Основная информация
Дата опубликования: | 14 апреля 2009г. |
Номер документа: | В200902117 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
В0902117
В200902117
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.07.2009, N 7, СТР. 208
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
14.04.2009 N 15747/08
ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ДОМИНИРУЮЩИМ ПОЛОЖЕНИЕМ НА РЫНКЕ
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Андреева Е.И., Андреевой Т.К., Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Завьяловой Т.В., Козловой О.А., Никифорова С.Б., Першутова А.Г., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 05.05.2008 по делу N А25-352/08-5, постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2008 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11.09.2008 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике - Плиев Р.Р.;
от общества с ограниченной ответственностью "Кавказская региональная компания по реализации газа" - Лукъянчиков М.И., Мочалов С.И., Хапилин А.В., Чоракаев К.Э.
Заслушав и обсудив доклад судьи Андреева Е.И., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Кавказская региональная компания по реализации газа" (далее - общество "Кавказрегионгаз", общество) обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее - антимонопольный орган) от 27.12.2007 и предписания от 27.12.2007 N 31 о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Черкесская СМПМК-1" (далее - общество "Черкесская СМПМК-1").
Антимонопольный орган решением от 27.12.2007 признал общество "Кавказрегионгаз" нарушившим статью 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ; НГР:Р0602123 "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в части навязывания невыгодных условий договора поставки газа обществу "Черкесская СМПМК-1"; предписанием от 27.12.2007 обязал общество "Кавказрегионгаз" прекратить нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и в срок до 20.01.2008 исключить из данного договора условия поставки газа, противоречащие Правилам поставки газа в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162; НГР:Р9800513 (далее - Правила поставки газа, Правила), а именно: о штрафных коэффициентах 1,5 и 1,9, о введении не установленных нормативными правовыми актами неустоек за невыборку газа, о режимах потребления газа, об авансовом платеже за потребляемый газ в размере 100 процентов.
Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 05.05.2008 требования общества "Кавказрегионгаз" удовлетворены частично: решение антимонопольного органа признано недействительным в части признания общества нарушившим антимонопольное законодательство действиями по включению в договор поставки газа условий по навязыванию режимов потребления газа и установлению неустойки за невыборку газа; предписание признано недействительным в части обязания общества исключить из договора поставки условий о навязывании режимов потребления газа, установлении неустоек за невыборку газа и авансовом платеже за потребленный газ в размере 100 процентов. В удовлетворении остальной части заявленных требований суд отказал.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2008 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановлением от 11.09.2008 названные судебные акты в части отказа в удовлетворении заявленных требований отменил, решение и предписание антимонопольного органа признал недействительными в полном объеме.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора указанных судебных актов антимонопольный орган просит их отменить в части выводов об отсутствии в действиях общества нарушения антимонопольного законодательства, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.
В отзыве на заявление общество "Кавказрегионгаз" просит оспариваемое постановление суда кассационной инстанции оставить без изменения как соответствующее действующему законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что постановление суда кассационной инстанции в части отмены решения суда первой и постановления суда апелляционной инстанций подлежит отмене по следующим основаниям.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив материалы дела, проанализировав содержание договора поставки газа и исходя из положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере газоснабжения, правомерно признали, что условия договора о введении неустоек за невыборку газа, режиме потребления газа и авансовом платеже за потребляемый газ не могут быть квалифицированы как нарушение антимонопольного законодательства. Условие пункта 3.5 договора о применении штрафных коэффициентов за сверхдоговорное потребление газа нарушает антимонопольное законодательство, поскольку эти коэффициенты применяются при тех же обстоятельствах, что и коэффициенты, повышающие стоимость газа, предусмотренные пунктом 17 Правил поставки газа, и не являются в данном случае неустойкой, обеспечивающей исполнение обязательств, а относятся к элементу ценообразования, предусматривающему порядок оплаты газа, потребленного сверх договорного объема.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа исходил из того, что обязательное применение предусмотренных в пункте 17 Правил поставки газа повышающих тариф коэффициентов, относящихся к элементу ценообразования, не исключает установление неустойки как меры ответственности за несогласованное отступление от условий договора, что является ненадлежащим исполнением обязательства и в силу статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации влечет взыскание неустойки в виде штрафа или пеней, определяемых законом или договором.
Между тем судом кассационной инстанции не учтено следующее.
Приказом антимонопольного органа от 29.11.2007 N 89 общество "Кавказрегионгаз" включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ; НГР:Р9901493 "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) организациям - собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать действия, нарушающие антимонопольное законодательство, в том числе такие действия, как навязывание потребителям газа условий договоров, не относящихся к предмету договоров; включение в договоры условий, которые ставят одного потребителя в неравное положение по сравнению с другими потребителями; нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования.
К названным действиям могут быть причислены навязывание потребителю газа условий договора поставки газа, ущемляющих права контрагента, либо отказ (уклонение) газоснабжающей организации от изменения этих условий при обращении потребителя с такого рода требованием.
В силу статей 21 и 23 Закона о газоснабжении цены на газ, тарифы на услуги по транспортировке газа и тарифы на услуги газораспределительных организаций подлежат государственному регулированию.
Как следует из пункта 1 Правил поставки газа, положения, закрепленные в них, обязательны для всех юридических лиц, участвующих в отношениях поставки газа через трубопроводные сети.
Согласно пункту 5 Правил поставка газа производится на основании договора, заключаемого между поставщиком и покупателем в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов, Правил и иных нормативных правовых актов.
Из пунктов 15, 17 Правил следует, что в случае потребления газа в большем, чем определено в договоре поставки газа, количестве стоимость сверхдоговорного объема газа и его транспортировки будет иной нежели та, которая установлена в договоре.
В соответствии с пунктом 17 Правил при перерасходе газа без предварительного согласования с поставщиком, газотранспортной или газораспределительной организацией покупатель оплачивает дополнительно объем отобранного им газа сверх установленного договором и стоимость его транспортировки за каждые сутки с применением коэффициента: с 15 апреля по 15 сентября - 1,1; с 16 сентября по 14 апреля - 1,5.
Общество "Черкесская СМПМК-1", получив проект договора поставки газа и не согласившись с некоторыми из его условий, направило протокол разногласий, который обществом "Кавказрегионгаз" в большей части, в том числе и в отношении пункта 3.5, был отклонен.
Между тем в этом пункте договора предусмотрен "штраф за суммарный объем газа, выбранный покупателем сверх суточного договорного объема, за все дни месяца поставки, который определяется следующим образом: в период с 15 апреля по 15 сентября - с применением штрафного коэффициента в размере 1,9 к стоимости газа, рассчитанной в соответствии с пунктом 5.3.2 настоящего договора; в период с 16 сентября по 14 апреля - с применением штрафного коэффициента в размере 1,5 к стоимости газа, рассчитанной в соответствии с пунктом 5.3.2 настоящего договора".
Кроме того, в данном пункте указано, что в случае внесения изменения в пункт 17 Правил поставки газа в части отмены применения коэффициентов в размере 1,1 и 1,5 за перерасход газа покупателем размер штрафного коэффициента вместо 1,9 и 1,5 устанавливается равным 3 в течение календарного года.
Согласно пункту 5.3.2 договора фактическая стоимость газа, выбранного в месяце поставки газа, складывается из стоимости суммарных объемов газа, выбранного покупателем сверх суточного договорного объема, за все дни месяца поставки, которая рассчитывается по ценам на газ в соответствии с пунктами 5.1, 5.2 договора, определяющими порядок расчета стоимости газа, отобранного покупателем в пределах согласованных объемов, с учетом коэффициентов 1,1 и 1,5, предусмотренных пунктом 17 Правил поставки газа.
То есть упомянутым договором устанавливаются коэффициенты за сверхдоговорное потребление газа, повышающие стоимость газа, определенную Правилами поставки газа.
Таким образом, включение в договор условия о применении штрафных коэффициентов за потребление сверхдоговорного объема газа является нарушением антимонопольного законодательства в виде навязывания невыгодных для контрагента условий договора.
Следовательно, у суда кассационной инстанции не имелось законных оснований для отмены судебных актов судов первой и апелляционной инстанций.
При названных обстоятельствах постановление суда кассационной инстанции в части отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене как нарушающее единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 5 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11.09.2008 по делу N А25-352/08-5 Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики в части отмены решения Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 05.05.2008 и постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2008 об отказе обществу с ограниченной ответственностью "Кавказская региональная компания по реализации газа" в удовлетворении требования о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 27.12.2007 в части вывода о нарушении обществом "Кавказрегионгаз" антимонопольного законодательства действиями по включению в договор долгосрочной поставки газа условия о применении штрафных коэффициентов за сверхнормативное потребление газа и предписания от 27.12.2007, касающегося данной части решения, отменить.
Решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 05.05.2008 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2008 в этой части оставить без изменения.
В остальной части постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11.09.2008 оставить без изменения.
Председательствующий
А.А. ИВАНОВ
[введено: 20.07.2009 Редактор НЦПИ - Павозкова Е.А.]
[проверено: 23.07.2009 редактор НЦПИ - Мартиросян Э.К.]
В0902117
В200902117
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.07.2009, N 7, СТР. 208
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
14.04.2009 N 15747/08
ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ДОМИНИРУЮЩИМ ПОЛОЖЕНИЕМ НА РЫНКЕ
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Андреева Е.И., Андреевой Т.К., Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Завьяловой Т.В., Козловой О.А., Никифорова С.Б., Першутова А.Г., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 05.05.2008 по делу N А25-352/08-5, постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2008 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11.09.2008 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике - Плиев Р.Р.;
от общества с ограниченной ответственностью "Кавказская региональная компания по реализации газа" - Лукъянчиков М.И., Мочалов С.И., Хапилин А.В., Чоракаев К.Э.
Заслушав и обсудив доклад судьи Андреева Е.И., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Кавказская региональная компания по реализации газа" (далее - общество "Кавказрегионгаз", общество) обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее - антимонопольный орган) от 27.12.2007 и предписания от 27.12.2007 N 31 о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Черкесская СМПМК-1" (далее - общество "Черкесская СМПМК-1").
Антимонопольный орган решением от 27.12.2007 признал общество "Кавказрегионгаз" нарушившим статью 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ; НГР:Р0602123 "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в части навязывания невыгодных условий договора поставки газа обществу "Черкесская СМПМК-1"; предписанием от 27.12.2007 обязал общество "Кавказрегионгаз" прекратить нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и в срок до 20.01.2008 исключить из данного договора условия поставки газа, противоречащие Правилам поставки газа в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162; НГР:Р9800513 (далее - Правила поставки газа, Правила), а именно: о штрафных коэффициентах 1,5 и 1,9, о введении не установленных нормативными правовыми актами неустоек за невыборку газа, о режимах потребления газа, об авансовом платеже за потребляемый газ в размере 100 процентов.
Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 05.05.2008 требования общества "Кавказрегионгаз" удовлетворены частично: решение антимонопольного органа признано недействительным в части признания общества нарушившим антимонопольное законодательство действиями по включению в договор поставки газа условий по навязыванию режимов потребления газа и установлению неустойки за невыборку газа; предписание признано недействительным в части обязания общества исключить из договора поставки условий о навязывании режимов потребления газа, установлении неустоек за невыборку газа и авансовом платеже за потребленный газ в размере 100 процентов. В удовлетворении остальной части заявленных требований суд отказал.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2008 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановлением от 11.09.2008 названные судебные акты в части отказа в удовлетворении заявленных требований отменил, решение и предписание антимонопольного органа признал недействительными в полном объеме.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора указанных судебных актов антимонопольный орган просит их отменить в части выводов об отсутствии в действиях общества нарушения антимонопольного законодательства, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.
В отзыве на заявление общество "Кавказрегионгаз" просит оспариваемое постановление суда кассационной инстанции оставить без изменения как соответствующее действующему законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что постановление суда кассационной инстанции в части отмены решения суда первой и постановления суда апелляционной инстанций подлежит отмене по следующим основаниям.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив материалы дела, проанализировав содержание договора поставки газа и исходя из положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере газоснабжения, правомерно признали, что условия договора о введении неустоек за невыборку газа, режиме потребления газа и авансовом платеже за потребляемый газ не могут быть квалифицированы как нарушение антимонопольного законодательства. Условие пункта 3.5 договора о применении штрафных коэффициентов за сверхдоговорное потребление газа нарушает антимонопольное законодательство, поскольку эти коэффициенты применяются при тех же обстоятельствах, что и коэффициенты, повышающие стоимость газа, предусмотренные пунктом 17 Правил поставки газа, и не являются в данном случае неустойкой, обеспечивающей исполнение обязательств, а относятся к элементу ценообразования, предусматривающему порядок оплаты газа, потребленного сверх договорного объема.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа исходил из того, что обязательное применение предусмотренных в пункте 17 Правил поставки газа повышающих тариф коэффициентов, относящихся к элементу ценообразования, не исключает установление неустойки как меры ответственности за несогласованное отступление от условий договора, что является ненадлежащим исполнением обязательства и в силу статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации влечет взыскание неустойки в виде штрафа или пеней, определяемых законом или договором.
Между тем судом кассационной инстанции не учтено следующее.
Приказом антимонопольного органа от 29.11.2007 N 89 общество "Кавказрегионгаз" включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ; НГР:Р9901493 "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) организациям - собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать действия, нарушающие антимонопольное законодательство, в том числе такие действия, как навязывание потребителям газа условий договоров, не относящихся к предмету договоров; включение в договоры условий, которые ставят одного потребителя в неравное положение по сравнению с другими потребителями; нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования.
К названным действиям могут быть причислены навязывание потребителю газа условий договора поставки газа, ущемляющих права контрагента, либо отказ (уклонение) газоснабжающей организации от изменения этих условий при обращении потребителя с такого рода требованием.
В силу статей 21 и 23 Закона о газоснабжении цены на газ, тарифы на услуги по транспортировке газа и тарифы на услуги газораспределительных организаций подлежат государственному регулированию.
Как следует из пункта 1 Правил поставки газа, положения, закрепленные в них, обязательны для всех юридических лиц, участвующих в отношениях поставки газа через трубопроводные сети.
Согласно пункту 5 Правил поставка газа производится на основании договора, заключаемого между поставщиком и покупателем в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов, Правил и иных нормативных правовых актов.
Из пунктов 15, 17 Правил следует, что в случае потребления газа в большем, чем определено в договоре поставки газа, количестве стоимость сверхдоговорного объема газа и его транспортировки будет иной нежели та, которая установлена в договоре.
В соответствии с пунктом 17 Правил при перерасходе газа без предварительного согласования с поставщиком, газотранспортной или газораспределительной организацией покупатель оплачивает дополнительно объем отобранного им газа сверх установленного договором и стоимость его транспортировки за каждые сутки с применением коэффициента: с 15 апреля по 15 сентября - 1,1; с 16 сентября по 14 апреля - 1,5.
Общество "Черкесская СМПМК-1", получив проект договора поставки газа и не согласившись с некоторыми из его условий, направило протокол разногласий, который обществом "Кавказрегионгаз" в большей части, в том числе и в отношении пункта 3.5, был отклонен.
Между тем в этом пункте договора предусмотрен "штраф за суммарный объем газа, выбранный покупателем сверх суточного договорного объема, за все дни месяца поставки, который определяется следующим образом: в период с 15 апреля по 15 сентября - с применением штрафного коэффициента в размере 1,9 к стоимости газа, рассчитанной в соответствии с пунктом 5.3.2 настоящего договора; в период с 16 сентября по 14 апреля - с применением штрафного коэффициента в размере 1,5 к стоимости газа, рассчитанной в соответствии с пунктом 5.3.2 настоящего договора".
Кроме того, в данном пункте указано, что в случае внесения изменения в пункт 17 Правил поставки газа в части отмены применения коэффициентов в размере 1,1 и 1,5 за перерасход газа покупателем размер штрафного коэффициента вместо 1,9 и 1,5 устанавливается равным 3 в течение календарного года.
Согласно пункту 5.3.2 договора фактическая стоимость газа, выбранного в месяце поставки газа, складывается из стоимости суммарных объемов газа, выбранного покупателем сверх суточного договорного объема, за все дни месяца поставки, которая рассчитывается по ценам на газ в соответствии с пунктами 5.1, 5.2 договора, определяющими порядок расчета стоимости газа, отобранного покупателем в пределах согласованных объемов, с учетом коэффициентов 1,1 и 1,5, предусмотренных пунктом 17 Правил поставки газа.
То есть упомянутым договором устанавливаются коэффициенты за сверхдоговорное потребление газа, повышающие стоимость газа, определенную Правилами поставки газа.
Таким образом, включение в договор условия о применении штрафных коэффициентов за потребление сверхдоговорного объема газа является нарушением антимонопольного законодательства в виде навязывания невыгодных для контрагента условий договора.
Следовательно, у суда кассационной инстанции не имелось законных оснований для отмены судебных актов судов первой и апелляционной инстанций.
При названных обстоятельствах постановление суда кассационной инстанции в части отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене как нарушающее единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 5 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11.09.2008 по делу N А25-352/08-5 Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики в части отмены решения Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 05.05.2008 и постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2008 об отказе обществу с ограниченной ответственностью "Кавказская региональная компания по реализации газа" в удовлетворении требования о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 27.12.2007 в части вывода о нарушении обществом "Кавказрегионгаз" антимонопольного законодательства действиями по включению в договор долгосрочной поставки газа условия о применении штрафных коэффициентов за сверхнормативное потребление газа и предписания от 27.12.2007, касающегося данной части решения, отменить.
Решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 05.05.2008 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2008 в этой части оставить без изменения.
В остальной части постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11.09.2008 оставить без изменения.
Председательствующий
А.А. ИВАНОВ
[введено: 20.07.2009 Редактор НЦПИ - Павозкова Е.А.]
[проверено: 23.07.2009 редактор НЦПИ - Мартиросян Э.К.]
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 7 от 01.07.2009 Стр. 208 |
Рубрики правового классификатора: | 020.000.000 Основы государственного управления, 020.030.000 Общие вопросы государственного управления в сфере экономики, социально-культурного и административно-политического строительства, 020.030.040 Антимонопольное законодательство, 030.000.000 Гражданское право, 030.100.000 Общие положения об обязательствах (см. также 030.150.090), 030.100.030 Способы обеспечения исполнения обязательств, 030.110.000 Общие положения о договоре, 030.120.000 Договоры и другие обязательства, 030.120.240 Другие виды обязательств, возникающие из сделок и договоров, 080.000.000 Финансы, 080.010.000 Общие положения финансовой системы, 090.000.000 Хозяйственная деятельность, 090.010.000 Промышленность, 090.010.080 Топливная промышленность, 180.000.000 Правосудие, 180.050.000 Арбитражный процесс, 180.050.020 Производство в арбитражном суде первой инстанции, 180.050.030 Производство по пересмотру решений |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: