Основная информация

Дата опубликования: 11 февраля 2009г.
Номер документа: ru34000200900068
Текущая редакция: 6
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Волгоградская область
Принявший орган: Глава Администрации Волгоградской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



34-2009-152

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

11 февраля 2009г. №152

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НЕОБХОДИМОГО УРОВНЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД С 2009 ПО 2015 ГОД

«Волгоградская правда», №30 от 18.02.2009г.

Изменения и дополнения:

Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 17.12.2009г. №1502, НГР: ru34000200900912

Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 11.02.2010г. №186, НГР: ru34000201000084

Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 07.04.2010г. №489, НГР: ru34000201000326

Постановление Губернатора Волгоградской области от 10.09.2012г. №828, НГР: ru34000201201156

Постановление Губернатора Волгоградской области от 17.03.2015г. №216, НГР: ru34000201500604

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 9 января 1996г. №3-ФЗ "О радиационной безопасности населения", с целью совершенствования системы обеспечения радиационной безопасности населения Волгоградской области постановляю:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию обеспечения необходимого уровня радиационной безопасности населения на территории Волгоградской области на период с 2009 по 2015 год.

2. Утратил силу - Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 07.04.2010г. №489, НГР: ru34000201000326.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.

Глава Администрации

Волгоградской области

Н.К. Максюта

Утверждена

Постановлением

Главы Администрации

Волгоградской области

от 11 февраля 2009г. №152

КОНЦЕПЦИЯ

ОБЕСПЕЧЕНИЯ НЕОБХОДИМОГО УРОВНЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД С 2009 ПО 2015 ГОД

1. Общие положения

2. Оценка уровня радиационной безопасности

3. Характеристика сложившейся проблемной ситуации в сфере обеспечения радиационной безопасности на территории Волгоградской области

4. Цели и задачи Концепции

5. Основные направления и этапы реализации Концепции

6. Ресурсное обеспечение Концепции

1. Общие положения

1.1. Концепция обеспечения необходимого уровня радиационной безопасности населения на территории Волгоградской области на период с 2009 по 2015 год (далее именуется - Концепция) определяет цели, задачи, состав, структуру, основные принципы и направления работ по обеспечению и поддержанию необходимого уровня радиационной безопасности на территории Волгоградской области как составного элемента общей радиационной безопасности на территории Российской Федерации.

1.2. Концепция разработана в соответствии с Федеральными законами от 9 января 1996г. №3-ФЗ "О радиационной безопасности населения", от 10 января 2002г. №7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Законом Волгоградской области от 30 октября 2001г. №617-ОД "Об обеспечении радиационной безопасности населения Волгоградской области" (пункт 1.2 в редакции Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 11.02.2010г. №186, НГР: ru34000201000084).

1.3. В Концепции используются следующие термины и определения:

а) радиационная безопасность населения (далее именуется - радиационная безопасность) - состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения;

б) радиационная обстановка - сложившаяся на определенной территории ситуация, обусловленная радиоактивным загрязнением или возможностью радиоактивного загрязнения объектов окружающей среды (атмосферный воздух, почва, поверхностные и подземные воды, морская среда) и/или продуктов питания, сельхозугодий, лесного фонда и других объектов окружающей среды и характеризующаяся совокупностью радиационных параметров, прямо или косвенно отражающих величину воздействия или возможного воздействия радиоактивного излучения на человека и биологические объекты;

в) уровень радиационной безопасности - степень защищенности, характеризующаяся составом, объемом и эффективностью мероприятий, необходимых для обеспечения нормативных значений показателей воздействия на людей всех факторов, формирующих радиационную обстановку на данной территории, а также степенью готовности к проведению мероприятий по ликвидации радиационных аварий и их последствий.

Уровень радиационной безопасности определяется администрацией территории по согласованию с территориальными органами соответствующих федеральных органов контроля и надзора в соответствии с требованиями федерального законодательства и соответствующих нормативных документов, а также с учетом научно-методических данных о характере формирования радиационной обстановки на данной территории;

г) обеспечение радиационной безопасности - скоординированная деятельность соответствующих подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Волгоградской области, органов местного самоуправления по организации и реализации комплекса мероприятий по достижению и поддержанию необходимого уровня радиационной безопасности;

д) территориальная система радиационной безопасности - постоянно функционирующая система органов государственной власти и местного самоуправления, централизованно осуществляющих планирование, разработку и реализацию взаимосвязанных организационно-правовых, научно-методических, инженерно-технических и финансово-экономических мероприятий, направленных на обеспечение необходимого уровня радиационной безопасности на территории Волгоградской области;

е) контроль радиационной обстановки - деятельность соответствующих подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Волгоградской области, органов местного самоуправления, направленная:

на организацию и проведение контроля за соблюдением требований документов, регламентирующих вопросы радиационной безопасности;

на организацию оперативного получения информации о радиационной обстановке и характере ее воздействия на человека и окружающую среду;

на оперативное формирование оценки текущих и прогнозируемых состояний радиационной обстановки в целях разработки и реализации соответствующих мероприятий по обеспечению необходимого уровня радиационной безопасности (пункт 1.3 в редакции Постановления Губернатора Волгоградской области от 10.09.2012г. №828, НГР: ru34000201201156).

1.4. В соответствии с положениями федерального законодательства ответственность за обеспечение радиационной безопасности на территории субъекта Российской Федерации возлагается как на федеральные органы исполнительной власти, так и на органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках соответствующих полномочий.

1.5. Для обеспечения радиационной безопасности необходимы:

разработка и проведение комплекса мер правового, организационного, инженерного, научно-методического, санитарно-гигиенического, медико-профилактического, воспитательно-образовательного характера, направленных на обеспечение и поддержание необходимого уровня радиационной безопасности;

осуществление органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Волгоградской области, органами местного самоуправления, общественными объединениями, другими юридическими лицами и гражданами мероприятий по соблюдению правил, норм и нормативов в области радиационной безопасности;

информирование населения о радиационной обстановке и мерах по обеспечению радиационной безопасности;

обучение населения в области обеспечения радиационной безопасности.

2. Оценка уровня радиационной безопасности

2.1. В целях определения достаточности и необходимости совершенствования достигнутого уровня радиационной безопасности необходима его ежегодная оценка органами государственной власти Волгоградской области.

2.2. Оценка достигнутого уровня радиационной безопасности должна осуществляться на основании:

2.2.1. Показателей состояния радиационной обстановки:

а) уровень радиоактивного загрязнения окружающей среды;

б) индивидуальные и коллективные эффективные дозы облучения населения, полученные от всех источников ионизирующего излучения, присутствующих на данной территории;

в) количество лиц, подвергшихся облучению выше установленных пределов доз облучения;

г) число произошедших радиационных аварий;

д) прогнозируемая вероятность возникновения радиационных аварий, их характер и масштаб.

2.2.2. Показателей уровня защищенности населения и территории:

а) наличие официально утвержденного механизма и критериев оценки эффективности мероприятий по обеспечению радиационной безопасности на территории Волгоградской области, в том числе:

перечня радиационных факторов, формирующих радиационную обстановку на территории Волгоградской области;

параметров необходимого уровня радиационной безопасности и параметров необходимого уровня эффективности контроля радиационной обстановки;

б) эффективность функционирования территориальной системы радиационной безопасности, в том числе:

оценка организационно-правовых, научно-методических, инженерно-технических, финансовых и социально-экономических средств, необходимых для обеспечения необходимого уровня защищенности населения и территорий от воздействия радиационных угроз, существующих и прогнозируемых по результатам контроля радиационной обстановки;

оценка достаточности имеющихся средств для обеспечения необходимого уровня защищенности населения и территорий (степень готовности к эффективному предупреждению или ликвидации последствий радиационных аварий на своей территории);

наличие механизма выбора приоритетных направлений работ по обеспечению необходимого уровня радиационной безопасности;

количество и степень эффективности мероприятий по радиационной безопасности, реализованных в текущем году;

наличие планов мероприятий по совершенствованию радиационной безопасности на последующие годы.

2.3. Нормативный механизм и критерии определения оценки степени воздействия радиационных факторов (оценки показателей радиационной обстановки) установлены Методическими указаниями от 30 декабря 1997г. №МУ-177-112.

2.4. Нормативный механизм и критерии оценки степени защищенности населения (оценка эффективности мероприятий по обеспечению радиационной безопасности) должны разрабатываться с учетом научно-методических данных о характере формирования радиационной обстановки на территории Волгоградской области и утверждаться органами государственной власти Волгоградской области по согласованию с соответствующими территориальными структурами федеральных органов контроля и надзора. Указанные механизмы и критерии должны соответствовать требованиям федерального законодательства, иных нормативных документов.

2.5. Результаты оценки радиационной безопасности населения ежегодно заносятся в радиационно-гигиенический паспорт территории.

Радиационно-гигиенический паспорт территории ведется органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере обеспечения радиационной безопасности, и подписывается первым заместителем Губернатора Волгоградской области.

(пункт 2.5 в редакции Постановления Губернатора Волгоградской области от 10.09.2012г. №828, НГР: ru34000201201156, от 17.03.2015г. №216, НГР: ru34000201500604).

2.6. Уполномоченные органы государственной власти Волгоградской области в соответствии со своей компетенцией и на основании анализа результатов достигнутого уровня радиационной безопасности обязаны:

принимать решения о степени достаточности достигнутого уровня радиационной безопасности;

определять приоритетные направления совершенствования достигнутого уровня радиационной безопасности;

осуществлять разработку и реализацию программ и планов мероприятий по совершенствованию радиационной безопасности в рамках выбранных приоритетных направлений.

3. Характеристика сложившейся проблемной ситуации в сфере обеспечения радиационной безопасности на территории Волгоградской области

На текущий момент уровень обеспечения радиационной безопасности на территории Волгоградской области официально оценивается как удовлетворительный. Вместе с тем в части реализации делегированных Волгоградской области полномочий по оценке достигнутого уровня радиационной безопасности, по оценке наличия и эффективности функционирования организационно-правовой структуры, обеспечивающей деятельность по поддержанию и совершенствованию необходимого уровня радиационной безопасности, имеется ряд проблем:

3.1. В составе органов государственной власти Волгоградской области имеются постоянно действующие структуры, официально ответственные за обеспечение отдельных составляющих радиационной безопасности (за контроль радиационной обстановки и за готовность к проведению защитных мероприятий). Однако ни на одну из этих структур не возложена официальная ответственность за общее состояние радиационной безопасности на территории Волгоградской области, в том числе ответственность за анализ (оценку) состояния радиационной безопасности, а также за планирование с учетом результатов анализа и реализацию общих мероприятий по обеспечению необходимого уровня радиационной безопасности. В связи с чем на текущий момент отсутствует единый план мероприятий по обеспечению радиационной безопасности на территории Волгоградской области.

Функционирующий координационный совет по экологической и радиационной безопасности на территории Волгоградской области является совещательным органом и не может быть ответственным за обеспечение радиационной безопасности (пункт 3.2 в редакции Постановления Губернатора Волгоградской области от 10.09.2012г. №828, НГР: ru34000201201156).

3.2. Исключен - Постановление Губернатора Волгоградской области от 10.09.2012г. №828, НГР: ru34000201201156.

4. Цели и задачи Концепции

4.1. Целями Концепции являются:

а) сведение к минимуму (по возможности - исключение из жизни человека и окружающей среды) радиационных факторов риска и их отрицательного воздействия на здоровье человека и природу, обеспечение радиационно-безопасных условий для проживания и трудовой деятельности населения Волгоградской области (подпункт «а» пункта 4.1 в редакции Постановления Губернатора Волгоградской области от 10.09.2012г. №828, НГР: ru34000201201156);

б) снижение и предупреждение необоснованного, дополнительного к природному (фоновому) радиационного облучения всех категорий населения:

от естественных (природных) источников ионизирующего излучения;

от техногенных источников ионизирующего излучения (в том числе при ликвидации возможных аварий);

от техногенных источников ионизирующего излучения при проведении медицинских процедур (диагностика, лечение).

4.2. Для достижения поставленных целей необходима планомерная, поэтапная работа по решению следующих задач:

изучение процессов формирования и развития радиационной обстановки, обусловленной всеми известными источниками ионизирующего излучения (как природного, так и техногенного происхождения), на всей территории Волгоградской области и в первую очередь на территориях с постоянным проживанием населения, находящихся в зоне воздействия радиационно-опасных производств;

совершенствование контроля за обеспечением безопасного функционирования предприятий и производств, осуществляющих обращение радиоактивных веществ, включая вопросы безопасного хранения транспортировки и утилизации радиоактивных отходов;

осуществление непрерывного контроля текущих состояний радиационной обстановки и кратковременного прогнозирования ее вероятных изменений, в том числе - Волго-АСКРО как подсистемы единой государственной системы контроля радиационной обстановки (ЕГАСКРО);

обеспечение необходимой оперативности оценки текущего и прогнозируемого уровня радиационной безопасности на территории Волгоградской области, в том числе оценки реализованных и расчет прогнозируемых дозовых нагрузок, изучение влияния радионуклидного загрязнения среды (как техногенного, так и естественного происхождения, включая радон) на здоровье населения;

оперативное обеспечение органов государственной власти Волгоградской области и Российской Федерации достоверной информацией о текущих и прогнозируемых состояниях радиационной обстановки в регионе;

развитие и совершенствование уровня готовности органов государственной власти Волгоградской области к проведению защитных мероприятий и повышению их эффективности;

обучение населения действиям в сфере обеспечения радиационной безопасности и информирование населения о радиационной безопасности (пункт 4.2 в редакции Постановления Губернатора Волгоградской области от 10.09.2012г. №828, НГР: ru34000201201156).

5. Основные направления и этапы реализации Концепции

5.1. Решение вышеуказанных задач предусматривается поэтапно с 2009 по 2015 год по нескольким приоритетным направлениям. Каждое из направлений может реализовываться в рамках самостоятельных программ, подпрограмм, планов мероприятий, концептуально увязанных друг с другом.

5.2. Приоритетные направления работ по обеспечению необходимого уровня радиационной безопасности на территории Волгоградской области и этапы их реализации:

5.2.1. Развитие и совершенствование научно-методической и организационно-правовой базы по обеспечению радиационной безопасности.

Первый этап (2009 год) - изучение характера процессов формирования и развития радиационной обстановки на территории Волгоградской области, а также необходимых методов ее контроля, в том числе:

определение основных дозообразующих факторов с учетом техногенных и природных источников (объектов) радиационной опасности и наличия межрегиональных атмосферных, водно-миграционных и транспортно-терминальных переносов радиационной загрязненности;

оценка характера вкладов основных дозообразующих факторов в общий уровень радиационного воздействия на население и окружающую среду, а также определение необходимых методов контроля их текущих и прогнозируемых параметров.

Второй этап (2010 год):

а) разработка и утверждение официального механизма и критериев оценки эффективности мероприятий по обеспечению радиационной безопасности с учетом изученного характера формирования радиационной обстановки на территории Волгоградской области и необходимых методов ее контроля <1>.

--------------------------------

<1> Разработка официального механизма и критериев оценки эффективности мероприятий по обеспечению радиационной безопасности с учетом характера формирования радиационной обстановки на территории Волгоградской области предусматривается после внесения изменений и дополнений в Методические указания МУ-177-112 от 30 декабря 1997г.

б) совершенствование территориальной системы радиационной безопасности в части централизации разработок и реализации мероприятий по обеспечению радиационной безопасности;

в) внесение изменений в Закон Волгоградской области от 30 октября 2001г. №617-ОД "Об обеспечении радиационной безопасности населения Волгоградской области" на базе результатов реализации вышеперечисленных мероприятий.

5.2.2. Развитие и совершенствование контроля и прогнозирования радиационной обстановки на территории Волгоградской области за счет расширения и повышения эффективности методов и средств радиационного контроля и радиационного мониторинга.

5.2.2.1. Радиационное обследование методами автомобильной и пешеходной гамма-съемки районов, находящихся в зоне возможного воздействия радиационно-опасных и промышленных объектов.

(Абзац 2 пункта 5.2.2.1 исключен - Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 17.12.2009г. №1502, НГР: ru34000200900912.)

Второй этап (2010 год) - радиационное обследование территорий Алексеевского, Еланского, Быковского, Даниловского, Дубовского, Иловлинского, Светлоярского, Среднеахтубинского муниципальных районов.

Третий этап (2011 год) - радиационное обследование территорий Чернышковского, Серафимовичского, Нехаевского, Урюпинского, Новоаннинского, Камышинского, Старополтавского муниципальных районов.

Четвертый этап (2012 - 2013 годы) - радиационное обследование районов, соседствующих с объектами ядерной энергетики (Нововоронежская, Волгодонская, Балаковская АЭС), с целью оценки динамики многолетнего радиационного воздействия на окружающую среду и принятие соответствующих мер, обеспечивающих безопасность населения.

Пятый этап (2014 - 2015 годы) - разработка и создание электронной карты радиационной обстановки на территории Волгоградской области по результатам проведенной гамма-съемки местности.

5.2.2.2. Развитие и совершенствование эффективности непрерывного контроля текущих значений параметров радиационной обстановки автоматизированными методами и средствами с целью оперативного обнаружения атмосферных, водно-миграционных и транспортно-терминальных переносов радиоактивных загрязнений.

(Абзацы 2-5 пункта 5.2.2.2 исключены - Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 17.12.2009г. №1502, НГР: ru34000200900912.)

Второй этап (2010 год):

а) модернизация действующих постов №14, 15, 19, 20 Волго-АСКРО в части их перевода на каналы связи GSM-сети;

б) создание и ввод в эксплуатацию спектрометрических постов №28, 29 Волго-АСКРО, обеспечивающих централизованный контроль радионуклидного состава атмосферного воздуха в Волгограде.

Третий этап (2011 год):

а) создание и ввод в эксплуатацию спектрометрического поста №30 Волго-АСКРО, обеспечивающего централизованный контроль радионуклидного состава атмосферного воздуха в Котовском муниципальном районе;

б) модернизация аппаратно-программного комплекса МЛРК в части применения ГИС-технологий.

5.2.2.3. Решение задач краткосрочного прогнозирования состояний радиационной обстановки автоматизированными методами и оперативного обеспечения областных органов государственной власти достоверной информацией о текущих и прогнозируемых состояниях радиационной обстановки в регионе.

Первый этап (2012 год) - разработка и согласование организационно-методических вопросов создания компьютерного центра прогнозирования Волго-АСКРО в рамках ЕГАСКРО.

Второй этап (2013 год) - создание и ввод в эксплуатацию компьютерного центра прогнозирования Волго-АСКРО в рамках ЕГАСКРО.

Третий этап (2014 год) - разработка и согласование организационно-методических вопросов информационного взаимодействия системы Волго-АСКРО с областной Геоинформационной системой, в том числе - разработка и согласование Регламента создания и ведения областной Геоинформационной системой базы данных блока радиационной безопасности.

Четвертый этап (2015 год) - разработка и внедрение процессов информационного взаимодействия системы Волго-АСКРО с областной Геоинформационной системой.

Осуществление вышеперечисленных задач и направлений реализуется уполномоченным органом в сфере обеспечения радиационной безопасности - комитетом природных ресурсов и экологии Волгоградской области.

(пункт 5.2.2.3 в редакции Постановления Губернатора Волгоградской области от 10.09.2012г. №828, НГР: ru34000201201156, от 17.03.2015г. №216, НГР: ru34000201500604).

5.2.3. Развитие и совершенствование необходимой оперативности и степени готовности органов государственной власти Волгоградской области к проведению защитных мероприятий и повышению их эффективности:

разработка и реализация мероприятий по усилению защиты объектов, использующих источники ионизирующих излучений, от вредных влияний техногенных, природных факторов и террористических проявлений;

разработка методами и средствами Волго-АСКРО прогнозов развития радиационной обстановки и характера радиационного воздействия на население и территории Волгоградской области в случаях вероятных аварий на соседних радиационно-опасных объектах (АЭС). Расчет сил и средств, необходимых для предотвращения или ликвидации последствий прогнозируемого радиационного воздействия;

создание запасов и своевременное обновление накопленных запасов средств индивидуальной защиты и приборов радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля, совершенствование условий их хранения, систематического контроля их технического состояния;

обучение населения способам защиты от воздействия негативных факторов при обращении с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами, источниками ионизирующих излучений при угрозах чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.

6. Ресурсное обеспечение Концепции

6.1. Финансирование мероприятий, связанных с реализацией Концепции, должно осуществляться за счет средств бюджета Волгоградской области, бюджетов муниципальных образований, а также за счет средств внебюджетных источников.

6.2. Объем бюджетного финансирования мероприятий по реализации Концепции определяется в установленном порядке в процессе формирования бюджета Волгоградской области.

6.3. Финансирование совместных проектов, представляющих взаимный интерес, осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета Волгоградской области и местных бюджетов в рамках федеральных целевых, ведомственных, региональных и муниципальных программ и проектов в установленном действующим законодательством порядке.

6.4. Финансирование отдельных проектов Волгоградской области, реализуемых в соответствии с Концепцией, может осуществляться за счет средств внебюджетных источников.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: "Волгоградская правда" № 30 от 18.02.2009
Рубрики правового классификатора: 160.040.070 Радиационная безопасность (см. также 090.030.000)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать