Основная информация

Дата опубликования: 15 июня 2005г.
Номер документа: В200501534
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0501534

В200501534

ОПУБЛИКОВАНО:

ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.10.2005, N 10, СТР. 17

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

15.06.2005 N 776/05

[О рассмотрении заявления ООО "Международное

транспортное агентство "Олимпик Сервис" о пересмотре

в порядке надзора постановления Федерального

арбитражного суда Северо-Кавказского округа

от 07.10.2004 по делу N А32-18268/2004-22/505-47 АП

Арбитражного суда Краснодарского края]

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

Председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;

членов Президиума: Андреевой Т.К., Арифулина А.А., Березия А.Е., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Горячевой Ю.Ю., Исайчева В.Н., Козловой А.С., Козловой О.А., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. -

рассмотрел заявление общества с ограниченной ответственностью "Международное транспортное агентство "Олимпик Сервис" о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 07.10.2004 по делу N А32-18268/2004-22/505-47 АП Арбитражного суда Краснодарского края.

В заседании принял участие представитель Генеральной прокуратуры Российской Федерации Попов А.Д.

Заслушав и обсудив доклад судьи Березия А.Е. и объяснения представителя участвующего в деле лица, Президиум установил следующее.

Сочинский транспортный прокурор обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Международное транспортное агентство "Олимпик Сервис" (далее - общество) к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; НГР:Р0102426 (далее - КоАП РФ; НГР:Р0102426) за предоставление услуг по хранению багажа в аэропорту города Сочи без соответствующей лицензии.

Решением суда первой инстанции от 02.08.2004 в удовлетворении требования отказано.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановлением от 07.10.2004 решение отменил, в удовлетворении требования отказал в связи с истечением на момент рассмотрения дела в суде кассационной инстанции двухмесячного срока для привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ; НГР:Р0102426.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора названного постановления суда кассационной инстанции общество ссылается на неправильное применение этим судом норм материального права и необоснованный вывод о наличии оснований для привлечения общества к административной ответственности.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении и выступлении присутствующего в заседании представителя Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Президиум считает, что оспариваемый судебный акт подлежит отмене, решение суда первой инстанции - оставлению без изменения по следующим основаниям.

Общество с согласия Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по городу Сочи заключило с государственным унитарным предприятием "Аэропорт Сочи" (далее - аэропорт) договор аренды камеры хранения пассажирского комплекса аэропорта от 24.05.2004 N КВ-174. В арендуемом помещении общество предоставляло услуги камеры хранения.

В ходе проверки соблюдения в аэропорту действующего законодательства о лицензировании, проведенной Сочинской транспортной прокуратурой, установлен факт предоставления обществом услуг камеры хранения без соответствующей лицензии. По результатам проверки Сочинским транспортным прокурором вынесено постановление от 28.07.2004 о возбуждении дела об административном правонарушении.

Отказывая в привлечении общества к административной ответственности, суд первой инстанции сослался на действующее законодательство, в силу которого услуги камеры хранения не подлежат лицензированию.

Отменяя указанное решение, суд кассационной инстанции сделал противоположный вывод. Суд счел, что деятельность по предоставлению услуг камеры хранения в аэропорту является деятельностью по обслуживанию пассажиров и багажа и согласно требованиям статьи 9 Воздушного кодекса Российской Федерации; НГР:Р9701092 (далее - Воздушный кодекс РФ; НГР:Р9701092) и подпункта "б" пункта 2 Федеральных авиационных правил лицензирования деятельности в области гражданской авиации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.01.1998 N 85; НГР:Р9800282, подлежит обязательному лицензированию.

Между тем суд кассационной инстанции дал неправильное толкование указанным нормам.

На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 9 Воздушного кодекса РФ; НГР:Р9701092 лицензированию подлежит деятельность в области авиации, в том числе по обслуживанию багажа на аэродромах и в аэропортах.

Аналогичное требование предусмотрено подпунктом "б" пункта 2 Федеральных авиационных правил лицензирования в области гражданской авиации, действующих на основании статьи 18 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ; НГР:Р0101580 "О лицензировании отдельных видов деятельности" до момента вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений в Воздушный кодекс РФ; НГР:Р9701092.

Согласно пункту 1 статьи 103 Воздушного кодекса РФ; НГР:Р9701092 по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также доставить этот багаж в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу.

В силу положений пункта 4.1.1 Правил перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях Союза ССР, утвержденных приказом Министерства гражданской авиации СССР от 16.01.1985 N 19, зарегистрированным или незарегистрированным багажом (ручной кладью) являются перевозимые пассажиром вещи.

На основании пункта 4.10.1 указанных Правил камеры хранения организуются в аэропортах и городских аэровокзалах для временного хранения вещей пассажиров.

Таким образом, вещи, сданные в камеру хранения, не приобретают статуса багажа, перевозимого в соответствии с договором перевозки.

Поскольку указанные вещи не относятся к багажу, по смыслу законодательства, регламентирующего воздушные перевозки, лицензия на осуществление деятельности по предоставлению в аэропортах услуг камеры хранения не требуется.

Согласно статье 3.15 названных Правил в аэропортах пассажирам предоставляется комплекс услуг. В аэровокзалах в зависимости от класса аэропорта оборудуются, в частности, камеры хранения, а также рестораны, буфеты, торговые киоски, парикмахерские, почтово-телеграфные отделения. Следовательно, услуги камеры хранения предоставляются наряду с другими услугами, не связанными непосредственно с организацией и обеспечением воздушных перевозок.

Учитывая, что статья 9 Воздушного кодекса РФ; НГР:Р9701092 предусматривает лицензирование деятельности в области авиации, обязательному лицензированию подлежит деятельность по обслуживанию пассажиров, багажа, грузов и почты, непосредственно связанная с обеспечением воздушного движения и осуществлением воздушных перевозок.

В силу части 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 каждый имеет право на свободу предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации; НГР:Р9405309 юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть обжаловано юридическим лицом в суд.

Согласно части 2 статьи 14.1 КоАП РФ; НГР:Р0102426 к административной ответственности привлекаются юридические лица и индивидуальные предприниматели за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно.

Поскольку обществу не требовалась лицензия на осуществление деятельности по предоставлению услуг камеры хранения, у суда кассационной инстанции не имелось правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.

При таких обстоятельствах оспариваемое постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа подлежит отмене в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР:Р0203806 как нарушающее единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 5 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР:Р0203806, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 07.10.2004 по делу N А32-18268/2004-22/505-47 АП Арбитражного суда Краснодарского края отменить.

Решение суда первой инстанции Арбитражного суда Краснодарского края от 02.08.2004 по данному делу оставить без изменения.

Председательствующий

А.А. Иванов

[отформатировано: 12.09.2005 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

[проверено: 19.09.2005 редактор НЦПИ - Антонова О.А.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 10 от 01.10.2005 Стр. 17
Рубрики правового классификатора: 020.000.000 Основы государственного управления, 020.030.000 Общие вопросы государственного управления в сфере экономики, социально-культурного и административно-политического строительства, 020.030.070 Лицензирование отдельных видов деятельности, 020.060.000 Административные правонарушения и административная ответственность, 020.060.050 Производство по делам об административных правонарушениях, 020.060.070 Отдельные виды административных правонарушений, 030.000.000 Гражданское право, 030.120.000 Договоры и другие обязательства, 030.120.110 Перевозка. Транспортная экспедиция (см. также 030.150.130, 090.070.110, 090.070.140)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА НА ТОРГАХ
№-1283254940 от 15 июля 2014

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать