Основная информация
Дата опубликования: | 11 мая 2005г. |
Номер документа: | В200501076 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Ненормативный |
Принявший орган: | ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
В0501076
В200501076
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.08.2005, N 8, СТР. 39
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
11.05.2005 N 16246/04
[К ответственности, предусмотренной статьей 15.14
КоАП РФ; НГР:Р0102426, лицо может быть привлечено за единичный
факт неправомерного расходования бюджетных средств,
то есть за каждое правонарушение в отдельности]
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Андреева Е.И., Андреевой Т.К., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Горячевой Ю.Ю., Исайчева В.Н., Киреева Ю.А., Козловой А.С., Першутова А.Г., Слесарева В.Л., Стрелова И.М., Суховой Г.И. -
рассмотрел заявление государственного учреждения "Управление исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай" о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 03.11.2004 по делу N А02-2527/2004 Арбитражного суда Республики Алтай.
Заслушав и обсудив доклад судьи Андреева Е.И., Президиум установил следующее.
Государственное учреждение "Управление исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный Суд Республики Алтай с заявлением о признании недействительным постановления Межрайонного отдела в Республике Алтай Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Российской Федерации в Алтайском крае (далее - отдел КРУ) от 09.06.2004 по делу N 024ЮЛ-306-04 о привлечении учреждения к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; НГР:Р0102426 (далее - КоАП РФ; НГР:Р0102426).
Решением суда первой инстанции от 15.07.2004 заявление учреждения удовлетворено: оспариваемое постановление отдела КРУ признано незаконным.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 18.08.2004 решение оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 03.11.2004 названные судебные акты отменил, в удовлетворении требования учреждению отказал.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора постановления суда кассационной инстанции учреждение просит отменить данный судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
В отзыве на заявление отдел КРУ просит оставить оспариваемый судебный акт в силе как принятый в соответствии с действующим законодательством.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении и отзыве на него, Президиум считает, что постановление суда кассационной инстанции подлежит отмене, решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции - оставлению в силе по следующим основаниям.
Отдел КРУ провел ревизию финансово-хозяйственной деятельности учреждения за период с 01.01.2002 по 01.01.2004 и установил нецелевое использование бюджетных средств, выделенных на его содержание по сметам 2002 и 2003 годов, что зафиксировано актом от 23.04.2004.
По результатам ревизии составлен протокол от 13.05.2004 N 306 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 КоАП РФ; НГР:Р0102426.
На основании протокола отделом КРУ вынесено оспариваемое постановление о назначении учреждению административного наказания в виде штрафа в сумме 40 000 рублей за нецелевое использование бюджетных средств.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требование учреждения о признании недействительным постановления, указав, что учреждение не может быть привлечено к ответственности вследствие истечения установленного статьей 4.5 КоАП РФ; НГР:Р0102426 двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности, исчисляемого со дня совершения правонарушения. Вменяемое учреждению правонарушение - нецелевое использование бюджетных средств - имело место в 2002 - 2003 годах, тогда как постановление о привлечении к административной ответственности вынесено 9 июня 2004 года.
Суд кассационной инстанции счел, что в данном случае срок давности привлечения к административной ответственности должен исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения, расценив нецелевое использование бюджетных средств как длящееся правонарушение, которое начинается с момента совершения противоправного деяния и оканчивается вследствие действий самого правонарушителя либо наступления событий, препятствующих совершению правонарушения. Периодом нецелевого использования бюджетных средств является срок с даты отвлечения средств на цели, не предусмотренные условиями их предоставления, до даты их возврата в бюджет или направления для использования по целевому назначению.
Между тем вывод суда кассационной инстанции является ошибочным.
Согласно статье 4.5 КоАП РФ; НГР:Р0102426 постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня его совершения, а при длящемся правонарушении - по истечении двух месяцев со дня обнаружения правонарушения.
В соответствии со статьей 15.14 КоАП РФ; НГР:Р0102426 административным правонарушением признается использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств.
Учреждение привлечено к административной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств путем направления их не в соответствии с кодами назначения, самовольного перераспределения расходов по предметным статьям сметы.
Нецелевое использование бюджетных средств не может быть отнесено к категории длящихся правонарушений, поскольку его объективная сторона характеризуется совершением конкретной платежно-расчетной операции по расходованию средств и завершенностью в момент осуществления операции. Множественность таких операций свидетельствует о неоднократности совершения самостоятельных правонарушений.
К ответственности, предусмотренной статьей 15.14 КоАП РФ; НГР:Р0102426, лицо может быть привлечено за единичный факт неправомерного расходования бюджетных средств, то есть за каждое правонарушение в отдельности.
Таким образом, вывод судов первой и апелляционной инстанций о незаконности оспариваемого постановления отдела КРУ в связи с пропуском срока давности привлечения учреждения к административной ответственности соответствует фактическим обстоятельствам дела и является правомерным.
При названных обстоятельствах в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР:Р9200731 оспариваемое постановление суда кассационной инстанции подлежит отмене как противоречащее закону и нарушающее единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, принятые по настоящему делу, следует оставить в силе.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 5 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР:Р9200731, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 03.11.2004 по делу N А02-2527/2004 Арбитражного суда Республики Алтай отменить.
Решение суда первой инстанции от 15.07.2004 и постановление суда апелляционной инстанции от 18.08.2004 Арбитражного суда Республики Алтай по тому же делу оставить в силе.
Председательствующий
А.А. Иванов
[введено: 17.06.2005 оператор НЦПИ - Агуреева И.В.]
[проверено: 28.06.2005 корректор НЦПИ - Антонова О.А.]
В0501076
В200501076
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.08.2005, N 8, СТР. 39
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
11.05.2005 N 16246/04
[К ответственности, предусмотренной статьей 15.14
КоАП РФ; НГР:Р0102426, лицо может быть привлечено за единичный
факт неправомерного расходования бюджетных средств,
то есть за каждое правонарушение в отдельности]
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Андреева Е.И., Андреевой Т.К., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Горячевой Ю.Ю., Исайчева В.Н., Киреева Ю.А., Козловой А.С., Першутова А.Г., Слесарева В.Л., Стрелова И.М., Суховой Г.И. -
рассмотрел заявление государственного учреждения "Управление исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай" о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 03.11.2004 по делу N А02-2527/2004 Арбитражного суда Республики Алтай.
Заслушав и обсудив доклад судьи Андреева Е.И., Президиум установил следующее.
Государственное учреждение "Управление исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный Суд Республики Алтай с заявлением о признании недействительным постановления Межрайонного отдела в Республике Алтай Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Российской Федерации в Алтайском крае (далее - отдел КРУ) от 09.06.2004 по делу N 024ЮЛ-306-04 о привлечении учреждения к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; НГР:Р0102426 (далее - КоАП РФ; НГР:Р0102426).
Решением суда первой инстанции от 15.07.2004 заявление учреждения удовлетворено: оспариваемое постановление отдела КРУ признано незаконным.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 18.08.2004 решение оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 03.11.2004 названные судебные акты отменил, в удовлетворении требования учреждению отказал.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора постановления суда кассационной инстанции учреждение просит отменить данный судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
В отзыве на заявление отдел КРУ просит оставить оспариваемый судебный акт в силе как принятый в соответствии с действующим законодательством.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении и отзыве на него, Президиум считает, что постановление суда кассационной инстанции подлежит отмене, решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции - оставлению в силе по следующим основаниям.
Отдел КРУ провел ревизию финансово-хозяйственной деятельности учреждения за период с 01.01.2002 по 01.01.2004 и установил нецелевое использование бюджетных средств, выделенных на его содержание по сметам 2002 и 2003 годов, что зафиксировано актом от 23.04.2004.
По результатам ревизии составлен протокол от 13.05.2004 N 306 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 КоАП РФ; НГР:Р0102426.
На основании протокола отделом КРУ вынесено оспариваемое постановление о назначении учреждению административного наказания в виде штрафа в сумме 40 000 рублей за нецелевое использование бюджетных средств.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требование учреждения о признании недействительным постановления, указав, что учреждение не может быть привлечено к ответственности вследствие истечения установленного статьей 4.5 КоАП РФ; НГР:Р0102426 двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности, исчисляемого со дня совершения правонарушения. Вменяемое учреждению правонарушение - нецелевое использование бюджетных средств - имело место в 2002 - 2003 годах, тогда как постановление о привлечении к административной ответственности вынесено 9 июня 2004 года.
Суд кассационной инстанции счел, что в данном случае срок давности привлечения к административной ответственности должен исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения, расценив нецелевое использование бюджетных средств как длящееся правонарушение, которое начинается с момента совершения противоправного деяния и оканчивается вследствие действий самого правонарушителя либо наступления событий, препятствующих совершению правонарушения. Периодом нецелевого использования бюджетных средств является срок с даты отвлечения средств на цели, не предусмотренные условиями их предоставления, до даты их возврата в бюджет или направления для использования по целевому назначению.
Между тем вывод суда кассационной инстанции является ошибочным.
Согласно статье 4.5 КоАП РФ; НГР:Р0102426 постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня его совершения, а при длящемся правонарушении - по истечении двух месяцев со дня обнаружения правонарушения.
В соответствии со статьей 15.14 КоАП РФ; НГР:Р0102426 административным правонарушением признается использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств.
Учреждение привлечено к административной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств путем направления их не в соответствии с кодами назначения, самовольного перераспределения расходов по предметным статьям сметы.
Нецелевое использование бюджетных средств не может быть отнесено к категории длящихся правонарушений, поскольку его объективная сторона характеризуется совершением конкретной платежно-расчетной операции по расходованию средств и завершенностью в момент осуществления операции. Множественность таких операций свидетельствует о неоднократности совершения самостоятельных правонарушений.
К ответственности, предусмотренной статьей 15.14 КоАП РФ; НГР:Р0102426, лицо может быть привлечено за единичный факт неправомерного расходования бюджетных средств, то есть за каждое правонарушение в отдельности.
Таким образом, вывод судов первой и апелляционной инстанций о незаконности оспариваемого постановления отдела КРУ в связи с пропуском срока давности привлечения учреждения к административной ответственности соответствует фактическим обстоятельствам дела и является правомерным.
При названных обстоятельствах в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР:Р9200731 оспариваемое постановление суда кассационной инстанции подлежит отмене как противоречащее закону и нарушающее единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, принятые по настоящему делу, следует оставить в силе.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 5 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР:Р9200731, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 03.11.2004 по делу N А02-2527/2004 Арбитражного суда Республики Алтай отменить.
Решение суда первой инстанции от 15.07.2004 и постановление суда апелляционной инстанции от 18.08.2004 Арбитражного суда Республики Алтай по тому же делу оставить в силе.
Председательствующий
А.А. Иванов
[введено: 17.06.2005 оператор НЦПИ - Агуреева И.В.]
[проверено: 28.06.2005 корректор НЦПИ - Антонова О.А.]
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 8 от 01.08.2005 Стр. 39 |
Рубрики правового классификатора: | 080.000.000 Финансы, 080.040.000 Общие положения бюджетного устройства, 180.000.000 Правосудие, 180.050.000 Арбитражный процесс, 180.050.030 Производство по пересмотру решений |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: