Основная информация

Дата опубликования: 14 мая 2008г.
Номер документа: ru63000200800585
Текущая редакция: 2
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Самарская область
Принявший орган: Правительство Самарской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 мая 2008 г. N 137

О СОЗДАНИИ КОРПОРАЦИИ РАЗВИТИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

(в ред. Постановления Правительства Самарской области от 29.12.2008 N 535)

В целях обеспечения эффективного взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти Самарской области по реализации инвестиционных проектов, направленных на обеспечение устойчивого роста экономики и формирования благоприятного инвестиционного климата в Самарской области, Правительство Самарской области постановляет:

1. Утвердить Концепцию создания и деятельности открытого акционерного общества "Корпорация развития Самарской области" согласно приложению N 1.

(п. 1 в ред. Постановления Правительства Самарской области от 29.12.2008 N 535)

2. Утвердить План действий по реализации Концепции создания и деятельности открытого акционерного общества "Корпорация развития Самарской области" согласно приложению N 2.

(п. 2 в ред. Постановления Правительства Самарской области от 29.12.2008 N 535)

3. Установить, что открытое акционерное общество "Корпорация развития Самарской области" создается в целях реализации задач комплексного развития территории Самарской области.

(п. 3 введен Постановлением Правительства Самарской области от 29.12.2008 N 535)

4. Контроль за выполнением настоящего Постановления оставляю за собой.

(п. 4 в ред. Постановления Правительства Самарской области от 29.12.2008 N 535)

Губернатор - председатель

Правительства Самарской области

В.В.АРТЯКОВ

Приложение N 1

к Постановлению

Правительства Самарской области

от 14 мая 2008 г. N 137

КОНЦЕПЦИЯ

СОЗДАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА

"КОРПОРАЦИЯ РАЗВИТИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ"

(далее - Концепция)

(в ред. Постановления Правительства

Самарской области от 29.12.2008 N 535)

1. Введение

В настоящее время социально-экономическое развитие Самарской области существенно сдерживается в силу ряда объективных причин:

малое количество средних и крупных инвестиционных проектов высокой степени проработки;

отсутствие инструментов, позволяющих эффективно объединять инвестиционный потенциал Самарской области и частных инвесторов, а также минимизировать их риски при реализации масштабных инвестиционных проектов;

непривлекательность для частных инвесторов долгосрочных, как правило, высокорисковых и низкоокупаемых инвестиционных проектов в инфраструктурной сфере.

Переломить данную ситуацию должен мощный организационный, инновационный и финансовый импульс, инициатором которого станет новый многопрофильный универсальный инвестиционный институт.

Таким институтом должно стать открытое акционерное общество "Корпорация развития Самарской области" (далее - Корпорация).

В настоящем документе подробно описаны цели, принципы создания и деятельности Корпорации.

Создание Корпорации будет способствовать формированию благоприятной инвестиционной среды на территории Самарской области, созданию привлекательных условий для инвестирования частных и государственных средств в объекты промышленности, социальной, транспортной и жилищно-коммунальной инфраструктуры.

2. Предпосылки создания корпорации

2.1. Социально-экономическое состояние Самарской области

Самарская область расположена на юге Приволжского федерального округа и относится к числу наиболее развитых в экономическом отношении и инвестиционно привлекательных регионов Российской Федерации. Выгодное транспортно-географическое положение в сочетании с богатым природно-ресурсным потенциалом и трудовыми ресурсами, а также достаточно высокий уровень жизни и деловой активности во многом определяют характер развития области.

Экономика Самарской области в последние годы характеризуется значительным ростом основных социально-экономических показателей. По объему валового регионального продукта (далее - ВРП) в настоящее время область входит в десятку регионов-лидеров в Российской Федерации, а по объему ВРП на душу населения занимает 2-е место в Приволжском федеральном округе, причем этот показатель с каждым годом существенно растет (таблица N 1).

Таблица N 1

Динамика основных показателей

социально-экономического развития Самарской области

за 2000 - 2007 годы

Показатели

Единица
измерения

2000
год

2001
год

2002
год

2003
год

2004
год

2005
год

2006
год

2007
год

ВРП (в
сопоставимых
ценах)

180

в % к
предыдущему
году

Индекс
промышленного
производства

в % к
предыдущему
году

Инвестиции в
основной
капитал (в
сопоставимых
ценах)

в % к
предыдущему
году

Среднемесячные
денежные
доходы на душу
населения

рублей

Реальные
денежные
доходы

в % к
предыдущему
году

119

112

Оборот
розничной
торговли (в
сопоставимых
ценах)

в % к
предыдущему
году

Отраслевая структура ВРП имеет ярко выраженный индустриальный характер (рисунок N 1, не приводится). Несмотря на быстрое развитие сферы услуг и повышение их роли в экономике, серьезных структурных изменений пока не произошло. С 2000 года доля промышленности в ВРП немного снизилась (примерно на 3,5%), но пока сохраняет свои позиции на достаточно высоком уровне (43,3%). По ряду социально-экономических показателей индустриальные отрасли играют ключевую роль (рисунок N 2, не приводится).

Отставание развития сферы услуг, относительно низкая обеспеченность производственной инфраструктурой тормозят дальнейшее развитие промышленности. В отраслевой структуре промышленности преобладает производство транспортных средств и оборудования, в котором имеется немало проблем. В первую очередь, это значительное недоинвестирование в постсоветский период, особенно в 90-е годы, частичное разрушение проектной базы, а также несоответствие выпускаемой продукции мировым стандартам.

Рисунок N 1. Отраслевая структура ВРП

Рисунок не приводится.

В Самарской области по сравнению с другими регионами большая часть потенциала базовых отраслей не была утрачена в кризисный период, поэтому область имеет лучшие стартовые условия для реализации инновационного сценария регионального развития.

Рисунок N 2. Доля промышленности в отдельных

социально-экономических показателях Самарской области

Рисунок не приводится.

Важной особенностью развития промышленности Самарской области является относительно быстрое обновление и расширение материально-технической базы. Коэффициенты обновления основных фондов в промышленности Самарской области существенно превышают общероссийские показатели (таблица N 2), хотя в целом недостаточны.

Таблица N 2

Коэффициенты

обновления основных фондов в промышленности

в 1999 - 2004 гг. (%)

Отрасли

1999
г.

2000
г.

2001
г.

2002
г.

2003
г.

2004
г.

Российская Федерация, всего

1,2

1,1

1,5

1,6

1,8

1,9

Самарская область, всего

4,6

4,6

5,8

3,6

6,2

5,1

В том числе:

электроэнергетика

2,3

1,9

2,0

1,4

1,4

2,3

топливная промышленность

4,1

7,7

нефтедобывающая
промышленность

4,9

7,1

нефтеперерабатывающая
промышленность

4,7

6,2

6,3

цветная металлургия

1,0

7,1

3,1

химическая инефтехимическая
промышленность

1,6

6,5

4,2

машиностроение и
металлообработка

5,5

3,6

3,3

1,9

4,0

4,3

7,5

3,8

3,2

1,7

4,0

4,2

промышленность
стройматериалов

3,1

5,2

3,7

пищевая промышленность

Ряд производств Самарской области в значительной мере адаптировались к рыночным условиям. Во многом этому способствовало обновление материально-технической базы, развитие новых перспективных производств и внедрение новых технологий, что повышало качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции. Однако в базовых отраслях - машиностроении, химии и нефтехимии до этого еще далеко. Отмечается острая нехватка инвестиций при ограниченности развития производственной инфраструктуры.

Одновременно сложившаяся возрастная структура основных фондов промышленности является фактором, в значительной степени сдерживающим дальнейшее развитие экономики области. В среднем износ основных фондов превышает 50%, в том числе в обрабатывающих производствах износ составляет 60%. Наиболее изношены фонды в производстве транспортных средств и оборудования (69%).

В этих условиях особенно актуально развитие высокотехнологичных кластеров на базе традиционных и новых отраслей специализации, что приведет к формированию инновационного профиля экономики области. Этому будет способствовать крайне высокий уровень концентрации производства в базовых отраслях. Объем производства десяти крупнейших организаций области составляет около 60% в общем объеме промышленного производства региона. Высокие темпы роста и высокая концентрация производства в автомобилестроении, химической промышленности, инновационно-внедренческой деятельности могут способствовать созданию высокотехнологичных кластеров, которые станут центрами стратегического роста Самарской области.

Стратегическим преимуществом региона является наличие большого количества трудовых ресурсов с высокими качественными характеристиками. Рабочая сила в Самарской области отличается высокой квалификацией и трудовой мобильностью. Специфика образовательного потенциала области проявляется в высокой доле занятого населения со средним профессиональным образованием, а также имеющего высшее профессиональное образование (рисунок N 3, не приводится). Широкая сеть профессиональных образовательных учреждений позволяет подготавливать собственные кадры по большому набору профессий и специальностей, в том числе инновационных. Вместе с тем наблюдаются существенные диспропорции в структуре имеющихся ресурсов на рынке труда и структуре требующихся кадров.

Рисунок 3. Доля занятого населения со средним

и высшим профессиональным образованием

Рисунок не приводится.

В Самарской области получили развитие все виды транспорта, за исключением морского. Благодаря своему выгодному экономико-географическому положению Самарская область является одним из крупнейших в России транспортных узлов, обладающих высоким транзитным потенциалом.

Основной объем пассажиро- и грузопотоков в Самарской области приходится на железнодорожный и автомобильный транспорт. Эксплуатационная длина железнодорожных путей в области составляет более 1300 километров. Железнодорожный транспорт соединяет Самарскую область со всеми регионами Поволжья, Центральной Россией, Уралом, Азиатским макрорегионом, а также Казахстаном и Средней Азией.

Автомобильным транспортом ежегодно перевозится более 9 миллионов тонн грузов и более 200 миллионов пассажиров. За последние 10 лет густота автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием на одну тысячу квадратных километров увеличилась со 123 километров до 142 километров. Однако по этому показателю Самарская область занимает лишь 33-е место по России, что свидетельствует о недостаточности развития сети автодорог.

Через область проходят три крупнейших российских газопровода: Челябинск - Петровск, Уренгой - Петровск, Уренгой - Новопсковск, а также нефте- и продуктопроводы. Территорию региона пересекает один из важнейших водных путей России - Волга, через Волго-Донскую и Балтийско-Беломорскую систему каналов дающий выход на внешние морские акватории. Основная проблема речного транспорта - высокий износ фондов, достигающий 70%.

На современном этапе развития для ускорения темпов социально-экономического развития у Самарской области имеются широкие возможности. Базой для этого развития являются выгодное транспортно-географическое положение, значительный трудовой, производственный, инфраструктурный и инновационный потенциалы. Транзитное положение региона благоприятствует развитию здесь транспортно-инфраструктурного комплекса. Существующим на территории Самарской области крупным промышленным предприятиям также не обойтись без создания разветвленной транспортно-логистической инфраструктуры, развития услуг по продвижению товаров на рынки, сервису, гарантийному обслуживанию, созданию брендов, рекламе и т.д. Это позволит резко увеличить долю сектора услуг в структуре экономики, будет способствовать ее переходу к постиндустриальному типу.

Особое значение имеет развитие высокотехнологичного сектора. В настоящее время по уровню развития инновационного потенциала Самарская область занимает 6-е место среди субъектов Российской Федерации, по выпуску инновационной продукции лидирует в Приволжском федеральном округе. Удельный вес высокотехнологичной продукции в 2006 году составил 26,5% (в Российской Федерации - 5,5%), в регионе создается около 4% российских передовых технологий. В настоящее время важно не только не потерять эти позиции, но и укрепить их. Для этого необходимы создание и развитие региональной системы институтов развития инновационной направленности, их интеграция в федеральную систему. Долю высокотехнологичного сектора необходимо увеличивать за счет развития машиностроения, науки и образования, информатизации и связи, нанотехнологий и прочего.

Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз социально-экономического развития Самарской области приведен на рисунке N 4.

Сильные стороны

Слабые стороны

Выгодное экономико- и транспортно-
географическое (транзитное)
положение

Высокий промышленный и
инновационный потенциал

Наличие крупных промышленных
предприятий

Достаточное количество трудовых
ресурсов, среди которых велика доля
квалифицированных кадров

Сравнительно высокий уровень
развития транспорта

Значительный платежеспособный спрос
населения

Низкий уровень развития сферы услуг

Высокая степень морального и
физического износа основных фондов в
машиностроении, химии, нефтехимии,
энергетике

Постепенное истощение
минерально-сырьевой базы, небольшое
разнообразие минеральных ресурсов

Низкие темпы развития транспортной и
энергетической инфраструктуры

Финансовые ограничения использования
инновационного потенциала

Высокий уровень концентрации
производства

Возможности

Угрозы

Развитие
инфраструктурно-логистического
комплекса

Развитие самарской агломерации

Рост обеспеченности трудовыми
ресурсами, в том числе за счет
иммиграции

Развитие инновационной сферы

Развитие потребительского сектора

Формирование высокотехнологичных
кластеров в автомобилестроении,
химической промышленности,
инновационно-внедренческой
деятельности

Рост производительности труда и
экологизация производства

Устаревание технологий производства
вследствие медленного обновления
основных фондов в машиностроении,
электроэнергетике, химической и
нефтехимической промышленности

Неполное использование имеющегося
инновационного, производственного и
инфраструктурного потенциалов
вследствие дефицита финансовых
средств

Резкое ухудшение качества трудовых
ресурсов в связи со старением
населения и падением качества
образования

Рисунок 4. Анализ возможностей социально-экономического

развития Самарской области

Рисунок не приводится.

На основе данного анализа можно выделить приоритетные направления развития региональной экономики в среднесрочной перспективе.

Одним из основных направлений должно стать развитие транспортно-логистического комплекса. Главное конкурентное преимущество здесь - транспортно-географическое положение. Самарский транспортный узел, являющийся транспортными воротами России, в рамках развития системы международных транспортных коридоров России способен стать одним из основных центров переработки грузов и консолидации транзитных и экспортно-импортных грузопотоков в евроазиатских связях. Важной составляющей здесь является и обеспечение внутренних потребностей. Наиболее важными из ныне стоящих перед транспортно-инфраструктурным комплексом Самарской области задач являются реконструкция дороги М-5 "Центр - Поволжье - Урал" с мостовым переходом через Волгу в районе города Октябрьска, реконструкция международного аэропорта "Курумоч", строительство грузового аэропорта на базе взлетно-посадочной полосы авиационного завода, строительство транспортно-логистического центра с мультимодальным контейнерным терминалом.

В Самарской области имеются все предпосылки для ускоренного развития инновационного сектора. Работает большое количество вузов, научных учреждений, высока обеспеченность квалифицированными трудовыми ресурсами. Научная, технологическая, ресурсная и результативная составляющие развития инновационного потенциала показывают стабильные тенденции к росту и усилению своих позиций, что обеспечивает основу для перспективного развития инновационной экономики Самарской области. Наибольший потенциал имеет самарская агломерация. В настоящее время среди ресурсных характеристик развития инновационного потенциала проблемным выглядит финансовый блок. Недостаточный объем затрат на технологические инновации, науку, научные исследования и конструкторские разработки ослабляет базу стратегического развития инновационной экономики Самарской области. С целью преодоления проблем в инновационной сфере в Самарской области должна формироваться региональная система институтов развития.

За счет высокого уровня концентрации производства и собственного корпоративного инновационного потенциала возможно формирование высокотехнологичных кластеров, причем финансовые средства на эти цели будут предоставляться крупным российским и иностранным бизнесом, работающим в базовых для области отраслях (ОАО "Нефтяная компания "ЛУКойл", ОАО "АвтоВАЗ", "Рено" и т.д.).

Ряд проектов, реализация которых необходима для достижения целей социально-экономического развития Самарской области, являются не привлекательными для частного бизнеса. Прежде всего это долгосрочные проекты с большими затратами средств и долгой окупаемостью. При этом бюджетные возможности региона ограниченны и не всегда могут быть использованы.

В результате перспективы структурной перестройки экономики и весьма значительное улучшение социально-экономического положения Самарской области реальны уже в обозримом будущем. Главным образом это возможно за счет развития сектора услуг и высокотехнологичных отраслей. Данные цели будут достигнуты при условии преодоления существующих инфраструктурных, финансовых и управленческих ограничений.

2.2. Зарубежный опыт

Для обеспечения социально-экономического развития территорий, в том числе старопромышленных, в мировой практике используется ряд инструментов. Одним из таких инструментов является создание корпорации развития, координирующей процессы развития инфраструктуры, привлечения инвестиций и проработки конкретных инвестиционных проектов на конкретной территории.

Проведенный анализ показал, что в зарубежных странах (Великобритании, Канаде, Китае, США и пр.) корпорации развития, как правило, создаются под контролем центральных или региональных органов власти и наделены широким спектром управленческих функций для содействия развитию определенных территорий (районов нового освоения либо депрессивных старопромышленных территорий) или достижения конкретных целей. При этом в одних странах (например, в США и Великобритании) они создаются для развития отдельных муниципальных образований и их функции ограничены распределением земельных участков и содействием в строительстве инфраструктуры и промышленных объектов. В других странах (например, в Японии) орган развития является постоянно действующим при правительстве учреждением с широкими полномочиями по расходованию бюджетных средств и осуществляет свою деятельность через местные отделения.

Заслуживает рассмотрения деятельность строительной корпорации "Шеффилд" ("Sheffield Development Corporation"), Великобритания), которая была создана в 1988 году для реализации программы по реконструкции городской среды региона Шеффилд. Шеффилд исторически был одним из ключевых индустриальных районов Англии, но с 60-х годов прошлого века пришел в упадок, результатом которого явились падение уровня деловой активности и заметный рост безработицы. Строительная корпорация "Шеффилд" осуществляла свою деятельность до 1 июля 1997 года и оставалась негосударственным учреждением, хотя и работала в тесном сотрудничестве с Городским советом Шеффилда и временно исполняла некоторые из его полномочий.

В течение периода существования "Шеффилд" в проекты, осуществленные под ее управлением, было привлечено бюджетных средств на сумму 101 миллион фунтов стерлингов, 7,5 миллиона фунтов стерлингов - по специальной программе Европейского союза и 680 миллионов фунтов стерлингов - частных инвестиций. В рамках этих проектов было создано 460 тысяч квадратных метров коммерческих (офисных и торговых) площадей и 18 тысяч рабочих мест.

В Соединенных Штатах Америки целями деятельности корпораций развития являются привлечение инвестиций, комплексная поддержка малого бизнеса и управление застройкой территорий. В качестве примера рассмотрена строительная корпорация "Гринвилл Эреа" ("Greenville Area Development Corporation" (далее - "GADC", которая создана в 2001 году при содействии Департамента торговли США для ускорения развития глубинных территорий штата Южная Каролина.

При содействии "Гринвилл Эреа" 122 компании основали новое производство на территории округа Гринвилл либо расширили существующее, было создано 7,4 тысячи рабочих мест, привлечено 1,7 миллиарда долларов капиталовложений. Экономические результаты деятельности менеджмент компании оценивает следующим образом: в 2006 году каждый доллар средств налогоплательщиков, вложенный в "GADC", генерировал свыше 9 долларов налогов в бюджет округа. Общий список инвесторов, с которыми сотрудничает "GADC", весьма обширен и насчитывает около 100 наименований. В нем присутствуют как небольшие местные фирмы, так и крупные транснациональные гиганты ("Мишлен" (США) и пр.).

Отдельную роль играют корпорации развития в оптимизации расходования материальных и финансовых ресурсов, изменении темпов и вектора социально-экономического развития отстающих территорий, а также формировании нового качества их социально-экономической среды и улучшении их имиджа на национальной и международной арене.

2.3. Потенциальные направления деятельности Корпорации

Корпорация будет способствовать комплексному развитию территории региона путем инкубации инвестиционных проектов, создания площадок под жилую и промышленную застройку, а также путем содействия реализации инвестиционных проектов в сфере транспорта и инфраструктуры, инновационной сфере. Данный институт развития будет создавать прямые и косвенные условия, при которых участие в реализации таких проектов становится выгодным для частных инвесторов.

Деятельность Корпорации будет направлена на формирование благоприятной инвестиционной среды в Самарской области, создание благоприятных условий для инвестирования (государственных и частных) в объекты промышленной, социальной, транспортной и коммунальной инфраструктуры.

3. Цели и принципы деятельности корпорации

3.1. Цели деятельности Корпорации

Целями деятельности Корпорации являются обеспечение диверсификации и роста конкурентоспособности экономики Самарской области, стимулирование инвестиционной деятельности, содействие реализации утвержденной Правительством Самарской области Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года путем осуществления инвестиционной, внешнеэкономической, консультационной и иной предусмотренной уставом Корпорации деятельности по реализации инвестиционных проектов в Самарской области, в том числе с участием частного российского и иностранного капитала, направленных на развитие инфраструктуры, высокотехнологичных секторов промышленности и услуг, а также на поддержку малого и среднего предпринимательства.

3.2. Принципы деятельности Корпорации

Создание Корпорации базируется на следующих девяти основных принципах.

1. Государственно-частное партнерство.

В рамках Корпорации объединятся необходимые инвестиционные ресурсы Самарской области и представителей бизнеса в целях повышения объемов частных инвестиций в областную экономику и инфраструктуру, для достижения которых Корпорация будет использовать весь арсенал договорных (кредитных, концессионных, лизинговых и иных) механизмов, финансовых схем, основанных на законных способах привлечения частных, государственных, муниципальных инвестиций в социальные программы и стратегические инвестиционные проекты, имеющие межрегиональное и областное значение.

2. Оптимальный объем.

Объем, уровень, формы участия Корпорации в реализации инвестиционного проекта должны быть необходимыми и достаточными для того, чтобы реализуемый инвестиционный проект стал привлекательным для частных инвесторов и (или) приемлемым для осуществления государственных инвестиций.

При этом участие Корпорации в инвестиционном процессе будет являться субсидиарным, компенсирующим препятствия и ограничения для частных инвестиций в конкретном проекте.

3. Законность.

Корпорация является механизмом гармонизации частных и государственных интересов, основанных на приоритете права. Структура собственности, порядок управления и принятия решений в Корпорации, а также используемые ею способы консолидации частных и государственных интересов основываются на принципах и нормах российского и международного права.

4. Прибыльность.

Корпорация, максимально используя свой потенциал, а также ресурсы учредителей, создаст условия для обеспечения прибыльности, а также обеспечения прибыли на инвестированный капитал в реализуемых инвестиционных проектах (дочерних обществах и пр.). Полученная Корпорацией прибыль реинвестируется в инвестиционные проекты.

5. Открытость (публичность).

Корпорация будет публичным институтом, открытым для участия и сотрудничества с различными инвесторами, заинтересованными в реализации проектов с участием Корпорации, а также обеспечивающим прозрачность своей стратегии, процедур отбора инвестиционных проектов, принимаемых решений и результатов деятельности.

6. Универсальность.

Корпорация будет многопрофильным институтом, предназначенным для реализации инвестиционных проектов, направленных на развитие промышленного, природно-ресурсного, экологического, трудового, инфраструктурного, социального, финансового, агропромышленного и других потенциалов Самарской области.

7. Экологическая ответственность.

Корпорация не будет участвовать в реализации инвестиционных проектов, не соответствующих экологическому законодательству и природоохранным стандартам, а следовательно, наносящих вред окружающей среде.

8. Социальная эффективность.

Корпорация при реализации и поддержке инвестиционных проектов будет исходить из необходимости улучшения качества жизни населения Самарской области в результате реализации данных проектов.

9. Результативность.

Эффективность деятельности Корпорации будет оцениваться на основе системы показателей (индикаторов экономической, финансовой и социальной эффективности), отражающих непосредственные результаты (запланированные цели) и общую эффективность как деятельности Корпорации в целом, так и реализации отдельных инвестиционных проектов в частности.

4. Основные направления и механизмы деятельности корпорации

4.1. Направления деятельности Корпорации

4.1.1. Инвестиционная деятельность. Инвестиционная деятельность включает:

инициализацию и разработку инвестиционных проектов;

изучение, оценку и отбор приоритетных проектов, предлагаемых для реализации на территории Самарской области;

инициирование и структурирование инвестиционных проектов, направленных на достижение целей деятельности Корпорации, в том числе участие в разработке схем финансирования указанных проектов;

разработку концепций, бизнес-планов реализации отраслевых и инфраструктурных проектов, в том числе с привлечением высокопрофессиональных отраслевых консультантов;

привлечение средств федерального, областного и местных бюджетов для реализации приоритетных для Самарской области инвестиционных проектов;

привлечение потенциальных инвесторов;

разработку и согласование проектной документации и получение соответствующей исходно-разрешительной документации;

осуществление функций заказчика на разработку предпроектной, проектной документации по инвестиционным проектам;

разработку иной документации;

строительство и введение в эксплуатацию объектов, создаваемых в рамках инвестиционных проектов;

осуществление функций заказчика-застройщика при реализации инвестиционных проектов в части осуществления капитального строительства и ввода объекта в эксплуатацию;

осуществление функций управляющей компании в реализуемых инвестиционных проектах.

4.1.2. Консалтинговая деятельность.

Консалтинговая деятельность включает:

а) содействие финансированию проектов, в том числе:

организацию экономического и правового консультирования при подготовке инвестиционных проектов;

подготовку экспертных заключений по инвестиционным проектам, реализуемым на территории Самарской области, в том числе с участием Корпорации;

привлечение потенциальных инвесторов;

оказание содействия в получении государственной поддержки инвестиционной деятельности, в том числе на обеспечение инфраструктурой;

разработку механизмов взаимодействия региональных органов государственной власти и частных инвесторов в рамках государственно-частных проектов;

организацию привлечения средств федерального, областного и местных бюджетов для реализации приоритетных для Самарской области инвестиционных проектов;

б) сопровождение проектов, в том числе:

содействие выстраиванию взаимоотношений инвесторов с органами публичной власти;

продвижение проекта в инвестиционном сообществе;

организацию публичных мероприятий и размещение в печатных изданиях материалов публикаций в целях создания положительного имиджа инвестиционного проекта в целевой аудитории;

продвижение Самарской области на рынке инвестиций, маркетинг инвестиционных проектов, реализуемых на территории области;

взаимодействие с международными организациями, участие в деятельности российских ассоциаций, союзов и иных некоммерческих организаций, способствующих развитию государственно-частного партнерства, в том числе на территории Самарской области.

4.1.3. Завершение участия Корпорации в реализации проектов. Завершением участия Корпорации в реализации проектов являются:

реализация долей в создаваемых предприятиях;

продажа или сдача в долгосрочную аренду объектов, создаваемых в рамках инвестиционных проектов.

4.1.4. Управление временно свободными средствами.

Управление проектами и осуществление деятельности по развитию территории и инфраструктуры на принципах государственно-частного партнерства позволят повысить инвестиционную привлекательность территории и, как следствие, привлечь значительное число инвесторов.

В рамках данных направлений деятельности Корпорация производит продукты, оказывает услуги и размещает временно свободные средства.

4.2. Механизмы деятельности Корпорации

4.2.1. Продукты Корпорации.

Параметры инвестиционных проектов определяет стратегия деятельности Корпорации по обеспечению комплексного развития Самарской области, разрабатываемая Корпорацией с учетом программных документов Российской Федерации и Самарской области стратегического характера.

Для эффективной реализации проектов с использованием механизмов государственно-частного партнерства необходимо разработать и внедрить инструменты, уменьшающие риски и издержки инвесторов на всех этапах их реализации.

Одним из таких инструментов может стать разработка Корпорацией конечных продуктов в рамках каждого этапа реализации инвестиционного проекта, в результате чего все риски реализации конкретного этапа несет Корпорация, инвестор же минимизирует риски, наиболее характерные для ранних стадий проекта.

Корпорация в зависимости от стадии реализации инвестиционного проекта реализует следующие продукты:

концепция инвестиционного проекта;

инвестиционный проект и утвержденная проектно-сметная документация;

объект инвестиций, введенный в эксплуатацию.

Инвесторам предлагаются четыре вида инвестиционных проектов:

промышленные зоны (площадки под строительство промышленных объектов, индустриальные парки и технопарки);

комплексные инвестиционные проекты, в том числе кластерные;

отраслевые инвестиционные проекты, в том числе создание на территории области высокотехнологичных производств;

инфраструктурные инвестиционные проекты (транспортная, энергетическая, жилищно-коммунальная, социальная, телекоммуникационная и другая инфраструктура).

Продукты и виды инвестиционных проектов, реализуемых Корпорацией, представлены на рисунке N 5.

Рисунок N 5. Продукты Корпорации

Рисунок не приводится.

4.2.2. Стадии реализации инвестиционных проектов.

Роль Корпорации при реализации инвестиционных проектов будет заключаться в привлечении инвесторов на различных стадиях в зависимости от выбранной стратегии и продаже долей в конкретных проектах.

Выделяются три продукта в зависимости от конечной стадии реализации инвестиционного проекта Корпорацией.

1. Концепция инвестиционного проекта.

Корпорация будет разрабатывать концепцию и бизнес-планы, в которых будут определяться основные технико-экономические параметры инвестиционных проектов, что обеспечит предварительное представление о возможностях реализации тех или иных проектов на территории, при необходимости будет определять место размещения объекта и возможность подключения данного объекта к инженерным и транспортным сетям.

2. Инвестиционный проект с утвержденной проектно-сметной документацией.

Корпорация будет формировать, проходить процедуру согласования и утверждения проектной документации, получать разрешения на строительство и правоустанавливающую документацию на земельные участки, а в случае реализации отраслевых проектов - предоставлять в долгосрочную аренду или собственность выделенные земельные участки с утвержденными проектами планировки территории и обеспеченные инфраструктурой. Инвестиционный проект с утвержденной проектно-сметной документацией будет представлять для инвесторов существенную дополнительную стоимость ввиду сокращения административных согласований и уменьшения времени прохождения предынвестиционных процедур инвестиционных проектов.

3. Инвестиционный проект, введенный в эксплуатацию.

Корпорация будет производить строительство объектов, закупку, монтаж оборудования, вводить объекты и оборудование в эксплуатацию, получать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, регистрировать право собственности на созданное недвижимое имущество. Инвестиционный проект, введенный в эксплуатацию, является действующим предприятием с минимальными рисками инвестирования средств.

4.2.3. Виды инвестиционных проектов.

Инвестиционные проекты подразделяются на четыре вида.

1. Промышленные зоны.

Промышленные зоны будут создаваться с целью привлечения промышленных инвесторов для реализации инициируемых ими инвестиционных проектов и обеспечения основы для инкубирования инвестиционных проектов.

При создании промышленных зон Корпорация будет осуществлять разработку их концепций, выкуп, взятие в долгосрочную аренду земель, перевод земель в требуемую категорию и подведение инфраструктуры. Потенциальные резиденты, площадь земельных участков, параметры создаваемых объектов и мощность подводимой инфраструктуры будут определяться на этапе разработки концепции промышленной зоны, что позволит минимизировать риски для Корпорации и оптимизировать поиск резидентов.

Корпорация будет предоставлять будущим резидентам промышленных зон в долгосрочную аренду или собственность выделенные земельные участки, обеспеченные инфраструктурой, с утвержденными проектами планировки территории. Использование данного инструмента снижает земельные риски и издержки на инфраструктуру при реализации инвестиционных проектов.

Основными арендаторами и приобретателями земельных участков на территории промышленных площадок являются промышленные компании и отраслевые инвесторы, что обусловлено их способностью самостоятельно инициировать и реализовать инвестиционные проекты с "нулевой" стадии.

2. Инфраструктурные проекты.

Корпорация будет осуществлять реализацию и (или) комплексное управление инфраструктурными проектами до привлечения частного инвестора или полностью самостоятельно.

Инфраструктурные проекты будут осуществляться:

в рамках договоров концессии;

в рамках долгосрочных договоров аренды с инвестиционным обременением;

как частные инфраструктурные объекты.

Корпорация преимущественно реализует инфраструктурные проекты в инфраструктурах:

транспортной;

энергетической; коммунальной;

телекоммуникационной и связи;

социальной и других.

При создании инфраструктурного объекта Корпорация будет разрабатывать технико-экономическое обоснование проекта, определять экономическую целесообразность его реализации и создавать дочернее общество, непосредственно реализующее проект. При разработке концепции реализации проекта будет определяться перечень потенциальных инвесторов и (или) операторов проекта.

На стадии предпроекта или проекта Корпорация будет продавать свою долю в проекте инвестору, оставляя в случае необходимости у себя в собственности 25% плюс одна акция пакета акций компании, реализующей проект. В случае высокой региональной значимости проекта Корпорация будет оставлять данный проект в собственности.

3. Отраслевые проекты.

Одним из видов инвестиционных проектов, реализуемых Корпорацией, будет являться создание на территории Самарской области новых предприятий, в том числе высокотехнологичных.

Корпорация будет осуществлять полный комплекс работ от инициализации проекта до выхода из него путем продажи долей. Реализация Корпорацией начальных стадий проектов позволит снизить риски инвесторов и уменьшить для них период реализации проекта. Отраслевые проекты будут реализовываться как отдельно, так и в составе комплексных инвестиционных проектов.

4. Комплексные проекты.

В целях комплексного развития территорий Самарской области Корпорация будет реализовать комплексные инвестиционные проекты, включающие промышленные, инфраструктурные общественно-деловые и жилые объекты, взаимодополняющие друг друга.

Реализация комплексных инвестиционных проектов будет преимущественно осуществляться на принципах государственно-частного партнерства, при этом государственное и муниципальное финансирование будет привлекаться для создания объектов государственной и муниципальной собственности, а именно социальной, коммунальной, энергетической и транспортной инфраструктуры.

При реализации комплексного инвестиционного проекта Корпорация будет разрабатывать концепцию проекта, производить финансово-экономическое структурирование проекта, содействовать оказанию государственной поддержки в создании необходимой инфраструктуры для реализации проекта и реализовать конкретные инвестиционные проекты в рамках комплексного инвестиционного проекта.

Реализация комплексных инвестиционных проектов на территории Самарской области будет способствовать развитию старопромышленных, моноотраслевых и депрессивных территорий.

4.2.4. Услуги Корпорации.

Вспомогательными механизмами, уменьшающими риски и издержки инвесторов при реализации проектов, будут являться услуги по сопровождению инвестиционных проектов на территории, оказываемые в рамках консультационной деятельности Корпорации. Услуги будут дополнять продукты Корпорации и создавать функциональную полноту. Корпорация будет предоставлять услуги, представленные на рисунке N 6.

Корпорация, осуществляя консалтинговую деятельность на возмездной основе, будет выступать в роли интегратора и привлекать для выполнения работ специализированные консалтинговые организации.

Данный подход позволит привлечь к выполнению работ наиболее квалифицированных специалистов, что обеспечит высокое качество выполнения работ.

Рисунок N 6. Услуги Корпорации

Рисунок не приводится.

Основными услугами Корпорации являются следующие.

1. Организация финансирования проектов, направленная на привлечение стратегических и финансовых инвесторов, а также соинвесторов проектов.

Корпорация выполняет комплекс работ, в частности взаимодействует с потенциальными инвесторами и соинвесторами, продвигает проекты в инвестиционном сообществе и разрабатывает схемы финансирования и участия в инвестиционных проектах.

Финансирование и рефинансирование инвестиционных проектов обусловлено этапностью их реализации. Например, инвестиционная компания, которая участвует в реализации проекта на концептуальной стадии и доводит его до стадии проекта, производит поиск инвестора или соинвестора-партнера для реализации строительства и ввода в промышленную эксплуатацию.

Предоставление данной услуги повысит инвестиционную привлекательность проектов, реализуемых на территории.

2. Оказание содействия в получении государственной поддержки инвестиционной деятельности, в том числе на обеспечение инфраструктурой.

Данные услуги направлены на привлечение государственной поддержки инвестиционных проектов за счет всех действующих инструментов государственно-частного партнерства.

Для каждого инвестиционного проекта производится анализ возможностей государственной поддержки, формирование и подача заявок на получение государственной поддержки.

Оказание содействия в получении государственной поддержки, в том числе на создание необходимой инфраструктуры, для реализации инвестиционных проектов является ключевым фактором привлекательности данной услуги.

Корпорация в соответствии со стратегиями развития территории и на основании запросов инвесторов содействует проектированию и строительству железных и автомобильных дорог, линий электропередачи, газо- и нефтепроводов, коммунальной инфраструктуры и других объектов инфраструктуры, в значительной мере привлекая государственные средства и механизмы государственно-частного партнерства.

Для финансирования и создания объектов инфраструктуры Корпорацией могут использоваться следующие инструменты:

инвестиционные программы естественных монополий;

федеральные и региональные целевые программы;

инвестиционный фонд Российской Федерации;

инвестиционный фонд Самарской области (находится на этапе создания);

средства государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)";

другие доступные инструменты, в том числе долгосрочные инвестиционные соглашения.

Комплексное использование инструментария государственно-частного партнерства позволяет формировать инфраструктуру в короткие сроки и с минимальными издержками для инвесторов.

За счет обеспечения государственной поддержки проектов обеспечивается существенное уменьшение сроков окупаемости проектов и расходов частных инвесторов.

3. Сопровождение проектов.

Для успешной реализации инвестиционных проектов Корпорация будет оказывать услуги по сопровождению проекта в части содействия выстраиванию взаимоотношений с органами публичной власти, организации работы с инвесторами, проведению публичных мероприятий и размещению публикаций в целях создания положительного имиджа инвестиционного проекта в целевой аудитории.

4.2.5. Способы участия Корпорации в реализации инвестиционных проектов.

Для достижения целей своей деятельности Корпорация использует арсенал современных средств по привлечению инвестиций и управлению инвестиционными проектами. В частности, предполагается использование Корпорацией финансовых схем, основанных на законных способах привлечения частных и государственных инвестиций в стратегические инвестиционные проекты, имеющие межрегиональное и областное значение.

Инструментарий участия Корпорации в реализации инвестиционных проектов будет включать в себя:

прямое финансирование инвестиционных проектов через участие в уставных капиталах хозяйственных обществ, отвечающих целям деятельности Корпорации;

создание инвестиционных фондов, в том числе паевых инвестиционных фондов;

организацию привлечения займов и кредитов, в том числе на финансовых рынках;

выпуск акций, облигаций, иных ценных бумаг и других финансовых инструментов;

различные формы участия в реализации федеральных целевых, ведомственных и иных программ;

получение государственных гарантий для обеспечения заемных средств, выделяемых на финансирование реализации инвестиционных проектов, соответствующих целям деятельности Корпорации;

другие инструменты, необходимые для реализации целей и задач Корпорации.

5. Инвестиционно-финансовая политика корпорации

Корпорация будет осуществлять инвестиции в уставный капитал хозяйствующих обществ, заинтересованных в привлечении финансовых средств для реализации проектов, соответствующих приоритетам Корпорации и обладающих хорошей деловой репутацией, финансовой и юридической прозрачностью, потенциалом для получения доходов на вложенный капитал.

Корпорация также будет финансировать создание и приобретение нематериальных активов (бизнес-планов, проектной документации, лицензий на осуществление различных видов деятельности, лицензий на добычу полезных ископаемых и прочих), недвижимого имущества, если это необходимо в рамках реализации приоритетных инвестиционных проектов Корпорации. При этом Корпорация будет вести отдельный учет приобретаемых активов в рамках каждого проекта с целью дальнейшей передачи вышеназванных активов в качестве взноса в уставный капитал создаваемых дочерних обществ.

Корпорация будет придерживаться консервативной инвестиционной политики и будет ориентирована на достижение оптимального соотношения доходности и надежности используемых финансовых инструментов.

Корпорация будет финансировать проекты путем участия в уставном капитале компаний, организации долгового финансирования и прочих не запрещенных законодательством инструментов.

Корпорация будет являться активным инвестором. Активное участие в разработке стратегии компании осуществляется посредством участия в органах управления инвестируемых компаний.

Доля участия Корпорации в уставном капитале хозяйственного общества, за исключением случаев размещения временно свободных средств Корпорации, должна будет обеспечивать контроль Корпорации над деятельностью хозяйственного общества и составлять не менее 25 процентов плюс одна акция от размера уставного капитала хозяйственного общества.

6. Основные параметры создания и деятельности корпорации

6.1. Учреждение Корпорации.

Реализация инвестиционных проектов в Самарской области на принципах государственно-частного партнерства должна соответствовать, с одной стороны, возможностям участия публично-правовых образований в капитале частных организаций, а с другой - предусмотренным законодательством организационно-правовым формам объединения капитала.

Учредителями Корпорации выступят Самарская область и Внешэкономбанк.

Участие Внешэкономбанка в капитале Корпорации позволит реализовать проекты общегосударственного значения в приоритетных отраслях экономики Самарской области, которые в силу разных причин не могут получить достаточное финансирование на коммерческих условиях. Участие Внешэкономбанка является сигналом инвесторам о гарантированности и значимости проектов.

Участие в капитале Корпорации других инвесторов предполагается в условиях, обеспечивающих достаточное влияние Внешэкономбанка и Самарской области на деятельность Корпорации.

6.2. Организационно-правовая форма Корпорации

Учитывая особенности субъектного состава учредителей Корпорации (субъект Российской Федерации - Самарская область), оптимальной является организационно-правовая форма открытого акционерного общества.

Преимущество данного типа хозяйственного общества также состоит в дополнительных возможностях привлечения из внешних источников инвестиций за счет выпуска акций и иных эмиссионных ценных бумаг.

Законодательством Российской Федерации также установлено, что от имени субъекта Российской Федерации имущественные права осуществляют органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В качестве второго учредителя Корпорации выступает Внешэкономбанк. При этом Корпорация расценивается Внешэкономбанком как самостоятельный инвестиционный проект. В дальнейшем экспертиза инвестиционных проектов, реализуемых Корпорацией за счет кредитных средств Внешэкономбанка, будет осуществляться Внешэкономбанком в соответствии со стандартными банковскими процедурами.

6.3. Структура уставного капитала Корпорации

Первоначальным капиталом для Корпорации является уставный капитал.

В соответствии с Федеральным законом "Об акционерных обществах" оплата акций при учреждении акционерного общества может осуществляться денежными средствами, ценными бумагами, другими вещами или имущественными правами либо иными правами, имеющими денежную оценку.

При учреждении Корпорации оплата уставного капитала будет произведена Самарской областью и Внешэкономбанком.

Оплата уставного капитала Внешэкономбанком будет произведена денежными средствами. Порядок оплаты Внешэкономбанком уставного капитала создаваемой Корпорации определяется законодательством Российской Федерации и внутренними документами Внешэкономбанка.

Оптимальным вариантом участия Самарской области на 1 этапе является оплата уставного капитала денежными средствами в размере 940 миллионов рублей.

Порядок оплаты Самарской областью уставного капитала создаваемой Корпорации определяется законодательством Российской Федерации и законодательством Самарской области.

Статус денежных средств, вносимых Самарской областью в качестве вклада в уставный капитал Корпорации, в соответствии с действующим законодательством можно отнести к такому виду бюджетных ассигнований, как бюджетная инвестиция. Статьей 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривается возможность предоставления бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями. При предоставлении бюджетных инвестиций Корпорации возникает право государственной собственности на эквивалентную часть уставного капитала Корпорации.

Бюджетные инвестиции, планируемые к предоставлению в качестве взноса в уставный капитал Корпорации, должны будут утверждаться законом Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период путем включения в закон Самарской области о бюджете текстовой статьи с указанием юридического лица (Корпорация), объема (940 миллионов рублей) и цели выделенных бюджетных ассигнований (бюджетная инвестиция на оплату акций (уставного капитала) Корпорации).

Согласно действующему законодательству акции Корпорации, распределенные при ее учреждении, должны быть полностью оплачены в течение года с момента государственной регистрации Корпорации, если меньший срок не предусмотрен договором о создании Корпорации.

Принимая во внимание экономическую целесообразность, а также цели и задачи создания Корпорации, при учреждении Корпорации будет первоначально установлено следующее соотношение долей в уставном капитале Корпорации:

Самарская область - 94%;

Внешэкономбанк - 6%.

6.4. Размер уставного капитала Корпорации

Уставный капитал Корпорации определяет минимальный размер имущества, гарантирующий интересы его кредиторов. Уставный капитал Корпорации составляет 1 000 000 000 рублей и складывается из 1 000 000 обыкновенных акций номиналом 1 000 рублей.

При учреждении Корпорации Самарская область приобретает 940 000 обыкновенных акций Корпорации номиналом 1 000 рублей каждая на сумму 940 000 000 рублей.

При учреждении Корпорации Внешэкономбанк приобретает 60 000 обыкновенных акций Корпорации номиналом 1 000 рублей каждая на сумму 60 000 000 рублей.

Корпорация в соответствии со своим уставом вправе дополнительно разместить 3 000 000 обыкновенных акций номиналом 1 000 рублей каждая (объявленные акции) на сумму 3 000 000 000 рублей (пункт 1 статьи 27 Федерального закона "Об акционерных обществах").

При размещении дополнительных акций (объявленных акций) Корпорации их оплата возможна недвижимым и движимым имуществом, принадлежащим Самарской области на праве собственности, в порядке, установленном законодательством о приватизации.

6.5. Структура управления Корпорации

6.5.1. Корпоративная структура.

Сбалансированная система управления Корпорации обеспечивается гармоничной структурой органов корпоративного управления (рисунок N 7).

----------¬ -----------¬

¦Самарская¦ ¦ Общее ¦ ---------------¬

¦ область +--------->¦ собрание ¦<---------+Внешэкономбанк¦

L---------- ¦акционеров¦ L---------------

¦Корпорации¦

L---T-------

¦

+----------------¬

-----------+---------¬ ¦ ---------------------¬

¦ Совет ¦ ¦ ¦ Ревизионная ¦

¦ директоров ¦ ¦ ¦комиссия Корпорации:¦

¦ Корпорации: ¦ L---+ представители ¦

¦ представители ¦ ¦ акционеров ¦

¦ акционеров ¦ ¦ (3 человека) ¦

¦генеральный директор¦ L---------------------

¦ 7 человек ¦

L----------T----------

¦

----------+---------¬

¦ Генеральный ¦

¦директор Корпорации¦

L--------------------

Рисунок N 7. Корпоративная структура Корпорации

Изменение первоначальной корпоративной структуры Корпорации будет относиться к компетенции совета директоров общества, за исключением вопросов, отнесенных действующим законодательством и уставом Корпорации к компетенции общего собрания акционеров Корпорации (далее - общее собрание акционеров).

6.5.2. Общее собрание акционеров.

Данный орган является высшим органом управления Корпорации, принимающим решения в отношении наиболее важных аспектов функционирования Корпорации в пределах компетенции, установленной законодательством Российской Федерации, уставом и внутренними документами Корпорации. Решение о созыве годовых и внеочередных общих собраний акционеров принимает совет директоров Корпорации (далее - совет директоров).

6.5.3. Совет директоров.

Совет директоров осуществляет общее руководство деятельностью Корпорации, а также проработку вопросов, выносимых на рассмотрение общего собрания акционеров.

Члены совета директоров избираются общим собранием акционеров (статья 66 Федерального закона "Об акционерных обществах") на срок до следующего годового общего собрания акционеров. Выборы членов совета директоров осуществляются путем кумулятивного голосования. Лица, избранные в состав совета директоров, могут переизбираться неограниченное число раз.

Совет директоров будет избран в количестве 7 (семи) человек. При этом в состав совета директоров избираются 5 (пять) представителей Самарской области и 1 (один) представитель Внешэкономбанка, а также генеральный директор Корпорации (при этом будет обеспечено требование действующего законодательства о том, что генеральный директор не может быть избран председателем совета директоров).

6.5.4. Ревизионная комиссия.

Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Корпорации будет создан постоянно действующий орган - ревизионная комиссия Корпорации (далее - ревизионная комиссия).

Одной из главных функций ревизионной комиссии будет являться контроль за целевым расходованием средств Корпорации и выполнением внутренних положений Корпорации, в том числе положения о бюджетировании. Ревизионная комиссия избирается общим собранием акционеров.

Ревизионная комиссия избирается в количестве 3 (трех) человек. В уставе Корпорации отражается порядок избрания членов ревизионной комиссии.

6.5.5. Генеральный директор Корпорации (единоличный исполнительный орган).

Генеральный директор Корпорации (далее - генеральный директор) назначается советом директоров на 5 (пять) лет и является единоличным исполнительным органом Корпорации. Генеральный директор в пределах своей компетенции без доверенности действует от имени Корпорации, в том числе представляет ее интересы, совершает сделки от имени Корпорации, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками Корпорации.

Генеральный директор решает все вопросы текущей деятельности Корпорации, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров и совета директоров Корпорации. Права и обязанности генерального директора по осуществлению руководства текущей деятельностью Корпорации определяются уставом Корпорации, утверждаемым общим собранием акционеров, и трудовым договором. Трудовой договор, заключенный с генеральным директором от имени Корпорации, подписывает председатель совета директоров.

Избрание генерального директора и досрочное прекращение его полномочий уставом Корпорации относится к компетенции совета директоров Корпорации. Генеральный директор подотчетен по вопросам своей компетенции общему собранию акционеров и совету директоров. Генеральный директор также является одновременно членом совета директоров.

Генеральный директор осуществляет координацию деятельности структурных подразделений Корпорации.

6.6. Организационные основы контроля и влияния

основных акционеров на корпоративный менеджмент

Основным для системы корпоративного управления участниками Корпорации считается принцип обеспечения влияния основных учредителей на деятельность Корпорации.

Модель корпоративного управления Корпорацией должна будет в значительной мере соответствовать Кодексу корпоративного поведения, утвержденному распоряжением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 04.04.2002 N 421/р. Необходимый уровень контроля и влияния акционеров на корпоративный менеджмент также будет обеспечиваться принятием качественных внутренних документов Корпорации.

6.7. Направления расходования средств

и контроль за расходованием средств

Расходование средств Корпорации будет осуществляться на следующие нужды:

обеспечение текущей деятельности Корпорации;

разработка стратегических программных документов, имеющих своей целью выявление ключевых инвестиционных проектов в Самарской области;

предпроектная проработка, разработка проектной документации инвестиционных проектов, привлечение долгового финансирования, капитальное строительство, ввод в эксплуатацию;

взнос средств в уставные капиталы дочерних обществ с целью разработки ими проектно-сметной документации, привлечения финансирования, капитального строительства, ввода в эксплуатацию объектов инвестиционных проектов и т.д.;

прямое финансирование проектов, отвечающих целям и задачам Корпорации.

Основным источником средств, направляемых на оплату текущих расходов и расходов по инициализации инвестиционных проектов, на первоначальном этапе будет являться уставный капитал Корпорации, доход, полученный от реализации инвестиционных проектов и прочей деятельности, в том числе консалтинговой, стороннее финансирование.

Контроль за целевым использованием финансовых ресурсов Корпорации будет обеспечиваться ревизионной комиссией и аудитором Корпорации.

6.8. Стратегия выхода участников

из состава акционеров Корпорации

Согласно действующему законодательству выход из состава участников Корпорации возможен путем купли-продажи соответствующего количества акций. При этом не допускается установление преимущественного права открытого акционерного общества или его акционеров на приобретение акций, отчуждаемых акционерами этого общества. Таким образом, участники Корпорации могут продать свою долю в акционерном обществе любому лицу в соответствии с действующим законодательством. Продажа акций Корпорации, принадлежащих Самарской области, осуществляется в порядке, установленном законодательством о приватизации.

Конкретные механизмы выхода из состава участников Корпорации будут зависеть от стратегии последующего развития Корпорации, в том числе возможны следующие механизмы:

публичное размещение акций;

продажа акций стратегическому инвестору, пулу инвесторов (закрытое размещение);

выкуп акций вторым основным участником - Самарской областью;

выкуп акций самой Корпорацией в случаях, установленных статьей 75 Федерального закона "Об акционерных обществах".

При принятии решения о выходе из состава участников Корпорации Внешэкономбанк руководствуется выполнением следующих основных принципов:

обеспечение возвратности средств, направленных на оплату (приобретение) акций, в полном объеме;

получение доходности на вложенные средства в размере не менее средней ставки доходности Внешэкономбанка за весь период своего участия в составе акционеров Корпорации либо средней доходности Внешэкономбанка по предоставленным на реализацию совместных проектов кредитным ресурсам;

использование возможности получения дополнительного инвестиционного дохода при реализации Внешэкономбанком принадлежащего ему пакета акций Корпорации.

6.9. Обеспечение устойчивой деятельности Корпорации

Корпорация стремится обеспечить свою максимальную устойчивость как хозяйствующего субъекта. Механизмы обеспечения устойчивости и снижения рисков Корпорации обеспечиваются как за счет внутренних, так и за счет внешних ресурсов.

Для обеспечения устойчивой деятельности и снижения рисков Корпорации применяются следующие механизмы:

принятие Корпорацией качественных документов;

четкое выстраивание системы корпоративного управления;

снижение рисков, возникающих при осуществлении деятельности, за счет особого субъектного состава Корпорации;

четкое соблюдение всех необходимых процедур, связанных с оформлением корпоративных инвестиций через механизм дополнительной эмиссии акций (разработка структуры эмиссии, корпоративные согласования, техническая реализация);

четкое соблюдение всех необходимых процедур, связанных с оформлением прав собственности на создаваемые объекты;

механизмы страхования рисков и другие.

7. Ожидаемые результаты деятельности корпорации

Создание Корпорации будет способствовать ускоренному социально-экономическому развитию Самарской области и позволит добиться следующих результатов:

для Самарской области:

создание новых "точек роста" в регионе;

совершенствование структуры экономики, рост валового регионального продукта и финансового результата;

увеличение объемов привлеченных инвестиций;

усиление конкурентоспособности региона на внутреннем и глобальном рынке;

рост доходов бюджетов всех уровней;

рост других показателей социально-экономического развития региона;

для институциональных и стратегических инвесторов:

повышение гарантий со стороны государства в части выполнения обязательств в рамках конкретных инвестиционных проектов;

снижение и диверсификация рисков инвестиционных проектов;

снятие инфраструктурных ограничений, в том числе влияющих (прямо и косвенно) на себестоимость производимых товаров и услуг;

сокращение времени реализации инвестиционных проектов за счет ускорения процедур согласования необходимой разрешительной документации;

для населения:

дополнительный рост подушевых доходов и занятости населения;

создание комфортных условий для жизнедеятельности за счет создания новых предприятий и развития инфраструктуры (транспортной, социальной, жилищно-коммунальной и пр.);

повышение качества жизни населения;

появление альтернативных работодателей в моногородах.

Таким образом, Корпорация будет способствовать ускорению темпов социально-экономического развития Самарской области в части диверсификации экономики, увеличения выпуска высокотехнологичной продукции, преодоления инфраструктурных ограничений, увеличения уровня занятости населения, а также способствовать привлечению к реализации проектов значительного числа инвесторов из числа среднего бизнеса путем снижения инфраструктурных и управленческих рисков.

Предлагаемая схема соответствует лучшим примерам мировой и российской практики, российскому законодательству, сочетает в себе механизмы и принципы работы управляющих и консалтинговых компаний, что позволяет применить в целях социально-экономического развития дополнительные компетенции.

Приложение N 1

к Концепции

создания Корпорации развития

Самарской области

СХЕМА

ИНТЕГРАЦИИ ИНСТИТУТОВ РАЗВИТИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

--------------------------------------¬

----------+Корпорация развития Самарской области+----¬

¦ L--------------T----------------------- ¦

\/ \/ \/

----------------¬ --------------------¬ -------------------------¬

¦Информационное,¦ ¦ Внедрение единых ¦ ¦ Участие в управлении ¦

¦методическое и ¦ ¦стандартов, стиля и¦ ¦ институтами развития ¦

¦организационное¦ ¦ технологии работы ¦ ¦(участие в коллегиальных¦

¦ руководство ¦ L---------T---------- ¦ органах управления) ¦

L-------T-------- \/ L---------------T---------

\/ \/

----------------------------------------------------------------------¬

¦ Региональные институты развития ¦

L----------------------------------------------------------------------

----------------------¬ ------------------------¬ ------------------¬

¦Технопарки: ¦ ¦Инновационные фонды: ¦ ¦Ипотечные фонды: ¦

¦- Самарский технопарк¦ ¦- Инновационно- ¦ ¦- Самарский ¦

¦ в сфере высоких ¦ ¦ инвестиционный фонд ¦ ¦ областной фонд ¦

¦ технологий ¦ ¦ Самарской области ¦ ¦ жилья и ипотеки¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦- Тольяттинский ¦ ¦- Фонд содействия ¦ ¦- Самарский ¦

¦ промышленно- ¦ ¦ развитию венчурных ¦ ¦ областной фонд ¦

¦ технологический ¦ ¦ инвестиций в малые ¦ ¦ поддержки ¦

¦ парк ¦ ¦ предприятия в научно-¦ ¦ индивидуального¦

L----------T----------- ¦ технической сфере ¦ ¦ жилищного ¦

¦ L-----------T------------ ¦ строительства ¦

¦ ¦ ¦ на селе ¦

¦ ¦ L---------T--------

¦ ¦ ¦

¦ ------------------+-----------------¬ ¦

L-------+РОСТ ИНВЕСТИЦИЙ В САМАРСКУЮ ОБЛАСТЬ+-------

L------------------------------------

Приложение N 2

к Концепции

создания Корпорации развития

Самарской области

СТРУКТУРА

ОРГАНОВ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ

В КОРПОРАЦИИ РАЗВИТИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

--------------------------¬ ---------------¬ --------------------¬

¦ Представители +-->¦Общее собрание¦<---+ Представители ¦

¦ Самарской области, ¦ ¦ акционеров +-¬ ¦ государственной ¦

¦назначаемые министерством¦ L--------------- ¦ ¦ корпорации "Банк ¦

¦ имущественных отношений ¦ ¦ ¦ развития и ¦

¦ Самарской области ¦ ¦ ¦внешнеэкономической¦

L-------------------------- ¦ ¦ деятельности ¦

--------------¬ ¦ ¦ (Внешэкономбанк)" ¦

------------------¬ ¦Председатель ¦ ¦ L--------------------

¦ Губернатор +------->¦ совета ¦ ¦

¦Самарской области¦ ¦ директоров ¦ ¦ --------------------¬

L------------------ L-------T------ L->¦ Ревизионный ¦

\/ ¦ орган/аудит ¦

-------------¬ L--------------------

¦ Совет ¦

¦ директоров ¦

L------T------

\/

-------------¬

¦Генеральный ¦

¦ директор ¦

L------T------

¦

\/

--------------T-------------T------------T-------------T--------------T----------------T-----------------¬

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

\/ \/ \/ \/ \/ \/ \/ \/

-------------¬ ------------¬ ------------¬ ----------¬ --------------¬ ------------¬ ----------------¬ -----------------¬

¦ Дирекция ¦ ¦ Дирекция ¦ ¦Управляющая¦ ¦Дирекция ¦ ¦ Дирекция ¦ ¦Юридическая¦ ¦ Дирекция ¦ ¦Административная¦

¦по экономике¦ ¦по финансам¦ ¦ дирекция ¦ ¦по работе¦ ¦по маркетингу¦ ¦ дирекция ¦ ¦по безопасности¦ ¦ дирекция ¦

L------------- L------------ L------------ ¦с малым и¦ L-------------- L------------ L---------------- L-----------------

¦ средним ¦

¦бизнесом ¦

L----------

Приложение N 2

к Постановлению

Правительства Самарской области

от 14 мая 2008 г. N 137

ПЛАН

ДЕЙСТВИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ СОЗДАНИЯ

И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА

"КОРПОРАЦИЯ РАЗВИТИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ"

(в ред. Постановления Правительства

Самарской области от 29.12.2008 N 535)

N
п/п

Наименование
мероприятия

Исполнители
(координаторы)

Конечный
результат

Учреждение
открытого
акционерного
общества
"Корпорация
развития Самарской
области" и
осуществление
необходимых
мероприятий,
связанных с полной
оплатой уставного
капитала
Корпорации
(1 этап)

Декабрь
2008 года -
I квартал
2009 года

Министерство
имущественных
отношений
Самарской
области,
министерство
управления
финансами
Самарской области

Государственная
регистрация
открытого
акционерного
общества
"Корпорация
развития Самарской
области" и
проведение
необходимых
юридических и
организационных
действий,
связанных с его
регистрацией

Декабрь
2008 года

Министерство
имущественных
отношений
Самарской области

1. Внесение
сведений о
Корпорации
развития
Самарской
области в Единый
государственный
реестр
юридических лиц
2. Получение
свидетельств о
государственной
регистрации и
постановке на
учет в налоговом
органе
3. Открытие
расчетного счета

Государственная
регистрация
выпуска и отчета
об итогах выпуска
акций

Декабрь
2008 года

Открытое
акционерное
общество
"Корпорация
развития
Самарской
области" (по
согласованию)

Регистрация
выпуска и отчета
об итогах
выпуска акций,
распределенных
между
учредителями

Оплата не менее 50
процентов акций
(уставного
капитала)
открытого
акционерного
общества
"Корпорация
развития Самарской
области"

Декабрь
2008 года

Министерство
имущественных
отношений
Самарской
области,
министерство
управления
финансами
Самарской области

Поступление на
расчетный счет
открытого
акционерного
общества
"Корпорация
развития
Самарской
области"
денежных средств
в счет оплаты
акций Самарской
области

Оплата 100
процентов акций,
распределенных
Самарской области
при учреждении
открытого
акционерного
общества
"Корпорация
развития Самарской
области"

До истечения
3 месяцев
с момента
государственной
регистрации

Министерство
имущественных
отношений
Самарской
области,
министерство
управления
финансами
Самарской области

Поступление на
расчетный счет
открытого
акционерного
общества
"Корпорация
развития
Самарской
области"
денежных средств
в счет оплаты
акций Самарской
области

Подготовка и
принятие
нормативных
правовых актов
Самарской области
о реализации
Концепции создания
и деятельности
открытого
акционерного
общества
"Корпорация
развития Самарской
области"

I - II кварталы
2009 года

Отраслевые
министерства
Самарской
области,
министерство
управления
финансами
Самарской
области,
министерство
экономического
развития,
инвестиций и
торговли
Самарской
области,
министерство
имущественных
отношений
Самарской
области, Главное
правовое
управление
аппарата
Правительства
Самарской области

Создание рабочей
группы по анализу
и подготовке
нормативных
правовых актов
Самарской области
о реализации
Концепции создания
и деятельности
открытого
акционерного
общества
"Корпорация
развития Самарской
области"

I квартал
2009 года

Отраслевые
министерства
Самарской
области,
министерство
управления
финансами
Самарской
области,
министерство
экономического
развития,
инвестиций и
торговли
Самарской
области,
министерство
имущественных
отношений
Самарской
области, Главное
правовое
управление
аппарата
Правительства
Самарской области

Создание
необходимой
правовой базы
для реализации
Концепции
создания и
деятельности
открытого
акционерного
общества
"Корпорация
развития
Самарской
области"

Осуществление
подготовительных
мероприятий,
связанных с
увеличением
уставного капитала
открытого
акционерного
общества
"Корпорация
развития Самарской
области"

IV квартал
2008 года -
I квартал
2009 года

Министерство
имущественных
отношений
Самарской
области, иные
заинтересованные
органы
исполнительной
власти Самарской
области

Работа органов
исполнительной
власти Самарской
области по
определению
ликвидного
имущества, которое
может быть внесено
в качестве вклада
в уставный капитал
открытого
акционерного
общества
"Корпорация
развития Самарской
области",
проведение
внеплановых
проверок целевого
характера и
эффективности
использования
имущества
государственными
предприятиями и
учреждениями
Самарской области

IV квартал
2008 года -
II квартал
2009 года

Министерство
имущественных
отношений
Самарской
области, иные
заинтересованные
органы
исполнительной
власти Самарской
области

Внесение и
рассмотрение
предложений
Губернатора
Самарской
области по
имуществу,
которое может
быть внесено в
качестве вклада
в уставный
капитал
открытого
акционерного
общества
"Корпорация
развития
Самарской
области"

Обеспечение
прекращения права
хозяйственного
ведения и
оперативного
управления
соответствующим
имуществом по
основаниям,
предусмотренным
действующим
законодательством

I квартал
2009 года

Министерство
имущественных
отношений
Самарской
области, иные
заинтересованные
органы
исполнительной
власти Самарской
области

Поступление
имущества в
казну Самарской
области

Издание
Губернатором
Самарской области
постановления об
определении
состава имущества,
вносимого в
качестве вклада в
уставный капитал

II квартал
2009 года

Министерство
имущественных
отношений
Самарской
области, иные
заинтересованные
органы
исполнительной
власти Самарской
области

Утверждение
перечня
ликвидного
имущества,
вносимого в
качестве вклада
в уставный
капитал

Проведение
рыночной оценки
имущества
Самарской области,
вносимого в
качестве вклада в
уставный капитал
открытого
акционерного
общества
"Корпорация
развития Самарской
области"

II квартал
2009 года

Министерство
имущественных
отношений
Самарской области

Отчет о рыночной
стоимости
имущества

Размещение
дополнительных
акций и их оплата
ликвидным
имуществом,
принадлежащим на
праве
собственности
Самарской области

III - IV
кварталы
2009 года

Министерство
имущественных
отношений
Самарской области

Увеличение
уставного
капитала
Корпорации

Осуществление
необходимых
мероприятий по
предоставлению
отдельно стоящего
здания для
размещения
открытого
акционерного
общества
"Корпорация
развития Самарской
области"

До 1 июля
2009 года

Министерство
имущественных
отношений
Самарской области

Договор о
предоставлении
имущества

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Газета "Волжская коммуна" № 408 от 31.12.2008, Газета "Волжская коммуна" № 93 от 20.05.2008
Рубрики правового классификатора: 020.030.020 Государственные программы. Концепции

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать