Основная информация

Дата опубликования: 12 июля 2006г.
Номер документа: В200601170
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0601170

В200601170

ОПУБЛИКОВАНО:

ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.09.2006, N 9, СТР. 213

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

12.07.2006 N 15904/05

[О рассмотрении заявления судебного

пристава-исполнителя Обнинского городского

подразделения службы судебных приставов Банниковой С.Н.

о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного

суда Калужской области от 10.06.2005 по делу

N А23-823/05А-1-93 и постановления Федерального

арбитражного суда Центрального округа от 12.09.2005

по тому же делу]

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;

членов Президиума: Андреева Е.И., Арифулина А.А., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Козловой А.С., Козловой О.А., Нешатаевой Т.Н., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л.-

рассмотрел заявление судебного пристава-исполнителя

Обнинского городского подразделения службы судебных приставов Банниковой С.Н. о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Калужской области от 10.06.2005 по делу N А23-823/05А-1-93 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 12.09.2005 по тому же делу.

В заседании приняли участие:

судебный пристав-исполнитель Обнинского городского подразделения службы судебных приставов Банникова С.Н.;

от Главного управления государственного административно - технического надзора Московской области - Прадун С.В.

Заслушав и обсудив доклад судьи Андреева Е.И., а также объяснения судебного пристава-исполнителя и представителя участвующего в деле лица, Президиум установил следующее.

Главное управление государственного административно-технического надзора Московской области (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Обнинского городского подразделения службы судебных приставов Банниковой С.Н. от 24.02.2005 N 4748-4/2005 о возвращении исполнительного документа - постановления управления от 09.08.2004 N 46/203/109 - о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Мега-Х" к административной ответственности в виде штрафа.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Мега-Х" (далее - общество).

Решением суда первой инстанции от 10.06.2005 заявление удовлетворено.

Федеральный арбитражный суд Центрального округа постановлением от 12.09.2005 решение оставил без изменения.

В заявлении о пересмотре в порядке надзора названных судебных актов, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, судебный пристав-исполнитель просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении и в выступлениях присутствующих в заседании судебного пристава-исполнителя и представителя участвующего в деле лица, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене, заявленное управлением требование - оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.

Постановлением от 09.08.2004 N 46/203/109 управление привлекло общество к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 21 Закона Московской области от 26.03.2003 N 26/2003-03 "О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области", в виде штрафа.

Управление 25.01.2005 направило постановление для принудительного исполнения в Обнинское городское подразделение службы судебных приставов.

Оспариваемым постановлением от 24.02.2005 судебный пристав-исполнитель возвратил исполнительный документ на основании статьи 10 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ; НГР:Р9703415 "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) в связи с нарушением управлением трехмесячного срока предъявления исполнительного документа к исполнению, установленного подпунктом 5 пункта 1 статьи 14 названного Закона.

Удовлетворяя требование управления, суды первой и кассационной инстанций сослались на статью 2 Закона об исполнительном производстве, в соответствии с которой законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве состоит из настоящего Федерального закона, федерального закона о судебных приставах и иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов.

Суды сочли, что в данном случае следует руководствоваться положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; НГР:Р0102426 (далее - КоАП РФ; НГР:Р0102426), устанавливающими срок давности исполнения постановления о назначении административного наказания и определяющими, что постановление о назначении административного наказания, по которому исполнение не производилось или произведено не полностью, возвращается органом, приводившим постановление в исполнение, в случае если истек срок давности исполнения этого постановления, предусмотренный статьей 31.9 КоАП РФ; НГР:Р0102426.

Кроме того, судом кассационной инстанции сделан вывод о неприменимости к возникшим правоотношениям подпункта 5 пункта 1 статьи 14 Закона об исполнительном производстве.

Эти выводы судов необоснованны.

Закон об исполнительном производстве (статья 1) определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств.

Статьей 14 Закона об исполнительном производстве определены сроки предъявления исполнительных документов к исполнению, в частности в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 и подпунктом 4 пункта 2 данной статьи постановление органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях, может быть предъявлено к исполнению в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Исходя из пункта 1 статьи 9 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель обязан принять к исполнению исполнительный документ и возбудить исполнительное производство, если не истек срок предъявления исполнительного документа к исполнению.

В силу статьи 10 названного Закона судебный пристав-исполнитель возвращает исполнительный документ взыскателю в трехдневный срок со дня его поступления, если он направлен с нарушением срока его предъявления к исполнению.

В данном случае постановление о привлечении общества к административной ответственности не было обжаловано в судебном порядке, вступило в законную силу. Управление вправе было направить постановление для принудительного исполнения судебному приставу-исполнителю. Однако управлением оно было направлено более чем через пять месяцев со дня вынесения без указания на какие-либо обстоятельства, которые препятствовали бы своевременному предъявлению постановления к исполнению.

При таких условиях действия судебного пристава-исполнителя следует признать правомерными и оснований для признания незаконным его постановления от 24.02.2005 N 4748-4/2005 о возвращении взыскателю исполнительного документа не имелось.

Таким образом, обжалуемые судебные акты в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене как противоречащие закону и нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

решение суда первой инстанции Арбитражного суда Калужской области от 10.06.2005 по делу N А23-823/05А-1-93 и постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 12.09.2005 по тому же делу отменить.

Главному управлению государственного административно - технического надзора Московской области в удовлетворении заявления о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Обнинского городского подразделения службы судебных приставов Банниковой С.Н. от 24.02.2005 N 4748-4/2005 о возвращении исполнительного документа отказать.

Председательствующий

А.А. Иванов

[отформатировано: 27.11.2007 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

[проверено: 07.04.2009 редактор НЦПИ - Ткаченко И.В.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 9 от 01.09.2006 Стр. 213
Рубрики правового классификатора: 020.000.000 Основы государственного управления, 020.060.000 Административные правонарушения и административная ответственность, 020.060.020 Административные взыскания, 020.060.050 Производство по делам об административных правонарушениях, 020.060.060 Исполнение постановлений о наложении административных взысканий (см. также 180.080.000), 020.060.070 Отдельные виды административных правонарушений, 180.000.000 Правосудие, 180.050.000 Арбитражный процесс, 180.050.020 Производство в арбитражном суде первой инстанции, 180.050.030 Производство по пересмотру решений, 180.080.000 Исполнительное производство (см. также 020.060.060, 180.040.050, 180.050.040), 180.080.010 Общие положения, 180.080.020 Лица, участвующие в исполнительном производстве, 180.080.070 Исполнение исполнительных документов по спорам неимущественного характера

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА НА ТОРГАХ
№-1283254940 от 15 июля 2014

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать