Основная информация
Дата опубликования: | 15 мая 2002г. |
Номер документа: | В200202095 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
В0202239
В200202095
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.09.2002, N 9(118), СТР. 30
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
15.05.2002 N 9079/01
[Поскольку арбитражный суд не учел положений Соглашения
между государствами - участниками Соглашения о формировании
Транспортного союза о международном автомобильном сообщении,
утвержденным решением Совета глав правительств при
Межгосударственном Совете Республики Беларусь,
Республики Казахстан, Кыргызской Республики и
Российской Федерации от 24.11.98 N 40; НГР:Г9800120
и Федерального закона "Об иностранных инвестициях в РФ",
судебные акты подлежат изменению]
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на решение от 15.05.2001, постановление апелляционной инстанции от 27.06.2001 Арбитражного суда Московской области по делу N А41-К2-526-01 и постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 20.08.2001 по тому же делу.
Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Международное грузовое автотранспортное предприятие N 7" (далее - предприятие), зарегистрированное в городе Бишкеке (Киргизия), обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Министерству транспорта Российской Федерации и Московскому областному отделению Российской транспортной инспекции о признании за ним права на осуществление предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации по автомобильным перевозкам грузов в международном сообщении и в пределах Российской Федерации и об обязании выдать лицензию на осуществление указанного вида деятельности.
Решением от 15.05.2001 исковые требования в части признания за предприятием права на осуществление предпринимательской деятельности по перевозке грузов и пассажиров на территории Российской Федерации удовлетворены. В части требования об обязании ответчика выдать лицензию на осуществление указанного вида деятельности производство по делу прекращено.
Постановлением апелляционной инстанции от 27.06.2001 решение оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 20.08.2001 указанные судебные акты оставил без изменения.
В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается судебные акты отменить, в иске отказать.
Президиум считает, что оспариваемые судебные акты в части требования о признании права предприятия осуществлять предпринимательскую деятельность по перевозке грузов и пассажиров в Российской Федерации отменить и в иске в этой части отказать. В остальной части указанные судебные акты следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, предприятие зарегистрировало на территории Российской Федерации свой филиал, предметом деятельности которого являлось оказание транспортных услуг как в международном грузовом сообщении, так и на территории Российской Федерации.
В связи с тем, что деятельность по перевозке грузов подлежала лицензированию в Российской Федерации, предприятие обратилось с просьбой о выдаче ему соответствующей лицензии на право ее осуществления.
Министерство транспорта Российской Федерации отказало предприятию в выдаче лицензии, поскольку иностранная фирма не может осуществлять перевозки на территории Российской Федерации. Подобная лицензия может быть выдана только российскому юридическому лицу (в том числе и основанному с участием иностранного капитала).
Арбитражный суд, признавая за иностранной фирмой право на осуществление перевозок на территории Российской Федерации, не учел наличия межведомственного соглашения об автомобильном сообщении, заключенного министерствами транспорта Киргизии и России 10.06.92 в целях развития автомобильного сообщения между Республикой Кыргызстан и Россией, а также для развития транзита по территории обеих стран. Согласно статье 2 соглашения каждая из Договаривающихся Сторон обязывалась обеспечить условия для беспрепятственного проезда автотранспортных средств другой Договаривающейся Стороны по территории своего государства, следующих транзитом в третьи страны.
Кроме того, в соответствии с Соглашением между государствами - участниками Соглашения о формировании Транспортного союза о международном автомобильном сообщении, утвержденным решением Совета глав правительств при Межгосударственном Совете Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации от 24.11.98 N 40; НГР:Г9800120 (далее - Соглашение N 40), должны были осуществляться регулярные и нерегулярные перевозки грузов, пассажиров и багажа между государствами - участниками данного Соглашения транзитом через их территории автотранспортными средствами, зарегистрированными в этих государствах.
Транзит осуществляется на основе специальных разрешений (статья 3 Соглашения N 40).
Кроме того, в силу Соглашения N 40 иностранные перевозчики (юридические лица, их филиалы или представительства, а также индивидуальные предприниматели) могли осуществлять перевозки до границы Российской Федерации.
При этом статьей 9 данного Соглашения перевозчику одной из Сторон запрещается осуществлять перевозки пассажиров и грузов между двумя пунктами, расположенными на территории государства другой Стороны.
Соответствуют названным нормам международных соглашений и положения национального законодательства Российской Федерации. Так, статьей 2 Федерального закона от 24.07.98 N 127-ФЗ; НГР:Р9803452 "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" предусмотрено, что международные автомобильные перевозки иностранными перевозчиками по территории Российской Федерации осуществляются в соответствии со специальными разрешениями на проезд транспортного средства по территории России. Согласно статье 7 указанного Закона запрещаются перевозки грузов и пассажиров между пунктами, расположенными на территории Российской Федерации, транспортными средствами, принадлежащими иностранным перевозчикам.
Таким образом, к осуществлению внутренних перевозок в России допускаются только российские юридические лица. Для государственного контроля за таким видом предпринимательской деятельности, как осуществление внутренних автомобильных перевозок Федеральным законом от 10.12.95 N 196-ФЗ; НГР:Р9504933 "О безопасности дорожного движения" было предусмотрено обязательное лицензирование деятельности российских фирм по осуществлению автомобильных перевозок.
Следовательно, международные автомобильные перевозки по территории Российской Федерации иностранными перевозчиками должны были осуществляться с соблюдением установленного международным правом и внутренним законодательством порядка, а осуществление внутренних автомобильных перевозок по территории России иностранным перевозчикам вообще запрещалось.
Это ограничение следует рассматривать как изъятие из общепринятого для иностранных перевозчиков режима, установленного Федеральным законом от 09.07.99 N 160-ФЗ; НГР:Р9903473 "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации". Статья 4 этого Закона определяет общий режим деятельности иностранных фирм в России: "правовой режим деятельности иностранных инвесторов не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами".
Таким образом, иностранное юридическое лицо с учетом изъятий, установленных международным договором и федеральным законом, не может осуществлять внутренние перевозки в Российской Федерации автомобильным транспортом, принадлежащим этому юридическому лицу. В сфере осуществления автомобильных перевозок в России действует иной порядок допуска иностранных инвестиций - через создание на территории России коммерческой организации с иностранными инвестициями.
Поскольку арбитражный суд не учел указанных положений международного договора и федерального закона, судебные акты подлежат изменению.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187-189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение от 15.05.2001, постановление апелляционной инстанции от 27.06.2001 Арбитражного суда Московской области по делу N А41-К2-526-01 и постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 20.08.2001 в части требования о признании права ООО "Международное грузовое автотранспортное предприятие N 7" (Киргизия) осуществлять предпринимательскую деятельность по перевозке грузов и пассажиров в Российской Федерации отменить, в иске в этой части отказать.
В остальной части указанные судебные акты оставить без изменения.
И.о. Председателя Высшего
Арбитражного Суда
Российской Федерации
М.К.Юков
[введено: 03.09.2002 оператор НЦПИ - Калинина Т.А.]
[проверено: 04.09.2002 редактор НЦПИ - Юрченко М.А.]
В0202239
В200202095
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.09.2002, N 9(118), СТР. 30
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
15.05.2002 N 9079/01
[Поскольку арбитражный суд не учел положений Соглашения
между государствами - участниками Соглашения о формировании
Транспортного союза о международном автомобильном сообщении,
утвержденным решением Совета глав правительств при
Межгосударственном Совете Республики Беларусь,
Республики Казахстан, Кыргызской Республики и
Российской Федерации от 24.11.98 N 40; НГР:Г9800120
и Федерального закона "Об иностранных инвестициях в РФ",
судебные акты подлежат изменению]
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на решение от 15.05.2001, постановление апелляционной инстанции от 27.06.2001 Арбитражного суда Московской области по делу N А41-К2-526-01 и постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 20.08.2001 по тому же делу.
Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Международное грузовое автотранспортное предприятие N 7" (далее - предприятие), зарегистрированное в городе Бишкеке (Киргизия), обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Министерству транспорта Российской Федерации и Московскому областному отделению Российской транспортной инспекции о признании за ним права на осуществление предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации по автомобильным перевозкам грузов в международном сообщении и в пределах Российской Федерации и об обязании выдать лицензию на осуществление указанного вида деятельности.
Решением от 15.05.2001 исковые требования в части признания за предприятием права на осуществление предпринимательской деятельности по перевозке грузов и пассажиров на территории Российской Федерации удовлетворены. В части требования об обязании ответчика выдать лицензию на осуществление указанного вида деятельности производство по делу прекращено.
Постановлением апелляционной инстанции от 27.06.2001 решение оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 20.08.2001 указанные судебные акты оставил без изменения.
В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается судебные акты отменить, в иске отказать.
Президиум считает, что оспариваемые судебные акты в части требования о признании права предприятия осуществлять предпринимательскую деятельность по перевозке грузов и пассажиров в Российской Федерации отменить и в иске в этой части отказать. В остальной части указанные судебные акты следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, предприятие зарегистрировало на территории Российской Федерации свой филиал, предметом деятельности которого являлось оказание транспортных услуг как в международном грузовом сообщении, так и на территории Российской Федерации.
В связи с тем, что деятельность по перевозке грузов подлежала лицензированию в Российской Федерации, предприятие обратилось с просьбой о выдаче ему соответствующей лицензии на право ее осуществления.
Министерство транспорта Российской Федерации отказало предприятию в выдаче лицензии, поскольку иностранная фирма не может осуществлять перевозки на территории Российской Федерации. Подобная лицензия может быть выдана только российскому юридическому лицу (в том числе и основанному с участием иностранного капитала).
Арбитражный суд, признавая за иностранной фирмой право на осуществление перевозок на территории Российской Федерации, не учел наличия межведомственного соглашения об автомобильном сообщении, заключенного министерствами транспорта Киргизии и России 10.06.92 в целях развития автомобильного сообщения между Республикой Кыргызстан и Россией, а также для развития транзита по территории обеих стран. Согласно статье 2 соглашения каждая из Договаривающихся Сторон обязывалась обеспечить условия для беспрепятственного проезда автотранспортных средств другой Договаривающейся Стороны по территории своего государства, следующих транзитом в третьи страны.
Кроме того, в соответствии с Соглашением между государствами - участниками Соглашения о формировании Транспортного союза о международном автомобильном сообщении, утвержденным решением Совета глав правительств при Межгосударственном Совете Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации от 24.11.98 N 40; НГР:Г9800120 (далее - Соглашение N 40), должны были осуществляться регулярные и нерегулярные перевозки грузов, пассажиров и багажа между государствами - участниками данного Соглашения транзитом через их территории автотранспортными средствами, зарегистрированными в этих государствах.
Транзит осуществляется на основе специальных разрешений (статья 3 Соглашения N 40).
Кроме того, в силу Соглашения N 40 иностранные перевозчики (юридические лица, их филиалы или представительства, а также индивидуальные предприниматели) могли осуществлять перевозки до границы Российской Федерации.
При этом статьей 9 данного Соглашения перевозчику одной из Сторон запрещается осуществлять перевозки пассажиров и грузов между двумя пунктами, расположенными на территории государства другой Стороны.
Соответствуют названным нормам международных соглашений и положения национального законодательства Российской Федерации. Так, статьей 2 Федерального закона от 24.07.98 N 127-ФЗ; НГР:Р9803452 "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" предусмотрено, что международные автомобильные перевозки иностранными перевозчиками по территории Российской Федерации осуществляются в соответствии со специальными разрешениями на проезд транспортного средства по территории России. Согласно статье 7 указанного Закона запрещаются перевозки грузов и пассажиров между пунктами, расположенными на территории Российской Федерации, транспортными средствами, принадлежащими иностранным перевозчикам.
Таким образом, к осуществлению внутренних перевозок в России допускаются только российские юридические лица. Для государственного контроля за таким видом предпринимательской деятельности, как осуществление внутренних автомобильных перевозок Федеральным законом от 10.12.95 N 196-ФЗ; НГР:Р9504933 "О безопасности дорожного движения" было предусмотрено обязательное лицензирование деятельности российских фирм по осуществлению автомобильных перевозок.
Следовательно, международные автомобильные перевозки по территории Российской Федерации иностранными перевозчиками должны были осуществляться с соблюдением установленного международным правом и внутренним законодательством порядка, а осуществление внутренних автомобильных перевозок по территории России иностранным перевозчикам вообще запрещалось.
Это ограничение следует рассматривать как изъятие из общепринятого для иностранных перевозчиков режима, установленного Федеральным законом от 09.07.99 N 160-ФЗ; НГР:Р9903473 "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации". Статья 4 этого Закона определяет общий режим деятельности иностранных фирм в России: "правовой режим деятельности иностранных инвесторов не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами".
Таким образом, иностранное юридическое лицо с учетом изъятий, установленных международным договором и федеральным законом, не может осуществлять внутренние перевозки в Российской Федерации автомобильным транспортом, принадлежащим этому юридическому лицу. В сфере осуществления автомобильных перевозок в России действует иной порядок допуска иностранных инвестиций - через создание на территории России коммерческой организации с иностранными инвестициями.
Поскольку арбитражный суд не учел указанных положений международного договора и федерального закона, судебные акты подлежат изменению.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187-189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение от 15.05.2001, постановление апелляционной инстанции от 27.06.2001 Арбитражного суда Московской области по делу N А41-К2-526-01 и постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 20.08.2001 в части требования о признании права ООО "Международное грузовое автотранспортное предприятие N 7" (Киргизия) осуществлять предпринимательскую деятельность по перевозке грузов и пассажиров в Российской Федерации отменить, в иске в этой части отказать.
В остальной части указанные судебные акты оставить без изменения.
И.о. Председателя Высшего
Арбитражного Суда
Российской Федерации
М.К.Юков
[введено: 03.09.2002 оператор НЦПИ - Калинина Т.А.]
[проверено: 04.09.2002 редактор НЦПИ - Юрченко М.А.]
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 9(118) от 01.09.2002 Стр. 30 |
Рубрики правового классификатора: | 030.000.000 Гражданское право, 030.120.000 Договоры и другие обязательства, 030.120.110 Перевозка. Транспортная экспедиция (см. также 030.150.130, 090.070.110, 090.070.140), 030.150.000 Международное частное право, 030.150.030 Гражданско-правовое положение иностранных юридических лиц в Российской Федерации. Предпринимательская деятельность иностранных юридических лиц в Российской Федерации (инвестиции, совместные предприятия, филиалы и представительства) (см. также 180.050.050, 180.070.000), 030.150.130 Международные перевозки (см. также 030.120.110, 200.100.040, 200.120.030, 200.130.030), 180.000.000 Правосудие, 180.050.000 Арбитражный процесс, 180.050.050 Производство по делам с участием иностранных лиц (см. также 010.050.020, 030.150.020, 030.150.030, 030.150.180, 040.090.000, 180.080.090, 200.050.020), 200.000.000 Международные отношения. Международное право, 200.100.000 Международное экономическое сотрудничество, 200.100.040 Сотрудничество в области автомобильного, железнодорожного и речного транспорта |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: