Основная информация

Дата опубликования: 14 декабря 2012г.
Номер документа: RU03000201200970
Текущая редакция: 3
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Башкортостан
Принявший орган: Правительство Республики Башкортостан
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ГУБЕРНАТОР КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Правительство Республики Башкортостан

Постановление

14 декабря 2012 года № 448

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

(в редакции постановления Правительства Республики Башкортостан от 10.03.2016 года № 71)

(в редакции постановлений Правительства Республики Башкортостан от 10.03.2016 года № 71, от 03.12.2019 года № 703)

В соответствии с пунктом 6 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации Правительство Республики Башкортостан постановляет:

(в редакции постановления Правительства Республики Башкортостан от 10.03.2016 года № 71)

1. Утвердить прилагаемую Программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

(в редакции постановления Правительства Республики Башкортостан от 10.03.2016 года № 71)

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан.

(пункт изложить в редакции постановления Правительства Республики Башкортостан от 03.12.2019 года № 703)

Президент

Республики Башкортостан

Р. Хамитов

Утвержден

постановлением Правительства

Республики Башкортостан

от «14» декабря 2012 г. № 448

Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

(в редакции постановления Правительства Республики Башкортостан от 10.03.2016 года № 71)

(абзац исключен постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10.03.2016 года № 71)

1.1. Настоящая Программа разработана с целью психолого-педагогической и правовой подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и определяет ее содержание, учебно-тематический план согласно приложениям № 1 и № 2 к настоящей Программе, форму проведения подготовки, общую трудоемкость подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (усыновить (удочерить)), взять под опеку (попечительство), создать приемную семью, стать патронатным воспитателем (далее соответственно - программа, кандидаты в приемные родители, приемные родители, приемная семья).

(пункт в редакции постановления Правительства Республики Башкортостан от 10.03.2016 года № 71)

1.2. Понятия и термины, используемые в настоящей Программе, применяются в значениях, определенных федеральным законодательством.

(пункт в редакции постановления Правительства Республики Башкортостан от 10.03.2016 года № 71)

1.3. Проведение подготовки по настоящей Программе осуществляется в очной или очно-заочной форме, в том числе с использованием дистанционных методов подготовки при очно-заочной форме подготовки.

(пункт в редакции постановления Правительства Республики Башкортостан от 10.03.2016 года № 71)

1.4. Требования к уровню подготовки граждан, желающих принять в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей:

а) гражданин должен иметь представление:

о системе защиты прав детей, формах устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью;

о сопровождающей организации и приемной семье в процессе подготовки и после устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью, мерах социальной поддержки приемных семей;

об ответственности лиц, принявших детей на воспитание в свою семью, за жизнь и здоровье ребенка, оставшегося без попечения родителей, его воспитание и развитие;

об особенностях развития детей, оставшихся без попечения родителей, и влиянии прошлого опыта детей, оставшихся без попечения родителей (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей), на их психофизическое развитие и поведение;

о правилах безопасного воспитания приемных детей в зависимости от их возрастных потребностей, жизненного опыта;

об обеспечении безопасности как в доме, так и вне дома - на улице, в общественных местах;

о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка, оставшегося без попечения родителей;

о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых приемным родителям;

о порядке контактов ребенка, оставшегося без попечения родителей, с кровными родителями и родственниками;

б) гражданин должен знать:

права и обязанности приемных родителей как в отношении ребенка, оставшегося без попечения родителей, так и в отношении сопровождающей организации;

закономерности и потребности развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, в разные возрастные периоды;

причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной и социальной депривации, влияние прошлого опыта (жестокое обращение, пренебрежение нуждами, разлуки с семьей) ребенка, оставшегося без попечения родителей, на его психофизическое развитие и поведение;

этапы и особенности проживания горя, способы оказания помощи ребенка, оставшегося без попечения родителей, на разных этапах проживания горя;

особенности протекания периода адаптации ребенка, оставшегося без попечения родителей, в приемной семье;

степень влияния собственного опыта приемных родителей на их отношение к "трудному" поведению ребенка, оставшегося без попечения родителей;

санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семье;

способы формирования социально-бытовых умений ребенка, оставшегося без попечения родителей, в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;

возрастные психофизиологические особенности сексуального развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, методы и приемы полового воспитания в семье;

в) гражданин должен уметь:

использовать полученные знания для анализа имеющихся у него собственных воспитательских компетенций, ресурсов и ограничений, осознания и оценки своей готовности для принятия в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;

видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию приемного ребенка;

рассматривать "трудное" поведение ребенка, оставшегося без попечения родителей, в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;

выбирать способы реагирования на "трудное" поведение в зависимости от особенностей развития приемного ребенка, жизненного опыта и текущей ситуации;

осознать природу своих чувств по поводу "трудного" поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей;

быть готовым оказать поддержку приемному ребенку, переживающему горе и (или) потерю;

предотвращать риск жестокого обращения с приемным ребенком в своей семье;

оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка, оставшегося без попечения родителей, и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;

преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни ребенка;

прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;

понимать связи между потребностями развития приемного ребенка и возможностями своей семьи;

оценивать воспитательский ресурс своей семьи;

быть готовым к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания;

ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, и приемных родителей;

заботиться о здоровье приемного ребенка;

соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка, оставшегося без попечения родителей;

понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения;

находить конструктивные выходы из кризисных ситуаций.

(пункт в редакции постановления Правительства Республики Башкортостан от 10.03.2016 года № 71)

2. Порядок организации подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

(раздел исключен постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10.03.2016 года № 71)

Приложение № 1

к Программе подготовки лиц,

желающих принять на воспитание

в семью ребенка,

оставшегося без попечения

родителей

(в редакции постановления

Правительства

Республики Башкортостан

от 10.03.2016 года № 71)

Учебно-тематический план занятий с лицами, желающими принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Формы контроля

всего

в том числе

семинары-тренинги

лекции

индивидуальное консультирование

1

2

3

4

5

6

7

1

Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители

5 ч.

2 ч.

1 ч.

2 ч.

анкетирование, собеседование

2

Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей

5 ч.

3ч.

1ч.

1ч.

собеседование

3

Этапы развития ребенка

6 ч.

4 ч.

2 ч.

анкетирование, собеседование

4

Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка

9ч.

6ч.

2ч.

1ч.

собеседование

5

Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей

3ч.

3ч.

-

-

собеседование

6

Адаптация приемного ребенка в приемной семье

6ч.

3ч.

1ч.

2ч.

собеседование

7

«Трудное» поведение приемного ребенка, навыки им управления

7ч.

4ч.

1ч.

2ч.

собеседование

8

Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка

5ч.

3ч.

1ч.

1ч.

собеседование

9

Особенности полового воспитания приемного ребенка

4ч.

3ч.

1ч.

-

собеседование

10

Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка

20ч.

3ч.

2ч.

15ч.

анкетирование

11

Основы законода­тельства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан

5ч.

1ч.

3ч.

1ч.

анкетирование, собеседование

12

Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям

3ч.

1ч.

1ч.

1ч.

собеседование

13

Подведение итогов подготовки кандидатов в приемные родители

2ч.

-

-

2ч.

собеседование

Итого

80ч.

36ч.

16ч.

28ч.

Приложение № 2

к Программе подготовки лиц,

желающих принять на воспитание

в семью ребенка,

оставшегося без попечения

родителей

(в редакции постановления

Правительства

Республики Башкортостан

от 10.03.2016 года № 71)

Содержание Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

(в редакции постановления Правительства Республики Башкортостан от 10.03.2016 года № 71)

Раздел 1. Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители.

Содержание, цели и этапы программы подготовки кандидатов в приемные родители.

Задачи подготовки:

выявление и формирование воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;

оказание помощи в определении готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы его устройства на воспитание в семью, в выявлении как личных, так и семьи в целом слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании, в осознании реальных проблем и трудностей;

ознакомление с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;

формирование знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;

формирование представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;

ознакомление с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами его «трудного» поведения;

ознакомление с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;

ознакомление с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей.

Обучающе-психологический тренинг, особенности и порядок его прохождения, а также прохождения психологического обследования кандидатов в приемные родители.

Причины сиротства детей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления таких детей, их устройства в данные организации и знакомства с потенциальной приемной семьей.

Общая характеристика установленных законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Раздел 2. Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей.

Изучение потребностей ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное и эмоциональное развитие, привязанность, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация, навыки самообслуживания) и необходимость их обеспечения.

Проведение оценки способности кандидатов в приемные родители обеспечить потребности ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход); имеющихся компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.

Раздел 3. Этапы развития ребенка.

Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний, дошкольный, младший школьный, подростковый возраст, юношество).

Роль психологических потребностей в личностном развитии (привязанность, безопасность, идентичность).

Раздел 4. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка.

Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка.

Диспропорции развития ребенка; понятия «умственная отсталость» и «задержка психического развития», их отличия.

Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение.

Оценка возможностей кандидатов в приемные родители воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.

Раздел 5. Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Роль биологических родителей и кровных родственников и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка.

Причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Типы «нарушенной привязанности» (понятия негативной (невротической), амбивалентной, избегающей, дезорганизованной привязанностей).

Понятия «горе» и «потеря» в жизни ребенка, психологические особенности и этапы переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, гнев и смешение чувств, депрессия, принятие); последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка.

Раздел 6. Адаптация приемного ребенка в приемной семье. Особенности ожидания приемных семей; страхи, тревоги и разочарования; подготовка родственников к появлению приемного ребенка.

Этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации.

Тайна усыновления, ее реальные и мнимые преимущества и сложности.

Оказание помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье.

Раздел 7. «Трудное» поведение приемного ребенка, навыки им управления.

Формы «трудного» поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ); их причины и способы работы с ними.

Эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка; причины задержки усвоения этических ценностей и общественных норм.

Влияние собственного опыта приемных родителей на отношение к детям с «трудным» поведением, осознание слабых и сильных сторон, поддержка в решении проблем «трудного» поведения специалистов.

Раздел 8. Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка.

Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни.

Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения; предотвращение рисков жестокого обращения в приемной семье, на улице и в общественных местах.

Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития.

Раздел 9. Особенности полового воспитания приемного ребенка.

Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.

Формирование половой идентичности; полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности; способы защиты ребенка от сексуального насилия.

Раздел 10. Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка.

Родительское отношение к ребенку, влияние родителей на формирование личности и характер ребенка.

Стабильность семейных отношений; способы реагирования семьи на стрессовые ситуации.

Социальные связи кандидатов в приемные родители; система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи.

Семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции.

Проблемы семьи, возможности и ресурсы, сильные и слабые стороны.

Раздел 11. Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.

Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью.

Формы семейного устройства.

Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители; порядок представления документов для получения заключения о возможности быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем.

Порядок представления сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей. Обязанности администрации такой организации. Возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка.

Порядок принятия решения об усыновлении ребенка (подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения).

Порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства.

Порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью.

Меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации. Выплаты на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства.

Защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка.

Порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье. Порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом.

Правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства): личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей.

Порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку.

Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства. Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.

Раздел 12. Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям.

Родительские и профессиональные функции приемной семьи.

Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь семьям, с биологической семьей ребенка.

Доступная инфраструктура социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи.

Взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом.

Раздел 13. Подведение итогов подготовки кандидатов в приемные родители.

Обсуждение результатов освоения курса, выполнения домашних заданий.

Обсуждение степени усвоения курса.

Проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление готовности к приему ребенка на воспитание.

Составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию).

(ВНЕСЕНО: Овчинникова А.В. 20.12.2012 г.;

ОТФОРМАТИРОВАНО: Овчинникова А.В. 26.12.2012 г.; Овчинникова А.В. 27.11.2015 г.; Овчинникова А.В. 13.01.2016 г.)

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Официальный Интернет-портал правовой информации Республики Башкортостан (www.npa.bashkortostan.ru) № 201212200016 от 20.12.2012
Рубрики правового классификатора: 040.060.000 Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, 040.080.000 Охрана семьи, материнства, отцовства и детства

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать