Основная информация

Дата опубликования: 14 сентября 2016г.
Номер документа: RU05000201600441
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Дагестан
Принявший орган: Правительство Республики Дагестан
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

14.09.2016 № 272

Об утверждении Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

В соответствии с пунктом 6 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации Правительство Республики Дагестан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство образования и науки Республики Дагестан.

Председатель Правительства

Республики Дагестан

А. Гамидов

Утверждена

постановлением Правительства Республики Дагестан от 14 сентября 2016 г. N 272

ПРОГРАММА

ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЮ

РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

I. Общие положения

1. Настоящая программа разработана с целью психолого-педагогической и правовой подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее соответственно - программа, кандидаты в приемные родители, приемные родители, приемная семья).

2. Основными задачами программы являются:

выявление и формирование воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятых на воспитание (далее - приемный ребенок), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;

оказание помощи кандидатам в приемные родители в определении их готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении их слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;

ознакомление кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей.

3. Подготовка кандидатов в приемные родители в рамках программы осуществляется в очной или очно-заочной форме, в том числе с использованием дистанционных методов при очно-заочной форме подготовки.

4. Общая трудоемкость программы составляет 80 академических часов.

II. Примерный учебно-тематический план занятий

с кандидатами в приемные родители

N п/п

Тема занятия

Количество часов

Формы контроля

всего

в том числе

семинары-тренинги

лекции

индивидуальное консультирование

1

2

3

4

5

6

7

1.

Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители

5

2

1

2

анкетирование, собеседование

2.

Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей.

Понятие о мотивации приемных родителей

5

3

1

1

собеседование

3.

Этапы развития ребенка

6

4

2

-

анкетирование, собеседование

4.

Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка

9

6

2

1

собеседование

5.

Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей

3

3

-

-

собеседование

6.

Адаптация приемного ребенка в приемной семье

6

3

1

2

собеседование

7.

«Трудное» поведение приемного ребенка, навыки им управления

7

4

1

2

собеседование

8.

Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка

5

3

1

1

собеседование

9.

Особенности полового воспитания приемного ребенка

4

3

1

-

собеседование

10.

Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка

20

3

2

15

анкетирование

11.

Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан

5

1

3

1

анкетирование, собеседование

12.

Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям

3

1

1

1

собеседование

13.

Подведение итогов подготовки кандидатов в приемные родители

2

-

-

2

собеседование

ИТОГО

80

36

16

28

III. Содержание программы

1. Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители.

Содержание, цели и этапы программы.

Задачи подготовки:

выявление и формирование воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;

оказание помощи в определении готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы его устройства на воспитание в семью, в выявлении как личных, так и семьи в целом слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании, в осознании реальных проблем и трудностей;

ознакомление с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;

формирование знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;

формирование представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;

ознакомление с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами его «трудного» поведения;

ознакомление с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;

ознакомление с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей.

Обучающе-психологический тренинг, особенности и порядок его прохождения, а также прохождения психологического обследования кандидатов в приемные родители.

Причины сиротства детей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления таких детей, их устройства в данные организации и знакомства с потенциальной приемной семьей.

Общая характеристика установленных законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей.

Изучение потребностей ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное и эмоциональное развитие, привязанность, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация, навыки самообслуживания) и необходимость их обеспечения.

Проведение оценки способности кандидатов в приемные родители обеспечить потребности ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход), а также имеющихся компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.

3. Этапы развития ребенка.

Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний, дошкольный, младший школьный, подростковый возраст, юношество).

Роль психологических потребностей в личностном развитии (привязанность, безопасность, идентичность).

4. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка.

Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка.

Диспропорции развития ребенка; понятия «умственная отсталость» и «задержка психического развития», их отличия.

Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение.

Оценка возможностей кандидатов в приемные родители воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.

5. Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка.

Причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Типы «нарушенной привязанности» (понятия «негативная (невротическая) привязанность», «амбивалентная привязанность», «избегающая привязанность», «дезорганизованная привязанность»).

Понятия «горе» и «потеря» в жизни ребенка, психологические особенности и этапы переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, гнев и смешение чувств, депрессия, принятие); последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка.

6. Адаптация приемного ребенка в приемной семье.

Особенности ожидания приемных семей; страхи, тревоги и разочарования; подготовка родственников к появлению приемного ребенка.

Этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации.

Тайна усыновления, ее реальные и мнимые преимущества и сложности.

Оказание помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье.

7. «Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления им.

Формы «трудного» поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ); их причины и способы работы с ними.

Эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка; причины задержки усвоения этических ценностей и общественных норм.

Влияние собственного опыта приемных родителей на отношение к детям с «трудным» поведением, осознание слабых и сильных сторон, поддержка в решении проблем «трудного» поведения специалистов.

8. Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка.

Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни.

Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения; предотвращение рисков жестокого обращения в приемной семье, на улице и в общественных местах.

Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития.

9. Особенности полового воспитания приемного ребенка.

Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.

Формирование половой идентичности; полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности; способы защиты ребенка от сексуального насилия.

10. Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка.

Родительское отношение к ребенку, влияние родителей на формирование личности и характер ребенка.

Стабильность семейных отношений; способы реагирования семьи на стрессовые ситуации.

Социальные связи кандидатов в приемные родители; система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи.

Семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции.

Проблемы семьи, возможности и ресурсы, сильные и слабые стороны.

11. Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.

Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью.

Формы семейного устройства.

Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители; порядок представления документов для получения заключения о возможности быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем.

Порядок представления сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей. Обязанности администрации такой организации. Возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка.

Порядок принятия решения об усыновлении ребенка (подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения).

Порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства.

Порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью.

Меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации. Выплаты на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства.

Защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка.

Порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье. Порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом.

Правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства): личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей.

Порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку.

Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства. Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.

12. Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям.

Родительские и профессиональные функции приемной семьи.

Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь семьям, с биологической семьей ребенка.

Доступная инфраструктура социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи.

Взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом.

13. Подведение итогов подготовки кандидатов в приемные родители.

Обсуждение результатов освоения курса, выполнения домашних заданий.

Обсуждение степени усвоения курса.

Проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление готовности к приему ребенка на воспитание.

Составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию).

             

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 18.11.2019
Рубрики правового классификатора: 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 040.060.000 Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать