Основная информация
Дата опубликования: | 12 июля 2019г. |
Номер документа: | RU02000201900528 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Республика Алтай |
Принявший орган: | Правительство Республики Алтай |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 июля 2019 года № 187
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР ОБЪЕКТОВ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
Правительство Республики Алтай постановляет:
Государственный реестр объектов нематериального культурного наследия Республики Алтай, утвержденный постановлением Правительства Республики Алтай от 14 мая 2014 года № 140 (Сборник законодательства Республики Алтай, 2014, № 112(118), дополнить пунктами 22 и 23 следующего содержания:
«22. Черчек (чорчок) – сказка.
Характеристика объекта нематериального культурного наследия. «Черчек (чорчок) – сказка, вымысел, вид повествовательного, прозаического фольклора, опирающегося на вымысел. Один из своеобразных и самобытных жанров фольклорного наследия алтайского народа.
Исполнители называют сказку распространенным термином чорчок. В северных районах Республики Алтай встречаются диалектные вариации этого термина: чорчок, чорчоо, шьоршьок, жьоржьок.
В репертуаре сказочников Алтая имеется большое количество сказок. Сказки записаны у знаменитых сказочников Алтая: Н.У. Улагашева, Ш.Ш. Шунекова, И.П. Сабашкина, А.Г. Калкина, А.Б. Чунижекова, А.К. Туймешева, Т.А.Чачиякова, Н.К. Ялатова, К.Т. Кокпоевой, Н.П. Черноевой. Они исполняли как сказки, так и героические сказания в прозе.
Сказка бытует в единой этнофольклорной культурной традиции. Имея собственную жанровую нишу, она несет в себе отражение многогранных проявлений древнейших обрядов.
Сюжеты сказок формируются из национального фольклорного фонда. Выделяют основные жанровые классификации сказок: о животных, волшебные и бытовые.
Сказки о животных делятся: на комические – о проделках животных, поучительные – где сказка учит и наставляет.
В алтайском фольклоре сюжеты волшебных сказок во многом перекликаются с сюжетами героических сказаний, например, герой сказки отправляется в подземный или верхний мир за невестой или чудесными предметами, где он получает чудесный предмет, встречается с невестой, выполняет трудные задачи и возвращается в свой средний мир.
В бытовых сказках простые, но хитрые и смекалистые люди побеждают более сильных противников. Бытовые сказки иногда называют новеллистическими.
Эти жанровые классификации сказок носят условный характер.
История изучения сказок начинается с середины XIX века. В книге В.В. Радлова «Образцы народной литературы тюркских племен, живущих в Южной Сибири и Дзунгарской степи» опубликовано восемь прозаических сказок.
Большой вклад в изучение алтайского фольклора внес миссионер В.И. Вербицкий, опубликовавший множество преданий, сказаний, сказок, пословиц в книге «Алтайские инородцы».
Сбор фольклорного материала с последующей публикацией предпринял во второй половине XIX века Г.Н. Потанин. В его книгу «Очерки Северо-Западной Монголии» вошли отдельным разделом «Сказки и легенды алтайцев».
В 1915 году вышел в свет труд Н.Я. Никифорова «Аносский сборник» в который вошли сказки, легенды, предания, сказания.
В 20-30-х годах ХХ века продолжается сбор и изучение алтайских сказок. В 1926 году в г. Москва вышли сборники «Такпактар», «Ак-Олдош».
В середине 30-х годах ХХ века алтайский писатель П.В. Кучияк и А.Л. Гарф записали более ста сказок.
Проблемами сбора и генезиса сказок в последующем занимались С.С. Суразаков, М.А. Демчинова, Т.М. Садалова.
Ареал распространения объекта нематериального культурного наследия. Черчек (чорчок) широко распространен в следующих районах в Республике Алтай: Улаганский, Кош-Агачский, Усть-Канский, Онгудайский, Шебалинский, Турочакский. Сюжеты сказок слагаются из быта, представлений, идеалов, истории различных диалектных групп населения: алтай-кижи, теленгитов, телеутов, тубаларов, кумандинцев, челканцев.
Современное состояние объекта нематериального культурного наследия. В Республике Алтай издаются книги и журналы, в которых представлены алтайские сказки – чорчок. Сведения о сказках черпаются из этих книг и журналов, так как сказочников – чорчокчи осталось мало. По мотивам сказок созданы мультфильмы «Теертпек», «Лягушка и муравьи» и иные сказки. На алтайский язык переведены многие сказки народов мира.
23. Черчекчи (чорчокчи) – сказочник.
Характеристика объекта нематериального культурного наследия. Черчекчи (чорчокчи) – сказочник, исполнитель сказок, в том числе – богатырских сказок. Манера исполнения, интерпретация, разыгрывание сказки определяют стиль сказочника.
Искусство сказочника включает в себя аспекты:
а) сохранение в памяти и передачу последующим поколениям традиций исполнения сказок;
б) собственное творчество, выраженное в творческом отношении к традиции и в создании новых сказочных произведений;
в) исполнение сказок.
Сказительское искусство опиралось на исключительную память, специальное длительное обучение, способность органического вхождения в сказочный мир, специфический исполнительский дар и способность к импровизации, соблюдение традиционных требований и норм поведения.
Определяющим признаком для отнесения к категории сказочника является органичное усвоение содержание сказок – сюжетов, мотивов, ситуаций, характеристик персонажей, овладение стилем и техникой исполнения, развитие импровизационных навыков. Исполнение сказок представляет собой творческое воспроизведение текстов, при котором сказочник сохраняет традицию.
Ареал распространения объекта нематериального культурного наследия. Ареал распространения черчекчи (чорчокчи) в Республике Алтай − повсеместно.
Современное состояние объекта нематериального культурного наследия. В Республике Алтай сказочников осталось мало. Дети знакомятся с алтайскими сказками, читая книги и просматривая мультфильмы. Искусство сказочников не исчезает, а наблюдается тенденция, при которой интерпретируются на современный лад сюжеты традиционных сказок, например, сюжет о первом космонавте Земли − Семиголовом Дьелбегене.».
Временно исполняющий
обязанности Главы Республики Алтай,
Председателя Правительства
Республики Алтай
О.Л. Хорохордин
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 июля 2019 года № 187
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР ОБЪЕКТОВ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
Правительство Республики Алтай постановляет:
Государственный реестр объектов нематериального культурного наследия Республики Алтай, утвержденный постановлением Правительства Республики Алтай от 14 мая 2014 года № 140 (Сборник законодательства Республики Алтай, 2014, № 112(118), дополнить пунктами 22 и 23 следующего содержания:
«22. Черчек (чорчок) – сказка.
Характеристика объекта нематериального культурного наследия. «Черчек (чорчок) – сказка, вымысел, вид повествовательного, прозаического фольклора, опирающегося на вымысел. Один из своеобразных и самобытных жанров фольклорного наследия алтайского народа.
Исполнители называют сказку распространенным термином чорчок. В северных районах Республики Алтай встречаются диалектные вариации этого термина: чорчок, чорчоо, шьоршьок, жьоржьок.
В репертуаре сказочников Алтая имеется большое количество сказок. Сказки записаны у знаменитых сказочников Алтая: Н.У. Улагашева, Ш.Ш. Шунекова, И.П. Сабашкина, А.Г. Калкина, А.Б. Чунижекова, А.К. Туймешева, Т.А.Чачиякова, Н.К. Ялатова, К.Т. Кокпоевой, Н.П. Черноевой. Они исполняли как сказки, так и героические сказания в прозе.
Сказка бытует в единой этнофольклорной культурной традиции. Имея собственную жанровую нишу, она несет в себе отражение многогранных проявлений древнейших обрядов.
Сюжеты сказок формируются из национального фольклорного фонда. Выделяют основные жанровые классификации сказок: о животных, волшебные и бытовые.
Сказки о животных делятся: на комические – о проделках животных, поучительные – где сказка учит и наставляет.
В алтайском фольклоре сюжеты волшебных сказок во многом перекликаются с сюжетами героических сказаний, например, герой сказки отправляется в подземный или верхний мир за невестой или чудесными предметами, где он получает чудесный предмет, встречается с невестой, выполняет трудные задачи и возвращается в свой средний мир.
В бытовых сказках простые, но хитрые и смекалистые люди побеждают более сильных противников. Бытовые сказки иногда называют новеллистическими.
Эти жанровые классификации сказок носят условный характер.
История изучения сказок начинается с середины XIX века. В книге В.В. Радлова «Образцы народной литературы тюркских племен, живущих в Южной Сибири и Дзунгарской степи» опубликовано восемь прозаических сказок.
Большой вклад в изучение алтайского фольклора внес миссионер В.И. Вербицкий, опубликовавший множество преданий, сказаний, сказок, пословиц в книге «Алтайские инородцы».
Сбор фольклорного материала с последующей публикацией предпринял во второй половине XIX века Г.Н. Потанин. В его книгу «Очерки Северо-Западной Монголии» вошли отдельным разделом «Сказки и легенды алтайцев».
В 1915 году вышел в свет труд Н.Я. Никифорова «Аносский сборник» в который вошли сказки, легенды, предания, сказания.
В 20-30-х годах ХХ века продолжается сбор и изучение алтайских сказок. В 1926 году в г. Москва вышли сборники «Такпактар», «Ак-Олдош».
В середине 30-х годах ХХ века алтайский писатель П.В. Кучияк и А.Л. Гарф записали более ста сказок.
Проблемами сбора и генезиса сказок в последующем занимались С.С. Суразаков, М.А. Демчинова, Т.М. Садалова.
Ареал распространения объекта нематериального культурного наследия. Черчек (чорчок) широко распространен в следующих районах в Республике Алтай: Улаганский, Кош-Агачский, Усть-Канский, Онгудайский, Шебалинский, Турочакский. Сюжеты сказок слагаются из быта, представлений, идеалов, истории различных диалектных групп населения: алтай-кижи, теленгитов, телеутов, тубаларов, кумандинцев, челканцев.
Современное состояние объекта нематериального культурного наследия. В Республике Алтай издаются книги и журналы, в которых представлены алтайские сказки – чорчок. Сведения о сказках черпаются из этих книг и журналов, так как сказочников – чорчокчи осталось мало. По мотивам сказок созданы мультфильмы «Теертпек», «Лягушка и муравьи» и иные сказки. На алтайский язык переведены многие сказки народов мира.
23. Черчекчи (чорчокчи) – сказочник.
Характеристика объекта нематериального культурного наследия. Черчекчи (чорчокчи) – сказочник, исполнитель сказок, в том числе – богатырских сказок. Манера исполнения, интерпретация, разыгрывание сказки определяют стиль сказочника.
Искусство сказочника включает в себя аспекты:
а) сохранение в памяти и передачу последующим поколениям традиций исполнения сказок;
б) собственное творчество, выраженное в творческом отношении к традиции и в создании новых сказочных произведений;
в) исполнение сказок.
Сказительское искусство опиралось на исключительную память, специальное длительное обучение, способность органического вхождения в сказочный мир, специфический исполнительский дар и способность к импровизации, соблюдение традиционных требований и норм поведения.
Определяющим признаком для отнесения к категории сказочника является органичное усвоение содержание сказок – сюжетов, мотивов, ситуаций, характеристик персонажей, овладение стилем и техникой исполнения, развитие импровизационных навыков. Исполнение сказок представляет собой творческое воспроизведение текстов, при котором сказочник сохраняет традицию.
Ареал распространения объекта нематериального культурного наследия. Ареал распространения черчекчи (чорчокчи) в Республике Алтай − повсеместно.
Современное состояние объекта нематериального культурного наследия. В Республике Алтай сказочников осталось мало. Дети знакомятся с алтайскими сказками, читая книги и просматривая мультфильмы. Искусство сказочников не исчезает, а наблюдается тенденция, при которой интерпретируются на современный лад сюжеты традиционных сказок, например, сюжет о первом космонавте Земли − Семиголовом Дьелбегене.».
Временно исполняющий
обязанности Главы Республики Алтай,
Председателя Правительства
Республики Алтай
О.Л. Хорохордин
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 18.07.2019 |
Рубрики правового классификатора: | 130.030.000 Культура (см. также 200.160.040), 130.030.030 Национальное культурное наследие народов Российской Федерации |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: