Основная информация

Дата опубликования: 14 июня 2017г.
Номер документа: RU16000201700496
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Татарстан
Принявший орган: Кабинет Министров Республики Татарстан
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



КАБИНЕТ МИНИСТРОВ

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 июня 2017 г. № 386

О Концепции развития кадетского образования в Республике Татарстан на 2017 - 2020 годы

Во исполнение Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и в целях повышения эффективности кадетского образования Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития кадетского образования в Республике Татарстан на 2017 - 2020 годы.

2. Министерству образования и науки Республики Татарстан в двухнедельный срок утвердить план мероприятий по реализации Концепции развития кадетского образования в Республике Татарстан на 2017 - 2020 годы.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство образования и науки Республики Татарстан.

Премьер-министр

Республики Татарстан                                                                      А.В.ПЕСОШИН

Утверждена

постановлением

Кабинета Министров

Республики Татарстан

от 14 июня 2017 г. № 386

Концепция развития кадетского образования в Республике Татарстан на 2017 - 2020 годы

Концепция развития кадетского образования в Республике Татарстан на 2017 - 2020 годы (далее - Концепция) - стратегический документ в области региональной государственной образовательной политики. Он определяет общий вектор и приоритетные направления развития кадетского образования в республике как значимого социально-педагогического, социокультурного явления, обладающего большим обучающим, воспитательным, развивающим потенциалом на 2017 - 2020 годы.

Концепция ориентирована на совершенствование и повышение эффективности кадетского образования, которое в современных условиях может и должно стать одним из приоритетных направлений в системе отечественного общего образования. Она разработана на основе анализа состояния и тенденций кадетского образования в Российской Федерации и Республике Татарстан.

Концепция раскрывает:

современное состояние кадетского образования в Республике Татарстан;

основные задачи и направления развития кадетского образования в Республике Татарстан;

ожидаемый результат от реализации Концепции.

Концепция служит основанием разработки программы развития кадетского образования в Республике Татарстан.

Основные понятия, используемые в Концепции:

кадетский корпус - общеобразовательная организация, осуществляющая образовательную деятельность по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в целях военно-патриотического воспитания, подготовки детей и молодежи к военной и гражданской службе;

кадетская школа-интернат - общеобразовательная организация, осуществляющая образовательную деятельность по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, интегрированным с дополнительными общеразвивающими программами, где созданы условия для проживания обучающихся;

кадетская школа - общеобразовательная организация, осуществляющая образовательную деятельность по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, интегрированным с дополнительными общеразвивающими программами;

кадетские классы - классы кадетского образования, созданные в общеобразовательных организациях, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными общеразвивающими программами;

кадет - участник образовательного процесса в кадетском классе, кадетской школе и кадетской школе-интернате, кадет готовится на основе интеллектуального, культурного, физического и нравственного развития к профессиональному служению Отечеству на гражданском и военном поприще.

I. Современное состояние системы кадетского образования в Республике Татарстан

В регионе сформирована сеть кадетских образовательных организаций различного типа и направленности на базе общеобразовательных организаций, в том числе государственных:

11 кадетских школ-интернатов,

3 кадетские школы,

1 кадетский корпус.

Общая численность кадетов в республике составляет более 4 тыс. человек. По социальному составу: 36,6 процента - дети из неполных семей, 3,2 процента - дети-сироты и дети, находящиеся под опекой, 17,8 процента - дети из многодетных семей, 1,9 процента - дети из неблагополучных семей, 1,7 процента - дети военнослужащих.

В 12 муниципальных общеобразовательных организациях Республики Татарстан функционируют кадетские классы с общим охватом более 2 000 обучающихся, в т.ч. в гг. Казани (4), Буинске (1), Набережные Челны (1), Альметьевске (2), Елабуге (1), Алексеевском (1), Лаишевском (2) муниципальных районах.

Таким образом, в Республике Татарстан сформирована модель кадетского образования, где основными учредителями образовательных организаций являются Министерство образования и науки Республики Татарстан или исполнительные комитеты Республики Татарстан. Модель кадетского образования включает в себя:

кадетский корпус;

кадетские школы-интернаты (кадетские школы) с возможностью интернатного содержания и полного пансиона воспитанников или с частичным пансионом (только прием пищи) - с 1 (5) по 11 классы, реализующие образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего и профильного предпрофессионального образования, в соответствии с решением учредителя;

общеобразовательные школы с кадетскими классами и кадетские классы муниципального уровня - с 5 по 11 классы, реализующие образовательные программы основного общего, среднего общего образования с углубленной спортивной и военно-патриотической направленностью основных и дополнительных программ, являющиеся организациями кадетского воспитания, но не кадетского образования.

В целом ежегодно около 25 процентов выпускников кадетских образовательных организаций продолжают обучение в образовательных организациях высшего образования, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка.

Важным импульсом развития кадетского образования в республике стал проект "КаДетство", реализуемый аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе, в рамках которого в 2014 году в г. Нижнекамске открыт "Татарстанский кадетский корпус Приволжского федерального округа имени Героя Советского Союза Гани Сафиуллина". В нем обучаются 250 человек, из них 72 процента - дети из муниципальных районов Республики Татарстан. Программы дополнительного образования реализуются по следующим направлениям: военно-патриотическое, техническое, физкультурно-спортивное, художественно-эстетическое, лингвистическое и культурологическое, естественно-научное.

Разработка Концепции развития кадетского образования в Республике Татарстан представляется стратегическим образовательным проектом. Эта актуальность обусловлена действием комплекса следующих социальных, мотивационно-ценностных факторов, определяющих востребованность, результативность функционирования кадетского образования и тем самым необходимость его развития в республике:

возрастающими требованиями к кадетскому образованию как к важному социально-педагогическому институту, который может и должен становиться более эффективным;

объективной потребностью в формировании целостной системы кадетского образования, адекватно отражающей новые вызовы времени, условия, тенденции и особенности современного социокультурного развития;

новыми возможностями развития системы кадетского образования, открывающимися в результате оптимального использования накопленного опыта педагогических и управленческих кадров республики, уровня их компетенций, а также реальными возможностями усиления ресурсного, информационного, учебно-методического, воспитательного, развивающего потенциала кадетских образовательных организаций;

необходимостью активизации участия общественных институтов, ведомств и организаций в решении задач кадетского образования, развития личности обучающегося, обретения ею духовно-нравственного и социального опыта.

Проведенный SWOT-анализ выявил сильные и слабые стороны развития кадетского образования в Республике Татарстан.

SWOT-анализ

S

Сильные стороны развития кадетского образования в Республике Татарстан.

Значительный опыт инновационной деятельности кадетских образовательных организаций различных видов и направленности;

высокий уровень интереса общественности, субъектов образовательных отношений к кадетским образовательным организациям (данные социологических исследований);

объединение усилий государства, бизнес-сообществ, общественности вокруг вопросов, связанных с кадетским образованием и его развитием;

значительный объем финансовых ресурсов, направляемых в систему воспитания и социализации обучающихся в кадетских образовательных организациях;

наличие крупных образовательных и исследовательских центров, способных разрабатывать и внедрять современные проекты в сфере развития кадетского образования;

опыт разработки федеральных и региональных проектов в области воспитания и социализации обучающихся;

развитая региональная и этнокультурная составляющие системы воспитания

W

Слабые стороны развития кадетского образования в Республике Татарстан.

Недостаточная разработанность нормативно-правового обеспечения / сопровождения развития кадетского образования;

отсутствие комплексных психолого-педагогических исследований в сфере кадетского образования и его развития;

недостаточный уровень учебно-методического обеспечения образовательного процесса с учетом его вариативности и специфики "кадетских дисциплин";

отсутствие эффективной системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических и руководящих кадров системы кадетского образования в области воспитания и дополнительного образования;

недостаточный уровень обновления материально-технической базы;

недостаточно разработанная система диагностических и мониторинговых исследований качества кадетского образования и достижения личностных результатов обучающихся;

отсутствие системы материального стимулирования воспитательной деятельности по конечным результатам;

отсутствие единых требований к отбору и приему учащихся в кадетские образовательные организации;

несовершенство системы выявления и работы с одаренными детьми в кадетских образовательных организациях

O

Возможности развития кадетского образования в Республике Татарстан.

Повышенное внимание Правительства Республики Татарстан к вопросам развития системы образования, в том числе кадетского;

содержательное обогащение и расширение использования новых форм обучения, воспитания и развития в кадетских образовательных организациях, позволяющих повысить качество подготовки и конкурентоспособность их выпускников;

возрастающие запросы общества к активному развитию кадетского образования;

значительный потенциал взаимодействия и интеграции кадетских образовательных организаций и социальных партнеров, в том числе бизнес-сообществ;

внедрение новых форм и методов контроля качества кадетского образования, оценки эффективности деятельности кадетских образовательных организаций;

активное внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс;

повышение эффективности системы дополнительного профессионального образования

T

Угрозы развитию кадетского образования в Республике Татарстан.

Несовершенство нормативно-правового сопровождения развития кадетского образования;

отсутствие единых требований к уровню подготовки выпускников кадетских образовательных организаций;

отсутствие целостной и эффективной системы управления системой кадетского образования;

недостаточный уровень материально-технической базы, спортивного и медицинского обеспечения;

отсутствие качественной системы отбора и воспроизводства педагогических кадров в кадетских образовательных организациях;

отсутствие системных научных исследований состояния и проблем кадетского образования, его ресурсного обеспечения

II. Основные задачи и направления развития кадетского образования в Республике Татарстан на 2017 - 2020 годы

Современное кадетское образование как социально-педагогическое явление интегрирует в себе:

личностную ценность - формирование ценностного отношения к себе и качеств лидера - будущего командира, руководителя, организатора, государственного (военного и гражданского) служащего;

общественную ценность - формирование товарищества, кадетского братства, ответственности, позволяющих адекватно адаптироваться в коллективах, обществе;

государственную ценность - образование как фактор профессионализма, карьерного роста, формирования способности достойного служения Отечеству и обеспечения его национальной безопасности.

Цель развития кадетского образования в республике заключается в создании оптимальной системы профильного образования, обеспечивающей целенаправленный, эффективный процесс обучения, воспитания и развития высокообразованной, духовно-нравственной личности, способной найти достойное место как на военном, так и на гражданском поприще.

Задачи развития кадетского образования:

1. Создание единого концептуального и нормативно-правового пространства региональной системы кадетского образования.

2. Совершенствование системы управления кадетским образованием.

3. Повышение качества кадрового обеспечения развития кадетского образования, включая предварительный отбор, повышение квалификации и профессиональную переподготовку педагогических и руководящих кадров.

4. Развитие информационного, психолого-педагогического и учебно-методического сопровождения образовательного процесса, в том числе организация консультационно-методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов кадетских образовательных организаций.

5. Укрепление материально-технической базы кадетских образовательных организаций.

6. Совершенствование социального партнерства кадетских образовательных организаций, взаимодействия с организациями дополнительного образования детей, общественными организациями.

7. Создание системы оценки качества деятельности кадетских образовательных организаций.

8. Организация региональных научных исследований по проблемам развития кадетского образования.

К числу ведущих социально-педагогических принципов, которые являются важным условием реализации цели и задач развития кадетского образования, относятся:

признание высокой социальной значимости государственной службы, как на военном, так и на гражданском поприще, преданность органам государственной власти, патриотизм - нравственный стержень личности, определяющий готовность к достойному служению Отечеству;

научность, позволяющая выявлять, определять содержание педагогического наследия кадетского образования и передовой педагогический опыт, духовно-нравственные ценности и традиции кадетов, проектировать их реализацию в современных кадетских образовательных организациях;

системность, преемственность и непрерывность в развитии кадетского образования с учетом особенностей различных возрастов и категорий кадетов, многообразие форм, методов и средств обучения, воспитания и развития обучающихся.

Специфическими педагогическими принципами кадетского образования являются:

воспитание примером. Кадеты, естественно, подражали, подражают и будут подражать педагогам, офицерам-воспитателям в умении носить форму одежды, красиво говорить, правильно ходить, держать осанку. Поэтому офицеры-воспитатели, преподаватели не позволяют себе, например, держать руки в карманах, жестикулировать при разговоре, употреблять жаргонные слова, быть неряшливо одетыми или небритыми, курить в присутствии кадетов;

равенство всех кадетов независимо от их возраста, социального прошлого, титулов, чинов родителей, их материального состояния, личного интеллектуального и физического развития;

воспитание трудом - подготовка кадетов к самообслуживанию в быту, формирование опрятности, добросовестности, готовности выполнить любую, пусть и неприятную, но нужную работу и научить другого тому, что умеешь делать сам. Наказание трудом категорически запрещается.

К основным направлениям развития кадетского образования в Республике Татарстан следовало бы отнести:

нормативно-правовое направление - разработка нормативной базы, определяющей механизмы, институты развития кадетского образования с учетом региональной специфики Республики Татарстан в соответствии с государственной образовательной политикой;

организационно-управленческое направление - организация межведомственного взаимодействия в области разработки и реализации моделей социально-педагогической поддержки воспитания и успешной социализации обучающихся, воспитательных, физкультурно-спортивных, культурно-досуговых и других программ с учетом особых образовательных потребностей обучающихся;

кадровое направление - разработка и реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, профессиональной переподготовки кадров в сфере кадетского образования; пополнение банка лучших инновационных образовательных практик; освоение и распространение эффективного опыта кадетского образования;

информационно-технологическое направление - организация на современной технологической базе информационной поддержки учебно-методического сопровождения деятельности кадетских образовательных организаций, образовательного процесса с привлечением региональных образовательных ресурсов (средства массовой информации, интернет-сайты, страницы сайтов образовательных организаций, интернет-конференции, вебинары, форумы и т.п.);

мониторинговое направление - создание системы организации и осуществления мониторинга и экспертизы эффективности комплекса мер по развитию, оценке качества кадетского образования.

Реализация данных направлений способствует реализации ключевых воспитательных направлений в учебном процессе и системе дополнительного образования:

духовно-нравственное направление - осознание кадетами высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, формирование способности руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности, поведении. Направление включает развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения и качеств: чести, долга, ответственности, верности присяге и кадетскому братству;

военно-патриотическое направление - формирование важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих особенности развития российского общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Направление предусматривает формирование беззаветной любви и преданности своему Отечеству, гордости за принадлежность к великому народу, его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству;

профессионально-деятельностное направление - формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах успешного выполнения служебных обязанностей и поставленных задач. Направление включает мотивы, цели и задачи, ценностные ориентации профессионально-деятельностной самореализации личности, профессиональные притязания и нацеленность на достижение высоких результатов деятельности, способность результативно, с высокой эффективностью выполнять служебные обязанности и достигать конкретных целей, умение прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста;

психолого-педагогическое направление - формирование у кадетов высокой психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях, способности преодолевать тяготы и лишения военной и других видов государственной службы, важнейших психологических качеств, необходимых для успешной жизни и деятельности в коллективе;

политико-правовое направление - формирование глубокого понимания конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, военной политики, основных положений концепции национальной безопасности страны и военной доктрины, места и роли Вооруженных Сил Российской Федерации в политической системе общества и государства. Направление включает ознакомление с законами государства, особенно с правами и обязанностями гражданина России, с функциями и правовыми основами деятельности военной организации общества, осознание положений военной присяги;

здоровьесберегающее направление - формирование ценностного отношения к жизни во всех ее проявлениях, качеству окружающей среды, своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников. Данное направление включает осознание ценности спорта и физической культуры, здорового и безопасного образа жизни, взаимосвязи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли физической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности; утверждение негативного отношения к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков, других психоактивных веществ.

Определены основные этапы реализации Концепции.

I этап - 2017 год:

утверждение Концепции развития кадетского образования в Республике Татарстан.

II этап - 2017 - 2018 годы:

разработка нормативно-правовых и организационных механизмов функционирования кадетских школ-интернатов, кадетских школ и кадетских классов в общеобразовательных организациях Республики Татарстан;

разработка типовых моделей развития инфраструктуры кадетских школ-интернатов, кадетских школ и кадетских классов в общеобразовательных организациях. Принятие программы мероприятий по улучшению материально-технической и учебной базы республиканской кадетской школы-интерната (школы), кадетских школ и кадетских классов в общеобразовательных организациях;

принятие нормативно-правового акта Республики Татарстан по определению нормативных затрат на реализацию образовательных программ, учитывающих особенности реализации основных общеобразовательных программ, интегрированных с дополнительными общеразвивающими программами для решения целей и задач кадетского образования;

разработка примерных образовательных программ, учитывающих особенности реализации основных общеобразовательных программ, интегрированных с дополнительными общеразвивающими программами для решения целей и задач кадетского образования и на их основе разработка образовательных программ кадетской школой-интернатом и кадетскими школами, кадетскими классами;

разработка правил приема на обучение в кадетские школы-интернаты, кадетские школы, кадетские классы в общеобразовательных организациях;

разработка и внедрение программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки педагогических работников и мотивированных к педагогической деятельности лиц для работы в кадетских школах-интернатах и кадетских школах, кадетских классах.

III этап - 2018 - 2020 годы:

оценка хода и результатов реализации Концепции. Реализация мероприятий, направленных на внедрение и распространение результатов, полученных на предыдущих этапах.

III. Ожидаемый результат

Реализация Концепции позволит обеспечить развитие системы кадетского образования с учетом меняющихся условий на основе достижения следующих результатов:

концептуальное и нормативно-правовое оформление оптимальной системы кадетского образования в Республике Татарстан;

создание эффективной воспитательной системы в кадетских образовательных организациях республики в интересах обеспечения военно-патриотического и духовно-нравственного развития кадетов, формирования целостного гражданского самосознания, общей культуры, здорового образа жизни, профессионального самоопределения;

распространение и освоение инновационного воспитательного опыта кадетских образовательных организаций республики;

формирование готовности педагогических и управленческих кадров кадетских образовательных организаций к работе в современных условиях, повышения их квалификации и профессиональной переподготовки, включающей в себя в том числе овладение ими современными образовательными технологиями и методиками в целях реализации кадетского образования;

организация обучения, воспитания и развития кадетов с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, сетевого взаимодействия;

укрепление материально-технической базы кадетских образовательных организаций;

создание системы целенаправленной профориентационной работы в образовательных организациях по формированию, поддержанию и развитию у обучающихся устойчивой мотивации к выбору военной или иной государственной службы;

повышение престижа государственной, особенно военной, службы среди молодежи;

рост удовлетворенности обучающихся и их родителей условиями обучения, воспитания и развития в кадетских образовательных организациях;

увеличение удельного веса кадетов, демонстрирующих активную жизненную позицию, самостоятельность и творческую инициативу в созидательной деятельности, ответственное отношение к жизни, окружающей среде, приверженных патриотическим, духовно-нравственным ценностям;

повышение уровня социальной защищенности обучающихся в кадетских образовательных организациях.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 04.01.2019
Рубрики правового классификатора: 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 130.010.020 Управление системой образования (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать