Основная информация

Дата опубликования: 15 сентября 1998г.
Номер документа: В199803535
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



<31>

В199803535

В199803535

<31>

В9803535

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                        15.09.98 N 2832/98

[В соответствии с гражданским

законодательством необходимым условием

ответственности государственного

органа в результате издания не

соответствующего закону акта

является наличие причинной связи между

недействительностью данного акта и убытками]

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.03.98 по делу N 02-02/158 Арбитражного суда Республики Карелия.

Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил следующее.

Открытое акционерное общество "Ассорти-1" обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Государственной налоговой инспекции по Пудожскому району о возврате из бюджета 2000000 рублей налога с продаж на винно-водочную продукцию, перечисленных в бюджет в порядке авансового взноса платежным поручением от 05.09.97 N 157.

Решением от 17.12.97 в иске отказано.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 16.03.98 решение отменил и иск удовлетворил.

В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается постановление суда кассационной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе.

Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, Палатой Представителей Законодательного Собрания Республики Карелия был принят Закон Республики Карелия от 28.11.95 N 86-3РК "О налоге с продаж на винно-водочные изделия". Указанным нормативным актом предусмотрено, что вводимый налог включается в цену товара и оплачивается покупателем. Плательщиками налога являются предприятия всех форм собственности, имеющие статус юридического лица, зарегистрированные на территории Республики Карелия и осуществляющие розничную продажу винно-водочных изделий.

Постановлением Конституционного суда Республики Карелия от 27.11.97 названный Закон с последующими изменениями и дополнениями от 23.04.96, 10.07.96 и 26.03.97 был признан не соответствующим Конституции Республики Карелия, как принятый с превышением полномочий Законодательного Собрания.

ООО "Ассорти-1" платежным поручением от 05.09.97 N 157 перечислило в бюджет Республики Карелия 2000000 рублей в порядке авансового взноса по налогу с продаж на винно-водочную продукцию.

Отказывая в иске, суд первой инстанции исходил из того, что спорный Закон введен в действие с 10.01.96 и признан не соответствующим Конституции Республики Карелия постановлением Конституционного суда Республики Карелия 27.11.97, т.е. налог с продаж был перечислен истцом в рамках действующего Закона.

Механизм возврата денежных средств из бюджета данным постановлением не установлен.

Отменяя решение суда первой инстанции, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа указал на принятие Закона Республики Карелия "О налоге с продаж на винно-водочные изделия" субъектом Российской Федерации с превышением своих полномочий. Незаконность введения этого налога подтверждена постановлением Конституционного суда Республики Карелия от 27.11.97. Данный налог не включен в перечень налогов, подлежащих уплате на территории Российской Федерации, предусмотренный статьями 19 - 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", поэтому он не подлежит применению с момента его принятия. В связи с этим перечисленная истцом сумма налога, по мнению суда, подлежит возврату из бюджета.

Между тем вывод суда кассационной инстанции о том, что для восстановления либо защиты нарушенного права в виде возврата налогов, сборов достаточно лишь признания нормативного акта недействительным, является ошибочным.

В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимым условием ответственности государственного органа в результате издания не соответствующего закону акта является наличие причинной связи между недействительностью данного акта и убытками.

При решении вопроса о возврате ранее уплаченных сумм налога следует учитывать установленный нормативным актом механизм взимания налога и его правовую природу.

Как следует из указанного Закона, сумма налога не влияла на финансовые результаты деятельности предприятия, а лишь увеличивала продажную цену винно-водочных изделий, и, следовательно, уплаченные суммы налоговых платежей возмещались покупателями при оплате приобретенного товара.

Материалы дела не содержат сведений о каких-либо дополнительных затратах, понесенных истцом при исполнении данного Закона.

Таким образом, у суда кассационной инстанции не имелось правовых оснований для отмены решения.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187 - 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

                            постановил:

постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.03.98 по делу N 02-02/158 Арбитражного суда Республики Карелия отменить.

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.12.97 по тому же делу оставить в силе.

Председатель

Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации

В.Ф.Яковлев

[отформатировано: 15.01.99 оператор НЦПИ - Аверкиева Т.А.]

[проверено: 05.02.99 корректор НЦПИ - Скидан М.И.]

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 030.000.000 Гражданское право, 030.120.000 Договоры и другие обязательства, 030.120.220 Обязательства вследствие причинения вреда (см. также 030.150.160)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА НА ТОРГАХ
№-1283254940 от 15 июля 2014

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать