Основная информация
Дата опубликования: | 15 сентября 1998г. |
Номер документа: | В199803613 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
<30>
В199803613
В199803613
<30>
В9803613
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
15.09.98 N 3430/98
[Вывод суда кассационной инстанции о том,
что для восстановления либо
защиты нарушенного права в виде
возврата налогов, сборов достаточно
лишь признания нормативного акта
недействительным, является ошибочным.
Постановление отменено]
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.03.98 по делу N 02-01/99 Арбитражного суда Республики Карелия.
Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Агентство международного туризма и деловых контактов "Спутник" (далее общество "Спутник") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Министерству финансов Республики Карелия и финансовому отделу администрации Прионежского района о возврате из бюджета 23 116 373 рублей, налога с продаж винно-водочных изделий, перечисленных в бюджет Республики Карелия за период с января по май 1997 года.
С согласия истца суд произвел замену ответчика, указав ответчиком по делу Госналогинспекцию по Прионежскому району.
Решением от 26.12.97 в иске отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 19.02.98 решение оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 30.03.98 указанные судебные акты отменил и иск удовлетворил.
В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается постановление суда кассационной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Палатой Представителей Законодательного Собрания Республики Карелия был принят Закон Республики Карелия от 28.11.95 N 86-3РК "О налоге с продаж на винно-водочные изделия", которым предусмотрено включение вводимого налога в цену товара и оплата его покупателем. Плательщиками налога являются предприятия всех форм собственности, имеющие статус юридического лица, зарегистрированные на территории Республики Карелия и осуществляющие розничную продажу винно-водочных изделий.
Постановлением Конституционного суда Республики Карелия от 27.11.95 указанный Закон с изменениями и дополнениями от 23.04.96, 10.07.96 и 26.03.97 был признан не соответствующим Конституции Республики Карелия, как принятый с превышением полномочий Законодательного Собрания.
Общество "Спутник" за период с января по май 1997 года перечислило в бюджет Республики Карелия 23 116 373 рубля налога с продаж на винно-водочные изделия.
Отказывая в иске, суд первой и апелляционной инстанций исходил из того, что налог с продаж фактически уплачивался физическими лицами (покупателями) винно-водочных изделий. Юридические же лица фактически являлись налоговыми агентами, на которых возлагалась обязанность включать указанный налог в цену товара и перечислять его в соответствующий бюджет.
Кроме того, уплаченные суммы налога не повлияли на финансовый результат предприятия, поскольку истец не понес материальных затрат и убытков, связанных с уплатой этого налога.
Отменяя решение суда первой и апелляционной инстанций, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа указал на принятие Закона Республики Карелия "О налоге с продаж на винно-водочные изделия" субъектом Российской Федерации с превышением своих полномочий. Незаконность введения этого налога подтверждена постановлением Конституционного суда Республики Карелия от 27.11.97. Данный налог не включен в перечень налогов, подлежащих уплате на территории Российской Федерации, предусмотренный статьями 19-21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", поэтому он не подлежит применению с момента его принятия. В связи с этим перечисленная истцом сумма налога, по мнению суда, подлежит возврату из бюджета.
Между тем вывод суда кассационной инстанции о том, что для восстановления либо защиты нарушенного права в виде возврата налогов, сборов достаточно лишь признания нормативного акта недействительным, является ошибочным.
В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимым условием ответственности государственного органа в результате издания не соответствующего закону акта является наличие причинной связи между недействительностью данного акта и убытками.
При решении вопроса о возврате ранее уплаченных сумм налога следует учитывать установленный нормативным актом механизм взимания налога и его правовую природу.
Как следует из указанного Закона, сумма налога не влияла на финансовые результаты деятельности предприятия, а лишь увеличивала продажную цену винно-водочных изделий, и, следовательно, уплаченные суммы налоговых платежей возмещались покупателями при оплате приобретенного товара.
Материалы дела не содержат сведений о каких-либо дополнительных затратах, понесенных истцом при исполнении данного Закона.
Таким образом, у суда кассационной инстанции не имелось правовых оснований для отмены решения.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187 - 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.03.98 по делу N 02-01/99 Арбитражного суда Республики Карелия отменить.
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.12.97 по тому же делу оставить в силе.
Председатель Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации В.Ф.Яковлев
[отформатировано: 10.01.99 оператор НЦПИ - Аверкиева Т.А.]
[проверено: 04.02.99 корректор НЦПИ - Юрченко М.А.]
<30>
В199803613
В199803613
<30>
В9803613
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
15.09.98 N 3430/98
[Вывод суда кассационной инстанции о том,
что для восстановления либо
защиты нарушенного права в виде
возврата налогов, сборов достаточно
лишь признания нормативного акта
недействительным, является ошибочным.
Постановление отменено]
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.03.98 по делу N 02-01/99 Арбитражного суда Республики Карелия.
Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Агентство международного туризма и деловых контактов "Спутник" (далее общество "Спутник") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Министерству финансов Республики Карелия и финансовому отделу администрации Прионежского района о возврате из бюджета 23 116 373 рублей, налога с продаж винно-водочных изделий, перечисленных в бюджет Республики Карелия за период с января по май 1997 года.
С согласия истца суд произвел замену ответчика, указав ответчиком по делу Госналогинспекцию по Прионежскому району.
Решением от 26.12.97 в иске отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 19.02.98 решение оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 30.03.98 указанные судебные акты отменил и иск удовлетворил.
В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается постановление суда кассационной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Палатой Представителей Законодательного Собрания Республики Карелия был принят Закон Республики Карелия от 28.11.95 N 86-3РК "О налоге с продаж на винно-водочные изделия", которым предусмотрено включение вводимого налога в цену товара и оплата его покупателем. Плательщиками налога являются предприятия всех форм собственности, имеющие статус юридического лица, зарегистрированные на территории Республики Карелия и осуществляющие розничную продажу винно-водочных изделий.
Постановлением Конституционного суда Республики Карелия от 27.11.95 указанный Закон с изменениями и дополнениями от 23.04.96, 10.07.96 и 26.03.97 был признан не соответствующим Конституции Республики Карелия, как принятый с превышением полномочий Законодательного Собрания.
Общество "Спутник" за период с января по май 1997 года перечислило в бюджет Республики Карелия 23 116 373 рубля налога с продаж на винно-водочные изделия.
Отказывая в иске, суд первой и апелляционной инстанций исходил из того, что налог с продаж фактически уплачивался физическими лицами (покупателями) винно-водочных изделий. Юридические же лица фактически являлись налоговыми агентами, на которых возлагалась обязанность включать указанный налог в цену товара и перечислять его в соответствующий бюджет.
Кроме того, уплаченные суммы налога не повлияли на финансовый результат предприятия, поскольку истец не понес материальных затрат и убытков, связанных с уплатой этого налога.
Отменяя решение суда первой и апелляционной инстанций, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа указал на принятие Закона Республики Карелия "О налоге с продаж на винно-водочные изделия" субъектом Российской Федерации с превышением своих полномочий. Незаконность введения этого налога подтверждена постановлением Конституционного суда Республики Карелия от 27.11.97. Данный налог не включен в перечень налогов, подлежащих уплате на территории Российской Федерации, предусмотренный статьями 19-21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", поэтому он не подлежит применению с момента его принятия. В связи с этим перечисленная истцом сумма налога, по мнению суда, подлежит возврату из бюджета.
Между тем вывод суда кассационной инстанции о том, что для восстановления либо защиты нарушенного права в виде возврата налогов, сборов достаточно лишь признания нормативного акта недействительным, является ошибочным.
В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимым условием ответственности государственного органа в результате издания не соответствующего закону акта является наличие причинной связи между недействительностью данного акта и убытками.
При решении вопроса о возврате ранее уплаченных сумм налога следует учитывать установленный нормативным актом механизм взимания налога и его правовую природу.
Как следует из указанного Закона, сумма налога не влияла на финансовые результаты деятельности предприятия, а лишь увеличивала продажную цену винно-водочных изделий, и, следовательно, уплаченные суммы налоговых платежей возмещались покупателями при оплате приобретенного товара.
Материалы дела не содержат сведений о каких-либо дополнительных затратах, понесенных истцом при исполнении данного Закона.
Таким образом, у суда кассационной инстанции не имелось правовых оснований для отмены решения.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187 - 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.03.98 по делу N 02-01/99 Арбитражного суда Республики Карелия отменить.
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.12.97 по тому же делу оставить в силе.
Председатель Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации В.Ф.Яковлев
[отформатировано: 10.01.99 оператор НЦПИ - Аверкиева Т.А.]
[проверено: 04.02.99 корректор НЦПИ - Юрченко М.А.]
Дополнительные сведения
Рубрики правового классификатора: | 080.000.000 Финансы, 080.050.000 Федеральный бюджет, 080.050.020 Доходы федерального бюджета, 080.100.000 Налоги и сборы, 080.100.010 Общие положения, 080.100.030 Региональные налоги и сборы |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: