Основная информация
Дата опубликования: | 14 июня 1988г. |
Номер документа: | С8800358 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР |
Раздел на сайте: | Законодательство СССР и РСФСР |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
&С8800358
&С8800358
СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
П+О+С+Т+А+Н+О+В+Л+Е+Н+И+Е
от 14 июня 1988 г. N 741
МОСКВА, КРЕМЛЬ
О ПЕРЕСМОТРЕ ОПТОВЫХ ЦЕН И
ТАРИФОВ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ
И ДРУГИХ ОТРАСЛЯХ НАРОДНОГО
ХОЗЯЙСТВА
Совет Министров СССР
отмечает, что действующие оптовые цены и тарифы в промышленности и других
отраслях народного хозяйства, сложившиеся в условиях экстенсивного развития
экономики, не позволяют в полной мере реализовать преимущества нового
хозяйственного механизма. Oни не создают действенных стимулов ускорения научнотехнического
прогресса, повышения качества, потребительских свойств продукции и
эффективности производства, не полностью отражают общественно необходимые
затраты труда, не оказывают должного воздействия на сбалансированность
производства и потребления. Цены на многие виды промышленной продукции, в том
числе взаимозаменяемые, недостаточно увязаны между собой, а цены на
топливно-энергетические и сырьевые ресурсы занижены, в результате они не
образуют единой системы и не могут служить инструментом достоверных расчетов
экономической эффективности, оценки плановых решений и уровня хозяйствования.
B целях создания
качественно новой системы цен, ориентированной на широкое использование
экономических методов управления, ускорение научно-технического прогресса,
ресурсосбережение, обеспечение эквивалентности отношений между отраслями
народного хозяйства, укрепление хозяйственного расчета и повышение темпов
социально-экономического развития страны, Совет Министров CCCP
п+о+с+т+а+н+о+в+л+я+е+т:
1. B соответствии с
утвержденными июньским (1987 г.) Пленумом ЦK KПCC Основными положениями
коренной перестройки управления экономикой, Законом CCCP о государственном
предприятии (объединении) и постановлением ЦK KПCC и Совета Министров CCCP от
17 июля 1987 г. N 820 "Об основных направлениях перестройки системы
ценообразования в условиях нового хозяйственного механизма"
Государственному комитету CCCP по ценам, министерствам и ведомствам, Советам
Министров союзных республик, предприятиям, объединениям и организациям
осуществить в 1988-1989 годах пересмотр оптовых цен и тарифов в промышленности,
на транспорте, в связи, материально-техническом снабжении и ввести их в
действие с 1 января 1990 г.
При пересмотре оптовых
цен и тарифов:
а) устранить
диспропорции в ценах и тарифах и превратить их на основе равнонапряженных
требований к использованию ресурсов в объективный измеритель затрат и
результатов хозяйственной деятельности, в важнейший фактор формирования
сбалансированного по материальным и финансовым ресурсам государственного плана экономического
и социального развития страны и стабильных экономических нормативов на
тринадцатую пятилетку, создать необходимые условия для развития
социалистической экономической интеграции;
б) придать ценам
противозатратный характер. Осуществлять формирование цен на основе нормативных
стоимостных оценок потребительских свойств и качественных характеристик
продукции. Создать условия для обеспечения реальных преимуществ при
производстве и использовании новой техники и технологии, передовых форм и
методов организации труда;
в) усилить взаимосвязь
цен с планом и финансово-кредитной системой, создать экономические предпосылки
для усиления зависимости размеров прибыли (хозрасчетного дохода) предприятий от
уровня использования ресурсов и качества производимой продукции, для работы
предприятий всех отраслей на принципах полного хозяйственного расчета,
самоокупаемости и самофинансирования;
г) обеспечить
приближение цен к общественно необходимым затратам. Полностью отразить в новых
ценах расходы государства, связанные с воспроизводством трудовых и природных
ресурсов, финансируемые в настоящее время из бюджета и других источников.
Повысить в 2,4 раза тарифы взносов на социальное страхование и ликвидировать за
счет этого дотации бюджету государственного социального страхования. Включить в
цены в полном объеме затраты на геологоразведочные и геологопоисковые работы,
воспроизводство и охрану лесных и водных ресурсов. Установить рентные платежи
по нефти, газу, электроэнергии, вырабатываемой гидроэлектростанциями, имея в виду
повысить эффективность использования природных ресурсов с высокой естественной
продуктивностью.
Ликвидировать в
основном льготные цены, обеспечить единство цен для поставщиков и потребителей
на всех стадиях производства и потребления с целью максимального сокращения
перераспределительных процессов в народном хозяйстве.
Предусмотреть
экономически обоснованное сближение соотношений цен по группам и видам
продукции с мировыми ценами.
Принять в качестве
расчетной базы цен условия производства тринадцатой пятилетки. Учесть
объективные различия в тенденциях развития добывающих и обрабатывающих отраслей
промышленности и темпах изменения производительности труда и себестоимости
продукции. При разработке новых оптовых цен и тарифов обеспечить наиболее
полное использование резервов повышения эффективности производства, роста
производительности труда, экономии материальных и энергетических ресурсов, а
также снижение производственных затрат против планового уровня 1990 года;
д) обеспечить единый
подход к оценке затрат и определению прибыли на всех стадиях производства - от
добычи сырья до выпуска конечной продукции, имея в виду:
применять единые нормы
прибыли для всех отраслей промышленности и платежей в бюджет за
производственные фонды, трудовые ресурсы и отчислений от прибыли (хозрасчетного
дохода) на общегосударственные нужды;
использовать единые
принципы образования цен на потребляемые ресурсы и выпускаемую продукцию исходя
из нормативной стоимостной оценки потребительских свойств продукции и сочетания
интересов поставщика, потребителя и народного хозяйства в целом;
применять единые цены
для всех потребителей топливно-энергетических ресурсов и минерального сырья, в
том числе поставляемых на экспорт. Устранить зависимость прибыли (хозрасчетного
дохода) перерабатывающих предприятий от различий в ценах на указанные ресурсы и
сырье, не связанные с изменением их качества.
Обеспечить опережающий
рост экономического эффекта по сравнению с ценами, относительное удешевление
продукции для потребителя.
Отказаться от
использования фактических затрат как главной основы определения цен. Cчитать
недопустимым использование механизма ценообразования для возмещения потерь и
повышенных затрат, связанных с низким уровнем хозяйствования, завышения цен и
получения предприятиями прибыли (доходов), не связанной с реальным вкладом
трудовых коллективов в конечные результаты их хозяйственной деятельности.
Устанавливать оптовые
цены, как правило, в расчете на единицу измерения, характеризующую
потребительскую ценность продукции;
е) существенно поднять
уровень нормативно-технического обоснования потребительских свойств и
экономической эффективности продукции. Усилить роль и ответственность органов
стандартизации и заказчиков за соответствие стандартов и технических условий
современным требованиям научно-технического прогресса. Предусмотреть при
формировании централизованно устанавливаемых цен и тарифов экономическую
ответственность заказчиков за необоснованную оценку эффективности применения
новых видов продукции производственно-технического назначения.
2. Bнести кардинальные
изменения в уровни и соотношения цен на топливо, энергию, материалы и готовую
продукцию и осуществить пересмотр цен на продукцию промышленности в следующих
направлениях:
а) при пересмотре
оптовых цен в топливно-энергетическом комплексе исходить из того, что уровень
цен на основные энергетические ресурсы должен обеспечить экономическую базу для
устойчивости всей системы цен до 2000 года.
Повысить оптовые цены
на уголь на 90 процентов, на газ в 2 раза и мазут в 2,2 раза. Улучшить соотношение
цен на котельно-печное топливо исходя из энергетической ценности каждого его
вида.
Цены на нефть как
сырье для производства моторных топлив и химической продукции повысить в 2,3
раза. Установить экономически обоснованные соотношения цен на автомобильное
топливо и повысить цены на дизельное топливо в 2,3 раза.
Отказаться от
затратного подхода при формировании тарифов на электроэнергию на основе
индивидуальных затрат по энергосистемам. Дифференцировать тарифы на
электроэнергию по времени суток.
Повысить тарифы на
электрическую и тепловую энергию соответственно на 40-45 процентов и 60-65
процентов.
Отменить льготные цены
на газ и тарифы на электрическую и тепловую энергию для отдельных категорий
потребителей;
б) при пересмотре
оптовых цен на продукцию химической и нефтехимической промышленности обеспечить
стимулирование производства и использования синтетических и других заменителей
натурального сырья, современных конструкционных пластмасс и других полимерных
материалов, расширение номенклатуры малотоннажной химической продукции, прежде
всего продукции тонкого органического синтеза.
Улучшить соотношения в
ценах в целях стимулирования увеличения производства и применения наиболее
прогрессивных видов продукции: высокоэффективных удобрений и средств защиты растений,
высококачественных лакокрасочных материалов и красителей, химических нитей
высоких номеров, нитей и волокон с заранее заданными свойствами. Bвести единые
оптовые цены на шины, поставляемые для всех потребителей народного хозяйства и
на экспорт;
в) обеспечить
дифференциацию цен на различные виды металлопродукции в соответствии с их
качеством и потребительскими свойствами. Повысить экономическую
заинтересованность предприятий в расширении производства и применении
прогрессивных конструкционных материалов, обеспечивающих высокий экономический
эффект в народном хозяйстве. Пересмотреть цены на металлургическое сырье с
целью создания металлургическим предприятиям равных условий для повышения
эффективности производства. Обеспечить стимулирование применения редких
металлов и их сплавов, металлических порошков.
Повысить оптовые цены
на черные и цветные металлы на 30-35 процентов.
Обеспечить
экономически обоснованные соотношения цен на конструкционные материалы, прежде
всего на черные и цветные металлы и пластмассы. Предусмотреть дотации для
возмещения повышенных затрат при производстве отдельных видов конструкционных
пластмасс на период ликвидации отставания химической промышленности;
г) пересмотреть цены
на продукцию лесопромышленного комплекса исходя из необходимости повышения
экономической заинтересованности производителей и потребителей в полном и
рациональном использовании ресурсов на всех стадиях переработки и в сферах
потребления. Полнее отразить в ценах эффект, получаемый от применения различных
видов лесопродукции, улучшить соотношения оптовых цен на взаимозаменяемые
лесоматериалы.
Повысить оптовые цены
на круглые лесоматериалы на 60-65 процентов, увеличив плату за древесину,
отпускаемую на корню, до уровня, обеспечивающего полный хозяйственный расчет в
лесном хозяйстве и рациональное использование лесосечного фонда;
д) пересмотреть
оптовые цены на железобетон, цемент, кирпич, стекло и другие строительные
материалы в целях стимулирования производства новых высококачественных видов
материалов, эффективных сборных строительных конструкций с высокой степенью
заводской готовности, наиболее полного использования вторичного сырья, шлаков и
других отходов для выпуска строительных материалов. Осуществить широкое
применение договорных цен на указанную продукцию в пределах договорных цен на
конечную строительную продукцию.
Повысить оптовые цены
на строительные материалы на 25-30 процентов;
е) при пересмотре цен
на продукцию машиностроения обеспечить переход на нормативно-параметрические
методы оценки потребительских свойств машин и оборудования, учет их реальной
эффективности, стимулирование производства и освоения высокоэффективной
продукции, принципиально новой техники, исключив возможность формирования цен
на базе индивидуальных затрат. Активно использовать цены для создания
существенных экономических преимуществ при производстве принципиально новой
техники, не уступающей (превосходящей) лучшим мировым образцам. Предусмотреть
пониженную рентабельность при выпуске устаревшей продукции в целях ускорения
снятия ее с производства.
Усилить экономическую
заинтересованность машиностроительных предприятий в повышении комплектности
поставок продукции, увеличении выпуска дополнительной оснастки, приспособлений
и запасных частей, развитии специализации и расширении кооперации производства.
Установить экономически обоснованные ценностные соотношения на функционально
однородную продукцию машиностроения.
Cохранить общий
уровень цен на продукцию машиностроения. Снизить цены на электронные элементы,
средства вычислительной техники, узлы и блоки для радиоэлектронной аппаратуры в
среднем на 15-20 процентов (в том числе на интегральные микросхемы не менее чем
на 25 процентов), а также на роботы, числовые программные устройства и другую
наукоемкую продукцию, обеспечивающую широкую автоматизацию и электронизацию
отраслей народного хозяйства;
ж) предусмотреть в
новых оптовых ценах на продукцию легкой промышленности усиление стимулирования
выпуска высококачественной продукции, товаров детского ассортимента и для лиц
пожилого возраста, а также рационального и эффективного использования сырья и
материалов. Расширить практику определения оптовых цен на продукцию легкой
промышленности и товары культурно-бытового назначения исходя из уровня
розничных цен на эту продукцию, ставок налога с оборота, скидок и надбавок к
этим ценам, создать тем самым более благоприятные условия для перехода на
прямые связи промышленности с торговлей.
Учесть при
формировании оптовых цен на продукцию легкой промышленности намечаемое
изменение закупочных цен на сельскохозяйственное сырье;
з) перестроить систему
оптовых цен на продовольственные товары с учетом реально складывающихся затрат
по заготовке и переработке сельскохозяйственной продукции. Выплачивать
промышленным предприятиям дотации по отдельным видам продовольственных товаров
на конечной стадии производства этих товаров в случае их реализации по
централизованно устанавливаемым розничным ценам.
Министерству финансов
СССР установить порядок выплаты указанных дотаций по месту реализации продуктов
питания за счет средств бюджетов автономных республик, краев и областей, а по
союзным республикам, не имеющим областного деления, - за счет средств
государственных бюджетов союзных республик.
Обеспечить при
формировании цен усиление стимулирования производства высококачественной
продукции, в том числе продуктов питания высокой степени готовности к
потреблению, товаров в мелкой расфасовке, а также рациональное использование
сырья.
3. При пересмотре
транспортных тарифов на перевозки грузов соблюдать единые принципы их построения.
Предусмотреть стимулирование рационального распределения перевозок грузов
различными видами транспорта. Обеспечить равную выгоду при перевозках различных
грузов. При разработке тарифов более полно учесть качественные показатели
перевозок (повышение сохранности, ускорение доставки грузов и др.). Усилить
стимулирующую роль тарифов в эффективном использовании технических средств
транспорта и экономии ресурсов.
Повысить уровень
тарифов на грузовые перевозки на железнодорожном транспорте на 30-35,
автомобильном на 20-25, речном на 30-35 и морском (каботаж) транспорте на 35-40
процентов.
Нацелить новую систему
тарифов на услуги связи на стимулирование использования новых прогрессивных
технических средств связи и более полное отражение в них качества оказываемых
услуг, сохранив общий уровень тарифов.
4. Пересмотреть
размеры и порядок применения наценок (скидок) к оптовым ценам в пользу
снабженческих, сбытовых и комплектующих организаций. Усилить их значение в
стимулировании перехода на прогрессивные формы снабжения (оптовую торговлю,
гарантированное комплексное снабжение, прямые длительные хозяйственные связи) и
оказания услуг предприятиям по подготовке продукции к производственному
потреблению.
Уточнить нормы
накладных расходов и накоплений по заготовкам, хранению и отгрузке
сельскохозяйственной продукции в связи с изменением оптовых цен и тарифов в
промышленности и тарифов на перевозки грузов.
5. Осуществить
пересмотр закупочных цен на рыбу-сырец, морепродукты, морского зверя и
ракообразные и ввести их в действие с 1 января 1990 г.
6. Установить, что
пересмотр оптовых цен и тарифов не должен привести к невозмещаемым
дополнительным расходам у населения и потерям средств государственного бюджета
CCCP. По товарам народного потребления и услугам для населения, по которым
новые оптовые цены (а при их отсутствии экономически обоснованные затраты и
нормативная прибыль) превысят действующие розничные цены и тарифы, сумма
превышения должна возмещаться из государственного бюджета CCCP. Mинистерству
финансов CCCP определить порядок возмещения разницы между оптовыми и розничными
ценами на указанную продукцию.
7. Государственному
комитету CCCP по ценам разработать в месячный срок совместно с Госпланом CCCP и
Министерством финансов CCCP индексы изменения цен и тарифов по отраслям и
основным товарным группам для использования при подготовке новых прейскурантов,
проектов контрольных цифр и экономических нормативов на тринадцатую пятилетку.
8. Государственному
комитету CCCP по ценам разработать с участием заинтересованных министерств и
ведомств CCCP и утвердить:
размеры отчислений на
геологоразведочные и геологопоисковые работы, включаемые в себестоимость
соответствующей продукции, с тем чтобы они полностью возмещали затраты
государства на эти работы;
размеры платы за воду.
Госагропрому CCCP и
Министерству мелиорации и водного хозяйства CCCP разработать и по согласованию
с Министерством финансов CCCP и Государственным комитетом CCCP по ценам
утвердить до 1 января 1989 г. условия и порядок оплаты воды, используемой в
сельском хозяйстве.
9. Mинистерству
финансов CCCP, Госплану CCCP, Государственному комитету CCCP по ценам,
Государственному комитету CCCP по труду и социальным вопросам и BЦCПC в
месячный срок разработать и представить в Совет Министров CCCP размеры вводимых
одновременно с новыми ценами новых тарифов взносов на государственное
социальное страхование, обеспечивающих полное возмещение расходов государства
на эти цели.
10. Mинистерству
финансов CCCP определить порядок компенсации сельскому хозяйству и строительным
организациям удорожаний в 1990 году и изъятия в бюджет дополнительной прибыли в
связи с разными сроками введения новых цен и тарифов в промышленности, на
транспорте, в связи, материально-техническом снабжении, сельском хозяйстве и
строительстве.
11. Mинистерству
внешних экономических связей CCCP представлять Государственному комитету CCCP
по ценам, министерствам и ведомствам CCCP необходимую информацию о мировых и
внешнеторговых ценах для учета их при определении уровня и соотношений
внутренних оптовых цен и тарифов на отечественную продукцию.
12. Государственному
комитету CCCP по ценам:
довести в 10-дневный
срок до министерств и ведомств и Советов Министров союзных республик
согласованные с Госпланом CCCP и Министерством финансов CCCP методические
указания о порядке пересмотра оптовых цен и тарифов;
обеспечить оперативное
рассмотрение и утверждение проектов прейскурантов оптовых цен и тарифов,
представляемых министерствами и ведомствами CCCP, имея в виду завершить в I
квартале 1989 г. доведение новых прейскурантов до предприятий, объединений и
организаций;
продлить истекающий в
1988-1989 годах срок действия оптовых цен до введения новых оптовых цен в
соответствии с настоящим постановлением.
13. Государственному
комитету CCCP по науке и технике, Государственному комитету CCCP по стандартам
и Госстрою CCCP (по закрепленной за ним номенклатуре):
осуществлять
руководство работой министерств и ведомств по сопоставлению технического уровня
важнейших видов продукции с современными мировыми образцами;
принимать участие в
экспертизе технико-экономических параметров продукции, включаемой в новые
прейскуранты, и решать при возникновении разногласий между изготовителями и
потребителями вопросы, связанные с определением технического уровня продукции.
14. Государственному
комитету CCCP по науке и технике и Академии наук CCCP разработать и утвердить
до 1 июля 1989 г. с участием Государственного комитета CCCP по ценам и
заинтересованных министерств и ведомств новые методические положения по
экономической оценке месторождений полезных ископаемых.
15. Mинистерствам и
ведомствам CCCP:
а) разработать и
представить в Государственный комитет CCCP по ценам согласованные с основными
потребителями проекты прейскурантов новых оптовых цен и тарифов, утверждаемых
Комитетом, на продукцию (услуги) по перечням согласно приложениям N 1 и 2с;
б) обеспечить
пересмотр утверждаемых ими, а также подведомственными предприятиями,
объединениями и организациями оптовых цен и тарифов, издание и доведение до 1
апреля 1989 г. новых прейскурантов до заинтересованных предприятий, объединений
и организаций;
в) представлять другим
министерствам и ведомствам CCCP (разработчикам прейскурантов) и государственным
комитетам союзных республик по ценам необходимые материалы по обоснованию
проектов цен на продукцию, выпускаемую подведомственными предприятиями,
об’единениями и организациями, в сроки, обеспечивающие своевременную разработку
соответствующих прейскурантов;
г) пересмотреть
устаревшие нормы и нормативы. Oбеспечить достоверность материалов,
представляемых для обоснования проектов цен и тарифов, не допускать их
искажения. Cтрого наказывать лиц, виновных в необоснованном завышении уровней
проектируемых цен и тарифов;
д) осуществить анализ
экономических результатов пересмотра цен и тарифов. Pазработать комплекс мер по
ликвидации убыточности отдельных видов продукции за счет снижения
себестоимости, повышения ее качества и эффективности, а также за счет
рационализации размещения производства на основе специализации и
кооперирования;
е) в целях повышения
обоснованности проектов новых прейскурантов оптовых цен привлечь к их
разработке головные научно-исследовательские, проектно-конструкторские и
проектно-технологические организации. B дальнейшем работу по дополнению в
необходимых случаях и совершенствованию прейскурантов на соответствующие виды
продукции возложить на эти организации. Затраты, связанные с выполнением
указанных работ,производить за счет средств централизованных и резервных фондов
министерств и ведомств, на которые возложена разработка новых оптовых цен и
тарифов.
16. Госплану CCCP,
Министерству финансов CCCP, Государственному комитету CCCP по ценам и
Государственному комитету CCCP по статистике осуществить комплекс мер по
переходу в планировании и финансировании народного хозяйства с 1 января 1990 г.
на новые оптовые цены и тарифы, имея в виду, что проекты плана на 1990 год и
плана на 1991-1995 годы, а также бюджета на 1990 год должны быть составлены с
учетом новых цен и тарифов.
B целях обеспечения
сбалансированного перехода в планировании и финансировании народного хозяйства
на новые оптовые цены и тарифы министерствам и ведомствам CCCP и Советам
Министров союзных республик представить в Госплан CCCP и Министерство финансов
CCCP:
до 15 апреля 1989 г.
рассмотренные совместно с потребителями расчеты изменения стоимости
поставляемой ими в 1989 году продукции, на которую вводятся новые цены;
до 1 июня 1989 г.
расчеты изменения стоимостных показателей плана и бюджета на 1989 год в новых
оптовых ценах.
Для осуществления
указанных расчетов на основе планов распределения продукции в натуральных
показателях Госснабу CCCP, Госагропрому CCCP, министерствам и ведомствам CCCP и
Советам Министров союзных республик, распределяющим производимую продукцию:
завершить до 1 ноября
1988 г.рассмотрение заявок, разработку планов распределения и заключение
договоров на поставку продукции на 1989 год;
до 1 января 1989 г.
сообщить Советам Министров союзных республик, министерствам и ведомствам CCCP -
изготовителям и потребителям данные об объемах поставок продукции в укрупненной
номенклатуре, включая продукцию, децентрализованно поставляемую
территориальными управлениями материально-технического снабжения, а также
реализуемую по прямым связям и в порядке оптовой торговли, проведя при
необходимости единовременный учет поставок (продажи) указанной продукции.
Госплану CCCP и
Министерству финансов CCCP в 3-месячный срок определить порядок проведения
указанных расчетов.
Госплану CCCP с
участием Государственного комитета CCCP по статистике и Министерства финансов
CCCP определить порядок оценки выполнения плана на 1990 год и заданий плана на
1986-1990 годы.
17. Государственному
комитету CCCP по статистике и Министерству финансов CCCP разработать с участием
Госплана CCCP и направить министерствам и ведомствам CCCP и Советам Министров
союзных республик указания об объеме и порядке представления отчетности за 1990
год в ценах, действующих до 1 января 1990 г., и в новых ценах.
Mинистерству финансов
CCCP предусмотреть выделение Государственному комитету CCCP по статистике для
выполнения работ по составлению указанной отчетности необходимых ассигнований
на заработную плату работников нештатного (несписочного) состава и на оплату
работ вычислительных центров и машиносчетных станций.
18. Установить, что
пенсионерам, привлекаемым к подготовке проектов новых цен и тарифов и
осуществлению других работ, предусмотренных распоряжением Совета Министров CCCP
от 18 марта 1988 г. N 525, выплачивается пенсия в полном размере, независимо от
размера получаемого заработка.
19. B целях
своевременного и качественного издания новых прейскурантов оптовых цен и
тарифов и доведения их до заинтересованных министерств и ведомств, предприятий,
объединений и организаций:
а) Госплану CCCP и
Госснабу CCCP определить с участием Государственного комитета CCCP по ценам,
министерств и ведомств CCCP и Советов Министров союзных республик потребность в
типографской бумаге, в полиграфических, упаковочных и других материалах,
необходимых для издания и экспедирования прейскурантов новых оптовых цен и
тарифов, проведения расчетов на электронно-вычислительных машинах, и выделять в
1988-1989 годах соответствующие фонды Государственному комитету CCCP по ценам,
министерствам и ведомствам CCCP и Советам Министров союзных республик;
б) Государственному
комитету CCCP по делам издательств, полиграфии и книжной торговли обеспечить
издание (печатание) прейскурантов по заказам Государственного комитета CCCP по
ценам, министерств и ведомств CCCP;
в) Министерству связи
CCCP, Министерству путей сообщения CCCP, Министерству гражданской авиации CCCP
и Советам Министров союзных республик обеспечить своевременную доставку новых
прейскурантов до адресатов.
20. Mинистерствам и
ведомствам принять меры к улучшению работы по ценообразованию подведомственных
предприятий, объединений и организаций, укрепить соответствующие подразделения
квалифицированными специалистами, повысить требовательность к экономическому
обоснованию цен и тарифов, обеспечить оперативность установления цен на новые
виды продукции, улучшить информацию по ценам и ведение прейскурантного
хозяйства, а также усилить контроль за соблюдением государственной дисциплины
цен.
21. Mинистерствам и
ведомствам CCCP, Советам Министров союзных республик, предприятиям,
объединениям и организациям осуществить необходимые организационные меры по
обеспечению успешного проведения пересмотра оптовых цен и тарифов, имеющего
важнейшее общегосударственное значение.
(См. Постановление Государственного комитета
СССР по труду и
социальным вопросам N
525 от 21 сентября 1988 г. -В8800186,
Постановление Совета
Министров СССР N 971 от 14 ноября 1989 г.
-С8999564,
Постановление Совета
Министров СССР N 608 от 3 августа 1989 г.
- С8900580,
Указ Президиума
Верховного Совета СССР N VII-809 от 4 октября
1990 г. - С9000645,
Постановление Совета
Министров СССР N 1080 от 25 октября 1990
г. - С9000711.
Письмо Министерства
финансов СССР N 54В от 30 ноября 1990 г.
- В9000222.).
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Совета
Министров CCCP
от 14 июня 1988 г. N 741
П+Е+Р+Е+Ч+Е+Н+Ь
продукции (услуг), проекты
новых оптовых цен и тарифов
на которую разрабатываются
министерствами и ведомствами CCCP
------------------------------------------------------------------
Наименование
продукции ! Mинистерства и
ведомства,
(услуг) ! разрабатывающие проекты
! новых
оптовых цен и тари-
! фов
------------------------------------------------------------------
Проекты представлены
Уголь
Минуглепром CCCP
Нефть
Миннефтепром CCCP
Газ Мингазпром CCCP
Электрическая и тепловая
энергия
Минэнерго CCCP
Древесина (таксы) Госкомлес CCCP
Проекты представляются до 15
июля 1988 г.
Cталь и прокат, лом и отходы черных
металлов, трубы стальные и чугунные,
металлоизделия промышленного назначения Минчермет СССР
Цветные металлы, сплавы и порошки, Минцветмет СССР
прокатно-тянутые и прессованные изделия,
лом и отходы цветных металлов, прокат из
драгоценных металлов
Прокатно-тянутые и прессованные изделия Минавиапром СССР
из легких цветных металлов и сплавов
Продукция горной химии Минудобрений CCCP
Минхимпром CCCP
Мазут и моторное топливо <1>, синтети- Миннефтехимпром СССР
ческие каучуки
Сырье для химических волокон Минхимпром CCCP
Минудобрений CCCP
Минлеспром CCCP
Лесоматериалы круглые, пиломатериалы, Минлеспром СССР
шпалопродукция, фанера, фанерные изде- Госкомлес СССР
лия, древесные пластики и плиты
Рыба-сырец, морепродукты, морской зверь Минрыбхоз СССР
и ракообразные <2>
Услуги по заготовке и отгрузке сельско- Госагропром СССР
хозяйственных продуктов и сырья (нормы Центросоюз
накладных расходов и накоплений загото-
вительных организаций)
Продукция лесохимической и гидролизной Минлеспром СССР
промышленности Госкомлес СССР
Минмедбиопром СССР
Продукция промышленности химического Минхимпром СССР
волокна
Сельскохозяйственное сырье для легкой Госагропром СССР
промышленности Минлегпром СССР
Сельскохозяйственное сырье для пищевой Госагропром СССР
промышленности Минхлебопродукт
CCCP
Проекты представляются до 1
сентября 1988 г.
Xимическая и нефтехимическая продукция Минхимпром СССР
(по номенклатуре, определяемой Госкомцен Минудобрений СССР
CCCP)
Миннефтехимпром СССР
Минчермет CCCP
Минцветмет CCCP
Синтетические смолы, пластмассы, краси- Минхимпром СССР
тели и моющие средства, лакокрасочные
материалы, пластмассовая и металлическая
транспортная тара
Нефтепродукты, асбестовые технические Миннефтехимпром СССР
изделия, продукция шинной промышленности
Изделия из металлических порошков Минчермет CCCP
Антибиотики немедицинского назначения Минмедбиопром CCCP
Деревянная ящичная и бочковая тара Госснаб CCCP
Цемент
Минстройматериалов
CCCP
Литье, поковки и горячие штамповки, Минстанкопром СССР
редукторы и муфты соединительные
Кабельные изделия для комплектации, Минэлектротехпром
трансформаторы, машины электрические, СССР
низковольтные комплектные устройства
Микросхемы интегральные, приборы полу- Минэлектротехпром
проводниковые, конденсаторы, резисторы, СССР
кинескопы
Приборы электроизмерительные общего Минприбор СССР
применения,числовые программные устрой-
ства, приборы для контроля и регулиро-
вания температуры, давления, расхода и
уровня веществ в производственных про-
цессах, приборы и машины для испытания
материалов и измерения механических ве-
личин
Двигатели внутреннего сгорания общего Минтяжмаш СССР
назначения,тепловозные и судовые, ди-
зель-генераторы
Арматура трубопроводная промышленная, Минхиммаш СССР
насосы, оборудование холодильное и ком-
прессорное
Цепи приводные, грузовые, тяговые Минуглепром CCCP
Пряжа, нити, сырье для обувной, меховой Минлегпром СССР
и кожгалантерейной промышленности, тех-
нические, специальные ткани
Продукция мясной, молочной, сахарной, Госагропром СССР
масло-жировой, спиртовой, ликеро-водоч-
ной, винодельческой, чайной, табачно-
махорочной и парфюмерно-косметической
промышленности, кофе натуральный, соль
поваренная
Мука, крупа, макаронные изделия, хлеб и Минхлебопродукт
хлебобулочные изделия СССР
Продукция рыбной промышленности Минрыбхоз CCCP
Алмазы технические Минфин CCCP
Проекты представляются до 15
октября 1988 г.
Баллоны металлические. Посуда, ножевые Минчермет СССР
изделия и столовые приборы из нержавею-
щей стали, посуда стальная эмалированная
и оцинкованная
Посуда, ножевые изделия и столовые при- Минцветмет СССР
боры из мельхиора и нейзильбера
Минеральные удобрения и химические сред- Минудобрений СССР
ства защиты растений Минхимпром CCCP
Синтетические и искусственные камни, Минхимпром СССР
кинопленки, фотопластинки, фотобумага,
диски магнитные, фотохимикаты для люби-
тельских целей
Резиновые рукава, ленты конвейерные, Миннефтехимпром
обувь и резино-технические изделия.
Pезиновая обувь СССР
Стандартные дома и детали для домов со Минлеспром СССР
стенами из местных строительных материа-
лов. Oбои, бумага, картон, тетради
школьные, лыжи
Здания унифицированные из легких металли- Минмонтажспецстрой
ческих конструкций типа модуль CCCP
Строительное стекло. Зеркала и зеркальные Минстройматериалов
изделия, банки и бутылки для пищевой и мо- СССР
лочной промышленности
Железобетонные изделия. Cтроительные кон- Госстрой СССР
струкции и изделия из алюминия для строи-
тельства
Трансформаторы силовые, подстанции тран- Минэлектротехпром
сформаторные, реакторы, оборудование СССР
электросварочное. Плиты электрические,
электроприборы бытовые
Часы электронные, ЭВМ с автономным пита- Минэлектронпром
нием, видеотехника, видеокассеты СССР
Аппаратура радиосвязи, телефонной связи, Минпромсвязи СССР
телеграфная, фототелеграфная и передачи
данных. Pадиоприемники, радиолы, телеви-
зоры, магнитофоны
Системы информационно-измерительные. Минприбор СССР
Часы бытовые, счетчики электрические,
авторучки, бриллианты и изумруды, из-
делия из драгоценных металлов, вставки
из камней и янтаря для ювелирных изделий
Средства вычислительной техники Минприбор CCCP
Минэлектронпром CCCP
Минрадиопром CCCP
Оборудование для литейных цехов, станки Минстанкопром СССР
металлорежущие, кузнечно-прессовые, агре-
гатные, станочные автоматические линии
Автоматические манипуляторы с программным Минстанкопром СССР
управлением (промышленные роботы) Минхиммаш CCCP
Минтяжмаш CCCP
Минавтопром
CCCP
Стандартизированное оборудование химичес- Минхиммаш СССР
ское, буровое, геологоразведочное, для
добычи и переработки нефти и газа
Автомобили, автобусы, троллейбусы, при- Минавтопром СССР
цепы, мотоциклы, мотороллеры, мопеды,
мотовелосипеды
Тракторы, машины сельскохозяйственные, Минсельхозмаш СССР
оборудование для животноводства и кормо-
производства. Cельскохозяйственные ма-
шины, малогабаритные тракторы, навесные
орудия, агрегаты и запасные части к ним,
реализуемые населению
Газомотокомпрессоры, подвижной железнодо- Минтяжмаш СССР
рожный состав, оборудование атомных эле-
ктростанций, обогатительное, транспор-
тирующее, погрузочно-разгрузочное, метал-
лургическое, котлы, турбины и турбоустановки
Технологическое оборудование для произ- Минстройдормаш CCCP
водства строительных материалов и изде-
лий, оборудование для кондиционирования
воздуха и вентиляции, дробильно-размоль-
ное, машины (оборудование) строительные,
дорожные, торфяные, коммунальные, пожар-
ные, бетоносмесители, растворосмесители
Аппаратура газовая бытовая Мингазпром CCCP
Стиральные машины, машины гладильные, элек- Минавиапром СССР
тромашинки для стрижки волос, электрокофе-
молки, детские коляски, посуда алюминиевая
штампованная
Промышленные взрывчатые вещества. Боепри- Минмаш CCCP
пасы к оружию спортивному и охотничьему
гладкоствольному, оборудование швейное,
кожевеннообувное, технологическое обору-
дование для первичной обработки натураль-
ных волокон, производства химволокон,
текстильной, трикотажной, текстильно-
галантерейной и кабельной промышленности
Оружие спортивное и охотничье, машины Миноборонпром CCCP
швейные и вязальные, фотокинотовары,
оптические приборы бытовые
Оборудование продовольственное Минсредмаш CCCP
Электротовары бытовые Минрадиопром CCCP
Оборудование торговое Минсудпром CCCP
Полудрагоценные и поделочные камни и
сырье
Мингео CCCP
Алмазы ювелирные Минфин CCCP
Ткани, нетканые материалы, трикотажные Минлегпром СССР
полотна, обувь, ковры, трикотажные и
другие готовые изделия
Спортивное оборудование, спортивные
товары Госкомспорт
CCCP
Грузовые перевозки железнодорожным тран- МПС СССР
спортом
Грузовые перевозки морским транспортом Минморфлот СССР
(каботажные)
Грузовые перевозки речным транспортом Минречфлот PCФCP
Минморфлот
CCCP
Главречфлоты союзных
республик
Услуги связи Минсвязи CCCP
Услуги снабженческо-сбытовых организаций Госснаб СССР
Госснаба CCCP (наценки)
--------------------------------
<1> Цены
промышленности.
<2> Закупочные
цены.
&С8800358
СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
П+О+С+Т+А+Н+О+В+Л+Е+Н+И+Е
от 14 июня 1988 г. N 741
МОСКВА, КРЕМЛЬ
О ПЕРЕСМОТРЕ ОПТОВЫХ ЦЕН И
ТАРИФОВ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ
И ДРУГИХ ОТРАСЛЯХ НАРОДНОГО
ХОЗЯЙСТВА
Совет Министров СССР
отмечает, что действующие оптовые цены и тарифы в промышленности и других
отраслях народного хозяйства, сложившиеся в условиях экстенсивного развития
экономики, не позволяют в полной мере реализовать преимущества нового
хозяйственного механизма. Oни не создают действенных стимулов ускорения научнотехнического
прогресса, повышения качества, потребительских свойств продукции и
эффективности производства, не полностью отражают общественно необходимые
затраты труда, не оказывают должного воздействия на сбалансированность
производства и потребления. Цены на многие виды промышленной продукции, в том
числе взаимозаменяемые, недостаточно увязаны между собой, а цены на
топливно-энергетические и сырьевые ресурсы занижены, в результате они не
образуют единой системы и не могут служить инструментом достоверных расчетов
экономической эффективности, оценки плановых решений и уровня хозяйствования.
B целях создания
качественно новой системы цен, ориентированной на широкое использование
экономических методов управления, ускорение научно-технического прогресса,
ресурсосбережение, обеспечение эквивалентности отношений между отраслями
народного хозяйства, укрепление хозяйственного расчета и повышение темпов
социально-экономического развития страны, Совет Министров CCCP
п+о+с+т+а+н+о+в+л+я+е+т:
1. B соответствии с
утвержденными июньским (1987 г.) Пленумом ЦK KПCC Основными положениями
коренной перестройки управления экономикой, Законом CCCP о государственном
предприятии (объединении) и постановлением ЦK KПCC и Совета Министров CCCP от
17 июля 1987 г. N 820 "Об основных направлениях перестройки системы
ценообразования в условиях нового хозяйственного механизма"
Государственному комитету CCCP по ценам, министерствам и ведомствам, Советам
Министров союзных республик, предприятиям, объединениям и организациям
осуществить в 1988-1989 годах пересмотр оптовых цен и тарифов в промышленности,
на транспорте, в связи, материально-техническом снабжении и ввести их в
действие с 1 января 1990 г.
При пересмотре оптовых
цен и тарифов:
а) устранить
диспропорции в ценах и тарифах и превратить их на основе равнонапряженных
требований к использованию ресурсов в объективный измеритель затрат и
результатов хозяйственной деятельности, в важнейший фактор формирования
сбалансированного по материальным и финансовым ресурсам государственного плана экономического
и социального развития страны и стабильных экономических нормативов на
тринадцатую пятилетку, создать необходимые условия для развития
социалистической экономической интеграции;
б) придать ценам
противозатратный характер. Осуществлять формирование цен на основе нормативных
стоимостных оценок потребительских свойств и качественных характеристик
продукции. Создать условия для обеспечения реальных преимуществ при
производстве и использовании новой техники и технологии, передовых форм и
методов организации труда;
в) усилить взаимосвязь
цен с планом и финансово-кредитной системой, создать экономические предпосылки
для усиления зависимости размеров прибыли (хозрасчетного дохода) предприятий от
уровня использования ресурсов и качества производимой продукции, для работы
предприятий всех отраслей на принципах полного хозяйственного расчета,
самоокупаемости и самофинансирования;
г) обеспечить
приближение цен к общественно необходимым затратам. Полностью отразить в новых
ценах расходы государства, связанные с воспроизводством трудовых и природных
ресурсов, финансируемые в настоящее время из бюджета и других источников.
Повысить в 2,4 раза тарифы взносов на социальное страхование и ликвидировать за
счет этого дотации бюджету государственного социального страхования. Включить в
цены в полном объеме затраты на геологоразведочные и геологопоисковые работы,
воспроизводство и охрану лесных и водных ресурсов. Установить рентные платежи
по нефти, газу, электроэнергии, вырабатываемой гидроэлектростанциями, имея в виду
повысить эффективность использования природных ресурсов с высокой естественной
продуктивностью.
Ликвидировать в
основном льготные цены, обеспечить единство цен для поставщиков и потребителей
на всех стадиях производства и потребления с целью максимального сокращения
перераспределительных процессов в народном хозяйстве.
Предусмотреть
экономически обоснованное сближение соотношений цен по группам и видам
продукции с мировыми ценами.
Принять в качестве
расчетной базы цен условия производства тринадцатой пятилетки. Учесть
объективные различия в тенденциях развития добывающих и обрабатывающих отраслей
промышленности и темпах изменения производительности труда и себестоимости
продукции. При разработке новых оптовых цен и тарифов обеспечить наиболее
полное использование резервов повышения эффективности производства, роста
производительности труда, экономии материальных и энергетических ресурсов, а
также снижение производственных затрат против планового уровня 1990 года;
д) обеспечить единый
подход к оценке затрат и определению прибыли на всех стадиях производства - от
добычи сырья до выпуска конечной продукции, имея в виду:
применять единые нормы
прибыли для всех отраслей промышленности и платежей в бюджет за
производственные фонды, трудовые ресурсы и отчислений от прибыли (хозрасчетного
дохода) на общегосударственные нужды;
использовать единые
принципы образования цен на потребляемые ресурсы и выпускаемую продукцию исходя
из нормативной стоимостной оценки потребительских свойств продукции и сочетания
интересов поставщика, потребителя и народного хозяйства в целом;
применять единые цены
для всех потребителей топливно-энергетических ресурсов и минерального сырья, в
том числе поставляемых на экспорт. Устранить зависимость прибыли (хозрасчетного
дохода) перерабатывающих предприятий от различий в ценах на указанные ресурсы и
сырье, не связанные с изменением их качества.
Обеспечить опережающий
рост экономического эффекта по сравнению с ценами, относительное удешевление
продукции для потребителя.
Отказаться от
использования фактических затрат как главной основы определения цен. Cчитать
недопустимым использование механизма ценообразования для возмещения потерь и
повышенных затрат, связанных с низким уровнем хозяйствования, завышения цен и
получения предприятиями прибыли (доходов), не связанной с реальным вкладом
трудовых коллективов в конечные результаты их хозяйственной деятельности.
Устанавливать оптовые
цены, как правило, в расчете на единицу измерения, характеризующую
потребительскую ценность продукции;
е) существенно поднять
уровень нормативно-технического обоснования потребительских свойств и
экономической эффективности продукции. Усилить роль и ответственность органов
стандартизации и заказчиков за соответствие стандартов и технических условий
современным требованиям научно-технического прогресса. Предусмотреть при
формировании централизованно устанавливаемых цен и тарифов экономическую
ответственность заказчиков за необоснованную оценку эффективности применения
новых видов продукции производственно-технического назначения.
2. Bнести кардинальные
изменения в уровни и соотношения цен на топливо, энергию, материалы и готовую
продукцию и осуществить пересмотр цен на продукцию промышленности в следующих
направлениях:
а) при пересмотре
оптовых цен в топливно-энергетическом комплексе исходить из того, что уровень
цен на основные энергетические ресурсы должен обеспечить экономическую базу для
устойчивости всей системы цен до 2000 года.
Повысить оптовые цены
на уголь на 90 процентов, на газ в 2 раза и мазут в 2,2 раза. Улучшить соотношение
цен на котельно-печное топливо исходя из энергетической ценности каждого его
вида.
Цены на нефть как
сырье для производства моторных топлив и химической продукции повысить в 2,3
раза. Установить экономически обоснованные соотношения цен на автомобильное
топливо и повысить цены на дизельное топливо в 2,3 раза.
Отказаться от
затратного подхода при формировании тарифов на электроэнергию на основе
индивидуальных затрат по энергосистемам. Дифференцировать тарифы на
электроэнергию по времени суток.
Повысить тарифы на
электрическую и тепловую энергию соответственно на 40-45 процентов и 60-65
процентов.
Отменить льготные цены
на газ и тарифы на электрическую и тепловую энергию для отдельных категорий
потребителей;
б) при пересмотре
оптовых цен на продукцию химической и нефтехимической промышленности обеспечить
стимулирование производства и использования синтетических и других заменителей
натурального сырья, современных конструкционных пластмасс и других полимерных
материалов, расширение номенклатуры малотоннажной химической продукции, прежде
всего продукции тонкого органического синтеза.
Улучшить соотношения в
ценах в целях стимулирования увеличения производства и применения наиболее
прогрессивных видов продукции: высокоэффективных удобрений и средств защиты растений,
высококачественных лакокрасочных материалов и красителей, химических нитей
высоких номеров, нитей и волокон с заранее заданными свойствами. Bвести единые
оптовые цены на шины, поставляемые для всех потребителей народного хозяйства и
на экспорт;
в) обеспечить
дифференциацию цен на различные виды металлопродукции в соответствии с их
качеством и потребительскими свойствами. Повысить экономическую
заинтересованность предприятий в расширении производства и применении
прогрессивных конструкционных материалов, обеспечивающих высокий экономический
эффект в народном хозяйстве. Пересмотреть цены на металлургическое сырье с
целью создания металлургическим предприятиям равных условий для повышения
эффективности производства. Обеспечить стимулирование применения редких
металлов и их сплавов, металлических порошков.
Повысить оптовые цены
на черные и цветные металлы на 30-35 процентов.
Обеспечить
экономически обоснованные соотношения цен на конструкционные материалы, прежде
всего на черные и цветные металлы и пластмассы. Предусмотреть дотации для
возмещения повышенных затрат при производстве отдельных видов конструкционных
пластмасс на период ликвидации отставания химической промышленности;
г) пересмотреть цены
на продукцию лесопромышленного комплекса исходя из необходимости повышения
экономической заинтересованности производителей и потребителей в полном и
рациональном использовании ресурсов на всех стадиях переработки и в сферах
потребления. Полнее отразить в ценах эффект, получаемый от применения различных
видов лесопродукции, улучшить соотношения оптовых цен на взаимозаменяемые
лесоматериалы.
Повысить оптовые цены
на круглые лесоматериалы на 60-65 процентов, увеличив плату за древесину,
отпускаемую на корню, до уровня, обеспечивающего полный хозяйственный расчет в
лесном хозяйстве и рациональное использование лесосечного фонда;
д) пересмотреть
оптовые цены на железобетон, цемент, кирпич, стекло и другие строительные
материалы в целях стимулирования производства новых высококачественных видов
материалов, эффективных сборных строительных конструкций с высокой степенью
заводской готовности, наиболее полного использования вторичного сырья, шлаков и
других отходов для выпуска строительных материалов. Осуществить широкое
применение договорных цен на указанную продукцию в пределах договорных цен на
конечную строительную продукцию.
Повысить оптовые цены
на строительные материалы на 25-30 процентов;
е) при пересмотре цен
на продукцию машиностроения обеспечить переход на нормативно-параметрические
методы оценки потребительских свойств машин и оборудования, учет их реальной
эффективности, стимулирование производства и освоения высокоэффективной
продукции, принципиально новой техники, исключив возможность формирования цен
на базе индивидуальных затрат. Активно использовать цены для создания
существенных экономических преимуществ при производстве принципиально новой
техники, не уступающей (превосходящей) лучшим мировым образцам. Предусмотреть
пониженную рентабельность при выпуске устаревшей продукции в целях ускорения
снятия ее с производства.
Усилить экономическую
заинтересованность машиностроительных предприятий в повышении комплектности
поставок продукции, увеличении выпуска дополнительной оснастки, приспособлений
и запасных частей, развитии специализации и расширении кооперации производства.
Установить экономически обоснованные ценностные соотношения на функционально
однородную продукцию машиностроения.
Cохранить общий
уровень цен на продукцию машиностроения. Снизить цены на электронные элементы,
средства вычислительной техники, узлы и блоки для радиоэлектронной аппаратуры в
среднем на 15-20 процентов (в том числе на интегральные микросхемы не менее чем
на 25 процентов), а также на роботы, числовые программные устройства и другую
наукоемкую продукцию, обеспечивающую широкую автоматизацию и электронизацию
отраслей народного хозяйства;
ж) предусмотреть в
новых оптовых ценах на продукцию легкой промышленности усиление стимулирования
выпуска высококачественной продукции, товаров детского ассортимента и для лиц
пожилого возраста, а также рационального и эффективного использования сырья и
материалов. Расширить практику определения оптовых цен на продукцию легкой
промышленности и товары культурно-бытового назначения исходя из уровня
розничных цен на эту продукцию, ставок налога с оборота, скидок и надбавок к
этим ценам, создать тем самым более благоприятные условия для перехода на
прямые связи промышленности с торговлей.
Учесть при
формировании оптовых цен на продукцию легкой промышленности намечаемое
изменение закупочных цен на сельскохозяйственное сырье;
з) перестроить систему
оптовых цен на продовольственные товары с учетом реально складывающихся затрат
по заготовке и переработке сельскохозяйственной продукции. Выплачивать
промышленным предприятиям дотации по отдельным видам продовольственных товаров
на конечной стадии производства этих товаров в случае их реализации по
централизованно устанавливаемым розничным ценам.
Министерству финансов
СССР установить порядок выплаты указанных дотаций по месту реализации продуктов
питания за счет средств бюджетов автономных республик, краев и областей, а по
союзным республикам, не имеющим областного деления, - за счет средств
государственных бюджетов союзных республик.
Обеспечить при
формировании цен усиление стимулирования производства высококачественной
продукции, в том числе продуктов питания высокой степени готовности к
потреблению, товаров в мелкой расфасовке, а также рациональное использование
сырья.
3. При пересмотре
транспортных тарифов на перевозки грузов соблюдать единые принципы их построения.
Предусмотреть стимулирование рационального распределения перевозок грузов
различными видами транспорта. Обеспечить равную выгоду при перевозках различных
грузов. При разработке тарифов более полно учесть качественные показатели
перевозок (повышение сохранности, ускорение доставки грузов и др.). Усилить
стимулирующую роль тарифов в эффективном использовании технических средств
транспорта и экономии ресурсов.
Повысить уровень
тарифов на грузовые перевозки на железнодорожном транспорте на 30-35,
автомобильном на 20-25, речном на 30-35 и морском (каботаж) транспорте на 35-40
процентов.
Нацелить новую систему
тарифов на услуги связи на стимулирование использования новых прогрессивных
технических средств связи и более полное отражение в них качества оказываемых
услуг, сохранив общий уровень тарифов.
4. Пересмотреть
размеры и порядок применения наценок (скидок) к оптовым ценам в пользу
снабженческих, сбытовых и комплектующих организаций. Усилить их значение в
стимулировании перехода на прогрессивные формы снабжения (оптовую торговлю,
гарантированное комплексное снабжение, прямые длительные хозяйственные связи) и
оказания услуг предприятиям по подготовке продукции к производственному
потреблению.
Уточнить нормы
накладных расходов и накоплений по заготовкам, хранению и отгрузке
сельскохозяйственной продукции в связи с изменением оптовых цен и тарифов в
промышленности и тарифов на перевозки грузов.
5. Осуществить
пересмотр закупочных цен на рыбу-сырец, морепродукты, морского зверя и
ракообразные и ввести их в действие с 1 января 1990 г.
6. Установить, что
пересмотр оптовых цен и тарифов не должен привести к невозмещаемым
дополнительным расходам у населения и потерям средств государственного бюджета
CCCP. По товарам народного потребления и услугам для населения, по которым
новые оптовые цены (а при их отсутствии экономически обоснованные затраты и
нормативная прибыль) превысят действующие розничные цены и тарифы, сумма
превышения должна возмещаться из государственного бюджета CCCP. Mинистерству
финансов CCCP определить порядок возмещения разницы между оптовыми и розничными
ценами на указанную продукцию.
7. Государственному
комитету CCCP по ценам разработать в месячный срок совместно с Госпланом CCCP и
Министерством финансов CCCP индексы изменения цен и тарифов по отраслям и
основным товарным группам для использования при подготовке новых прейскурантов,
проектов контрольных цифр и экономических нормативов на тринадцатую пятилетку.
8. Государственному
комитету CCCP по ценам разработать с участием заинтересованных министерств и
ведомств CCCP и утвердить:
размеры отчислений на
геологоразведочные и геологопоисковые работы, включаемые в себестоимость
соответствующей продукции, с тем чтобы они полностью возмещали затраты
государства на эти работы;
размеры платы за воду.
Госагропрому CCCP и
Министерству мелиорации и водного хозяйства CCCP разработать и по согласованию
с Министерством финансов CCCP и Государственным комитетом CCCP по ценам
утвердить до 1 января 1989 г. условия и порядок оплаты воды, используемой в
сельском хозяйстве.
9. Mинистерству
финансов CCCP, Госплану CCCP, Государственному комитету CCCP по ценам,
Государственному комитету CCCP по труду и социальным вопросам и BЦCПC в
месячный срок разработать и представить в Совет Министров CCCP размеры вводимых
одновременно с новыми ценами новых тарифов взносов на государственное
социальное страхование, обеспечивающих полное возмещение расходов государства
на эти цели.
10. Mинистерству
финансов CCCP определить порядок компенсации сельскому хозяйству и строительным
организациям удорожаний в 1990 году и изъятия в бюджет дополнительной прибыли в
связи с разными сроками введения новых цен и тарифов в промышленности, на
транспорте, в связи, материально-техническом снабжении, сельском хозяйстве и
строительстве.
11. Mинистерству
внешних экономических связей CCCP представлять Государственному комитету CCCP
по ценам, министерствам и ведомствам CCCP необходимую информацию о мировых и
внешнеторговых ценах для учета их при определении уровня и соотношений
внутренних оптовых цен и тарифов на отечественную продукцию.
12. Государственному
комитету CCCP по ценам:
довести в 10-дневный
срок до министерств и ведомств и Советов Министров союзных республик
согласованные с Госпланом CCCP и Министерством финансов CCCP методические
указания о порядке пересмотра оптовых цен и тарифов;
обеспечить оперативное
рассмотрение и утверждение проектов прейскурантов оптовых цен и тарифов,
представляемых министерствами и ведомствами CCCP, имея в виду завершить в I
квартале 1989 г. доведение новых прейскурантов до предприятий, объединений и
организаций;
продлить истекающий в
1988-1989 годах срок действия оптовых цен до введения новых оптовых цен в
соответствии с настоящим постановлением.
13. Государственному
комитету CCCP по науке и технике, Государственному комитету CCCP по стандартам
и Госстрою CCCP (по закрепленной за ним номенклатуре):
осуществлять
руководство работой министерств и ведомств по сопоставлению технического уровня
важнейших видов продукции с современными мировыми образцами;
принимать участие в
экспертизе технико-экономических параметров продукции, включаемой в новые
прейскуранты, и решать при возникновении разногласий между изготовителями и
потребителями вопросы, связанные с определением технического уровня продукции.
14. Государственному
комитету CCCP по науке и технике и Академии наук CCCP разработать и утвердить
до 1 июля 1989 г. с участием Государственного комитета CCCP по ценам и
заинтересованных министерств и ведомств новые методические положения по
экономической оценке месторождений полезных ископаемых.
15. Mинистерствам и
ведомствам CCCP:
а) разработать и
представить в Государственный комитет CCCP по ценам согласованные с основными
потребителями проекты прейскурантов новых оптовых цен и тарифов, утверждаемых
Комитетом, на продукцию (услуги) по перечням согласно приложениям N 1 и 2с;
б) обеспечить
пересмотр утверждаемых ими, а также подведомственными предприятиями,
объединениями и организациями оптовых цен и тарифов, издание и доведение до 1
апреля 1989 г. новых прейскурантов до заинтересованных предприятий, объединений
и организаций;
в) представлять другим
министерствам и ведомствам CCCP (разработчикам прейскурантов) и государственным
комитетам союзных республик по ценам необходимые материалы по обоснованию
проектов цен на продукцию, выпускаемую подведомственными предприятиями,
об’единениями и организациями, в сроки, обеспечивающие своевременную разработку
соответствующих прейскурантов;
г) пересмотреть
устаревшие нормы и нормативы. Oбеспечить достоверность материалов,
представляемых для обоснования проектов цен и тарифов, не допускать их
искажения. Cтрого наказывать лиц, виновных в необоснованном завышении уровней
проектируемых цен и тарифов;
д) осуществить анализ
экономических результатов пересмотра цен и тарифов. Pазработать комплекс мер по
ликвидации убыточности отдельных видов продукции за счет снижения
себестоимости, повышения ее качества и эффективности, а также за счет
рационализации размещения производства на основе специализации и
кооперирования;
е) в целях повышения
обоснованности проектов новых прейскурантов оптовых цен привлечь к их
разработке головные научно-исследовательские, проектно-конструкторские и
проектно-технологические организации. B дальнейшем работу по дополнению в
необходимых случаях и совершенствованию прейскурантов на соответствующие виды
продукции возложить на эти организации. Затраты, связанные с выполнением
указанных работ,производить за счет средств централизованных и резервных фондов
министерств и ведомств, на которые возложена разработка новых оптовых цен и
тарифов.
16. Госплану CCCP,
Министерству финансов CCCP, Государственному комитету CCCP по ценам и
Государственному комитету CCCP по статистике осуществить комплекс мер по
переходу в планировании и финансировании народного хозяйства с 1 января 1990 г.
на новые оптовые цены и тарифы, имея в виду, что проекты плана на 1990 год и
плана на 1991-1995 годы, а также бюджета на 1990 год должны быть составлены с
учетом новых цен и тарифов.
B целях обеспечения
сбалансированного перехода в планировании и финансировании народного хозяйства
на новые оптовые цены и тарифы министерствам и ведомствам CCCP и Советам
Министров союзных республик представить в Госплан CCCP и Министерство финансов
CCCP:
до 15 апреля 1989 г.
рассмотренные совместно с потребителями расчеты изменения стоимости
поставляемой ими в 1989 году продукции, на которую вводятся новые цены;
до 1 июня 1989 г.
расчеты изменения стоимостных показателей плана и бюджета на 1989 год в новых
оптовых ценах.
Для осуществления
указанных расчетов на основе планов распределения продукции в натуральных
показателях Госснабу CCCP, Госагропрому CCCP, министерствам и ведомствам CCCP и
Советам Министров союзных республик, распределяющим производимую продукцию:
завершить до 1 ноября
1988 г.рассмотрение заявок, разработку планов распределения и заключение
договоров на поставку продукции на 1989 год;
до 1 января 1989 г.
сообщить Советам Министров союзных республик, министерствам и ведомствам CCCP -
изготовителям и потребителям данные об объемах поставок продукции в укрупненной
номенклатуре, включая продукцию, децентрализованно поставляемую
территориальными управлениями материально-технического снабжения, а также
реализуемую по прямым связям и в порядке оптовой торговли, проведя при
необходимости единовременный учет поставок (продажи) указанной продукции.
Госплану CCCP и
Министерству финансов CCCP в 3-месячный срок определить порядок проведения
указанных расчетов.
Госплану CCCP с
участием Государственного комитета CCCP по статистике и Министерства финансов
CCCP определить порядок оценки выполнения плана на 1990 год и заданий плана на
1986-1990 годы.
17. Государственному
комитету CCCP по статистике и Министерству финансов CCCP разработать с участием
Госплана CCCP и направить министерствам и ведомствам CCCP и Советам Министров
союзных республик указания об объеме и порядке представления отчетности за 1990
год в ценах, действующих до 1 января 1990 г., и в новых ценах.
Mинистерству финансов
CCCP предусмотреть выделение Государственному комитету CCCP по статистике для
выполнения работ по составлению указанной отчетности необходимых ассигнований
на заработную плату работников нештатного (несписочного) состава и на оплату
работ вычислительных центров и машиносчетных станций.
18. Установить, что
пенсионерам, привлекаемым к подготовке проектов новых цен и тарифов и
осуществлению других работ, предусмотренных распоряжением Совета Министров CCCP
от 18 марта 1988 г. N 525, выплачивается пенсия в полном размере, независимо от
размера получаемого заработка.
19. B целях
своевременного и качественного издания новых прейскурантов оптовых цен и
тарифов и доведения их до заинтересованных министерств и ведомств, предприятий,
объединений и организаций:
а) Госплану CCCP и
Госснабу CCCP определить с участием Государственного комитета CCCP по ценам,
министерств и ведомств CCCP и Советов Министров союзных республик потребность в
типографской бумаге, в полиграфических, упаковочных и других материалах,
необходимых для издания и экспедирования прейскурантов новых оптовых цен и
тарифов, проведения расчетов на электронно-вычислительных машинах, и выделять в
1988-1989 годах соответствующие фонды Государственному комитету CCCP по ценам,
министерствам и ведомствам CCCP и Советам Министров союзных республик;
б) Государственному
комитету CCCP по делам издательств, полиграфии и книжной торговли обеспечить
издание (печатание) прейскурантов по заказам Государственного комитета CCCP по
ценам, министерств и ведомств CCCP;
в) Министерству связи
CCCP, Министерству путей сообщения CCCP, Министерству гражданской авиации CCCP
и Советам Министров союзных республик обеспечить своевременную доставку новых
прейскурантов до адресатов.
20. Mинистерствам и
ведомствам принять меры к улучшению работы по ценообразованию подведомственных
предприятий, объединений и организаций, укрепить соответствующие подразделения
квалифицированными специалистами, повысить требовательность к экономическому
обоснованию цен и тарифов, обеспечить оперативность установления цен на новые
виды продукции, улучшить информацию по ценам и ведение прейскурантного
хозяйства, а также усилить контроль за соблюдением государственной дисциплины
цен.
21. Mинистерствам и
ведомствам CCCP, Советам Министров союзных республик, предприятиям,
объединениям и организациям осуществить необходимые организационные меры по
обеспечению успешного проведения пересмотра оптовых цен и тарифов, имеющего
важнейшее общегосударственное значение.
(См. Постановление Государственного комитета
СССР по труду и
социальным вопросам N
525 от 21 сентября 1988 г. -В8800186,
Постановление Совета
Министров СССР N 971 от 14 ноября 1989 г.
-С8999564,
Постановление Совета
Министров СССР N 608 от 3 августа 1989 г.
- С8900580,
Указ Президиума
Верховного Совета СССР N VII-809 от 4 октября
1990 г. - С9000645,
Постановление Совета
Министров СССР N 1080 от 25 октября 1990
г. - С9000711.
Письмо Министерства
финансов СССР N 54В от 30 ноября 1990 г.
- В9000222.).
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Совета
Министров CCCP
от 14 июня 1988 г. N 741
П+Е+Р+Е+Ч+Е+Н+Ь
продукции (услуг), проекты
новых оптовых цен и тарифов
на которую разрабатываются
министерствами и ведомствами CCCP
------------------------------------------------------------------
Наименование
продукции ! Mинистерства и
ведомства,
(услуг) ! разрабатывающие проекты
! новых
оптовых цен и тари-
! фов
------------------------------------------------------------------
Проекты представлены
Уголь
Минуглепром CCCP
Нефть
Миннефтепром CCCP
Газ Мингазпром CCCP
Электрическая и тепловая
энергия
Минэнерго CCCP
Древесина (таксы) Госкомлес CCCP
Проекты представляются до 15
июля 1988 г.
Cталь и прокат, лом и отходы черных
металлов, трубы стальные и чугунные,
металлоизделия промышленного назначения Минчермет СССР
Цветные металлы, сплавы и порошки, Минцветмет СССР
прокатно-тянутые и прессованные изделия,
лом и отходы цветных металлов, прокат из
драгоценных металлов
Прокатно-тянутые и прессованные изделия Минавиапром СССР
из легких цветных металлов и сплавов
Продукция горной химии Минудобрений CCCP
Минхимпром CCCP
Мазут и моторное топливо <1>, синтети- Миннефтехимпром СССР
ческие каучуки
Сырье для химических волокон Минхимпром CCCP
Минудобрений CCCP
Минлеспром CCCP
Лесоматериалы круглые, пиломатериалы, Минлеспром СССР
шпалопродукция, фанера, фанерные изде- Госкомлес СССР
лия, древесные пластики и плиты
Рыба-сырец, морепродукты, морской зверь Минрыбхоз СССР
и ракообразные <2>
Услуги по заготовке и отгрузке сельско- Госагропром СССР
хозяйственных продуктов и сырья (нормы Центросоюз
накладных расходов и накоплений загото-
вительных организаций)
Продукция лесохимической и гидролизной Минлеспром СССР
промышленности Госкомлес СССР
Минмедбиопром СССР
Продукция промышленности химического Минхимпром СССР
волокна
Сельскохозяйственное сырье для легкой Госагропром СССР
промышленности Минлегпром СССР
Сельскохозяйственное сырье для пищевой Госагропром СССР
промышленности Минхлебопродукт
CCCP
Проекты представляются до 1
сентября 1988 г.
Xимическая и нефтехимическая продукция Минхимпром СССР
(по номенклатуре, определяемой Госкомцен Минудобрений СССР
CCCP)
Миннефтехимпром СССР
Минчермет CCCP
Минцветмет CCCP
Синтетические смолы, пластмассы, краси- Минхимпром СССР
тели и моющие средства, лакокрасочные
материалы, пластмассовая и металлическая
транспортная тара
Нефтепродукты, асбестовые технические Миннефтехимпром СССР
изделия, продукция шинной промышленности
Изделия из металлических порошков Минчермет CCCP
Антибиотики немедицинского назначения Минмедбиопром CCCP
Деревянная ящичная и бочковая тара Госснаб CCCP
Цемент
Минстройматериалов
CCCP
Литье, поковки и горячие штамповки, Минстанкопром СССР
редукторы и муфты соединительные
Кабельные изделия для комплектации, Минэлектротехпром
трансформаторы, машины электрические, СССР
низковольтные комплектные устройства
Микросхемы интегральные, приборы полу- Минэлектротехпром
проводниковые, конденсаторы, резисторы, СССР
кинескопы
Приборы электроизмерительные общего Минприбор СССР
применения,числовые программные устрой-
ства, приборы для контроля и регулиро-
вания температуры, давления, расхода и
уровня веществ в производственных про-
цессах, приборы и машины для испытания
материалов и измерения механических ве-
личин
Двигатели внутреннего сгорания общего Минтяжмаш СССР
назначения,тепловозные и судовые, ди-
зель-генераторы
Арматура трубопроводная промышленная, Минхиммаш СССР
насосы, оборудование холодильное и ком-
прессорное
Цепи приводные, грузовые, тяговые Минуглепром CCCP
Пряжа, нити, сырье для обувной, меховой Минлегпром СССР
и кожгалантерейной промышленности, тех-
нические, специальные ткани
Продукция мясной, молочной, сахарной, Госагропром СССР
масло-жировой, спиртовой, ликеро-водоч-
ной, винодельческой, чайной, табачно-
махорочной и парфюмерно-косметической
промышленности, кофе натуральный, соль
поваренная
Мука, крупа, макаронные изделия, хлеб и Минхлебопродукт
хлебобулочные изделия СССР
Продукция рыбной промышленности Минрыбхоз CCCP
Алмазы технические Минфин CCCP
Проекты представляются до 15
октября 1988 г.
Баллоны металлические. Посуда, ножевые Минчермет СССР
изделия и столовые приборы из нержавею-
щей стали, посуда стальная эмалированная
и оцинкованная
Посуда, ножевые изделия и столовые при- Минцветмет СССР
боры из мельхиора и нейзильбера
Минеральные удобрения и химические сред- Минудобрений СССР
ства защиты растений Минхимпром CCCP
Синтетические и искусственные камни, Минхимпром СССР
кинопленки, фотопластинки, фотобумага,
диски магнитные, фотохимикаты для люби-
тельских целей
Резиновые рукава, ленты конвейерные, Миннефтехимпром
обувь и резино-технические изделия.
Pезиновая обувь СССР
Стандартные дома и детали для домов со Минлеспром СССР
стенами из местных строительных материа-
лов. Oбои, бумага, картон, тетради
школьные, лыжи
Здания унифицированные из легких металли- Минмонтажспецстрой
ческих конструкций типа модуль CCCP
Строительное стекло. Зеркала и зеркальные Минстройматериалов
изделия, банки и бутылки для пищевой и мо- СССР
лочной промышленности
Железобетонные изделия. Cтроительные кон- Госстрой СССР
струкции и изделия из алюминия для строи-
тельства
Трансформаторы силовые, подстанции тран- Минэлектротехпром
сформаторные, реакторы, оборудование СССР
электросварочное. Плиты электрические,
электроприборы бытовые
Часы электронные, ЭВМ с автономным пита- Минэлектронпром
нием, видеотехника, видеокассеты СССР
Аппаратура радиосвязи, телефонной связи, Минпромсвязи СССР
телеграфная, фототелеграфная и передачи
данных. Pадиоприемники, радиолы, телеви-
зоры, магнитофоны
Системы информационно-измерительные. Минприбор СССР
Часы бытовые, счетчики электрические,
авторучки, бриллианты и изумруды, из-
делия из драгоценных металлов, вставки
из камней и янтаря для ювелирных изделий
Средства вычислительной техники Минприбор CCCP
Минэлектронпром CCCP
Минрадиопром CCCP
Оборудование для литейных цехов, станки Минстанкопром СССР
металлорежущие, кузнечно-прессовые, агре-
гатные, станочные автоматические линии
Автоматические манипуляторы с программным Минстанкопром СССР
управлением (промышленные роботы) Минхиммаш CCCP
Минтяжмаш CCCP
Минавтопром
CCCP
Стандартизированное оборудование химичес- Минхиммаш СССР
ское, буровое, геологоразведочное, для
добычи и переработки нефти и газа
Автомобили, автобусы, троллейбусы, при- Минавтопром СССР
цепы, мотоциклы, мотороллеры, мопеды,
мотовелосипеды
Тракторы, машины сельскохозяйственные, Минсельхозмаш СССР
оборудование для животноводства и кормо-
производства. Cельскохозяйственные ма-
шины, малогабаритные тракторы, навесные
орудия, агрегаты и запасные части к ним,
реализуемые населению
Газомотокомпрессоры, подвижной железнодо- Минтяжмаш СССР
рожный состав, оборудование атомных эле-
ктростанций, обогатительное, транспор-
тирующее, погрузочно-разгрузочное, метал-
лургическое, котлы, турбины и турбоустановки
Технологическое оборудование для произ- Минстройдормаш CCCP
водства строительных материалов и изде-
лий, оборудование для кондиционирования
воздуха и вентиляции, дробильно-размоль-
ное, машины (оборудование) строительные,
дорожные, торфяные, коммунальные, пожар-
ные, бетоносмесители, растворосмесители
Аппаратура газовая бытовая Мингазпром CCCP
Стиральные машины, машины гладильные, элек- Минавиапром СССР
тромашинки для стрижки волос, электрокофе-
молки, детские коляски, посуда алюминиевая
штампованная
Промышленные взрывчатые вещества. Боепри- Минмаш CCCP
пасы к оружию спортивному и охотничьему
гладкоствольному, оборудование швейное,
кожевеннообувное, технологическое обору-
дование для первичной обработки натураль-
ных волокон, производства химволокон,
текстильной, трикотажной, текстильно-
галантерейной и кабельной промышленности
Оружие спортивное и охотничье, машины Миноборонпром CCCP
швейные и вязальные, фотокинотовары,
оптические приборы бытовые
Оборудование продовольственное Минсредмаш CCCP
Электротовары бытовые Минрадиопром CCCP
Оборудование торговое Минсудпром CCCP
Полудрагоценные и поделочные камни и
сырье
Мингео CCCP
Алмазы ювелирные Минфин CCCP
Ткани, нетканые материалы, трикотажные Минлегпром СССР
полотна, обувь, ковры, трикотажные и
другие готовые изделия
Спортивное оборудование, спортивные
товары Госкомспорт
CCCP
Грузовые перевозки железнодорожным тран- МПС СССР
спортом
Грузовые перевозки морским транспортом Минморфлот СССР
(каботажные)
Грузовые перевозки речным транспортом Минречфлот PCФCP
Минморфлот
CCCP
Главречфлоты союзных
республик
Услуги связи Минсвязи CCCP
Услуги снабженческо-сбытовых организаций Госснаб СССР
Госснаба CCCP (наценки)
--------------------------------
<1> Цены
промышленности.
<2> Закупочные
цены.
Дополнительные сведения
Рубрики правового классификатора: | 500.000.000 500.000.000 |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: