Основная информация
Дата опубликования: | 10 февраля 2004г. |
Номер документа: | Р0402553 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РФ |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
Р0402553
Р0402553
ОПУБЛИКОВАНО: ВЕСТНИК ЦЕНТРАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, 2004, N 5, СТР. 60
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ
КОМИССИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
10.02.2004 N 86/718-4
О ПРАКТИКЕ ОРГАНИЗАЦИИ И
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ
(УЧЕТА) ИЗБИРАТЕЛЕЙ,
СОСТАВЛЕНИЯ СПИСКОВ
ИЗБИРАТЕЛЕЙ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ
И НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТЯХ
Заслушав и обсудив
сообщения председателя Избирательной комиссии Калининградской области В.П.
Зюбанова, председателя Избирательной комиссии Нижегородской области С.Н.
Бисина, секретаря Центральной избирательной комиссии Российской Федерации О.К.
Застрожной, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации отмечает,
что в Калининградской и Нижегородской областях проводится работа по
совершенствованию сложившейся системы государственной регистрации (учета)
избирателей, составления списков избирателей, взаимодействия избирательных
комиссий с исполнительными органами государственной власти субъектов Российской
Федерации, органами местного самоуправления, паспортно-визовыми службами
органов внутренних дел, другими организациями и учреждениями, осуществляющими
учет населения.
В целях выполнения
требований Положения о Государственной системе регистрации (учета) избирателей,
участников референдума в Российской Федерации, утвержденного постановлением
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от
29 апреля 2003 года N 5/37-4; НГР:Р0303282, в Калининградской и
Нижегородской областях принимаются соответствующие нормативные правовые акты
высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации), акты глав муниципальных
образований, практикуется заслушивание избирательными комиссиями сообщений
руководителей организаций и учреждений, осуществляющих учет населения, о
проводимой работе, предпринимаются усилия, направленные на автоматизацию
системы регистрации (учета) избирателей. На территориях указанных субъектов
Российской Федерации размещены комплексы средств автоматизации Государственной
автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы", развернуто
специальное программное обеспечение, позволяющее обеспечивать ввод информации
об избирателях, ведение соответствующих автоматизированных баз данных,
подготовлены и аттестованы для работы системные администраторы, реализованы
мероприятия по ограничению доступа лиц к информации, содержащей персональные
данные избирателей.
Вместе с тем как в
Калининградской, так и в Нижегородской области в деятельности по регистрации
(учету) избирателей имеются недостатки. В частности, допускается несоблюдение
установленных порядка и сроков представления избирательным комиссиям сведений
об избирателях Информация об избирателях поступает в избирательные комиссии,
как правило, на бумажном носителе. Используемые организациями и учреждениями,
осуществляющими учет населения, электронные базы о гражданах имеют различное
программное обеспечение, не сопряженное с информационной базой ГАС
"Выборы", в связи с чем затруднена работа по применению
избирательными комиссиями баз данных для актуализации сведений об избирателях.
Не в полном объеме
обеспечивается представление сведений об отдельных категориях избирателей, в
частности о гражданах, осужденных к лишению свободы на основании вступившего в
законную силу приговора суда, признанных судом недееспособными, проживающих в
частном секторе, умерших за пределами территории региона, в котором они
проживали, а также учащихся средних и высших учебных заведений дневной формы
обучения, военнослужащих, проходивших службу по призыву и уволенных с военной службы.
Это сказывается на качестве составления избирательными комиссиями списков
избирателей, приводит к несоблюдению в полной мере избирательных прав граждан
Российской Федерации при проведении избирательных кампаний, в том числе
федерального уровня, а также затрудняет работу участковых избирательных
комиссий в день голосования.
Учитывая изложенное и
поступившую из избирательных комиссий субъектов Российской Федерации информацию
об организации и осуществлении государственной регистрации (учета) избирателей,
составления списков избирателей, руководствуясь статьями 16, 17, пунктом 12
статьи 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", статьями 26
и 27 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации",
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:
1. Принять к сведению
информацию о практике работы по организации и осуществлению государственной
регистрации (учета) избирателей, составлению списков избирателей в
Калининградской и Нижегородской областях. Направить избирательным комиссиям
субъектов Российской Федерации информацию о практике проводимой в этих регионах
работы (приложения N 1, 2).
2. Избирательным
комиссиям субъектов Российской Федерации:
обеспечить
неукоснительное соблюдение требований Федерального закона "Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации", Федерального закона "О выборах Президента
Российской Федерации" при составлении списков избирателей, их уточнении в
ходе подготовки к выборам Президента Российской Федерации;
осуществить совместно
с территориальными избирательными комиссиями комплекс предусмотренных
федеральным законодательством мер по своевременному и качественному
представлению сведений об избирателях в участковые избирательные комиссии
избирательных участков, образованных в труднодоступных или отдаленных
местностях, на территориях воинских частей, в местах временного пребывания
избирателей, на судах, находящихся в день голосования в плавании, на полярных
станциях, главами муниципальных образований либо лицами, уполномоченными на то
представительным органом местного самоуправления, командирами воинских частей,
руководителями организаций, в которых избиратели временно пребывают, капитанами
судов, начальниками полярных станций;
во взаимодействии с
высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации), главами муниципальных
образований совместно с паспортно-визовыми службами органов внутренних дел,
другими организациями и учреждениями, осуществляющими учет населения, оказать
содействие участковым избирательным комиссиям в работе по уточнению списков
избирателей, в том числе с учетом изменений в списках избирателей, выявленных в
ходе прошедшей избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва;
принять меры для
широкого информирования избирателей, в том числе через средства массовой
информации, о возможности использования предоставленного законодательством
права самостоятельно знакомиться с содержащимися в списках избирателей
сведениями и уточнять их.
3. Рекомендовать
избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации, территориальным
избирательным комиссиям:
заслушать на своих
заседаниях сообщения глав муниципальных образований, лиц, уполномоченных на то
представительным органом местного самоуправления, руководителей организаций и
учреждений, осуществляющих учет населения, о практике их работы по формированию
базы данных об избирателях, ее уточнению, соблюдению порядка и сроков
представления сведений об избирателях избирательным комиссиям;
активизировать работу
по уточнению сведений об избирателях - учащихся средних и высших учебных
заведений дневной формы обучения, порядка взаимодействия избирательных комиссий
в части реализации требования пункта 10 статьи 27 Федерального закона "О
выборах Президента Российской Федерации" о включении избирателей в список
избирателей только на одном избирательном участке. Использовать в этих целях
схему передачи соответствующей информации, предусмотренную Рекомендациями по
организации голосования в местах временного пребывания избирателей на выборах
Президента Российской Федерации, утвержденными выпиской из протокола N 83-1-4
заседания Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 6 февраля
2004 года.
4. Предложить высшим
должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации):
оказывать содействие
избирательным комиссиям в работе по составлению списков избирателей и их
уточнению;
обратить внимание
глав муниципальных образований, лиц, уполномоченных на то представительным
органом местного самоуправления, руководителей организаций и учреждений,
осуществляющих учет населения, на необходимость неукоснительного соблюдения
требований пункта 4.2 Положения о Государственной системе регистрации (учета)
избирателей, участников референдума в Российской Федерации о достоверности,
полном объеме и своевременности передачи соответствующих сведений об
избирателях;
рассмотреть совместно
с главами муниципальных образований возможность привлечения специалистов для
осуществления деятельности по регистрации (учету) избирателей и оказания содействия
избирательным комиссиям в работе по уточнению списков избирателей.
5. Членам Центральной
избирательной комиссии Российской Федерации Н.А. Кулясовой, В.И. Бутаеву,
Управлению по работе с территориями (В.А. Малышев) с учетом прошедших
федеральных избирательных кампаний продолжить работу по анализу существующей в
субъектах Российской Федерации практики организации и осуществления
государственной регистрации (учета) избирателей, составления списков
избирателей с целью дальнейшего совершенствования этой работы.
6. Опубликовать
настоящее постановление в журнале "Вестник Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации".
Председатель
Центральной избирательной
комиссии
Российской Федерации
А.А. Вешняков
Секретарь
Центральной избирательной
комиссии
Российской Федерации
О.К. Застрожная
Приложение N 1
к постановлению Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
от 10 февраля 2004 года N 86/718-4
ИНФОРМАЦИЯ
о практике организации и
осуществления государственной
регистрации (учета) избирателей,
составления списков
избирателей в Калининградской
области
В целях реализации
конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в
органы государственной власти, органы местного самоуправления, участвовать в
референдумах в Калининградской области проводится определенная работа по
развитию системы регистрации (учета) избирателей. Во исполнение Федерального
закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации", Федерального закона "О
выборах Президента Российской Федерации", Положения о Государственной
системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской
Федерации, утвержденного постановлением Центральной избирательной комиссии Российской
Федерации от
29 апреля 2003 года N 5/37-4; НГР:Р0303282 (далее - Положение), приняты
постановления главы администрации (губернатора) Калининградской области от 21
июля 2003 года N 400 "О мерах по регистрации (учету) избирателей,
участников референдума на территории Калининградской области", от 18 ноября
2003 года N 647 "Об оказании содействия избирательным комиссиям
Калининградской области в период проведения избирательной кампании по выборам
Президента Российской Федерации", основные положения которых получили
развитие в соответствующих нормативных актах глав муниципальных образований.
В Калининградской
области большое внимание уделяется автоматизации имеющейся в соответствующих
организациях базы данных об избирателях. В сентябре 2003 года Министерством
экономического развития и торговли Российской Федерации и администрацией
Калининградской области подписан Протокол, который определяет порядок
реализации проекта "Создание региональной системы государственных
информационных ресурсов ЗАГС-ПВС-ЖКХ как подсистемы автоматизированной системы
управления регионом (Калининградская область)". В настоящее время при
участии Избирательной комиссии Калининградской области идет работа по
выполнению условий названного проекта, в том числе по автоматизации
информационной системы организаций, занимающихся регистрацией граждан.
В области размещен
комплекс средств автоматизации Государственной автоматизированной системы
Российской Федерации "Выборы", развернуто специальное программное
обеспечение, позволяющее обеспечивать ввод информации об избирателях, ведение
соответствующих автоматизированных баз данных.
Избирательная
комиссия Калининградской области, принимая во внимание важность взаимодействия
организаций и учреждений, осуществляющих регистрацию населения, с
избирательными комиссиями области, практикует проведение рабочих совещаний и
встреч с руководителями органов паспортно-визовой службы (ПВС), записи актов
гражданского состояния (ЗАГС), а также органов юстиции, областного суда,
военных комиссариатов, управления по исполнению наказаний, средних и высших
учебных заведений, командирами воинских частей. На заседаниях Комиссии
периодически рассматриваются вопросы по изучению практики работы глав
муниципальных образований по регистрации (учету) избирателей, заслушиваются
сообщения руководителей организаций и учреждений, осуществляющих учет
населения, о проводимой работе.
В соответствии с
требованиями Положения в большинстве муниципальных образований области
определен порядок, утверждена форма представления сведений об избирателях,
назначены ответственные за своевременное и достоверное предоставление данных об
избирателях.
Вместе с тем в
области имеются определенные недостатки в работе по регистрации (учету)
избирателей. Не реализован в полном объеме единый порядок взаимодействия
организаций и учреждений, осуществляющих учет населения, с главами местного
самоуправления, территориальными избирательными комиссиями. В организационной
структуре системы регистрации (учета) избирателей много источников данных
первичного регистрационного учета (от 7 в Светловском городском округе и Краснознаменском
районе до 81 в Ленинградском районе города Калининграда), в перечне которых
значительную долю составляют такие организации, как администрации сельсоветов,
жилищно-коммунальные хозяйства, воинские части.
В большинстве случаев
работу по уточнению сведений об избирателях проводят системные администраторы
территориальных избирательных комиссий, которые получают соответствующую
информацию либо работая с картотекой (архивом) первоисточника, либо от
уполномоченного лица, занимающегося первичным учетом граждан.
Значительная часть
сведений об избирателях (70 процентов) поступает в территориальные
избирательные комиссии на бумажном носителе, в машиночитаемом, а иногда в
рукописном виде. В то же время электронная база данных об избирателях,
имеющаяся в органах ПВС, других организациях и учреждениях, осуществляющих учет
населения, имеет свою специфику и не может использоваться при актуализации базы
данных ГАС "Выборы".
Все эти объективные и
субъективные факторы приводят к появлению многочисленных разного рода неточностей
в сведениях об избирателях.
В области в период
проведения соответствующих выборов практикуется работа по актуализации базы
данных об избирателях после уточнения списков избирателей членами участковых
избирательных комиссий, а также после выборов с учетом выявленных изменений.
Однако при этом не всегда соблюдаются требования Положения, согласно которым
указанные изменения обязательно должны быть утверждены главами муниципальных
образований, другими ответственными должностными лицами, установленными
избирательным законодательством до того, как системные администраторы введут их
в базу данных ГАС "Выборы".
В настоящее время в
11 муниципальных образованиях области проводится работа по наполнению базы
данных дополнительными сведениями об избирателях согласно требованиям пункта 5
статьи 16 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Этой работе
способствует то, что паспортно-визовые службы Калининградской области практически
завершили обмен паспортов граждан СССР на паспорта граждан Российской
Федерации. Однако работа по обмену паспортов продолжается: в числе 800 граждан,
не получивших паспорта, - граждане, зарегистрированные на территории области,
но проживающие за рубежом, граждане, не определившиеся с гражданством, а также
не обменявшие паспорта по религиозным и идеологическим убеждениям.
В связи с работой по
введению в базу данных ГАС "Выборы" дополнительных сведений об
избирателях значительно возрос объем ручного труда системных администраторов
территориальных избирательных комиссий. Только на территории Центрального
района города Калининграда, где проживают 63 тысячи избирателей, ежегодный
обмен составляет в среднем 4,5 тысячи паспортов. При введении дополнительной информации
об избирателях возникает необходимость обеспечения правовой основы и разработки
регламента взаимодействия организаций, осуществляющих регистрацию граждан, а
также установления механизма взаимодействия этих организаций с системными
администраторами территориальных избирательных комиссий.
В Калининградской
области формируется также база данных о молодых избирателях, в том числе
получивших паспорт в 14-летнем возрасте. Начата работа по регистрации студентов
образовательных учреждений, курсантов военных институтов в отдельной базе
данных, что позволит частично избежать двойного учета.
Однако проблема
двойного учета существует для таких категорий избирателей, как военнослужащие,
призванные в армию и вернувшиеся из армии. Практика также показывает, что нередко
курсанты военных училищ и институтов, студенты высших учебных заведений, будучи
зарегистрированными по месту жительства, вносятся в списки избирателей по месту
нахождения учебных заведений (общежитий).
Не в полной мере
отработана схема получения данных об избирателях - членах экипажей судов,
находящихся в день голосования в плавании. По итогам голосования данные о
количестве избирателей, внесенных в списки избирателей, направляются в
избирательные комиссии по каналам связи, а списки избирателей на бумажном
носителе поступают в избирательные комиссии только по возвращении судна в порт.
Как правило, указанные избиратели включаются в списки избирателей и на
береговых избирательных участках.
Нужно отметить и
такой факт в работе избирательных комиссий, как включение в списки избирателей
значительного числа избирателей, сведения о которых отсутствуют и вносятся
только в день голосования. Так, несмотря на принимаемые территориальными и
участковыми избирательными комиссиями меры по уточнению списков избирателей на
выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации 7 декабря 2003 года, число избирателей, которые не были включены в
список избирателей на территории того или иного избирательного участка,
составило от 0,6 до 2 процентов от числа избирателей, внесенных в список, а в
целом по Калининградской области эта цифра составила около 8 тысяч.
Значительную часть
этого числа составляют лица, уволенные с военной службы и прибывшие на место
постоянного жительства. Областной военкомат зачастую не направляет необходимую
информацию об этом главам муниципальных образований. Так, примерно 150 молодых
людей, проживающих в Светлогорском городском округе, ежегодно призываются в
армию, а информация об их возвращении практически отсутствует. В Ленинградском
районе города Калининграда эта цифра возрастает до 500.
Именно указанная выше
категория избирателей и избиратели-военнослужащие, прибывающие в
Калининградскую область в связи с изменением дислокации воинских частей, а
также граждане, въезжающие в область (ежегодная миграция из области и в область
составляет около 45 тыс.граждан), входят в число избирателей, включаемых в
списки избирателей в день голосования.
Кроме того, органы
записи актов гражданского состояния не всегда располагают информацией о
гражданах Калининградской области, умерших вне пределов территории области.
Зачастую избиратели, проживающие в многоквартирных жилых домах, не сданных в
эксплуатацию, не зарегистрированы, и поэтому отсутствует необходимая информация
о них, так же как об избирателях, проживающих, но не зарегистрированных в жилых
домах частного сектора.
Исходя из
изложенного, можно сделать следующие выводы.
В Калининградской
области в настоящее время существуют все условия для совершенствования
Государственной системы регистрации (учета) избирателей, на базе которой в
дальнейшем возможно создание Регистра населения Калининградской области.
Для реализации
Положения необходимо решить вопрос о правовой основе единого порядка
представления сведений об избирателях организациями и должностными лицами,
осуществляющими учет населения, главам муниципальных образований, дальнейшей
передачи их территориальным избирательным комиссиям в согласованном формате в
целях использования в работе по наполнению базы данных об избирателях ГАС
"Выборы".
На уровне
администрации Калининградской области Избирательной комиссии Калининградской
области необходимо продолжить работу по консолидации сил и порядку
взаимодействия организаций, осуществляющих учет населения, в целях конвертации
формы представления информации об избирателях из системы ГАС "Выборы"
в региональную систему государственных информационных ресурсов ЗАГС - ПВС -
ЖКХ.
Для упорядочения
работы по учету, представлению информации об избирателях, находящихся в день
голосования в плавании, Избирательной комиссии Калининградской области
рекомендуется подготовить предложения по взаимодействию с соответствующими
организациями и ведомствами.
Центральная избирательная
комиссия Российской Федерации
Приложение N 2
к постановлению Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
от 10 февраля 2004 года N
86/718-4
ИНФОРМАЦИЯ
о практике организации и
осуществления
государственной регистрации
(учета) избирателей,
составления списков
избирателей в Нижегородской области
Правовой основой
организации и осуществления государственной регистрации (учета) избирателей,
участников референдума Нижегородской области являются Федеральный закон
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации", Федеральный закон "О Государственной
автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы", Положение о
Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума
в Российской Федерации. Документы, регулирующие конкретные аспекты регистрации
избирателей на территории области, приняты в основном до вступления в действие
указанных федеральных нормативных правовых актов. К ним относятся и совместное
распоряжение губернатора и председателя Законодательного Собрания области,
принятое 22 декабря 1997 года, и большинство распоряжений глав муниципальных
образований. Вместе с тем ряд глав муниципальных образований обновили свою
нормативную базу. Так, 29 декабря 2003 года главой местного самоуправления
Бутурлинского района было принято распоряжение "Об организации регистрации
(учета) избирателей на территории Бутурлинского района", в котором для
органов, осуществляющих учет населения, установлены конкретные сроки
представления в администрацию района сведений об избирателях.
Вопросы создания
автоматизированной системы регистрации и учета избирателей Нижегородской
области рассматриваются начиная с 1994 года совместно с проблемой учета
населения в целом на основе постановления Правительства Российской Федерации от
30 декабря 1994 года "О разработке проекта федеральной целевой программы
"Создание общегосударственной автоматизированной системы учета лиц,
проживающих в Российской Федерации и временно пребывающих на ее территории, и
официальных документов, удостоверяющих их личность".
Начало формированию
базы данных "Население" на территории Нижегородской области было
положено в 1993 году в Сормовском районе Нижнего Новгорода. В 1995 году
распоряжением главы администрации города опыт Сормовского района был
распространен на всю территорию города.
В развитие
постановления ЦИК России от
6 ноября 1997 года N 134/973-II; НГР:Р9706067, утвердившего Положение о
Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума
в Российской Федерации, в Нижегородской области было выпущено совместное
распоряжение председателя Законодательного Собрания и губернатора области от 22
декабря 1997 года N 451-р/1959-р "О мерах по реализации Федерального
закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации" в части обеспечения работы по
регистрации (учету) избирателей, участников референдума" и создана рабочая
группа с участием представителей ГУВД Нижегородской области.
Эти документы и
работа, проводимая по их реализации, заложили основу для создания в
Нижегородской области автоматизированной системы "Государственный регистр
населения", которая особенно активизировалась после принятия постановления
Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 года N 323-р,
предусматривающего разработку проекта концепции создания автоматизированной
системы "Государственный регистр населения". Во исполнение этого
постановления в Нижегородской области разработан проект региональной целевой
программы создания в Нижегородской области такой системы с максимальным
использованием программно-технических, телекоммуникационных, информационных и
организационных ресурсов Государственной автоматизированной системы Российской
Федерации "Выборы", выпущено распоряжение губернатора Нижегородской
области от 30 августа 2000 года N 1466-р и совместное распоряжение председателя
Законодательного Собрания и губернатора Нижегородской области от 19 марта 2001
года N 72-р/418-р, определяющие организацию работ по ее созданию.
Кроме того,
необходимость проведения работ по созданию в Нижегородской области
автоматизированной системы "Государственный регистр населения"
подтверждена протоколом N 3 от 17 октября 2000 года Координационного совета по
разработке проекта Федерального закона "О государственном регистре
населения Российской Федерации" и проекта концепции создания
автоматизированной системы "Государственный регистр населения", а
также Основными направлениями развития Государственной автоматизированной
системы Российской Федерации "Выборы" в 2001-2004 годах,
утвержденными постановлением ЦИК России от
21 февраля 2001 года N 122/1221-3; НГР:Р0101144. В соответствии с этими
документами область включена в состав опытной зоны по отработке проектных
решений по автоматизированной системе "Государственный регистр
населения".
В настоящее время
база данных "Население" в том или ином виде ведется в 7 городах и
районах области. Наполнение базы осуществляется, как правило, работниками
администраций. Такая практика, в частности, существует во всех районах Нижнего
Новгорода, в городе Дзержинске, в Балахнинском районе. В этих случаях сведения
об избирателях периодически (перед составлением списков избирателей, а также
перед представлением сведений о численности избирателей) переносятся в ГАС
"Выборы". В большинстве же муниципальных образований ведением базы
данных со сведениями об избирателях занимаются системные администраторы
территориальных избирательных комиссий, которые вводят данные об избирателях
непосредственно в ГАС "Выборы".
Наполнение баз данных
сведениями об избирателях в объеме, установленном пунктом 5 статьи 16
Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан Российской Федерации", в большинстве районов
не производилось, так как паспортно-визовые службы в основном не имеют
технической возможности представлять огромный объем сведений (до 1000 изменений
в день, что связано с обменом паспортов) в машиночитаемом виде, а в ГАС "Выборы"
до конца второго квартала 2003 года не было программного обеспечения,
рассчитанного на ввод всех необходимых реквизитов. Высокий процент наполнения
базы данных указанными сведениями - в муниципальных образованиях, где ведется
база данных "Население". Например, в районах Нижнего Новгорода от 40
до 100 процентов, в городе Дзержинске - 98 процентов.
База данных
формируется в тесном взаимодействии с подразделениями паспортно-визовой службы,
органами ЗАГС, райвоенкоматами, судами и другими органами. Однако если подразделения
паспортно-визовой службы, органы ЗАГС, райвоенкоматы (во время призыва и
увольнения военнослужащих), как правило, представляют сведения в установленные
сроки, то из судов информация о лицах, признанных судом недееспособными, а
также о приговоренных к лишению свободы практически не поступает. Информация о
признании судом гражданина недееспособным поступает, как правило, через органы
здравоохранения.
Информация о лицах,
приговоренных к лишению свободы судом другой территории, не поступает вообще.
Такая же проблема существует в получении информации об умерших, если смерть
наступила за пределами района, в котором проживал умерший, так как в системе
органов ЗАГС отсутствует единая информационная сеть.
Избиратели,
проживающие на территории избирательного участка, образованного в воинской
части, учитываются командиром соответствующей воинской части. В ходе проведения
выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации четвертого созыва выявилась проблема, связанная с учетом данной
категории избирателей в период призыва. Осенний призыв 2003 года совпал с
периодом подготовки к выборам депутатов Государственной Думы. Военнослужащие
срочной службы прибывали к месту прохождения службы до начала декабря 2003
года, в связи с чем командиры воинских частей представляли значительный объем
измененных сведений для уточнения списка избирателей практически перед днем
голосования.
Студенты и аспиранты
дневной формы обучения, проживающие в общежитиях, учитываются органами местного
самоуправления по месту нахождения общежитии. Возникает проблема двойного учета
избирателей: студенты регистрируются в общежитиях, по месту временного
пребывания, на период обучения, при этом сохраняя регистрацию по месту
жительства. Следовательно, они включаются в список избирателей на двух
избирательных участках.
На этапе составления
списков избирателей территориальные избирательные комиссии работают в
непосредственном контакте с соответствующими структурными подразделениями
администраций районов и городов: совместно проверяется соответствие количества
избирателей на избирательных участках установленным требованиям, направляются
запросы в военкомат, органы ЗАГС, суд, другие организации и учреждения,
осуществляющие учет населения.
Способствует более
эффективной работе со списками избирателей практика принятия губернатором
Нижегородской области распоряжений, приуроченных к текущим выборам, в которых
даются поручения соответствующим государственным и муниципальным органам
представлять сведения, необходимые для составления и уточнения списков
избирателей. В частности, губернатором области принято распоряжение от 30
декабря 2003 года N 1347-р "О содействии избирательным комиссиям в
организации подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации,
назначенных на 14 марта 2004 года".
На этапе ознакомления
избирателей со списками избирателей члены участковых избирательных комиссий в
случае обращения граждан уточняют и проверяют информацию об избирателях с
участием территориальной комиссии, администрации района, органов ЗАГС,
паспортно-визовой службы. Члены участковых комиссий, образованных в сельской
местности, работают непосредственно с поселковыми администрациями и старостами
поселков, уточняя необходимую информацию, которая потом дополнительно
проверяется в паспортно-визовой службе, после чего вносятся изменения в список
избирателей. Избиратели также обращаются по телефонам в территориальную
избирательную комиссию. Все сведения, содержащиеся в обращениях избирателей,
проверяются членами территориальной избирательной комиссии с привлечением
ответственного сотрудника администрации района через адресный стол, ЖЭУ, ЗАГС.
Избирателям дается ответ о результатах проверки, и при необходимости вносятся
изменения в список избирателей.
После проведения
голосования и передачи первого экземпляра списка избирателей в территориальную
избирательную комиссию сведения о выявленных изменениях в списках избирателей
передаются для работы сотруднику администрации, отвечающему за учет
избирателей, либо системному администратору, который через паспортно-визовую
службу, адресный стол, ЖЭУ, органы ЗАГС проверяет все записи и пометки,
сделанные членами участковых избирательных комиссий при ознакомлении
избирателей со списком и в ходе голосования, и в случае подтверждения записей в
базу данных вносятся изменения.
Учитывая изложенное,
необходимо отметить, что качество и сроки обработки сведений об избирателях при
значительных объемах ежедневных изменений во многом определяются наличием
автоматизированных систем в органах учета населения и в органах местного
самоуправления. Так, в городе Дзержинске, где есть автоматизированные системы
учета населения, уточнения в списки избирателей вносятся крайне редко и, как
правило, связаны с изменениями, произошедшими после их составления. Однако
постоянный дефицит как областного, так и местных бюджетов на протяжении всех
последних лет (область дотационная) не позволяет осуществить автоматизацию
системы сбора и обработки информации в требуемых объемах.
Избирательная
комиссия Нижегородской области постоянно взаимодействует с органами местного
самоуправления по вопросам учета (регистрации) избирателей. Председатель
Комиссии традиционно участвует в совещаниях, проводимых губернатором
Нижегородской области с главами муниципальных образований, где обсуждаются
указанные вопросы.
Проводимая в
правительстве и Законодательном Собрании Нижегородской области подготовительная
работа по разработке проекта четырехстороннего соглашения между ФЦИ при ЦИК
России, правительством и Законодательным Собранием Нижегородской области и Избирательной
комиссией Нижегородской области об использовании ресурсов ГАС
"Выборы" в период между выборами, возможно, позволит частично решить
накопившиеся проблемы.
На основании
изложенного можно сделать следующие выводы.
Областная, а
возможно, и федеральная нормативная база требует дальнейшего совершенствования
и развития в части установления сроков передачи органами, осуществляющими учет
населения, информации для включения в базу данных об избирателях, определения
согласованных форм представления этих сведений, в том числе в электронном виде,
порядка их представления, ответственности указанных органов за нарушение сроков
и порядка представления этих сведений.
Необходимо обратиться
к соответствующим органам с предложением создать электронные базы данных в
органах, представляющих информацию об избирателях (паспортно-визовые службы,
ЗАГС, суды, военкоматы и т.д.), и вести эти базы данных в единых или легко
сопрягаемых форматах с форматом базы данных об избирателях.
В связи с тем, что в
период призыва информация об избирателях-военнослужащих является очень
объемной, было бы целесообразно, чтобы командиры воинских частей перед выборами
представляли ее непосредственно в форме списка избирателей, что требует
внесения изменений в Положение о Государственной системе регистрации (учета)
избирателей, участников референдума в Российской Федерации.
Необходимо
проработать вопрос о возможности представления информационными центрами органов
внутренних дел информации о приговорах судов, связанных с лишением свободы.
Центральная избирательная
комиссия Российской Федерации
[введено: 05.07.2004 оператор НЦПИ - Денисенко Е.В.]
[проверено: 06.07.2004 редактор НЦПИ - Коневская М.А.]
Р0402553
ОПУБЛИКОВАНО: ВЕСТНИК ЦЕНТРАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, 2004, N 5, СТР. 60
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ
КОМИССИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
10.02.2004 N 86/718-4
О ПРАКТИКЕ ОРГАНИЗАЦИИ И
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ
(УЧЕТА) ИЗБИРАТЕЛЕЙ,
СОСТАВЛЕНИЯ СПИСКОВ
ИЗБИРАТЕЛЕЙ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ
И НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТЯХ
Заслушав и обсудив
сообщения председателя Избирательной комиссии Калининградской области В.П.
Зюбанова, председателя Избирательной комиссии Нижегородской области С.Н.
Бисина, секретаря Центральной избирательной комиссии Российской Федерации О.К.
Застрожной, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации отмечает,
что в Калининградской и Нижегородской областях проводится работа по
совершенствованию сложившейся системы государственной регистрации (учета)
избирателей, составления списков избирателей, взаимодействия избирательных
комиссий с исполнительными органами государственной власти субъектов Российской
Федерации, органами местного самоуправления, паспортно-визовыми службами
органов внутренних дел, другими организациями и учреждениями, осуществляющими
учет населения.
В целях выполнения
требований Положения о Государственной системе регистрации (учета) избирателей,
участников референдума в Российской Федерации, утвержденного постановлением
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от
29 апреля 2003 года N 5/37-4; НГР:Р0303282, в Калининградской и
Нижегородской областях принимаются соответствующие нормативные правовые акты
высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации), акты глав муниципальных
образований, практикуется заслушивание избирательными комиссиями сообщений
руководителей организаций и учреждений, осуществляющих учет населения, о
проводимой работе, предпринимаются усилия, направленные на автоматизацию
системы регистрации (учета) избирателей. На территориях указанных субъектов
Российской Федерации размещены комплексы средств автоматизации Государственной
автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы", развернуто
специальное программное обеспечение, позволяющее обеспечивать ввод информации
об избирателях, ведение соответствующих автоматизированных баз данных,
подготовлены и аттестованы для работы системные администраторы, реализованы
мероприятия по ограничению доступа лиц к информации, содержащей персональные
данные избирателей.
Вместе с тем как в
Калининградской, так и в Нижегородской области в деятельности по регистрации
(учету) избирателей имеются недостатки. В частности, допускается несоблюдение
установленных порядка и сроков представления избирательным комиссиям сведений
об избирателях Информация об избирателях поступает в избирательные комиссии,
как правило, на бумажном носителе. Используемые организациями и учреждениями,
осуществляющими учет населения, электронные базы о гражданах имеют различное
программное обеспечение, не сопряженное с информационной базой ГАС
"Выборы", в связи с чем затруднена работа по применению
избирательными комиссиями баз данных для актуализации сведений об избирателях.
Не в полном объеме
обеспечивается представление сведений об отдельных категориях избирателей, в
частности о гражданах, осужденных к лишению свободы на основании вступившего в
законную силу приговора суда, признанных судом недееспособными, проживающих в
частном секторе, умерших за пределами территории региона, в котором они
проживали, а также учащихся средних и высших учебных заведений дневной формы
обучения, военнослужащих, проходивших службу по призыву и уволенных с военной службы.
Это сказывается на качестве составления избирательными комиссиями списков
избирателей, приводит к несоблюдению в полной мере избирательных прав граждан
Российской Федерации при проведении избирательных кампаний, в том числе
федерального уровня, а также затрудняет работу участковых избирательных
комиссий в день голосования.
Учитывая изложенное и
поступившую из избирательных комиссий субъектов Российской Федерации информацию
об организации и осуществлении государственной регистрации (учета) избирателей,
составления списков избирателей, руководствуясь статьями 16, 17, пунктом 12
статьи 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", статьями 26
и 27 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации",
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:
1. Принять к сведению
информацию о практике работы по организации и осуществлению государственной
регистрации (учета) избирателей, составлению списков избирателей в
Калининградской и Нижегородской областях. Направить избирательным комиссиям
субъектов Российской Федерации информацию о практике проводимой в этих регионах
работы (приложения N 1, 2).
2. Избирательным
комиссиям субъектов Российской Федерации:
обеспечить
неукоснительное соблюдение требований Федерального закона "Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации", Федерального закона "О выборах Президента
Российской Федерации" при составлении списков избирателей, их уточнении в
ходе подготовки к выборам Президента Российской Федерации;
осуществить совместно
с территориальными избирательными комиссиями комплекс предусмотренных
федеральным законодательством мер по своевременному и качественному
представлению сведений об избирателях в участковые избирательные комиссии
избирательных участков, образованных в труднодоступных или отдаленных
местностях, на территориях воинских частей, в местах временного пребывания
избирателей, на судах, находящихся в день голосования в плавании, на полярных
станциях, главами муниципальных образований либо лицами, уполномоченными на то
представительным органом местного самоуправления, командирами воинских частей,
руководителями организаций, в которых избиратели временно пребывают, капитанами
судов, начальниками полярных станций;
во взаимодействии с
высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации), главами муниципальных
образований совместно с паспортно-визовыми службами органов внутренних дел,
другими организациями и учреждениями, осуществляющими учет населения, оказать
содействие участковым избирательным комиссиям в работе по уточнению списков
избирателей, в том числе с учетом изменений в списках избирателей, выявленных в
ходе прошедшей избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва;
принять меры для
широкого информирования избирателей, в том числе через средства массовой
информации, о возможности использования предоставленного законодательством
права самостоятельно знакомиться с содержащимися в списках избирателей
сведениями и уточнять их.
3. Рекомендовать
избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации, территориальным
избирательным комиссиям:
заслушать на своих
заседаниях сообщения глав муниципальных образований, лиц, уполномоченных на то
представительным органом местного самоуправления, руководителей организаций и
учреждений, осуществляющих учет населения, о практике их работы по формированию
базы данных об избирателях, ее уточнению, соблюдению порядка и сроков
представления сведений об избирателях избирательным комиссиям;
активизировать работу
по уточнению сведений об избирателях - учащихся средних и высших учебных
заведений дневной формы обучения, порядка взаимодействия избирательных комиссий
в части реализации требования пункта 10 статьи 27 Федерального закона "О
выборах Президента Российской Федерации" о включении избирателей в список
избирателей только на одном избирательном участке. Использовать в этих целях
схему передачи соответствующей информации, предусмотренную Рекомендациями по
организации голосования в местах временного пребывания избирателей на выборах
Президента Российской Федерации, утвержденными выпиской из протокола N 83-1-4
заседания Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 6 февраля
2004 года.
4. Предложить высшим
должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации):
оказывать содействие
избирательным комиссиям в работе по составлению списков избирателей и их
уточнению;
обратить внимание
глав муниципальных образований, лиц, уполномоченных на то представительным
органом местного самоуправления, руководителей организаций и учреждений,
осуществляющих учет населения, на необходимость неукоснительного соблюдения
требований пункта 4.2 Положения о Государственной системе регистрации (учета)
избирателей, участников референдума в Российской Федерации о достоверности,
полном объеме и своевременности передачи соответствующих сведений об
избирателях;
рассмотреть совместно
с главами муниципальных образований возможность привлечения специалистов для
осуществления деятельности по регистрации (учету) избирателей и оказания содействия
избирательным комиссиям в работе по уточнению списков избирателей.
5. Членам Центральной
избирательной комиссии Российской Федерации Н.А. Кулясовой, В.И. Бутаеву,
Управлению по работе с территориями (В.А. Малышев) с учетом прошедших
федеральных избирательных кампаний продолжить работу по анализу существующей в
субъектах Российской Федерации практики организации и осуществления
государственной регистрации (учета) избирателей, составления списков
избирателей с целью дальнейшего совершенствования этой работы.
6. Опубликовать
настоящее постановление в журнале "Вестник Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации".
Председатель
Центральной избирательной
комиссии
Российской Федерации
А.А. Вешняков
Секретарь
Центральной избирательной
комиссии
Российской Федерации
О.К. Застрожная
Приложение N 1
к постановлению Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
от 10 февраля 2004 года N 86/718-4
ИНФОРМАЦИЯ
о практике организации и
осуществления государственной
регистрации (учета) избирателей,
составления списков
избирателей в Калининградской
области
В целях реализации
конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в
органы государственной власти, органы местного самоуправления, участвовать в
референдумах в Калининградской области проводится определенная работа по
развитию системы регистрации (учета) избирателей. Во исполнение Федерального
закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации", Федерального закона "О
выборах Президента Российской Федерации", Положения о Государственной
системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской
Федерации, утвержденного постановлением Центральной избирательной комиссии Российской
Федерации от
29 апреля 2003 года N 5/37-4; НГР:Р0303282 (далее - Положение), приняты
постановления главы администрации (губернатора) Калининградской области от 21
июля 2003 года N 400 "О мерах по регистрации (учету) избирателей,
участников референдума на территории Калининградской области", от 18 ноября
2003 года N 647 "Об оказании содействия избирательным комиссиям
Калининградской области в период проведения избирательной кампании по выборам
Президента Российской Федерации", основные положения которых получили
развитие в соответствующих нормативных актах глав муниципальных образований.
В Калининградской
области большое внимание уделяется автоматизации имеющейся в соответствующих
организациях базы данных об избирателях. В сентябре 2003 года Министерством
экономического развития и торговли Российской Федерации и администрацией
Калининградской области подписан Протокол, который определяет порядок
реализации проекта "Создание региональной системы государственных
информационных ресурсов ЗАГС-ПВС-ЖКХ как подсистемы автоматизированной системы
управления регионом (Калининградская область)". В настоящее время при
участии Избирательной комиссии Калининградской области идет работа по
выполнению условий названного проекта, в том числе по автоматизации
информационной системы организаций, занимающихся регистрацией граждан.
В области размещен
комплекс средств автоматизации Государственной автоматизированной системы
Российской Федерации "Выборы", развернуто специальное программное
обеспечение, позволяющее обеспечивать ввод информации об избирателях, ведение
соответствующих автоматизированных баз данных.
Избирательная
комиссия Калининградской области, принимая во внимание важность взаимодействия
организаций и учреждений, осуществляющих регистрацию населения, с
избирательными комиссиями области, практикует проведение рабочих совещаний и
встреч с руководителями органов паспортно-визовой службы (ПВС), записи актов
гражданского состояния (ЗАГС), а также органов юстиции, областного суда,
военных комиссариатов, управления по исполнению наказаний, средних и высших
учебных заведений, командирами воинских частей. На заседаниях Комиссии
периодически рассматриваются вопросы по изучению практики работы глав
муниципальных образований по регистрации (учету) избирателей, заслушиваются
сообщения руководителей организаций и учреждений, осуществляющих учет
населения, о проводимой работе.
В соответствии с
требованиями Положения в большинстве муниципальных образований области
определен порядок, утверждена форма представления сведений об избирателях,
назначены ответственные за своевременное и достоверное предоставление данных об
избирателях.
Вместе с тем в
области имеются определенные недостатки в работе по регистрации (учету)
избирателей. Не реализован в полном объеме единый порядок взаимодействия
организаций и учреждений, осуществляющих учет населения, с главами местного
самоуправления, территориальными избирательными комиссиями. В организационной
структуре системы регистрации (учета) избирателей много источников данных
первичного регистрационного учета (от 7 в Светловском городском округе и Краснознаменском
районе до 81 в Ленинградском районе города Калининграда), в перечне которых
значительную долю составляют такие организации, как администрации сельсоветов,
жилищно-коммунальные хозяйства, воинские части.
В большинстве случаев
работу по уточнению сведений об избирателях проводят системные администраторы
территориальных избирательных комиссий, которые получают соответствующую
информацию либо работая с картотекой (архивом) первоисточника, либо от
уполномоченного лица, занимающегося первичным учетом граждан.
Значительная часть
сведений об избирателях (70 процентов) поступает в территориальные
избирательные комиссии на бумажном носителе, в машиночитаемом, а иногда в
рукописном виде. В то же время электронная база данных об избирателях,
имеющаяся в органах ПВС, других организациях и учреждениях, осуществляющих учет
населения, имеет свою специфику и не может использоваться при актуализации базы
данных ГАС "Выборы".
Все эти объективные и
субъективные факторы приводят к появлению многочисленных разного рода неточностей
в сведениях об избирателях.
В области в период
проведения соответствующих выборов практикуется работа по актуализации базы
данных об избирателях после уточнения списков избирателей членами участковых
избирательных комиссий, а также после выборов с учетом выявленных изменений.
Однако при этом не всегда соблюдаются требования Положения, согласно которым
указанные изменения обязательно должны быть утверждены главами муниципальных
образований, другими ответственными должностными лицами, установленными
избирательным законодательством до того, как системные администраторы введут их
в базу данных ГАС "Выборы".
В настоящее время в
11 муниципальных образованиях области проводится работа по наполнению базы
данных дополнительными сведениями об избирателях согласно требованиям пункта 5
статьи 16 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Этой работе
способствует то, что паспортно-визовые службы Калининградской области практически
завершили обмен паспортов граждан СССР на паспорта граждан Российской
Федерации. Однако работа по обмену паспортов продолжается: в числе 800 граждан,
не получивших паспорта, - граждане, зарегистрированные на территории области,
но проживающие за рубежом, граждане, не определившиеся с гражданством, а также
не обменявшие паспорта по религиозным и идеологическим убеждениям.
В связи с работой по
введению в базу данных ГАС "Выборы" дополнительных сведений об
избирателях значительно возрос объем ручного труда системных администраторов
территориальных избирательных комиссий. Только на территории Центрального
района города Калининграда, где проживают 63 тысячи избирателей, ежегодный
обмен составляет в среднем 4,5 тысячи паспортов. При введении дополнительной информации
об избирателях возникает необходимость обеспечения правовой основы и разработки
регламента взаимодействия организаций, осуществляющих регистрацию граждан, а
также установления механизма взаимодействия этих организаций с системными
администраторами территориальных избирательных комиссий.
В Калининградской
области формируется также база данных о молодых избирателях, в том числе
получивших паспорт в 14-летнем возрасте. Начата работа по регистрации студентов
образовательных учреждений, курсантов военных институтов в отдельной базе
данных, что позволит частично избежать двойного учета.
Однако проблема
двойного учета существует для таких категорий избирателей, как военнослужащие,
призванные в армию и вернувшиеся из армии. Практика также показывает, что нередко
курсанты военных училищ и институтов, студенты высших учебных заведений, будучи
зарегистрированными по месту жительства, вносятся в списки избирателей по месту
нахождения учебных заведений (общежитий).
Не в полной мере
отработана схема получения данных об избирателях - членах экипажей судов,
находящихся в день голосования в плавании. По итогам голосования данные о
количестве избирателей, внесенных в списки избирателей, направляются в
избирательные комиссии по каналам связи, а списки избирателей на бумажном
носителе поступают в избирательные комиссии только по возвращении судна в порт.
Как правило, указанные избиратели включаются в списки избирателей и на
береговых избирательных участках.
Нужно отметить и
такой факт в работе избирательных комиссий, как включение в списки избирателей
значительного числа избирателей, сведения о которых отсутствуют и вносятся
только в день голосования. Так, несмотря на принимаемые территориальными и
участковыми избирательными комиссиями меры по уточнению списков избирателей на
выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации 7 декабря 2003 года, число избирателей, которые не были включены в
список избирателей на территории того или иного избирательного участка,
составило от 0,6 до 2 процентов от числа избирателей, внесенных в список, а в
целом по Калининградской области эта цифра составила около 8 тысяч.
Значительную часть
этого числа составляют лица, уволенные с военной службы и прибывшие на место
постоянного жительства. Областной военкомат зачастую не направляет необходимую
информацию об этом главам муниципальных образований. Так, примерно 150 молодых
людей, проживающих в Светлогорском городском округе, ежегодно призываются в
армию, а информация об их возвращении практически отсутствует. В Ленинградском
районе города Калининграда эта цифра возрастает до 500.
Именно указанная выше
категория избирателей и избиратели-военнослужащие, прибывающие в
Калининградскую область в связи с изменением дислокации воинских частей, а
также граждане, въезжающие в область (ежегодная миграция из области и в область
составляет около 45 тыс.граждан), входят в число избирателей, включаемых в
списки избирателей в день голосования.
Кроме того, органы
записи актов гражданского состояния не всегда располагают информацией о
гражданах Калининградской области, умерших вне пределов территории области.
Зачастую избиратели, проживающие в многоквартирных жилых домах, не сданных в
эксплуатацию, не зарегистрированы, и поэтому отсутствует необходимая информация
о них, так же как об избирателях, проживающих, но не зарегистрированных в жилых
домах частного сектора.
Исходя из
изложенного, можно сделать следующие выводы.
В Калининградской
области в настоящее время существуют все условия для совершенствования
Государственной системы регистрации (учета) избирателей, на базе которой в
дальнейшем возможно создание Регистра населения Калининградской области.
Для реализации
Положения необходимо решить вопрос о правовой основе единого порядка
представления сведений об избирателях организациями и должностными лицами,
осуществляющими учет населения, главам муниципальных образований, дальнейшей
передачи их территориальным избирательным комиссиям в согласованном формате в
целях использования в работе по наполнению базы данных об избирателях ГАС
"Выборы".
На уровне
администрации Калининградской области Избирательной комиссии Калининградской
области необходимо продолжить работу по консолидации сил и порядку
взаимодействия организаций, осуществляющих учет населения, в целях конвертации
формы представления информации об избирателях из системы ГАС "Выборы"
в региональную систему государственных информационных ресурсов ЗАГС - ПВС -
ЖКХ.
Для упорядочения
работы по учету, представлению информации об избирателях, находящихся в день
голосования в плавании, Избирательной комиссии Калининградской области
рекомендуется подготовить предложения по взаимодействию с соответствующими
организациями и ведомствами.
Центральная избирательная
комиссия Российской Федерации
Приложение N 2
к постановлению Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
от 10 февраля 2004 года N
86/718-4
ИНФОРМАЦИЯ
о практике организации и
осуществления
государственной регистрации
(учета) избирателей,
составления списков
избирателей в Нижегородской области
Правовой основой
организации и осуществления государственной регистрации (учета) избирателей,
участников референдума Нижегородской области являются Федеральный закон
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации", Федеральный закон "О Государственной
автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы", Положение о
Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума
в Российской Федерации. Документы, регулирующие конкретные аспекты регистрации
избирателей на территории области, приняты в основном до вступления в действие
указанных федеральных нормативных правовых актов. К ним относятся и совместное
распоряжение губернатора и председателя Законодательного Собрания области,
принятое 22 декабря 1997 года, и большинство распоряжений глав муниципальных
образований. Вместе с тем ряд глав муниципальных образований обновили свою
нормативную базу. Так, 29 декабря 2003 года главой местного самоуправления
Бутурлинского района было принято распоряжение "Об организации регистрации
(учета) избирателей на территории Бутурлинского района", в котором для
органов, осуществляющих учет населения, установлены конкретные сроки
представления в администрацию района сведений об избирателях.
Вопросы создания
автоматизированной системы регистрации и учета избирателей Нижегородской
области рассматриваются начиная с 1994 года совместно с проблемой учета
населения в целом на основе постановления Правительства Российской Федерации от
30 декабря 1994 года "О разработке проекта федеральной целевой программы
"Создание общегосударственной автоматизированной системы учета лиц,
проживающих в Российской Федерации и временно пребывающих на ее территории, и
официальных документов, удостоверяющих их личность".
Начало формированию
базы данных "Население" на территории Нижегородской области было
положено в 1993 году в Сормовском районе Нижнего Новгорода. В 1995 году
распоряжением главы администрации города опыт Сормовского района был
распространен на всю территорию города.
В развитие
постановления ЦИК России от
6 ноября 1997 года N 134/973-II; НГР:Р9706067, утвердившего Положение о
Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума
в Российской Федерации, в Нижегородской области было выпущено совместное
распоряжение председателя Законодательного Собрания и губернатора области от 22
декабря 1997 года N 451-р/1959-р "О мерах по реализации Федерального
закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации" в части обеспечения работы по
регистрации (учету) избирателей, участников референдума" и создана рабочая
группа с участием представителей ГУВД Нижегородской области.
Эти документы и
работа, проводимая по их реализации, заложили основу для создания в
Нижегородской области автоматизированной системы "Государственный регистр
населения", которая особенно активизировалась после принятия постановления
Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 года N 323-р,
предусматривающего разработку проекта концепции создания автоматизированной
системы "Государственный регистр населения". Во исполнение этого
постановления в Нижегородской области разработан проект региональной целевой
программы создания в Нижегородской области такой системы с максимальным
использованием программно-технических, телекоммуникационных, информационных и
организационных ресурсов Государственной автоматизированной системы Российской
Федерации "Выборы", выпущено распоряжение губернатора Нижегородской
области от 30 августа 2000 года N 1466-р и совместное распоряжение председателя
Законодательного Собрания и губернатора Нижегородской области от 19 марта 2001
года N 72-р/418-р, определяющие организацию работ по ее созданию.
Кроме того,
необходимость проведения работ по созданию в Нижегородской области
автоматизированной системы "Государственный регистр населения"
подтверждена протоколом N 3 от 17 октября 2000 года Координационного совета по
разработке проекта Федерального закона "О государственном регистре
населения Российской Федерации" и проекта концепции создания
автоматизированной системы "Государственный регистр населения", а
также Основными направлениями развития Государственной автоматизированной
системы Российской Федерации "Выборы" в 2001-2004 годах,
утвержденными постановлением ЦИК России от
21 февраля 2001 года N 122/1221-3; НГР:Р0101144. В соответствии с этими
документами область включена в состав опытной зоны по отработке проектных
решений по автоматизированной системе "Государственный регистр
населения".
В настоящее время
база данных "Население" в том или ином виде ведется в 7 городах и
районах области. Наполнение базы осуществляется, как правило, работниками
администраций. Такая практика, в частности, существует во всех районах Нижнего
Новгорода, в городе Дзержинске, в Балахнинском районе. В этих случаях сведения
об избирателях периодически (перед составлением списков избирателей, а также
перед представлением сведений о численности избирателей) переносятся в ГАС
"Выборы". В большинстве же муниципальных образований ведением базы
данных со сведениями об избирателях занимаются системные администраторы
территориальных избирательных комиссий, которые вводят данные об избирателях
непосредственно в ГАС "Выборы".
Наполнение баз данных
сведениями об избирателях в объеме, установленном пунктом 5 статьи 16
Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан Российской Федерации", в большинстве районов
не производилось, так как паспортно-визовые службы в основном не имеют
технической возможности представлять огромный объем сведений (до 1000 изменений
в день, что связано с обменом паспортов) в машиночитаемом виде, а в ГАС "Выборы"
до конца второго квартала 2003 года не было программного обеспечения,
рассчитанного на ввод всех необходимых реквизитов. Высокий процент наполнения
базы данных указанными сведениями - в муниципальных образованиях, где ведется
база данных "Население". Например, в районах Нижнего Новгорода от 40
до 100 процентов, в городе Дзержинске - 98 процентов.
База данных
формируется в тесном взаимодействии с подразделениями паспортно-визовой службы,
органами ЗАГС, райвоенкоматами, судами и другими органами. Однако если подразделения
паспортно-визовой службы, органы ЗАГС, райвоенкоматы (во время призыва и
увольнения военнослужащих), как правило, представляют сведения в установленные
сроки, то из судов информация о лицах, признанных судом недееспособными, а
также о приговоренных к лишению свободы практически не поступает. Информация о
признании судом гражданина недееспособным поступает, как правило, через органы
здравоохранения.
Информация о лицах,
приговоренных к лишению свободы судом другой территории, не поступает вообще.
Такая же проблема существует в получении информации об умерших, если смерть
наступила за пределами района, в котором проживал умерший, так как в системе
органов ЗАГС отсутствует единая информационная сеть.
Избиратели,
проживающие на территории избирательного участка, образованного в воинской
части, учитываются командиром соответствующей воинской части. В ходе проведения
выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации четвертого созыва выявилась проблема, связанная с учетом данной
категории избирателей в период призыва. Осенний призыв 2003 года совпал с
периодом подготовки к выборам депутатов Государственной Думы. Военнослужащие
срочной службы прибывали к месту прохождения службы до начала декабря 2003
года, в связи с чем командиры воинских частей представляли значительный объем
измененных сведений для уточнения списка избирателей практически перед днем
голосования.
Студенты и аспиранты
дневной формы обучения, проживающие в общежитиях, учитываются органами местного
самоуправления по месту нахождения общежитии. Возникает проблема двойного учета
избирателей: студенты регистрируются в общежитиях, по месту временного
пребывания, на период обучения, при этом сохраняя регистрацию по месту
жительства. Следовательно, они включаются в список избирателей на двух
избирательных участках.
На этапе составления
списков избирателей территориальные избирательные комиссии работают в
непосредственном контакте с соответствующими структурными подразделениями
администраций районов и городов: совместно проверяется соответствие количества
избирателей на избирательных участках установленным требованиям, направляются
запросы в военкомат, органы ЗАГС, суд, другие организации и учреждения,
осуществляющие учет населения.
Способствует более
эффективной работе со списками избирателей практика принятия губернатором
Нижегородской области распоряжений, приуроченных к текущим выборам, в которых
даются поручения соответствующим государственным и муниципальным органам
представлять сведения, необходимые для составления и уточнения списков
избирателей. В частности, губернатором области принято распоряжение от 30
декабря 2003 года N 1347-р "О содействии избирательным комиссиям в
организации подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации,
назначенных на 14 марта 2004 года".
На этапе ознакомления
избирателей со списками избирателей члены участковых избирательных комиссий в
случае обращения граждан уточняют и проверяют информацию об избирателях с
участием территориальной комиссии, администрации района, органов ЗАГС,
паспортно-визовой службы. Члены участковых комиссий, образованных в сельской
местности, работают непосредственно с поселковыми администрациями и старостами
поселков, уточняя необходимую информацию, которая потом дополнительно
проверяется в паспортно-визовой службе, после чего вносятся изменения в список
избирателей. Избиратели также обращаются по телефонам в территориальную
избирательную комиссию. Все сведения, содержащиеся в обращениях избирателей,
проверяются членами территориальной избирательной комиссии с привлечением
ответственного сотрудника администрации района через адресный стол, ЖЭУ, ЗАГС.
Избирателям дается ответ о результатах проверки, и при необходимости вносятся
изменения в список избирателей.
После проведения
голосования и передачи первого экземпляра списка избирателей в территориальную
избирательную комиссию сведения о выявленных изменениях в списках избирателей
передаются для работы сотруднику администрации, отвечающему за учет
избирателей, либо системному администратору, который через паспортно-визовую
службу, адресный стол, ЖЭУ, органы ЗАГС проверяет все записи и пометки,
сделанные членами участковых избирательных комиссий при ознакомлении
избирателей со списком и в ходе голосования, и в случае подтверждения записей в
базу данных вносятся изменения.
Учитывая изложенное,
необходимо отметить, что качество и сроки обработки сведений об избирателях при
значительных объемах ежедневных изменений во многом определяются наличием
автоматизированных систем в органах учета населения и в органах местного
самоуправления. Так, в городе Дзержинске, где есть автоматизированные системы
учета населения, уточнения в списки избирателей вносятся крайне редко и, как
правило, связаны с изменениями, произошедшими после их составления. Однако
постоянный дефицит как областного, так и местных бюджетов на протяжении всех
последних лет (область дотационная) не позволяет осуществить автоматизацию
системы сбора и обработки информации в требуемых объемах.
Избирательная
комиссия Нижегородской области постоянно взаимодействует с органами местного
самоуправления по вопросам учета (регистрации) избирателей. Председатель
Комиссии традиционно участвует в совещаниях, проводимых губернатором
Нижегородской области с главами муниципальных образований, где обсуждаются
указанные вопросы.
Проводимая в
правительстве и Законодательном Собрании Нижегородской области подготовительная
работа по разработке проекта четырехстороннего соглашения между ФЦИ при ЦИК
России, правительством и Законодательным Собранием Нижегородской области и Избирательной
комиссией Нижегородской области об использовании ресурсов ГАС
"Выборы" в период между выборами, возможно, позволит частично решить
накопившиеся проблемы.
На основании
изложенного можно сделать следующие выводы.
Областная, а
возможно, и федеральная нормативная база требует дальнейшего совершенствования
и развития в части установления сроков передачи органами, осуществляющими учет
населения, информации для включения в базу данных об избирателях, определения
согласованных форм представления этих сведений, в том числе в электронном виде,
порядка их представления, ответственности указанных органов за нарушение сроков
и порядка представления этих сведений.
Необходимо обратиться
к соответствующим органам с предложением создать электронные базы данных в
органах, представляющих информацию об избирателях (паспортно-визовые службы,
ЗАГС, суды, военкоматы и т.д.), и вести эти базы данных в единых или легко
сопрягаемых форматах с форматом базы данных об избирателях.
В связи с тем, что в
период призыва информация об избирателях-военнослужащих является очень
объемной, было бы целесообразно, чтобы командиры воинских частей перед выборами
представляли ее непосредственно в форме списка избирателей, что требует
внесения изменений в Положение о Государственной системе регистрации (учета)
избирателей, участников референдума в Российской Федерации.
Необходимо
проработать вопрос о возможности представления информационными центрами органов
внутренних дел информации о приговорах судов, связанных с лишением свободы.
Центральная избирательная
комиссия Российской Федерации
[введено: 05.07.2004 оператор НЦПИ - Денисенко Е.В.]
[проверено: 06.07.2004 редактор НЦПИ - Коневская М.А.]
Дополнительные сведения
Рубрики правового классификатора: | 010.080.000 Референдум. Выборы. Избирательная система, 010.000.000 Конституционный строй, 010.080.020 Выборы. Избирательная система |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: