Основная информация

Дата опубликования: 15 июня 2020г.
Номер документа: RU52062712202000190
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Нижегородская область
Принявший орган: Администрация Тонкинского муниципального района Нижегородской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты муниципальных образований
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



АДМИНИСТРАЦИЯ

ТОНКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

15.06.2020 № 337

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ТОНКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи», в целях обеспечения реализации конституционного права граждан на образование, администрация Тонкинского муниципального района Нижегородской области п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить прилагаемое Положение об организации инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных образовательных организациях Тонкинского муниципального района Нижегородской области.

2. Опубликовать настоящее постановление в порядке, установленном Уставом Тонкинского муниципального района Нижегородской области и разместить на официальном сайте администрации Тонкинского муниципального района Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на начальника управления образования и молодёжной политики администрации Тонкинского муниципального района Нижегородской области Н.И.Заровняеву.

Глава местного самоуправления

А.В.Баев

УТВЕРЖДЕНО

постановлением администрации Тонкинского муниципального района Нижегородской области

от 15.06.2020 № 337

ПОЛОЖЕНИЕ

об организации инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных образовательных организациях Тонкинского муниципального района Нижегородской области

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) в муниципальных общеобразовательных организациях Тонкинского муниципального района Нижегородской области (далее - МОУ) и муниципальных дошкольных образовательных организациях Тонкинского муниципального района Нижегородской области (далее - МДОУ), когда все дети, независимо от их физического и (или) психологического развития включены в общую систему образования и имеют возможность получать образование в образовательных организациях, закрепленных за конкретными территориями Тонкинского муниципального района Нижегородской области.

1.2. Правовые основы организации инклюзивного образования обучающихся
с ОВЗ:

- Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12.12.1993;

- Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;

- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждения Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 года №1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».

1.3. В Положении используются следующие понятия:

- инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (обучение в совместной образовательной среде детей с ОВЗ и детей, не имеющих ограничений по здоровью, посредством обеспечения детям с ОВЗ специальных условий обучения и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих ограничений по здоровью);

- обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые психолого – медико – педагогической комиссией (далее – ПМПК) и препятствующие получению образования без специальных условий. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598 (далее – ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ), выделяются следующие группы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: глухие, слабослышащие, позднооглохшие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно – двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами;

- ребёнок – инвалид – лицо в возрасте до 18 лет, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функции организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты;

- специальные условия обучения – адаптированные образовательные программы, специальные методы обучения, учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, индивидуальные технические средства обучения, индивидуально – групповые коррекционные занятия и доступность среды обучения, а также психолого – педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, необходимые обучающимся с ОВЗ для получения образования в соответствии с их способностями и психофизическими возможностями в целях содействия в социальной адаптации и интеграции указанных лиц в обществе, в том числе приобретения ими навыков самообслуживания, подготовки к трудовой, в том числе профессиональной, деятельности и самостоятельной жизни;

- адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;

- индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации её содержания с учётом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

1.4. Обучение обучающихся с ОВЗ в МОУ и МДОУ может быть организовано в форме инклюзивного образования независимо от вида ограничений здоровья.

2. Цели и задачи инклюзивного образования

2.1. Целью инклюзивного образования является реализация прав обучающихся с ОВЗ на получение качественного образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, создание условий для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказание ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов.

2.2. Задачи инклюзивного образования:

- создание эффективной системы психолого - педагогического и медико - социального сопровождения обучающихся с ОВЗ в МОУ и МДОУ с целью максимальной коррекции недостатков их психофизического развития;

- освоение обучающимися с ОВЗ общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

- формирование у всех участников образовательных отношений толерантного отношения к проблемам обучающихся с ОВЗ.

3. Организация инклюзивного образования

3.1. Инклюзивное образование детей в МДОУ может быть организовано:

- посредством совместного обучения здоровых детей и детей с ОВЗ в группе общеразвивающей направленности;

- посредством открытия группы комбинированной направленности;

- посредством открытия группы компенсирующей направленности;

- посредством открытия группы оздоровительной направленности;

- через предоставление услуг дошкольного образования в вариативных формах (посредством открытия группы кратковременного пребывания, консультативного пункта и др.).

3.2. Инклюзивное образование детей в МОУ может быть организовано:

- посредством совместного обучения обучающихся с ОВЗ и обучающихся, не имеющих ограничений по здоровью, в одном классе МОУ;

- посредством функционирования отдельного класса для обучающихся с ОВЗ в МОУ, реализующем программы общего образования.

Допускается сочетание инклюзивной формы с другими формами, при наличии указания на это в заключении ПМПК.

3.3. Обучение обучающихся с ОВЗ без инклюзии может быть предложено лишь при невозможности создания специальных условий для интеграции или при выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся иных форм организации образовательной деятельности.

3.4. Инклюзивное образование обучающихся с ОВЗ может реализовываться через следующие модели:

- полная инклюзия - обучающиеся с ОВЗ посещают МОУ (МДОУ) наряду со здоровыми обучающимися и обучаются по индивидуальным учебным планам, которые могут совпадать с учебным планом соответствующего класса, а также могут посещать кружки, клубы, внеклассные школьные мероприятия и др.;

- частичная инклюзия - обучающиеся с ОВЗ совмещают индивидуальное обучение на дому с посещением МОУ (МДОУ) и обучаются по индивидуальным учебным планам по согласованию с родителями (законными представителями). Также обучающиеся с ОВЗ могут посещать общешкольные внеклассные мероприятия кружки, клубы и др., если это не противоречит рекомендациям ПМПК.

- внеурочная инклюзия – обучающиеся с ОВЗ обучаются только на дому и посещают кружки, клубы, внеклассные общешкольные мероприятия и др. в МОУ (МДОУ) по рекомендациям ПМПК и по согласованию с родителями (законными представителями).

3.5. Прием обучающихся с ОВЗ в МОУ (МДОУ) для обучения по адаптированной основной общеобразовательной программе осуществляется на основании рекомендаций ПМПК, заявления родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и оформляется приказом руководителя МОУ (МДОУ).

3.6. Численность детей с ОВЗ, обучающихся инклюзивно в МОУ (МДОУ), определяется в соответствии с СаНПиН.

3.7 При организации инклюзивного образования МОУ (МДОУ) обязаны:

- разработать локальные акты, регламентирующие деятельность по организации инклюзивного образования (приказы, положения и т.д.);

- создать специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ;

- разработать адаптированные образовательные программы для обучающихся с ОВЗ;

- обеспечивать реализацию в полном объеме адаптированных образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся с ОВЗ установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным и психофизическим особенностям;

- обеспечивать помощь обучающимся с ОВЗ в профориентации, получении профессии и социальной адаптации;

- обеспечить специальную коррекционную помощь обучающимся с ОВЗ (по возможности обеспечить наличие учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя- логопеда и социального педагога);

- ознакомить родителей (законных представителей) обучающихся с ОВЗ с документами, регламентирующими образовательные отношения (адаптированной образовательной программой, учебным планом, расписанием и т.д.);

- иметь необходимую документацию и инструментарий, позволяющие отследить прохождение образовательной программы, динамику обучения обучающегося с ОВЗ, его коррекционную подготовку;

- обеспечить повышение квалификации педагогов в области коррекционной педагогики.

3.8. МОУ (МДОУ) осуществляют:

- учет детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ на этапах их поступления,

обучения, государственной итоговой аттестации;

- размещение информации о наличии условий для обучения инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на официальном сайте МОУ (МДОУ);

- создание в МОУ (МДОУ) толерантной социокультурной среды, волонтерской помощи детям- инвалидам.

3.9. Управление образования и молодёжной политики администрации Тонкинского муниципального района Нижегородской области:

- координирует деятельность общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования;

- проводит сбор и анализ информации по вопросам организации инклюзивного образования;

- осуществляет координацию действий различных ведомств, организаций;

- принимает решение об открытии в МОУ (МДОУ) классов (групп), реализующих адаптированные образовательные программы для обучающихся с ОВЗ;

- оказывает консультативное сопровождение по организационно - управленческим аспектам

- осуществляет в пределах своих полномочий контроль за деятельностью МОУ (МДОУ) по вопросам соблюдения прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного доступного и качественного общего и дополнительного образования.

4. Содержание инклюзивного образования

4.1. Содержание общего образования и условия организации обучения обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной программой реабилитации или реабилитации инвалида для детей-инвалидов, разрабатываемыми и реализуемыми МОУ (МДОУ) самостоятельно.

4.2. Адаптированная образовательная программа реализуется с учетом образовательных потребностей групп и отдельных обучающихся с ОВЗ на основе специально разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

При реализации общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.

4.3. Адаптированная образовательная программа МОУ реализуется через организацию урочной и внеурочном деятельности.

4.4. Обязательным разделом адаптированной образовательной программы является программа коррекционной работы. Коррекционно-развивающие мероприятия в МОУ могут реализовываться как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности.

4.5. Образовательная деятельность организуется в соответствии с расписанием учебных занятий и занятий внеурочной деятельности (организованной образовательной деятельности), которое определяется МОУ (МДОУ) в соответствии с установленными требованиями СанПиН.

4.6. Обучение детей с ОВЗ в МОУ осуществляется по учебникам, включенным в утвержденный федеральный перечень учебников и соответствующим программам обучения.

4.7. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся с ОВЗ в МОУ осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства.

4.8. Государственная итоговая аттестация выпускников МОУ, обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам, проводится в соответствии с действующим законодательством.

4.9. Лицам с ОВЗ, обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам в МОУ и успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдается документ об образовании.

4.10. Лицам с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые установлены федеральным законодательством.

5. Кадровое обеспечение инклюзивного образования

5.1. Для работы в системе инклюзивного образования привлекаются педагоги, имеющие профессиональную квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтвержденную документами об образовании. Обязательно знание основ специальной психологии и коррекционной педагогики, приемов коррекционной работы.

5.2. Педагогические работники обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся с ОВЗ и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования обучающимися с ОВЗ.

6. Финансирование инклюзивного образования

6.1. Финансирование МОУ (МДОУ), осуществляющего инклюзивное обучение детей с ОВЗ, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Официальный сайт администрации Тонкинского муниципального района Нижегородской области www.tonkino.ru от 15.06.2020, Сетевое издание Тонкинской районной газеты "Красное знамя.ru" от 15.06.2020
Рубрики правового классификатора: 130.000.000 Образование. Наука. Культура, 130.010.000 Образование (см. также 200.160.040), 190.000.000  КУЛЬТУРА. ОБРАЗОВАНИЕ, 190.040.000 Управление в области образования. Программы развития образования

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать