Основная информация
Дата опубликования: | 15 сентября 1998г. |
Номер документа: | В199803535 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
<31>
В199803535
В199803535
<31>
В9803535
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
15.09.98 N 2832/98
[В соответствии с гражданским
законодательством необходимым условием
ответственности государственного
органа в результате издания не
соответствующего закону акта
является наличие причинной связи между
недействительностью данного акта и убытками]
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.03.98 по делу N 02-02/158 Арбитражного суда Республики Карелия.
Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил следующее.
Открытое акционерное общество "Ассорти-1" обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Государственной налоговой инспекции по Пудожскому району о возврате из бюджета 2000000 рублей налога с продаж на винно-водочную продукцию, перечисленных в бюджет в порядке авансового взноса платежным поручением от 05.09.97 N 157.
Решением от 17.12.97 в иске отказано.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 16.03.98 решение отменил и иск удовлетворил.
В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается постановление суда кассационной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Палатой Представителей Законодательного Собрания Республики Карелия был принят Закон Республики Карелия от 28.11.95 N 86-3РК "О налоге с продаж на винно-водочные изделия". Указанным нормативным актом предусмотрено, что вводимый налог включается в цену товара и оплачивается покупателем. Плательщиками налога являются предприятия всех форм собственности, имеющие статус юридического лица, зарегистрированные на территории Республики Карелия и осуществляющие розничную продажу винно-водочных изделий.
Постановлением Конституционного суда Республики Карелия от 27.11.97 названный Закон с последующими изменениями и дополнениями от 23.04.96, 10.07.96 и 26.03.97 был признан не соответствующим Конституции Республики Карелия, как принятый с превышением полномочий Законодательного Собрания.
ООО "Ассорти-1" платежным поручением от 05.09.97 N 157 перечислило в бюджет Республики Карелия 2000000 рублей в порядке авансового взноса по налогу с продаж на винно-водочную продукцию.
Отказывая в иске, суд первой инстанции исходил из того, что спорный Закон введен в действие с 10.01.96 и признан не соответствующим Конституции Республики Карелия постановлением Конституционного суда Республики Карелия 27.11.97, т.е. налог с продаж был перечислен истцом в рамках действующего Закона.
Механизм возврата денежных средств из бюджета данным постановлением не установлен.
Отменяя решение суда первой инстанции, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа указал на принятие Закона Республики Карелия "О налоге с продаж на винно-водочные изделия" субъектом Российской Федерации с превышением своих полномочий. Незаконность введения этого налога подтверждена постановлением Конституционного суда Республики Карелия от 27.11.97. Данный налог не включен в перечень налогов, подлежащих уплате на территории Российской Федерации, предусмотренный статьями 19 - 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", поэтому он не подлежит применению с момента его принятия. В связи с этим перечисленная истцом сумма налога, по мнению суда, подлежит возврату из бюджета.
Между тем вывод суда кассационной инстанции о том, что для восстановления либо защиты нарушенного права в виде возврата налогов, сборов достаточно лишь признания нормативного акта недействительным, является ошибочным.
В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимым условием ответственности государственного органа в результате издания не соответствующего закону акта является наличие причинной связи между недействительностью данного акта и убытками.
При решении вопроса о возврате ранее уплаченных сумм налога следует учитывать установленный нормативным актом механизм взимания налога и его правовую природу.
Как следует из указанного Закона, сумма налога не влияла на финансовые результаты деятельности предприятия, а лишь увеличивала продажную цену винно-водочных изделий, и, следовательно, уплаченные суммы налоговых платежей возмещались покупателями при оплате приобретенного товара.
Материалы дела не содержат сведений о каких-либо дополнительных затратах, понесенных истцом при исполнении данного Закона.
Таким образом, у суда кассационной инстанции не имелось правовых оснований для отмены решения.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187 - 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.03.98 по делу N 02-02/158 Арбитражного суда Республики Карелия отменить.
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.12.97 по тому же делу оставить в силе.
Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.Ф.Яковлев
[отформатировано: 15.01.99 оператор НЦПИ - Аверкиева Т.А.]
[проверено: 05.02.99 корректор НЦПИ - Скидан М.И.]
<31>
В199803535
В199803535
<31>
В9803535
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
15.09.98 N 2832/98
[В соответствии с гражданским
законодательством необходимым условием
ответственности государственного
органа в результате издания не
соответствующего закону акта
является наличие причинной связи между
недействительностью данного акта и убытками]
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.03.98 по делу N 02-02/158 Арбитражного суда Республики Карелия.
Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил следующее.
Открытое акционерное общество "Ассорти-1" обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Государственной налоговой инспекции по Пудожскому району о возврате из бюджета 2000000 рублей налога с продаж на винно-водочную продукцию, перечисленных в бюджет в порядке авансового взноса платежным поручением от 05.09.97 N 157.
Решением от 17.12.97 в иске отказано.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 16.03.98 решение отменил и иск удовлетворил.
В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается постановление суда кассационной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Палатой Представителей Законодательного Собрания Республики Карелия был принят Закон Республики Карелия от 28.11.95 N 86-3РК "О налоге с продаж на винно-водочные изделия". Указанным нормативным актом предусмотрено, что вводимый налог включается в цену товара и оплачивается покупателем. Плательщиками налога являются предприятия всех форм собственности, имеющие статус юридического лица, зарегистрированные на территории Республики Карелия и осуществляющие розничную продажу винно-водочных изделий.
Постановлением Конституционного суда Республики Карелия от 27.11.97 названный Закон с последующими изменениями и дополнениями от 23.04.96, 10.07.96 и 26.03.97 был признан не соответствующим Конституции Республики Карелия, как принятый с превышением полномочий Законодательного Собрания.
ООО "Ассорти-1" платежным поручением от 05.09.97 N 157 перечислило в бюджет Республики Карелия 2000000 рублей в порядке авансового взноса по налогу с продаж на винно-водочную продукцию.
Отказывая в иске, суд первой инстанции исходил из того, что спорный Закон введен в действие с 10.01.96 и признан не соответствующим Конституции Республики Карелия постановлением Конституционного суда Республики Карелия 27.11.97, т.е. налог с продаж был перечислен истцом в рамках действующего Закона.
Механизм возврата денежных средств из бюджета данным постановлением не установлен.
Отменяя решение суда первой инстанции, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа указал на принятие Закона Республики Карелия "О налоге с продаж на винно-водочные изделия" субъектом Российской Федерации с превышением своих полномочий. Незаконность введения этого налога подтверждена постановлением Конституционного суда Республики Карелия от 27.11.97. Данный налог не включен в перечень налогов, подлежащих уплате на территории Российской Федерации, предусмотренный статьями 19 - 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", поэтому он не подлежит применению с момента его принятия. В связи с этим перечисленная истцом сумма налога, по мнению суда, подлежит возврату из бюджета.
Между тем вывод суда кассационной инстанции о том, что для восстановления либо защиты нарушенного права в виде возврата налогов, сборов достаточно лишь признания нормативного акта недействительным, является ошибочным.
В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимым условием ответственности государственного органа в результате издания не соответствующего закону акта является наличие причинной связи между недействительностью данного акта и убытками.
При решении вопроса о возврате ранее уплаченных сумм налога следует учитывать установленный нормативным актом механизм взимания налога и его правовую природу.
Как следует из указанного Закона, сумма налога не влияла на финансовые результаты деятельности предприятия, а лишь увеличивала продажную цену винно-водочных изделий, и, следовательно, уплаченные суммы налоговых платежей возмещались покупателями при оплате приобретенного товара.
Материалы дела не содержат сведений о каких-либо дополнительных затратах, понесенных истцом при исполнении данного Закона.
Таким образом, у суда кассационной инстанции не имелось правовых оснований для отмены решения.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187 - 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.03.98 по делу N 02-02/158 Арбитражного суда Республики Карелия отменить.
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.12.97 по тому же делу оставить в силе.
Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.Ф.Яковлев
[отформатировано: 15.01.99 оператор НЦПИ - Аверкиева Т.А.]
[проверено: 05.02.99 корректор НЦПИ - Скидан М.И.]
Дополнительные сведения
Рубрики правового классификатора: | 030.000.000 Гражданское право, 030.120.000 Договоры и другие обязательства, 030.120.220 Обязательства вследствие причинения вреда (см. также 030.150.160) |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: