Основная информация
Дата опубликования: | 14 июля 2009г. |
Номер документа: | В200904304 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
В0904304
В200904304
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.10.2009, N 10, СТР. 201
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
14.07.2009 N 2590/09
ОБЪЕКТ ОБЛОЖЕНИЯ ЕСН
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Горячевой Ю.Ю., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Козловой О.А., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л. -
рассмотрел заявление открытого акционерного общества "Северное производственное объединение "Арктика" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Архангельской области от 07.03.2008 по делу N А05-12610/2007, постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2008 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13.11.2008 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - открытого акционерного общества "Северное производственное объединение "Арктика" - Берназ Л.П.;
от Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Северодвинску Архангельской области - Воробьева О.В., Овчар О.В.
Заслушав и обсудив доклад судьи Першутова А.Г., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Северодвинску Архангельской области (далее - инспекция) проведена выездная налоговая проверка открытого акционерного общества "Северное производственное объединение "Арктика" (далее - общество), в том числе по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2005 - 2006 годы.
Проверкой установлено, что общество в этот период по письменным заявлениям отдельных работников, не прекративших трудовые отношения с работодателем, на основании статьи 126 Трудового кодекса Российской Федерации; НГР:Р0102414 производило выплаты за неиспользованную часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающую 28 календарных дней; в налоговую базу для исчисления единого социального налога данные выплаты не включались.
По результатам проверки на основании акта от 22.08.2007 N 21-05/22 ДСП и возражений к нему инспекция приняла решение от 26.09.2007 N 21-05/10232 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и предложила ему уплатить, в частности, 73 224 рубля единого социального налога, 79 597 рублей страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и соответствующие суммы пеней.
Поскольку общество состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, этой инспекцией на основании решения от 26.09.2007 N 21-05/10232 в адрес общества выставлено требование N 125 по состоянию на 27.11.2007, которым предложено в том числе уплатить начисленные суммы единого социального налога, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и соответствующие суммы пеней.
Общество обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании указанных решения инспекции и требования об уплате налогов и пеней недействительными, в том числе по эпизоду включения в налоговую базу по единому социальному налогу и базу для начисления страховых взносов сумм выплат за неиспользованную часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающую 28 календарных дней.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 07.03.2008 требование общества по данному эпизоду оставлено без удовлетворения.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2008 решение суда первой инстанции в этой части оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 13.11.2008 решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций оставил без изменения.
Отказывая в удовлетворении требования общества в упомянутой части, суды пришли к выводу о том, что выплаты, произведенные им, не являются компенсационными в смысле статьи 164 Трудового кодекса Российской Федерации; НГР:Р0102414 и подлежат обложению единым социальным налогом.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, общество просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права и на отсутствие единообразия в толковании и применении ими этих норм. Кроме того, общество указывает, что в проверяемый период особенности порядка исчисления средней заработной платы определялись Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2003 N 213; НГР:Р0301246, в пункте 2 которого перечислены все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, в число которых суммы отпускных не включены.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене по эпизоду включения в налоговую базу по единому социальному налогу и в базу по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование компенсационных выплат за неиспользованную часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающую 28 календарных дней, по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р0003621 (далее - Кодекс) объектом налогообложения для плательщиков единого социального налога признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 237 Кодекса налоговая база по данному налогу налогоплательщиков-организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 236 Кодекса, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.
Пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ; НГР:Р0102264 "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установлено, что объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, определенные главой 24 Кодекса "Единый социальный налог", с особенностями, предусмотренными пунктом 3 указанной статьи.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 238 Кодекса не подлежат обложению данным налогом все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, определенных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
В силу статьи 126 Трудового кодекса Российской Федерации; НГР:Р0102414 часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией.
Таким образом, компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск предусмотрена трудовым законодательством, выплачивается физическому лицу в связи с выполнением им трудовых обязанностей, поэтому не подлежит включению в налоговую базу при исчислении единого социального налога и в базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
При этом в самой статье 238 Кодекса не содержится исчерпывающий перечень компенсационных выплат, которые не включаются в налоговую базу по единому социальному налогу. Спорные выплаты относятся к такому виду компенсаций.
Указание в подпункте 2 пункта 1 статьи 238 Кодекса на то, что не подлежат обложению единым социальным налогом все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных с увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск, не означает, что не подлежат налогообложению компенсации за неиспользованный отпуск только в связи с увольнением работника.
Компенсационная природа таких выплат не зависит от того, кому они выплачиваются: уволенному работнику или работнику, сохраняющему трудовые отношения с организацией.
При названных обстоятельствах оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, поэтому в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР:Р0203806 подлежат частичной отмене.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 07.03.2008 по делу N А05-12610/2007, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2008 и постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13.11.2008 по тому же делу в части отказа в признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Северодвинску Архангельской области от 26.09.2007 N 21-05/10232 и требования N 125 по состоянию на 27.11.2007 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу по эпизоду, связанному с начислением открытому акционерному обществу "Северное производственное объединение "Арктика" единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, соответствующих сумм пеней, отменить.
Данные решение и требование в указанной части признать недействительными.
В остальной части названные судебные акты оставить без изменения.
Председательствующий
А.А. Иванов
[введено: 21.10.2009 редактор НЦПИ - Павозкова Е.А.]
[проверено: 28.10.2009 редактор НЦПИ - Ермолина Н.В.]
В0904304
В200904304
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.10.2009, N 10, СТР. 201
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
14.07.2009 N 2590/09
ОБЪЕКТ ОБЛОЖЕНИЯ ЕСН
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Горячевой Ю.Ю., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Козловой О.А., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л. -
рассмотрел заявление открытого акционерного общества "Северное производственное объединение "Арктика" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Архангельской области от 07.03.2008 по делу N А05-12610/2007, постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2008 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13.11.2008 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - открытого акционерного общества "Северное производственное объединение "Арктика" - Берназ Л.П.;
от Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Северодвинску Архангельской области - Воробьева О.В., Овчар О.В.
Заслушав и обсудив доклад судьи Першутова А.Г., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Северодвинску Архангельской области (далее - инспекция) проведена выездная налоговая проверка открытого акционерного общества "Северное производственное объединение "Арктика" (далее - общество), в том числе по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2005 - 2006 годы.
Проверкой установлено, что общество в этот период по письменным заявлениям отдельных работников, не прекративших трудовые отношения с работодателем, на основании статьи 126 Трудового кодекса Российской Федерации; НГР:Р0102414 производило выплаты за неиспользованную часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающую 28 календарных дней; в налоговую базу для исчисления единого социального налога данные выплаты не включались.
По результатам проверки на основании акта от 22.08.2007 N 21-05/22 ДСП и возражений к нему инспекция приняла решение от 26.09.2007 N 21-05/10232 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и предложила ему уплатить, в частности, 73 224 рубля единого социального налога, 79 597 рублей страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и соответствующие суммы пеней.
Поскольку общество состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, этой инспекцией на основании решения от 26.09.2007 N 21-05/10232 в адрес общества выставлено требование N 125 по состоянию на 27.11.2007, которым предложено в том числе уплатить начисленные суммы единого социального налога, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и соответствующие суммы пеней.
Общество обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании указанных решения инспекции и требования об уплате налогов и пеней недействительными, в том числе по эпизоду включения в налоговую базу по единому социальному налогу и базу для начисления страховых взносов сумм выплат за неиспользованную часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающую 28 календарных дней.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 07.03.2008 требование общества по данному эпизоду оставлено без удовлетворения.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2008 решение суда первой инстанции в этой части оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 13.11.2008 решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций оставил без изменения.
Отказывая в удовлетворении требования общества в упомянутой части, суды пришли к выводу о том, что выплаты, произведенные им, не являются компенсационными в смысле статьи 164 Трудового кодекса Российской Федерации; НГР:Р0102414 и подлежат обложению единым социальным налогом.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, общество просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права и на отсутствие единообразия в толковании и применении ими этих норм. Кроме того, общество указывает, что в проверяемый период особенности порядка исчисления средней заработной платы определялись Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2003 N 213; НГР:Р0301246, в пункте 2 которого перечислены все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, в число которых суммы отпускных не включены.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене по эпизоду включения в налоговую базу по единому социальному налогу и в базу по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование компенсационных выплат за неиспользованную часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающую 28 календарных дней, по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р0003621 (далее - Кодекс) объектом налогообложения для плательщиков единого социального налога признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 237 Кодекса налоговая база по данному налогу налогоплательщиков-организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 236 Кодекса, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.
Пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ; НГР:Р0102264 "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установлено, что объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, определенные главой 24 Кодекса "Единый социальный налог", с особенностями, предусмотренными пунктом 3 указанной статьи.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 238 Кодекса не подлежат обложению данным налогом все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, определенных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
В силу статьи 126 Трудового кодекса Российской Федерации; НГР:Р0102414 часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией.
Таким образом, компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск предусмотрена трудовым законодательством, выплачивается физическому лицу в связи с выполнением им трудовых обязанностей, поэтому не подлежит включению в налоговую базу при исчислении единого социального налога и в базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
При этом в самой статье 238 Кодекса не содержится исчерпывающий перечень компенсационных выплат, которые не включаются в налоговую базу по единому социальному налогу. Спорные выплаты относятся к такому виду компенсаций.
Указание в подпункте 2 пункта 1 статьи 238 Кодекса на то, что не подлежат обложению единым социальным налогом все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных с увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск, не означает, что не подлежат налогообложению компенсации за неиспользованный отпуск только в связи с увольнением работника.
Компенсационная природа таких выплат не зависит от того, кому они выплачиваются: уволенному работнику или работнику, сохраняющему трудовые отношения с организацией.
При названных обстоятельствах оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, поэтому в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР:Р0203806 подлежат частичной отмене.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 07.03.2008 по делу N А05-12610/2007, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2008 и постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13.11.2008 по тому же делу в части отказа в признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Северодвинску Архангельской области от 26.09.2007 N 21-05/10232 и требования N 125 по состоянию на 27.11.2007 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу по эпизоду, связанному с начислением открытому акционерному обществу "Северное производственное объединение "Арктика" единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, соответствующих сумм пеней, отменить.
Данные решение и требование в указанной части признать недействительными.
В остальной части названные судебные акты оставить без изменения.
Председательствующий
А.А. Иванов
[введено: 21.10.2009 редактор НЦПИ - Павозкова Е.А.]
[проверено: 28.10.2009 редактор НЦПИ - Ермолина Н.В.]
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 10 от 01.10.2009 Стр. 201 |
Рубрики правового классификатора: | 030.000.000 Гражданское право, 030.120.000 Договоры и другие обязательства, 030.120.160 Страхование (см. также 030.150.150, 140.010.030), 060.000.000 Труд и занятость населения, 060.020.000 Труд (см. также 200.160.020), 060.020.080 Время отдыха (см. также 010.200.000), 060.020.110 Гарантии и компенсации, 070.000.000 Социальное обеспечение и социальное страхование, 070.060.000 Пенсии (см. также 200.160.030), 070.060.010 Общие положения, 080.000.000 Финансы, 080.100.000 Налоги и сборы, 080.100.020 Федеральные налоги и сборы (см. также 100.160.000), 180.000.000 Правосудие, 180.050.000 Арбитражный процесс, 180.050.020 Производство в арбитражном суде первой инстанции, 180.050.030 Производство по пересмотру решений |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: