Основная информация
Дата опубликования: | 13 октября 1998г. |
Номер документа: | В199803809 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
В199803809
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
13.10.98 N 5007/98
Москва
[НЕОБХОДИМЫМ УСЛОВИЕМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗДАНИЯ
НЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ЗАКОНУ АКТА ЯВЛЯЕТСЯ НАЛИЧИЕ
ПРИЧЕННОЙ СВЯЗИ МЕЖДУ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ
ДАННОГО АКТА И УБЫТКАМИ]
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест заместителя Генерального прокурора Российской Федерации на решение Арбитражного суда Алтайского края от 24.04.97 по делу N 2к/932-97.
Заслушав и обсудив доклад судьи и выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, поддержавшего протест, Президиум установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Совтранссервис" обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края и администрации Алтайского края о возврате из бюджета 1 125 628 449 рублей, уплаченных в качестве целевого сбора на строительство мостового перехода.
Решением от 24.04.97 иск удовлетворен.
В протесте заместителя Генерального прокурора Российской Федерации предлагается решение отменить, в иске отказать.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Алтайское краевое Законодательное Собрание приняло закон от 30.12.94 "О целевом сборе в 1995 году на строительство мостового перехода через реку Обь".
Данным нормативным актом для хозяйствующих субъектов, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности являющихся плательщиками налога на прибыль, а также предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, в том числе реализующих горюче-смазочные материалы на стационарных и передвижных автозаправочных станциях, установлен сбор в размере 10 процентов от цены реализации каждого литра нефтепродуктов без налога на добавленную стоимость и специального налога с отнесением этого сбора на стоимость отпускаемых потребителям горюче-смазочных материалов.
Решением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 23.05.96 названный закон признан недействительным, как принятый с превышением полномочий Законодательного Собрания.
Принимая решение об удовлетворении иска, Арбитражный суд Алтайского края сослался на статью 11 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" как на основание для возврата уплаченного сбора. Однако указанная норма, как и налоговое законодательство в целом, не устанавливает имущественных последствий принятия незаконных правовых актов.
Кроме того, по мнению суда, уплата сбора повлияла на финансовые результаты предприятия, поэтому в соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации истец был вправе требовать возмещения причиненных ему убытков.
Выводы суда не основаны на обстоятельствах дела и действующем законодательстве.
Согласно статьям 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимым условием ответственности государственного органа в результате издания не соответствующего закону акта является наличие причинной связи между недействительностью данного акта и убытками.
Сам по себе факт перечисления в бюджет края спорной суммы не является доказательством причинения убытков.
При решении вопроса о возврате ранее перечисленных сумм налога следует учитывать установленный нормативным актом механизм взимания налога и его правовую природу.
Как следует из упомянутого закона, сумма сбора не влияла на финансовый результат деятельности предприятия, а лишь увеличивала продажную цену горюче-смазочных материалов. Уплаченные суммы налоговых платежей возмещались истцу при оплате приобретенной продукции.
Следовательно, никаких убытков в связи с надлежащим исполнением закона у истца возникнуть не могло.
Вывод суда о том, что уплата сбора повлияла на финансовый результат предприятия, не основан на материалах дела. Истцом не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих наличие у него убытков, возникших в связи с исполнением закона, признанного впоследствии недействительным.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187 - 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 24.04.97 по делу N 2к/932-97 отменить.
Обществу с ограниченной ответственностью "Совтранссервис" в иске к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края и администрации Алтайского края о возврате из бюджета края 1 125 628 449 рублей отказать.
Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации В.Ф.Яковлев
[отформатировано: 26.01.99 оператор НЦПИ - Гладкова Е.П.]
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
В199803809
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
13.10.98 N 5007/98
Москва
[НЕОБХОДИМЫМ УСЛОВИЕМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗДАНИЯ
НЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ЗАКОНУ АКТА ЯВЛЯЕТСЯ НАЛИЧИЕ
ПРИЧЕННОЙ СВЯЗИ МЕЖДУ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ
ДАННОГО АКТА И УБЫТКАМИ]
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест заместителя Генерального прокурора Российской Федерации на решение Арбитражного суда Алтайского края от 24.04.97 по делу N 2к/932-97.
Заслушав и обсудив доклад судьи и выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, поддержавшего протест, Президиум установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Совтранссервис" обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края и администрации Алтайского края о возврате из бюджета 1 125 628 449 рублей, уплаченных в качестве целевого сбора на строительство мостового перехода.
Решением от 24.04.97 иск удовлетворен.
В протесте заместителя Генерального прокурора Российской Федерации предлагается решение отменить, в иске отказать.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Алтайское краевое Законодательное Собрание приняло закон от 30.12.94 "О целевом сборе в 1995 году на строительство мостового перехода через реку Обь".
Данным нормативным актом для хозяйствующих субъектов, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности являющихся плательщиками налога на прибыль, а также предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, в том числе реализующих горюче-смазочные материалы на стационарных и передвижных автозаправочных станциях, установлен сбор в размере 10 процентов от цены реализации каждого литра нефтепродуктов без налога на добавленную стоимость и специального налога с отнесением этого сбора на стоимость отпускаемых потребителям горюче-смазочных материалов.
Решением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 23.05.96 названный закон признан недействительным, как принятый с превышением полномочий Законодательного Собрания.
Принимая решение об удовлетворении иска, Арбитражный суд Алтайского края сослался на статью 11 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" как на основание для возврата уплаченного сбора. Однако указанная норма, как и налоговое законодательство в целом, не устанавливает имущественных последствий принятия незаконных правовых актов.
Кроме того, по мнению суда, уплата сбора повлияла на финансовые результаты предприятия, поэтому в соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации истец был вправе требовать возмещения причиненных ему убытков.
Выводы суда не основаны на обстоятельствах дела и действующем законодательстве.
Согласно статьям 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимым условием ответственности государственного органа в результате издания не соответствующего закону акта является наличие причинной связи между недействительностью данного акта и убытками.
Сам по себе факт перечисления в бюджет края спорной суммы не является доказательством причинения убытков.
При решении вопроса о возврате ранее перечисленных сумм налога следует учитывать установленный нормативным актом механизм взимания налога и его правовую природу.
Как следует из упомянутого закона, сумма сбора не влияла на финансовый результат деятельности предприятия, а лишь увеличивала продажную цену горюче-смазочных материалов. Уплаченные суммы налоговых платежей возмещались истцу при оплате приобретенной продукции.
Следовательно, никаких убытков в связи с надлежащим исполнением закона у истца возникнуть не могло.
Вывод суда о том, что уплата сбора повлияла на финансовый результат предприятия, не основан на материалах дела. Истцом не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих наличие у него убытков, возникших в связи с исполнением закона, признанного впоследствии недействительным.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187 - 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 24.04.97 по делу N 2к/932-97 отменить.
Обществу с ограниченной ответственностью "Совтранссервис" в иске к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края и администрации Алтайского края о возврате из бюджета края 1 125 628 449 рублей отказать.
Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации В.Ф.Яковлев
[отформатировано: 26.01.99 оператор НЦПИ - Гладкова Е.П.]
Дополнительные сведения
Рубрики правового классификатора: | 080.000.000 Финансы, 080.050.000 Федеральный бюджет, 080.050.020 Доходы федерального бюджета, 080.100.000 Налоги и сборы, 080.100.020 Федеральные налоги и сборы (см. также 100.160.000) |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: