Основная информация

Дата опубликования: 14 ноября 2006г.
Номер документа: ru20000200600251
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Чеченская Республика
Принявший орган: Правительство Чеченской Республики
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14.11.2006г. г. Грозный №128

Об утверждении Правил по организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Чеченской Республики

Во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000г. №613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов», от 15 апреля 2002 г. № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» и от 30 декабря 2003г. №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», постановления Правительства Чеченской Республики от 25 июня 2001г. №26 «О республиканской подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», Правительство Чеченской Республики

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые Правила организации мероприятий по предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Чеченской Республики.

2. Министерствам, ведомствам, органам местного самоуправления, органам, осуществляющим надзор, в области предупреждения и ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов, защиты населения и окружающей природной среды от их вредного воздействия при согласовании и разработке соответствующих планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, строго руководствоваться постановлениями Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000г. №613, от 15 апреля 2002 г. № 240, от 30 декабря 2003г. №794, приказом МЧС России от 28 декабря 2004г. №621 «Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов», приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 3 марта 2003г. №156 «Об утверждении Указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации» и настоящим постановлением.

3. Органам местного самоуправления, органам, осуществляющим надзор в области предупреждения и ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов, защиты населения и окружающей природной среды от их вредного воздействия, до 30 ноября 2006 года создать реестры загрязненных нефтью и нефтепродуктами территорий и водных объектов с целью определения размеров ущерба и потенциальной опасности этих загрязнений для населения и окружающей природной среды.

4. Организациям осуществляющим разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение и реализацию нефти и нефтепродуктов, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, до 30 ноября 2006 года разработать в соответствие с настоящим постановлением Планы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и создать резерв финансовых для ликвидации чрезвычайных ситуации на подведомственных территориях.

5. Рекомендовать Главному управлению МЧС России по Чеченской Республике оказывать методическую и практическую помощь организациям, осуществляющим разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение и реализацию нефти и нефтепродуктов в разработке и реализации Планов по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Чеченской Республики - Руководителя Аппарата Президента и Правительства Чеченской Республики Израйилова А.М.

7. Настоящее постановление вступает в силу со дня его опубликования.

Председатель Правительства

Чеченской Республики Р.А. Кадыров

УТВЕРЖДЕНО

постановлением Правительства

Чеченской Республики

от 14.11.2006г. №128

ПРАВИЛА

по организации предупреждения и ликвидации

разливов нефти и нефтепродуктов на

территории Чеченской Республики

г. Грозный

2006 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Термины и определения.

1. Общие положения.

2. Классификация разливов нефти и нефтепродуктов и уровней реагирования на разлив.

2.1. Классификация разливов нефти и нефтепродуктов.

2.2. Классификация уровней реагирования на разлив нефти.

3. Порядок представления информации о разливе нефти и нефтепродуктов. 3.1. Порядок оповещения при разливе нефти и нефтепродуктов. 3.2.Информация о разливе нефти и нефтепродуктов.

4. Основные требования к организациям, осуществляющим разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение и реализацию нефти и нефтепродуктов.

5. Система управления мероприятиями по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

6. Планирование действий сил и средств.

6.1. Прогнозирование сценариев возможных разливов нефти и нефтепродуктов.

6.2. Планирование действий сил, привлекаемых к работам по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

6.3. Порядок привлечения сил и специальных технических средств к работе по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

6.4. Порядок привлечения сил и специальных технических средств зарубежных компаний к работам по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

6.5 Порядок привлечения гражданского населения для работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

7. Организация работ по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

8. Оценка воздействия разливов нефти и нефтепродуктов на людей и окружающую природную среду.

8.1. Оценка угрозы жизни и здоровью людей.

8.2. Порядок оценки и возмещения эколого-экономического ущерба. *

8.3. Возмещение расходов на локализацию и ликвидацию разливов нефти и нефтепродуктов.

9. Требования к технологиям, применяемым для локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

9.1. Требования к технологиям, применяемым для локализации разлива нефти и нефтепродуктов.

9.2. Требования к технологиям, применяемым при механическом сборе нефти и нефтепродуктов.

9.3. Требования к микробиологическим, биохимическим и иным препаратам, разрешенным к применению на территории Чеченской Республики, для деструкции нефтяного загрязнения грунтов и водных объектов

9.4. Требования к технологии сжигания нефти и нефтепродуктов в месте разлива.

9.5. Требования к мероприятиям по утилизации собранной нефти * и нефтепродуктов и отработанных расходных материалов,

10. Требования, предъявляемые к отчету о проведении работ по локализации и ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов.

ПРИЛОЖЕНИЯ:

1. Приложение 1. Порядок разработки, согласования и утверждения планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в Чеченской Республике.

2. Приложение 2. Методические рекомендации по разработке планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в Чеченской Республике.

3. Приложение 3. Правила создания неснижаемого запаса сорбентов и сорбирующих изделий в организациях, работающих с нефтью и нефтепродуктами.

Термины и определения

Водный объект - поверхностные воды и земли, покрытые ими и сопряженные с ними (дно и берега водного объекта). (Водный кодекс РФ ст. 7).

ГСМ - горюче-смазочные материалы.

ГУ МЧС России по Чеченской Республике - Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чеченской Республике. Постоянно действующий орган управления, уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территории Чеченской Республики от чрезвычайных ситуаций.

ЕДЦС - единая дежурно-диспетчерская служба.

Зоны особой значимости - объекты повышенного риска; объекты систем жизнеобеспечения населения, объекты, представляющие культурную и историческую ценность, особо охраняемые природные территории, объекты особой чувствительности к воздействию нефтяных разливов.

Координатор работ по ЛРН - полномочный представитель владельца объекта, назначаемый заранее, способный и обязанный руководить работами по ликвидации ЧС.

КЧС и ПБ - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. Постоянно действующий орган, координирующий мероприятия по защите, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (имеет три уровня - территориальный, местный, объектовый).

Ликвидация последствий разлива - действия, обеспечивающие восстановление аварийного объекта и объектов жизнеобеспечения населения до рабочего состояния; восстановление окружающей природной среды до состояния, исключающего неблагоприятное воздействие на здоровье граждан, животный и растительный мир.

Ликвидация разлива - действия, обеспечивающие сбор и утилизацию разлившейся нефти и нефтепродуктов.

Локализация разлива - действия, обеспечивающие предотвращение дальнейшего растекания нефти и нефтепродуктов по земле или водной поверхности.

ЛРН - локализация и ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов.

Нефтесодержащая смесь - смесь с любым содержанием нефти.

Нефть - любая стойкая углеводородная минеральная нефть, в частности сырая нефть, мазут, тяжелое дизельное топливо и смазочное масло.

Объекты особой чувствительности к воздействию нефтяных разливов -

экологически чувствительные территории к воздействию нефтяных разливов, которые будут испытывать долговременные значительные негативные последствия при разливе нефти; территории и акватории обитания редких и охраняемых видов млекопитающих и птиц, занесённых в Международную Красную книгу и Красную книгу Российской Федерации; водоохранные зоны; леса I и II группы защитности и особо защитных участков, санитарно-защитные зоны источников водоснабжения; территории традиционного природопользования; другие места по согласованию с соответствующими органами власти.

Объекты повышенного риска - взрывоопасные, пожароопасные; химически опасные, радиационно-опасные объекты, объекты гидродинамической опасности.

Объекты систем жизнеобеспечения населения - объекты водоснабжения и канализации, электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, медицинского обслуживания, транспортных систем, связи, продовольственного обеспечения (фермы и объекты пищевой промышленности; рыборазводные хозяйства; сельскохозяйственные угодья).

Объекты, представляющие культурную и историческую ценность -

археологические объекты, объекты религиозного значения, зоны отдыха и пешеходного туризма, пляжи, курортные зоны и термальные источники.

Организации, осуществляющие операции с нефтью - организация, имеющая опасные объекты, осуществляющая переработку, транспортировку, хранение и реализацию нефти и нефтепродуктов.

Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Профессиональные аварийно-спасательные формирования (организации) -организации (формирования), аттестованные в соответствии с нормативными актами Российской Федерации и Чеченской Республики для ведения аварийно-спасательных работ по ликвидации разливов нефти и имеющие необходимые лицензии природоохранных органов.

Разлив нефти - сброс нефти и нефтепродуктов в водный объект, на земли или подземные воды, независимо от причин и обстоятельств, вызвавших такой сброс.

Сельскохозяйственные угодья - земли, используемые для воспроизводства сельхозпродукции или пригодные для этого.

Территориальная подсистема РСЧС - объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Чеченской Республики, органов местного самоуправления и организаций в полномочия, которых входит решение вопросов в области защиты населения территории от чрезвычайных ситуации. В части ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, в подсистему входят все профессиональные формирования, как существующие, так и вновь создаваемые, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, имеющие соответствующие лицензии и аттестованные в установленном порядке.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

ШРО - штаб руководства операциями.

1. Общие положения

Настоящие правила по организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Чеченской Республики (далее - Правила) разработаны в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000г. №613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов», от 15 апреля 2002 г. № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации», от 30 декабря 2003г. №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», приказом МЧС России от 28 декабря 2004г. №621 «Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации».

Целью данных Правил является выработка единых подходов к организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и создание единой системы реагирования на разливы нефти и нефтепродуктов на территории Чеченской Республики.

Правила определяют классификацию разливов нефти и нефтепродуктов, основные требования к системе управления, организации работ по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (ЛРН), а также требования к технологиям и программам выполнения этих работ.

В Правилах изложены требования к планам ЛРН и организациям, осуществляющим разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение и реализацию нефти и нефтепродуктов - ответственным за предупреждение, локализацию и ликвидацию разливов нефти.

Действие данных Правил распространяется на территорию Чеченской Республики.

2. Классификация разливов нефти и нефтепродуктов, уровней реагирования на разлив.

Разливы нефти и нефтепродуктов, повлекшие за собой негативные воздействия на окружающую среду и нарушение условий жизнедеятельности населения, рассматриваются как чрезвычайные ситуации в соответствии с утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2002 г. № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации».

2.1. Классификация разливов нефти и нефтепродуктов.

Разливы нефти и нефтепродуктов классифицируются как чрезвычайные ситуации и ликвидируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В зависимости от объема и площади разлива нефти и нефтепродуктов на местности, во внутренних пресноводных водоемах выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий:

- локального значения - разлив до 100 тонн нефти и нефтепродуктов на территории объекта;

- муниципального значения - разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы муниципального образования, либо разлив до 100 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы территории объекта;

- территориального значения - разлив от 500 до 1000 тонн нефти нефтепродуктов в пределах административной границы субъекта Российской Федерации, либо разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы муниципального образования;

- регионального значения - разлив от 1000 до 5000 тонн нефти и нефтепродуктов, либо разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы субъекта Российской Федерации;

- федерального значения - разлив свыше 5000 тонн нефти и нефтепродуктов, либо разлив нефти и нефтепродуктов вне зависимости от объема, выходящий за пределы поступающий с территорий сопредельных государств (трансграничного значения).

2.2. Классификация уровней реагирования на разлив нефти.

Уровневый подход позволяет обеспечить управление мероприятиями по ЛРН наиболее экономичным и эффективным способом.

Уровень 1. Локальный.

Первый уровень реагирования соответствует чрезвычайной ситуации локального значения на местности и при попадании в водные объекты.

На первом уровне реагирования локализация и ликвидация разлива нефти проводится силами и техническими средствами организации, на объекте которого произошел разлив.

При недостатке указанных сил и специальных технических средств, к работам по ЛРН на договорной основе привлекаются профессиональные аварийно-спасательные формирования (службы), а также силы подрядных организаций по ЛРН, имеющих соответствующие лицензии.

Разлив нефти, соответствующий первому уровню реагирования, может быть признан руководителем работ или органами местного самоуправления разливом более высокого уровня реагирования, исходя из его местоположения, гидрометеоусловий, влияния на окружающую природную среду и население. В этом случае, руководство работами по ЛРН переходит на следующий уровень с привлечением соответствующих сил и средств.

Уровень 2. Муниципальный.

Второй уровень реагирования соответствует чрезвычайной ситуации муниципального значения на местности, во внутренних пресноводных водоемах.

На втором уровне реагирования локализация и ликвидация разлива нефти проводится силами и техническими средствами организации, на объекте которого произошел разлив, с привлечением профессиональных аварийно-спасательных формирований (служб) муниципального образования, сил подрядных организаций по ЛРН, имеющих соответствующие лицензии.

Разлив нефти, соответствующий второму уровню реагирования, может быть признан руководителем работ или органами местного самоуправления разливом более высокого уровня реагирования, исходя из его местоположения, гидрометеоусловий, влияния на окружающую природную среду и население. В этом случае, руководство работами по ЛРН переходит на следующий уровень с привлечением соответствующих сил и средств.

Уровень 3. Территориальный.

Третий уровень реагирования соответствует чрезвычайной ситуации территориального значения на местности, во внутренних пресноводных водоемах.

На третьем уровне реагирования для локализации и ликвидации разливов нефти, кроме сил и средств второго уровня в установленном порядке привлекаются другие средства территориальной подсистемы РСЧС; силы и средства организаций, имеющих аттестованные АСФ(Н) и (или) соответствующие лицензии.

Уровень 4. Региональный.

Четвертый уровень реагирования соответствует чрезвычайной ситуации регионального значения на местности, во внутренних пресноводных водоемах и на морских акваториях.

На четвертом уровне реагирования для локализации и ликвидации разливов нефти, кроме сил и средств третьего уровня, в установленном порядке привлекаются силы и средства региональной подсистемы РСЧС; силы и средства организаций, имеющих аттестованные АСФ(Н) и (или) соответствующие лицензии.

Уровень 5. Федеральный.

Пятый уровень реагирования соответствует чрезвычайной ситуации федерального значения на местности и во внутренних пресноводных водоемах.

На пятом уровне реагирования, кроме сил и средств, указанных выше, для локализации и ликвидации разливов нефти привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти, а также ресурсы зарубежных компаний, по согласованию с уполномоченными органами Правительства РФ.

3. Порядок представления информации о разливе нефти и нефтепродуктов.

3.1. Порядок оповещения при разливе нефти и нефтепродуктов.

Информация о разливе нефти и нефтепродуктов доводится до руководителя объекта, организации, в ведении которой находится объект, аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных формирований объекта, органов местного самоуправления, территориальных контролирующих органов.

Организация передает информацию о разливе нефти я нефтепродуктов (при попадании в водные объекты, независимо от количества - немедленно; при разливе на местности: до 0,2 т - один раз в месяц, свыше 0,2 т - немедленно) - Главному управлению МЧС России по Чеченской Республике.

Главное управление МЧС России по Чеченской Республике оповещает следующие контролирующие и надзорные органы:

Территориальное управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор);

Управление по технологическому и экологическому надзору (Ростехнадзора) РФ по Чеченской Республике;

Территориальный отдел водных ресурсов по Чеченской Республике (при разливах нефти на водных объектах и водоохранных зонах);

Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

Чеченский республиканский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

При разливах, способных оказать вредное воздействие на население, производится оповещение населения в установленном порядке.

Информация о разливах передается по установленной форме 1-ЛРН (Таб. 3.1.)

3.2. Информация о разливе нефти и нефтепродуктов

В информации о разливе нефти и нефтепродуктов по формам ЧС-1 ... ЧС-4 указываются:

дата и время (местное);

местонахождение разлива, источник и причина разлива (выброс из скважины, столкновение транспортных средств, порыв трубопровода, разрыв емкости и т.п.);

предполагаемый объем разлива и состояние источника (перекрыт или истечение продолжается);

возможный тип и характеристики продукта (плотность, вязкость и температура потери текучести);

описание площади разлива, включая направление его движения, длину, ширину и предполагаемое значение разлива нефти и нефтепродуктов по установленной классификации (пункты 2.1., 2.2. и 2.3. настоящего Положения);

гидрометеорологические условия в районе разлива нефти и нефтепродуктов;

для промышленных площадок: попадание или угроза попадания на сопредельные территории;

- попадание или угроза попадания в поверхностные или подземные воды;

действия, предпринятые для устранения источника и локализации разлива нефти и нефтепродуктов;

наличие пострадавших и вероятность загрязнения населенных пунктов, береговой линии, объектов жизнеобеспечения населения, окружающих природных и промышленных объектов;

необходимость в дополнительных средствах для ликвидации разливов;

установочные данные источника первичной информации о разливе нефти и нефтепродуктов;

дополнительная информация о разливе, его локализации и ликвидации.

Таблица 3.1. Информация о разливе нефти и нефтепродуктов на суше и внутренних водоемах (Форма 1-ЛРН)

Местонахождение разлива:__________________________________________

Установочные данные владельца объекта:_____________________________

_________________________________________________________________

Дата разлива: ________________________Время разлива: _______________

Дата составления отчета: __________Время составления отчета:__________

Причина разлива: __________________________________________________

_________________________________________________________________

Данные о разливе

Источник разлива: _________________________________________________

Тип и характеристика продукта: ______________________________________

Предполагаемый объем: ____________________________________________

Описание площади разлива: _________________________________________

Направление и скорость распространения пятна: _______________________

Состояние источника разлива (перекрыт или истечение продолжается),

скорость истечения, возможности возгорания: __________________________

_________________________________________________________________

Наличие пострадавших и вероятность загрязнения населенных пунктов,

береговой линии, объектов жизнеобеспечения населения, окружающих

природных и промышленных объектов: ________________________________

_________________________________________________________________

Метеоусловия

Скорость ветра: ___________________________________________________

Направление: _____________________________________________________

Состояние водоема: ________________________________________________

Действия, предпринятые для устранения источника и локализации разлива:

_________________________________________________________________

Дополнительная информация:

Составитель отчета: _______________________________________________

(должность, ФИО)

4. Основные требования к организациям, осуществляющим разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение и реализацию нефти и нефтепродуктов.

Организации, осуществляющие разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение и реализацию нефти и нефтепродуктов обязаны:

1. Создавать собственные формирования (подразделения) для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, проводить аттестацию указанных формирований в соответствии с законодательством Российской Федерации, оснащать их специальными техническими средствами или заключать договоры с профессиональными аварийно-спасательными формированиями (службами), выполняющими работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, имеющими соответствующие лицензии и (или) аттестованными в установленном порядке (Согласно Постановления Правительства РФ №240 от 15.04.2002 г.)

2. Оповещать в установленном порядке соответствующие органы государственной власти Чеченской Республики о фактах разливов нефти и нефтепродуктов и организовывать работу по их локализации и ликвидации.

3. Иметь резервы финансовых средств и материально-технических ресурсов для локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Иметь резервы финансовых средств, обеспечивающих возможность полного и своевременного возмещения вреда, причиненного окружающей среде ее загрязнением в результате аварийного разлива нефтепродуктов. Осуществлять обязательное страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта организацией, определенное статьей 15 Федерального закона №П6-Ф3 от 21 июля 1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в ред. Федеральных законов от 7 августа 2000г. №122-ФЗ, от 10 января 2003 г. №15-ФЗ).

4. Обучать работников способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов.

5. Содержать в исправном состоянии технологическое оборудование, заблаговременно проводить инженерно-технические мероприятия, направленные на предотвращение возможных разливов нефти и нефтепродуктов и (или) снижение масштабов опасности их последствий.

Принимать меры по охране жизни и здоровья работников в случае разлива нефти и нефтепродуктов.

Создавать и поддерживать в готовности системы обнаружения разливов нефти и нефтепродуктов, а также системы связи и оповещения.

5. Система управления мероприятиями по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

Особенности организации работ по ЛРН предъявляют к системе управления, следующие основные требования: оперативность, устойчивость, непрерывность, эффективность, достоверность передаваемой информации.

Оперативность, устойчивость и непрерывность управления обеспечиваются:

- максимальным приближением органов управления к местам чрезвычайной ситуации;

- заблаговременным созданием запасных (подвижных) пунктов управления и резервных каналов связи;

- оснащением пунктов управления современными средствами связи и оповещения;

- сопряжением задействованных систем (средств) связи и оповещения всех участников работ по ЛРН.

Эффективность управления определяется оперативностью и целесообразностью принимаемых решений на локализацию и ликвидацию разлива нефти и нефтепродуктов, достаточным и своевременным обеспечением сил и средств, привлекаемых для работ по ЛРН.

Достоверность передаваемой информации достигается точностью ее передачи, ответственностью лиц, на которых возложена обязанность по сбору и передаче информации. Меры воздействия за сокрытие либо передачу ложной информации определяются в соответствии с Российским законодательством.

Организация управления работами по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов осуществляется в соответствии с Планами ЛРН.

6. Планирование действий сил и средств.

6.1. Прогнозирование сценариев возможных разливов нефти и нефтепродуктов.

Прогнозирование сценариев возможных разливов проводится на стадии разработки Плана ЛРН для конкретного объекта или предприятия на основе анализа рисков с учетом максимально возможного объема разлившейся нефти, установленного Постановлениями Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000г. №613 и от 15 апреля 2002 г. № 240.

Прогнозирование осуществляется на основе исходных данных, в состав которых входят: описание объекта, тип и характеристики продукта, гидрометеорологические и гидрогеологические условия, наличие экологически уязвимых зон в районе возможного загрязнения, I, П, III пояса зон санитарной охраны подземных и поверхностных источников водоснабжения и объектов водопроводных сооружений хозяйственно-питьевого водоснабжения вне зависимости от ведомственной принадлежности.

Целью прогнозирования разливов нефти и нефтепродуктов является: определение -возможных последствий разливов нефти и нефтепродуктов, их значение и влияние на население, объекты жизнеобеспечения и окружающую природную среду.

6.2. Планирование действий сил, привлекаемых к работам по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

Планирование действий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и доведению остаточного содержания углеводородов в окружающей природной среде до допустимого уровня, отвечающего соответствующим природно-климатическим и иным особенностям территорий, целевому назначению и виду использования земель, водных объектов, участков лесного фонда, иных природных объектов, осуществляется на основе результатов прогнозирования последствий максимально возможного разлива нефти и нефтепродуктов, данных о составе имеющихся на объекте сил и специальных технических средств, а также данных о профессиональных аварийно-спасательных формированиях (службах), привлекаемых для ликвидации разливов.

Целью планирования действий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов является определение необходимого состава сил и специальных технических средств, для локализации разливов в нормативные сроки (4 часа - при разливе нефти в водоемах, 6 часов - при разливе нефти на почве), а также для организации последующих работ по их ликвидации.

На водоемах планирование действий по ликвидации разливов проводится исходя из невозможности их локализации при неблагоприятных гидрометеорологических и гидрологических явлениях.

63. Порядок привлечения сил и специальных технических средств к работам по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

При возникновении разливов нефти и нефтепродуктов локального значения, для работ по локализации этих разливов привлекаются дежурные смены, силы и средства аварийно-спасательных формирований объектов и организаций. При необходимости, по запросу руководителя организации, могут привлекаться территориальные профессиональные аварийно-спасательные формирования (службы).

При возникновении разливов нефти и нефтепродуктов местного значения, для работ по ЛРН, кроме вышеперечисленных сил и средств, могут привлекаться профессиональные аварийно-спасательные формирования (службы) регионального базирования.

Для ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов регионального значения для работ по ЛРН, кроме вышеперечисленных сил и средств, привлекаются силы и средства сопредельных субъектов РФ, силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

Привлечение сил и средств формирований вне зависимости от формы их собственности, осуществляется по предложению руководителя работ, на основании письменного согласия владельца аварийного объекта. Договоры на привлечение указанных сил и средств заключает владелец объекта.

6.4. Порядок привлечения сил и специальных технических средств зарубежных компаний к работам по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

Силы и средства зарубежных аварийно-спасательных формирований привлекаются на основании договоров, заключенных организациями, по согласованию с уполномоченными органами Правительства РФ для работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов федерального (трансграничного) и, как исключение регионального значения.

6.5. Порядок привлечения гражданского населения для работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

Решение о привлечении гражданского населения и отдельных граждан, не являющихся спасателями, может быть принято в случае крайней необходимости, КЧС и ПБ Чеченской Республики по согласованию с руководителем организации, с его письменного согласия, и в соответствии с пунктом 6, статьи 14 Федерального закона от 22 августа 1995 года №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей». В этом случае с добровольного согласия отдельных граждан и населения они могут использоваться исключительно на неотложных вспомогательных работах под руководством профессиональных спасателей, и после прохождения инструктажа по безопасности ведения работ.

7. Организация работ по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

Организацию работ по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов условно можно разделить на три этапа:

первый этап - принятие экстренных мер по ЛРН и передача информации согласно схемы оповещения;

второй этап - принятие решения на ЛРН и оперативное планирование действий;

третий этап - организация проведения мероприятий по ЛРН.

На первом этапе:

дежурная смена или аварийно-спасательные формирования организации (объекта) немедленно приступают к перекрытию источника разлива нефти и нефтепродуктов (по возможности), локализации разлива средствами объекта и оказанию помощи пострадавшим;

проводится сбор КЧС и ПБ (ШРО);

определяются задачи предстоящих действий и предварительная оценка обстановки, сложившейся в результате разлива нефти и нефтепродуктов;

готовится информация и передается в соответствии со схемой оповещения (см. раздел 3);

председатель КЧС и ПБ (начальник ШРО; руководитель работ ликвидацией ЧС) ставит задачи противопожарным, медицинским, природоохранным, коммунально-техническим службам, аварийно-спасательным формированиям и другим органам (службам);

организуется круглосуточное оперативное дежурство и связь с подчиненными и взаимодействующими органами управления, а также с территориями и объектами, которые могут быть подвержены загрязнению.

При предварительной оценке обстановки уточняются: местонахождение разлива, источник и причина разлива; приблизительный объем разлива и состояние источника (перекрыт или истечение продолжается); тип и характеристики продукта (плотность, вязкость и температура потери текучести); площадь разлива, включая направление разлива, длину, ширину пятна; гидрометеорологические условия в районе разлива нефти и нефтепродуктов; меры, предпринятые для локализации и ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов; наличие пострадавших и вероятность загрязнения природных объектов и объектов жизнеобеспечения населения; оценивается опасность разлива нефти и нефтепродуктов для населения.

Выполнение мероприятий начинается дежурными силами и средствами. По мере приведения в готовность привлекаются остальные имеющиеся силы и специальные технические средства в соответствии с планом ЛРН.

На втором этапе:

проводится уточнение характера и значения (масштабов) разлива нефти и нефтепродуктов, сложившейся обстановки и прогнозирование развития ситуации;

разрабатывается план-график проведения работ по локализации и ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов;

определяется достаточность привлекаемых к ЛРН сил и специальных технических средств;

продолжаются начатые на первом этапе мероприятия.

Для уточнения масштабов последствий разлива нефти и нефтепродуктов, а также складывающейся обстановки и прогнозирования ее развития используются группы обследования. В состав этих групп, включаются специалисты организации - виновника разлива нефти и нефтепродуктов, представители Главного управления МЧС России по Чеченской Республике, представители природоохранных, медицинских и других органов.

Группы обследования допускаются в район аварийного объекта только при отсутствии угрозы для их жизни и при условии соблюдения ими правил техники безопасности.

На основе полученных данных уточняется сложившаяся обстановка и значение чрезвычайной ситуации, определяются работы по ЛРН, устанавливаются их объемы, порядок проведения, потребность в силах и специальных технических средствах для их выполнения. Осуществляется дальнейший прогноз развития чрезвычайной ситуации на основании получаемых данных.

Работы по ЛРН организуются и проводятся в соответствии с оперативным Планом действий, который готовится КЧС и ПБ (ШРО) на необходимый срок в зависимости от развития ситуации и является обязательным для всех участников аварийно-спасательных работ.

Руководитель организации несет персональную ответственность за эффективность принимаемых решений, безопасное и рациональное привлечение сил и средств, а также за конечные результаты выполненных работ.

В решении руководителя (председателя КЧС и ПБ) указывается:

краткие выводы из оценки масштабов и характера разлива нефти и нефтепродуктов, опасность для населения, объектов жизнеобеспечения и окружающей природной среды;

необходимый объём работ по устранению источника утечки нефти и нефтепродуктов, локализации разлива, рубежи и способы локализации, очередность, последовательность и сроки выполнения работ;

состав имеющихся сил и специальных технических средств и распределение их по участкам и объектам работ;

задачи создаваемой группировке собственных и взаимодействующих сил и средств;

задачи силам и средствам, задействованным для проведения постоянного мониторинга района разлива нефти и нефтепродуктов;

порядок материального, технического, противопожарного, финансового и иных видов обеспечения проводимых мероприятий;

вопросы организации взаимодействия по целям, задачам, месту, времени и способам действий органов управления на всех этапах работ;

организация непрерывного управления мероприятиями и действиями при ЛРН. На третьем этапе:

проводятся мероприятия по ликвидации разлива нефти;

координатор работ (штаб руководства операциями) готовит отчёт о проведении операций по локализации и ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов, программу по реабилитации территории и других загрязненных объектов.

Работы по ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов организуются и проводятся на основе единого плана с предоставлением руководителям профессиональных аварийно-спасательных формирований (служб) инициативы на закрепленных участках работ в выборе конкретных методов и технологий ведения работ в соответствии с реальной обстановкой. При этом строго соблюдается принцип централизации управления и персональной ответственности за выполненные работы.

Развертывание органов управления и наращивание группировки сил и специальных технических средств, для организации и ведения работ по ЛРН осуществляются по мере приведения их в готовность и выдвижения в район разлива нефти и нефтепродуктов.

Работы по ЛРН организуются в две - три смены и ведутся, как правило, непрерывно, днём и ночью, в зависимости от возможности выполнять эти работы (продолжительность рабочего дня нормируется в соответствии с п. 1 статьи 99 КЗОТ РФ). Смена личного состава формирований (подразделений), проводится непосредственно на рабочих местах.

Решение о завершении работ (сокращении интенсивности) по локализации и ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов, переходе соответствующих подсистем и звеньев РСЧС на режим повседневной деятельности принимает руководитель работ или председатель комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности, осуществляющий непосредственное руководство ликвидацией чрезвычайной ситуации по согласованию с природоохранными органами.

После завершения работ по ЛРН готовится отчёт и предложения по реабилитации территории и объектов.

8. Оценка воздействия разливов нефти и нефтепродуктов на людей и окружающую природную среду.

8.1. Оценка угрозы жизни я здоровью людей.

Организация мероприятий по защите населения и территорий, охране здоровья населения при возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с разливом нефти и нефтепродуктов, возлагается на органы исполнительной власти и органы местного самоуправления Чеченской Республики, в соответствии с законодательством. Обеспечение безопасности персонала объекта и аварийно-восстановительных бригад» оказание первой медицинской помощи и эвакуация персонала, в случае необходимости, возлагается на руководителей организаций, владельца объекта.

Степень опасности и механизм оценки угрозы жизни и здоровью людей определяется медицинскими службами соответствующих органов исполнительной власти.

8.2. Порядок оценки и возмещения эколого-экономического ущерба.

Эколого-экономический ущерб от загрязнения окружающей среды нефтью складывается преимущественно из ущерба от:

загрязнения воздушного бассейна от испарения летучих фракций;

загрязнения почвенного покрова;

загрязнения поверхностных вод;

загрязнения подземных вод;

ущерба водным биологическим ресурсам;

ущерба лесной растительности;

ущерба животному миру.

Порядок оценки и возмещения вреда за экологическое правонарушение при разливах нефти и нефтепродуктов осуществлять в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Начисление платы за загрязнение окружающей среды производится в соответствии с «Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей среды»).

Возмещение вреда, причиненного в результате загрязнения окружающей природной среды, здоровью и имуществу физических и юридических лиц, производится в полном объеме виновными в этом организациями, согласно статье 77 Федерального закона от 10.01.2002г №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

8.3. Возмещение расходов на локализацию и ликвидацию разливов нефти и нефтепродуктов.

Все затраты по возмещению расходов на проведение работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и их последствий возлагаются на виновника загрязнения, не зависимо от форм собственности объекта и ведомственной принадлежности.

При невозможности установления виновника загрязнения все затраты на проведение работ возмещаются решением КЧС и ОПБ из резервных фондов. В этом случае руководство работами осуществляется КЧС и ПБ Чеченской Республики.

9. Требования к технологиям, применяемым для локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

9.1. Требования к технологиям, применяемым для локализации разлива нефти и нефтепродуктов.

Технологии и специальные технические средства, применяемые для локализации разливов нефти и нефтепродуктов, должны обеспечивать надежное удержание нефтяного пятна в минимально возможных границах.

Технологии локализации не должны увеличивать объем загрязненного грунта и, по возможности, не нарушать поверхностный растительный слой почвы.

При осуществлении локализации разлива нефти и нефтепродуктов на грунте следует ограничивать движение тяжелой техники по загрязненному участку и исключать засыпку свободной нефти и нефтепродуктов грунтом.

При устройстве траншей и обваловки следует учитывать возможность повышения уровня грунтовых вод и интенсивных осадков в виде дождя в период проведения работ.

Удерживающие, сорбирующие и направляющие боковые заграждения, должны быть выполнены из материалов стойких к воздействию нефти, нефтепродуктов и воды, выдерживать нагрузки, соответствующие тем поверхностным водотокам, для которых они предназначены.

Технология установки боковых заграждений для локализации нефтяного разлива на водотоке должна быть отработана таким образом, чтобы надежное удержание нефти и нефтепродуктов осуществлялось минимальным количеством рубежей постановки бонов и позволяли удерживать нефтяное пятно такое количество времени, которое необходимо для механического сбора нефти и нефтепродуктов.

Применение сорбирующих материалов проводить только при наличии гигиенического заключения органов Госсанэпиднадзора РФ и сертификата органов Госстандарта РФ на сорбирующие материалы.

Применение диспергентов, микробиологических, биологических препаратов проводить только при наличии гигиенического заключения органов Госсанэпиднадзора РФ, сертификата органов Госстандарта РФ, по согласованию с органами Росприроднадзора, и Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и на основании положительного заключения Государственной экологической экспертизы федерального уровня при планировании операций на водных объектах и федеральных землях, регионального уровня - в прочих случаях.

9.2. Требования к технологиям, применяемым при механическом сборе нефти и нефтепродуктов.

Технологии и специальные технические средства, применяемые для механического сбора нефти и нефтепродуктов с поверхности грунта и воды, должны обеспечивать максимально быстрый сбор нефтяного пятна.

Технологии и специальные технические средства для сбора разлитой нефти не должны увеличивать объем нефтезагрязненных отходов.

Специальные технические средства должны быть пожаробезопасны и просты в эксплуатации.

Технологии механического сбора нефти должны быть применяемы в диапазоне температур окружающей среды от -40 С до +40 С.

9.3. Требования к микробиологическим, биохимическим и иным препаратам, разрешенным к применению на территории РФ для деструкции нефтяного загрязнения грунтов и водных объектов.

В части разрешительной документации биологический препарат-деструктор углеводородов должен иметь:

санитарно-эпидемиологическое заключение органов и учреждений Госсанэпиднадзора РФ;

разрешительные документы Российского Регистра Потенциально Опасных Химических и Биологических веществ;

методику аналитического контроля при использовании на грунте и воде;

технические условия;

инструкцию по применению.

Для обеспечения экологически допустимой, эффективной и экономически приемлемой очистки окружающей среды от нефтепродуктов препарат должен соответствовать следующим критериям:

препарат должен быть изготовлен на основе непатогенных штаммов, выделенных из природных экосистем;

препарат технически легко применим;

препарат обеспечивает эффективное снижение загрязнения, не обуславливая при этом экологически неблагоприятных последствий.

Технические условия на микробиологические и биохимические препараты должны иметь в своем составе следующие разделы:

1. Технические требования (характеристики препарата, требования к упаковке и маркировке).

2. Правила приемки.

3. Методы испытаний (отбор проб, определение органолептических показателей, определение оксидазной активности).

4. Транспортировка и хранение.

5. Требования безопасности.

6. Требования по охране окружающей среды.

7. Гарантии изготовителя.

8. Оптимальные условия эффективной работы препарата.

Инструкция к микробиологическим и биохимическим препаратам должна содержать исчерпывающую информацию по:

приготовлению рабочей формы препарата к применению;

описанию способствующих процессу очистки технических приемов и агрохимических мероприятий;

описанию процесса обработки, нормы внесения препарата для различных целей и условий применения;

перечню необходимых для проведения работ технических средств;

соответствующим правовым и техническим нормам и правилам;

мероприятиям по технике безопасности при подготовке и применению рабочей формы препарата;

рекомендациям проведения контроля, за процессом деструкции углеводородов.

9.4. Требования к технологии сжигания нефти и нефтепродуктов в месте разлива.

Сжигание нефти и нефтепродуктов в месте разлива производится по решению КЧС и ПБ после его согласования с Территориальным управлением федеральной службы по надзору в сфере природопользования; Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора РФ по Чеченской Республике; Территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, и Главным управлением МЧС России по Чеченской Республике и на основании положительного заключения Государственной экологической экспертизы федерального уровня при планировании операций на водных объектах и федеральных землях, регионального уровня - в прочих случаях.

9.5. Требования к мероприятиям по утилизации собранной нефти, нефтепродуктов и отработанных расходных материалов.

Все работы по временному хранению и утилизации собранной нефти, нефтепродуктов и отработанных расходных материалов осуществляются организацией, владельцем объекта или профессиональными аварийно-спасательными формированиями (службами), обслуживающими данную организацию.

Полигоны (оборудованные сооружения) временного хранения и утилизации собранной нефти и нефтепродуктов определяются заранее (при разработке планов ЛРН) по согласованию с надзорными и контролирующими органами. Кроме этого, определяются способы утилизации собранной нефти, нефтепродуктов и отработанных расходных материалов, применяемые для этих работ технологии и специальные технические средства, устанавливаются примерные сроки выполнения этих работ с учетом объемов собранной нефти, нефтепродуктов и отработанных расходных материалов.

После проведения работ по утилизации составляется акт утилизации собранной нефти, нефтепродуктов и отработанных расходных материалов.

10. Требования, предъявляемые к отчёту о проведении работ по локализации и ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов.

Отчет о проведении работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов должен содержать следующие сведения:

причина и обстоятельства разливов нефти и нефтепродуктов;

описание и оценка действий органов управления при устранении источника утечки, локализации и описание и оценка действий органов управления при устранении источника утечки, локализациями ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов;

оценка эффективности сил и специальных технических средств, применяемых в ходе работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;

затраты на проведение работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, включая расходы на локализацию, сбор, утилизацию нефти и нефтепродуктов и последующую реабилитацию территории;

расходы на возмещение (компенсацию) ущерба, нанесенного водным биологическим ресурсам;

уровень остаточного загрязнения нефтепродуктами атмосферного воздуха, почвы, поверхностных и подземных вод, после выполнения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;

сведения о размерах границ загрязненных территорий нефтепродуктами и размеры границ территории с остаточным загрязнением нефтепродуктов (атмосферного воздуха, почвы, поверхностных и подземных вод) после ликвидации аварии;

состояние технологического оборудования организации, наличие предписаний надзорных органов об устранении недостатков его технического состояния, нарушений норм и правил промышленной безопасности;

предложения по дополнительному оснащению формирований (подразделений) организации и профессиональных аварийно-спасательных формирований (служб).

Отчеты о проведении работ по локализации и ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов представляются муниципальному органу власти, на территории которого проводились работы по ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов, Главному управлению МЧС России по Чеченской Республике, Территориальному управлению федеральной службы по надзору в сфере природопользования; Управлению по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора РФ по Чеченской Республике; Территориальному управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Документы, разрабатываемые в ходе выполнения работ по ЛРН, оформляются в текстовом виде с приложением карт (планов) границ загрязнения территорий, необходимых расчетов,1 графиков и других справочных материалов.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Вести Республики № 7 от 20.01.2007 стр [4-6], Федеральный регистр нормативных правовых актов от 22.01.2007
Рубрики правового классификатора: 160.040.090 Экологическая безопасность (см. также 110.010.130)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать