникшего по состоянию на 01 января очередного финансового года, на уровне не более 18 процентов утвержденного законом субъекта о бюджете субъекта на очередной финансовый год и плановый период годового объема налоговых, неналоговых доходов регионального бюджета и дотаций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

утверждение предельного объема расходов на обслуживание государственного долга в объеме не выше 5 процентов от суммы расходов бюджета Тамбовской области, за исключением суммы расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из федерального бюджета;

обеспечение мер, направленных на привлечение в бюджет Тамбовской области кредитов от кредитных организаций по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1% годовых;

использование долгосрочных государственных ценных бумаг Тамбовской области в целях минимизации привлечения банковских кредитов.

Расходные обязательства Тамбовской области по обслуживанию государственного долга Тамбовской области определяются на основании заключенных соглашений на предоставление бюджетных кредитов, государственных контрактов на оказание услуг по предоставлению кредитных средств для финансирования дефицита бюджета Тамбовской области и/или погашения долговых обязательств Тамбовской области, а также генеральных условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг Тамбовской области.

Основные риски, связанные с реализацией долговой политики Тамбовской области

Важнейшие задачи управления государственным долгом субъектов Российской Федерации - своевременное выявление и оценка долговых рисков, а основной «инструмент» - разработка долговой стратегии, позволяющей как обеспечить привлечение необходимых объемов заемных ресурсов, так и сохранить на приемлемом уровне принимаемые риски долгового портфеля.

Осуществляя операции по управлению государственным долгом, субъекты Российской Федерации сталкиваются с несколькими рисками:

риск рефинансирования;

процентный риск;

операционный риск.

Риск рефинансирования - отсутствие возможности осуществить на приемлемых условиях новые государственные заимствования для своевременного погашения долговых обязательств Тамбовской области. В целях оценки риска рефинансирования необходимо на постоянной основе осуществлять мониторинг конъюнктуры рынка финансовых услуг, сопоставляя складывающиеся на нем тенденции с графиком погашения долговых обязательств Тамбовской области. Способами управления риском рефинансирования являются увеличение доли долгосрочных долговых обязательств Тамбовской области, возникающих из кредитов, привлеченных от кредитных организаций и государственных ценных бумаг Тамбовской области, в общем объеме долговых обязательств Тамбовской области; распределение платежей по обслуживанию и погашению долговых обязательств Тамбовской области во времени в целях недопущения пиковых нагрузок на бюджет; использование различных долговых инструментов.

Процентный риск - вероятность увеличения суммы расходов регионального бюджета на обслуживание государственного долга вследствие увеличения процентных ставок на финансовых рынках. Оценка риска осуществляется путем анализа стоимости обслуживания государственных ценных бумаг, кредитов кредитных организаций при различных сценариях изменения процентных ставок на рынке финансовых услуг, планирования и привлечения новых государственных заимствований Тамбовской области путем выбора таких долговых инструментов, для которых данный риск отсутствует либо минимален. Такой механизм позволяет обеспечить снижение расходов регионального бюджета на обслуживание государственного долга и одновременно минимизировать риск рефинансирования.

Операционный риск - вероятность возникновения потерь (убытков) и (или) дополнительных затрат из-за несоответствия лучшим практикам установленных порядков и процедур совершения заемных-долговых операций и других сделок, а также нарушения бюджетного законодательства, иных правил управления государственным долгом, включая некомпетентность или ошибки сотрудников, сбоев или отказа используемых учетно-расчетных, информационных и иных систем. В целях противодействия возникновению операционного риска необходимо использование правовых актов, положений, регламентов, правил, принятых в сферах управления государственным долгом и контроля за осуществляемыми операциями, а также эффективных механизмов отчетности.

При реализации долговой политики также необходимо учитывать риск недостаточного поступления налоговых и неналоговых доходов в региональный бюджет, риск снижения ликвидности рынка финансовых услуг и другие риски, которые прямо или косвенно могут повлиять на характер и направления долговой политики.

Своевременное выявление, контроль и оценка долговых рисков снижают вероятность их наступления и обеспечивают долговую устойчивость региона.

Зам. главы администрации области,
начальник финансового
управления области Д.И. Зубков

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 21.10.2019
Рубрики правового классификатора: 080.000.000 Финансы, 080.060.000 Бюджеты субъектов Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать