Основная информация

Дата опубликования: 11 декабря 2019г.
Номер документа: RU76000201901637
Текущая редакция: 2
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Ярославская область
Принявший орган: Правительство Ярославской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11.12.2019 № 859-п

О ПРОГРАММЕ «ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ГРАЖДАН СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ» НА 2020 – 2024 ГОДЫ

(в редакции постановления Правительства Ярославской области от 28.12.2020 № 1022-п)

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», регионального проекта «Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения "Старшее поколение"» национального проекта «Демография»

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую программу «Повышение качества жизни граждан старшего поколения в Ярославской области» на 2020 – 2024 годы.

2. Органам исполнительной власти Ярославской области обеспечить выполнение мероприятий Программы, указанной в пункте 1.

3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области, курирующего вопросы здравоохранения, труда и социальной защиты, семейной и демографической политики.

4. Постановление вступает в силу с момента подписания.

Исполняющий

обязанности Председателя

Правительства области

Р.А. Колесов

Утверждена

постановлением

Правительства области

от 11.12.2019 № 859-п

ПРОГРАММА

«ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ГРАЖДАН СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ» НА 2020 - 2024 ГОДЫ

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование Программы

программа «Повышение качества жизни граждан старшего поколения в Ярославской области» на 2020 – 2024 годы (далее – Программа)

Ответственный

исполнитель

Программы

департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области (далее – ДТиСПН ЯО),

директор ДТиСПН ЯО Андреева Лариса Михайловна,

тел. (4852) 40-04-04

Куратор Программы

заместитель Председателя Правительства области

Гулин Анатолий Николаевич, тел. (4852) 40-14-83

Исполнители

(участники)

Программы

департамент здравоохранения и фармации Ярославской области (далее – ДЗиФ ЯО)

заместитель директора ДЗиФ ЯО Евсеевич Наталья Анатольевна,

тел. (4852) 40-11-76

департамент государственной службы занятости населения Ярославской области (далее – ДГСЗН ЯО)

заместитель директора ДГСЗН ЯО Кравчук

Игорь Николаевич,

тел. (4852) 32-15-54

департамент культуры

Ярославской области

(далее – ДК ЯО)

заместитель директора ДК ЯО Серова Юлия Исааковна,

тел. (4852) 40-18-28

департамент по физической культуре, спорту и молодежной политике Ярославской области (далее – ДФКСиМП ЯО)

директор ДФКСиМП ЯО

Панчишный

Сергей Александрович,

тел. (4852) 40-01-65

департамент образования Ярославской области (далее – ДО ЯО)

заместитель директора ДО ЯО Гудков

Александр Николаевич,

тел. (4852) 74-60-44

департамент строительства Ярославской области

(далее – ДС ЯО)

заместитель директора ДС ЯО Черневский

Александр Александрович,

тел. (4852) 78-63-56

департамент туризма Ярославской области (далее – ДТур ЯО)

заместитель директора департамента по маркетингу и туристским брендам – начальник отдела управления территориальными брендами и коммуникационными проектами ДТур ЯО Лысенко Владимир Алексеевич,

тел. (4852) 40-19-00

департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области

(далее – ДЖКХЭиРТ ЯО)

заместитель директора департамента – председатель комитета регулирования тарифов и цен ДЖКХЭиРТ ЯО Сачкова Мария Андреевна, тел. (4852) 40-04-26

департамент общественных связей Ярославской области (далее – ДОС ЯО)

заместитель директора
ДОС ЯО Палатников Денис Евгеньевич,

тел. (4852) 40-14-57

департамент экономики и стратегического планирования Ярославской области (далее – ДЭиСП ЯО)

первый заместитель директора ДЭиСП ЯО Новикова

Ольга Александровна,

тел. (4852) 78-60-36

департамент здравоохранения и фармации Ярославской области (далее – ДЗиФ ЯО)

заместитель директора ДЗиФ ЯО Евсеевич Наталья Анатольевна,

тел. (4852) 40-11-76

Срок реализации Программы

2020 – 2024 годы

Цель Программы

улучшение положения граждан старшего поколения, направленное на укрепление здоровья, увеличение периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни

Задачи

Программы

- совершенствование нормативно-правового обеспечения принятия мер по улучшению социально-экономического положения и качества жизни граждан старшего поколения;

- укрепление социальной защищенности пожилых людей, оказание мер социальной поддержки и социальной помощи гражданам в трудной жизненной ситуации;

- сохранение здоровья пожилых граждан;

- создание системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и системы оценки потребности в уходе, обеспечение сбалансированного социального обслуживания в полустационарной и стационарной форме, а также предоставление социальных услуг и медицинской помощи на дому с привлечением патронажной службы и сиделок;

- создание комфортных и приближенных к домашним условий проживания в стационарных учреждениях социального обслуживания и развитие рынка социальных услуг;

- содействие занятости граждан предпенсионного и пенсионного возраста;

- создание для граждан пожилого возраста условий для занятий физической культурой, спортом, творчеством, туризмом, вовлечение их в добровольческую (волонтерскую) деятельность;

- кадровое, информационное и научно-методическое сопровождение реализации Программы

Электронный адрес размещения Программы в информационно-телекоммуника-ционной сети «Интернет»

http://www.yarregion.ru/depts/dtspn/tmpPages/programs.aspx

(паспорт в редакции постановления Правительства Ярославской области от 28.12.2020 № 1022-п)

I. Описание текущей ситуации (проблем) в области здоровья, увеличения периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни

1. Программа разработана во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», регионального проекта «Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения "Старшее поколение"» национального проекта «Демография», приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2019 года № 242 «Об утверждении рекомендаций по повышению эффективности мероприятий региональных программ, направленных на укрепление здоровья, увеличение периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни граждан старшего поколения», пункта 9 протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации Медведева Д.А. от 17.05.2019 № ДМ-П12-26пр.

Программа представляет собой комплексный план мероприятий органов исполнительной власти Ярославской области по созданию условий для повышения качества жизни граждан старшего поколения в Ярославской области.

Программа не относится к категории областных целевых, региональных целевых и региональных программ, поскольку требования к ней установлены непосредственно Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и не создает расходных обязательств областного бюджета по заявленным мероприятиям, так как расходные обязательства установлены другими государственными программами Ярославской области.

При формировании Программы учтены основные положения доклада Всемирной организации здравоохранения о старении и здоровье, в котором в качестве основных проблем определены необходимость предоставления комплексной помощи пожилым людям, основанной на их потребностях (сохранение здоровья, обучение, информированность, поддержка со стороны сверстников и местных сообществ), необходимость системы долгосрочного межведомственного сопровождения пожилых граждан, наличие квалифицированного персонала, осуществляющего уход за гражданами пожилого возраста и инвалидами.

2. Анализ ситуации в сфере социальной поддержки пожилого населения в Ярославской области позволяет выделить проблемы, которые в настоящее время негативно влияют на возможности создания для  данной категории граждан качественных условий жизнедеятельности. В первую очередь к ним относятся сложившиеся негативные тенденции в демографической ситуации.

В 2011 – 2016 годах в области сохранялась тенденция к естественной убыли населения. Таким образом, количество умерших в каждом отчетном году заметно превышало число родившихся. В 2016 году произошло изменение тенденции, выразившееся в опережающем снижении показателей рождаемости над показателями снижения смертности. 

Начиная с 2017 года это привело к ускоренному росту естественной убыли. Данное положение было вызвано влиянием негативных демографических процессов предыдущих десятилетий (снижение численности женщин детородного возраста), ведущих к сокращению числа рождений. Динамика коэффициентов рождаемости и смертности, а также естественного прироста и убыли населения за ряд последних лет приведена в таблице 1.

Таблица 1

Общие коэффициенты рождаемости, смертности и естественного прироста населения

годы

на 1000 человек населения

родившихся

умерших

естественный прирост, убыль (-)

1

2

3

4

Все население

2010

11,2

17,2

-6,0

2011

11,1

15,8

-4,7

2012

11,9

15,9

-4,0

2013

12,1

15,8

-3,7

2014

11,9

15,5

-3,6

2015

12,2

15,6

-3,4

2016

12,1

15,7

-3,6

2017

10,5

15,2

-4,7

2018

9,8

14,9

-5,1

Городское население

2010

11,1

16,4

-5,3

2011

10,9

15,1

-4,2

2012

11,8

15,2

-3,4

2013

12,0

15,3

-3,3

2014

11,8

15,1

-3,3

2015

12,8

15,1

-2,3

2016

12,6

15,4

-2,8

2017

11,0

14,9

-3,9

2018

10,2

14,7

-4,5

Сельское население

2010

12,0

20,7

-8,7

2011

12,2

18,9

-6,7

2012

12,7

18,8

-6,1

2013

12,4

18,0

-5,6

2014

12,3

17,6

-5,3

2015

9,5

17,7

-8,2

2016

9,6

17,2

-7,6

2017

8,4

16,4

-8,0

2018

8,2

16,1

-7,9

Наибольшее количество жителей умирало от болезней системы кровообращения, однако численность умерших от указанных причин постепенно сокращалась с 55,4 процента в 2013 году до 38,5 процента в 2018 году. На втором месте была смертность от новообразований, которая в целом также незначительно снизилась с 16,4 процента в 2013 году до 15,4 процента в 2018 году. На третьем месте оставались различные внешние причины, смертность от которых за наблюдаемый период снизилась с 8,9 до 7,3 процента.

В результате доля смертности от трех вышеуказанных причин в совокупном числе смертей жителей области снизилась от 80,7 процента в 2013 году до 61,2 процента в 2018 году. Остальные причины составляли лишь незначительную долю от совокупного числа смертей жителей области. Динамика показателей причин смертности за ряд последних лет приведена в таблицах 2 и 3.

Таблица 2

Умершие по основным классам причин смерти,

человек

2013

год

2014

год

2015

год

2016

год

2017

год

2018

год

1

2

3

4

5

6

7

Число умерших – всего

20072

19752

19840

19996

19267

18854

в том числе от: инфекционных и паразитарных болезней

143

136

101

105

102

120

из них от туберкулеза

88

80

61

55

54

51

новообразований

3255

2940

2995

2832

2791

2906

болезней системы кровообращения

11120

9013

8931

8506

7536

7266

болезней органов дыхания

576

654

615

549

485

445

болезней органов пищеварения

1101

1306

1255

1268

1250

1216

внешних причин

1794

1898

1788

1601

1438

1381

из них от:

транспортных травм

291

280

247

224

185

167

случайных отравлений алкоголем

300

307

357

275

253

66

случайных утоплений

55

62

34

39

34

41

самоубийств

169

183

164

147

122

108

убийств

85

87

76

76

68

63

повреждений с неопределенными намерениями

560

568

493

484

437

631

Таблица 3

Коэффициенты смертности по основным классам причин смерти

(на 100000 человек населения)

годы

2013

2014

2015

2016

2017

2018

1

2

3

4

5

6

7

Все население

Число умерших – всего

1578,3

1553,2

1560,0

1572,8

1519,2

1493,2

в том числе от: инфекционных и паразитарных болезней

11,2

10,7

7,9

8,3

8,0

9,5

из них от туберкулеза

6,9

6,3

4,8

4,3

4,3

4,0

новообразований

256,0

231,2

235,5

222,8

220,1

230,2

болезней системы
кровообращения

874,4

708,7

702,2

669,0

594,2

575,5

болезней
органов дыхания

45,3

51,4

48,4

43,2

38,2

35,2

болезней
органов пищеварения

86,6

102,7

98,7

99,7

98,6

96,3

внешних причин

141,1

149,2

140,6

125,9

113,4

109,4

из них от:

транспортных травм

22,9

22,0

19,4

17,6

14,6

13,2

случайных отравлений
алкоголем

23,6

24,1

28,1

21,6

19,9

5,2

случайных утоплений

4,3

4,9

2,7

3,1

2,7

3,2

самоубийств

13,3

14,4

12,9

11,6

9,6

8,6

убийств

6,7

6,8

6,0

6,0

5,4

5,0

В 2011 – 2018 годах в области наблюдалась тенденция к росту средней ожидаемой продолжительности жизни, что было обусловлено снижением смертности. В целом постепенное повышение качества жизни населения области повлияло на смертность населения. За наблюдаемый период средняя продолжительность жизни выросла с 70 лет до 72,3 года (в том числе у женщин с 76,3 до 77,4 года, а у мужчин с 63,5 до 66,6 года).

Подробная динамика средней ожидаемой продолжительности жизни, включая мужчин и женщин (в том числе по городской и сельской местности), приведена в таблице 4.

Таблица 4

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет

годы

оба пола

мужчины

женщины

Все население

2011

70,0

63,5

76,3

2012

69,9

63,6

75,9

2013

70,5

64,3

76,4

2014

70,6

64,2

76,9

2015

71,0

65,0

76,7

2016

71,2

65,4

76,7

2017

71,9

66,1

77,1

2018

72,3

66,6

77,4

Городское население

2011

70,4

63,8

76,5

2012

70,3

64,1

76,0

2013

70,7

64,4

76,4

2014

70,8

64,3

76,9

2015

71,2

65,1

76,8

2016

71,3

65,3

76,7

2017

71,9

66,0

77,2

2018

72,3

66,5

77,3

Сельское население

2011

68,1

61,8

75,2

2012

67,8

61,4

75,2

2013

69,4

63,6

75,9

2014

69,7

63,4

76,9

2015

69,9

64,2

76,3

2016

70,7

65,2

76,6

2017

71,4

66,6

76,4

2018

72,0

66,9

77,4

3. В 2013 – 2018 годах в области происходил поступательный рост доли людей, достигших пенсионного возраста, что было обусловлено многочисленностью послевоенных поколений рождения, а также постепенным снижением смертности. В результате с 2013 по 2018 год доля людей, достигших пенсионного возраста, повысилась с 26,9 до 28,9 процента от общей численности населения области. Подробная динамика численности и доли людей, достигших пенсионного возраста, в структуре населения Ярославской области приведена в таблице 5.

Таблица 5

Распределение населения
по основным возрастным группам на 01 января,

тысяч человек

2013

год

2014

год

2015

год

2016

год

2017

год

2018

год

2019

год

1

2

3

4

5

6

7

8

Мужчины и женщины – всего

1271,7

1271,8

1271,6

1271,9

1270,7

1265,7

1259,6

в том числе:

моложе трудоспособного возраста

193,6

199

204

210,2

215,6

218

218,9

трудоспособного возраста

735,6

726,2

716,4

705,7

695,9

685,8

676,2

старше трудоспособного возраста

342,5

346,6

351,2

356

359,2

361,9

364,5

Мужчины – всего

568,6

569,2

569,5

570,1

570,2

568,3

565,6

в том числе:

моложе трудоспособного возраста

99,6

102,4

104,9

108

110,6

111,8

112,2

трудоспособного возраста

377,7

373,8

369,3

364,7

360,6

355,8

351,1

старше трудоспособного возраста

91,3

93

95,3

97,4

99

100,7

102,3

Женщины – всего

703,1

702,6

702,1

701,8

700,5

697,4

694,0

в том числе:

моложе трудоспособного возраста

94

96,6

99,1

102,2

105

106,2

106,7

трудоспособного возраста

357,9

352,4

347,1

341

335,3

330

325,1

старше трудоспособного возраста

251,2

253,6

255,9

258,6

260,2

261,2

262,2

Доля в процентах

Мужчины и женщины – всего

100

100

100

100

100

100

100

в том числе:

моложе трудоспособного возраста

15,2

15,6

16,0

16,5

17,0

17,2

17,4

трудоспособного возраста

57,8

57,1

56,3

55,5

54,8

54,2

53,7

старше трудоспособного возраста

26,9

27,3

27,6

28,0

28,3

28,6

28,9

Мужчины – всего

100

100

100

100

100

100

100

в том числе:

моложе трудоспособного возраста

17,5

18,0

18,4

18,9

19,4

19,7

19,8

трудоспособного возраста

66,4

65,7

64,9

64,0

63,2

62,6

62,1

старше трудоспособного возраста

16,1

16,3

16,7

17,1

17,4

17,7

18,1

Женщины – всего

100

100

100

100

100

100

100

в том числе:

моложе трудоспособного возраста

13,4

13,8

14,1

14,6

15,0

15,2

15,4

трудоспособного возраста

50,9

50,2

49,4

48,6

47,9

47,3

46,8

старше трудоспособного возраста

35,7

36,1

36,5

36,8

37,1

37,5

37,8

Половозрастная структура пожилых граждан области характеризуется преобладанием женщин, которые к 2018 году составляли 72,2 процента всех пожилых людей области. Однако число мужчин данных возрастных категорий постепенно возрастает в силу более быстрого роста продолжительности жизни у мужчин. В 2019 году доля мужчин выросла на 0,3 процентного пункта, что привело к снижению женщин в числе пожилых людей до 71,9 процента всей совокупности такого населения.

Динамика численности пожилого населения приведена в таблице 6.

Таблица 6

Распределение

численности населения по полу и возрасту (человек)

на 01 января

2018 год

2019 год

мужчины
и женщины

мужчины

женщины

мужчины
и женщины

мужчины

женщины

Все пожилое

население

в том числе в возрасте (лет):

361931

100727

261204

364528

102378

262150

55 – 59

-

-

53791

-

-

52460

60 – 64

90066

35625

54441

90558

35768

54790

65 – 69

79591

28850

50741

81465

29641

51824

70 – 74

38483

12752

25731

45761

15145

30616

75 – 79

48395

12725

35670

39688

10373

29315

80 – 84

29695

6874

22821

33239

7599

25640

85 и более

21910

3901

18009

21357

3852

17505

4. В связи с наличием негативных тенденций социально-демографического развития региона требуется принятие срочных и масштабных мер экономического, социального, организационного характера для социальной поддержки и социальной защиты лиц пожилого возраста.

Предоставление мер социальной поддержки населения осуществляется в рамках деятельности 18 органов социальной защиты населения и 2 центров социальных выплат.

В 2018 году все публичные обязательства, установленные федеральным и региональным законодательством, указами Президента Российской Федерации, выполнены в полном объеме. Мерами социальной поддержки охвачено 313524 человека из числа граждан пожилого возраста, в том числе 231976 женщин и 81548 мужчин, что составило 86,6 процента общей численности жителей региона старшего поколения. Адресная социальная помощь оказана 7700 гражданам.

В целях укрепления социальной защищенности пожилых людей необходимо сохранить социальную помощь гражданам в трудной жизненной ситуации на адресной основе и на региональном уровне обеспечить дальнейшее совершенствование нормативно-правового регулирования мер по улучшению социально-экономического положения и качества жизни граждан старшего поколения.

Важным направлением деятельности органов и учреждений социальной защиты является социальное обслуживание населения.

Инфраструктура сети социального обслуживания региона включает 55 учреждений и способна предоставить комплекс услуг, в которых потенциально может нуждаться человек.

В 2018 году социальное обслуживание в регионе получили более 160 тысяч человек.

Стационарное обслуживание предоставляют 16 домов-интернатов с круглосуточным пребыванием, из них 15 домов-интернатов для граждан пожилого возраста и инвалидов.

В домах-интернатах всех типов предоставляются услуги нуждающимся в уходе пожилым гражданам и инвалидам, лицам, освободившимся из мест лишения свободы, лицам, страдающим легкой и средней степенью психических отклонений. В учреждениях предоставляется комплекс социальных услуг: проживание, обеспечение питанием, медицинские и реабилитационные услуги в соответствии с утвержденными стандартами стационарного социального обслуживания. В 2018 году стационарное социальное обслуживание получили 5067 пожилых граждан и инвалидов, в том числе детей-инвалидов.

Услуги на дому, услуги временного проживания и дневного пребывания, услуги социальной реабилитации инвалидов, срочные социальные услуги во всех муниципальных образованиях области и районах г. Ярославля предоставляют 24 комплексных центра социального обслуживания.

В 2018 году 140370 человек стали клиентами комплексных центров социального обслуживания.

В каждом муниципальном образовании области службами «Социальное такси» и «Спецавтотранспорт» предоставляются услуги при следовании получателя услуг к социально значимым объектам. Пункты проката средств реабилитации предоставляют во временное пользование реабилитационные средства ухода по льготным тарифам. Вещевая и продуктовая помощь оказывается гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, лицам без определенного места жительства и малоимущим гражданам.

Для жителей сельских районов с 2011 года используется такая форма работы, как мобильная бригада, в состав которой по заявкам жителей и глав сельских поселений включаются специалисты учреждений социального обслуживания, здравоохранения, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, иных ведомств.

Полностью ликвидирована очередность на получение социальных услуг во всех видах учреждений социального обслуживания населения Ярославской области. Ветхие и аварийные здания в учреждениях социального обслуживания населения Ярославской области отсутствуют.

В целях обеспечения безопасности обслуживания клиентов реализованы практически все мероприятия паспортов комплексной безопасности.

5. Увеличение численности граждан пожилого возраста объективно приводит к повышению числа лиц, нуждающихся в социальном обслуживании, поэтому требуется дальнейшее развитие и совершенствование деятельности учреждений социального обслуживания населения Ярославской области.

В 2019 году в рамках федерального и регионального проекта «Старшее поколение» приобретено 16 единиц автотранспорта для доставки лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности, в медицинские организации. С 2020 года, помимо осуществления доставки граждан в медицинские организации, данный автотранспорт будет использоваться для служб «Мобильная бригада» в целях выявления пожилых граждан, в том числе для проведения медицинских осмотров и дополнительных скринингов на выявление отдельных социально значимых неинфекционных заболеваний, первичного медицинского осмотра на дому маломобильных пожилых граждан, предоставления социальных и медицинских услуг в рамках долговременного ухода. Таким образом, деятельность мобильных бригад совместно с действующими социальными мобильными службами позволит повысить охват пожилых граждан, проживающих в сельской местности.

Правительство области видит своей целью создание для граждан пожилого возраста и инвалидов таких условий проживания, которые не только будут соответствовать требованиям нормативных документов, но и будут комфортными, приближенными к домашним. В этой связи необходимо строительство корпусов для сопровождаемого проживания граждан пожилого возраста и инвалидов по новым концепт-проектам с размещением граждан в помещениях, оборудованных по квартирному типу, на принципах «сопровождаемого проживания».

Часть организаций стационарного социального обслуживания требует проведения капитального ремонта, замены коммуникаций, оснащения технологическим оборудованием и современной мебелью. Приобретение оборудования и проведение капитальных ремонтов в рамках реализации Программы позволят укрепить материально-техническую базу стационарных организаций, улучшить условия проживания граждан пожилого возраста и инвалидов, сделать их безопасными и более комфортными, приближенными к домашним условиям проживания.

6. Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи, сохранения здоровья пожилых граждан и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, формированию здорового образа жизни, в том числе снижению уровня факторов риска заболеваний, и санитарно-гигиеническому просвещению.

В Ярославской области первичная медико-санитарная помощь взрослому населению оказывается в 40 государственных медицинских организациях. Основным учреждением по оказанию медицинской помощи ветеранам, инвалидам и участникам Великой Отечественной войны является государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ярославской области «Ярославский областной клинический госпиталь ветеранов войн – международный центр по проблемам пожилых людей «Здоровое долголетие». В 2018 году в указанном учреждении пролечено 6480 пациентов, прооперировано 2853 пациента, в том числе 2198 пациентов льготной категории ветеранов. С целью приближения к сельскому населению специализированной медицинской помощи организованы выезды бригад специалистов из государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области «Областная клиническая больница» и государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области «Ярославский областной клинический госпиталь ветеранов войн – международный центр по проблемам пожилых людей «Здоровое долголетие» для проведения консультативной работы, определения показаний для госпитализации (за 2018 год проведено более 1000 консультаций).

Успешно работают передвижные фельдшерско-акушерские пункты. За 2018 год консультации проведены 3144 пациентам, осуществлен 441 выезд.

В системе здравоохранения Ярославской области проводится большая работа по организации и внедрению в практику всех форм медико-социальной помощи для лиц старшей возрастной группы. Развернуто 60 круглосуточных паллиативных коек для взрослых, функционирует 299 коек сестринского ухода, в том числе 169 коек в сельской местности, на которые госпитализируют преимущественно одиноких пациентов старшей возрастной группы, нуждающихся, помимо ухода, в проведении курса симптоматической и поддерживающей терапии.

Диспансерное наблюдение маломобильных пациентов старшей возрастной группы осуществляется участковой службой преимущественно на дому. Активные посещения проводятся участковыми терапевтами, врачами общей практики, фельдшерами фельдшерско-акушерских пунктов.

В рамках Территориальной программы государственных гарантий оказания населению Ярославской области бесплатной медицинской помощи предусмотрены организация и проведение лечения в условиях стационара на дому для проведения курса терапии под наблюдением медицинского персонала поликлиники ветеранам, состояние которых позволяет организовать лечение вне госпитальных условий.

Экстренная медицинская помощь на дому оказывается бригадами скорой медицинской помощи. В динамике с 2016 года по 2018 год отмечается уменьшение вызовов скорой медицинской помощи к лицам старших возрастных групп (старше 65 лет). Так в 2016 году количество вызовов скорой медицинской помощи составило 186715, в 2017 году – 214103, а в 2018 году – 185212. Это связано с созданием кабинетов скорой и неотложной помощи при поликлиниках. Количество экстренных госпитализаций лиц старших возрастных групп за 2018 год составило 43885.

Диспансеризация определенных групп населения проводится на основании приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.03.2019 № 124н «Об утверждении порядка проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения» и методических рекомендаций по профилактическому консультированию пациентов 75 лет и старше с целью профилактики развития и прогрессирования старческой астении.

Охват диспансеризацией определенных групп населения в Ярославской области в 2018 году составил 97,5 процента, при этом наибольшие показатели в г. Ярославле (105,2 процента), Ярославском муниципальном районе (163,2 процента), Рыбинском муниципальном районе (116,9 процента). Однако в Угличском, Тутаевском, Ростовском, Пошехонском, Борисоглебском муниципальных районах отмечается недостаточный охват диспансеризацией населения старших возрастных групп (менее 90 процентов).

Более 80 процентов лиц пожилого и старческого возраста страдает множественной хронической патологией. Так по итогам диспансеризации за 2018 год 91,7 процента отнесены к III группе здоровья, к категории нуждающихся в диспансерном наблюдении или оказании специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, а также в дополнительном обследовании. При этом доля пожилых лиц, отнесенных ко II и III группе здоровья, незначительна.

Важным направлением является профилактика хронических неинфекционных заболеваний у людей пожилого возраста, включающая раннюю диагностику факторов риска их развития с последующей своевременной коррекцией с целью снижения заболеваемости, инвалидизации и смертности, формирование здорового образа жизни.

Диспансерным наблюдением охвачено 33,7 процента лиц старших возрастных групп с хроническими неинфекционными заболеваниями. По муниципальным районам наиболее высокий уровень диспансеризации в Гаврилов-Ямском, Угличском, Пошехонском, Ростовском, Большесельском муниципальных районах и г. Рыбинске.

7. Актуальной становится задача сохранения здоровья пожилых граждан. В настоящее время более 70 процентов лиц старшего возраста страдают множественными хроническими заболеваниями, в среднем у одного пациента обнаруживается 4-5 хронических заболеваний.

Спрос на медицинские и социальные услуги среди данной категории лиц будет ежегодно возрастать, что потребует развития учреждений социального обслуживания, гериатрической службы, профилактического и реабилитационного направлений деятельности учреждений первичной медико-санитарной помощи, разработки программы скрининга лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности, на выявление социально значимых неинфекционных заболеваний, оказывающих вклад в структуру смертности населения, с возможностью доставки данных лиц в медицинские организации.

Необходимо усиление социальной поддержки лиц пожилого возраста, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию, развитие стационарозамещающих технологий предоставления социальных услуг, в том числе по долговременному уходу за гражданами старшего поколения, а также стимулирование родственного ухода за данной категорией граждан. В целях создания системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и системы оценки потребности в уходе планируется обеспечение сбалансированного социального обслуживания в полустационарной и стационарной форме, а также предоставление социальных услуг на дому и медицинской помощи с привлечением патронажной службы и сиделок.

8. В связи с повышением пенсионного возраста возникает необходимость принятия дополнительных мер по обеспечению занятости граждан предпенсионного и пенсионного возраста.

По состоянию на 01.10.2019 на регистрационном учете в органах службы занятости Ярославской области состояло 9196 человек, из них 2667 человек (29 процентов) – граждане старше 50 лет. За 9 месяцев 2019 года в органы службы занятости обратился 3141 гражданин предпенсионного возраста, 972 пенсионера, стремящиеся возобновить трудовую деятельность.

При содействии органов службы занятости за 9 месяцев 2019 года трудоустроен 1351 гражданин предпенсионного возраста, нашли работу 698 человек из числа пенсионеров.

В рамках реализации Программы планируется организация мероприятий, способствующих содействию занятости граждан предпенсионного и пенсионного возраста, в том числе путем организации профессионального образования и дополнительного профессионального образования.

9. Важным направлением поддержания здоровья и долголетия граждан является формирование здорового образа жизни у пожилого населения. В рамках популяризации здорового образа жизни, развития массового спорта и увеличения количества жителей, систематически занимающихся физической культурой и спортом, на территории Ярославской области ежегодно проводится более 400 физкультурно-спортивных мероприятий с общим охватом более 80 тысяч человек, из них граждан пожилого возраста – около 30 тысяч человек.

С целью обеспечения повышения интереса пожилых граждан к физической культуре и спорту должны быть осуществлены мероприятия по пропаганде физической культуры и спорта среди граждан пожилого возраста, организованы регулярные доступные физкультурные мероприятия и соревнования для граждан пожилого возраста, в том числе имеющих инвалидность, созданы условия для физкультурно-оздоровительных занятий граждан старшего возраста в организациях социального обслуживания населения и система проката спортивного инвентаря для граждан пожилого возраста.

10. С целью создания для граждан пожилого возраста благоприятных условий для занятий творчеством на базе культурно-досуговых учреждений региона необходимо дальнейшее совершенствование работы клубных формирований и формирований самодеятельного народного творчества (любительские творческие коллективы) разных жанров (хоровые, театральные, фольклорные, декоративно-прикладного творчества).

11. Важнейшим аспектом обеспечения эффективного и качественного обслуживания пожилых людей является решение вопросов по формированию кадрового обеспечения учреждений здравоохранения и социального обслуживания путем организации и проведения ежегодных курсов повышения квалификации руководителей и специалистов учреждений здравоохранения и социального обслуживания граждан пожилого возраста, организации и проведения тематических семинаров, конференций, подготовки методических рекомендаций для специалистов учреждений по вопросам работы с гражданами пожилого возраста.

12. Таким образом, происходящие демографические изменения в Ярославской области и анализ ситуации требуют объединения усилий всех ведомств и выработки новых подходов для развития и совершенствования системы помощи гражданам старшего возраста для обеспечения их активного долголетия, качественной жизни, мотивирования их к ведению здорового образа жизни.

II. Цель Программы

Наименование цели

Показатель

наименование

единица измерения

плановое значение (по годам)

2020

2021

2022

2023

2024

Улучшение положения граждан старшего поколения, направленное на укрепление здоровья, увеличение периода активного долголетия и продолжительности жизни

ожидаемая продолжительность жизни:

72,7

72,9

73,5

74,1

74,5

- мужчин

лет

67,0

67,5

70,0

70,5

71,0

- женщин

лет

77,7

78,1

78,4

78,7

79,0

ожидаемая продолжительность здоровой жизни

лет

62,5

63,6

64,6

65,7

66,8

III. Задачи Программы



п/п

Наименование задачи

Результат

наименование показателя

единица измерения

2020 год

2021 год

2022 год

2023 год

2024 год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Совершенствование нормативно-правового обеспечения принятия мер по улучшению социально-экономического положения и качества жизни граждан старшего поколения

количество принятых нормативных правовых актов, направленных на улучшение социально-экономического положения и качества жизни граждан старшего поколения

ед.

3

5

4

5

4

2.

Укрепление социальной защищенности пожилых людей, оказание мер социальной поддержки и социальной помощи гражданам в трудной жизненной ситуации

доля граждан пожилого возраста, охваченных мерами социальной поддержки и получивших адресную материальную помощь, от общего числа граждан пожилого возраста

процентов

86,0

85,5

85,0

84,5

84,0

индекс роста денежных выплат и пособий, установленных региональным законодательством

усл. ед.

1,04

1,04

1,04

1,04

1,04

доля граждан пенсионного возраста, работающих на постоянной основе

процентов

32,3

32,5

32,7

32,9

33,1

3.

Сохранение здоровья пожилых граждан

доля граждан старше трудоспособного возраста, прошедших профилактические осмотры, включая диспансеризацию

процентов

11,9

29,8

55,7

65,3

70,0

доля граждан старше трудоспособного возраста, у которых выявлены заболевания и патологические состояния, находящихся под диспансерным наблюдением

процентов

44,6

64,3

69,1

80,0

90,0

количество граждан, прошедших обучение по программам «Школа здоровья для пожилых людей»

чел.

3000

10300

15000

15000

20000

4.

Создание системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и системы оценки потребности в уходе, обеспечение сбалансированного социального обслуживания в полустационарной и стационарной форме, а также предоставление социальных услуг и медицинской помощи на дому с привлечением патронажной службы и сиделок

доля граждан старше трудоспособного возраста и инвалидов, проживающих в Ярославской области, охваченных системой долговременного ухода, от общего числа граждан старше трудоспособного возраста и инвалидов, нуждающихся в долговременном уходе

процентов

-

-

30

35

40

количество школ ухода, действующих на базе медицинских учреждений и учреждений социального обслуживания

ед.

11

20

30

30

40

количество родственников, ухаживающих за престарелыми и инвалидами, обученных правилам ухода за пожилыми и инвалидами

чел.

600

2300

3500

3500

4600

количество граждан пожилого возраста, получивших социальные услуги на дому

тыс. чел.

18,0

19,0

20,0

20,0

20,0

количество граждан пожилого возраста, находящихся на сопровождаемом проживании в специальных жилых домах для ветеранов и граждан пожилого возраста с обеспечением деятельности диспетчерских служб и служб сопровождения

чел.

300

300

330

350

350

количество приемных семей для граждан пожилого возраста

ед.

130

140

150

150

150

количество созданных региональных гериатрических центров

ед.

1

0

0

0

0

количество функционирующих медицинских организаций, имеющих гериатрическую службу, – всего

в том числе:

ед.

4

7

9

13

15

в стационарных медицинских организациях

ед.

3

3

4

5

8

- в них развернуто гериатрических коек

коек

33

42

47

52

68

- в них работает врачей-гериатров

специалистов

2

3

3

4

5

в амбулаторных медицинских организациях

ед.

4

6

8

12

15

- в них открыто кабинетов врача-гериатра

ед.

2

3

5

9

15

- в них работает врачей-гериатров

специалистов

4

6

8

12

15

количество функционирующих медицинских организаций, имеющих паллиативную службу, – всего

в том числе:

ед.

11

11

11

12

12

в стационарных медицинских организациях

ед.

4

5

6

7

7

- в них развернуто паллиативных коек

коек

60

70

80

92

102

в амбулаторных медицинских организациях

ед.

7

7

8

8

9

- в них открыто кабинетов паллиативной медицинской помощи

ед.

7

7

7

8

9

- в них создано патронажных служб паллиативной медицинской помощи

ед.

6

6

6

6

6

5.

Создание комфортных и приближенных к домашним условий проживания в стационарных учреждениях социального обслуживания и развитие рынка социальных услуг

количество стационарных организаций социального обслуживания, в которых выполнены работы по капитальному ремонту жилых помещений

организаций

10

15

15

15

15

количество организаций социального обслуживания, в которых проведены работы по укреплению материально-технической базы

(приобретение мебели, оборудования)

организаций

40

40

40

40

40

введено в эксплуатацию объектов капитального строительства, обеспечивающих
безопасные и комфортные условия предоставления социальных услуг в стационарной форме  социального обслуживания

ед.

0

0

1

0

0

доля учреждений, территория которых соответствует требованиям национальных стандартов

процентов

100

100

100

100

100

доля негосударственных организаций, оказывающих услуги в сфере социального обслуживания, от общего количества организаций сферы социального обслуживания

процентов

13,0

14,5

16,0

17,5

20,0

количество организаций, включенных в реестр поставщиков социальных услуг Ярославской области

организаций

61

61

62

60

60

- из них негосударственных

организаций

6

6

6

7

8

6.

Содействие занятости граждан предпенсионного и пенсионного возраста

численность граждан предпенсионного и пенсионного возраста, прошедших профессиональное обучение или получивших дополнительное образование

чел.

330

610

890

1170

1450

численность граждан предпенсионного и пенсионного возраста, трудоустроенных при содействии органов службы занятости населения

чел.

1000

2000

3500

5000

6500

7.

Создание для граждан пожилого возраста условий для занятий физической культурой, спортом, творчеством, туризмом, вовлечение их в добровольческую (волонтерскую) деятельность

доля граждан старшего поколения, привлеченных в клубные формирования и формирования самодеятельного народного творчества, к активному участию в мероприятиях, реализуемых учреждениями сферы культуры: фестивалях, конкурсах, просветительских проектах, от общего количества граждан пожилого возраста, занимающихся в клубах и кружках по месту жительства

процентов

30

30

30

30

30

доля граждан старшего поколения, систематически занимающихся физкультурой и спортом на регулярной основе

процентов

12,4

13,8

15,2

16,6

18,0

количество граждан старшего поколения, принявших участие в выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», – всего

чел.

1500

1650

4500

5500

6500

- из них получивших знак отличия

чел.

600

800

1000

1200

1400

количество граждан старшего поколения, обученных основам информационной культуры, владению компьютером

чел.

1500

3000

3000

3000

3000

количество граждан старшего поколения, повысивших финансовую грамотность

чел.

1800

3000

3500

4000

4500

доля граждан старшего поколения, участвующих в движении «Серебряные волонтёры»

процентов

16

17

18

19

20

8.

Кадровое, информационное и научно-методическое сопровождение реализации Программы

количество специалистов, прошедших подготовку, переподготовку, повышение квалификации по работе с гражданами старшего поколения

специалистов

200

309

311

316

320

количество изданных информационных и методических материалов по инновационным технологиям работы с пожилыми людьми

ед.

1

2

1

2

1

(в редакции постановления Правительства Ярославской области от 28.12.2020 № 1022-п)

IV. Перечень программных мероприятий



п/п

Наименование задачи, мероприятия

Результат выполнения мероприятия

Срок реализации, годы

Источник

финансирования

Исполнитель и соисполнители мероприятия (в установленном порядке)

наименование, единица

измерения

плановое значение

1

2

3

4

5

6

7

1. Совершенствование нормативно-правового обеспечения принятия мер по улучшению социально-экономического положения и качества жизни граждан старшего поколения

1.1.

Внесение изменений в Закон Ярославской области от 19 декабря 2008 г. № 65‑з «Социальный кодекс Ярославской области» и Закон Ярославской области от 3 октября 2018 г. № 50-з «О временных мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста в Ярославской области» в части ежегодных индексаций денежных выплат

количество разработанных и принятых законопроектов, единиц

5

всего

не требует

финансирования

ДТиСПН ЯО

1

2020

1

2021

1

2022

1

2023

1

2024

1.2.

Внесение изменений в Закон Ярославской области от 3 октября 2018 г. № 50-з «О временных мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста в Ярославской области» в части продления временных мер социальной поддержки для граждан предпенсионного возраста

количество разработанных и принятых законопроектов, единиц

1

всего

не требует

финансирования

ДТиСПН ЯО

1

2023

1.3.

Разработка проекта закона Ярославской области «Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Ярославской области» на очередной год

количество разработанных и принятых законопроектов, единиц

5

всего

не требует

финансирования

ДЭиСП ЯО

1

2020

1

2021

1

2022

1

2023

1

2024

1.4.

Актуализация Программы

количество разработанных и принятых проектов постановлений, единиц

5

всего

не требует

финансирования

ДТиСПН ЯО

1

2020

1

2021

1

2022

1

2023

1.5.

Разработка постановления Правительства области «О единовременной выплате инвалидам и участникам Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов ко Дню Победы»

количество разработанных и принятых проектов постановлений, единиц

5

всего

не требует

финансирования

ДТиСПН ЯО

1

2020

1

2021

1

2022

1

2023

1

2024

1.6.

Разработка региональной «дорожной карты» «Система долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами»

количество разработанных и принятых проектов приказов, единиц

1

всего

не требует

финансирования

ДТиСПН ЯО,

ДЗиФ ЯО

1

2021

1.7.

Разработка порядка выявления граждан, нуждающихся в предоставлении социальных и медицинских услуг

количество разработанных и принятых проектов приказов, единиц

1

всего

не требует

финансирования

ДТиСПН ЯО,

ДЗиФ ЯО

1

2021

1.8.

Разработка и утверждение тарифов на услуги по долговременному уходу 

количество разработанных и принятых проектов постановлений, единиц

1

всего

не требует

финансирования

ДТиСПН ЯО,

ДЗиФ ЯО

1

2021

1.9.

Разработка и утверждение стандартов оказания услуг по долговременному уходу

количество разработанных и принятых проектов постановлений, единиц

1

всего

не требует

финансирования

ДТиСПН ЯО,

ДЗиФ ЯО

1

2021

2. Укрепление социальной защищенности пожилых людей, оказание мер социальной поддержки и социальной помощи гражданам в трудной жизненной ситуации

2.1.

Проведение мониторингов:

- социально-экономического положения граждан пожилого возраста;

- качества и доступности услуг в сфере социального и медицинского обслуживания

количество проведенных мониторингов, единиц

10

всего

не требует

финансирования

ДТиСПН ЯО,

ДЗиФ ЯО,

ОИВ ЯО,

ОМСУ

2

2020

2

2021

2

2022

2

2023

2

2024

2.2.

Подготовка и издание доклада о положении пожилых граждан в Ярославской области

количество изданных докладов, единиц

2

всего

государственная программа «Социальная поддержка населения Ярославской области»

ДТиСПН ЯО

1

2021

1

2023

2.3.

Предоставление пожилым гражданам мер социальной поддержки в виде денежных выплат, пособий и компенсаций, установленных федеральным и региональным законодательством

количество пожилых граждан, получивших меры социальной поддержки, человек

320000

всего

государственная программа «Социальная поддержка населения Ярославской области»

ДТиСПН ЯО,

ОСЗН

312000

2020

311000

2021

310000

2022

309000

2023

308000

2024

2.4.

Оказание адресной социальной помощи пожилым гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации

количество пожилых граждан, получивших адресную социальную помощь, человек

35000

всего

государственная программа «Социальная поддержка населения Ярославской области»

ДТиСПН ЯО,

ОСЗН

7000

2020

7000

2021

7000

2022

7000

2023

7000

2024

2.5.

Оказание государственной поддержки ветеранам Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов, не признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с жилищным законодательством и не имеющим права на получение социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, на проведение ремонта жилых помещений и (или) работ, направленных на повышение уровня обеспеченности их коммунальными услугами

количество граждан, получивших адресную поддержку на проведение ремонта жилых помещений

315

всего

государственная программа «Обеспечение качественными коммунальными услугами населения Ярославской области»

ДЖКХиРТ ЯО,

ОМСУ

315

2020

1

2

3

4

5

6

7

2.6.

Оказание добровольческой помощи одиноким пожилым гражданам

количество пожилых граждан, охваченных добровольческой помощью, человек

14700

всего

не требует

финансирования

ДФКСиМП ЯО

10700

2020

1000

2021

1000

2022

1000

2023

1000

2024

2.7.

Оказание услуг по доставке граждан пожилого возраста до социально значимых объектов по льготным тарифам и бесплатно социальными службами «Социальное такси» и «Спецавтотранспорт»

количество граждан пожилого возраста, получивших льготные транспортные услуги, человек

113000

всего

государственная программа «Социальная поддержка населения Ярославской области»

ДТиСПН ЯО,

МУ КЦСОН

18000

2020

20000

2021

25000

2022

25000

2023

25000

2024

2.8.

Оказание комплекса социальных и медицинских услуг гражданам пожилого возраста, проживающим в отдаленной сельской местности, социальной мобильной службой

количество граждан пожилого возраста, проживающих в отдаленной сельской местности, получивших социальные и медицинские услуги, человек

59000

всего

государственная программа «Социальная поддержка населения Ярославской области»

ДТиСПН ЯО,

МУ КЦСОН

9000

2020

12500

2021

12500

2022

12500

2023

12500

2024

2.9.

Предоставление срочной социальной помощи гражданам пожилого возраста на базе учреждений социального обслуживания

количество граждан пожилого возраста, получивших срочную социальную помощь, человек

30000

всего

государственная программа «Социальная поддержка населения Ярославской области»

ДТиСПН ЯО,

МУ КЦСОН

6000

2020

6000

2021

6000

2022

6000

2023

6000

2024

2.10.

Организация продажи товаров первой необходимости по льготным ценам  на базе отделений торгового обслуживания малообеспеченных граждан

количество граждан пожилого возраста, получивших услуги на базе отделений торгового обслуживания малообеспеченных граждан, человек

20000

всего

государственная программа «Социальная поддержка населения Ярославской области»

ДТиСПН ЯО,

МУ КЦСОН

4000

2020

4000

2021

4000

2022

4000

2023

4000

2024

3. Сохранение здоровья пожилых граждан

3.1.

Анализ результатов внедрения системы долговременного ухода в регионе

количество подготовленных аналитических отчетов, единиц

10

всего

не требует

финансирования

ДТиСПН ЯО.

ДЗиФ ЯО

2

2020

2

2021

2

2022

2

2023

2

2024

3.2.

Осуществление доставки лиц старше

65 лет, проживающих в сельской местности, в медицинские организации для организации профилактических осмотров, диспансеризации и дополнительных скринингов

количество лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности, доставленных в медицинские организации для организации профилактических осмотров, диспансеризации и дополнительных скринингов, человек

31200

всего

государственная программа «Социальная поддержка населения Ярославской области»

ДТиСПН ЯО,

МУ КЦСОН

3500

2020

13200

2021

24800

2022

29100

2023

31200

2024

3.3.

Проведение профилактических осмотров, включая диспансеризацию, граждан старше трудоспособного возраста, проживающих в Ярославской области

охват граждан старше  трудоспособного возраста,  охваченных диспансерным наблюдением и консультативной помощью, процентов

70,0

всего

средства обязательного медицинского страхования

ДЗиФ ЯО,

медицинские организации

11,9

2020

29,8

2021

55,7

2022

65,3

2023

70,0

2024

3.4.

Осуществление диспансерного наблюдения граждан старше трудоспособного возраста, проживающих в Ярославской области, у которых выявлены заболевания и патологические состояния

доля лиц старше трудоспособного возраста, проживающих в Ярославской области, у которых выявлены заболевания и патологические состояния, находящихся под диспансерным наблюдением, процентов

90

всего

средства обязательного медицинского страхования

ДЗиФ ЯО

44,6

2020

64,3

2021

69,1

2022

80

2023

90

2024

3.5.

Проведение  вакцинации против пневмококковой инфекции лицам старше трудоспособного возраста из групп риска, проживающим в организациях социального обслуживания

доля лиц старше трудоспособного возраста из групп риска, проживающих в организациях социального обслуживания, прошедших вакцинацию против пневмококковой инфекции, процентов

95

всего

государственная программа «Социальная поддержка населения Ярославской области»

ДЗиФ ЯО,

ДТиСПН ЯО

95

2020

95

2021

95

2022

95

2023

95

2024

3.6.

Организация «школ здоровья» для пожилых людей на базе организаций социального обслуживания и медицинских организаций

количество граждан, прошедших обучение в «школе здоровья» для пожилых людей, человек

63300

всего

государственная программа «Социальная поддержка населения Ярославской области»

ДТиСПН ЯО,

ДЗиФ ЯО

3000

2020

10300

2021

15000

2022

15000

2023

20000

2024

4. Создание системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и системы оценки потребности в уходе, обеспечение

сбалансированного социального обслуживания в полустационарной и стационарной форме, а также предоставление социальных услуг и медицинской помощи на дому с привлечением патронажной службы и сиделок

4.1.

Формирование социально-медицинских паспортов населения региона в разрезе муниципальных образований

количество разработанных и утвержденных социально-медицинских паспортов, единиц

24

всего

не требует

финансирования

ДТиСПН ЯО,

ДЗиФ ЯО

4

2021

10

2022

24

2023

4.2.

Совершенствование системы охраны здоровья граждан старшего поколения, включая развитие медицинской помощи по профилю «гериатрия»

количество медицинских организаций, на базе которых сформирована гериатрическая служба, единиц

15

всего

средства обязательного медицинского страхования

ДЗиФ ЯО

4

2020

7

2021

9

2022

13

2023

15

2024

4.3.

Создание регионального гериатрического центра

гериатрический центр создан, да/нет

да

всего

средства обязательного медицинского страхования

ДЗиФ ЯО

да

2020

4.4.

Совершенствование предоставления паллиативной медицинской помощи

количество медицинских организаций, на базе которых предоставляется паллиативная медицинская помощь, единиц

12

всего

государственная программа «Развитие здравоохранения в Ярославской области»

ДЗиФ ЯО

11

2020

11

2021

11

2022

12

2023

12

2024

4.5.

Обеспечение деятельности мобильных бригад, предоставляющих социальные и медицинские услуги на дому

количество действующих мобильных бригад, единиц

24

всего

государственная программа

«Социальная поддержка населения Ярославской области»,

средства обязательного медицинского страхования

ДТиСПН ЯО, ДЗиФ ЯО,

МУ КЦСОН,

медицинские организации

16

2020

17

2021

17

2022

24

2023

24

2024

4.6.

Организация предоставления социально-медицинской услуги сиделок на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам

количество граждан, получивших услуги сиделок на дому, человек

1613

всего

государственная программа «Социальная поддержка населения Ярославской области»

ДТиСПН ЯО,

СО НКО

13

2020

400

2021

400

2022

400

2023

400

2024

4.7.

Развитие стационарозамещающих технологий социального обслуживания

количество созданных  приемных семей граждан пожилого возраста и инвалидов, единиц

150

всего

государственная программа «Социальная поддержка населения Ярославской области»

ДТиСПН ЯО,

МУ КЦСОН

130

2020

140

2021

150

2022

150

2023

150

2024

4.8.

Организация  сопровождаемого проживания граждан пожилого возраста в специальных жилых домах для ветеранов и граждан пожилого возраста с обеспечением деятельности диспетчерских служб и служб сопровождения

количество  граждан, проживающих в  специальных жилых домах для ветеранов и граждан пожилого возраста, человек

350

всего

государственная программа «Социальная поддержка населения Ярославской области»

ОМСУ,

ДТиСПН ЯО,

МУ КЦСОН

300

2020

300

2021

330

2022

350

2023

350

2024

4.9.

Оснащение социальных пунктов проката современными средствами реабилитации на базе отделений срочного социального обслуживания учреждений социального обслуживания населения

уровень обеспеченности пожилых граждан и инвалидов современными средствами реабилитации, процентов

30

всего

государственная программа «Социальная поддержка населения Ярославской области»

ДТиСПН ЯО,

МУ КЦСОН

30

2020

30

2021

30

2022

30

2023

30

2024

4.10.

Предоставление пожилым гражданам во временное пользование современных средств реабилитации на льготных условиях

количество пожилых граждан, получивших во временное пользование современные средства реабилитации, человек

25000

всего

государственная программа «Социальная поддержка населения Ярославской области»

ДТиСПН ЯО,

МУ КЦСОН

5000

2020

5000

2021

5000

2022

5000

2023

5000

2024

4.11.

Синхронизация информационной системы здравоохранения и электронного регистра получателей социальных услуг в целях передачи сведений о пациентах, завершающих стационарное лечение и реабилитацию, нуждающихся в дальнейшем оказании социальных услуг на дому

создан модуль интеграции информационных систем, да/нет

да

всего

государственная программа «Социальная поддержка населения Ярославской области»

ДТиСПН ЯО, ДЗиФ ЯО

да

2021

4.12.

Организация взаимодействия между медицинскими организациями, аптечными организациями и учреждениями социального обслуживания населения Ярославской области по обеспечению граждан пожилого возраста лекарственными препаратами, назначенными им по медицинским показаниям врачом (фельдшером), в том числе по доставке на дом

доля граждан пожилого возраста, обеспеченных лекарственными препаратами, назначенными им по медицинским показаниям врачом (фельдшером)

100

всего

государственная программа «Социальная поддержка населения Ярославской области»

ДТиСПН ЯО,

ДЗиФ ЯО

100

2020

100

2021

100

2022

100

2023

100

2024

5. Создание комфортных и приближенных к домашним условий проживания в стационарных учреждениях социального обслуживания и развитие рынка социальных услуг

5.1.

Внедрение системы качества в работу учреждений социального обслуживания населения области

доля учреждений, в которых внедрена система качества, процентов

100

всего

не требует финансирования

ДТиСПН ЯО, ГБУ СО ЯО,

МУ КЦСОН

100

2020

100

2021

100

2022

100

2023

100

2024

5.2.

Строительство спального корпуса для ветеранов войны и труда, общей мощностью 128 койко-мест с инженерными коммуникациями (модульная газовая котельная, очистные сооружения, артезианская скважина) по адресу: Ярославская область, Некрасовский район, Бурмакинский сельский округ, район с. Новое

степень строительной готовности объекта, процентов

100

всего

государственная программа «Социальная поддержка населения Ярославской области»

ДС ЯО,

ГКУ ЯО ЕСЗ

16,0

2020

61,0

2021

100

2022

5.3.

Капитальный ремонт ГБУ СО ЯО

количество стационарных организаций социального обслуживания населения, в которых завершены работы по капитальному ремонту, единиц

15

всего

государственная программа «Социальная поддержка населения Ярославской области»

ДТиСПН ЯО,

ГБУ СО ЯО

10

2020

15

2021

15

2022

15

2023

15

2024

5.4.

Укрепление материально-технической базы МУ КЦСОН, ГБУ СО ЯО (приобретение мебели, оборудования)

количество организаций социального обслуживания населения, в которых завершены работы по укреплению материально-технической базы, единиц

40

всего

государственная программа «Социальная поддержка населения Ярославской области»

ДТиСПН ЯО,

ГБУ СО ЯО,

МУ КЦСОН

40

2020

40

2021

40

2022

40

2023

40

2024

5.5.

Организация и проведение областного смотра-конкурса среди ГБУ СО ЯО и МУ КЦСОН по благоустройству территорий учреждений

доля учреждений, территория которых соответствует требованиям национальных стандартов, процентов

100

всего

государственная программа «Социальная поддержка населения Ярославской области»

ДТиСПН ЯО

100

2020

100

2021

100

2022

100

2023

100

2024

5.6.

Проведение конкурсного отбора программ и проектов СО НКО по оказанию услуг в сфере социального обслуживания населения

количество получателей социальных услуг, человек

30000

всего

государственная программа «Развитие институтов гражданского общества в Ярославской области»

ДТиСПН ЯО

6000

2020

6000

2021

6000

2022

6000

2023

6000

2024

5.7.

Проведение конкурсного отбора на оказание услуг в сфере социального обслуживания населения на основе государственного социального заказа

количество получателей социальных услуг, человек

10000

всего

государственная программа «Социальная поддержка населения Ярославской области»

ДТиСПН ЯО

1000

2020

1500

2021

2000

2022

2500

2023

3000

2024

5.8.

Предоставление субсидий на возмещение затрат, связанных с предоставлением социальных услуг поставщиками социальных услуг, включенными в реестр поставщиков социальных услуг Ярославской области, но не участвующими в выполнении государственного (муниципального) задания (заказа)

количество негосударственных организаций, включенных в реестр поставщиков социальных услуг Ярославской области

8

всего

государственная программа «Социальная поддержка населения Ярославской области»

ДТиСПН ЯО

4

2020

5

2021

6

2022

7

2023

8

2024

6. Содействие занятости граждан предпенсионного и пенсионного возраста

1

2

3

4

5

6

7

6.1.

Информирование граждан предпенсионного и пенсионного возраста о ситуации на рынке труда, а также о государственных услугах, оказываемых органами службы занятости населения

информирование неопределенного круга лиц из числа граждан предпенсионного и пенсионного возраста о ситуации на рынке труда, а также о государственных услугах, оказываемых органами службы занятости населения

212

всего

государственная программа «Содействие занятости населения Ярославской области»

ДГСЗН ЯО

212

2020

2021

2022

2023

2024

6.2.

Содействие в трудоустройстве гражданам предпенсионного и пенсионного возраста

численность граждан предпенсионного и пенсионного возраста, получивших государственную услугу по содействию гражданам в поиске подходящей работы, человек

20000

всего

государственная программа «Содействие занятости населения Ярославской области»

ДГСЗН ЯО

4000

2020

4000

2021

4000

2022

4000

2023

4000

2024

6.3.

Оказание консультаций по вопросам трудоустройства гражданам предпенсионного возраста

численность граждан предпенсионного возраста, получивших консультации по вопросам трудоустройства, человек

15000

всего

государственная программа «Содействие занятости населения Ярославской области»

ДГСЗН ЯО

3000

2020

3000

2021

3000

2022

3000

2023

3000

2024

6.4.

Формирование банка вакантных рабочих мест с гибкими формами занятости (неполный рабочий день, надомная работа, гибкий режим работы, свободный режим работы)

количество вакантных рабочих мест с  гибкими формами занятости, заявленных в органы службы занятости населения области, единиц

25000

всего

государственная программа «Содействие занятости населения Ярославской области»

ДГСЗН ЯО

5000

2020

5000

2021

5000

2022

5000

2023

5000

2024

6.5.

Организация ярмарок вакансий для граждан предпенсионного и пенсионного возраста

количество проведенных ярмарок вакансий для граждан предпенсионного и пенсионного возраста, единиц

17

всего

государственная программа «Содействие занятости населения Ярославской области»

ДГСЗН ЯО

1

2020

4

2021

4

2022

4

2023

4

2024

6.6.

Организация профессионального обучения и дополнительного образования граждан предпенсионного и пенсионного возраста

численность граждан предпенсионного и пенсионного возраста, прошедших профессиональное обучение или получивших дополнительное образование, человек

1450

всего

государственная программа «Социальная поддержка населения Ярославской области»,

государственная программа «Содействие занятости населения Ярославской области»

ДГСЗН ЯО

330

2020

280

2021

280

2022

280

2023

280

2024

6.7.

Пункт утратил силу постановлением Правительства Ярославской области от 28.12.2020 № 1022-п

6.8.

Проведение регионального чемпионата профессионального мастерства по стандартам WorldSkills для людей старше 50 лет «Навыки мудрых»

количество проведенных региональных чемпионатов, единиц

5

всего

государственная программа «Развитие образования и молодежная политика в Ярославской области», внебюджетные источники финансирования

ДО ЯО,

ДТиСПН ЯО

1

2020

1

2021

1

2022

1

2023

1

2024

7. Создание для граждан пожилого возраста условий для занятий физической культурой, спортом, творчеством, туризмом, вовлечение их в добровольческую (волонтерскую) деятельность

7.1.

Организация и обеспечение деятельности компьютерных классов на базе социальных учреждений

количество граждан старшего поколения, обученных основам информационной культуры, владению компьютером

13500

всего

государственная программа «Социальная поддержка населения Ярославской области»,

государственная программа «Развитие культуры и туризма в Ярославской области»

ДТиСПН ЯО,

ДК ЯО

1500

2020

3000

2021

3000

2022

3000

2023

3000

2024

7.2.

Организация деятельности клубных формирований и формирований самодеятельного народного творчества

доля граждан старшего поколения, занимающихся в клубах и кружках по месту жительства, от общего количества пожилых граждан

30

всего

государственная программа «Развитие культуры и туризма в Ярославской области»

ДК ЯО

30

2020

30

2021

30

2022

30

2023

30

2024

7.3.

Организация и проведение мероприятий для пожилых граждан на базе ГУК ЯО и ГАУК ЯО

количество проведенных мероприятий, единиц

180

всего

государственная программа «Развитие культуры и туризма в Ярославской области»

ДК ЯО,

ГАУК ЯО,

ГУК ЯО

36

2020

36

2021

36

2022

36

2023

36

2024

7.4.

Организация и проведение ГУК ЯО и ГАУК ЯО выездных концертно-зрелищных мероприятий для граждан старшего поколения

количество проведенных мероприятий, единиц

25

всего

государственная программа «Развитие культуры и туризма в Ярославской области»

ДК ЯО,

ГАУК ЯО,

ГУК ЯО

5

2020

5

2021

5

2022

5

2023

5

2024

7.5.

Проведение областных физкультурно-спортивных мероприятий, в том числе с привлечением ветеранов спорта и граждан пожилого возраста

количество участников мероприятий, человек

138000

всего

государственная программа «Развитие физической культуры и спорта в Ярославской области»

ДФКСиМП ЯО

22000

2020

26000

2021

28000

2022

30000

2023

32000

2024

7.6.

Обеспечение участия пожилых граждан во всероссийских физкультурных и спортивно-массовых мероприятиях

количество участников мероприятий, человек

150

всего

государственная программа «Развитие физической культуры и спорта в Ярославской области»

ДФКСиМП ЯО

20

2020

25

2021

30

2022

35

2023

40

2024

1

2

3

4

5

6

7

7.7.

Обеспечение участия граждан старшего поколения в проведении испытаний Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)

количество граждан пожилого возраста, принявших участие в проведении испытаний, человек

4000

всего

государственная программа «Развитие физической культуры и спорта в Ярославской области»

ДФКСиМП ЯО

1500

2020

1650

2021

3000

2022

3500

2023

4000

2024

7.8.

Разработка и продвижение туристических продуктов для граждан пожилого возраста

количество разработанных и внедренных туристических продуктов

12

всего

государственная программа

«Развитие туризма и отдыха в Ярославской области»

ДТур ЯО,

ОМСУ

2

2020

-

-

-

-

-

-

10

2024

7.9.

Организация «школы серебряных волонтеров» на базе МУ КЦСОН

количество пожилых граждан, прошедших обучение по программе волонтерства серебряного возраста

14100

всего

государственная программа «Социальная поддержка населения Ярославской области»

ДТиСПН ЯО,

МУ КЦСОН

100

2020

1000

2021

3000

2022

5000

2023

5000

2024

7.10.

Организация и проведение занятий по повышению финансовой грамотности граждан пожилого возраста

количество граждан пожилого возраста, повысивших финансовую грамотность

16800

всего

государственная программа «Социальная поддержка населения Ярославской области»

ДТиСПН ЯО,

МУ КЦСОН

1800

2020

3000

2021

3500

2022

4000

2023

4500

2024

7.11.

Предоставление субсидий региональным общественным объединениям ветеранов, пожилых граждан и инвалидов на осуществление уставной деятельности, в том числе на поддержку участия во всероссийских и межрегиональных мероприятиях

количество региональных общественных объединений ветеранов, пожилых граждан и инвалидов, получивших субсидию на осуществление уставной деятельности, единиц

7

всего

государственная программа «Развитие институтов гражданского общества в Ярославской области»

ДОС ЯО

7

2020

7

2021

7

2022

7

2023

7

2024

8. Кадровое, информационное и научно-методическое сопровождение реализации Программы

8.1.

Повышение квалификации врачей, среднего и младшего медицинского персонала ГБУ СО ЯО и МУ КЦСОН

количество специалистов, прошедших повышение квалификации, человек

1250

всего

государственная программа «Социальная поддержка населения Ярославской области»

ДТиСПН ЯО,

ГБУ СО ЯО,

МУ КЦСОН

250

2020

250

2021

250

2022

250

2023

250

2024

8.2.

Организация и проведение курсов дополнительного профессионального образования для социальных работников по курсу «Помощник по уходу (сиделка)»

количество специалистов, прошедших курсы дополнительного профессионального образования, человек

250

всего

государственная программа «Социальная поддержка населения Ярославской области»

ДТиСПН ЯО,

МУ КЦСОН

50

2020

50

2021

50

2022

50

2023

50

2024

8.3.

Подготовка специалистов по профилю «Гериатрия» для медицинских организаций

количество подготовленных специалистов, человек

20

всего

средства медицинских организаций

ДЗиФ ЯО,

медицинские организации

6

2020

9

2021

11

2022

16

2023

20

2024

8.4.

Организация и проведение обучающих семинаров для руководителей, главных бухгалтеров и специалистов СО НКО и негосударственных поставщиков социальных услуг, входящих в реестр поставщиков социальных услуг Ярославской области, по вопросам соблюдения стандартов и порядков предоставления услуг, расчета тарифов, предоставления отчетности

количество специалистов, принявших участие в обучающих семинарах, человек

250

всего

не требует финансирования

ДТиСПН ЯО

50

2020

50

2021

50

2022

50

2023

50

2024

8.5.

Организация и проведение областного конкурса профессионального мастерства для руководителей и работников ГБУ СО ЯО и МУ КЦСОН

доля учреждений социального обслуживания населения, руководители и специалисты которых приняли участие в конкурсе, процентов

100

всего

государственная программа «Социальная поддержка населения Ярославской области»

ДТиСПН ЯО

100

2020

100

2021

100

2022

100

2023

100

2024

8.6.

Организация назначения премий Губернатора области за заслуги в сфере социальной защиты населения и губернаторских выплат специалистам за исключительный личный вклад в решение социальных проблем

количество специалистов, получающих дополнительное материальное поощрение, человек

45

всего

государственная программа «Социальная поддержка населения Ярославской области»

ДТиСПН ЯО

9

2020

9

2021

9

2022

9

2023

9

2024

8.7.

Разработка и издание методических материалов по инновационным технологиям работы с пожилыми людьми

количество изданных материалов, единиц

5

всего

государственная программа «Социальная поддержка населения Ярославской области»

ДТиСПН ЯО,

ГБУ СО ЯО,

МУ КЦСОН

1

2020

1

2021

1

2022

1

2023

1

2024

8.8.

Освещение в средствах массовой информации вопросов, связанных с социальной защитой и социальным обслуживанием пожилых людей

количество информационных материалов, размещенных в средствах массовой информации, единиц

1000

всего

не требует финансирования

ДТиСПН ЯО,

ДЗиФ ЯО,

ДГСЗН ЯО,

ДФКСиМП ЯО,

ДК ЯО,

ОМСУ, ОСЗН

200

2020

200

2021

200

2022

200

2023

200

2024

8.9.

Организация и проведение региональной выставки социальных услуг для пожилых граждан

количество пожилых граждан, получивших информацию о предоставляемых социальных услугах, человек

10000

всего

государственная программа «Социальная поддержка населения Ярославской области»

ДТиСПН ЯО

4000

2021

6000

2023

8.10.

Организация и проведение муниципальных выставок социальных услуг для пожилых граждан

количество пожилых граждан, получивших информацию о предоставляемых социальных услугах, человек

25000

всего

государственная программа «Социальная поддержка населения Ярославской области»

ОМСУ,

ОСЗН

5000

2020

10000

2022

10000

2024

8.11.

Организация и проведение Дней открытых дверей в организациях социального обслуживания населения

количество пожилых граждан, получивших информацию об услугах, предоставляемых организациями социального обслуживания, человек

12000

всего

государственная программа «Социальная поддержка населения Ярославской области»

ДТиСПН ЯО,

ГБУ СО ЯО,

МУ КЦСОН

4000

2020

4000

2022

4000

2024

Список сокращений, используемых в таблице

ГАУК ЯО – государственные автономные учреждения культуры Ярославской области

ГБУ СО ЯО – государственные бюджетные учреждения социального обслуживания Ярославской области

ГКУ ЯО ЕСЗ – государственное казенное учреждение Ярославской области «Единая служба заказчика»

ГУК ЯО – государственные учреждения культуры Ярославской области

МУ КЦСОН – муниципальные учреждения комплексные центры социального обслуживания населения

ОИВ ЯО – органы исполнительной власти Ярославской области

ОМСУ – органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области

ОСЗН – органы социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов Ярославской области

СО НКО – социально ориентированные некоммерческие организации

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 06.02.2020
Рубрики правового классификатора: 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 020.030.020 Государственные программы. Концепции

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать