Основная информация
Дата опубликования: | 11 мая 2005г. |
Номер документа: | В200501160 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
В0501160
В200501160
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.09.2005, N 9, СТР. 19
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
11.05.2005 N 15834/04
[О рассмотрении заявления Инспекции Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому
району города Санкт-Петербурга о пересмотре в порядке
надзора постановления Федерального арбитражного суда
Северо-Западного округа от 10.09.2004 по делу
N А56-6232/04 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга
и Ленинградской области]
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Арифулина А.А., Бабкина А.И., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Исайчева В.Н., Киреева Ю.А., Козловой А.С., Першутова А.Г., Слесарева В.Л., Стрелова И.М., Суховой Г.И. -
рассмотрел заявление Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району города Санкт-Петербурга о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.09.2004 по делу N А56-6232/04 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
В заседании приняли участие представители:
от Инспекции МНС России по Кировскому району города Санкт-Петербурга - Гевель М.М.;
от открытого акционерного общества "Ленморниипроект" - Федоров А.А.
Заслушав и обсудив доклад судьи Першутова А.Г., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
Открытое акционерное общество "Ленморниипроект" (далее -общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции МНС России по Кировскому району города Санкт-Петербурга (далее - инспекция) от 24.10.2003 N 3-10-2210 в части начисления 156 755 рублей 28 копеек пеней по единому социальному налогу.
Оспариваемое в названной части решение вынесено на основании акта от 22.09.2003 N 3-10-2210, составленного по итогам проведенной инспекцией налоговой проверки правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления обществом страховых взносов во внебюджетные фонды за период с 01.01.2000 по 31.12.2000 и единого социального налога за период с 01.01.2001 по 31.12.2002. В ходе проверки, помимо прочих нарушений, выявлены случаи занижения обществом сумм единого социального налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет в 2002 году, в результате применения налоговых вычетов в размере, превышающем сумму фактически уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за тот же период.
По эпизоду, связанному с несвоевременной уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и занижением в связи с этим налоговой базы по единому социальному налогу, обществу начислена указанная сумма пеней.
Решением суда первой инстанции от 18.05.2004 в удовлетворении заявленного требования обществу отказано.
Суд руководствовался положениями статьи 9 Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ; НГР:Р0102430 "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации; НГР:Р9803595 и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Федеральный закон от 31.12.2001 N 198-ФЗ; НГР:Р0102430) о том, что в случае, если по итогам месяца сумма, на которую уменьшена сумма единого социального налога (сумма авансового платежа по единому социальному налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, превысит сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных за соответствующий месяц, такая разница признается с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по единому социальному налогу, занижением суммы единого социального налога. При этом Законом предусматривалось, что данное положение утрачивает силу с 1 января 2003 года.
Доводы общества о том, что в 2002 году несвоевременная уплата страховых взносов не считалась занижением суммы единого социального налога и, следовательно, к нему за указанный период не могли быть применены санкции в виде начисления пеней, были признаны судом несостоятельными, поскольку Налоговый кодекс Российской Федерации; НГР:Р9803595 не рассматривает пени в качестве санкции или вида ответственности за совершенное налоговое правонарушение.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 10.09.2004 решение суда первой инстанции отменил, заявленное обществом требование удовлетворил: признал недействительным решение инспекции в части начисления пеней за несвоевременную уплату единого социального налога как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации; НГР:Р9803595 и обязал инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества по следующим мотивам.
Общество правомерно применяло налоговые вычеты в размере начисленных страховых взносов, поскольку в 2002 году законодатель не связывал возможность применения указанных вычетов с фактической уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и, следовательно, у инспекции отсутствовали правовые основания для начисления пеней.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора постановления суда кассационной инстанции инспекция просит отменить данный судебный акт, ссылаясь на неприменение судом нормы права, подлежащей применению. По ее мнению, в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ; НГР:Р0102430 превышение вычета из суммы единого социального налога над суммой фактически уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование признавалось в 2002 году занижением суммы единого социального налога, подлежащего уплате, то есть задолженностью перед бюджетом, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по единому социальному налогу.
В отзыве на заявление общество просит оставить названный судебный акт без изменения.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что оспариваемое постановление суда кассационной инстанции подлежит отмене, решение суда первой инстанции - оставлению без изменения по следующим основаниям.
Федеральным законом от 31.12.2001 N 198-ФЗ статья 243 Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р0003621 изложена в новой редакции, в частности пункт 2 дополнен абзацем следующего содержания: "Сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ; НГР:Р0102264 "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период".
Статьей 9 Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ; НГР:Р0102430 была установлена норма, в соответствии с которой в случае, если по итогам месяца сумма, на которую уменьшена сумма единого социального налога (сумма авансового платежа по единому социальному налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, превысит сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных за соответствующий месяц, такая разница признается с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по единому социальному налогу, занижением суммы единого социального налога. Данное положение в соответствии со статьей 10 названного Федерального закона вступало в силу с 1 января 2002 года и утрачивало силу с 1 января 2003 года.
Таким образом, вывод суда кассационной инстанции о том, что у налоговой инспекции отсутствовали правовые основания для начисления пеней, неправомерен и основан на неправильном применении норм материального права.
При указанных обстоятельствах на основании пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР:Р9200731 оспариваемое постановление суда кассационной инстанции подлежит отмене как нарушающее единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 5 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР:Р9200731, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.09.2004 по делу N А56-6232/04 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области отменить.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.05.2004 по этому делу оставить без изменения.
Председательствующий
А.А. Иванов
[отформатировано: 23.06.2005 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
[проверено: 30.06.2005 корректор НЦПИ - Антонова О.А.]
В0501160
В200501160
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.09.2005, N 9, СТР. 19
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
11.05.2005 N 15834/04
[О рассмотрении заявления Инспекции Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому
району города Санкт-Петербурга о пересмотре в порядке
надзора постановления Федерального арбитражного суда
Северо-Западного округа от 10.09.2004 по делу
N А56-6232/04 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга
и Ленинградской области]
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Арифулина А.А., Бабкина А.И., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Исайчева В.Н., Киреева Ю.А., Козловой А.С., Першутова А.Г., Слесарева В.Л., Стрелова И.М., Суховой Г.И. -
рассмотрел заявление Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району города Санкт-Петербурга о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.09.2004 по делу N А56-6232/04 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
В заседании приняли участие представители:
от Инспекции МНС России по Кировскому району города Санкт-Петербурга - Гевель М.М.;
от открытого акционерного общества "Ленморниипроект" - Федоров А.А.
Заслушав и обсудив доклад судьи Першутова А.Г., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
Открытое акционерное общество "Ленморниипроект" (далее -общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции МНС России по Кировскому району города Санкт-Петербурга (далее - инспекция) от 24.10.2003 N 3-10-2210 в части начисления 156 755 рублей 28 копеек пеней по единому социальному налогу.
Оспариваемое в названной части решение вынесено на основании акта от 22.09.2003 N 3-10-2210, составленного по итогам проведенной инспекцией налоговой проверки правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления обществом страховых взносов во внебюджетные фонды за период с 01.01.2000 по 31.12.2000 и единого социального налога за период с 01.01.2001 по 31.12.2002. В ходе проверки, помимо прочих нарушений, выявлены случаи занижения обществом сумм единого социального налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет в 2002 году, в результате применения налоговых вычетов в размере, превышающем сумму фактически уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за тот же период.
По эпизоду, связанному с несвоевременной уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и занижением в связи с этим налоговой базы по единому социальному налогу, обществу начислена указанная сумма пеней.
Решением суда первой инстанции от 18.05.2004 в удовлетворении заявленного требования обществу отказано.
Суд руководствовался положениями статьи 9 Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ; НГР:Р0102430 "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации; НГР:Р9803595 и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Федеральный закон от 31.12.2001 N 198-ФЗ; НГР:Р0102430) о том, что в случае, если по итогам месяца сумма, на которую уменьшена сумма единого социального налога (сумма авансового платежа по единому социальному налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, превысит сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных за соответствующий месяц, такая разница признается с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по единому социальному налогу, занижением суммы единого социального налога. При этом Законом предусматривалось, что данное положение утрачивает силу с 1 января 2003 года.
Доводы общества о том, что в 2002 году несвоевременная уплата страховых взносов не считалась занижением суммы единого социального налога и, следовательно, к нему за указанный период не могли быть применены санкции в виде начисления пеней, были признаны судом несостоятельными, поскольку Налоговый кодекс Российской Федерации; НГР:Р9803595 не рассматривает пени в качестве санкции или вида ответственности за совершенное налоговое правонарушение.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 10.09.2004 решение суда первой инстанции отменил, заявленное обществом требование удовлетворил: признал недействительным решение инспекции в части начисления пеней за несвоевременную уплату единого социального налога как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации; НГР:Р9803595 и обязал инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества по следующим мотивам.
Общество правомерно применяло налоговые вычеты в размере начисленных страховых взносов, поскольку в 2002 году законодатель не связывал возможность применения указанных вычетов с фактической уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и, следовательно, у инспекции отсутствовали правовые основания для начисления пеней.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора постановления суда кассационной инстанции инспекция просит отменить данный судебный акт, ссылаясь на неприменение судом нормы права, подлежащей применению. По ее мнению, в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ; НГР:Р0102430 превышение вычета из суммы единого социального налога над суммой фактически уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование признавалось в 2002 году занижением суммы единого социального налога, подлежащего уплате, то есть задолженностью перед бюджетом, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по единому социальному налогу.
В отзыве на заявление общество просит оставить названный судебный акт без изменения.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что оспариваемое постановление суда кассационной инстанции подлежит отмене, решение суда первой инстанции - оставлению без изменения по следующим основаниям.
Федеральным законом от 31.12.2001 N 198-ФЗ статья 243 Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р0003621 изложена в новой редакции, в частности пункт 2 дополнен абзацем следующего содержания: "Сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ; НГР:Р0102264 "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период".
Статьей 9 Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ; НГР:Р0102430 была установлена норма, в соответствии с которой в случае, если по итогам месяца сумма, на которую уменьшена сумма единого социального налога (сумма авансового платежа по единому социальному налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, превысит сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных за соответствующий месяц, такая разница признается с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по единому социальному налогу, занижением суммы единого социального налога. Данное положение в соответствии со статьей 10 названного Федерального закона вступало в силу с 1 января 2002 года и утрачивало силу с 1 января 2003 года.
Таким образом, вывод суда кассационной инстанции о том, что у налоговой инспекции отсутствовали правовые основания для начисления пеней, неправомерен и основан на неправильном применении норм материального права.
При указанных обстоятельствах на основании пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР:Р9200731 оспариваемое постановление суда кассационной инстанции подлежит отмене как нарушающее единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 5 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР:Р9200731, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.09.2004 по делу N А56-6232/04 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области отменить.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.05.2004 по этому делу оставить без изменения.
Председательствующий
А.А. Иванов
[отформатировано: 23.06.2005 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
[проверено: 30.06.2005 корректор НЦПИ - Антонова О.А.]
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 9 от 01.09.2005 Стр. 19 |
Рубрики правового классификатора: | 080.000.000 Финансы, 080.100.000 Налоги и сборы, 080.100.080 Налоговая отчетность и налоговый контроль (см. также 090.100.060), 180.000.000 Правосудие, 180.050.000 Арбитражный процесс, 180.050.030 Производство по пересмотру решений |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: