Основная информация

Дата опубликования: 12 сентября 2019г.
Номер документа: RU52000201901115
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Нижегородская область
Принявший орган: Правительство Нижегородской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОТ 12 СЕНТЯБРЯ 2019 Г. № 649

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ

БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

НА 2020 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2021 И 2022 ГОДОВ

В соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в целях разработки проекта закона Нижегородской области "Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Основные направления бюджетной и налоговой политики Нижегородской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.

2. Министерствам и иным органам исполнительной власти Нижегородской области (субъектам бюджетного планирования областного бюджета) при планировании бюджетных ассигнований на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов руководствоваться Основными направлениями бюджетной и налоговой политики в Нижегородской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.

3. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.

И.о.Губернатора                      

Е.Б.Люлин

УТВЕРЖДЕНЫ

постановлением Правительства

Нижегородской области

от 12 сентября 2019 г. № 649

Основные направления

бюджетной и налоговой политики Нижегородской области

на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов

Основные направления бюджетной и налоговой политики Нижегородской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов разработаны в соответствии со статьей 20 Закона Нижегородской области от 12 сентября 2007 г. № 126-З "О бюджетном процессе в Нижегородской области" с целью определения условий и основных подходов к формированию проекта областного бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", обеспечения прозрачности и открытости бюджетного планирования.

Бюджетная и налоговая политика Правительства Нижегородской области на среднесрочную перспективу сохраняет преемственность бюджетной и налоговой политики предыдущего планового периода и ориентирована в первую очередь на реализацию основных задач, определенных посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 г., Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. и Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Стратегией социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 г. № 889, и государственной программой "Управление государственными финансами Нижегородской области", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. № 296.

1. Основные итоги реализации бюджетной

и налоговой политики Правительства Нижегородской области

в 2016 - 2019 годах

Бюджетная и налоговая политика Правительства Нижегородской области в 2016-2018 годах была направлена на решение задач бюджетной консолидации в целях обеспечения устойчивости и сбалансированности консолидированного бюджета Нижегородской области.

Реализации основных направлений бюджетной политики способствовало исполнение Плана мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Нижегородской области на 2018-2024 годы, утвержденного распоряжением Правительства Нижегородской области от 30 марта 2017 г. № 386-р.

Динамика основных показателей консолидированного бюджета

Нижегородской области за 2016-2018 годы

млрд. рублей

2016 год

темп роста, %

2017 год

темп роста, %

2018 год

темп роста,%

Доходы

164,9

107,9

175,1

106,2

195,4

111,6

в том числе налоговые и неналоговые доходы

143,9

111,3

151,8

105,5

169,3

111,5

Безвозмездные поступления

21,1

89,0

23,3

110,4

26,2

112,4

Расходы

168,8

103,0

178,8

105,9

186,2

104,1

Дефицит/Профицит

-3,9

-3,7

9,2

Доходы консолидированного бюджета Нижегородской области в 2018 году получены в объеме 195,4 млрд. рублей и увеличились за 2016-2018 годы на 30,5 млрд. рублей или на 18,5%.

Расходы консолидированного бюджета Нижегородской области в 2018 году исполнены в объеме 186,2 млрд. рублей и увеличились за 2016-2018 годы на 17,4 млрд. рублей или на 10,3%.

Наибольший удельный вес в расходах консолидированного бюджета занимают расходы на отрасли социальной сферы - ежегодно более 60% в общем объеме расходов.

Правительством Нижегородской области обеспечено своевременное и в полном объеме исполнение всех принятых расходных обязательств, в том числе по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы с учетом повышения оплаты труда в рамках реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г., по социальному обеспечению льготных категорий граждан, по выплате ежемесячных денежных выплат в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей до достижения ими возраста 3-х лет.

С привлечением средств федерального бюджета реализованы мероприятия по развитию образования, здравоохранения, сельского хозяйства, малого предпринимательства, по подготовке и проведению Чемпионата мира по футболу 2018 года, реализованы программы обеспечения жильем отдельных категорий граждан.

Осуществлена поддержка реального сектора экономики, посредством субсидирования процентных ставок по кредитам коммерческих банков промышленных и научных организаций, организаций сельского хозяйства и других отраслей, а также посредством предоставления налоговых льгот и государственных гарантий Нижегородской области.

Проводилась эффективная долговая политика, в том числе посредством привлечения кредитных ресурсов в форме возобновляемых кредитных линий, краткосрочных кредитов из Управления федерального казначейства по Нижегородской области, а также бюджетных кредитов из федерального бюджета.

Обеспечено выполнение условий соглашения с Минфином России о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Нижегородской области, в том числе по осуществлению мер, направленных на снижение уровня дотационности и рост налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Нижегородской области (оценка эффективности налоговых льгот, устранение неэффективных льгот, обеспечение достижения показателей экономического развития).

Проведенная в 2017 году реструктуризация по бюджетным кредитам, позволила в 2018 году произвести индексацию социальных выплат, значительно увеличить расходы на оказание высокотехнологичной медицинской помощи и лекарственное обеспечение региональных льготников, предоставление жилья детям-сиротам, предусмотреть необходимый объем средств на повышение заработной платы работникам бюджетной сферы в рамках реализации "майских" Указов Президента Российской Федерации, а также увеличить объем предоставления субсидий на социально-значимые расходы бюджетам муниципальных районов и городских округов Нижегородской области.

В целях повышения качества бюджетного планирования, повышения результативности и эффективности использования средств в 2016-2018 годах проводилась работа по следующим направлениям:

- формирование и исполнение областного бюджета в программном формате на основе государственных программ Нижегородской области;

- формирование и исполнение областного бюджета с использованием единой комплексной системы управления бюджетным процессом "Государственная информационная система управления общественными финансами министерства финансов Нижегородской области";

- проведение оценки возможной оптимизации сети учреждений социальной сферы путем реорганизации или преобразования государственных учреждений в организации иных организационно-правовых форм, анализ функций органов государственной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области на предмет дублирования функций;

- ежегодное формирование государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Нижегородской области;

- применение системы поощрения главных администраторов средств областного бюджета, показавших наилучшие результаты по итогам проводимого мониторинга качества финансового менеджмента, а также поощрения муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, достигающих наилучших результатов в сфере повышения эффективности бюджетных расходов;

- осуществление финансирования расходов с применением механизма утверждения предельных объемов финансирования на каждый квартал с целью недопущения образования просроченной кредиторской задолженности;

- обеспечение открытости и прозрачности информации о бюджетном процессе, об исполнении областного бюджета, о бюджетных и социально-экономических показателях Нижегородской области посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" как для специалистов органов исполнительной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, так и для граждан в доступной форме;

- ежегодное проведение публичных слушаний по годовому отчету об исполнении областного бюджета и по проекту областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период в целях повышения информационной открытости деятельности Правительства Нижегородской области и выявления общественного мнения по вопросам формирования и исполнения областного бюджета.

В 2019 году внедрен новый подход к формированию межбюджетных отношений с местными бюджетами, основанный на модельном бюджетировании, максимально учитывающем их специфику и оценивающем объем средств, необходимых для полноценного исполнения органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области собственных своих полномочий.

В 2019 году на поступление налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Нижегородской области оказывают влияние следующие изменения налогового и бюджетного законодательства:

1. Изменения федерального и регионального законодательства, оказавшие положительное влияние на доходную часть консолидированного бюджета Нижегородской области:

- с 1 января 2019 г. увеличены налоговые ставки акцизов на автомобильный бензин класса 5 (на 4 101 рубль за 1 тонну или в 1,5 раза), на дизельное топливо (на 2 876 рублей за 1 тонну или в 1,5 раза), а также на средние дистилляты (на 2 576 рублей за 1 тонну или на 38,6%);

- с 1 января 2019 г. по 31 января 2019 г. увеличен норматив зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей с 84,41% до 86,65%;

- с 1 января 2019 г. увеличен норматив зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9%, за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята с 50% до 80%;

- на 2019 год установлены коэффициенты индексации арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Нижегородской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, а также арендной платы за объекты нежилого фонда областной собственности на уровне среднегодового индекса потребительских цен - 104,2%.

2. Изменения федерального и регионального налогового и бюджетного законодательства, приводящие к уменьшению доходов консолидированного бюджета Нижегородской области:

- с 1 января 2019 г. из объектов налогообложения налогом на имущество организаций исключено движимое имущество;

- с 1 февраля 2019 г. уменьшен норматив зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей с 86,65% до 58,1%;

- начиная с 2018 года физические лица, имеющие трех и более несовершеннолетних детей, получили право на получение вычета по земельному налогу в размере кадастровой стоимости 600 кв. метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении.

Также для указанной категории налогоплательщиков с 2018 года налоговая база по налогу на имущество физических лиц дополнительно уменьшается в расчете на каждого несовершеннолетнего ребенка на кадастровую стоимость 5 кв. метров в отношении комнаты, квартиры и части квартиры и на кадастровую стоимость 7 кв. метров в отношении жилого дома или его части.

Соответствующие налоговые льготы будут предоставлены в 2019 году при исчислении земельного налога и налога на имущество физических лиц за 2018 год.

- сумма земельного налога, исчисленная в отношении земельного участка налогоплательщику - физическому лицу, не должна превышать сумму налога, исчисленную в отношении этого земельного участка за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1. Уплата налога по новому правилу будет производиться с 2019 года (за налоговый период 2018 года).

Исполнение консолидированного бюджета Нижегородской области за январь - июль 2019 года составило по доходам 116,2 млрд. рублей или 56% к годовому плану и превышает уровень 2018 года на 11,1 млрд. рублей.

Налоговые и неналоговые доходы получены в объеме 104,9 млрд. рублей, что составляет 60% к годовому плану и выше уровня 2018 года на 10,7 млрд. рублей.

2. Основные направления налоговой политики

Налоговая политика Правительства Нижегородской области в 2020-2022 годах, как и в предыдущие годы, будет направлена на обеспечение поступления в консолидированный бюджет Нижегородской области всех доходных источников в запланированных объемах, а также дополнительных доходов, в том числе за счет погашения налогоплательщиками задолженности по обязательным платежам в консолидированный бюджет Нижегородской области.

Основными направлениями налоговой политики в Нижегородской области на 2020-2022 годы определены:

- увеличение налогового потенциала Нижегородской области за счет налогового стимулирования деловой активности в Нижегородской области, привлечения инвестиций, реализации высокоэффективных инвестиционных и инновационных проектов;

- продолжение политики обоснованности и эффективности применения налоговых льгот, отмена неэффективных и невостребованных льгот;

- государственная поддержка приоритетных отраслей экономики и организаций малого и среднего бизнеса;

- взаимовыгодное сотрудничество с организациями, формирующими налоговый потенциал Нижегородской области, в том числе в рамках заключенных соглашений между Правительством Нижегородской области и крупнейшими организациями Нижегородской области;

- дальнейшее совершенствование налогового администрирования, повышение уровня ответственности главных администраторов доходов за качественное прогнозирование доходов консолидированного бюджета Нижегородской области и выполнение в полном объеме утвержденных годовых назначений по доходам областного бюджета и местных бюджетов на территории Нижегородской области, активизация претензионно-исковой деятельности;

- проведение мероприятий по повышению эффективности управления государственной и муниципальной собственностью, природными ресурсами Нижегородской области, в том числе выявление земельных участков, используемых не по целевому назначению.

На федеральном уровне вступают в силу, а также планируются к принятию с 2020 года следующие изменения законодательства:

- с 1 января 2020 г. к налоговой базе по налогу на прибыль организаций, определяемой музеями, театрами, библиотеками, учредителями которых являются субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, применяется налоговая ставка 0%;

- с 1 января 2020 г. субъекты Российской Федерации наделяются правом устанавливать право на применение инвестиционного налогового вычета в отношении расходов налогоплательщика применительно к объектам транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур, а также снимается ограничение на применение инвестиционного налогового вычета участниками консолидированных групп налогоплательщиков;

- с 1 января 2020 г. уточняется порядок налогообложения доходов физического лица при продаже объекта недвижимости, образованного в середине года.

Для определения облагаемых доходов будет применяться кадастровая стоимость объекта на дату постановки его на кадастровый учет, умноженная на коэффициент 0,7.

В настоящее время при расчете НДФЛ применяется кадастровая стоимость объекта по состоянию на 1 января года, в котором зарегистрирован переход права собственности на объект, умноженная на коэффициент 0,7.

- планируется сокращение с пяти до трех лет минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, по истечении которого доход, полученный физическим лицом от продажи такого объекта, освобождается от налогообложения, в случае если объект недвижимого имущества в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации является единственным жилым помещением, находящимся в собственности налогоплательщика;

- планируется освободить от налогообложения НДФЛ доходы в виде единовременных компенсационных выплат учителям, произведенных в рамках государственной программы "Земский учитель";

- с 1 января 2020 г. увеличиваются ставки акцизов на алкогольную продукцию и пиво (рост составит 102,8% - 105,6% в зависимости от вида подакцизной продукции), а также ставки акцизов на нефтепродукты (103,2% - 103,6 %);

- начиная с отчетности за 2020 год отменяются налоговые декларации по транспортному и земельному налогам;

- с 1 января 2020 г. увеличивается с 58,1% до 66,6% норматив зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

- планируется установление запрета на применение единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и патентной системы налогообложения в отношении розничной торговли лекарственными препаратами, обувными товарами и предметами одежды, принадлежностями к одежде и прочими изделиями из натурального меха, подлежащими обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе контрольными (идентификационными) знаками;

- субъекты Российской Федерации планируется наделить правом устанавливать дополнительные ограничения для применения патентной системы налогообложения:

а) для сдачи в аренду (наем) принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности жилых и нежилых помещений, земельных участков - по общей площади сдаваемых в аренду помещений и земельных участков;

б) для оказания услуг по перевозке грузов и пассажиров автомобильным или водным транспортом - по общему количеству автотранспортных средств и судов водного транспорта соответственно;

в) для розничной торговли и услуг общественного питания - по общему количеству объектов стационарной и нестационарной торговой сети и объектов организации общественного питания и (или) их общей площади;

- планируется, что субъекты Российской Федерации смогут устанавливать размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по патентной системе налогообложения на единицу физического показателя (на единицу средней численности наемных работников; на единицу количества автотранспортных средств, судов водного транспорта; на 1 тонну грузоподъемности транспортных средств; на одно пассажирское место и т.д.);

- планируется уточнить порядок расчета налога по патентной системе налогообложения в зависимости от количества дней срока, на который выдан патент;

- с 1 января 2020 г. меняется принцип зачисления доходов от уплаты штрафов, установленный статьей 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Предусматривается зачисление штрафов, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в основном в доходы бюджета, за счет средств которого содержится контролирующий орган.

- с 1 января 2020 г. увеличивается с 55% до 60% норматив зачисления в местные бюджеты платы за негативное воздействие на окружающую среду.

На региональном уровне планируются к принятию с 2020 года следующие изменения законодательства:

- на 2020 год планируется установить коэффициент, используемый для расчета суммы фиксированного авансового платежа по налогу на доходы физических лиц для иностранных граждан в Нижегородской области, в размере 2,12;

- право на применение налогоплательщиком инвестиционного налогового вычета на территории Нижегородской области планируется установить с 1 января 2023 г. для организаций, являющихся субъектами инвестиционной деятельности, реализующими приоритетные инвестиционные или инновационные проекты Нижегородской области;

- планируется установление на соответствующий год коэффициентов индексации арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Нижегородской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, а также арендной платы за объекты нежилого фонда областной собственности на уровне планируемого среднегодового индекса потребительских цен.

3. Основные направления бюджетной политики

В основе бюджетной политики лежат поставленные Президентом Российской Федерации национальные цели развития на период до 2024 года, исходя из которых бюджетная политика в 2020-2022 годах, будет направлена на:

1. Обеспечение сбалансированности и долгосрочной устойчивости консолидированного и областного бюджетов Нижегородской области, в том числе за счет:

- формирования реалистичного прогноза поступления доходов, основанного на прогнозе социально-экономического развития Нижегородской области на среднесрочный период (на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов),

- удлинения горизонта бюджетного планирования;

- взвешенного подхода к принятию новых расходных обязательств;

- проведения ответственной долговой политики, реализации мер, направленных на обеспечение безопасного уровня долговой нагрузки на областной бюджет.

2. Повышение эффективности и оптимизация бюджетных расходов, в том числе за счет:

- концентрации финансовых ресурсов на достижении целей и результатов региональных проектов, направленных на реализацию национальных проектов;

- формирования качественного бюджета развития;

- повышения операционной эффективности использования бюджетных средств;

- предоставления мер социальной поддержки населению Нижегородской области исходя из принципа адресности и применения критериев нуждаемости;

- внедрения системы управления налоговыми расходами и обеспечения ее интеграции в бюджетный процесс.

3. Повышение качества оказываемых государственных услуг, в том числе за счет:

- установления государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Нижегородской области в соответствии с общероссийскими базовыми (отраслевыми) перечнями (классификаторами) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, и региональным перечнем (классификатором) государственных (муниципальных) услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, и работ, оказываемых и выполняемых государственными (муниципальными) учреждениями Нижегородской области;

- определения финансового обеспечения государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Нижегородской области на основе нормативных затрат, установленных в соответствии с действующим законодательством;

- повышения ответственности государственных учреждений за невыполнение государственного задания;

- вовлечения организаций, не являющихся государственными учреждениями, в процесс оказания государственных услуг, путем использования механизма социального заказа на оказание государственных услуг.

4. Повышение эффективности государственного управления, в том числе за счет:

- совершенствования инструментов программно-целевого планирования, развития механизмов проектного управления;

- повышения качества финансового менеджмента в органах исполнительной власти Нижегородской области и государственных учреждениях Нижегородской области;

- реализации принципов открытости и прозрачности управления государственными финансами.

5. Выравнивание возможностей граждан в получении качественных и доступных государственных и муниципальных услуг и создание условий для исполнения органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области закрепленных за ними полномочий.

6. Развитие и совершенствование систем финансового контроля и контроля в сфере закупок.

4. Основные подходы к формированию

областного бюджета

Бюджетная политика Правительства Нижегородской области в части доходов в 2020-2022 годах будет направлена, как и в предыдущие годы, на обеспечение роста и укрепления налоговой базы.

В основу формирования бюджетных назначений по доходным источникам консолидированного бюджета Нижегородской области будет принят прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на среднесрочный период (на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов), предусматривающий динамику развития экономики Нижегородской области в среднесрочной перспективе и рост основных экономических показателей, влияющих на налоговую базу.

Обеспечению необходимых темпов экономического роста и увеличению инвестиционной активности в Нижегородской области будут способствовать меры, предусмотренные Стратегией социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 г. № 889.

В целях создания условий для роста налогооблагаемой базы и доходов консолидированного бюджета Нижегородской области Правительством Нижегородской области продолжится работа по:

- повышению результативности деятельности администраторов доходов областного и местных бюджетов, направленной в первую очередь на безусловное исполнение всеми плательщиками своих обязательств перед консолидированным бюджетом Нижегородской области;

- повышению эффективности использования производственного и налогового потенциалов, стимулированию инвестиционной деятельности;

- активизации работы всех заинтересованных структур в части актуализации баз данных, необходимых для начисления имущественных налогов и расширения налогооблагаемой базы по ним;

- проведению оценки эффективности предоставления льгот по региональным и местным налогам, а также федеральным налогам, зачисляемым в консолидированный бюджет Нижегородской области, сокращению неэффективных налоговых льгот;

- повышению эффективности управления государственной и муниципальной собственностью и увеличению доходов от ее использования.

В соответствии с требованиями бюджетного законодательства будет осуществляться оценка налоговых расходов Нижегородской области с учетом общих требований к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 г. № 796.

Результаты оценки целесообразности и результативности налоговых расходов Нижегородской области будут учтены при формировании областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.

Бюджетная политика в Нижегородской области расходов будет ориентирована на безусловное достижение приоритетов и целей, определенных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и на реализацию мер по повышению эффективности использования бюджетных средств.

Приоритетность расходов областного бюджета на реализацию национальных и региональных стратегических целей развития будет определяться с учетом утвержденных паспортов национальных и региональных проектов.

В среднесрочной перспективе сохраняются следующие приоритеты бюджетных расходов:

- обеспечение сохранения (в процентном соотношении) целевых показателей заработной платы отдельным категориям работников социальной сферы, установленных на 2018 год Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 г. № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" и от 28 декабря 2012 г. № 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";

- финансирование социально значимых расходов с учетом ежегодной индексации;

- поддержка семей, имеющих детей;

- реализация мер социальной поддержки населения;

- предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа;

- софинансирование социально-значимых расходов органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области;

- реализация государственных программ, направленных на содействие устойчивому развитию экономики Нижегородской области, в том числе программ занятости населения, поддержки приоритетных отраслей экономики, поддержки сельскохозяйственного производства, а также малого бизнеса;

- реализация мер по обеспечению доступности транспортного обслуживания льготных категорий граждан, учащихся, студентов;

- реализация мероприятий по обеспечению экологической безопасности;

- реализация жилищных программ, действующих в Нижегородской области;

- формирование комфортной городской среды.

Основные параметры областного бюджета будут определены исходя из ожидаемого прогноза поступления доходов и необходимости соблюдения условий по ежегодному снижению доли общего объема государственного долга от объема доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений.

В соответствии с Соглашениями с Министерством финансов Российской Федерации, заключенными Правительством Нижегородской области в 2017 году, при проведении реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, полученным из федерального бюджета для частичного покрытия дефицита областного бюджета, необходимо обеспечить:

- на 1 января 2021 г. долю общего объема государственного долга не более 58% от объема доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2020 год;

- на 1 января 2022 г. долю общего объема государственного долга не более 54% от объема доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2021 год;

- на 1 января 2023 г. долю общего объема государственного долга не более 51% от объема доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2022 год.

Расходы на выплату заработной платы с начислениями работникам социальной сферы будут формироваться в пределах существующей штатной численности работников государственных учреждений Нижегородской области с учетом вновь вводимых объектов социальной сферы, объектов, передаваемых с муниципального уровня, и установленного на федеральном уровне минимального размера оплаты труда.

Расходы инвестиционного характера будут осуществляться в рамках государственных программ Нижегородской области и в соответствии с Адресной инвестиционной программой Нижегородской области.

Осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства будет производиться с учетом необходимости финансового обеспечения в первую очередь объектов, имеющих высокую степень готовности, объектов в рамках реализации национальных проектов, а также строящихся с привлечением средств федерального бюджета.

В целях обеспечения устойчивого развития экономики Нижегородской области, а также укрепления продовольственной безопасности предусматривается сохранить расходы на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей на уровне не ниже прошлых лет.

5. Политика в области формирования

межбюджетных отношений

Формирование межбюджетных отношений с муниципальными образованиями Нижегородской области в 2020-2022 годах будет осуществляться в соответствии с Законом Нижегородской области от 6 декабря 2011 г. № 177-З "О межбюджетных отношениях в Нижегородской области".

Создание условий для исполнения органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области закрепленных за ними полномочий будет осуществляться посредством закрепления нормативов отчислений от налогов за местными бюджетами, выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований Нижегородской области, обеспечения сбалансированности местных бюджетов и софинансирования вопросов местного значения в соответствии с единым установленным уровнем.

В целях повышения эффективности выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных районов, городских округов и поселений Нижегородской области планируется продолжить практику распределения межбюджетных трансфертов на 2020-2022 годы с учетом модельных расходов муниципальных образований Нижегородской области, представляющих собой расчетный объем расходов, максимально учитывающих специфику муниципальных образований Нижегородской области и оценивающих объем средств, необходимых для полноценного исполнения собственных полномочий.

Оказание дополнительной финансовой помощи бюджетам муниципальных районов и городских округов Нижегородской области будет осуществляться через предоставление дотаций на обеспечение сбалансированности бюджетов муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, рассчитываемых исходя из доведения отношения расчетного дефицита консолидированного бюджета муниципального района (городского округа) Нижегородской области к модельным расходам до единого минимально возможного для всех муниципальных районов и городских округов Нижегородской области уровня.

При распределении дотации на сбалансированность бюджетов муниципальных районов и городских округов Нижегородской области будут учитываться результаты онлайн-голосования граждан за общественно значимые проекты, реализуемые на территориях муниципальных районов и городских округов Нижегородской области.

Планируется сохранить механизм взимания субсидий из бюджетов сверхобеспеченных поселений "отрицательных трансфертов" в областной бюджет для дальнейшего распределения между высокодотационными поселениями.

Для повышения заинтересованности органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области в наращивании налогооблагаемой базы планируется:

- продолжить практику применения при определении налогового потенциала территорий показателя роста налогооблагаемой базы муниципальных образований Нижегородской области, не превышающий средних значений по муниципальным образованиям Нижегородской области;

- передать на местный уровень 20% от доходов, взимаемых в связи с применением упрощенной системы налогообложения, зачисляемых ранее в областной бюджет.

Приоритетными направлениями работы Правительства Нижегородской области в сфере межбюджетных отношений в 2020-2022 годах будут являться мотивация органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области к экономическому развитию и наращиванию налоговой базы, а также контроль за осуществлением органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области приоритетных направлений расходования бюджетных средств в рамках реализации государственной политики на местном уровне и за проведением ответственной финансовой политики.

6. Политика в области управления

государственным долгом Нижегородской области

Долговая политика Правительства Нижегородской области в 2020-2022 годах будет строиться в соответствии Концепцией управления государственным долгом Нижегородской области на период до 1 января 2025 г., утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 12 октября 2011 г. № 817.

Долговая политика будет направлена на обеспечение устойчивого и сбалансированного исполнения областного бюджета и нацелена на сохранение безопасного уровня долговой нагрузки и безусловное выполнение принятых долговых обязательств Нижегородской области, что будет способствовать повышению кредитного рейтинга Нижегородской области и снижению стоимости заимствований.

Основными задачами реализации долговой политики являются:

- поддержание объема государственного долга на экономически безопасном уровне (с учетом возможных рисков), проведение мероприятий по улучшению показателей долговой устойчивости, в соответствии с параметрами, установленными бюджетным законодательством для субъектов Российской Федерации;

- поддержание объема государственного долга, в том числе рыночных долговых обязательств, в пределах ограничений, предусмотренных соглашениями с Министерством финансов Российской Федерации, заключенными Правительством Нижегородской области в 2017 году, при проведении реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, полученным из федерального бюджета для частичного покрытия дефицита бюджета;

- активное использование механизма привлечения государственных ценных бумаг Нижегородской области как источника долгосрочного финансирования дефицита областного бюджета, в том числе поддержание его на уровне не менее 50% от объема государственного долга;

- повышение эффективности государственных заимствований, сокращение рисков, связанных с их осуществлением;

- оптимизация структуры государственного долга с целью минимизации стоимости его обслуживания, в том числе за счет частичного замещения рыночных долговых обязательств бюджетными кредитами из федерального бюджета (на пополнение остатков средств на счете областного бюджета);

- обеспечение открытости и прозрачности информации о государственном долге Нижегородской области.

7. Повышение эффективности управления исполнением

областного бюджета

В рамках повышения эффективности управления исполнением областного бюджета основные мероприятия будут ориентированы на повышение эффективности и прозрачности использования денежных средств, повышение качества управления средствами областного бюджета и строгое соблюдение бюджетной дисциплины всеми участниками бюджетного процесса, включая:

- повышение качества прогнозирования кассового плана, в том числе за счет усиления действенности механизма предельных объемов финансирования;

- повышение эффективности управления ликвидностью областного бюджета;

- расширение применения механизма казначейского сопровождения на новые виды целевых средств;

- обеспечение ритмичности исполнения областного бюджета и недопущение на конец текущего года неиспользованных лимитов бюджетных обязательств на закупку товаров, работ, услуг;

- совершенствование системы учета и отчетности в государственном секторе.

8. Политика в сфере финансового контроля

и контроля в сфере закупок

Одним из приоритетных направлений повышения эффективности бюджетных расходов будет выступать развитие и совершенствование систем финансового контроля и контроля в сфере закупок.

Деятельность Правительства Нижегородской области в сфере финансового контроля и контроля в сфере закупок будет направлена на:

- осуществление контрольной деятельности в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения и правоотношения в сфере закупок, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из областного бюджета, а также соблюдения условий государственных контрактов и договоров (соглашений) о предоставлении средств из областного бюджета;

- совершенствование процедур государственного финансового контроля и контроля в сфере закупок, направленных на оценку эффективности использования государственных ресурсов;

- стандартизацию контрольной деятельности в соответствии с федеральными стандартами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, предусматривающую единые принципы контрольной деятельности, правила планирования контрольных мероприятий, оформления и реализации их результатов и правила составления отчетности о результатах контрольной деятельности;

- смещение акцентов контрольных мероприятий с последующего на предварительный контроль, направленный на предупреждение нарушений законодательства;

- совершенствование порядка реализации результатов контрольных мероприятий с целью пресечения и исключения негативных последствий нарушений законодательства, обеспечение применения ответственности за нарушения бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе;

- проведение профилактической работы по предупреждению нарушений бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 30.09.2019
Рубрики правового классификатора: 080.000.000 Финансы, 080.060.000 Бюджеты субъектов Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать