Основная информация
Дата опубликования: | 13 февраля 2020г. |
Номер документа: | RU65000202000123 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Сахалинская область |
Принявший орган: | Правительство Сахалинской области |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ПРАВИТЕЛЬСТВО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 февраля 2020 г. № 57
г. Южно-Сахалинск
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 24.12.2019 № 618 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2035 ГОДА»
Правительство Сахалинской области постановляет:
1. Утвердить изменения, вносимые в Стратегию социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2035 года, утвержденную постановлением Правительства Сахалинской области от 24.12.2019 № 618, согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Опубликовать настоящее постановление в газете «Губернские ведомости», на официальном сайте Губернатора и Правительства Сахалинской области, на «Официальном интернет-портале правовой информации».
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства Сахалинской области А.В.Зайцева.
Председатель Правительства Сахалинской области
А.В.Белик
приложение
к постановлению Правительства
Сахалинской области
от 13 февраля 2020 г.№ 57
ИЗМЕНЕНИЯ,
вносимые в Стратегию социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2035 года, утвержденную постановлением Правительства Сахалинской области от 24.12.2019 № 618 года
(далее – Стратегия)
1. Подраздел 4.4 «Развитие электроэнергетики» раздела 4 «Направления экономического развития Сахалинской области» Стратегии изложить в следующей редакции:
«4.4. Развитие электроэнергетики
4.4.1. Состояние и перспективы развития сферы, в т.ч. риски и возможности, ограничения, вызовы угрозы
4.4.1.1. Основные генерирующие мощности Сахалинской области
Особенностью электроэнергетики Сахалинской области является ее технологическая изолированность от Единой энергетической системы России. В условиях географической изолированности островного региона электроэнергетика играет важнейшую роль в обеспечении жизнедеятельности граждан и устойчивого социально-экономического развития региона.
Энергетическая система Сахалинской области разделена на отдельные технологически несвязанные энергорайоны и энергоузлы, а именно:
- «Центральный энергорайон» обеспечивает электроснабжением южную и центральную части Сахалинской области. 15 из 18 муниципальных образований области обслуживаются данным сегментом энергосистемы;
- «Северный энергорайон» обеспечивает электроснабжением территорию муниципального образования городской округ «Охинский» Сахалинской области;
- Децентрализованные (изолированные) энергорайоны на территории Курильских островов и отдаленных населенных пунктов ряда муниципальных образований Сахалинской области.
Основные объемы электрической энергии в регионе производятся тепловыми и дизельными электростанциями (рисунок 74).
Основными генерирующими мощностями о. Сахалин в «Центральном энергорайоне» являются «Южно-Сахалинская ТЭЦ-1» и «Сахалинская ГРЭС 2», входящие в состав ПАО «Сахалинэнерго», доля выработки которых от общего объема электроэнергии составляет 80%. АО «Ногликская газовая электрическая станция» расположено в «Центральном энергорайоне» в северной части о. Сахалин, доля выработки составляет 7,6%, в «Северном энергорайоне» АО «Охинская ТЭЦ» с долей выработки 7,51%. Остальная доля электроэнергии генерируется дизельными электростанциями, расположенными на Курильских островах и дизель-электростанциями в децентрализованных населенных пунктах о. Сахалин (рисунок 75).
4.4.1.2. Центральный энергорайон
ПАО «Сахалинэнерго» является крупнейшим производителем электрической энергии в Сахалинской области. 58% акций компании принадлежат ПАО «РусГидро».
В состав ПАО «Сахалинэнерго» входят следующие объекты генерации:
- Обособленное подразделение «Южно-Сахалинская ТЭЦ-1» установленной мощностью 455,26 МВт. Основным топливом для электростанции является природный газ, резервным топливом - уголь. «Южно-Сахалинская ТЭЦ-1» является основным поставщиком тепловой энергии для г. Южно-Сахалинска.
- Обособленное подразделение «Сахалинская ГРЭС-2» установленной мощностью 120,0 МВт, основным топливом для электростанции является уголь.
В передаче электроэнергии, вырабатываемой ПАО «Сахалинэнерго», принимают участие электросетевые подразделения энергоснабжающих организаций: МУП «Электросервис», МУП «Поронайская коммунальная компания-1», МУП «Горэлектросеть», МУП «Невельские районные электрические сети», МУП «Районные электрические сети», МУП «Жилищно-коммунальная служба», структурное подразделение Дальневосточная дирекция по энергообеспечению Трансэнерго – филиала ОАО «РЖД», ОАО «Оборонэнерго» филиал «Дальневосточный», АО «Аэропорт Южно-Сахалинск». Энергосбытовую функцию в зоне ответственности выполняют ПАО «ДЭК», «Сахалинэнергосбыт» - обособленное подразделение ПАО «Сахалинэнерго».
АО «НГЭС» является гарантирующим поставщиком и основным предприятием, обеспечивающим выработку и сбыт электроэнергии для нужд населенных пунктов на территории МО «Городской округ Ногликский». 66% акций компании принадлежат Правительству Сахалинской области и 23% в совокупности - ПАО «РусГидро» и ПАО «Сахалинэнерго». Установленная мощность АО «НГЭС» составляет 48,0 МВт. Основным видом топлива для электростанции является природный газ. В транспортировке электроэнергии, вырабатываемой АО «НГЭС», участвуют электросетевые подразделения энергоснабжающих предприятий: ПАО «Сахалинэнерго», ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» и МУП «Водоканал». Энергосбытовую функцию в зоне ответственности АО «НГЭС» выполняет «Энергосбыт» АО «НГЭС». Также к источникам электроэнергии на территории Центрального энергорайона относятся блок-станции бывших цементно-бетонных заводов – ЗАО «Тепло» (г. Томари), установленная мощность – 6,5 МВт и ОАО «ТЭК» (г. Холмск), установленная мощность – 5,0 МВт, вырабатывающие электроэнергию только в отопительный период турбинами противодавления. Данная электроэнергия потребляется на собственные нужды самих блок-станций, излишки электроэнергии отпускаются в электрическую сеть ПАО «Сахалинэнерго» в соответствии с установленным режимом.
4.4.1.3. Северный энергорайон
Основным производителем электрической энергии в «Северном энергорайоне» является АО «Охинская ТЭЦ» установленной мощностью 99 МВт, являющееся гарантирующим поставщиком электрической энергии и обеспечивающее выработку и сбыт электроэнергии для потребителей МО городской округ «Охинский». Основным видом топлива для электростанции является природный газ. В передаче электрической энергии, вырабатываемой АО «Охинская ТЭЦ», участвуют электросетевые подразделения энергоснабжающих предприятий: ООО «РН-Сахалинморнефтегаз», ООО «Охинские электрические сети». Основным видом деятельности ООО «Охинские электрические сети» является оказание услуг по передаче электрической энергии по электрическим сетям 6-35 кВ. Энергосбытовую функцию выполняет «Энергосбыт» АО «Охинская ТЭЦ».
4.4.1.4. Децентрализованные энергорайоны (энергоузлы)
В отдаленных населенных пунктах Сахалинской области размещены одиннадцать дизельных электростанций (ДЭС), две ветродизельные электростанции (о. Сахалин, с. Новиково и о. Кунашир), две гидроэлектростанции (о. Парамушир) и одна газовая (о. Сахалин, с. Ныш). Указанные ДЭС находятся в муниципальной и частной собственности и снабжают электроэнергией население через присоединенные электрические сети напряжением 0,4-35 кВ. Станции работают изолированно от основной энергосистемы региона. Суммарная установленная мощность децентрализованных источников – 45,2 МВт. Относительно крупными энергоузлами являются: «Северо-Курильский энергоузел» (о. Парамушир), «Курильский энергоузел» (о. Итуруп), «Южно-Курильский энергоузел» (о. Кунашир) и «Энергоузел «Сфера»» (г. Южно-Сахалинск) (таблица 28).
Таблица 28 – Крупные децентрализованные энергорайоны (энергоузлы)
№
Энергорайон
Территория обслуживания
Генерирующие мощности
Поставка электроэнергии
Комментарии
Северо-Курильский
г. Северо-Курильск на о. Парамушир
ДЭС г. Северо-Курильска, Мини ГЭС-1 и Мини ГЭС-2, связанные между собой ЛЭП-6 кВ
МП «Тепло-электросистемы Северо-Курильского городского округа»
Отсутствуют
Курильский
г. Курильск, с. Китовый, с. Рейдово, с. Рыбаки на о. Итуруп.
ДЭС с. Китовое, и ДЭС с. Рейдово, связанные между собой
ЛЭП 6 - 35 кВ
ООО «ДальЭнергоИнвест»
Ранее ДЭС с. Китовое и ДЭС с. Рейдово работали независимо друг от друга. До 2014 года в эксплуатации находилась «Океанская ГеоТЭС», после череды аварий в ноябре 2015 года «Океанская ГеоТЭС» была законсервирована.
Южно-Курильский
пгт. Южно-Курильск, с. Отрада и с. Менделеево на о. Кунашир.
ДЭС «Южно-Курильская» и «Менделеевская ГеоТЭС», связанных между собой ЛЭП 6-35 кВ
ЗАО «Энергия Южно-Курильская»
По данным ЗАО «Энергия Южно-Курильская» ожидаемый рост нагрузки Южно-Курильской ДЭС составит порядка 2,85 МВт. Общая мощность нагрузки на ДЭС в зимний период составит 5,7 МВт.
Сегодня потребность населенного пункта в электроэнергии поддерживается физически изношенным оборудованием двух дизельных электростанций энергокомплекса ДЭС «Южно-Курильская». Дальнейшая эксплуатация ДЭС без капитальных ремонтов, реконструкции инженерных сооружений, замены изношенного вспомогательного оборудования будет сопровождаться высокой аварийностью и ограничениями в подаче электроэнергии потребителям.
«Сфера»
г. Южно-Сахалинск
Мини ТЭЦ «Сфера» и Мини ТЭЦ «Сфера-2», в составе генерирующего оборудования которых имеются газопоршневые и дизельные установки.
ООО «СахГЭК»
Отсутствуют
4.4.1.5. Потребление электроэнергии в Сахалинской области
За 2018 год в Сахалинской области произведено без учета нефтегазовых проектов 2 784,99 млн кВт ч электроэнергии. 100% энергии было потреблено внутри региона. Область не импортировала и не экспортировала электроэнергию за пределы региона внутри России и в другие страны. 53% электроэнергии было потреблено предприятиями добывающей и обрабатывающей промышленности. Предприятиями сельского, лесного и рыбного хозяйств использовано чуть менее 2% электрической энергии области, почти 16% энергии использовано населением региона. Общие потери в электросетях составили 14,05% (рисунок 76).
4.4.1.6. Тарифы и цены на электроэнергию
Цена за 1 кВт ч электрической энергии в Сахалинской области незначительно выше среднероссийской цены на электроэнергию. При сопоставлении цен в пределах Дальневосточного федерального округа видно, что тариф в Сахалинской области выше, чем в Забайкальском и Приморском краях, Амурской и Еврейской автономной области, и существенно ниже, чем в Республике Саха (Якутия), Магаданской области, Камчатском крае и Чукотском автономном округе (рисунок 77).
Следует отметить, что в Сахалинской области проблема расстояний и транспортной доступности не стоит столь остро, как в некоторых районах континентальной части (ДФО), что также влияет на умеренные значения экономически обоснованных тарифов.
За последние 5 лет наблюдается постепенный рост стоимости электроэнергии для населения региона. За рассматриваемый период рост цен составил 20% (с 3,51 до 4,24 руб./кВт ч) (рисунок 78).
Правительство Сахалинской области с учетом принятых решений на федеральном уровне оказывает меры поддержки путем субсидирования производителей электроэнергии на компенсацию разницы тарифа. Под эти цели выделяется 1,5-2 млрд. рублей в год. Снижение тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей производится за счет средств бюджета Сахалинской области в соответствии с Законом Сахалинской области от 18 июня 2013 года № 53-ЗО «Об установлении потребителей (групп потребителей), имеющих право на льготные тарифы на электрическую энергию, основания для предоставления льгот и порядка компенсации выпадающих доходов гарантирующих поставщиков, энергоснабжающих организаций и энергосбытовых организаций» и постановлением Правительства Сахалинской области от 28 декабря 2018 года № 667 «О снижении тарифов».
Экономически обоснованный тариф для населения в среднем по Сахалинской области в первом полугодии 2019 года составляет 7,61 руб./кВт ч. (с НДС), во втором полугодии 2019 года – 7,80 руб./кВт ч (с НДС). Одноставочный тариф на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей, установленный на первое полугодие 2019 года, составляет 54,52% от среднего экономически обоснованного тарифа, на второе полугодие – 54,33%.
В соответствии с поручением Президента России В.В.Путина от 24.09.2015 № Пр-1936 введен механизм выравнивания тарифов на электрическую энергию для потребителей Дальнего Востока (за исключением населения) до среднероссийского уровня на трехлетний период 2017-2019 гг. Данное решение было принято в целях создания благоприятных условий для развития, повышения финансовой устойчивости предприятий, повышения инвестиционной привлекательности всего Дальневосточного региона.
В 2017 году среднегодовой тариф для юридических лиц составил 4 руб./кВт.ч со снижением ко второму полугодию 2016 года на уровне напряжения 35 кВ и выше на 16%, на уровне напряжения до 35 кВ на 34% (рисунок 79).
В 2018 году среднегодовой тариф для юридических лиц составил 4,16 руб./кВт.ч с ростом к 2018 году на 4% и в 2019 году – 4,69 руб./кВт.ч с ростом 12,7%.
4.4.1.7. Вводы новых энергетических мощностей в 2017 и 2018 годах
В 2017 году завершилось строительство следующих энергобъектов:
- ПС «Оха» 35/6 кВ трансформаторной мощностью - 2×16,0 МВ∙А (МО городской округ «Охинский»). Ввод ПС позволил создать резерв мощности и повысить надежность электроснабжения потребителей г. Оха;
- ПС «Таранай» 35/10 кВ трансформаторной мощностью - 2×6,3 МВ∙А (МО «Анивский городской округ»). ПС строилась для обеспечения электроснабжения ТОР «Южная» и увеличения надежности электроснабжения с. Таранай;
- ПС «Петрова» 35/6 кВ, ПС «11-й микрорайон» 35/6 кВ, ПС «Ласточка» 35/10/6 кВ, ПС «Новая Деревня» 35/10 кВ, ПС 35/10 кВ «Науки», а также КЛ 35 кВ, соединяющие и питающие данные ПС. Ввод в эксплуатацию данных ПС повысит надежность и качество электроснабжения в МО городской округ «Город Южно-Сахалинск».
В 2018 году завершилась модернизация ОРУ-35 кВ на Охинской ТЭЦ. Эффект от реализации – повышение энергобезопасности и надежности «Северного энергорайона».
В 2019 году состоялся ввод в эксплуатацию «Сахалинская ГРЭС-2» (1-я очередь) установленной мощностью 120 МВт (МО «Томаринский городской округ») взамен морально устаревшей Сахалинской ГРЭС.
В 2019 году завершилось строительство ВЛ-35 кВ до ПС «Таранай» с целью технологического присоединения к ПС «Таранай» 35/10 кВ.
4.4.1.8. Инвестиции в электроэнергетику
Электроэнергетическая отрасль Сахалинской области является одной из самых капиталоемких. По итогу 2018 года объем инвестиций в основной капитал в отрасли (производство, передача и распределение электроэнергии) составил 4,92 млрд руб., годовой прирост составил 135%.
В соответствии с утвержденной схемой и программой развития электроэнергетики Сахалинской области на 2019 – 2023 годы, согласно первоначальному укрупнённому подсчету капитальных вложений, на реализацию базового варианта мероприятий по развитию электрической сети 35 кВ и выше региону на период 2019-2023 гг. потребуется 17 092,93 млн руб. (без НДС); на реализацию оптимистичного варианта – 33 637,36 млн руб. (без НДС).
Крупнейшими инвестиционными проектами являются:
Строительство объектов инфраструктуры ГРЭС-2 гидроэлектростанции (инициатор проекта - ПАО «РусГидро»). Проект в общей сложности потребует инвестиций в объеме 46,3 млрд. руб. Плановый эффект от реализации проекта до 2027 года: 432 новых рабочих места, прирост налоговых поступлений на 8 млрд. руб., вклад в ВРП – 31 млрд. руб.
Инвестиционные проекты, предусмотренные программой обеспечения устойчивой работы электросетевого комплекса, – «ПОУРЭК» (постановление Правительства Сахалинской области от 31.12.2013 № 808 «Об утверждении государственной программы Сахалинской области «Развитие энергетики Сахалинской области»), одной из задач которой является: повышение уровня технического состояния системообразующих объектов электроэнергетики и улучшение надежности электроснабжения потребителей населенных пунктов, подключенных от одного источника электроэнергии. Первоочередные мероприятия в отношении 55 объектов согласованы Минэнерго России. На срок реализации программы 2020 - 2025 годы общий объем средств составит 22747,6 млн. рублей, включая мероприятия с перспективой реализации до 2028 года с дополнительным объемом средств 11937,2 млн. рублей. В результате выполнения программы произойдет глубокая реконструкция электросетевого комплекса с приведением прочностных характеристик к реальным климатическим условиям, существенно снизятся риски массовых отключений потребителей Сахалинской области при прохождении циклонических явлений, а также будет обеспечено перспективное функционирование энергетической инфраструктуры на обозримый период времени.
4.4.1.9. Ограничения, вызовы и угрозы
Основные проблемы в сфере электроэнергетики Сахалинской области:
1) Технологическая изолированность энергосистемы Сахалинской области приводит к необходимости содержания повышенного резерва установленной мощности для обеспечения необходимого уровня надежности энергоснабжения. Этот фактор является одной из причин более высокой стоимости электроэнергии для потребителей.
2) Энергосистема Сахалинской области функционирует в сложных природно-климатических условиях. В год на острове Сахалин фиксируется 200-240 обусловленных неблагоприятными погодными условиями технологических инцидентов. Это ведет к ускоренному износу оборудования и дополнительным затратам на его ремонт и восстановление. Механические характеристики большинства воздушных линий электропередачи (ЛЭП) не соответствуют регламентируемым расчетно-климатическим требованиям к ветро- и гололедостойкости. Существующие объекты электроснабжения Сахалинской области были построены в 70-80 годах прошлого века по усредненным климатическим нормам и не учитывали реальных ветровых и гололедных нагрузок островного региона. Кроме того, большая часть системных воздушных ЛЭП проходит вдоль побережья и подвержена воздействию солевых отложений на конструкциях опор. Указанные факторы привели к повышенному износу несущих конструкций, а несоответствие реальным ветровым и гололедным нагрузкам - к частым обрывам проводов и падению опор.
3) Электроэнергетический комплекс региона характеризуется высоким износом электросетевого оборудования, который оценивается значениями показателей от 48% до 83% (рисунок 80). По состоянию на 2018 год в эксплуатации свыше 40 лет находится 79% ВЛ 35 кВ и 55% ВЛ 110 кВ и выше. В эксплуатации свыше 25 лет находится 49% силовых трансформаторов в сети 35 кВ и 65% силовых трансформаторов сети 110 кВ и выше. Следует отметить, что по данным собственника ПАО «Сахалинэнерго» физический износ электросетевых объектов не превышает 67,7% для ВЛ и 50% для силовых трансформаторов. В связи с этим требуются усиление электрической сети и масштабная реконструкция объектов электросетевого хозяйства всех классов напряжения [83].
Тем не менее, в сравнении с другими регионами уровень физического износа электросетевых объектов Сахалинской области имеет значение менее 0,15 ед., что соответствует оценке состояния объектов «очень хороший», однако это не исключает их несоответствие регламентируемым расчетно-климатическим требованиям к ветро- и гололедостойкости (рисунок 81).
4) Схемы присоединения ряда подстанций 110-35 кВ Сахалинской области не соответствуют руководящим указаниям по проектированию энергосистем, так как присоединены к одноцепной линии с односторонним питанием (38%). Подстанции 35 кВ с одним трансформатором составляют 37% от общего количества подстанций 35 кВ Сахалинской области. В сети 35 кВ эксплуатируются 55% подстанций, на трансформаторах которых отсутствуют средства регулирования напряжения под нагрузкой.
5) На Сахалинской ГРЭС и Ногликской газовой электростанции превышен парковый ресурс турбоагрегатов в 1,5-2 раза. Для дальнейшей надежной и экономически эффективной работы электростанций требуется реконструкция с заменой и увеличением установленной мощности генерирующего оборудования.
6) ПАО «Сахалинэнерго» входит в ТОП-5 энергосбытовых компаний в антирейтинге по частоте возникновения аварий, приведших к отключению потребителей в 2018 году (рисунок 82).
По данным Министерства энергетики Российской Федерации показатель SAIFI (частота перерывов электроснабжения на точку поставки) составляет – 2,83 раза.
По данным онлайн-опроса жителей Сахалинской области по организации электроснабжения за период с 1 января 2018 года по 1 января 2019 года в качестве основных проблем респонденты отметили частые перебои в электроснабжении, низкое напряжение, скачки напряжения (рисунок 83).
7) Технологическое присоединение к инженерным сетям осуществляется после получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями земельных участков без подготовленной инфраструктуры, что дополнительно увеличивает сроки реализации инвестиционных проектов и финансовую нагрузку на бизнес. Муниципалитетам в рамках адресной инвестиционной программы необходимо учитывать выделение земельных участков с опережающим обеспечением всей инфраструктуры, в том числе электроэнергии.
Без дальнейшего последовательного развития энергетической инфраструктуры и создания новых генерирующих объектов экономический рост на территории Сахалинской области не представляется возможным.
4.4.2 Отраслевые стратегии, стратегии государственных корпораций и крупных промышленных предприятий, осуществляющих деятельность на территории Сахалинской области
На федеральном уровне в настоящее время стратегические приоритеты развития электроэнергетики определяются в рамках упоминавшейся выше Энергетической стратегии России на период до 2030 года (утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 № 1715- р «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года»).
На уровне региона реализуется подпрограмма «Развитие электроэнергетики Сахалинской области» в составе госпрограммы «Развитие энергетики Сахалинской области» (утверждена постановлением Правительства Сахалинской области от 31.12.2013 № 808) (далее – Госпрограмма), нацеленная на сокращение инфраструктурных ограничений в электроэнергетике, обеспечение бесперебойным и надежным электроснабжением региональных потребителей.
Как было сказано выше, крупнейшим производителем электрической энергии и, соответственно, одной из ключевых заинтересованных сторон, определяющих стратегические направления развития регионального электроэнергетического комплекса в Сахалинской области, является ПАО «Сахалинэнерго» и ПАО «РусГидро». Цель и задачи в данной области, заявляемые ПАО «Сахалинэнерго», в основном совпадают с целью и задачами региона:
- строительство и реконструкция объектов генерации электрической энергии, линий электропередачи подстанций;
- повышение надежности существующих объектов электросетевого комплекса, в том числе путем замены радиальных электрических схем на кольцевые;
- реконструкция и техническое перевооружение электросетевых объектов, исчерпавших нормативный срок службы, состояние которых не соответствует нормативным требованиям;
- повышение пропускной способности и надежности схемы сети южной части энергорайона;
- развитие нетрадиционной электроэнергетики.
4.4.3. Меры по развитию отрасли и приоритетные инвестиционные проекты, в т.ч. сроки, этапы и финансовое обеспечение развития
Основная цель развития электроэнергетики Сахалинской области – создание устойчивой инфраструктуры, которая позволит обеспечить бесперебойное и надежное электроснабжение, а также снижение тарифной нагрузки на потребителей и создание возможности подключения к централизованному электроснабжению новых потребителей.
Реализация приоритетных мероприятий и стратегических проектов в сфере развития электроэнергетики региона в ходе первого этапа реализации Стратегии будет вестись в рамках Госпрограммы.
Приоритетные мероприятия в рамках развития электроэнергетического комплекса Сахалинской области в среднесрочной перспективе включают:
строительство новых электросетевых объектов и реконструкция существующих морально и физически устаревших электросетевых объектов, в том числе повышение пропускной способности ЛЭП, приведение механических характеристик ВЛ в соответствие с фактическими расчетно-климатическими требованиями по ветро- и гололедостойкости, а также увеличение трансформаторной мощности центров питания для создания возможности подключения новых потребителей;
совершенствование систем мониторинга гололедообразования, схем и режимов плавки гололеда для ЛЭП 220-110-35 кВ;
приведение схем электроснабжения муниципальных образований в соответствие действующим требованиям, критериям надежности и категорийности;
создание условий для энергообеспечения резидентов на территориях опережающего развития «Южная», «Горный воздух» и «Курилы»;
реконструкция Ногликской ГЭС с заменой основного генерирующего оборудования для повышения надежности электроснабжения потребителей (67,5 МВт, III квартал 2021 г.);
включение на параллельную работу с электрической сетью 35 кВ Ногликского района Энергокомплекса месторождения Катангли (12 МВт, 2021 г., ООО «РН-Сахалинморнефтегаз»);
в отношении Курильских островов будет продолжена практика замещения изношенного и морально устаревшего оборудования дизельных электростанций на современное. В 2019 - 2025 годах предусмотрена работа по обследованию энергопотенциала островов Шикотан, Кунашир, Итуруп, Парамушир с проектированием электростанций и схемы выдачи мощности, а также ввод в эксплуатацию дизельной электростанции в с. Крабозаводское на о. Шикотан (7,2 МВт).
Для определения первоочередных объектов, а также затрат на их реализацию Правительством Сахалинской области разработана Программа обеспечения устойчивой работы электросетевого комплекса Сахалинской области. В марте 2019 года протоколом совещания у Министра энергетики Российской Федерации А.В.Новака от 02.04.2019 № АН-114пр одобрен Перечень мероприятий по обеспечению устойчивой работы электросетевого комплекса Сахалинской области на 2019 - 2029 гг. Мероприятия программы будут реализованы при участии ПАО «РусГидро», Правительства Сахалинской области и Министерства энергетики Российской Федерации.
Перспективными стратегическими инициативами в области развития энергетики региона являются:
- реализация проектов микросетей на основе автономных гибридных энергосистем (АГЭС). В рамках модернизации распределенной энергетики технологическая ставка будет сделана на технологии, использующие возобновляемые источники энергии (ветер, вода, термальная энергия) и на иные виды топлива, в числе которых водородное топливо;
- внедрение передовых цифровых технологий и стандартов умных сетей (Smart Grid, Microgrid) для мониторинга и учета потребления и перераспределения мощностей, снижения потребления энергетических и водных ресурсов за счет сокращения потерь и простоев, в целях снижения стоимости энергоснабжения. При реализации данной задачи потребуется привлечение экспертизы и поставщиков решений в области управления данными, цифровыми платформами, цифрового моделирования, планировании и управления ресурсами, системного инжиниринга и пр.;
- создание тестового полигона на территории Курильских островов для апробации и внедрения технологий в области распределенной энергетики на основе возобновляемых источников энергии и новых видов топлива (газ, водород) для децентрализованных энергорайонов (энергоузлов) (рисунок 84).».
2. Внести изменения в приложения А Стратегии, изложив рисунок 76 в следующей редакции:
Рисунок 76 – Потребление электроэнергии по видам экономической деятельности в 2018 г., %
ПРАВИТЕЛЬСТВО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 февраля 2020 г. № 57
г. Южно-Сахалинск
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 24.12.2019 № 618 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2035 ГОДА»
Правительство Сахалинской области постановляет:
1. Утвердить изменения, вносимые в Стратегию социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2035 года, утвержденную постановлением Правительства Сахалинской области от 24.12.2019 № 618, согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Опубликовать настоящее постановление в газете «Губернские ведомости», на официальном сайте Губернатора и Правительства Сахалинской области, на «Официальном интернет-портале правовой информации».
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства Сахалинской области А.В.Зайцева.
Председатель Правительства Сахалинской области
А.В.Белик
приложение
к постановлению Правительства
Сахалинской области
от 13 февраля 2020 г.№ 57
ИЗМЕНЕНИЯ,
вносимые в Стратегию социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2035 года, утвержденную постановлением Правительства Сахалинской области от 24.12.2019 № 618 года
(далее – Стратегия)
1. Подраздел 4.4 «Развитие электроэнергетики» раздела 4 «Направления экономического развития Сахалинской области» Стратегии изложить в следующей редакции:
«4.4. Развитие электроэнергетики
4.4.1. Состояние и перспективы развития сферы, в т.ч. риски и возможности, ограничения, вызовы угрозы
4.4.1.1. Основные генерирующие мощности Сахалинской области
Особенностью электроэнергетики Сахалинской области является ее технологическая изолированность от Единой энергетической системы России. В условиях географической изолированности островного региона электроэнергетика играет важнейшую роль в обеспечении жизнедеятельности граждан и устойчивого социально-экономического развития региона.
Энергетическая система Сахалинской области разделена на отдельные технологически несвязанные энергорайоны и энергоузлы, а именно:
- «Центральный энергорайон» обеспечивает электроснабжением южную и центральную части Сахалинской области. 15 из 18 муниципальных образований области обслуживаются данным сегментом энергосистемы;
- «Северный энергорайон» обеспечивает электроснабжением территорию муниципального образования городской округ «Охинский» Сахалинской области;
- Децентрализованные (изолированные) энергорайоны на территории Курильских островов и отдаленных населенных пунктов ряда муниципальных образований Сахалинской области.
Основные объемы электрической энергии в регионе производятся тепловыми и дизельными электростанциями (рисунок 74).
Основными генерирующими мощностями о. Сахалин в «Центральном энергорайоне» являются «Южно-Сахалинская ТЭЦ-1» и «Сахалинская ГРЭС 2», входящие в состав ПАО «Сахалинэнерго», доля выработки которых от общего объема электроэнергии составляет 80%. АО «Ногликская газовая электрическая станция» расположено в «Центральном энергорайоне» в северной части о. Сахалин, доля выработки составляет 7,6%, в «Северном энергорайоне» АО «Охинская ТЭЦ» с долей выработки 7,51%. Остальная доля электроэнергии генерируется дизельными электростанциями, расположенными на Курильских островах и дизель-электростанциями в децентрализованных населенных пунктах о. Сахалин (рисунок 75).
4.4.1.2. Центральный энергорайон
ПАО «Сахалинэнерго» является крупнейшим производителем электрической энергии в Сахалинской области. 58% акций компании принадлежат ПАО «РусГидро».
В состав ПАО «Сахалинэнерго» входят следующие объекты генерации:
- Обособленное подразделение «Южно-Сахалинская ТЭЦ-1» установленной мощностью 455,26 МВт. Основным топливом для электростанции является природный газ, резервным топливом - уголь. «Южно-Сахалинская ТЭЦ-1» является основным поставщиком тепловой энергии для г. Южно-Сахалинска.
- Обособленное подразделение «Сахалинская ГРЭС-2» установленной мощностью 120,0 МВт, основным топливом для электростанции является уголь.
В передаче электроэнергии, вырабатываемой ПАО «Сахалинэнерго», принимают участие электросетевые подразделения энергоснабжающих организаций: МУП «Электросервис», МУП «Поронайская коммунальная компания-1», МУП «Горэлектросеть», МУП «Невельские районные электрические сети», МУП «Районные электрические сети», МУП «Жилищно-коммунальная служба», структурное подразделение Дальневосточная дирекция по энергообеспечению Трансэнерго – филиала ОАО «РЖД», ОАО «Оборонэнерго» филиал «Дальневосточный», АО «Аэропорт Южно-Сахалинск». Энергосбытовую функцию в зоне ответственности выполняют ПАО «ДЭК», «Сахалинэнергосбыт» - обособленное подразделение ПАО «Сахалинэнерго».
АО «НГЭС» является гарантирующим поставщиком и основным предприятием, обеспечивающим выработку и сбыт электроэнергии для нужд населенных пунктов на территории МО «Городской округ Ногликский». 66% акций компании принадлежат Правительству Сахалинской области и 23% в совокупности - ПАО «РусГидро» и ПАО «Сахалинэнерго». Установленная мощность АО «НГЭС» составляет 48,0 МВт. Основным видом топлива для электростанции является природный газ. В транспортировке электроэнергии, вырабатываемой АО «НГЭС», участвуют электросетевые подразделения энергоснабжающих предприятий: ПАО «Сахалинэнерго», ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» и МУП «Водоканал». Энергосбытовую функцию в зоне ответственности АО «НГЭС» выполняет «Энергосбыт» АО «НГЭС». Также к источникам электроэнергии на территории Центрального энергорайона относятся блок-станции бывших цементно-бетонных заводов – ЗАО «Тепло» (г. Томари), установленная мощность – 6,5 МВт и ОАО «ТЭК» (г. Холмск), установленная мощность – 5,0 МВт, вырабатывающие электроэнергию только в отопительный период турбинами противодавления. Данная электроэнергия потребляется на собственные нужды самих блок-станций, излишки электроэнергии отпускаются в электрическую сеть ПАО «Сахалинэнерго» в соответствии с установленным режимом.
4.4.1.3. Северный энергорайон
Основным производителем электрической энергии в «Северном энергорайоне» является АО «Охинская ТЭЦ» установленной мощностью 99 МВт, являющееся гарантирующим поставщиком электрической энергии и обеспечивающее выработку и сбыт электроэнергии для потребителей МО городской округ «Охинский». Основным видом топлива для электростанции является природный газ. В передаче электрической энергии, вырабатываемой АО «Охинская ТЭЦ», участвуют электросетевые подразделения энергоснабжающих предприятий: ООО «РН-Сахалинморнефтегаз», ООО «Охинские электрические сети». Основным видом деятельности ООО «Охинские электрические сети» является оказание услуг по передаче электрической энергии по электрическим сетям 6-35 кВ. Энергосбытовую функцию выполняет «Энергосбыт» АО «Охинская ТЭЦ».
4.4.1.4. Децентрализованные энергорайоны (энергоузлы)
В отдаленных населенных пунктах Сахалинской области размещены одиннадцать дизельных электростанций (ДЭС), две ветродизельные электростанции (о. Сахалин, с. Новиково и о. Кунашир), две гидроэлектростанции (о. Парамушир) и одна газовая (о. Сахалин, с. Ныш). Указанные ДЭС находятся в муниципальной и частной собственности и снабжают электроэнергией население через присоединенные электрические сети напряжением 0,4-35 кВ. Станции работают изолированно от основной энергосистемы региона. Суммарная установленная мощность децентрализованных источников – 45,2 МВт. Относительно крупными энергоузлами являются: «Северо-Курильский энергоузел» (о. Парамушир), «Курильский энергоузел» (о. Итуруп), «Южно-Курильский энергоузел» (о. Кунашир) и «Энергоузел «Сфера»» (г. Южно-Сахалинск) (таблица 28).
Таблица 28 – Крупные децентрализованные энергорайоны (энергоузлы)
№
Энергорайон
Территория обслуживания
Генерирующие мощности
Поставка электроэнергии
Комментарии
Северо-Курильский
г. Северо-Курильск на о. Парамушир
ДЭС г. Северо-Курильска, Мини ГЭС-1 и Мини ГЭС-2, связанные между собой ЛЭП-6 кВ
МП «Тепло-электросистемы Северо-Курильского городского округа»
Отсутствуют
Курильский
г. Курильск, с. Китовый, с. Рейдово, с. Рыбаки на о. Итуруп.
ДЭС с. Китовое, и ДЭС с. Рейдово, связанные между собой
ЛЭП 6 - 35 кВ
ООО «ДальЭнергоИнвест»
Ранее ДЭС с. Китовое и ДЭС с. Рейдово работали независимо друг от друга. До 2014 года в эксплуатации находилась «Океанская ГеоТЭС», после череды аварий в ноябре 2015 года «Океанская ГеоТЭС» была законсервирована.
Южно-Курильский
пгт. Южно-Курильск, с. Отрада и с. Менделеево на о. Кунашир.
ДЭС «Южно-Курильская» и «Менделеевская ГеоТЭС», связанных между собой ЛЭП 6-35 кВ
ЗАО «Энергия Южно-Курильская»
По данным ЗАО «Энергия Южно-Курильская» ожидаемый рост нагрузки Южно-Курильской ДЭС составит порядка 2,85 МВт. Общая мощность нагрузки на ДЭС в зимний период составит 5,7 МВт.
Сегодня потребность населенного пункта в электроэнергии поддерживается физически изношенным оборудованием двух дизельных электростанций энергокомплекса ДЭС «Южно-Курильская». Дальнейшая эксплуатация ДЭС без капитальных ремонтов, реконструкции инженерных сооружений, замены изношенного вспомогательного оборудования будет сопровождаться высокой аварийностью и ограничениями в подаче электроэнергии потребителям.
«Сфера»
г. Южно-Сахалинск
Мини ТЭЦ «Сфера» и Мини ТЭЦ «Сфера-2», в составе генерирующего оборудования которых имеются газопоршневые и дизельные установки.
ООО «СахГЭК»
Отсутствуют
4.4.1.5. Потребление электроэнергии в Сахалинской области
За 2018 год в Сахалинской области произведено без учета нефтегазовых проектов 2 784,99 млн кВт ч электроэнергии. 100% энергии было потреблено внутри региона. Область не импортировала и не экспортировала электроэнергию за пределы региона внутри России и в другие страны. 53% электроэнергии было потреблено предприятиями добывающей и обрабатывающей промышленности. Предприятиями сельского, лесного и рыбного хозяйств использовано чуть менее 2% электрической энергии области, почти 16% энергии использовано населением региона. Общие потери в электросетях составили 14,05% (рисунок 76).
4.4.1.6. Тарифы и цены на электроэнергию
Цена за 1 кВт ч электрической энергии в Сахалинской области незначительно выше среднероссийской цены на электроэнергию. При сопоставлении цен в пределах Дальневосточного федерального округа видно, что тариф в Сахалинской области выше, чем в Забайкальском и Приморском краях, Амурской и Еврейской автономной области, и существенно ниже, чем в Республике Саха (Якутия), Магаданской области, Камчатском крае и Чукотском автономном округе (рисунок 77).
Следует отметить, что в Сахалинской области проблема расстояний и транспортной доступности не стоит столь остро, как в некоторых районах континентальной части (ДФО), что также влияет на умеренные значения экономически обоснованных тарифов.
За последние 5 лет наблюдается постепенный рост стоимости электроэнергии для населения региона. За рассматриваемый период рост цен составил 20% (с 3,51 до 4,24 руб./кВт ч) (рисунок 78).
Правительство Сахалинской области с учетом принятых решений на федеральном уровне оказывает меры поддержки путем субсидирования производителей электроэнергии на компенсацию разницы тарифа. Под эти цели выделяется 1,5-2 млрд. рублей в год. Снижение тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей производится за счет средств бюджета Сахалинской области в соответствии с Законом Сахалинской области от 18 июня 2013 года № 53-ЗО «Об установлении потребителей (групп потребителей), имеющих право на льготные тарифы на электрическую энергию, основания для предоставления льгот и порядка компенсации выпадающих доходов гарантирующих поставщиков, энергоснабжающих организаций и энергосбытовых организаций» и постановлением Правительства Сахалинской области от 28 декабря 2018 года № 667 «О снижении тарифов».
Экономически обоснованный тариф для населения в среднем по Сахалинской области в первом полугодии 2019 года составляет 7,61 руб./кВт ч. (с НДС), во втором полугодии 2019 года – 7,80 руб./кВт ч (с НДС). Одноставочный тариф на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей, установленный на первое полугодие 2019 года, составляет 54,52% от среднего экономически обоснованного тарифа, на второе полугодие – 54,33%.
В соответствии с поручением Президента России В.В.Путина от 24.09.2015 № Пр-1936 введен механизм выравнивания тарифов на электрическую энергию для потребителей Дальнего Востока (за исключением населения) до среднероссийского уровня на трехлетний период 2017-2019 гг. Данное решение было принято в целях создания благоприятных условий для развития, повышения финансовой устойчивости предприятий, повышения инвестиционной привлекательности всего Дальневосточного региона.
В 2017 году среднегодовой тариф для юридических лиц составил 4 руб./кВт.ч со снижением ко второму полугодию 2016 года на уровне напряжения 35 кВ и выше на 16%, на уровне напряжения до 35 кВ на 34% (рисунок 79).
В 2018 году среднегодовой тариф для юридических лиц составил 4,16 руб./кВт.ч с ростом к 2018 году на 4% и в 2019 году – 4,69 руб./кВт.ч с ростом 12,7%.
4.4.1.7. Вводы новых энергетических мощностей в 2017 и 2018 годах
В 2017 году завершилось строительство следующих энергобъектов:
- ПС «Оха» 35/6 кВ трансформаторной мощностью - 2×16,0 МВ∙А (МО городской округ «Охинский»). Ввод ПС позволил создать резерв мощности и повысить надежность электроснабжения потребителей г. Оха;
- ПС «Таранай» 35/10 кВ трансформаторной мощностью - 2×6,3 МВ∙А (МО «Анивский городской округ»). ПС строилась для обеспечения электроснабжения ТОР «Южная» и увеличения надежности электроснабжения с. Таранай;
- ПС «Петрова» 35/6 кВ, ПС «11-й микрорайон» 35/6 кВ, ПС «Ласточка» 35/10/6 кВ, ПС «Новая Деревня» 35/10 кВ, ПС 35/10 кВ «Науки», а также КЛ 35 кВ, соединяющие и питающие данные ПС. Ввод в эксплуатацию данных ПС повысит надежность и качество электроснабжения в МО городской округ «Город Южно-Сахалинск».
В 2018 году завершилась модернизация ОРУ-35 кВ на Охинской ТЭЦ. Эффект от реализации – повышение энергобезопасности и надежности «Северного энергорайона».
В 2019 году состоялся ввод в эксплуатацию «Сахалинская ГРЭС-2» (1-я очередь) установленной мощностью 120 МВт (МО «Томаринский городской округ») взамен морально устаревшей Сахалинской ГРЭС.
В 2019 году завершилось строительство ВЛ-35 кВ до ПС «Таранай» с целью технологического присоединения к ПС «Таранай» 35/10 кВ.
4.4.1.8. Инвестиции в электроэнергетику
Электроэнергетическая отрасль Сахалинской области является одной из самых капиталоемких. По итогу 2018 года объем инвестиций в основной капитал в отрасли (производство, передача и распределение электроэнергии) составил 4,92 млрд руб., годовой прирост составил 135%.
В соответствии с утвержденной схемой и программой развития электроэнергетики Сахалинской области на 2019 – 2023 годы, согласно первоначальному укрупнённому подсчету капитальных вложений, на реализацию базового варианта мероприятий по развитию электрической сети 35 кВ и выше региону на период 2019-2023 гг. потребуется 17 092,93 млн руб. (без НДС); на реализацию оптимистичного варианта – 33 637,36 млн руб. (без НДС).
Крупнейшими инвестиционными проектами являются:
Строительство объектов инфраструктуры ГРЭС-2 гидроэлектростанции (инициатор проекта - ПАО «РусГидро»). Проект в общей сложности потребует инвестиций в объеме 46,3 млрд. руб. Плановый эффект от реализации проекта до 2027 года: 432 новых рабочих места, прирост налоговых поступлений на 8 млрд. руб., вклад в ВРП – 31 млрд. руб.
Инвестиционные проекты, предусмотренные программой обеспечения устойчивой работы электросетевого комплекса, – «ПОУРЭК» (постановление Правительства Сахалинской области от 31.12.2013 № 808 «Об утверждении государственной программы Сахалинской области «Развитие энергетики Сахалинской области»), одной из задач которой является: повышение уровня технического состояния системообразующих объектов электроэнергетики и улучшение надежности электроснабжения потребителей населенных пунктов, подключенных от одного источника электроэнергии. Первоочередные мероприятия в отношении 55 объектов согласованы Минэнерго России. На срок реализации программы 2020 - 2025 годы общий объем средств составит 22747,6 млн. рублей, включая мероприятия с перспективой реализации до 2028 года с дополнительным объемом средств 11937,2 млн. рублей. В результате выполнения программы произойдет глубокая реконструкция электросетевого комплекса с приведением прочностных характеристик к реальным климатическим условиям, существенно снизятся риски массовых отключений потребителей Сахалинской области при прохождении циклонических явлений, а также будет обеспечено перспективное функционирование энергетической инфраструктуры на обозримый период времени.
4.4.1.9. Ограничения, вызовы и угрозы
Основные проблемы в сфере электроэнергетики Сахалинской области:
1) Технологическая изолированность энергосистемы Сахалинской области приводит к необходимости содержания повышенного резерва установленной мощности для обеспечения необходимого уровня надежности энергоснабжения. Этот фактор является одной из причин более высокой стоимости электроэнергии для потребителей.
2) Энергосистема Сахалинской области функционирует в сложных природно-климатических условиях. В год на острове Сахалин фиксируется 200-240 обусловленных неблагоприятными погодными условиями технологических инцидентов. Это ведет к ускоренному износу оборудования и дополнительным затратам на его ремонт и восстановление. Механические характеристики большинства воздушных линий электропередачи (ЛЭП) не соответствуют регламентируемым расчетно-климатическим требованиям к ветро- и гололедостойкости. Существующие объекты электроснабжения Сахалинской области были построены в 70-80 годах прошлого века по усредненным климатическим нормам и не учитывали реальных ветровых и гололедных нагрузок островного региона. Кроме того, большая часть системных воздушных ЛЭП проходит вдоль побережья и подвержена воздействию солевых отложений на конструкциях опор. Указанные факторы привели к повышенному износу несущих конструкций, а несоответствие реальным ветровым и гололедным нагрузкам - к частым обрывам проводов и падению опор.
3) Электроэнергетический комплекс региона характеризуется высоким износом электросетевого оборудования, который оценивается значениями показателей от 48% до 83% (рисунок 80). По состоянию на 2018 год в эксплуатации свыше 40 лет находится 79% ВЛ 35 кВ и 55% ВЛ 110 кВ и выше. В эксплуатации свыше 25 лет находится 49% силовых трансформаторов в сети 35 кВ и 65% силовых трансформаторов сети 110 кВ и выше. Следует отметить, что по данным собственника ПАО «Сахалинэнерго» физический износ электросетевых объектов не превышает 67,7% для ВЛ и 50% для силовых трансформаторов. В связи с этим требуются усиление электрической сети и масштабная реконструкция объектов электросетевого хозяйства всех классов напряжения [83].
Тем не менее, в сравнении с другими регионами уровень физического износа электросетевых объектов Сахалинской области имеет значение менее 0,15 ед., что соответствует оценке состояния объектов «очень хороший», однако это не исключает их несоответствие регламентируемым расчетно-климатическим требованиям к ветро- и гололедостойкости (рисунок 81).
4) Схемы присоединения ряда подстанций 110-35 кВ Сахалинской области не соответствуют руководящим указаниям по проектированию энергосистем, так как присоединены к одноцепной линии с односторонним питанием (38%). Подстанции 35 кВ с одним трансформатором составляют 37% от общего количества подстанций 35 кВ Сахалинской области. В сети 35 кВ эксплуатируются 55% подстанций, на трансформаторах которых отсутствуют средства регулирования напряжения под нагрузкой.
5) На Сахалинской ГРЭС и Ногликской газовой электростанции превышен парковый ресурс турбоагрегатов в 1,5-2 раза. Для дальнейшей надежной и экономически эффективной работы электростанций требуется реконструкция с заменой и увеличением установленной мощности генерирующего оборудования.
6) ПАО «Сахалинэнерго» входит в ТОП-5 энергосбытовых компаний в антирейтинге по частоте возникновения аварий, приведших к отключению потребителей в 2018 году (рисунок 82).
По данным Министерства энергетики Российской Федерации показатель SAIFI (частота перерывов электроснабжения на точку поставки) составляет – 2,83 раза.
По данным онлайн-опроса жителей Сахалинской области по организации электроснабжения за период с 1 января 2018 года по 1 января 2019 года в качестве основных проблем респонденты отметили частые перебои в электроснабжении, низкое напряжение, скачки напряжения (рисунок 83).
7) Технологическое присоединение к инженерным сетям осуществляется после получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями земельных участков без подготовленной инфраструктуры, что дополнительно увеличивает сроки реализации инвестиционных проектов и финансовую нагрузку на бизнес. Муниципалитетам в рамках адресной инвестиционной программы необходимо учитывать выделение земельных участков с опережающим обеспечением всей инфраструктуры, в том числе электроэнергии.
Без дальнейшего последовательного развития энергетической инфраструктуры и создания новых генерирующих объектов экономический рост на территории Сахалинской области не представляется возможным.
4.4.2 Отраслевые стратегии, стратегии государственных корпораций и крупных промышленных предприятий, осуществляющих деятельность на территории Сахалинской области
На федеральном уровне в настоящее время стратегические приоритеты развития электроэнергетики определяются в рамках упоминавшейся выше Энергетической стратегии России на период до 2030 года (утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 № 1715- р «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года»).
На уровне региона реализуется подпрограмма «Развитие электроэнергетики Сахалинской области» в составе госпрограммы «Развитие энергетики Сахалинской области» (утверждена постановлением Правительства Сахалинской области от 31.12.2013 № 808) (далее – Госпрограмма), нацеленная на сокращение инфраструктурных ограничений в электроэнергетике, обеспечение бесперебойным и надежным электроснабжением региональных потребителей.
Как было сказано выше, крупнейшим производителем электрической энергии и, соответственно, одной из ключевых заинтересованных сторон, определяющих стратегические направления развития регионального электроэнергетического комплекса в Сахалинской области, является ПАО «Сахалинэнерго» и ПАО «РусГидро». Цель и задачи в данной области, заявляемые ПАО «Сахалинэнерго», в основном совпадают с целью и задачами региона:
- строительство и реконструкция объектов генерации электрической энергии, линий электропередачи подстанций;
- повышение надежности существующих объектов электросетевого комплекса, в том числе путем замены радиальных электрических схем на кольцевые;
- реконструкция и техническое перевооружение электросетевых объектов, исчерпавших нормативный срок службы, состояние которых не соответствует нормативным требованиям;
- повышение пропускной способности и надежности схемы сети южной части энергорайона;
- развитие нетрадиционной электроэнергетики.
4.4.3. Меры по развитию отрасли и приоритетные инвестиционные проекты, в т.ч. сроки, этапы и финансовое обеспечение развития
Основная цель развития электроэнергетики Сахалинской области – создание устойчивой инфраструктуры, которая позволит обеспечить бесперебойное и надежное электроснабжение, а также снижение тарифной нагрузки на потребителей и создание возможности подключения к централизованному электроснабжению новых потребителей.
Реализация приоритетных мероприятий и стратегических проектов в сфере развития электроэнергетики региона в ходе первого этапа реализации Стратегии будет вестись в рамках Госпрограммы.
Приоритетные мероприятия в рамках развития электроэнергетического комплекса Сахалинской области в среднесрочной перспективе включают:
строительство новых электросетевых объектов и реконструкция существующих морально и физически устаревших электросетевых объектов, в том числе повышение пропускной способности ЛЭП, приведение механических характеристик ВЛ в соответствие с фактическими расчетно-климатическими требованиями по ветро- и гололедостойкости, а также увеличение трансформаторной мощности центров питания для создания возможности подключения новых потребителей;
совершенствование систем мониторинга гололедообразования, схем и режимов плавки гололеда для ЛЭП 220-110-35 кВ;
приведение схем электроснабжения муниципальных образований в соответствие действующим требованиям, критериям надежности и категорийности;
создание условий для энергообеспечения резидентов на территориях опережающего развития «Южная», «Горный воздух» и «Курилы»;
реконструкция Ногликской ГЭС с заменой основного генерирующего оборудования для повышения надежности электроснабжения потребителей (67,5 МВт, III квартал 2021 г.);
включение на параллельную работу с электрической сетью 35 кВ Ногликского района Энергокомплекса месторождения Катангли (12 МВт, 2021 г., ООО «РН-Сахалинморнефтегаз»);
в отношении Курильских островов будет продолжена практика замещения изношенного и морально устаревшего оборудования дизельных электростанций на современное. В 2019 - 2025 годах предусмотрена работа по обследованию энергопотенциала островов Шикотан, Кунашир, Итуруп, Парамушир с проектированием электростанций и схемы выдачи мощности, а также ввод в эксплуатацию дизельной электростанции в с. Крабозаводское на о. Шикотан (7,2 МВт).
Для определения первоочередных объектов, а также затрат на их реализацию Правительством Сахалинской области разработана Программа обеспечения устойчивой работы электросетевого комплекса Сахалинской области. В марте 2019 года протоколом совещания у Министра энергетики Российской Федерации А.В.Новака от 02.04.2019 № АН-114пр одобрен Перечень мероприятий по обеспечению устойчивой работы электросетевого комплекса Сахалинской области на 2019 - 2029 гг. Мероприятия программы будут реализованы при участии ПАО «РусГидро», Правительства Сахалинской области и Министерства энергетики Российской Федерации.
Перспективными стратегическими инициативами в области развития энергетики региона являются:
- реализация проектов микросетей на основе автономных гибридных энергосистем (АГЭС). В рамках модернизации распределенной энергетики технологическая ставка будет сделана на технологии, использующие возобновляемые источники энергии (ветер, вода, термальная энергия) и на иные виды топлива, в числе которых водородное топливо;
- внедрение передовых цифровых технологий и стандартов умных сетей (Smart Grid, Microgrid) для мониторинга и учета потребления и перераспределения мощностей, снижения потребления энергетических и водных ресурсов за счет сокращения потерь и простоев, в целях снижения стоимости энергоснабжения. При реализации данной задачи потребуется привлечение экспертизы и поставщиков решений в области управления данными, цифровыми платформами, цифрового моделирования, планировании и управления ресурсами, системного инжиниринга и пр.;
- создание тестового полигона на территории Курильских островов для апробации и внедрения технологий в области распределенной энергетики на основе возобновляемых источников энергии и новых видов топлива (газ, водород) для децентрализованных энергорайонов (энергоузлов) (рисунок 84).».
2. Внести изменения в приложения А Стратегии, изложив рисунок 76 в следующей редакции:
Рисунок 76 – Потребление электроэнергии по видам экономической деятельности в 2018 г., %
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Официальный сайт Губернатора и Правительства СО http://admsakhalin.ru от 14.02.2020 |
Рубрики правового классификатора: | 020.010.000 Органы исполнительной власти |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: