Основная информация
Дата опубликования: | 13 октября 2009г. |
Номер документа: | В200906259 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
В0906259
В200906259
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.01.2010, N 1, СТР. 303
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
13.10.2009 N 5855/09
ЛИЦЕНЗИОННЫЙ КОНТРОЛЬ
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Слесарева В.Л.;
членов Президиума: Александрова В.Н., Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Козловой О.А., Маковской А.А., Першутова А.Г., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление Управления государственного автодорожного надзора по Республике Башкортостан о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 07.04.2009 по делу N А07-15999/2008-А-НИИ Арбитражного суда Республики Башкортостан.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - Управления государственного автодорожного надзора по Республике Башкортостан - Прокофьев А.Г.;
от индивидуального предпринимателя Колесникова С.П. - Варицкий В.Н.
Заслушав и обсудив доклад судьи Александрова В.Н., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
Предприниматель Колесников С.П. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения Управления государственного автодорожного надзора по Республике Башкортостан (далее - управление) от 16.09.2008 N 15-03/95 об отказе в выдаче дополнительных выписок из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионных карточек).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.11.2008 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа постановлением от 07.04.2009 названные судебные акты отменил, требование предпринимателя удовлетворил по тому основанию, что право на проведение проверки транспортных средств при выдаче лицензионной карточки лицензирующему органу действующим законодательством не предоставлено.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре постановления суда кассационной инстанции в порядке надзора управление просит его отменить, ссылаясь на нарушение норм права, и оставить без изменения решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций.
В отзыве на заявление предприниматель просит оставить оспариваемый судебный акт без изменения как соответствующий действующему законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Предприниматель, имеющий лицензию на право перевозки пассажиров автомобильным транспортом, в связи с изменением (увеличением) состава транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров, обратился в управление с заявлением о выдаче дополнительных выписок из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионных карточек), с приложением необходимых документов.
Приказом управления от 04.09.2008 N 434 назначено проведение контрольных мероприятий лицензиата на предмет возможности выполнения лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности в случае получения выписок из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионных карточек), о чем предпринимателю направлено уведомление от 04.09.2008 N 133.
В связи с неявкой предпринимателя либо его законного представителя для проведения проверки, отсутствием ходатайства о ее переносе управлением составлен акт от 15.09.2008 N 37/0222 и письмом от 16.09.2008 N 15-03/95 сообщено о невозможности принятия решения о выдаче либо об отказе в выдаче дополнительных выписок из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионных карточек).
В соответствии с подпунктом 62 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ; НГР:Р0101580 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, подлежат лицензированию.
Статьей 2 Закона о лицензировании предусмотрено, что под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Право на проведение лицензионного контроля предусмотрено статьей 12 Закона, в соответствии с которой он проводится лицензирующим органом в целях проверки сведений о лицензиате и соблюдения им лицензионных требований и условий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N 637; НГР:Р0603184 утверждено Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованном для перевозок более 8 человек (далее - Положение о лицензировании), согласно пункту 12 которого при изменении состава транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров, лицензиат в 15-дневный срок обязан направить или представить в лицензирующий орган заявление о выдаче дополнительных выписок из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионных карточек), а также документы, предусмотренные подпунктами "а" и "б" подпункта 6 Положения о лицензировании.
Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров согласно пункту 4 Положения о лицензировании являются, в частности, наличие у лицензиата на праве собственности или ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении; соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 24.07.1997 N 82; НГР:В9702822 утвержден Порядок осуществления лицензионными органами контроля за соблюдением условий, предусмотренных в лицензиях на перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации, а также в международном сообщении (далее - Порядок осуществления лицензионными органами контроля), согласно которому контроль за соблюдением условий, предусмотренных в лицензии, проводится работниками лицензионных органов путем осмотра автотранспортных средств, производственных помещений, оборудования, используемых для осуществления лицензируемой деятельности, проверки технологических процессов и изучения документов, характеризующих состояние выполнения владельцем лицензии установленных в ней условий.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.12.2006 N 153; НГР:В0602794 утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, в котором также предусматривалась возможность проведения лицензирующим органом проверки выполнения лицензионных требований и условий.
Таким образом, Законом о лицензировании, Положением о лицензировании, Порядком осуществления лицензионными органами контроля лицензирующему органу при обращении лицензиата с заявлением о выдаче лицензионной карточки при изменении (увеличении) состава транспортных средств предоставлено право проверить как полноту и достоверность сведений лицензиата, содержащихся в представленных им документах, так и возможность выполнения им лицензионных требований и условий при осуществлении пассажирских перевозок.
Следовательно, выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии в действиях управления нарушений законодательства о лицензировании являются правильными.
При названных обстоятельствах оспариваемое постановление суда кассационной инстанции как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР:Р0203806 подлежит отмене.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 5 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 07.04.2009 по делу N А07-15999/2008-А-НИИ Арбитражного суда Республики Башкортостан отменить.
Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.11.2008 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2009 по указанному делу оставить без изменения.
Председательствующий
В.Л. Слесарев
[введено: 29.01.2010 редактор НЦПИ - Павозкова Е.А.]
[проверено: 22.03.2010 редактор НЦПИ - Ермолина Н.В.]
В0906259
В200906259
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.01.2010, N 1, СТР. 303
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
13.10.2009 N 5855/09
ЛИЦЕНЗИОННЫЙ КОНТРОЛЬ
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Слесарева В.Л.;
членов Президиума: Александрова В.Н., Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Козловой О.А., Маковской А.А., Першутова А.Г., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление Управления государственного автодорожного надзора по Республике Башкортостан о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 07.04.2009 по делу N А07-15999/2008-А-НИИ Арбитражного суда Республики Башкортостан.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - Управления государственного автодорожного надзора по Республике Башкортостан - Прокофьев А.Г.;
от индивидуального предпринимателя Колесникова С.П. - Варицкий В.Н.
Заслушав и обсудив доклад судьи Александрова В.Н., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
Предприниматель Колесников С.П. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения Управления государственного автодорожного надзора по Республике Башкортостан (далее - управление) от 16.09.2008 N 15-03/95 об отказе в выдаче дополнительных выписок из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионных карточек).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.11.2008 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа постановлением от 07.04.2009 названные судебные акты отменил, требование предпринимателя удовлетворил по тому основанию, что право на проведение проверки транспортных средств при выдаче лицензионной карточки лицензирующему органу действующим законодательством не предоставлено.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре постановления суда кассационной инстанции в порядке надзора управление просит его отменить, ссылаясь на нарушение норм права, и оставить без изменения решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций.
В отзыве на заявление предприниматель просит оставить оспариваемый судебный акт без изменения как соответствующий действующему законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Предприниматель, имеющий лицензию на право перевозки пассажиров автомобильным транспортом, в связи с изменением (увеличением) состава транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров, обратился в управление с заявлением о выдаче дополнительных выписок из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионных карточек), с приложением необходимых документов.
Приказом управления от 04.09.2008 N 434 назначено проведение контрольных мероприятий лицензиата на предмет возможности выполнения лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности в случае получения выписок из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионных карточек), о чем предпринимателю направлено уведомление от 04.09.2008 N 133.
В связи с неявкой предпринимателя либо его законного представителя для проведения проверки, отсутствием ходатайства о ее переносе управлением составлен акт от 15.09.2008 N 37/0222 и письмом от 16.09.2008 N 15-03/95 сообщено о невозможности принятия решения о выдаче либо об отказе в выдаче дополнительных выписок из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионных карточек).
В соответствии с подпунктом 62 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ; НГР:Р0101580 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, подлежат лицензированию.
Статьей 2 Закона о лицензировании предусмотрено, что под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Право на проведение лицензионного контроля предусмотрено статьей 12 Закона, в соответствии с которой он проводится лицензирующим органом в целях проверки сведений о лицензиате и соблюдения им лицензионных требований и условий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N 637; НГР:Р0603184 утверждено Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованном для перевозок более 8 человек (далее - Положение о лицензировании), согласно пункту 12 которого при изменении состава транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров, лицензиат в 15-дневный срок обязан направить или представить в лицензирующий орган заявление о выдаче дополнительных выписок из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионных карточек), а также документы, предусмотренные подпунктами "а" и "б" подпункта 6 Положения о лицензировании.
Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров согласно пункту 4 Положения о лицензировании являются, в частности, наличие у лицензиата на праве собственности или ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении; соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 24.07.1997 N 82; НГР:В9702822 утвержден Порядок осуществления лицензионными органами контроля за соблюдением условий, предусмотренных в лицензиях на перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации, а также в международном сообщении (далее - Порядок осуществления лицензионными органами контроля), согласно которому контроль за соблюдением условий, предусмотренных в лицензии, проводится работниками лицензионных органов путем осмотра автотранспортных средств, производственных помещений, оборудования, используемых для осуществления лицензируемой деятельности, проверки технологических процессов и изучения документов, характеризующих состояние выполнения владельцем лицензии установленных в ней условий.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.12.2006 N 153; НГР:В0602794 утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, в котором также предусматривалась возможность проведения лицензирующим органом проверки выполнения лицензионных требований и условий.
Таким образом, Законом о лицензировании, Положением о лицензировании, Порядком осуществления лицензионными органами контроля лицензирующему органу при обращении лицензиата с заявлением о выдаче лицензионной карточки при изменении (увеличении) состава транспортных средств предоставлено право проверить как полноту и достоверность сведений лицензиата, содержащихся в представленных им документах, так и возможность выполнения им лицензионных требований и условий при осуществлении пассажирских перевозок.
Следовательно, выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии в действиях управления нарушений законодательства о лицензировании являются правильными.
При названных обстоятельствах оспариваемое постановление суда кассационной инстанции как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР:Р0203806 подлежит отмене.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 5 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 07.04.2009 по делу N А07-15999/2008-А-НИИ Арбитражного суда Республики Башкортостан отменить.
Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.11.2008 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2009 по указанному делу оставить без изменения.
Председательствующий
В.Л. Слесарев
[введено: 29.01.2010 редактор НЦПИ - Павозкова Е.А.]
[проверено: 22.03.2010 редактор НЦПИ - Ермолина Н.В.]
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 1 от 01.01.2010 Стр. 303 |
Рубрики правового классификатора: | 020.000.000 Основы государственного управления, 020.030.000 Общие вопросы государственного управления в сфере экономики, социально-культурного и административно-политического строительства, 020.030.070 Лицензирование отдельных видов деятельности, 090.000.000 Хозяйственная деятельность, 090.070.000 Транспорт, 090.070.020 Управление в сфере транспорта (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050), 090.070.060 Автомобильный транспорт (см. также 200.100.040), 180.000.000 Правосудие, 180.050.000 Арбитражный процесс, 180.050.010 Общие положения, 180.050.020 Производство в арбитражном суде первой инстанции |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: