Основная информация

Дата опубликования: 11 июля 2018г.
Номер документа: RU19000201800468
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Хакасия
Принявший орган: Правительство Республики Хакасия
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ГУБЕРНАТОР КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Утратило силу постановлением Правительства Республики Хакасия от 02.12.2020 № 656

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11.07.2018 № 370

О РЕАЛИЗАЦИИ МЕР ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ – ФОНДА СОДЕЙСТВИЯ РЕФОРМИРОВАНИЮ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2017 № 997 «О реализации мер финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» Правительство Республики Хакасия ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Порядок отбора потенциальных проектов модернизации систем коммунальной инфраструктуры (приложение 1).

2. Утвердить Порядок софинансирования процентной ставки по кредитам и (или) облигационным займам, привлеченным на реализацию проектов модернизации систем коммунальной инфраструктуры по концессионным соглашениям (приложение 2).

Исполняющий обязанности Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия А. Новосёлов

Приложение 1

УТВЕРЖДЕН

постановлением Правительства

Республики Хакасия

«О реализации мер финансовой

поддержки за счет средств

государственной корпорации – Фонда

содействия реформированию

жилищно-коммунального хозяйства

на территории Республики Хакасия»

ПОРЯДОК

отбора потенциальных проектов модернизации систем коммунальной инфраструктуры

Настоящий Порядок определяет условия отбора потенциальных проектов модернизации систем коммунальной инфраструктуры, которые находятся или будут находиться в муниципальной собственности в результате реализации проекта модернизации систем коммунальной инфраструктуры (далее – проект модернизации), в целях использования средств финансовой поддержки на подготовку проектов модернизации, предоставляемой государственной корпорацией – Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее – Фонд).

Понятия «модернизация систем коммунальной инфраструктуры», «проект модернизации» используются в значениях, установленных Правилами предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем предоставления финансовых средств на подготовку проектов модернизации и софинансирование процентной ставки, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2017 № 997 (далее – Правила).

Под системами коммунальной инфраструктуры понимаются объекты коммунальной инфраструктуры в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод.

Средства финансовой поддержки на подготовку проектов модернизации (далее – финансовая поддержка) по результатам отбора проектов модернизации могут быть направлены на следующие мероприятия:

1) проведение технического обследования объектов коммунальной инфраструктуры;

2) разработку и внесение изменений в схемы теплоснабжения, схемы водоснабжения и схемы водоотведения муниципальных образований, а также программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований;

3) выполнение работ, оказание услуг, осуществляемых с целью подготовки документов, необходимых для государственной регистрации прав на объекты коммунальной инфраструктуры, создание, реконструкция и (или) модернизация которых предусмотрены проектом модернизации, которые находятся в муниципальной собственности, являются недвижимым имуществом и используются для оказания потребителям услуг по тепло-, водоснабжению, водоотведению, очистке сточных вод и обращению с твердыми коммунальными отходами;

4) выполнение работ, оказание услуг, осуществляемых с целью проведения кадастрового учета земельных участков, на которых расположены или будут расположены объекты коммунальной инфраструктуры;

5) разработку бизнес-плана проекта модернизации;

6) подготовку конкурсной документации для проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.

4. Отбор проектов модернизации и организацию работы по распределению и предоставлению средств финансовой поддержки осуществляет Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия (далее – уполномоченный орган), являющийся главным распорядителем средств финансовой поддержки.

5. Участниками отбора являются сельские, городские поселения и городские округа Республики Хакасия (далее – муниципальные образования), владеющие на праве собственности системами коммунальной инфраструктуры.

6. Уполномоченный орган своим приказом определяет форму заявки, сроки проведения отбора, состав конкурсной комиссии и критерии дисквалификации проектов модернизации для предоставления финансовой поддержки, осуществляет сбор представленных заявок и отбор муниципальных образований, претендующих на получение финансовой поддержки. Приказ о проведении отбора по предоставлению финансовой поддержки размещается на официальном сайте уполномоченного органа (http://minstroy19.ru/) в разделе «Документы».

К заявке прилагаются:

сопроводительное письмо, подписанное главой муниципального образования либо лицом, исполняющим его обязанности;

пояснительная записка, содержащая описание проекта модернизации, прогнозный годовой объем экономии топливно-энергетических ресурсов в натуральном и стоимостном значениях, срок окупаемости проекта модернизации (на 1–2 стр.);

справка с описанием планируемых к использованию технологий, предварительной стоимостью и основными параметрами проекта модернизации;

копия актуализированной программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа;

письменное обязательство муниципального образования о включении в решение о местном бюджете расходов в размере не менее 1% от предварительной стоимости мероприятий, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;

письменное обязательство муниципального образования об исполнении показателя эффективности использования финансовой поддержки;

копии предписаний и заключений (при их наличии) соответствующих органов о необходимости приведения систем коммунальной инфраструктуры в соответствие с требованиями безопасности, надежности и качества.

Заявка и прилагаемые к ней документы должны быть прошиты, пронумерованы и скреплены печатью местной администрации.

7. Критериями отбора проектов модернизации систем коммунальной инфраструктуры являются:

1) наличие обязательства муниципального образования о включении в решение о местном бюджете муниципального образования расходов в размере не менее 1% от предварительной стоимости мероприятий, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;

2) наличие актуализированной программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа;

3) обоснованность необходимости модернизация систем коммунальной инфраструктуры.

8. Уполномоченный орган регистрирует поступившую заявку в день ее получения согласно определенным срокам в соответствии с приказом, указанным в пункте 6 настоящего Порядка, и проверяет ее на соответствие установленным настоящим Порядком требованиям к заявке и критериям отбора проектов модернизации систем коммунальной инфраструктуры (далее – требования и критерии) в течение 30 дней со дня получения заявки от муниципального образования.

9. По результатам проверки заявки уполномоченный орган принимает решение о соответствии проекта модернизации установленным требованиям и критериям и отборе проекта модернизации для предоставления финансовой поддержки или о несоответствии проекта модернизации установленным требованиям и критериям.

10. Уполномоченный орган в течение трех рабочих дней со дня принятия решения, указанного в пункте 9 настоящего Порядка, направляет в муниципальное образование копию решения о соответствии/ несоответствии проекта модернизации установленным требованиям и критериям, и отборе проекта модернизации для предоставления финансовой поддержки.

11. Решение о несоответствии проекта модернизации установленным требованиям принимается уполномоченным органом в следующих случаях:

несоответствие заявки критериям отбора, указанным в пункте 7 настоящего Порядка;

представление неполного пакета документов, указанных в пункте 6 настоящего Порядка;

обнаружение недостоверных сведений, содержащихся в документах, указанных в пункте 6 настоящего Порядка;

несоответствие проекта модернизации программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа;

не обоснована достижимость улучшения показателей качества, надежности и безопасности представляемых коммунальных услуг в рамках реализации проекта;

не указан срок окупаемости проекта модернизации;

не представлен годовой объем экономии топливно-энергетических ресурсов в натуральном и стоимостном значениях.

Отказ в отборе проекта модернизации для предоставления финансовой поддержки может быть обжалован муниципальным образованием в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12. Предоставление финансовой поддержки муниципальным образованиям на реализацию мероприятий, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, осуществляется после предоставления Фондом финансовой поддержки Республике Хакасия в соответствии с Правилами. Финансовая поддержка предоставляется органам местного самоуправления в форме субсидий в порядке, установленном Правительством Республики Хакасия.

13. Распределение средств финансовой поддержки бюджетам муниципальных образований в форме субсидий утверждается постановлением Правительства Республики Хакасия.

Приложение 2

УТВЕРЖДЕН

постановлением Правительства

Республики Хакасия

«О реализации мер финансовой

поддержки за счет средств

государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального

хозяйства на территории Республики Хакасия»

ПОРЯДОК

софинансирования процентной ставки по кредитам и (или) облигационным займам, привлеченным на реализацию проектов модернизации систем коммунальной инфраструктуры по концессионным соглашениям

1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2017 № 997 «О реализации мер финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» и определяет процедуру организации и проведения отбора на предоставление средств финансовой поддержки (далее – субсидии) на реализацию мероприятий по софинансированию процентной ставки по привлекаемым ресурсоснабжающими организациями (далее – концессионер) заемным средствам для реализации проектов модернизации в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод и обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – проект модернизации), предусмотренных в концессионных соглашениях.

2. Субсидии предоставляются в пределах лимитов предоставления финансовой поддержки государственной корпорацией – Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее – Фонд) на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры, доведенных Республике Хакасия, и направлены на софинансирование процентной ставки по привлеченным не ранее 01.01.2018 заемным средствам для реализации проектов модернизации, предусмотренных в концессионных соглашениях, заключенных в 2018 году.

3. Уполномоченным органом по предоставлению субсидии, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как получателю бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий на соответствующий финансовый год, является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия (далее – уполномоченный орган).

4. К участию в отборе для предоставления субсидий допускаются юридические лица, осуществляющие эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры республиканской, муниципальной собственности на территории Республики Хакасия в рамках проектов модернизации, предусмотренных концессионными соглашениями, стороной которых являются такие юридические лица (далее – участники отбора).

5. Целью предоставления субсидий является софинансирование процентной ставки по привлекаемым концессионером заемным средствам на срок не более 60 месяцев и сумме не более 10 миллионов рублей для реализации проектов модернизации в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод и обращения с твердыми коммунальными отходами. Субсидии предоставляются на возмещение ресурсоснабжающим организациям части затрат, понесенных в связи с уплатой процентов (купонного дохода) (за исключением неустойки (штрафа, пеней) за нарушение условий договора), включая затраты, понесенные в связи с обеспечением выплаты специализированным финансовым обществом процентов (купонного дохода) по облигационному займу, средства от размещения которого являлись источником финансирования проекта модернизации, предусмотренного условиями концессионного соглашения, по кредитам (облигационным займам) (за исключением льготных кредитов), привлеченным ресурсоснабжающими организациями в целях реализации проектов модернизации по концессионным соглашениям, заключенным в период предоставления финансовой поддержки в 2018 году.

6. Уполномоченный орган своим приказом определяет сроки проведении отбора заявок по предоставлению субсидий (далее – отбор), состав и порядок работы комиссии по рассмотрению заявок. Информация о начале проведении отбора, включающая сведения о сроке начала и окончания приема документов для участия в отборе, размещается на официальном сайте уполномоченного органа (http://minstroy19.ru/) в разделе «Документы».

7. Критерии дисквалификации участников отбора на получение субсидии:

1) невыполнение получателем субсидии обязательств по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов по кредитному договору (облигационному займу);

2) несоответствие получателя субсидии на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения о предоставлении субсидии на соответствующий финансовый год (далее – Соглашение), следующим требованиям:

у получателя субсидии отсутствует неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

у получателя субсидии отсутствует просроченная задолженность по возврату в республиканский бюджет Республики Хакасия субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иная просроченная задолженность перед республиканским бюджетом;

получатель субсидии не должен находиться в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства;

получатель субсидии не должен являться иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов;

получатель субсидии не получает средства из республиканского бюджета Республики Хакасия в соответствии с иными нормативными правовыми актами на цели, указанные в пункте 5 настоящего Порядка;

3) органом регулирования тарифов Республики Хакасия при установлении тарифа ресурсоснабжающей организации учтены расходы на обслуживание соответствующих заемных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и обращения с твердыми коммунальными отходами.

8. Для участия в отборе участники отбора предоставляют в уполномоченный орган заявку на участие в отборе с приложением следующих документов:

копию устава;

выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, выданную не позднее чем за один месяц до дня подачи заявления;

копию утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы, предусматривающей реализацию проекта модернизации;

копию кредитного договора с графиком погашения кредита и уплаты процентов по нему, заверенную кредитной организацией и (или) копию решения о выпуске ценных бумаг, зарегистрированного Центральным Банком Российской Федерации, и графика уплаты купонного дохода по облигационному займу;

расчет затрат, понесенных в связи с уплатой процентов (купонного дохода) (за исключением неустойки (штрафа, пеней) за нарушение условий договора), включая затраты, понесенные в связи с обеспечением выплаты специализированным финансовым обществом процентов (купонного дохода) по облигационному займу, средства от размещения которого являлись источником финансирования концессионного проекта, по кредитам (облигационным займам) (за исключением льготных кредитов), привлеченных ресурсоснабжающими организациями в целях реализации проектов модернизации систем коммунальной инфраструктуры с приложением надлежаще заверенных обосновывающих документов;

заверенные банком копии документов, подтверждающих своевременное исполнение текущих обязательств в сроки и объемах, которые установлены кредитным договором, графиком погашения кредита;

приказ об установлении ставки купона на первый купонный период при размещении облигаций;

документ с указанием номера счета, открытого в российской кредитной организации для перечисления субсидии;

отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) облигаций, зарегистрированный Центральным Банком Российской Федерации;

справку налогового органа об отсутствии у юридического лица просроченной задолженности по налогам, сборам, иным обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации и государственные внебюджетные фонды на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи заявления;

копию концессионного соглашения, в рамках которого осуществляется модернизация систем коммунальной инфраструктуры.

Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, справка территориального органа Федеральной налоговой службы, подписанная ее руководителем (иным уполномоченным лицом), подтверждающая отсутствие сведений о прекращении деятельности получателя, а также содержащая сведения о том, что получатель находится (не находится) в процессе реорганизации или ликвидации, что в отношении получателя возбуждено (не возбуждено) производство по делу о несостоятельности (банкротстве), справка территориального органа Федеральной налоговой службы, подписанная ее руководителем (иным уполномоченным лицом), по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения, подтверждающая отсутствие у получателя задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты различных уровней бюджетной системы Российской Федерации, срок исполнения по которым наступил в соответствии с законодательством Российской Федерации, запрашиваются уполномоченным органом посредством межведомственного электронного взаимодействия, если они не представлены получателями субсидии по собственной инициативе.

Заявка и прилагаемые к ней документы должны быть прошиты, пронумерованы и скреплены печатью (при наличии).

Получатель субсидии несет ответственность за достоверность представленных в уполномоченный орган документов и сведений в них.

9. Рассмотрение заявок участников отбора осуществляется комиссией, образованной в соответствии с приказом, указанным в пункте 6 настоящего Порядка (далее – комиссия). Комиссия при проведении отбора руководствуется требованиями к участникам отбора и представляемым ими документам, установленными настоящим Порядком.

10. Прием заявок на участие в отборе осуществляется в течение 30 дней с даты объявления о начале проведения отбора.

11. Документы (копии документов), указанные в пункте 8 настоящего Порядка, представляются на бумажном и электронном носителях непосредственно в уполномоченный орган.

12. Рассмотрение поступивших заявок с прилагаемыми документами и принятие решения о распределении между участниками отбора, прошедшими отбор, объема средств республиканского бюджета Республики Хакасия, предусмотренных на предоставление субсидий согласно пункту 15 настоящего Порядка, составление протокола о результатах работы комиссии, оформленного в соответствии с приказом уполномоченного органа, указанным в пункте 6 настоящего Порядка (далее – протокол комиссии), осуществляется комиссией в течение 10 дней с момента окончания срока приема заявок.

13. По результатам отбора, утвержденным протоколом комиссии, уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней со дня подписания протокола комиссии направляет участнику отбора письменное уведомление о предоставлении (отказе в предоставлении) субсидии.

В случае отказа в предоставлении субсидии в уведомлении указывается основание для отказа и разъясняется порядок обжалования такого решения.

Решение о предоставлении субсидии либо об отказе в предоставлении субсидии оформляется приказом уполномоченного органа не позднее пяти рабочих дней после составления протокола комиссии.

14. Основания для отказа в предоставлении субсидии и заключении соглашения:

непредставление (предоставление не в полном объеме) документов, указанных в пункте 8 настоящего Порядка;

выявление недостоверности в представленной информации;

соответствие участника отбора требованиям, установленным пунктом 7 настоящего Порядка;

отсутствие лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных для предоставления субсидии.

15. Софинансирование процентной ставки концессионеру осуществляется в размере 100 % ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения кредитного договора (или на дату выпуска облигаций), но не более предоставленной Фондом финансовой поддержки.

16. Предоставление субсидии осуществляется на основании соглашения, заключаемого между уполномоченным органом и участником отбора (далее – получатель субсидии) по форме, утвержденной Министерством финансов Республики Хакасия (далее – соглашение).

Соглашение должно содержать условие обеспечения софинансирования за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия процентной ставки на протяжении всего периода реализации проекта модернизации вне зависимости от объема средств предоставленной государственной корпорацией – Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры финансовой поддержки.

Соглашение должно содержать согласие получателя субсидии на осуществление уполномоченным органом и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения получателем субсидии условий, целей и порядка предоставления субсидий.

Соглашением устанавливаются показатели результативности предоставления субсидии, соответствующие условиям заключенного с получателем субсидии концессионного соглашения. В качестве показателя результативности предоставления субсидии устанавливается соотношение размера собственных средств концессионера, использованных на реализацию проекта модернизации, к размеру субсидии, не менее 10 к 1.

17. Требования к содержанию, формам и срокам представления отчетности получателей субсидии устанавливаются уполномоченным органом в соглашении.

18. Средства субсидии направляются уполномоченным органом на расчетные или корреспондентские счета, открытые получателям субсидий в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях, указанные в соглашениях, в течение десяти рабочих дней после принятия уполномоченным органом приказа о предоставлении субсидии в соответствии с заключенным с получателем субсидии соглашением.

19. Уполномоченный орган и орган государственного финансового контроля осуществляют обязательную проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

20. Уполномоченным органом проводится проверка соблюдения условий предоставления субсидии, в том числе периодических отчетов получателей субсидии, послуживших основанием для расчета размера субсидии.

21. В случае установления факта нарушения или несоблюдения получателем субсидии условий, определенных настоящим Порядком, при ее предоставлении, а также в случае установления факта представления получателем субсидии недостоверных сведений, содержащихся в документах и повлекших необоснованное получение субсидии, неправомерно полученные из республиканского бюджета Республики Хакасия средства подлежат возврату в порядке, установленном пунктами 23 – 25 настоящего Порядка.

22. В случае недостижения показателя результативности предоставления субсидии, установленного соглашением, получатель субсидии обязан вернуть часть субсидии в республиканский бюджет Республики Хакасия, в процентном соотношении по каждому невыполненному показателю результативности.

23. Уполномоченный орган в течение 15 рабочих дней с момента установления случаев, указанных в пунктах 21, 22 настоящего Порядка, письменно уведомляет получателя субсидии о необходимости возврата полученной субсидии (части субсидии) с указанием реквизитов счета для перечисления денежных средств.

24. Получатель субсидии в течение 30 календарных дней со дня получения письменного уведомления обязан перечислить на лицевой счет уполномоченного органа указанную субсидию (часть субсидии).

25. Возврат предоставленных субсидий производится получателем субсидии в добровольном порядке, а в случае отказа от добровольного возврата указанной в уведомлении суммы субсидии (части субсидии) или возврата ее не в полном объеме – в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 24.07.2018
Рубрики правового классификатора: 050.040.000 Коммунальное хозяйство, 080.060.030 Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации, 080.060.050 Государственные кредиты

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать