Основная информация
Дата опубликования: | 11 августа 2008г. |
Номер документа: | ru08000200800203 |
Текущая редакция: | 2 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Республика Калмыкия |
Принявший орган: | Правительство Республики Калмыкия |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
от 11 августа 2008 г. № 285 г. Элиста
О республиканской целевой программе «Безопасность учреждений здравоохранения и социальной защиты населения в Республике Калмыкия на 2009-2012 годы»
Изменения и дополнения:
Постановление Правительства Республики Калмыкия от 28.08.2012 № 314 НГР ru08000201200461
В целях обеспечения и укрепления пожарной безопасности учреждений здравоохранения и социальной защиты населения, защиты жизни и здоровья граждан, Правительство Республики Калмыкия постановляет:
1.Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу «Безопасность учреждений здравоохранения и социальной защиты населения в Республике Калмыкия на 2009-2012 годы» (далее - Программа).
2. Определить государственным заказчиком программы Министерство здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия (Мучеряев А.Н.).
3. Министерству экономического развития и внешнеэкономических связей Республики Калмыкия (Савченко Э.П.) и Министерству финансов Республики Калмыкия (Кекеев С.Н.) при формировании проекта закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год и плановый период включать Программу в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета.
4. Рекомендовать главам администраций районных муниципальных образований и Мэру г. Элиста ежегодно предусматривать средства из местных бюджетов на реализацию Программы.
Председатель Правительства
Республики Калмыкия
В. Сенглеев
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Калмыкия
от 11 августа 2008 г. № 285
Республиканская целевая программа
«Безопасность учреждений здравоохранения и социальной
защиты населения в Республике Калмыкия
на 2009-2011 годы»
г. Элиста, 2008 г.
ПАСПОРТ
республиканской целевой программы «Безопасность учреждений здравоохранения и социальной защиты населения в Республике Калмыкия на 2009 -2011 годы»
Наименование программы
Республиканская целевая программа «Безопасность учреждений здравоохранения и социальной защиты населения в Республике Калмыкия на 2009-2011 годы»
Дата принятия решения о разработке программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта)
распоряжение Правительства Республики Калмыкия от 6 августа 2008 года № 238-р
Государственный заказчик
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия
Основные разработчики программы
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия
Цели программы:
снижение риска пожаров, обеспечение безопасности работающих и пребывающих граждан в учреждениях здравоохранения и социальной защиты населения путем повышения безопасности жизнедеятельности: пожарной, электрической и технической безопасности зданий, сооружений в учреждениях здравоохранения и социальной защиты населения всех типов и видов на основе использования современных достижений науки и техники в этой области и привлечения отечественной производственной базы.
Задачи программы:
реализация государственной политики и требований законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности учреждений, направленных на защиту здоровья и сохранение жизни больных, обеспечиваемых, проживающих в стационарных учреждениях, медицинский и обслуживающий персонал от возможных пожаров, аварий и других опасностей; обследование технического состояния зданий, сооружений и инженерных систем в учреждениях здравоохранения и социальной защиты населения, их паспортизация, оценка пожарной и электрической безопасности; оснащение учреждений всех типов и видов современным противопожарным оборудованием, средствами защиты, оповещения и пожаротушения, организация их закупок, монтажа и сервисного обслуживания;
создание методики и оптимизация схем эвакуации больных, . обеспечиваемых, проживающих в стационарных учреждениях, медицинский и обслуживающий персонал с учетом реальных условий конкретного объекта учреждения.
Сроки и этапы реализации программы
1-й этап - 2009 год;
II-й этап-2010-2011 годы
Важнейшие целевые индикаторы и показатели
доля оборудованных помещений автоматической пожарной
сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре;
доля приобретенных первичных средств пожаротушения;
доля учреждений имеющих исправное наружное
противопожарное водоснабжение;
доля обработанных огнезащитным составом деревянных
конструкций чердачных помещений;
доля учреждений требующих замеров сопротивления
изоляции внутренних осветительных (силовых)
электролиний;
доля обслуживаемых систем пожарной безопасности.
Объемы и источники
финансирования
программы
Общий объем финансирования мероприятий Программы на 2009-2011 годы составляет 85,11 млн. рублей.
Объем
финансирования мероприятий программы
2009 г.
2010 г.
2011 г.
Всего
Всего млн. рублей в том числе:
10,19
36,98
37,94
85,11
- средства
республиканского
бюджета
1,10
33,50
34,50
69,10
- средства местных бюджетов
9,09
3,48
3,44
16,01
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности
Повышение безопасности учреждений здравоохранения и социальной защиты населения, снижение рисков возникновения пожаров, аварийных ситуаций, травматизма и гибели людей.
100%-ое обеспечение учреждений здравоохранения и социальной защиты населения системой противопожарного обеспечения, повышение уровня пожарной безопасности, создание эффективной скоординированной системы противодействия угрозам пожарной опасности.
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая программа
Безопасность учреждений здравоохранения и социальной защиты населения включает виды безопасности, содержащиеся в Законе «О техническом регулировании» и, в первую очередь: пожарную безопасность, электрическую безопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания. Среди различных видов безопасности для учреждений здравоохранения и социальной защиты населения приоритетными являются пожарная, электрическая и техническая безопасность. Все они являются взаимозависимыми и их обеспечение должно решаться во взаимосвязи.
В настоящее время материально-техническая оснащенность учреждений здравоохранения и социальной защиты населения республики характеризуется высокой степенью износа основных фондов (зданий и сооружений, медицинского и технологического оборудования, инженерных сетей), вследствие недостаточного финансирования мероприятий, направленных на повышение инженерной безопасности учреждений, и нарушениями правил их эксплуатации. Требующими вмешательства органов исполнительной власти республики и местного самоуправления, остаются вопросы, связанные с выполнением противопожарных мероприятий, для чего необходимы значительные финансовые средства.
Характерными недостатками по обеспечению безопасности на объектах здравоохранения и социальной защиты населения являются:
неукомплектованность объектов первичными средствами
пожаротушения;
- эксплуатация с нарушениями требований норм электроустановок и устаревших электросетей, которые требуют замены;
- отсутствие источников наружного противопожарного водоснабжения или их неисправность;
- отсутствие или неисправность систем автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей при пожаре;
- невыполнение работ по противопожарной обработке деревянных конструкций чердачных перекрытий и сгораемой отделки путей эвакуации;
- слабые знания и навыки поведения пациентов, лиц, проживающих в домах-интернатах, и сотрудников в чрезвычайных ситуациях и в случаях пожаров.
В республике функционирует 28 государственных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия, из них 23 учреждения здравоохранения и 5 стационарных учреждений социальной защиты населения. Кроме того, в систему здравоохранения и социальной защиты населения входят 24 муниципальных учреждений (19 учреждений здравоохранения и 5 стационарных учреждений социальной защиты населения).
Управлением государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Республике Калмыкия за 2007-2008 годы проверены все учреждения здравоохранения и социальной защиты населения республики на соответствие противопожарным нормам эксплуатации. Анализируя проведенные обследования, можно выделить наиболее характерные нарушения противопожарных мероприятий в учреждениях здравоохранения и социальной защиты населения, оснащенность которых составляет:
- первичными средствами пожаротушения - 76%;
- автоматической пожарной сигнализацией - 55%;
- пожарным водоснабжением - 55%;
- системами оповещения людей - 55%;
- огнезащитной обработкой деревянных конструкций - 49%;
заключены договора на обслуживание автоматических противопожарных систем - 55%;
- пожарными знаками - 65%;
- замеры сопротивления изоляций электропроводки проведены на - 68%. Проблема построения эффективной системы обеспечения безопасности
должна решаться с учетом специфики учреждений здравоохранения и социальной защиты населения и вероятности возникновения тех или иных угроз путем поддержания безопасного состояния объекта в соответствии с нормативными требованиями, обнаружения возможных угроз, их предотвращения и ликвидации.
Практическое отсутствие средств на поддержание систем безопасности учреждений здравоохранения и социальной защиты населения на должном уровне приводит к ежегодному увеличению числа несчастных случаев и пожаров, которые наносят не только материальный ущерб, но и приводят к гибели людей.
Обеспечение необходимого уровня безопасности и минимизация потерь вследствие пожаров является одним из факторов устойчивого социально-экономического развития Республики Калмыкия.
В настоящее время мероприятия в области обеспечения безопасности учреждений здравоохранения и социальной защиты населения финансируются в основном за счет средств, выделяемых органами исполнительной власти, органами местного самоуправления Республики Калмыкия на осуществление текущей деятельности. Решение проблемы требует применения организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов экономики муниципалитета и построения единой системы управления пожарной безопасностью в республике. Рассматриваемую проблему обеспечения безопасности учреждений здравоохранения и социальной защиты населения в Республике Калмыкия невозможно решить в приемлемые сроки.
С учетом существующего уровня риска пожаров в Республике Калмыкия эффективное обеспечение пожарной безопасности учреждений здравоохранения и социальной зажиты населения может быть достигнуто путем увеличения объемов финансирования за счет средств республиканского и местных бюджетов, направляемых на развитие и совершенствование системы обеспечения пожарной безопасности.
Отсутствие средств на поддержание на должном уровне систем безопасности учреждений здравоохранения и социальной защиты населения приводит к ежегодному ухудшению технического состояния зданий и сооружений, систем жизнеобеспечения, что в дальнейшем может привести к несчастным случаям, нанести ущерб здоровью пациентов, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-инвалидов, ограниченных в свободном передвижении или находящихся на постельном режиме и с отклонениями в физическом, умственном и психическом развитии, граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан без определенного места жительства и занятий, медицинский и обслуживающий персонал.
Основными недостатками в обеспечении безопасности без использования программно-целевого метода по-прежнему будут являться:
отсутствие единой системы планирования и использования инвестиций на цели пожарной и электрической безопасности;
отсутствие системного планирования действий и использования ресурсов развития систем пожарной безопасности;
длительный период, необходимый для достижения приемлемого уровня рисков пожаров.
Учитывая вышеизложенное, с целью придания системности и скоординированности деятельности органов местного самоуправления и исполнительной власти Республики Калмыкия и организаций в области обеспечения пожарной, электрической и взрывобезопасности необходимо применение программно-целевого метода.
В результате реализации республиканской целевой программы «Безопасность учреждений здравоохранения и социальной защиты населения в Республике Калмыкия на 2009-2011 годы», все учреждения здравоохранения и социальной защиты населения Республики Калмыкия будут оснащены современными системами пожарной охраны.
II. Основные цели и задачи целевой программы, сроки и этапы ее реализации, целевые индикаторы и показатели
Целью программы является снижение риска пожаров, обеспечение безопасности пациентов, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-инвалидов, ограниченных в свободном передвижении или находящихся на постельном режиме и с отклонениями в физическом, умственном и психическом развитии, граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан без определенного места жительства и занятий, медицинский и обслуживающий персонал в учреждениях здравоохранения и социальной защиты населения путем повышения безопасности жизнедеятельности: пожарной, электрической и технической безопасности зданий, сооружений в учреждениях здравоохранения и социальной защиты населения всех типов и видов на основе использования современных достижений науки и техники в этой области и привлечения отечественной производственной базы.
Основными задачами, решение которых предусмотрено программой являются:
реализация государственной политики и требований законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности учреждений, направленных на защиту здоровья и сохранение жизни пациентов, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-инвалидов, ограниченных в свободном передвижении или находящихся на постельном режиме и с отклонениями в физическом, умственном и психическом развитии, граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан без определенного места жительства и занятий, медицинский и обслуживающий персонал от возможных пожаров, аварий и других опасностей;
обследование технического состояния зданий, сооружений и инженерных систем в учреждениях здравоохранения и социальной защиты населения, их паспортизация, оценка пожарной и электрической безопасности;
оснащение учреждений всех типов и видов современным противопожарным оборудованием, средствами защиты, оповещения и пожаротушения, организация их закупок, монтажа и сервисного обслуживания;
создание методики и оптимизация схем эвакуации пациентов, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-инвалидов, ограниченных в свободном передвижении или находящихся на постельном режиме и с отклонениями в физическом, умственном и психическом развитии, граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан без определенного места жительства и занятий, медицинский и обслуживающий персонал с учетом реальных условий конкретного объекта учреждения.
В рамках настоящей программы должна быть решена основная задача -реализация государственной политики и требований законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности учреждений здравоохранения и социальной защиты населения, направленных на защиту здоровья и сохранение жизни пациентов, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-инвалидов, ограниченных в свободном передвижении или находящихся на постельном режиме и с отклонениями в физическом, умственном и психическом развитии граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан без определенного места жительства и занятий, медицинский и обслуживающий персонал от возможных пожаров, аварий и других опасностей включая решение следующих вопросов:
анализ состояния и разработка предложений по развитию и совершенствованию нормативной, правовой и методической документации по обеспечению безопасности учреждений здравоохранения и социальной защиты населения;
разработка требований, норм и регламентов по обеспечению надежной безопасности для всех вновь проектируемых и реконструируемых учреждений здравоохранения и социальной защиты населения, утверждение соответствующих нормативно-правовых документов;
создание единой информационной среды по проблеме безопасности учреждений здравоохранения и социальной защиты населения.
При проведении инженерного обследования учреждений здравоохранения и социальной защиты населения должны осуществляться:
оценка рисков возникновения аварийных ситуаций;
определение зон действия основных поражающих факторов при различных сценариях их развития;
оценка возможных последствий возникновения аварийной ситуации, включая: оценку величины ущерба; определение числа пострадавших учреждений здравоохранения и социальной защиты населения и населения прилегающих районов; разработку мероприятий, снижающих риск возникновения аварийных ситуаций.
Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы:
Обеспеченность
Показатель
В том числе:
2009 г.
2010 г.
2011 г.
Доля учреждений здравоохранения и социальной защиты, обеспеченных по основным направлениям:
- первичными средствами пожаротушения
в % от общ. количества
91
95
100
- ремонт (замена электропроводки осветительной (силовой) сети
в % от общ. количества
35
70
100
- пожарным водоснабжением
в % от общ. количества
60
81
100
- автоматической пожарной сигнализацией и системами оповещения
в % от общ. количества
65
85
100
- огнезащитной обработкой деревянных конструкций
в % от общ. количества
56
73
100
- замер сопротивления изоляции внутренних осветительных (силовых) электролиний
в % от общ. количества
89
95
100
- обслуживание систем пожарной сигнализации
в % от общ. количества
65
85
100
Реализацию Программы предполагается осуществить в течение 3 лет (2009-2011 годы) в 2 этапа.
На 1-м этапе (2009 год) предусмотрено решение первоочередных задач программы по обеспечению пожарной безопасности за счет финансовых средств республиканского и местных бюджетов, а именно:
обследование технического состояния зданий, сооружений и инженерных систем учреждений здравоохранения и социальной защиты населения, их паспортизация, оценка пожарной, электрической и конструктивной безопасности и разработка рекомендаций по ее повышению до требований существующих норм и правил;
оснащение учреждений здравоохранения и социальной защиты населения всех типов и видов современным противопожарным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения, организация их закупок, монтажа и сервисного обслуживания;
На 2-м этапе (2009-2010 годы) в состав основных задач программы входят следующие мероприятия, реализуемые также за счет средств республиканского и местных бюджетов:
организация и проведение работ по созданию инфраструктуры системы обеспечения пожарной безопасности во всех учреждениях здравоохранения и социальной защиты населения Республики Калмыкия;
укрепление материально-технической базы, системы обеспечения пожарной безопасности в Республике Калмыкия;
организация обучения и периодической переподготовки кадров, ответственных за безопасность учреждений здравоохранения и социальной защиты населения.
III. Система программных мероприятий
Для решения задач программы предполагается реализация следующих основных мероприятий:
оборудование учреждений здравоохранения и социальной защиты населения системой автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре;
приобретение, заправка и укомплектование первичными средствами пожаротушения;
проведение ремонта (замены) электропроводки осветительной (силовой) сети;
выполнение работ по противопожарной обработке огнезащитным составом деревянных конструкций чердачных помещений и сгораемой отделке путей эвакуации;
строительство и ремонт противопожарного водоснабжения и пожарных водоемов;
производство замеров сопротивления изоляций электропроводки;
обслуживание систем пожарной сигнализации.
IV. Обоснование ресурсного обеспечения целевой программы
Общий объем финансирования мероприятий программы на 2009-2011гг. составляет 85,11 млн. рублей.
Основными источниками финансирования программы являются:
- средства республиканского бюджета;
- средства местных бюджетов
млн. руб.
Объем финансирования мероприятий программы
всего
в том числе по годам
2009 г.
2010 г.
2011 г.
Всего,
в том числе:
85,11
10,19
36,98
37,94
- средства республиканского бюджета
69,10
1,1
33,50
34,50
- средства местных бюджетов
16,01
9,09
3,48
3,44
Объемы финансирования программных мероприятий из республиканского и местных бюджетов подлежат ежегодной корректировке с учетом сумм, утвержденных законом Республики Калмыкия о республиканском бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Объемы и источники финансирования программы за счет средств республиканского и местного бюджетов приведены в приложении.
V. Механизм реализации программы, включая механизмы управления целевой программой и взаимодействие государственных заказчиков
Текущее управление и контроль за реализацией программы осуществляется государственным заказчиком программы - Министерством здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия.
Выполнение программы предполагается осуществить во взаимодействии с органами местного самоуправления.
Для реализации программы будут заключаться двухсторонние соглашения между Министерством здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия и администрациями районных муниципальных образований и Мэрией г. Элиста.
Отбор исполнителей проектов при реализации программных мероприятий, финансируемых из средств республиканского бюджета и местных бюджетов будет осуществляться на конкурсной основе.
Финансирование проектов при долевом участии внебюджетных средств учреждений здравоохранения и социальной защиты населения, местных бюджетов, при наличии утвержденных муниципальных программ по безопасности учреждений здравоохранения и социальной защиты населения, будет осуществляться на основе договоров с организациями - победителями конкурсов.
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия во взаимодействии с органами местного самоуправления:
- определяет политику в области безопасности учреждений здравоохранения и социальной защиты населения, главные приоритеты и общую стратегию программы;
- принимает решения по управлению программой;
- не реже 1 раза в полугодие рассматривает результаты выполнения программы и
принимает решения по ее дальнейшему финансированию;
- проводит работу по привлечению дополнительных источников финансирования.
VI. Оценка социально-экономической и экологической эффективности целевой
программы
Экономическая эффективность и результативность реализации программы в основном зависят от степени достижения целевых показателей к настоящей программе. При этом под результатами реализации понимаются:
сокращение количества числа пожаров и гибели людей;
снижение рисков пожаров и смягчение возможных их последствий;
снижение материального ущерба, полученного в результате пожаров;
повышение безопасности учреждений здравоохранения и социальной защиты населения.
Предусматриваемые затраты за счет всех источников позволят сократить в 1,5-2 раза количество пожаров на объектах с круглосуточным массовым пребыванием людей, включая пациентов, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-инвалидов, ограниченных в свободном передвижении или находящихся на постельном режиме и с отклонениями в физическом, умственном и психическом развитии, граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан без определенного места жительства и занятий, медицинский и обслуживающий персонал, в том числе на объектах здравоохранения и социальной защиты населения, находящихся в сельской местности.
Эффективность и реализация программы зависит от использования привлеченных финансовых ресурсов из всех возможных источников финансирования.
Приложение
к республиканской целевой программе
«Безопасность учреждений здравоохранения и
социальной защиты населения в Республике Калмыкия
на 2009-2011 годы»
Перечень мероприятий республиканской целевой программы «Безопасность учреждений здравоохранения и социальной защиты населения в Республике Калмыкия на 2009-2011 годы»
Наименование мероприятия
Финансирование
всего, млн.
рублей
Финансирование
Целевые индикаторы и показатели
реализуемого мероприятия,
обеспеченность, %
2009г.
2010г.
2011г.
2009г. | 2010г. | 2011г.
Всего по программе:
85,11
10,19
36,98
37,94
В том числе: республиканский бюджет
69,10
1,10
33,50
34,50
местный бюджет
16,01
9,09
3,48
3,44
1. Приобретение первичных средств пожаротушения, в том числе:
1,64
0,47
0,56
0,61
Доля приобретенных первичных средств пожаротушения, %
91 ] 95 | 100
Республиканский бюджет:
1,10
0,10
0,50
0,50
Местный бюджет:
0,54
0,37
0,06
0,11
2. Ремонт (замена) электропроводки осветительной (силовой) сети, в том числе:
47,17
3,89
21,16
22,12
Доля проведенных работ по ремонту
(замена) электропроводки осветительной
(силовой) сети, %
35 | 70 | 100
Республиканский бюджет:
41,0
0
20,0
21,0
Местный бюджет:
6,17
3,89
1,16
1,12
3. Строительство и ремонт наружных противопожарных водоемов, в том числе:
10,97
0,42
5,31
5,24
Доля учреждений имеющих исправное
наружное противопожарное
водоснабжение, %
60 | 81 | 100
Республиканский бюджет:
10,00
0
5,0
5,0
Местный бюджет:
0,97
0,42
0,31
0,24
4. Оборудование помещений автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре в том числе:
15,03
3,66
5,72
5,65
доля оборудованных помещений
автоматической пожарной сигнализацией
и системой оповещения людей о пожаре,
%
65 | 85 | 100
Республиканский бюджет:
9,60
0,60
4,50
4,50
Местный бюджет:
5,43
3,06
1,22 _,
1,15
5. Обработка огнезащитным составом деревянных конструкций чердачных помещений зданий, в том числе:
2,61
0,55
1,03
1,03
Доля обработанных огнезащитным составом
деревянных конструкций чердачных
помещений, %
56 | 73 | 100
Республиканский бюджет:
1,56
0,06
0,75
0,75
Местный бюджет:
1,05
0,49
0,28
0,28
6. Замер сопротивления изоляции внутренних осветительных (силовых) электролиний, в том числе:
1,25
0,47
0,36
0,42
Доля работ по замеру сопротивления
изоляции внутренних осветительных
(силовых) электролиний, %
89 | 95 | 100
Республиканский бюджет:
0,54
0,04
0,25
0,25
Местный бюджет:
0,71
0,43
0,11
0,17
7.Обслуживание систем пожарной сигнализации
6,44
0,73
2,84
2.87
Доля обслуживания систем пожарной сигнализации, %
65 | 85 | 100
Республиканский бюджет:
5,30
0,30
2,50
2.50
Местный бюджет:
1,14
0,43
0,34
0.37
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
от 11 августа 2008 г. № 285 г. Элиста
О республиканской целевой программе «Безопасность учреждений здравоохранения и социальной защиты населения в Республике Калмыкия на 2009-2012 годы»
Изменения и дополнения:
Постановление Правительства Республики Калмыкия от 28.08.2012 № 314 НГР ru08000201200461
В целях обеспечения и укрепления пожарной безопасности учреждений здравоохранения и социальной защиты населения, защиты жизни и здоровья граждан, Правительство Республики Калмыкия постановляет:
1.Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу «Безопасность учреждений здравоохранения и социальной защиты населения в Республике Калмыкия на 2009-2012 годы» (далее - Программа).
2. Определить государственным заказчиком программы Министерство здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия (Мучеряев А.Н.).
3. Министерству экономического развития и внешнеэкономических связей Республики Калмыкия (Савченко Э.П.) и Министерству финансов Республики Калмыкия (Кекеев С.Н.) при формировании проекта закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год и плановый период включать Программу в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета.
4. Рекомендовать главам администраций районных муниципальных образований и Мэру г. Элиста ежегодно предусматривать средства из местных бюджетов на реализацию Программы.
Председатель Правительства
Республики Калмыкия
В. Сенглеев
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Калмыкия
от 11 августа 2008 г. № 285
Республиканская целевая программа
«Безопасность учреждений здравоохранения и социальной
защиты населения в Республике Калмыкия
на 2009-2011 годы»
г. Элиста, 2008 г.
ПАСПОРТ
республиканской целевой программы «Безопасность учреждений здравоохранения и социальной защиты населения в Республике Калмыкия на 2009 -2011 годы»
Наименование программы
Республиканская целевая программа «Безопасность учреждений здравоохранения и социальной защиты населения в Республике Калмыкия на 2009-2011 годы»
Дата принятия решения о разработке программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта)
распоряжение Правительства Республики Калмыкия от 6 августа 2008 года № 238-р
Государственный заказчик
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия
Основные разработчики программы
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия
Цели программы:
снижение риска пожаров, обеспечение безопасности работающих и пребывающих граждан в учреждениях здравоохранения и социальной защиты населения путем повышения безопасности жизнедеятельности: пожарной, электрической и технической безопасности зданий, сооружений в учреждениях здравоохранения и социальной защиты населения всех типов и видов на основе использования современных достижений науки и техники в этой области и привлечения отечественной производственной базы.
Задачи программы:
реализация государственной политики и требований законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности учреждений, направленных на защиту здоровья и сохранение жизни больных, обеспечиваемых, проживающих в стационарных учреждениях, медицинский и обслуживающий персонал от возможных пожаров, аварий и других опасностей; обследование технического состояния зданий, сооружений и инженерных систем в учреждениях здравоохранения и социальной защиты населения, их паспортизация, оценка пожарной и электрической безопасности; оснащение учреждений всех типов и видов современным противопожарным оборудованием, средствами защиты, оповещения и пожаротушения, организация их закупок, монтажа и сервисного обслуживания;
создание методики и оптимизация схем эвакуации больных, . обеспечиваемых, проживающих в стационарных учреждениях, медицинский и обслуживающий персонал с учетом реальных условий конкретного объекта учреждения.
Сроки и этапы реализации программы
1-й этап - 2009 год;
II-й этап-2010-2011 годы
Важнейшие целевые индикаторы и показатели
доля оборудованных помещений автоматической пожарной
сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре;
доля приобретенных первичных средств пожаротушения;
доля учреждений имеющих исправное наружное
противопожарное водоснабжение;
доля обработанных огнезащитным составом деревянных
конструкций чердачных помещений;
доля учреждений требующих замеров сопротивления
изоляции внутренних осветительных (силовых)
электролиний;
доля обслуживаемых систем пожарной безопасности.
Объемы и источники
финансирования
программы
Общий объем финансирования мероприятий Программы на 2009-2011 годы составляет 85,11 млн. рублей.
Объем
финансирования мероприятий программы
2009 г.
2010 г.
2011 г.
Всего
Всего млн. рублей в том числе:
10,19
36,98
37,94
85,11
- средства
республиканского
бюджета
1,10
33,50
34,50
69,10
- средства местных бюджетов
9,09
3,48
3,44
16,01
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности
Повышение безопасности учреждений здравоохранения и социальной защиты населения, снижение рисков возникновения пожаров, аварийных ситуаций, травматизма и гибели людей.
100%-ое обеспечение учреждений здравоохранения и социальной защиты населения системой противопожарного обеспечения, повышение уровня пожарной безопасности, создание эффективной скоординированной системы противодействия угрозам пожарной опасности.
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая программа
Безопасность учреждений здравоохранения и социальной защиты населения включает виды безопасности, содержащиеся в Законе «О техническом регулировании» и, в первую очередь: пожарную безопасность, электрическую безопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания. Среди различных видов безопасности для учреждений здравоохранения и социальной защиты населения приоритетными являются пожарная, электрическая и техническая безопасность. Все они являются взаимозависимыми и их обеспечение должно решаться во взаимосвязи.
В настоящее время материально-техническая оснащенность учреждений здравоохранения и социальной защиты населения республики характеризуется высокой степенью износа основных фондов (зданий и сооружений, медицинского и технологического оборудования, инженерных сетей), вследствие недостаточного финансирования мероприятий, направленных на повышение инженерной безопасности учреждений, и нарушениями правил их эксплуатации. Требующими вмешательства органов исполнительной власти республики и местного самоуправления, остаются вопросы, связанные с выполнением противопожарных мероприятий, для чего необходимы значительные финансовые средства.
Характерными недостатками по обеспечению безопасности на объектах здравоохранения и социальной защиты населения являются:
неукомплектованность объектов первичными средствами
пожаротушения;
- эксплуатация с нарушениями требований норм электроустановок и устаревших электросетей, которые требуют замены;
- отсутствие источников наружного противопожарного водоснабжения или их неисправность;
- отсутствие или неисправность систем автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей при пожаре;
- невыполнение работ по противопожарной обработке деревянных конструкций чердачных перекрытий и сгораемой отделки путей эвакуации;
- слабые знания и навыки поведения пациентов, лиц, проживающих в домах-интернатах, и сотрудников в чрезвычайных ситуациях и в случаях пожаров.
В республике функционирует 28 государственных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия, из них 23 учреждения здравоохранения и 5 стационарных учреждений социальной защиты населения. Кроме того, в систему здравоохранения и социальной защиты населения входят 24 муниципальных учреждений (19 учреждений здравоохранения и 5 стационарных учреждений социальной защиты населения).
Управлением государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Республике Калмыкия за 2007-2008 годы проверены все учреждения здравоохранения и социальной защиты населения республики на соответствие противопожарным нормам эксплуатации. Анализируя проведенные обследования, можно выделить наиболее характерные нарушения противопожарных мероприятий в учреждениях здравоохранения и социальной защиты населения, оснащенность которых составляет:
- первичными средствами пожаротушения - 76%;
- автоматической пожарной сигнализацией - 55%;
- пожарным водоснабжением - 55%;
- системами оповещения людей - 55%;
- огнезащитной обработкой деревянных конструкций - 49%;
заключены договора на обслуживание автоматических противопожарных систем - 55%;
- пожарными знаками - 65%;
- замеры сопротивления изоляций электропроводки проведены на - 68%. Проблема построения эффективной системы обеспечения безопасности
должна решаться с учетом специфики учреждений здравоохранения и социальной защиты населения и вероятности возникновения тех или иных угроз путем поддержания безопасного состояния объекта в соответствии с нормативными требованиями, обнаружения возможных угроз, их предотвращения и ликвидации.
Практическое отсутствие средств на поддержание систем безопасности учреждений здравоохранения и социальной защиты населения на должном уровне приводит к ежегодному увеличению числа несчастных случаев и пожаров, которые наносят не только материальный ущерб, но и приводят к гибели людей.
Обеспечение необходимого уровня безопасности и минимизация потерь вследствие пожаров является одним из факторов устойчивого социально-экономического развития Республики Калмыкия.
В настоящее время мероприятия в области обеспечения безопасности учреждений здравоохранения и социальной защиты населения финансируются в основном за счет средств, выделяемых органами исполнительной власти, органами местного самоуправления Республики Калмыкия на осуществление текущей деятельности. Решение проблемы требует применения организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов экономики муниципалитета и построения единой системы управления пожарной безопасностью в республике. Рассматриваемую проблему обеспечения безопасности учреждений здравоохранения и социальной защиты населения в Республике Калмыкия невозможно решить в приемлемые сроки.
С учетом существующего уровня риска пожаров в Республике Калмыкия эффективное обеспечение пожарной безопасности учреждений здравоохранения и социальной зажиты населения может быть достигнуто путем увеличения объемов финансирования за счет средств республиканского и местных бюджетов, направляемых на развитие и совершенствование системы обеспечения пожарной безопасности.
Отсутствие средств на поддержание на должном уровне систем безопасности учреждений здравоохранения и социальной защиты населения приводит к ежегодному ухудшению технического состояния зданий и сооружений, систем жизнеобеспечения, что в дальнейшем может привести к несчастным случаям, нанести ущерб здоровью пациентов, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-инвалидов, ограниченных в свободном передвижении или находящихся на постельном режиме и с отклонениями в физическом, умственном и психическом развитии, граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан без определенного места жительства и занятий, медицинский и обслуживающий персонал.
Основными недостатками в обеспечении безопасности без использования программно-целевого метода по-прежнему будут являться:
отсутствие единой системы планирования и использования инвестиций на цели пожарной и электрической безопасности;
отсутствие системного планирования действий и использования ресурсов развития систем пожарной безопасности;
длительный период, необходимый для достижения приемлемого уровня рисков пожаров.
Учитывая вышеизложенное, с целью придания системности и скоординированности деятельности органов местного самоуправления и исполнительной власти Республики Калмыкия и организаций в области обеспечения пожарной, электрической и взрывобезопасности необходимо применение программно-целевого метода.
В результате реализации республиканской целевой программы «Безопасность учреждений здравоохранения и социальной защиты населения в Республике Калмыкия на 2009-2011 годы», все учреждения здравоохранения и социальной защиты населения Республики Калмыкия будут оснащены современными системами пожарной охраны.
II. Основные цели и задачи целевой программы, сроки и этапы ее реализации, целевые индикаторы и показатели
Целью программы является снижение риска пожаров, обеспечение безопасности пациентов, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-инвалидов, ограниченных в свободном передвижении или находящихся на постельном режиме и с отклонениями в физическом, умственном и психическом развитии, граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан без определенного места жительства и занятий, медицинский и обслуживающий персонал в учреждениях здравоохранения и социальной защиты населения путем повышения безопасности жизнедеятельности: пожарной, электрической и технической безопасности зданий, сооружений в учреждениях здравоохранения и социальной защиты населения всех типов и видов на основе использования современных достижений науки и техники в этой области и привлечения отечественной производственной базы.
Основными задачами, решение которых предусмотрено программой являются:
реализация государственной политики и требований законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности учреждений, направленных на защиту здоровья и сохранение жизни пациентов, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-инвалидов, ограниченных в свободном передвижении или находящихся на постельном режиме и с отклонениями в физическом, умственном и психическом развитии, граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан без определенного места жительства и занятий, медицинский и обслуживающий персонал от возможных пожаров, аварий и других опасностей;
обследование технического состояния зданий, сооружений и инженерных систем в учреждениях здравоохранения и социальной защиты населения, их паспортизация, оценка пожарной и электрической безопасности;
оснащение учреждений всех типов и видов современным противопожарным оборудованием, средствами защиты, оповещения и пожаротушения, организация их закупок, монтажа и сервисного обслуживания;
создание методики и оптимизация схем эвакуации пациентов, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-инвалидов, ограниченных в свободном передвижении или находящихся на постельном режиме и с отклонениями в физическом, умственном и психическом развитии, граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан без определенного места жительства и занятий, медицинский и обслуживающий персонал с учетом реальных условий конкретного объекта учреждения.
В рамках настоящей программы должна быть решена основная задача -реализация государственной политики и требований законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности учреждений здравоохранения и социальной защиты населения, направленных на защиту здоровья и сохранение жизни пациентов, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-инвалидов, ограниченных в свободном передвижении или находящихся на постельном режиме и с отклонениями в физическом, умственном и психическом развитии граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан без определенного места жительства и занятий, медицинский и обслуживающий персонал от возможных пожаров, аварий и других опасностей включая решение следующих вопросов:
анализ состояния и разработка предложений по развитию и совершенствованию нормативной, правовой и методической документации по обеспечению безопасности учреждений здравоохранения и социальной защиты населения;
разработка требований, норм и регламентов по обеспечению надежной безопасности для всех вновь проектируемых и реконструируемых учреждений здравоохранения и социальной защиты населения, утверждение соответствующих нормативно-правовых документов;
создание единой информационной среды по проблеме безопасности учреждений здравоохранения и социальной защиты населения.
При проведении инженерного обследования учреждений здравоохранения и социальной защиты населения должны осуществляться:
оценка рисков возникновения аварийных ситуаций;
определение зон действия основных поражающих факторов при различных сценариях их развития;
оценка возможных последствий возникновения аварийной ситуации, включая: оценку величины ущерба; определение числа пострадавших учреждений здравоохранения и социальной защиты населения и населения прилегающих районов; разработку мероприятий, снижающих риск возникновения аварийных ситуаций.
Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы:
Обеспеченность
Показатель
В том числе:
2009 г.
2010 г.
2011 г.
Доля учреждений здравоохранения и социальной защиты, обеспеченных по основным направлениям:
- первичными средствами пожаротушения
в % от общ. количества
91
95
100
- ремонт (замена электропроводки осветительной (силовой) сети
в % от общ. количества
35
70
100
- пожарным водоснабжением
в % от общ. количества
60
81
100
- автоматической пожарной сигнализацией и системами оповещения
в % от общ. количества
65
85
100
- огнезащитной обработкой деревянных конструкций
в % от общ. количества
56
73
100
- замер сопротивления изоляции внутренних осветительных (силовых) электролиний
в % от общ. количества
89
95
100
- обслуживание систем пожарной сигнализации
в % от общ. количества
65
85
100
Реализацию Программы предполагается осуществить в течение 3 лет (2009-2011 годы) в 2 этапа.
На 1-м этапе (2009 год) предусмотрено решение первоочередных задач программы по обеспечению пожарной безопасности за счет финансовых средств республиканского и местных бюджетов, а именно:
обследование технического состояния зданий, сооружений и инженерных систем учреждений здравоохранения и социальной защиты населения, их паспортизация, оценка пожарной, электрической и конструктивной безопасности и разработка рекомендаций по ее повышению до требований существующих норм и правил;
оснащение учреждений здравоохранения и социальной защиты населения всех типов и видов современным противопожарным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения, организация их закупок, монтажа и сервисного обслуживания;
На 2-м этапе (2009-2010 годы) в состав основных задач программы входят следующие мероприятия, реализуемые также за счет средств республиканского и местных бюджетов:
организация и проведение работ по созданию инфраструктуры системы обеспечения пожарной безопасности во всех учреждениях здравоохранения и социальной защиты населения Республики Калмыкия;
укрепление материально-технической базы, системы обеспечения пожарной безопасности в Республике Калмыкия;
организация обучения и периодической переподготовки кадров, ответственных за безопасность учреждений здравоохранения и социальной защиты населения.
III. Система программных мероприятий
Для решения задач программы предполагается реализация следующих основных мероприятий:
оборудование учреждений здравоохранения и социальной защиты населения системой автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре;
приобретение, заправка и укомплектование первичными средствами пожаротушения;
проведение ремонта (замены) электропроводки осветительной (силовой) сети;
выполнение работ по противопожарной обработке огнезащитным составом деревянных конструкций чердачных помещений и сгораемой отделке путей эвакуации;
строительство и ремонт противопожарного водоснабжения и пожарных водоемов;
производство замеров сопротивления изоляций электропроводки;
обслуживание систем пожарной сигнализации.
IV. Обоснование ресурсного обеспечения целевой программы
Общий объем финансирования мероприятий программы на 2009-2011гг. составляет 85,11 млн. рублей.
Основными источниками финансирования программы являются:
- средства республиканского бюджета;
- средства местных бюджетов
млн. руб.
Объем финансирования мероприятий программы
всего
в том числе по годам
2009 г.
2010 г.
2011 г.
Всего,
в том числе:
85,11
10,19
36,98
37,94
- средства республиканского бюджета
69,10
1,1
33,50
34,50
- средства местных бюджетов
16,01
9,09
3,48
3,44
Объемы финансирования программных мероприятий из республиканского и местных бюджетов подлежат ежегодной корректировке с учетом сумм, утвержденных законом Республики Калмыкия о республиканском бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Объемы и источники финансирования программы за счет средств республиканского и местного бюджетов приведены в приложении.
V. Механизм реализации программы, включая механизмы управления целевой программой и взаимодействие государственных заказчиков
Текущее управление и контроль за реализацией программы осуществляется государственным заказчиком программы - Министерством здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия.
Выполнение программы предполагается осуществить во взаимодействии с органами местного самоуправления.
Для реализации программы будут заключаться двухсторонние соглашения между Министерством здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия и администрациями районных муниципальных образований и Мэрией г. Элиста.
Отбор исполнителей проектов при реализации программных мероприятий, финансируемых из средств республиканского бюджета и местных бюджетов будет осуществляться на конкурсной основе.
Финансирование проектов при долевом участии внебюджетных средств учреждений здравоохранения и социальной защиты населения, местных бюджетов, при наличии утвержденных муниципальных программ по безопасности учреждений здравоохранения и социальной защиты населения, будет осуществляться на основе договоров с организациями - победителями конкурсов.
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия во взаимодействии с органами местного самоуправления:
- определяет политику в области безопасности учреждений здравоохранения и социальной защиты населения, главные приоритеты и общую стратегию программы;
- принимает решения по управлению программой;
- не реже 1 раза в полугодие рассматривает результаты выполнения программы и
принимает решения по ее дальнейшему финансированию;
- проводит работу по привлечению дополнительных источников финансирования.
VI. Оценка социально-экономической и экологической эффективности целевой
программы
Экономическая эффективность и результативность реализации программы в основном зависят от степени достижения целевых показателей к настоящей программе. При этом под результатами реализации понимаются:
сокращение количества числа пожаров и гибели людей;
снижение рисков пожаров и смягчение возможных их последствий;
снижение материального ущерба, полученного в результате пожаров;
повышение безопасности учреждений здравоохранения и социальной защиты населения.
Предусматриваемые затраты за счет всех источников позволят сократить в 1,5-2 раза количество пожаров на объектах с круглосуточным массовым пребыванием людей, включая пациентов, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-инвалидов, ограниченных в свободном передвижении или находящихся на постельном режиме и с отклонениями в физическом, умственном и психическом развитии, граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан без определенного места жительства и занятий, медицинский и обслуживающий персонал, в том числе на объектах здравоохранения и социальной защиты населения, находящихся в сельской местности.
Эффективность и реализация программы зависит от использования привлеченных финансовых ресурсов из всех возможных источников финансирования.
Приложение
к республиканской целевой программе
«Безопасность учреждений здравоохранения и
социальной защиты населения в Республике Калмыкия
на 2009-2011 годы»
Перечень мероприятий республиканской целевой программы «Безопасность учреждений здравоохранения и социальной защиты населения в Республике Калмыкия на 2009-2011 годы»
Наименование мероприятия
Финансирование
всего, млн.
рублей
Финансирование
Целевые индикаторы и показатели
реализуемого мероприятия,
обеспеченность, %
2009г.
2010г.
2011г.
2009г. | 2010г. | 2011г.
Всего по программе:
85,11
10,19
36,98
37,94
В том числе: республиканский бюджет
69,10
1,10
33,50
34,50
местный бюджет
16,01
9,09
3,48
3,44
1. Приобретение первичных средств пожаротушения, в том числе:
1,64
0,47
0,56
0,61
Доля приобретенных первичных средств пожаротушения, %
91 ] 95 | 100
Республиканский бюджет:
1,10
0,10
0,50
0,50
Местный бюджет:
0,54
0,37
0,06
0,11
2. Ремонт (замена) электропроводки осветительной (силовой) сети, в том числе:
47,17
3,89
21,16
22,12
Доля проведенных работ по ремонту
(замена) электропроводки осветительной
(силовой) сети, %
35 | 70 | 100
Республиканский бюджет:
41,0
0
20,0
21,0
Местный бюджет:
6,17
3,89
1,16
1,12
3. Строительство и ремонт наружных противопожарных водоемов, в том числе:
10,97
0,42
5,31
5,24
Доля учреждений имеющих исправное
наружное противопожарное
водоснабжение, %
60 | 81 | 100
Республиканский бюджет:
10,00
0
5,0
5,0
Местный бюджет:
0,97
0,42
0,31
0,24
4. Оборудование помещений автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре в том числе:
15,03
3,66
5,72
5,65
доля оборудованных помещений
автоматической пожарной сигнализацией
и системой оповещения людей о пожаре,
%
65 | 85 | 100
Республиканский бюджет:
9,60
0,60
4,50
4,50
Местный бюджет:
5,43
3,06
1,22 _,
1,15
5. Обработка огнезащитным составом деревянных конструкций чердачных помещений зданий, в том числе:
2,61
0,55
1,03
1,03
Доля обработанных огнезащитным составом
деревянных конструкций чердачных
помещений, %
56 | 73 | 100
Республиканский бюджет:
1,56
0,06
0,75
0,75
Местный бюджет:
1,05
0,49
0,28
0,28
6. Замер сопротивления изоляции внутренних осветительных (силовых) электролиний, в том числе:
1,25
0,47
0,36
0,42
Доля работ по замеру сопротивления
изоляции внутренних осветительных
(силовых) электролиний, %
89 | 95 | 100
Республиканский бюджет:
0,54
0,04
0,25
0,25
Местный бюджет:
0,71
0,43
0,11
0,17
7.Обслуживание систем пожарной сигнализации
6,44
0,73
2,84
2.87
Доля обслуживания систем пожарной сигнализации, %
65 | 85 | 100
Республиканский бюджет:
5,30
0,30
2,50
2.50
Местный бюджет:
1,14
0,43
0,34
0.37
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Правительственная газета № 62 (653) от 07.10.2008, Управление Минюста России по Республике Калмыкия от 17.09.2008 |
Рубрики правового классификатора: | 160.040.100 Иные вопросы безопасности общества, 010.060.000 Права, свободы и обязанности человека и гражданина (см. также 200.060.000), 020.030.020 Государственные программы. Концепции |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: