Основная информация

Дата опубликования: 10 ноября 2008г.
Номер документа: ru57000200800357
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Орловская область
Принявший орган: Коллегия Орловской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КОЛЛЕГИЯ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 ноября 2008 г. № 344

г. Орел

О КОНЦЕПЦИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009-2010 ГГ.»

{Утратил силу: постановление Правительства Орловской области 10.06.2013 №186; НГР: RU57000201300385}

В целях эффективной модернизации системы образования Орловской области Коллегия постановляет:

1. Утвердить Концепцию областной целевой программы «Модернизация системы образования Орловской области на 2009-2010 гг.» согласно приложению.

2. Департаменту социальной политики (В.В. Поляков) разработать проект областной целевой программы «Модернизация системы образования Орловской области на 2009-2010 гг.».

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Коллегии Орловской области - руководителя Департамента социальной политики Орловской области В.В. Полякова.

Председатель Коллегии

Е.С. Строев

Приложение

к постановлению

Коллегии Орловской области

от 10 ноября 2008 г. № 344

КОНЦЕПЦИЯ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009-2010 ГОДЫ»

I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей областной целевой программы «Модернизация системы образования Орловской области на 2009-2010 годы» приоритетным задачам социально-экономического развития Орловской области (далее - Программа)

Основанием для разработки Концепции областной целевой программы «Модернизация системы образования Орловской области на 2009-2010 годы» (далее - Концепция) являются: Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», Закон Орловской области от 22 августа 2005 года № 533-О3 «Об образовании в Орловской области», постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 848 «О мерах государственной поддержки субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования», постановление Коллегии Орловской области от 27 октября 2008 г. № 331 «Об утверждении примерного положения об установлении новой отраслевой системы оплаты труда работникам муниципальных общеобразовательных учреждений», распоряжение Коллегии Орловской области от 15 сентября 2008 г. № 310-р, распоряжение Коллегии Орловской области от 03 июня 2008 г. №187-р.

Под модернизацией системы образования Орловской области понимается совокупность мер политического, социально-экономического, научного и организационно-управленческого характера, направленных на решение комплексных задач в сфере повышения качества образования, социальной защищенности педагогов, реструктуризации сети образовательных учреждений, расширения форм общественно-государственного управления образовательными процессами.

Осуществление этих мер будет способствовать:

1) повышению качества образования;

2) росту заработной платы работников образовательной сферы;

3) эффективному использованию средств бюджета на реализацию полномочий в сфере образования и воспитания детей;

4) оптимизации сети образовательных учреждений и качественному улучшению их материально-технической и методической базы;

5) введению новых форм общественно-государственного управления образованием, достижению принципов открытости и гласности в реализации направлений Программы;

6) созданию перспективных условий для дальнейшей модернизации системы образования в период 2011-2015 гг.

Концепция Программы разработана в соответствии с законодательством Российской Федерации и Орловской области, учитывает основные положения Стратегии социально-экономического развития Орловской области на долгосрочную перспективу, а также демографическую ситуацию в регионе.

Проект соответствует региональным приоритетам в сфере образования:

- развитие интеллектуального и профессионального потенциала региона как основы повышения уровня и качества жизни;

- доступность качественного образования для успешной самореализации личности;

- обеспечение безопасности и здоровья обучающихся;

- повышение социального статуса педагогического работника;

- инновационное развитие системы образования;

- оптимизация и развитие сети образовательных учреждений.

Концепция Программы модернизации системы образования Орловской области представляет собой комплекс задач региональной политики по формированию доступной, качественной и эффективной системы образования.

Целью Концепции является повышение качества образовательных услуг посредством:

- приведения содержания и качества образования в соответствие с современными и прогнозируемыми потребностям регионального рынка труда и личности;

- обеспечения доступности качественного образования независимо от места жительства;

- концентрации и эффективного использования кадровых, финансовых и материальных ресурсов.

Задачи, решение которых должно обеспечить достижение поставленной цели, раскрываются в следующих направлениях:

а) рост заработной платы педагогических работников, связанный с введением новых систем оплаты труда;

б) повышение качества образовательных услуг путем введения единой независимой системы оценки качества образования;

в) создание условий для обучения, соответствующих современным требованиям, путем развития сети общеобразовательных учреждений;

г) обеспечение государственно-общественного характера управления образованием.

Основными принципами реализации Концепции на территории Орловской области являются:

1) комплексный подход к реализации проекта;

2) учет интересов всех социальных групп, проживающих на территории области, в том числе в разрезе каждого муниципального образования;

3) правовое обеспечение проводимых изменений;

4) поэтапное осуществление преобразований, проводящихся в щадящем режиме с учет интересов всех социальных групп;

5) информированность и открытость проводимых мероприятий. Решить указанные проблемы призвана областная целевая программа «Модернизация системы образования Орловской области на 2009-2010 годы»

II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом

Существующие механизмы реализации государственной политики в области образования не дают ожидаемых результатов, несмотря на относительно возросший в последние годы объем финансирования и внимание со стороны государственных органов.

Недостаточно эффективно осуществляется взаимодействие между областными органами исполнительной государственной власти и органами местного самоуправления муниципальных образований.

Действующее областное законодательство, регламентирующие деятельность в сфере образования, не в полной мере отражает современные процессы реорганизации и модернизации системы и, вследствие этого, не приносит должных результатов. Решение вопросов динамичного развития системы образования в Орловской области требует комплексного подхода. В этой связи разработка Программы является оптимальным решением проблемы.

Цели, задачи и основные направления реализации Программы позволяют учесть все инновационные аспекты развития образования в Орловской области.

В рамках Программы определяются показатели, которые позволяют ежегодно оценивать результаты реализации тех или иных мероприятий по этапам Программы.

III. Характеристика и прогноз развития сложившейся ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода

В предыдущих разделах Концепции отражены основные негативные тенденции и проблемы в сфере образования Орловской области.

Основополагающими причинами разработки данной Концепции являются:

- сохраняющаяся на протяжении 10 лет тенденция к сокращению численности учащихся общеобразовательных учреждений в среднем на 1000-1200 человек в год и, как следствие, острый дефицит кадров в различных сферах деятельности;

- ежегодный рост расходов бюджета региона на осуществление целей и выполнение задач дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования при сохранении низкой средней заработной платы работников системы образования (6500 рублей) и неоправданно высоких средних расходов на содержание одного учащегося (до 36000 рублей);

- отсутствие эффективной системы поощрения работников системы образования в вопросах результативности обучения и воспитания, равно как и конкурентных отношений внутри системы;

- необходимость дифференцированного подхода к вопросам материально-технического и методического сопровождения образовательного и воспитательного процесса, регулирование данных отношений посредством создания базовых школ и округов;

- пассивное участие общественности в решении вопросов деятельности образовательных учреждений, отсутствие единой региональной базы данных системы образования, индикативных показателей эффективности деятельности образовательных учреждений.

При сохранении сложившихся тенденций в сфере образования неизбежно: дальнейшее обострение кадровой проблемы; рост расходов бюджета на оказание образовательных услуг населению области при сохранении посредственного качества данных услуг; неоправданно высокая доля расходов на содержание ребенка в образовательном учреждении; инертное развитие инновационных методик, форм и приемов работы с детьми; сохраняющаяся тенденция низкой социальной защищенности работников педагогических профессий.

В целом можно сделать вывод о том, что отказ от решения указанных проблем программно-целевым методом приведет к инерционному развитию всей образовательной отрасли региона, утрате передовых инновационных позиций в сфере образования, снижению качества образовательных услуг.

IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы

Качественный анализ, проведенный в течение 2007-2008 годов, позволяет определить перечень проблем системы образования Орловской области и спланировать пути их решения на ближайшую перспективу.

Демографическая составляющая характеризуется как регрессивная и связана с сокращением рождаемости. С 1999 года в области произошло уменьшение учащихся 1-х классов на 30 %. Как следствие, за период 2006-2008 годов наблюдается ежегодное сокращение учащихся общеобразовательных учреждений на 1 200 человек. Это, в свою очередь, порождает проблемы, связанные с наполняемостью классов, распределением почасовой нагрузки педагогов, числом выпускников школ и студенческой молодежи. В конечном итоге, наблюдается дефицит рабочих кадров в отраслях производства региона. Стабилизация демографической ситуации прогнозируется лишь в 2012 году на уровне 2002 года.

Соотношение учащихся общеобразовательных учреждений (далее - школ) в городе и не селе примерно одинаково и составляет 36 766 детей в городе (49 %) и 38 595 детей на селе (51 %). Наполняемость школ от проектной нормы в городской местности составляет 86,5 %, в сельской - 52,3 %.

При этом в муниципальных образованиях, имеющих одинаковую сеть школ, существенно различается структура фонда оплаты труда и расходы на одного обучающегося (стоимость обучения одного обучающегося колеблется от 680 до 9120 рублей в городе и от 935 до 36 000 рублей в сельской местности).

Число обучающихся на одного педагога неравномерно распределяется в разных муниципальных образованиях области: от 6 обучающихся в сельской местности до 13 обучающихся в городах. При этом не всегда большой объем расходов, связанных с содержанием одного обучающегося, гарантирует высокие качественные показатели предоставляемых ему образовательных услуг.

В среднем по Орловской области наполняемость класса в муниципальных общеобразовательных школах стабильно сохраняется на уровне 15 обучающихся: в городе - 20,6 обучающихся, на селе - 8,3 обучающихся.

Среднеотраслевая заработная плата составляет 6,4 тыс. рублей, что на 25 % ниже среднеобластной. Заработная плата педагогического работника с 20-летним стажем и нагрузкой 18 часов в неделю при 1 квалификационной категории в сельской школе не превышает 7,5 тыс. рублей (с учетом 25 %-й надбавки за работу в сельской местности). В городской школе такой педагогический работник будет получать на 30 % меньше при двусменном режиме работы. При этом коэффициент совместительства на протяжении 5 лет остается на уровне 1,5.

Действующий механизм оплаты труда педагогического работника по единой тарифной сетке не дает возможности стимулирования образовательной и воспитательной деятельности, т.к. надтарифный фонд образовательного учреждения составляет не более 25 % от фонда оплаты труда.

При этом существующая система доплат и надбавок фактически не учитывает такие важные характеристики педагогического работника, как стаж работы, качество образовательных услуг, ученые степени.

Особенностью региональной системы образования является то, что в ней доминирует сельская общеобразовательная школа: из 525

функционирующих общеобразовательных учреждений 450 (84 %) составляют сельские общеобразовательные учреждения, в которых обучается 51 % от общей численности контингента школьников. В настоящее время из 450 сельских школ:

- 42 школы - с численностью менее 10 обучающихся;

- 43 школы - с численностью от 10 до 20 обучающихся;

- 158 школ - с численностью от 20 до 50 обучающихся; -101 школа- с численностью от 50 до 80 обучающихся;

- 106 школ - с численностью от 80 и более обучающихся.

При этом качественные показатели работы сельских малокомплектных школ характеризуются следующими чертами:

- более низкие результаты ЕГЭ в сравнении со среднеобластными показателями;

- более изношенная материально-техническая и учебно-методическая база, не обновлявшаяся на протяжении последних 15 лет;

- обострение кадровой проблемы: 13,6 % работающих педагогов - пенсионного возраста, 36,7 % - в возрасте 48-52 лет;

- высокие затраты на обучение одного обучающегося (до 36 000 рублей);

- низкая организация безопасности образовательного процесса.

При этом сельские малокомплектные школы содержат значительный штат обслуживающего и вспомогательного персонала.

Однако неверным представляется суждение о том, что массовая ликвидация сельских малокомплектных школ может привести к значительной экономии бюджета.

При сопоставлении данных текущих расходов консолидированного бюджета в отдельных районах области с затратами на проведение оптимизации сети образовательных учреждений путем их сокращения (ликвидации) установлено среднее увеличение бюджетных затрат на 20-30 %.

Следует добавить, что при реализации такого подхода к реформированию системы образования неизбежно значительное социальное напряжение, связанное с оттоком детей и молодежи из села.

Конструктивно решить эти и ряд других проблем системы образования области возможно путем проведения поэтапной модернизации, основные направления которой позволят:

- оптимизировать сеть образовательных учреждений области через реорганизацию малокомплектных школ;

- преобразовать сеть сельских школ, обеспечив качественные необходимые условия для обучения и воспитания детей сельской местности;

- создать механизм взаимосвязи финансирования учреждения и качества образовательных услуг, предоставляемых каждому обучающемуся, стимулировать работу образовательных учреждений по повышению качества образования.

Таким образом, для того чтобы улучшить показатели качества образования и социальной защищенности педагогов области, целесообразно реализовывать Программу по предложенному варианту.

V. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом

Реализация Программы рассчитана на 2 года. Промежуточный контроль реализации Программы будет осуществляться Департаментом социальной политики, Департаментом финансовой политики Орловской области, Контрольно-счетной палатой Орловской области.

В целом Программа состоит из следующих блоков:

- организационно-кадровая и правовая работа, методическое сопровождение проекта;

- введение отраслевой стимулирующей системы оплаты труда работников образования (ОСОТ);

- реструктуризация и развитие сети общеобразовательных учреждений региона для обеспечения условий получения качественного общего образования независимо от места жительства;

- развитие региональной системы оценки качества образования;

- расширение общественного участия в управлении образованием.

Реализация мероприятий Программы будет осуществляться в 2 этапа.

1) первый этап (2009 год) - к исполнению положений Программы модернизации системы образования приступают 27 муниципальных образований области, реализующих с 1 января 2009 года направления модернизации системы образования на базе общеобразовательных учреждений.

С этого же периода времени реализуется комплекс практических мероприятий:

- по переходу на отраслевую систему оплаты труда работников общеобразовательных учреждений, образовательных учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста области;

- оптимизации сети сельских малокомплектных школ с численностью менее 10 учащихся;

- развитию региональной системы оценки качества образования и переходу к итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений в форме ЕГЭ;

- определению базовых муниципальных общеобразовательных учреждений в объеме 50 % от контрольных показателей 2010 года в соответствии с примерным положением о базовом общеобразовательном учреждении, утверждаемом Коллегией Орловской области, и формированию 8 образовательных округов;

- расширению общественного участия в управлении общеобразовательным учреждением через создание управляющих советов (советов учреждений) в соответствии с примерным положением об управляющем совете (Совете учреждения) образовательного учреждения, утверждаемом Коллегией Орловской области;

2) второй этап (2010 год) - реализация направлений модернизации системы образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях всех типов и видов.

С этого же периода реализуется комплекс практических мероприятий:

- по переходу на отраслевую систему оплаты труда работников государственных и муниципальных образовательных учреждений всех типов и видов;

- оптимизации сети сельских малокомплектных школ с численностью менее 20 учащихся; оптимизации сети учреждений начального и среднего профессионального образования;

- определению базовых муниципальных общеобразовательных учреждений в объеме 100 % от контрольных показателей 2010 года;

- развитию региональной системы оценки качества образования и реализации штатной процедуры итоговой аттестации выпускников в форме ЕГЭ;

- расширению общественного участия в управлении образовательным учреждением через создание управляющих советов (Советов учреждений) в образовательных учреждениях всех типов;

- формированию банка данных базовых муниципальных общеобразовательных учреждений и реализации программ материально-технического и учебно-методического оснащения;

- реализации индикативной методики оценки эффективности деятельности образовательных учреждений области.

VI. Предложения по целям и задачам Программы, а также по показателям, позволяющим оценивать ход реализации Программы

Целью Программы является осуществление комплекса мер, направленных на создание условий для повышения доступности и качества предоставляемых населению области образовательных услуг посредством:

- приведения содержания и качества общего образования в соответствие современным и прогнозируемым потребностям регионального рынка труда и личности;

- обеспечения доступности качественного общего образования независимо от места жительства;

- концентрации и эффективного использования кадровых, финансовых и материальных ресурсов.

Для достижения указанных целей Программой определены следующие задачи:

- создание в Орловской области оптимальных условий, способствующих развитию системы доступного и качественного образования;

- оптимизация структуры сети образовательных учреждений с учетом экономической специфики области;

- развитие системы оценки качества образования;

- расширение форм общественного участия в управлении образованием;

- создание оптимальных условий для социальной защищенности работников системы образования через введение отраслевой системы оплаты труда;

- оптимизация бюджетных расходов в целях качественной организации учебно-воспитательного процесса.

Для контроля промежуточных и конечных результатов реализации Программы по направлениям будут использоваться следующие показатели:

1) динамика роста заработной платы работников образования;

2) динамика наполняемости классов общеобразовательных учреждений, комплектования групп учреждений начального и среднего профессионального образования;

3) сокращение числа школ с количеством учащихся до 20 человек;

4) оптимизация сети учреждений общего, дополнительного, коррекционного и начального профессионального образования;

5) увеличение доли выпускников, сдавших итоговую аттестацию в форме ЕГЭ;

6) увеличение доли выпускников, удовлетворенных качеством полученного образования;

7) создание базовых образовательных учреждений, оснащенных современным оборудованием и реализующих комплексные образовательные проекты.

VII. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы

Средства областного бюджета, предусмотренные на реализацию мероприятий Программы, будут направлены на выплату заработной платы работникам общеобразовательных учреждений, рассчитанную по отраслевой стимулирующей методике; приобретение школьных автобусов, учебно-наглядного и методического материала, оборудования предметных кабинетов; модернизацию регионального центра оценки качества образования; стимулирование на конкурсной основе муниципальных образований, активно внедряющих направления Программы.

Финансовое обеспечение программы будет осуществляться согласно перечню мероприятий программы, в пределах бюджетных лимитов 2009-2010 гг., объем которых подлежит ежегодному уточнению с учетом прогноза цен на соответствующий период.

VIII. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы

Ожидаемая эффективность и результативность реализации Программы будет оцениваться ежегодно. По показателю «Переход на отраслевую систему оплаты труда работников общеобразовательных учреждений» размер среднеотраслевой заработной платы должен составить 10 000 рублей против 6 400 рублей (данные 2007 года). Показатель «Реорганизация сети малокомплектных школ» должен соответствовать значению 440 учреждений против 525, что означает сокращение путем реорганизации (слияния) 85 общеобразовательных учреждений с численностью детей до 20 человек; создание 150 базовых школ в 8 образовательных округах области, организацию подвоза учащихся и обеспечение оптимальных условий обучения через модернизацию материально-технической и методической базы учреждений данной категории. Показатель «Повышение качества образования» предполагает увеличение доли выпускников школ, сдавших итоговую аттестацию в форме ЕГЭ, до 90 %, выбравших 3 и более экзамена для сдачи в форме ЕГЭ, до 60 %. Конечный показатель удовлетворенности качеством полученного образования должен составить не менее 60 % против действующих 37 %. Показатель «Расширение общественно-государственного управления образованием» предполагает введение института управляющего Совета школы в 150 базовых образовательных учреждениях, реализацию процедуры ежегодного публичного доклада, работу телефона доверия и создание интернет-сайтов в образовательных учреждениях, активно участвующих в реализации направлений Программы.

IX. Предложения по разработчикам и заказчикам областной целевой Программы

Губернатор Орловской области, являясь государственным заказчиком Программы, определяет основное содержание направлений и мероприятий Программы, их соответствие программным целям и задачам, создает условия для реализации программных мероприятий. К разработке Программы предполагается привлечь экономистов, социологов, представителей ведомственных институтов и образовательных учреждений. Также предполагается привлечь внешние научно-исследовательские институты и организации, занимающихся изучением и реализацией проектов данной тематики. Это позволит не только уточнить отдельные положения Программы, но и согласовать те проекты, к финансированию которых будут привлечены областные структуры.

X. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией областной целевой Программы

Управление реализацией Программы и контроль за ходом ее исполнения осуществляется Департаментом социальной политики Орловской области, Департаментом финансовой политики Орловской области, Контрольно-счетной палатой Орловской области. К участию в реализации Программы привлекаются органы государственной власти области и органы местного самоуправления.

Механизм управления Программой включает в себя организацию планирования, реализации, корректировки и контроля исполнения предусмотренных Программой мероприятий.

Заказчик и основной разработчик Программы ежегодно осуществляют корректировку Программы и затрат на программные мероприятия с учетом выделенных на ее реализацию бюджетных средств.

Контроль за целевым использованием бюджетных средств, выделяемых на реализацию Программы, осуществляют Департамент социальной политики, Департамент финансовой политики Орловской области, Контрольно-счетная палата Орловской области.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Областная газета "Орловская правда" № 184 от 11.11.2008
Рубрики правового классификатора: 020.030.020 Бюджетные кредиты муниципальным образованиям из бюджета Российской Федерации, 020.030.020 Государственные программы. Концепции, 130.010.010 Общие положения, 130.010.020 Управление системой образования (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050), 130.010.030 Государственные образовательные стандарты. Образовательные программы. Образовательный процесс

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать