Основная информация

Дата опубликования: 13 февраля 2020г.
Номер документа: RU05000202000031
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Дагестан
Принявший орган: Правительство Республики Дагестан
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 февраля 2020 г. № 19

О

ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В РЕСПУБЛИКАНСКУЮ АДРЕСНУЮ ПРОГРАММУ «ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ГРАЖДАН ИЗ

АВАРИЙНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН В 2019-2024 ГОДАХ»

Правительство Республики Дагестан

постановляет:

Утвердить прилагаемые изменения, которые

вносятся в республиканскую адресную программу «Переселение граждан из

аварийного жилищного фонда в Республике Дагестан в 2019-2024 годах»,

утвержденную постановлением

Правительства Республики Дагестан от 31 марта 2019 г. № 66

(интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru),

2019, 31 марта, № 05002003996; 24 июня, № 05002004311).

Председатель

Правительства

Республики

Дагестан

А. Здунов

Утверждены

постановлением

Правительства

Республики

Дагестан

от 13

февраля 2020 г. № 19

ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В РЕСПУБЛИКАНСКУЮ АДРЕСНУЮ ПРОГРАММУ

«ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ГРАЖДАН ИЗ АВАРИЙНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН В

2019-2024 ГОДАХ»

Республиканскую

адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в

Республике Дагестан в 2019-2024 годах» изложить в следующей редакции:

«РЕСПУБЛИКАНСКАЯ

АДРЕСНАЯ ПРОГРАММА «ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ГРАЖДАН ИЗ АВАРИЙНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В

РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН В 2019-2024 ГОДАХ»

ПАСПОРТ

РЕСПУБЛИКАНСКОЙ

АДРЕСНОЙ ПРОГРАММЫ «ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ГРАЖДАН ИЗ АВАРИЙНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В

РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН В 2019-2024 ГОДАХ»

Наименование Программы

-

республиканская адресная программа

«Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Дагестан в

2019-2024 годах» (далее - Программа)

Уполномоченный орган исполнительной

власти Республики Дагестан, ответственный за реализацию Программы

-

Министерство строительства и

жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан

Главный распорядитель бюджетных средств

-

Министерство строительства и

жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан

Цели Программы

-

обеспечение устойчивого сокращения

непригодного для проживания жилищного фонда;

создание безопасных и благоприятных

условий проживания граждан на территориях муниципальных образований

Республики Дагестан;

обеспечение жилищных прав граждан,

проживающих по договору социального найма в домах, признанных в установленном

порядке аварийными и подлежащими сносу;

обеспечение жилищных прав собственников

жилых помещений при сносе аварийных жилых домов;

повышение качества реформирования

жилищно-коммунального хозяйства

Задачи Программы

-

создание механизмов переселения граждан

из непригодного для проживания жилищного фонда, обеспечивающих соблюдение их

жизненных прав, установленных законодательством Российской Федерации;

формирование финансовых ресурсов для

обеспечения переселения граждан из жилых помещений аварийного жилищного

фонда;

формирование жилищного фонда,

необходимого для переселения граждан из жилых помещений аварийного жилищного

фонда;

организация переселения граждан из

аварийных многоквартирных домов в муниципальных образованиях Республики

Дагестан;

ликвидация аварийного жилищного фонда

Муниципальные образования Республики

Дагестан - участники Программы

-

городской округ с внутригородским

делением «город Махачкала»;

муниципальный район «Унцукульский район»

Этапы и сроки реализации Программы

-

Программа реализуется в период с 2019 по

2024 год:

этап 2019-2020 годов - срок реализации до

31 декабря 2020 года;

этап 2020-2021 годов - срок реализации до

31 декабря 2021 года;

этап 2021-2022 годов - срок реализации до

31 декабря 2022 года;

этап 2022-2023 годов - срок реализации до

31 декабря 2023 года;

этап 2023-2024 годов - срок реализации до

31 декабря 2024 года

Объемы и источники финансирования

Программы

-

общий прогнозный объем финансирования

Программы в 2019-2024 годах - 121324266,5 рубля, в том числе:

1) основной объем финансирования составит

113411197,5 рубля <*>, в том числе по источникам финансирования:

средства государственной корпорации -

Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее -

Фонд) (прогнозные объемы на условиях софинансирования) - 97397702,12 рубля;

средства республиканского бюджета

Республики Дагестан (прогнозные объемы на условиях софинансирования) -

2655861,82 рубля;

средства местных бюджетов (прогнозные

объемы на условиях софинансирования) - 13357633,56 рубля;

2) дополнительный объем финансирования

Программы составит 7913069,00 рубля

Ожидаемые конечные результаты реализации

Программы

-

в результате реализации Программы

планируется переселить 262 человека, ликвидировать 3394,45 кв. метра аварийного

жилищного фонда

<*> Указанная сумма финансирования

является прогнозной и подлежит уточнению при корректировке республиканского

бюджета Республики Дагестан.

1. Общие положения

Программа разработана в целях реализации Федерального

закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию

жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Федеральный закон № 185-ФЗ), Указа

Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О

национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на

период до 2024 года».

Объектом рассмотрения Программы является

аварийный жилищный фонд - совокупность жилых помещений многоквартирных домов,

признанных до 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу в связи с

физическим износом в процессе их эксплуатации.

Предметом регулирования Программы является

комплекс экономических, правовых и иных отношений, возникающих в процессе

создания благоприятных условий проживания граждан путем их переселения из

аварийного жилищного фонда.

Сфера действия Программы -

жилищно-коммунальный комплекс.

В реализации Программы принимают участие

муниципальные образования Республики Дагестан, на территориях которых есть

многоквартирные дома, признанные до 1 января 2017 года в установленном порядке

аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их

эксплуатации: городской округ с внутригородским делением «город Махачкала» и

муниципальный район «Унцукульский район».

Переселение граждан из аварийного жилищного

фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством и Федеральным

законом № 185-ФЗ.

2. Цели и задачи Программы

Целями Программы являются:

обеспечение устойчивого сокращения

непригодного для проживания жилищного фонда;

создание безопасных и благоприятных условий

проживания граждан на территориях муниципальных образований Республики

Дагестан;

обеспечение жилищных прав граждан,

проживающих по договору социального найма в домах, признанных в установленном

порядке аварийными и подлежащими сносу;

обеспечение жилищных прав собственников

жилых помещений при сносе аварийных жилых домов;

повышение качества реформирования

жилищно-коммунального хозяйства.

Для достижения поставленных целей

необходимо решить следующие задачи:

создание механизмов переселения граждан из

непригодного для проживания жилищного фонда, обеспечивающих соблюдение их

жизненных прав, установленных законодательством Российской Федерации;

формирование финансовых ресурсов для

обеспечения переселения граждан из жилых помещений аварийного жилищного фонда;

формирование жилищного фонда, необходимого

для переселения граждан из жилых помещений аварийного жилищного фонда;

организация переселения граждан из

аварийных многоквартирных домов в муниципальных образованиях Республики

Дагестан;

ликвидация аварийного жилищного фонда в

муниципальных образованиях Республики Дагестан - участниках Программы в объеме

3394,45 кв. метра общей площади жилых помещений, в котором проживают 262

человека.

Перечень аварийных многоквартирных домов,

признанных аварийными до 1 января 2017 года и подлежащих расселению до 31

декабря 2024 года, приведен в приложении № 2 к Программе.

3. Характеристика текущего состояния жилищного

фонда на территории Республики Дагестан

В соответствии с данными, представленными

Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по

Республике Дагестан по итогам 2018 года, на территории Республики Дагестан

расположены 5990 многоквартирных домов.

В Региональную программу по проведению

капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике

Дагестан на 2014-2040 годы, утвержденную постановлением

Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. № 175, включены

3502 многоквартирных дома.

По состоянию на 1 января 2019 года 36

многоквартирных домов жилой площадью 24,46 тыс. кв. метров признаны аварийными

и подлежащими сносу в порядке, установленном Правительством Российской

Федерации.

По итогам 2018 года в Республике Дагестан

введено в эксплуатацию 976,8 тыс. кв. метров жилья (48,8 проц. к уровню 2017

года).

На долю введенного в эксплуатацию

многоэтажного жилья в республике приходится 407,967 тыс. кв. метров (73,7 проц.

к уровню 2017 года), или 47,8 проц. от общего объема введенного в эксплуатацию

жилья.

Населением за счет собственных и заемных

средств построено 568,141 тыс. кв. метров индивидуального жилья (39,3 проц. к

уровню 2017 года).

4. Меры, принимаемые в Республике Дагестан для обеспечения

полноты и достоверности сведений об аварийном жилищном фонде

1. Соглашениями о предоставлении средств на

реализацию Программы, заключенными между Министерством строительства и

жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан и администрациями муниципальных

образований Республики Дагестан, предусмотрены штрафные санкции в случае

предоставления указанными администрациями недостоверной информации.

2. Организация и проведение Министерством

строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан выборочных

выездных проверок аварийных многоквартирных домов, сведения о которых

представлены муниципальными образованиями Республики Дагестан, а также проверок

документов, на основании которых было принято решение о признании

многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

5. Требования к проектируемым (строящимся) и

приобретаемым жилым помещениям

Рекомендуемые требования к жилью,

строящемуся или приобретаемому в рамках Программы, приведены в приложении № 1 к

Программе.

6. Критерии очередности участия в Программе

муниципальных образований Республики Дагестан

Критериями очередности участия в Программе

муниципальных образований Республики Дагестан являются:

1) в первоочередном порядке подлежат

переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на

территориях муниципальных образований Республики Дагестан и год признания

которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам

признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных

домов, расположенных на территориях этих муниципальных образований Республики

Дагестан, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или

при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда.

В случае если несколько многоквартирных домов, признанных аварийными и

подлежащими сносу или реконструкции в разные годы, расположены в границах

одного элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или смежных

элементов планировочной структуры, переселение граждан из этих домов может

осуществляться в рамках одного этапа региональной адресной программы по

переселению граждан из аварийного жилищного фонда;

2) наличие выписки из муниципального

правового акта о бюджете на очередной финансовый год и плановый период,

предусматривающей софинансирование программ муниципальных образований

Республики Дагестан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда;

3) наличие земельных участков под

строительство домов;

4) наличие готового (построенного)

жилищного фонда;

5) наличие технических условий по

присоединению объекта строительства к сетям электро-, тепло-, водоснабжения,

водоотведения.

7. Порядок определения размера возмещения за

изымаемое жилое помещение, порядок уплаты гражданами части стоимости приобретаемых

жилых помещений в случае, если размер возмещения за изымаемое жилое помещение

ниже стоимости планируемого к предоставлению жилого помещения

Определение размера возмещения за изымаемое

жилое помещение, выплачиваемого в соответствии со статьей 32 Жилищного

кодекса Российской Федерации, порядок уплаты гражданами части стоимости

приобретаемых жилых помещений в случае, если размер возмещения за изымаемое

жилое помещение ниже стоимости планируемого к предоставлению жилого помещения,

сроки и другие условия выкупа устанавливаются соглашением с собственником

жилого помещения в соответствии с частью 6 статьи 32 Жилищного

кодекса Российской Федерации.

При определении выкупной цены изымаемого

жилого помещения учитывается стоимость доли в праве собственности на общее

имущество в подлежащем сносу доме, включая долю в праве собственности на

земельный участок.

При возникновении спора о размере выкупной

цены рыночная стоимость жилого помещения устанавливается по правилам,

предусмотренным Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об

оценочной деятельности в Российской Федерации».

В случае если собственник изъявил желание

приобрести помещение площадью большей площади, планируемой к приобретению, ему

необходимо обратиться в орган местного самоуправления по месту нахождения

расселяемого жилого помещения с письменным заявлением о готовности доплатить за

дополнительную приобретаемую площадь.

По результатам рассмотрения данного

заявления орган местного самоуправления готовит проект соглашения об увеличении

приобретаемой площади жилого помещения с учетом средств собственника либо

готовит мотивированный отказ в случае невозможности приобретения

предполагаемого жилого помещения.

8. Обоснование объема средств на реализацию

Программы

Стоимость реализации Программы рассчитана

исходя из:

утвержденных приказом

Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской

Федерации от 19 декабря 2018 г. № 822/пр показателей средней рыночной стоимости

одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской

Федерации на I квартал 2019 года, которые подлежат применению федеральными

органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов

Российской Федерации для расчета размеров социальных выплат для всех категорий

граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются на приобретение

(строительство) жилых помещений за счет средств федерального бюджета. Указанный

показатель для Республики Дагестан составляет 29655 рублей;

оценки рыночной стоимости жилых помещений в

аварийных домах по этапу 2019-2020 годов Программы, которая оставляет от 30145

до 49442 рублей за один квадратный метр;

утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства

Российской Федерации от 19 декабря 2019 г. № 827/пр показателей

средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого

помещения по субъектам Российской Федерации на I квартал 2020 года, которые

подлежат применению федеральными органами исполнительной власти, органами

исполнительной власти субъектов Российской Федерации для расчета размеров

социальных выплат для всех категорий граждан, которым указанные социальные

выплаты предоставляются на приобретение (строительство) жилых помещений за счет

средств федерального бюджета. Указанный показатель для Республики Дагестан

составляет 30522 рубля.

Общая площадь жилых помещений в аварийном

жилищном фонде, подлежащем расселению в рамках Программы в 2019-2024 годах,

составляет 3394,45 кв. метра, в том числе:

по этапу 2019-2020 годов - 800,20 кв.

метра;

по этапу 2020-2021 годов - 126,7 кв. метра;

по этапу 2021-2022 годов - 129,4 кв. метра;

по этапу 2022-2023 годов - 1166,5 кв.

метра;

по этапу 2023-2024 годов - 1171,65 кв.

метра.

Расчетная стоимость переселения граждан из

аварийного жилищного фонда составит 118776803,75 рубля, в том числе:

по этапу 2019-2020 годов - 31643000,0

рубля;

по этапу 2020-2021 годов - 3867137,4 рубля;

по этапу 2021-2022 годов - 3949546,8 рубля;

по этапу 2022-2023 годов - 44675051,4

рубля;

по этапу 2023-2024 годов - 37189530,9

рубля.

Обоснование объема средств на реализацию

Программы в разбивке по этапам Программы, муниципальным образованиям Республики

Дагестан, способам переселения приведено в приложении № 3 к Программе.

9. Объемы и источники долевого финансирования

Программы

Общий прогнозный объем финансирования

Программы в 2019-2024 годах составляет 121324266,5 в том числе:

1. Основной объем финансирования составит

113411197,5 рубля по источникам финансирования:

средства государственной корпорации - Фонда

содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд)

(прогнозные объемы на условиях софинансирования) - 97397702,12 рубля;

средства республиканского бюджета

Республики Дагестан (прогнозные объемы на условиях софинансирования) -

2655861,82 рубля;

средства местных бюджетов (прогнозные

объемы на условиях софинансирования) - 13357633,56 рубля.

2. Дополнительный объем финансирования

Программы составляет 7913069,00 рубля из бюджета городского округа с

внутригородским делением «город Махачкала».

Объемы и источники финансирования по этапам

Программы с разбивкой по муниципальным образованиям Республики Дагестан

приведены в приложении № 4 к Программе.

10. Планируемые показатели выполнения Программы

Ожидаемые результаты реализации Программы:

переселение 262 человек, проживающих в

аварийном жилищном фонде, в том числе:

по этапу 2019-2020 годов - 57 человек;

по этапу 2020-2021 годов - 13 человек;

по этапу 2021-2022 годов - 2 человека;

по этапу 2022-2023 годов - 105 человек;

по этапу 2023-2024 годов - 85 человек;

переселение из аварийного жилищного фонда

общей площадью 3394,45 кв. метра, в том числе:

по этапу 2019-2020 годов - 800,20 кв.

метра;

по этапу 2020-2021 годов - 126,7 кв. метра;

по этапу 2021-2022 годов - 129,4 кв. метра;

по этапу 2022-2023 годов - 1166,5 кв.

метра;

по этапу 2023-2024 годов - 1171,65 кв.

метра.

Планируемые показатели выполнения Программы

приведены в приложении № 5 к Программе.

11. Порядок проведения мониторинга и контроля за ходом

реализации Программы

Контроль за реализацией Программы

осуществляется Фондом, Правительством Республики Дагестан, Счетной палатой

Республики Дагестан.

Министерство финансов Республики Дагестан

направляет в течение семи рабочих дней финансовые средства республиканского

бюджета Республики Дагестан, полученные за счет средств Фонда, на переселение

граждан из аварийного жилищного фонда и средства республиканского бюджета

Республики Дагестан, предусмотренные на долевое финансирование переселения

граждан из аварийного жилищного фонда в рамках Программы.

Министерство строительства и

жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан направляет в течение семи

рабочих дней финансовые средства республиканского бюджета Республики Дагестан,

полученные за счет средств Фонда, на переселение граждан из аварийного

жилищного фонда и средства республиканского бюджета Республики Дагестан,

предусмотренные на долевое финансирование переселения граждан из аварийного

жилищного фонда в рамках Программы.

Муниципальные образования Республики

Дагестан пропорционально направляют финансовые средства из всех бюджетов на

реализацию предусмотренных в рамках Программы мероприятий.

Координацию деятельности соисполнителей и

участников Программы осуществляет уполномоченный орган, ответственный за

реализацию Программы, который:

ежемесячно организует сбор информации от

соисполнителей Программы о выполнении каждого мероприятия и общем объеме

фактически произведенных расходов, в том числе по источникам финансирования;

осуществляет обобщение и подготовку

информации о ходе реализации мероприятий Программы;

представляет в Фонд отчетность по

утвержденным формам в сроки, установленные законодательством.

Муниципальные образования Республики

Дагестан:

осуществляют организационно-методическое

сопровождение Программы на территории муниципального образования, координацию

деятельности организаций - участников реализации Программы;

осуществляют контроль за целевым

использованием финансовых средств, выделенных на реализацию Программы;

представляют отчеты о реализации Программы

в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики

Дагестан по формам и в сроки, устанавливаемые Фондом и Министерством

строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан;

неукоснительно исполняют обязательства,

предусмотренные подписанными соглашениями о долевом финансировании

муниципальных и республиканских адресных программ по переселению граждан из

аварийного жилищного фонда, реализуемыми согласно Федеральному закону № 185-ФЗ.

Управление, отчетность и контроль за ходом

реализации Программы осуществляются в соответствии с Федеральным законом №

185-ФЗ.

Приложение №

1

к

республиканской адресной программе

«Переселение

граждан из аварийного

жилищного

фонда в Республике Дагестан

в 2019-2024

годах»

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ

ТРЕБОВАНИЯ К ЖИЛЬЮ, СТРОЯЩЕМУСЯ ИЛИ ПРИОБРЕТАЕМОМУ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ПО

ПЕРЕСЕЛЕНИЮ ГРАЖДАН ИЗ АВАРИЙНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА

Рекомендуемые требования предназначены для

использования государственными (муниципальными) заказчиками при подготовке документации

на проведение закупок в целях реализации региональных адресных программ

переселения граждан из аварийного жилищного фонда, за исключением контрактов на

выкуп помещений у собственников и контрактов на покупку жилых помещений у лиц,

не являющихся застройщиками в домах, введенных в эксплуатацию.

№ п/п

Наименование требования

Содержание требования

1

2

3

1.

Требования к проектной документации

в проектной документации проектные

значения параметров и другие проектные характеристики жилья, а также проектируемые

мероприятия по обеспечению его безопасности устанавливаются таким образом,

чтобы в процессе его строительства и эксплуатации оно было безопасным для

жизни и здоровья граждан (включая инвалидов и другие группы населения с

ограниченными возможностями передвижения), имущества физических и юридических

лиц, государственного или муниципального имущества, окружающей среды.

Проектная документация разрабатывается в соответствии с требованиями: постановления

Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 «О

составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»;

Федерального

закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях

пожарной безопасности»;

Федерального

закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности

зданий и сооружений»;

СП 42.13330.2016 «Градостроительство.

Планировка и застройка городских и сельских поселений»;

СП 54.13330.2016 «Здания жилые

многоквартирные»;

СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и

сооружений для маломобильных групп населения»;

СП 14.13330.2014 «Строительство в

сейсмических районах»;

СП 22.13330.2016 «Основания зданий и

сооружений»;

СП 2.13130.2012 «Системы противопожарной

защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты»;

СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной

защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к

объемно-планировочным и конструктивным решениям»;

СП 255.1325800 «Здания и сооружения.

Правила эксплуатации. Общие положения». Оформление проектной документации

осуществляется в соответствии с ГОСТ Р 21.1101-2013 «Основные требования к

проектной и рабочей документации». Планируемые к строительству (строящиеся)

многоквартирные дома, указанные в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного

кодекса Российской Федерации, а также подлежащие приобретению жилые

помещения должны соответствовать положениям санитарно-эпидемиологических

правил и нормативов СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические

требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», утвержденных

постановлением Главного государственного санитарного врача Российской

Федерации от 10 июня 2010 г. № 64 (с изменениями и дополнениями). В отношении

проектной документации на строительство многоквартирного дома, построенного

многоквартирного дома, в котором приобретаются жилые помещения, рекомендуется

обеспечить наличие положительного заключения проведенной в соответствии с

требованиями градостроительного законодательства экспертизы

2.

Требования к конструктивному, инженерному

и технологическому оснащению строящегося многоквартирного дома, введенного в

эксплуатацию многоквартирного дома, в котором приобретается готовое жилье

в строящихся домах обеспечивается

наличие:

несущих строительных конструкций,

выполненных из следующих материалов:

стены из каменных конструкций (кирпич,

блоки), крупных железобетонных блоков, железобетонных панелей, монолитного

железобетонного каркаса с заполнением;

перекрытия из сборных и монолитных

железобетонных конструкций;

фундаменты из сборных и монолитных

железобетонных и каменных конструкций. Не рекомендуется строительство домов и

приобретение жилья в домах, выполненных из легких стальных тонкостенных

конструкций (ЛСТК), SIP-панелей, металлических сэндвич-панелей;

подключения к централизованным сетям

инженерно-технического обеспечения по выданным соответствующими

ресурсоснабжающими и иными организациями техническим условиям;

санитарного узла (раздельного или

совмещенного), который должен быть внутриквартирным и включать ванну, унитаз,

раковину;

внутридомовых инженерных систем, включая

системы:

электроснабжения (с силовым и иным

электрооборудованием в соответствии с проектной документацией);

холодного водоснабжения;

водоотведения (канализации);

газоснабжения (при наличии в соответствии

с проектной документацией), с устройством сигнализаторов загазованности,

сблокированных с быстродействующим запорным клапаном, установленным первым по

ходу газа на внутреннем газопроводе жилого здания с возможностью

аварийно-диспетчерского обслуживания, а также с установкой легкосбрасываемых

оконных блоков (в соответствии с проектной документацией);

отопления (при отсутствии

централизованного отопления и наличии газа рекомендуется установка

коллективных или индивидуальных газовых котлов);

горячего водоснабжения;

противопожарной безопасности (в

соответствии с проектной документацией);

мусороудаления (при наличии в

соответствии с проектной документацией);

в случае экономической целесообразности

рекомендуется использовать локальные системы энергоснабжения;

принятых в эксплуатацию и

зарегистрированных в установленном порядке лифтов (при наличии в соответствии

с проектной документацией).

Лифты рекомендуется оснащать:

кабиной, предназначенной для пользования

инвалидом на кресле-коляске с сопровождающим лицом;

оборудованием для связи с диспетчером;

аварийным освещением кабины лифта;

светодиодным освещением кабины лифта в

антивандальном исполнении;

панелью управления кабиной лифта в

антивандальном исполнении;

внесенных в Государственный реестр

средств измерений, поверенных предприятиями-изготовителями, принятых в

эксплуатацию соответствующими ресурсоснабжающими организациями и

соответствующих установленным требованиям к классам точности общедомовых

(коллективных) приборов учета электрической, тепловой энергии, холодной воды,

горячей воды (при централизованном теплоснабжении в установленных случаях);

оконных блоков со стеклопакетом класса

энергоэффективности в соответствии с классом энергоэффективности дома;

освещения этажных лестничных площадок

дома с использованием светильников в антивандальном исполнении со

светодиодным источником света, датчиков движения и освещенности;

при входах в подъезды дома освещения с

использованием светильников в антивандальном исполнении со светодиодным

источником света и датчиков освещенности, козырьков над входной дверью и

утепленных дверных блоков с ручками и автодоводчиком;

во входах в подвал (техническое подполье)

дома металлических дверных блоков с замком, ручками и автодоводчиком;

отмостки из армированного бетона,

асфальта, устроенной по всему периметру дома и обеспечивающей отвод воды от

фундамента;

организованного водостока;

благоустроенной придомовой территории, в

том числе наличие твердого покрытия, озеленения и малых архитектурных форм,

площадок общего пользования различного назначения, в том числе детской

игровой площадки с игровым комплексом (в соответствии с проектной

документацией)

3.

Требования к функциональному оснащению и

отделке помещений

для переселения граждан из аварийного жилищного

фонда рекомендуется использовать построенные и приобретаемые жилые помещения,

расположенные на любых этажах дома, кроме подвального, цокольного,

технического, мансардного, и:

оборудованные подключенными к

соответствующим внутридомовым инженерным системам внутриквартирными

инженерными сетями в составе (не менее):

электроснабжения с электрическим щитком с

устройствами защитного отключения;

холодного водоснабжения;

горячего водоснабжения (централизованного

или автономного);

водоотведения (канализации);

отопления (централизованного или

автономного);

вентиляции;

газоснабжения (при наличии в соответствии

с проектной документацией), с устройством сигнализаторов загазованности,

сблокированных с быстродействующим запорным клапаном, установленным первым по

ходу газа на внутреннем газопроводе жилого здания с возможностью

аварийно-диспетчерского обслуживания, а также с установкой легкосбрасываемых

оконных блоков (в соответствии с проектной документацией);

внесенными в Государственный реестр

средств измерений, поверенными предприятиями-изготовителями, принятых в

эксплуатацию соответствующими ресурсоснабжающими организациями и

соответствующими установленным требованиям к классам точности индивидуальными

приборами учета электрической энергии, холодной воды, горячей воды,

природного газа (в установленных случаях) (в соответствии с проектной

документацией);

имеющие чистовую отделку «под ключ», в

том числе: входную утепленную дверь с замком, ручками и дверным глазком;

межкомнатные двери с наличниками и

ручками;

оконные блоки со стеклопакетом класса

энергоэффективности в соответствии с классом энергоэффективности дома;

вентиляционные решетки;

подвесные крюки для потолочных

осветительных приборов во всех помещениях квартиры;

установленные и подключенные к

соответствующим внутриквартирным инженерным сетям:

звонковую сигнализацию (в соответствии с

проектной документацией);

мойку со смесителем и сифоном;

умывальник со смесителем и сифоном;

унитаз с сиденьем и сливным бачком;

ванну с заземлением, со смесителем и

сифоном;

одно-, двухклавишные электровыключатели;

электророзетки;

выпуски электропроводки и патроны во всех

помещениях квартиры;

газовую или электрическую плиту (в

соответствии с проектным решением);

радиаторы отопления с терморегуляторами

(при технологической возможности в соответствии с проектной документацией), а

при автономном отоплении и горячем водоснабжении также двухконтурный котел;

напольные покрытия из керамической плитки в помещениях ванной комнаты,

туалета (совмещенного санузла), кладовых, на балконе (лоджии), в остальных

помещениях квартиры - из ламината класса износостойкости 22 и выше или

линолеума на вспененной основе;

отделку стен водоэмульсионной или иной

аналогичной краской в помещениях ванной комнаты, туалета (совмещенного

санузла), кладовых, кухни (за исключением части стены (стен) в кухне,

примыкающей (их) к рабочей поверхности, и части стены (стен) в ванной

комнате, примыкающей (их) к ванне и умывальнику, отделка которых производится

керамической плиткой);

обоями в остальных помещениях;

отделку потолков во всех помещениях

квартиры водоэмульсионной или иной аналогичной краской, либо конструкцией из

сварной виниловой пленки (ПВХ) или бесшовного тканевого полотна, закрепленных

на металлическом или пластиковом профиле под перекрытием (натяжные потолки)

4.

Требования к материалам, изделиям и

оборудованию

проектом на строительство

многоквартирного дома рекомендуется предусмотреть применение современных

сертифицированных строительных и отделочных материалов, изделий,

технологического и инженерного оборудования. Строительство должно

осуществляться с применением материалов и оборудования, обеспечивающих

соответствие жилища требованиям проектной документации.

Выполняемые работы и применяемые

строительные материалы в процессе строительства дома, жилые помещения в

котором приобретаются в соответствии с муниципальным контрактом в целях

переселения граждан из аварийного жилищного фонда, а также результаты таких

работ должны соответствовать требованиям технических регламентов, требованиям

энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального

строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов

5.

Требования к энергоэффективности дома

рекомендуется предусматривать класс

энергетической эффективности дома не ниже «В» согласно Правилам определения

класса энергетической эффективности, утвержденным приказом

Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской

Федерации от 6 июня 2016 г. № 399/пр. Рекомендуется предусматривать следующие

мероприятия, направленные на повышение энергоэффективности дома:

предъявлять к оконным блокам в квартирах

и в помещениях общего пользования дополнительные требования, указанные выше;

производить установку в помещениях общего

пользования, лестничных клетках, перед входом в подъезды светодиодных

светильников с датчиками движения и освещенности;

проводить освещение придомовой территории

с использованием светодиодных светильников и датчиков освещенности;

выполнять теплоизоляцию подвального

(цокольного) и чердачного перекрытий (в соответствии с проектной

документацией);

проводить установку приборов учета

горячего и холодного водоснабжения, электроэнергии, газа и других,

предусмотренных проектной документацией;

выполнять установку радиаторов отопления

с терморегуляторами (при технологической возможности в соответствии с

проектной документацией);

проводить устройство входных дверей в

подъезды дома с утеплением и оборудованием автодоводчиками;

устраивать входные тамбуры в подъезды

дома с утеплением стен, устанавливать утепленные двери тамбура (входную и

проходную) с автодоводчиками.

Обеспечить наличие на фасаде дома

указателя класса энергетической эффективности дома в соответствии с разделом

III Правил определения классов энергетической эффективности многоквартирных

домов, утвержденных приказом

Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской

Федерации от 6 июня 2016 г. № 399/пр

6.

Требования к эксплуатационной

документации дома

наличие паспортов и инструкций по эксплуатации

предприятий-изготовителей на механическое, электрическое,

санитарно-техническое и иное, включая лифтовое, оборудование, приборы учета

использования энергетических ресурсов (общедомовые (коллективные) и

индивидуальные), узлы управления подачи энергетических ресурсов и т.д., а

также соответствующих документов (копий документов), предусмотренных пунктами

24 и 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме,

утвержденных постановлением

Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491, включая

Инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома, выполненную в соответствии

с пунктом 10.1 Градостроительного

кодекса Российской Федерации (Требования к безопасной эксплуатации

зданий) и СП 255.1325800 «Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Общие

положения» (в соответствии с проектной документацией). Наличие инструкций по

эксплуатации внутриквартирного инженерного оборудования. Комплекты инструкций

по эксплуатации внутриквартирного инженерного оборудования подлежат передаче

заказчику

Приложение № 2

к республиканской адресной программе

«Переселение граждан из аварийного

жилищного фонда в Республике Дагестан

в 2019-2024 годах»

ПЕРЕЧЕНЬ

МНОГОКВАРТИРНЫХ

ДОМОВ, ПРИЗНАННЫХ АВАРИЙНЫМИ ДО 1 ЯНВАРЯ 2017 ГОДА

№ п/п

Наименование муниципального образования

Республики Дагестан

Адрес многоквартирного дома

Год ввода дома в эксплуатацию

Дата признания многоквартирного дома

аварийным

Сведения об аварийном жилищном фонде,

подлежащем расселению до 31 декабря 2024 года

Планируемая дата окончания переселения

год

дата

площадь, кв. м

количество человек

дата

1

2

3

4

5

6

7

8

Всего по Программе, в рамках которой

предусмотрено финансирование за счет средств Фонда, в т.ч.:

X

X

3394,45

262

X

Итого по г. Махачкале:

X

X

2871,25

234

X

1.

г. Махачкала

г. Махачкала, просп. А.Акушинского, 16-я

линия, д. 40

1940

28.02.2015

333,20

44

30.12.2023

2.

г. Махачкала

г. Махачкала, просп. Гамидова, д. 11а

1973

28.02.2015

310,10

33

30.12.2022

3.

г. Махачкала

г. Махачкала, ул. Некрасова, д. 68

1935

28.02.2015

440,00

28

30.12.2020

4.

г. Махачкала

г. Махачкала, Нефтекачка, д. 3

1950

28.02.2015

295,90

24

31.12.2020

5.

г. Махачкала

г. Махачкала, ул. Пушкина, д. 16

1961

28.02.2015

604,00

51

30.12.2024

6.

г. Махачкала

г. Махачкала, ул. Толстого, д. 4

1969

28.02.2015

552,70

21

30.12.2023

7.

г. Махачкала

г. Махачкала, ул. Юсупова, д. 28

1969

28.02.2015

335,35

33

30.12.2024

Итого по Унцукульскому району:

X

X

523,20

28

X

8.

с. Унцукуль

с. Унцукуль, ул. Адабы Ирганайской, д. 8

1968

06.04.2016

523,20

28

30.12.2023

Приложение № 3

к республиканской адресной программе

«Переселение граждан из аварийного

жилищного фонда в Республике Дагестан

в 2019-2024 годах»

ПЛАН

РЕАЛИЗАЦИИ

МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПЕРЕСЕЛЕНИЮ ГРАЖДАН ИЗ АВАРИЙНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА, ПРИЗНАННОГО

ТАКОВЫМ ДО 1 ЯНВАРЯ 2017 ГОДА, ПО СПОСОБАМ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ

№ п/п

Наименование муниципального образования

Республики Дагестан

Всего, расселяемая площадь жилых

помещений

Расселение в рамках Программы, не

связанное с приобретением жилых помещений и связанное с приобретением жилых

помещений без использования бюджетных средств

Расселение в рамках Программы, связанное

с приобретением жилых помещений за счет бюджетных средств

всего:

в том числе:

всего:

в том числе:

выкуп жилых помещений у собственников

договор о развитии застроенной территории

переселение в свободный жилищный фонд

строительство домов

приобретение жилых помещений у

застройщиков, в т.ч.:

приобретение жилых помещений у

лиц, не являющихся застройщиками

в строящихся домах

в домах, введенных в эксплуатацию

расселяемая площадь

расселяемая площадь

стоимость

расселяемая площадь

расселяемая площадь

расселяемая площадь

приобретаемая площадь

стоимость

приобретаемая площадь

стоимость

приобретаемая площадь

стоимость

приобретаемая площадь

стоимость

приобретаемая площадь

стоимость

кв. м

кв. м

кв. м

руб.

кв. м

кв. м

кв. м

кв. м

руб.

кв. м

руб.

кв. м

руб.

кв. м

руб.

кв. м

руб.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

Всего по Программе, в рамках которой

предусмотрено финансирование за счет средств Фонда, в т.ч.:

3394,45

2347,25

2347,25

78862060,10

0,00

0,00

1047,20

1391,20

42462206,40

523,20

15969110,40

0,00

0,00

868,00

26493096,00

0,00

0,00

Всего по этапу 2019-2020 годов

800,20

800,20

800,20

31643000,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

1.

Итого по г. Махачкале

800,20

800,20

800,20

31643000,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

Всего по этапу 2020-2021 годов

126,70

126,70

126,70

3867137,40

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

1.

Итого по г. Махачкале

126,70

126,70

126,70

3867137,40

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

Всего по этапу 2021-2022 годов

129,40

129,40

129,40

3949546,80

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

1.

Итого по г. Махачкале

129,40

129,40

129,40

3949546,80

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

Всего по этапу 2022-2023 годов

1166,50

197,50

197,50

6028095,00

0,00

0,00

969,00

1266,20

38646956,40

523,20

15969110,40

0,00

0,00

743,00

22677846,00

0,00

0,00

1.

Итого по г. Махачкале

643,30

197,50

197,50

6028095,00

0,00

0,00

445,80

743,00

22677846,00

0,00

0,00

0,00

0,00

743,00

22677846,00

0,00

0,00

2.

Итого по Унцукульскому району

523,20

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

523,20

523,20

15969110,40

523,20

15969110,40

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

Всего по этапу 2023-2024 годов

1171,65

1093,45

1093,45

33374280,90

0,00

0,00

78,20

125,00

3815250,00

0,00

0,00

0,00

0,00

125,00

3815250,00

0,00

0,00

1.

Итого по г. Махачкале

1171,65

1093,45

1093,45

33374280,90

0,00

0,00

78,20

125,00

3815250,00

0,00

0,00

0,00

0,00

125,00

3815250,00

0,00

0,00

Приложение № 4

к республиканской адресной программе

«Переселение граждан из аварийного

жилищного фонда в Республике Дагестан

в 2019-2024 годах»

ПЛАН

МЕРОПРИЯТИЙ

ПО ПЕРЕСЕЛЕНИЮ ГРАЖДАН ИЗ АВАРИЙНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА, ПРИЗНАННОГО ТАКОВЫМ ДО 1

ЯНВАРЯ 2017 ГОДА

№ п/п

Наименование муниципального образования

Республики Дагестан

Число граждан, планируемых к переселению

Количество расселяемых жилых помещений

Расселяемая площадь жилых помещений

Источники финансирования Программы

Справочно: расчетная сумма экономии

бюджетных средств

Справочно: возмещение части стоимости

жилых помещений

всего

в том числе

всего

в том числе

всего

в том числе:

всего

в том числе:

всего

в том числе:

собственность граждан

муниципальная собственность

собственность граждан

муниципальная собственность

за счет средств Фонда

за счет средств бюджета субъекта

Российской Федерации

за счет средств местного бюджета

за счет переселения граждан по договору о

развитии застроенной территории

за счет переселения граждан в свободный

муниципальный жилищный фонд

за счет средств собственников жилых

помещений

за счет средств иных лиц (инвестора по

ДРЗТ)

чел.

ед.

ед.

ед.

кв. м

кв. м

кв. м

руб.

руб.

руб.

руб.

руб.

руб.

руб.

руб.

руб.

руб.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

Всего по Программе, в рамках которой

предусмотрено финансирование за счет средств Фонда, в т.ч.:

262

85

63

22

3394,45

2870,45

524,00

121324266,50

97397702,12

2655861,82

21270702,56

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

Всего по этапу 2019-2020 годов

57

19

19

0

800,20

800,20

0,00

31643000,00

19208000,00

2260965,50

10174034,50

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

1.

Итого по г. Махачкале

57

19

19

0

800,20

800,20

0,00

31643000,00

19208000,00

2260965,50

10174034,50

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

000

Всего по этапу 2020-2021 годов

13

5

5

0

126,70

126,70

0,00

3867137,40

3769168,98

19036,21

78932,21

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

1

Итого по г. Махачкале

13

5

5

0

126,70

126,70

0,00

3867137,40

3769168,98

19036,21

78932,21

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

Всего по этапу 2021-2022 годов

2

2

2

0

129,40

129,40

0,00

3949546,80

3769168,98

19035,04

161342,78

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

000

1.

Итого по г. Махачкале

2

2

2

0

129,40

129,40

0,00

3949546,80

3769168,98

19035,04

161342,78

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

Всего по этапу 2022-2023 годов

105

34

15

19

1166,50

720,70

445,80

44675051,40

35247873,87

178019,56

9249157,97

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

1.

Итого по г. Махачкале

177

26

7

19

643,30

197,50

445,80

28705941,00

19438454,57

98174,01

9169312,42

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

000

2.

Итого по Унцукульскому району

28

8

8

0

523,20

523,20

0,00

15969110,40

15809419,30

79845,55

79845,55

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

Всего по этапу 2023-2024 годов

85

25

22

3

1171,65

1093,45

78,20

37189530,90

35403490,29

178805,51

1607235,10

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

Итого по г. Махачкале

85

25

22

3

1171,65

1093,45

78,20

37189530,90

35403490,29

178805,51

1607235,10

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

Приложение № 5

к республиканской адресной программе

«Переселение граждан из аварийного

жилищного фонда в Республике Дагестан

в 2019-2024 годах»

ПЛАНИРУЕМЫЕ

ПОКАЗАТЕЛИ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ ГРАЖДАН ИЗ АВАРИЙНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА, ПРИЗНАННОГО

ТАКОВЫМ ДО 1 ЯНВАРЯ 2017 ГОДА

№ п/п

Наименование муниципального образования

Республики Дагестан

Расселяемая площадь

Количество переселяемых граждан

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

2024 г.

всего

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

2024 г.

всего

кв. м

кв. м

кв. м

кв. м

кв. м

кв. м

кв. м

чел.

чел.

чел.

чел.

чел.

чел.

чел.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Всего по Программе, в рамках которой

предусмотрено финансирование за счет средств Фонда, в т.ч.:

110,90

689,30

126,70

129,40

1166,50

1171,65

3394,45

10

47

13

2

105

85

177

Всего по этапу 2019-2020 годов

110,90

689,30

X

X

X

X

800,20

10

47

X

X

X

X

57

1.

Итого по г. Махачкале

110,90

689,30

X

X

X

X

800,20

10

47

X

X

X

X

57

Всего по этапу 2020-2021 годов

X

0,00

126,70

X

X

X

126,70

X

0

13

X

X

X

13

1.

Итого по г. Махачкале

X

0,00

126,70

X

X

X

126,70

X

0

13

X

X

X

13

Всего по этапу 2021-2022 годов

X

X

0,00

129,40

X

X

129,40

X

X

0

2

X

X

2

1.

Итого по г. Махачкале

X

X

0,00

129,40

X

X

129,40

X

X

0

2

X

X

2

Всего по этапу 2022-2023 годов

X

X

X

0,00

1166,50

X

1166,50

X

X

X

0

105

X

105

1.

Итого по г. Махачкале

X

X

X

0,00

643,30

X

643,30

X

X

X

0

77

X

77

2.

Итого по Унцукульскому району

X

X

X

0,00

523,20

X

523,20

X

X

X

0

28

X

28

Всего по этапу 2023-2024 годов

X

X

X

X

0,00

1171,65

1171,65

X

X

X

X

0

85

0

1.

Итого по г. Махачкале

X

X

X

X

0,00

1171,65

1171,65

X

X

X

X

0

85

85»

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 20.03.2020
Рубрики правового классификатора: 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 050.020.000 Жилищный фонд, 080.060.030 Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать