Основная информация
Дата опубликования: | 14 июня 2017г. |
Номер документа: | RU92000201700608 |
Текущая редакция: | 3 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Забайкальский край |
Принявший орган: | Губернатор Забайкальского края |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ГУБЕРНАТОР ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июня 2017 года № 31
О МЕРАХ ПО СОХРАНЕНИЮ И РАЦИОНАЛЬНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗАЩИТНЫХ СООРУЖЕНИЙ И ИНЫХ ОБЪЕКТОВ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ НА ТЕРРИТОРИИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
(в редакции постановлений Губернатора Забайкальского края от 30.12.2019 №64, от 10.01.2020 №1)
В соответствии с федеральными законами от 12 февраля 1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», от 06 октября 1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановлениями Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 № 359 «Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями», от 29 ноября 1999 № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», статьей 41 Устава Забайкальского края, в целях обеспечения сохранности и рационального использования защитных сооружений и иных объектов гражданской обороны на территории Забайкальского края постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о создании и поддержании в состоянии постоянной готовности к использованию защитных сооружений гражданской обороны на территории Забайкальского края.
2. Исполнительным органам государственной власти Забайкальского края:
1) провести в подведомственных организациях - собственниках защитных сооружений и иных объектов гражданской обороны (далее - организации) инвентаризацию имеющихся защитных сооружений (далее - ЗСГО) и иных объектов гражданской обороны и по результатам инвентаризации разработать планы по приведению их в готовность;
2) усилить контроль за обеспечением сохранности ЗСГО и иных объектов гражданской обороны и готовностью их к использованию по предназначению;
3) организовать учет ЗСГО и иных объектов гражданской обороны в соответствии с действующим законодательством;
4) обеспечить контроль за выполнением инженерно-технических мероприятий по гражданской обороне при проектировании, строительстве и реконструкции объектов, зданий и сооружений, инженерных сетей и транспортных коммуникаций;
5) проводить градостроительную политику с учетом использования подземного пространства городов и населенных пунктов в интересах инженерной защиты населения.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов и поселений:
1) провести инвентаризацию ЗСГО и иных объектов гражданской обороны, расположенных на территориях муниципальных образований;
2) организовать работу по приведению в готовность ЗСГО и иных объектов гражданской обороны, не соответствующих требованиям приказов МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» и от 21 июля 2005 года № 575 «Об утверждении Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время»;
3) обеспечить недопущение преждевременного и неправомерного списания ЗСГО и иных объектов гражданской обороны, расположенных на территориях муниципальных образований;
4) обеспечить взаимодействие с Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Забайкальскому краю (далее - Главное управление МЧС России по Забайкальскому краю) по вопросам учета существующих и вновь строящихся ЗСГО и иных объектов гражданской обороны на территориях муниципальных образований;
5) исключить случаи списания и сдачи в аренду ЗСГО и иных объектов гражданской обороны без согласования с Главным управлением МЧС России по Забайкальскому краю;
6) совместно с Главным управлением МЧС России по Забайкальскому краю организовать работу по передаче в муниципальную собственность ЗСГО и иных объектов гражданской обороны, предназначенных для размещения в них пунктов управления органов местного самоуправления (оборудованных как пункты управления);
7) до 25 декабря 2017 года определить общую потребность в ЗСГО и иных объектах гражданской обороны муниципальных образований, создаваемых в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с полномочиями в области гражданской обороны;
8) в пределах своих полномочий обеспечить контроль за поддержанием организациями ЗСГО и иных объектов гражданской обороны в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению.
4. Рекомендовать руководителям организаций:
1) обеспечить сохранность ЗСГО и иных объектов гражданской обороны и надежную работу их систем жизнеобеспечения;
2) в целях рационального использования, содержания, эксплуатации и определения технического состояния ЗСГО руководствоваться требованиями приказов МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» и от 21 июля 2005 года № 575 «Об утверждении Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время», а также СНиП 3.01.09-84 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством защитных сооружений гражданской обороны», СНиП 11-11-77 «Защитные сооружения гражданской обороны»;
3) при смене собственника приватизированного предприятия ЗСГО и иные объекты гражданской обороны передавать в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование. При продаже объектов недвижимости, имеющих встроенные и отдельно стоящие объекты гражданской обороны, и переходе имущественных прав к правопреемникам включать в договоры купли-продажи условия, предусматривающие необходимость заключения в установленном порядке новым собственником договора о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также о выполнении мероприятий по гражданской обороне.
5. Рекомендовать Главному управлению МЧС России по Забайкальскому краю:
1) вносить при необходимости в Правительство Забайкальского края предложения по вопросам, связанным с накоплением, сохранением и рациональным использованием ЗСГО и иных объектов гражданской обороны на территории Забайкальского края;
2) совместно с исполнительными органами государственной власти Забайкальского края проводить проверки приватизированных предприятий, учреждений и организаций на предмет соблюдения требований Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 года № 359, по результатам проверок принимать соответствующие меры;
3) вести учет существующих и строящихся ЗСГО и иных объектов гражданской обороны на территории Забайкальского края;
4) осуществлять контроль за сохранностью ЗСГО и иных объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию.
6. Признать утратившими силу:
1) постановление Губернатора Забайкальского края от 18 декабря 2009 № 46 «О мерах по сохранению и рациональному использованию защитных сооружений гражданской обороны на территории Забайкальского края»;
2) пункт 1 изменений, которые вносятся в некоторые постановления Губернатора Забайкальского края в связи с принятием Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», утвержденных постановлением Губернатора Забайкальского края от 03 августа 2012 № 20;
3) пункт 1 изменений, которые вносятся в некоторые постановления Губернатора Забайкальского края в связи с изменением законодательства в сфере охраны здоровья в Российской Федерации, утвержденных постановлением Губернатора Забайкальского края от 16 мая 2014 № 28;
4) пункт 1 изменений, которые вносятся в некоторые постановления Губернатора Забайкальского края в области гражданской обороны, утвержденных постановлением Губернатора Забайкальского края от 30 сентября 2015 № 95;
5) пункт 1 изменений, которые вносятся в некоторые постановления Губернатора Забайкальского края в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2015 года № 737 «О внесении изменений в Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», утвержденных постановлением Губернатора Забайкальского края от 19 ноября 2015 № 107;
6) пункт 1 изменений, которые вносятся в некоторые постановления Губернатора Забайкальского края в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденных постановлением Губернатора Забайкальского края от 26 декабря 2016 № 108.
7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на исполняющего обязанности заместителя председателя Правительства Забайкальского края А.В. Гурулёва.
(Пункт 7 изложен в редакции постановления Губернатора Забайкальского края от 10.01.2020 №1)
Н.Н.Жданова
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Губернатора
Забайкальского края
от 14 июня 2017 года № 31
ПОЛОЖЕНИЕ
о создании и поддержании в состоянии постоянной готовности к использованию защитных сооружений гражданской обороны на территории Забайкальского края
1. Общие положения
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» и определяет порядок создания и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию защитных сооружений гражданской обороны на территории Забайкальского края в мирное время, в период проведения мобилизации и в военное время.
2. К защитным сооружениям гражданской обороны относятся:
1) убежище - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах;
2) противорадиационное укрытие - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от воздействия ионизирующих излучений при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и допускающее непрерывное пребывание в нем укрываемых в течение нормативного времени;
3) укрытие - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от фугасного и осколочного действия обычных средств поражения, поражения обломками строительных конструкций, а также от обрушения конструкций вышерасположенных этажей зданий различной этажности;
4) специализированное складское помещение (место хранения) - помещение, предназначенное для хранения размещенного в нем имущества гражданской обороны и выдачи его в установленном порядке;
5) санитарно-обмывочный пункт - комплекс помещений, технических и материальных средств, предназначенных для смены одежды, обуви, санитарной обработки населения, контроля радиоактивного заражения (загрязнения) кожных покровов, средств индивидуальной защиты, специальной и личной одежды людей;
6) станция обеззараживания одежды - комплекс помещений, технических и материальных средств, предназначенных для специальной обработки одежды, обуви, а также для пропитки одежды защитными составами;
7) станция обеззараживания техники - комплекс помещений, технических и материальных средств, предназначенных для специальной обработки подвижного состава транспорта;
8) иные объекты гражданской обороны - объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне, в том числе для санитарной обработки людей и животных, дезактивации дорог, зданий и сооружений, специальной обработки одежды, транспортных средств и других неотложных работ.
3. Убежища создаются:
1) для максимальной по численности работающей в военное время смены работников организации, имеющей мобилизационное задание (заказ) (далее - наибольшая работающая смена организации) и отнесенной к категории особой важности по гражданской обороне, независимо от места ее расположения, а также для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне и расположенной на территории, отнесенной к группе по гражданской обороне, за исключением наибольшей работающей смены метрополитена, обеспечивающего прием и укрытие населения в сооружениях метрополитена, используемых в качестве защитных сооружений гражданской обороны, и медицинского персонала, обслуживающего нетранспортабельных больных;
2) для работников максимальной по численности работающей в мирное время смены организации, эксплуатирующей ядерные установки (атомные станции), включая работников организации, обеспечивающей ее функционирование и жизнедеятельность и находящейся на ее территории в пределах периметра защищенной зоны.
(Пункт 3 изложен в редакции постановления Губернатора Забайкальского края от 10.01.2020 №1)
4. Противорадиационные укрытия создаются:
1) для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне, расположенной в зоне возможного радиоактивного заражения (загрязнения) за пределами территории, отнесенной к группе по гражданской обороне;
2) для нетранспортабельных больных и обслуживающего их медицинского персонала, находящегося в учреждении здравоохранения, расположенном в зоне возможного радиоактивного заражения (загрязнения).
(Пункт 4 изложен в редакции постановления Губернатора Забайкальского края от 10.01.2020 №1)
5. Укрытия создаются:
1) для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне, расположенной за пределами территории, отнесенной к группе по гражданской обороне, вне зоны возможного радиоактивного заражения (загрязнения);
2) для нетранспортабельных больных и обслуживающего их медицинского персонала, находящегося в учреждении здравоохранения, расположенном на территории, отнесенной к группе по гражданской обороне, вне зоны возможного радиоактивного заражения (загрязнения).
(Пункт 5 изложен в редакции постановления Губернатора Забайкальского края от 10.01.2020 №1)
6.. Для укрытия населения используются имеющиеся защитные сооружения гражданской обороны и (или) приспосабливаются под защитные сооружения гражданской обороны в период мобилизации и в военное время заглубленные помещения и другие сооружения подземного пространства.
(Пункт 6 изложен в редакции постановления Губернатора Забайкальского края от 10.01.2020 №1)
7. Специализированные складские помещения (места хранения) создаются для хранения средств индивидуальной и медицинской защиты, приборов радиационной и химической разведки, радиационного контроля и другого имущества гражданской обороны.
8. Санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и техники и иные объекты гражданской обороны создаются для обеспечения радиационной, химической, биологической и медицинской защиты и первоочередного жизнеобеспечения населения, санитарной обработки людей и животных, дезактивации дорог, зданий и сооружений, специальной обработки одежды и транспортных средств.
2. Создание фонда защитных сооружений
9. Потребность в защитных сооружениях определяется исполнительными органами государственной власти Забайкальского края для рабочих и служащих подведомственных предприятий, учреждений и организаций, а также населения, проживающего на территории Забайкальского края.
Исходя из определенной потребности проектными организациями разрабатываются схемы размещения защитных сооружений в составе проектов (схем) планировки микрорайонов, кварталов в городах и населенных пунктов в сельской местности.
На предприятиях, в учреждениях и в жилищно-эксплуатационных организациях разрабатываются схемы привязки защитных сооружений.
10. Создание защитных сооружений осуществляется заблаговременно в мирное время на основании планов, разрабатываемых исполнительными органами государственной власти Забайкальского края, согласованными с МЧС России, путем:
1) освоения подземного пространства городов для размещения объектов социально-бытового, производственного и хозяйственного назначения с учетом возможности приспособления их для укрытия населения;
2) постановки на учет и, в случае необходимости, дооборудования имеющихся подвальных и других заглубленных сооружений, горных выработок и естественных полостей, приспособленных для защиты населения и материальных средств;
3) строительства заглубленных сооружений производственного, хозяйственно-бытового и другого назначения на потенциально опасных объектах, приспособленных для защиты людей в чрезвычайных ситуациях;
4) возведения в угрожаемый период недостающих защитных сооружений с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа.
11. Создание защитных сооружений в период мобилизации и в военное время осуществляется в соответствии с планами гражданской обороны исполнительных органов государственной власти Забайкальского края, муниципальных образований и организаций.
12. При создании убежищ оборудуются:
1) основные помещения для размещения укрываемых (отсеки);
2) санитарно-бытовые помещения;
3) шлюзовые камеры;
4) фильтровентиляционные камеры (отсеки);
5) медицинская комната;
6) помещение для дизельной электростанции;
7) кладовая для хранения продуктов;
8) защитно-герметические двери;
9) галерея и оголовок аварийного выхода.
Основные помещения должны быть высотой не менее 2,2 м, а уровень пола убежища должен находиться выше уровня грунтовых вод не менее чем на 20 см.
13. Внутреннее оборудование помещений в убежищах должно предусматривать:
1) централизованную систему холодного водоснабжения, работающую от водопроводной сети;
2) аварийный запас питьевой воды из расчета 3 литра воды в сутки на одного укрываемого или артезианскую скважину;
3) системы водоотведения и теплоснабжения;
4) электроснабжение, осуществляемое от городской (объектовой) электросети, в аварийных случаях - от дизельной электростанции, находящейся в специальном помещении (отсеке) убежища. Убежища, не имеющие автономной электростанции, оснащаются аккумуляторными батареями, фонарями и прочими безопасными осветительными приспособлениями;
5) запас продуктов из расчета не менее чем на двое суток для каждого укрываемого;
6) телефонную связь и радиостанцию, работающую на установленных частотах;
7) установку двухъярусных или трехъярусных нар в помещениях (отсеках), где находятся люди.
Встроенные убежища оборудуются аварийным выходом в виде тоннеля, выводящего на незаваливаемую территорию и заканчивающегося вертикальной шахтой с оголовком.
3. Поддержание защитных сооружений в постоянной готовности
14. Поддержание защитных сооружений в состоянии постоянной готовности к использованию осуществляется на основании планов, разрабатываемых исполнительными органами государственной власти Забайкальского края, органами местного самоуправления и организациями и согласованных с Главным управлением МЧС России по Забайкальскому краю.
15. Защитные сооружения на потенциально опасных объектах должны содержаться в постоянной готовности к переводу на режим готовности к приему укрываемых в установленные сроки и обеспечивать необходимые условия для безопасного их пребывания в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций в мирное время.
При поддержании защитного сооружения в постоянной готовности к использованию должна обеспечиваться сохранность:
1) защитных свойств как защитного сооружения в целом, так и его отдельных элементов;
2) герметизации и гидроизоляции всего защитного сооружения;
3) инженерно-технического и специального оборудования;
4) средств связи и оповещения защитного сооружения.
Для поддержания защитных сооружений в готовности к использованию в организациях создаются формирования по их обслуживанию.
16. Все убежища обозначаются специальными знаками на видном месте у входа и на наружной двери. Маршруты движения к убежищу обозначаются указателями.
4. Сохранение и рациональное использование защитных сооружений
17. Сохранение защитных сооружений - комплекс мероприятий, направленных на повышение устойчивости их функционирования в военное время.
18. Основными направлениями по сохранению защитных сооружений являются:
1) заблаговременное выполнение комплекса организационных, инженерно-технических и других специальных мероприятий, обеспечивающих своевременный и организованный перевод защитных сооружений на работу в условиях военного времени и их бесперебойное функционирование;
2) разработка и подготовка к реализации мероприятий по световой и другим видам маскировки;
3) разработка и подготовка мероприятий, направленных на эффективное проведение аварийных и восстановительных работ при поражении защитных сооружений современными средствами поражения;
4) осуществление мероприятий по повышению устойчивости энерго-, водоснабжения и материально-технического обеспечения.
19. В мирное время соответствующие защитные сооружения могут использоваться для нужд предприятий, учреждений, организаций и обслуживания населения при условии приведения их в готовность к приему укрываемых в течение 12 часов.
20. Основные помещения защитных сооружений в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения для:
1) культурного и санитарно-бытового обслуживания населения (информационные уголки по вопросам гражданской обороны и защиты населения, учебные кабинеты, гардеробы);
2) производственных помещений, если технологические процессы не сопровождаются выделением вредных для людей паров, газов и не требуют естественного освещения;
3) торговли и общественного питания (магазины, кафе);
4) объектов спортивного назначения;
5) складов различного назначения.
5. Деятельность исполнительных органов государственной власти Забайкальского края, органов местного самоуправления, Главного управления МЧС России по Забайкальскому краю и организаций в сфере создания защитных сооружений и поддержания их в постоянной готовности к использованию
21. Исполнительные органы государственной власти Забайкальского края и органы местного самоуправления на соответствующих территориях:
1) определяют общую потребность в защитных сооружениях;
2) создают, сохраняют существующие и поддерживают защитные сооружения в состоянии постоянной готовности к их использованию;
3) осуществляют контроль за созданием защитных сооружений и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию;
4) ведут учет существующих и создаваемых защитных сооружений.
22. Главное управление МЧС России по Забайкальскому краю:
1) принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по изменению типов защитных сооружений гражданской обороны, созданию и эксплуатации объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию;
2) участвует в проведении государственной экспертизы проектов строительства, реконструкции и технического перевооружения объектов гражданской обороны;
3) организует согласование типовых и индивидуальных проектов объектов гражданской обороны;
4) организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны;
5) осуществляет методическое руководство и контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию.
(Пункт 22 изложен в редакции постановления Губернатора Забайкальского края от 10.01.2020 №1)
23. Организации:
1) создают защитные сооружения в мирное время по согласованию с исполнительными органами государственной власти Забайкальского края, в сфере ведения которых они находятся, и органами местного самоуправления;
2) обеспечивают сохранность существующих защитных сооружений и принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию;
3) ведут учет существующих и создаваемых защитных сооружений.
6. Основные требования к содержанию и эксплуатации защитных сооружений
24. Ответственность за содержание, эксплуатацию и готовность защитных сооружений несут руководители организаций, на балансе которых они находятся.
В обязанности руководителя организации входит:
1) организация мероприятий по обеспечению сохранности и готовности защитных сооружений к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и оборудования;
2) обеспечение эффективного использования помещений защитных сооружений для нужд организации и обслуживания населения в соответствии с проектом;
3) организация подготовки личного состава групп (звеньев) по обслуживанию защитных сооружений и обучения рабочих и служащих правилам пользования защитными сооружениями в чрезвычайных ситуациях;
4) осуществление систематического контроля за содержанием, эксплуатацией и готовностью защитных сооружений к использованию по прямому назначению;
5) обеспечение доступа в защитные сооружения и исполнение обязанностей по контролю за их состоянием уполномоченными лицами органов управления гражданской обороны и защиты населения Забайкальского края.
25. Эксплуатация защитных сооружений осуществляется в соответствии с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15 декабря 2002 года № 583.
26. Ежегодные осмотры защитных сооружения проводятся в порядке, установленном руководителями предприятий, учреждений и организаций, эксплуатирующих защитные сооружения или за которыми они закреплены в мирное время.
27. Комплексные проверки защитных сооружений проводится один раз в три года в ходе учений при практическом заполнении их людьми.
28. При проведении ежегодных и внеочередных осмотров проверяется общее состояние помещений защитных сооружений, наличие и исправность штатных санитарно-технических систем и устройств: освещения, вентиляции, централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе проводится санитарно-химический и бактериологический анализ качества воды в источнике питьевого водоснабжения.
29. Результаты осмотра записываются в журнал поверки состояния защитного сооружения.
ГУБЕРНАТОР ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июня 2017 года № 31
О МЕРАХ ПО СОХРАНЕНИЮ И РАЦИОНАЛЬНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗАЩИТНЫХ СООРУЖЕНИЙ И ИНЫХ ОБЪЕКТОВ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ НА ТЕРРИТОРИИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
(в редакции постановлений Губернатора Забайкальского края от 30.12.2019 №64, от 10.01.2020 №1)
В соответствии с федеральными законами от 12 февраля 1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», от 06 октября 1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановлениями Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 № 359 «Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями», от 29 ноября 1999 № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», статьей 41 Устава Забайкальского края, в целях обеспечения сохранности и рационального использования защитных сооружений и иных объектов гражданской обороны на территории Забайкальского края постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о создании и поддержании в состоянии постоянной готовности к использованию защитных сооружений гражданской обороны на территории Забайкальского края.
2. Исполнительным органам государственной власти Забайкальского края:
1) провести в подведомственных организациях - собственниках защитных сооружений и иных объектов гражданской обороны (далее - организации) инвентаризацию имеющихся защитных сооружений (далее - ЗСГО) и иных объектов гражданской обороны и по результатам инвентаризации разработать планы по приведению их в готовность;
2) усилить контроль за обеспечением сохранности ЗСГО и иных объектов гражданской обороны и готовностью их к использованию по предназначению;
3) организовать учет ЗСГО и иных объектов гражданской обороны в соответствии с действующим законодательством;
4) обеспечить контроль за выполнением инженерно-технических мероприятий по гражданской обороне при проектировании, строительстве и реконструкции объектов, зданий и сооружений, инженерных сетей и транспортных коммуникаций;
5) проводить градостроительную политику с учетом использования подземного пространства городов и населенных пунктов в интересах инженерной защиты населения.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов и поселений:
1) провести инвентаризацию ЗСГО и иных объектов гражданской обороны, расположенных на территориях муниципальных образований;
2) организовать работу по приведению в готовность ЗСГО и иных объектов гражданской обороны, не соответствующих требованиям приказов МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» и от 21 июля 2005 года № 575 «Об утверждении Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время»;
3) обеспечить недопущение преждевременного и неправомерного списания ЗСГО и иных объектов гражданской обороны, расположенных на территориях муниципальных образований;
4) обеспечить взаимодействие с Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Забайкальскому краю (далее - Главное управление МЧС России по Забайкальскому краю) по вопросам учета существующих и вновь строящихся ЗСГО и иных объектов гражданской обороны на территориях муниципальных образований;
5) исключить случаи списания и сдачи в аренду ЗСГО и иных объектов гражданской обороны без согласования с Главным управлением МЧС России по Забайкальскому краю;
6) совместно с Главным управлением МЧС России по Забайкальскому краю организовать работу по передаче в муниципальную собственность ЗСГО и иных объектов гражданской обороны, предназначенных для размещения в них пунктов управления органов местного самоуправления (оборудованных как пункты управления);
7) до 25 декабря 2017 года определить общую потребность в ЗСГО и иных объектах гражданской обороны муниципальных образований, создаваемых в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с полномочиями в области гражданской обороны;
8) в пределах своих полномочий обеспечить контроль за поддержанием организациями ЗСГО и иных объектов гражданской обороны в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению.
4. Рекомендовать руководителям организаций:
1) обеспечить сохранность ЗСГО и иных объектов гражданской обороны и надежную работу их систем жизнеобеспечения;
2) в целях рационального использования, содержания, эксплуатации и определения технического состояния ЗСГО руководствоваться требованиями приказов МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» и от 21 июля 2005 года № 575 «Об утверждении Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время», а также СНиП 3.01.09-84 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством защитных сооружений гражданской обороны», СНиП 11-11-77 «Защитные сооружения гражданской обороны»;
3) при смене собственника приватизированного предприятия ЗСГО и иные объекты гражданской обороны передавать в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование. При продаже объектов недвижимости, имеющих встроенные и отдельно стоящие объекты гражданской обороны, и переходе имущественных прав к правопреемникам включать в договоры купли-продажи условия, предусматривающие необходимость заключения в установленном порядке новым собственником договора о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также о выполнении мероприятий по гражданской обороне.
5. Рекомендовать Главному управлению МЧС России по Забайкальскому краю:
1) вносить при необходимости в Правительство Забайкальского края предложения по вопросам, связанным с накоплением, сохранением и рациональным использованием ЗСГО и иных объектов гражданской обороны на территории Забайкальского края;
2) совместно с исполнительными органами государственной власти Забайкальского края проводить проверки приватизированных предприятий, учреждений и организаций на предмет соблюдения требований Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 года № 359, по результатам проверок принимать соответствующие меры;
3) вести учет существующих и строящихся ЗСГО и иных объектов гражданской обороны на территории Забайкальского края;
4) осуществлять контроль за сохранностью ЗСГО и иных объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию.
6. Признать утратившими силу:
1) постановление Губернатора Забайкальского края от 18 декабря 2009 № 46 «О мерах по сохранению и рациональному использованию защитных сооружений гражданской обороны на территории Забайкальского края»;
2) пункт 1 изменений, которые вносятся в некоторые постановления Губернатора Забайкальского края в связи с принятием Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», утвержденных постановлением Губернатора Забайкальского края от 03 августа 2012 № 20;
3) пункт 1 изменений, которые вносятся в некоторые постановления Губернатора Забайкальского края в связи с изменением законодательства в сфере охраны здоровья в Российской Федерации, утвержденных постановлением Губернатора Забайкальского края от 16 мая 2014 № 28;
4) пункт 1 изменений, которые вносятся в некоторые постановления Губернатора Забайкальского края в области гражданской обороны, утвержденных постановлением Губернатора Забайкальского края от 30 сентября 2015 № 95;
5) пункт 1 изменений, которые вносятся в некоторые постановления Губернатора Забайкальского края в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2015 года № 737 «О внесении изменений в Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», утвержденных постановлением Губернатора Забайкальского края от 19 ноября 2015 № 107;
6) пункт 1 изменений, которые вносятся в некоторые постановления Губернатора Забайкальского края в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденных постановлением Губернатора Забайкальского края от 26 декабря 2016 № 108.
7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на исполняющего обязанности заместителя председателя Правительства Забайкальского края А.В. Гурулёва.
(Пункт 7 изложен в редакции постановления Губернатора Забайкальского края от 10.01.2020 №1)
Н.Н.Жданова
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Губернатора
Забайкальского края
от 14 июня 2017 года № 31
ПОЛОЖЕНИЕ
о создании и поддержании в состоянии постоянной готовности к использованию защитных сооружений гражданской обороны на территории Забайкальского края
1. Общие положения
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» и определяет порядок создания и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию защитных сооружений гражданской обороны на территории Забайкальского края в мирное время, в период проведения мобилизации и в военное время.
2. К защитным сооружениям гражданской обороны относятся:
1) убежище - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах;
2) противорадиационное укрытие - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от воздействия ионизирующих излучений при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и допускающее непрерывное пребывание в нем укрываемых в течение нормативного времени;
3) укрытие - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от фугасного и осколочного действия обычных средств поражения, поражения обломками строительных конструкций, а также от обрушения конструкций вышерасположенных этажей зданий различной этажности;
4) специализированное складское помещение (место хранения) - помещение, предназначенное для хранения размещенного в нем имущества гражданской обороны и выдачи его в установленном порядке;
5) санитарно-обмывочный пункт - комплекс помещений, технических и материальных средств, предназначенных для смены одежды, обуви, санитарной обработки населения, контроля радиоактивного заражения (загрязнения) кожных покровов, средств индивидуальной защиты, специальной и личной одежды людей;
6) станция обеззараживания одежды - комплекс помещений, технических и материальных средств, предназначенных для специальной обработки одежды, обуви, а также для пропитки одежды защитными составами;
7) станция обеззараживания техники - комплекс помещений, технических и материальных средств, предназначенных для специальной обработки подвижного состава транспорта;
8) иные объекты гражданской обороны - объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне, в том числе для санитарной обработки людей и животных, дезактивации дорог, зданий и сооружений, специальной обработки одежды, транспортных средств и других неотложных работ.
3. Убежища создаются:
1) для максимальной по численности работающей в военное время смены работников организации, имеющей мобилизационное задание (заказ) (далее - наибольшая работающая смена организации) и отнесенной к категории особой важности по гражданской обороне, независимо от места ее расположения, а также для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне и расположенной на территории, отнесенной к группе по гражданской обороне, за исключением наибольшей работающей смены метрополитена, обеспечивающего прием и укрытие населения в сооружениях метрополитена, используемых в качестве защитных сооружений гражданской обороны, и медицинского персонала, обслуживающего нетранспортабельных больных;
2) для работников максимальной по численности работающей в мирное время смены организации, эксплуатирующей ядерные установки (атомные станции), включая работников организации, обеспечивающей ее функционирование и жизнедеятельность и находящейся на ее территории в пределах периметра защищенной зоны.
(Пункт 3 изложен в редакции постановления Губернатора Забайкальского края от 10.01.2020 №1)
4. Противорадиационные укрытия создаются:
1) для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне, расположенной в зоне возможного радиоактивного заражения (загрязнения) за пределами территории, отнесенной к группе по гражданской обороне;
2) для нетранспортабельных больных и обслуживающего их медицинского персонала, находящегося в учреждении здравоохранения, расположенном в зоне возможного радиоактивного заражения (загрязнения).
(Пункт 4 изложен в редакции постановления Губернатора Забайкальского края от 10.01.2020 №1)
5. Укрытия создаются:
1) для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне, расположенной за пределами территории, отнесенной к группе по гражданской обороне, вне зоны возможного радиоактивного заражения (загрязнения);
2) для нетранспортабельных больных и обслуживающего их медицинского персонала, находящегося в учреждении здравоохранения, расположенном на территории, отнесенной к группе по гражданской обороне, вне зоны возможного радиоактивного заражения (загрязнения).
(Пункт 5 изложен в редакции постановления Губернатора Забайкальского края от 10.01.2020 №1)
6.. Для укрытия населения используются имеющиеся защитные сооружения гражданской обороны и (или) приспосабливаются под защитные сооружения гражданской обороны в период мобилизации и в военное время заглубленные помещения и другие сооружения подземного пространства.
(Пункт 6 изложен в редакции постановления Губернатора Забайкальского края от 10.01.2020 №1)
7. Специализированные складские помещения (места хранения) создаются для хранения средств индивидуальной и медицинской защиты, приборов радиационной и химической разведки, радиационного контроля и другого имущества гражданской обороны.
8. Санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и техники и иные объекты гражданской обороны создаются для обеспечения радиационной, химической, биологической и медицинской защиты и первоочередного жизнеобеспечения населения, санитарной обработки людей и животных, дезактивации дорог, зданий и сооружений, специальной обработки одежды и транспортных средств.
2. Создание фонда защитных сооружений
9. Потребность в защитных сооружениях определяется исполнительными органами государственной власти Забайкальского края для рабочих и служащих подведомственных предприятий, учреждений и организаций, а также населения, проживающего на территории Забайкальского края.
Исходя из определенной потребности проектными организациями разрабатываются схемы размещения защитных сооружений в составе проектов (схем) планировки микрорайонов, кварталов в городах и населенных пунктов в сельской местности.
На предприятиях, в учреждениях и в жилищно-эксплуатационных организациях разрабатываются схемы привязки защитных сооружений.
10. Создание защитных сооружений осуществляется заблаговременно в мирное время на основании планов, разрабатываемых исполнительными органами государственной власти Забайкальского края, согласованными с МЧС России, путем:
1) освоения подземного пространства городов для размещения объектов социально-бытового, производственного и хозяйственного назначения с учетом возможности приспособления их для укрытия населения;
2) постановки на учет и, в случае необходимости, дооборудования имеющихся подвальных и других заглубленных сооружений, горных выработок и естественных полостей, приспособленных для защиты населения и материальных средств;
3) строительства заглубленных сооружений производственного, хозяйственно-бытового и другого назначения на потенциально опасных объектах, приспособленных для защиты людей в чрезвычайных ситуациях;
4) возведения в угрожаемый период недостающих защитных сооружений с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа.
11. Создание защитных сооружений в период мобилизации и в военное время осуществляется в соответствии с планами гражданской обороны исполнительных органов государственной власти Забайкальского края, муниципальных образований и организаций.
12. При создании убежищ оборудуются:
1) основные помещения для размещения укрываемых (отсеки);
2) санитарно-бытовые помещения;
3) шлюзовые камеры;
4) фильтровентиляционные камеры (отсеки);
5) медицинская комната;
6) помещение для дизельной электростанции;
7) кладовая для хранения продуктов;
8) защитно-герметические двери;
9) галерея и оголовок аварийного выхода.
Основные помещения должны быть высотой не менее 2,2 м, а уровень пола убежища должен находиться выше уровня грунтовых вод не менее чем на 20 см.
13. Внутреннее оборудование помещений в убежищах должно предусматривать:
1) централизованную систему холодного водоснабжения, работающую от водопроводной сети;
2) аварийный запас питьевой воды из расчета 3 литра воды в сутки на одного укрываемого или артезианскую скважину;
3) системы водоотведения и теплоснабжения;
4) электроснабжение, осуществляемое от городской (объектовой) электросети, в аварийных случаях - от дизельной электростанции, находящейся в специальном помещении (отсеке) убежища. Убежища, не имеющие автономной электростанции, оснащаются аккумуляторными батареями, фонарями и прочими безопасными осветительными приспособлениями;
5) запас продуктов из расчета не менее чем на двое суток для каждого укрываемого;
6) телефонную связь и радиостанцию, работающую на установленных частотах;
7) установку двухъярусных или трехъярусных нар в помещениях (отсеках), где находятся люди.
Встроенные убежища оборудуются аварийным выходом в виде тоннеля, выводящего на незаваливаемую территорию и заканчивающегося вертикальной шахтой с оголовком.
3. Поддержание защитных сооружений в постоянной готовности
14. Поддержание защитных сооружений в состоянии постоянной готовности к использованию осуществляется на основании планов, разрабатываемых исполнительными органами государственной власти Забайкальского края, органами местного самоуправления и организациями и согласованных с Главным управлением МЧС России по Забайкальскому краю.
15. Защитные сооружения на потенциально опасных объектах должны содержаться в постоянной готовности к переводу на режим готовности к приему укрываемых в установленные сроки и обеспечивать необходимые условия для безопасного их пребывания в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций в мирное время.
При поддержании защитного сооружения в постоянной готовности к использованию должна обеспечиваться сохранность:
1) защитных свойств как защитного сооружения в целом, так и его отдельных элементов;
2) герметизации и гидроизоляции всего защитного сооружения;
3) инженерно-технического и специального оборудования;
4) средств связи и оповещения защитного сооружения.
Для поддержания защитных сооружений в готовности к использованию в организациях создаются формирования по их обслуживанию.
16. Все убежища обозначаются специальными знаками на видном месте у входа и на наружной двери. Маршруты движения к убежищу обозначаются указателями.
4. Сохранение и рациональное использование защитных сооружений
17. Сохранение защитных сооружений - комплекс мероприятий, направленных на повышение устойчивости их функционирования в военное время.
18. Основными направлениями по сохранению защитных сооружений являются:
1) заблаговременное выполнение комплекса организационных, инженерно-технических и других специальных мероприятий, обеспечивающих своевременный и организованный перевод защитных сооружений на работу в условиях военного времени и их бесперебойное функционирование;
2) разработка и подготовка к реализации мероприятий по световой и другим видам маскировки;
3) разработка и подготовка мероприятий, направленных на эффективное проведение аварийных и восстановительных работ при поражении защитных сооружений современными средствами поражения;
4) осуществление мероприятий по повышению устойчивости энерго-, водоснабжения и материально-технического обеспечения.
19. В мирное время соответствующие защитные сооружения могут использоваться для нужд предприятий, учреждений, организаций и обслуживания населения при условии приведения их в готовность к приему укрываемых в течение 12 часов.
20. Основные помещения защитных сооружений в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения для:
1) культурного и санитарно-бытового обслуживания населения (информационные уголки по вопросам гражданской обороны и защиты населения, учебные кабинеты, гардеробы);
2) производственных помещений, если технологические процессы не сопровождаются выделением вредных для людей паров, газов и не требуют естественного освещения;
3) торговли и общественного питания (магазины, кафе);
4) объектов спортивного назначения;
5) складов различного назначения.
5. Деятельность исполнительных органов государственной власти Забайкальского края, органов местного самоуправления, Главного управления МЧС России по Забайкальскому краю и организаций в сфере создания защитных сооружений и поддержания их в постоянной готовности к использованию
21. Исполнительные органы государственной власти Забайкальского края и органы местного самоуправления на соответствующих территориях:
1) определяют общую потребность в защитных сооружениях;
2) создают, сохраняют существующие и поддерживают защитные сооружения в состоянии постоянной готовности к их использованию;
3) осуществляют контроль за созданием защитных сооружений и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию;
4) ведут учет существующих и создаваемых защитных сооружений.
22. Главное управление МЧС России по Забайкальскому краю:
1) принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по изменению типов защитных сооружений гражданской обороны, созданию и эксплуатации объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию;
2) участвует в проведении государственной экспертизы проектов строительства, реконструкции и технического перевооружения объектов гражданской обороны;
3) организует согласование типовых и индивидуальных проектов объектов гражданской обороны;
4) организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны;
5) осуществляет методическое руководство и контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию.
(Пункт 22 изложен в редакции постановления Губернатора Забайкальского края от 10.01.2020 №1)
23. Организации:
1) создают защитные сооружения в мирное время по согласованию с исполнительными органами государственной власти Забайкальского края, в сфере ведения которых они находятся, и органами местного самоуправления;
2) обеспечивают сохранность существующих защитных сооружений и принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию;
3) ведут учет существующих и создаваемых защитных сооружений.
6. Основные требования к содержанию и эксплуатации защитных сооружений
24. Ответственность за содержание, эксплуатацию и готовность защитных сооружений несут руководители организаций, на балансе которых они находятся.
В обязанности руководителя организации входит:
1) организация мероприятий по обеспечению сохранности и готовности защитных сооружений к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и оборудования;
2) обеспечение эффективного использования помещений защитных сооружений для нужд организации и обслуживания населения в соответствии с проектом;
3) организация подготовки личного состава групп (звеньев) по обслуживанию защитных сооружений и обучения рабочих и служащих правилам пользования защитными сооружениями в чрезвычайных ситуациях;
4) осуществление систематического контроля за содержанием, эксплуатацией и готовностью защитных сооружений к использованию по прямому назначению;
5) обеспечение доступа в защитные сооружения и исполнение обязанностей по контролю за их состоянием уполномоченными лицами органов управления гражданской обороны и защиты населения Забайкальского края.
25. Эксплуатация защитных сооружений осуществляется в соответствии с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15 декабря 2002 года № 583.
26. Ежегодные осмотры защитных сооружения проводятся в порядке, установленном руководителями предприятий, учреждений и организаций, эксплуатирующих защитные сооружения или за которыми они закреплены в мирное время.
27. Комплексные проверки защитных сооружений проводится один раз в три года в ходе учений при практическом заполнении их людьми.
28. При проведении ежегодных и внеочередных осмотров проверяется общее состояние помещений защитных сооружений, наличие и исправность штатных санитарно-технических систем и устройств: освещения, вентиляции, централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе проводится санитарно-химический и бактериологический анализ качества воды в источнике питьевого водоснабжения.
29. Результаты осмотра записываются в журнал поверки состояния защитного сооружения.
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 04.01.2019 |
Рубрики правового классификатора: | 150.010.010 Организация обороны, 150.030.040 Гражданская оборона |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: