Основная информация

Дата опубликования: 15 октября 2010г.
Номер документа: 19158
Текущая редакция: 2
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РФ
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В1006542

В201006542

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, 10.01.2011, N 2, СТР. 65

ЗАРЕГИСТРИРОВАНО В МИНИСТЕРСТВЕ ЮСТИЦИИ РФ 13.12.2010 ПОД N 19158

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

15.10.2010 N 130

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ САНПИН 2.6.1.2750-10

"ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОГРАНИЧЕНИЮ ОБЛУЧЕНИЯ

НАСЕЛЕНИЯ ЗА СЧЕТ ИСТОЧНИКОВ ИОНИЗИРУЮЩЕГО

ИЗЛУЧЕНИЯ. ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ N 1

К СП 2.6.1.1292-03"

<Изменения:

постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2010 N 171 >

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10, N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. I), ст. 21; N 1 (ч. 1), ст. 29; N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; N 29 (ч. I), ст. 3418; N 30 (ч. II), ст. 3616; N 44, ст. 4984; N 52 (ч. I), ст. 6223; 2009, N 1, ст. 17) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295; 2004, N 8, ст. 663; N 47, ст. 4666; 2005, N 39, ст. 3953) постановляю:

Утвердить СанПиН 2.6.1.2750-10 "Изменения и дополнения N 1 к СП 2.6.1.1292-03 "Гигиенические требования по ограничению облучения населения за счет природных источников ионизирующего излучения" <*> (приложение).

___________________

<*> - Зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 13 мая 2003 г., регистрационный номер N 4535.

Г.Г. Онищенко

Приложение

Утверждены

постановлением

Главного государственного

санитарного врача

Российской Федерации

от 15.10.2010 N 130

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

ПО ОГРАНИЧЕНИЮ ОБЛУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ЗА СЧЕТ ПРИРОДНЫХ

ИСТОЧНИКОВ ИОНИЗИРУЮЩЕГО ИЗЛУЧЕНИЯ

<Утратили силу: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2010 N 171 >

ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ N 1 К СП 2.6.1.1292-03

Санитарные правила

СП 2.6.1.2750-10

Внести изменения и дополнения в СП 2.6.1.1292-03 "Гигиенические требования по ограничению облучения населения за счет природных источников ионизирующего излучения"

1. Пункт 3.1.5 изложить в следующей редакции:

"В тех случаях, когда продолжительность работы, средняя скорость дыхания или радионуклидный состав производственной пыли отличается от значений, приведенных в пункте 3.1.3, для предприятия или отдельных рабочих мест, по согласованию с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, могут быть установлены другие предельные значения радиационных факторов при монофакторном воздействии, соответствующие фактическим значениям этих параметров.".

2. Пункт 3.1.12 изложить в следующей редакции:

"Порядок организации и осуществления производственного радиационного контроля (виды измерений, объем и периодичность контроля) устанавливаются в программе.

Оценка доз облучения работников предприятий природными источниками излучения производится в соответствии с Приложением 1 СанПиН 2.6.6.1169-02 "Обеспечение радиационной безопасности при обращении с производственными отходами с повышенным содержанием природных радионуклидов на объектах нефтегазового комплекса Российской Федерации" (зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 13.05.2003, регистрационный N 4535).".

3. Пункт 4.6 изложить в следующей редакции:

"Обращение с производственными отходами II категории проводится с учетом планируемого характера их дальнейшего использования. При этом порядок и условия их сбора, временного хранения, транспортировки, переработки и захоронения должны обеспечивать соблюдение дозовых пределов облучения работников организаций и населения, установленные СанПиН 2.6.1.2523-09 "Нормы радиационной безопасности. НРБ-99/2009 (НРБ-99/2009)" (зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 14.08.2009, регистрационный N 14534). На обращение с производственными отходами II категории оформляется санитарно-эпидемиологическое заключение федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о соответствии регламента обращения требованиям санитарных правил.".

4. Пункт 4.9 изложить в следующей редакции:

"Если на предприятии имеются или образуются производственные отходы II категории или выше, то разрабатывается порядок обращения с производственными отходами с повышенным содержанием природных радионуклидов, в котором устанавливаются условия и способы их сбора, временного хранения, транспортировки и захоронения, на которые оформляется санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии их санитарным правилам.".

5. Пункт 4.23 изложить в следующей редакции:

"На проект консервации мест хранения или захоронения производственных отходов II и III категории оформляется санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии таких объектов требованиям санитарных правил.".

6. Первый абзац пункта 5.3.1 изложить в следующей редакции:

"Радиационный контроль в жилых и общественных зданиях осуществляется для обеспечения соблюдения принятых в НРБ-99/2009 ограничений по облучению населения за счет внешнего облучения и внутреннего облучения изотопами радона и их короткоживущими дочерними продуктами.".

7. Пункт 5.3.3 изложить в следующей редакции:

"Если мощность дозы гамма-излучения в жилых и общественных зданиях (части помещений), сдающихся в эксплуатацию после окончания строительства (реконструкции, капитального ремонта), превышает мощность дозы на открытой местности более чем на 0,2 мкЗв/ч, то предусматриваются мероприятия по ее снижению. При невозможности снизить его до установленного уровня без нарушения целостности здания рассматривается вопрос о перепрофилировании здания или части помещений здания.".

8. Пункты 5.4.2, 5.4.3 и 5.4.4 изложить в следующей редакции:

"5.4.2. Предварительная оценка качества питьевой воды по показателям радиационной безопасности может быть дана по удельной суммарной альфа- () и бета-активности (). При значениях и ниже 0,2 и 1,0 Бк/кг, соответственно, дальнейшие исследования воды не являются обязательными.

В случае превышения указанных уровней проводится анализ содержания радионуклидов в воде. Приоритетный перечень определяемых радионуклидов в воде включает следующие природные радионуклиды: , , , , , , и (обязательно при превышении значения ). При этом удельная активность должна вычитаться из полученного значения .

Критическим путем облучения людей за счет в питьевой воде является переход радона в воздух помещений и последующее ингаляционное поступление дочерних продуктов радона в организм. Уровень вмешательства для в питьевой воде составляет 60 Бк/кг. Определение удельной активности в питьевой воде из подземных источников является обязательным.

При возможном присутствии в воде , , , , и (в зонах наблюдения объектов I и II категории по потенциальной радиационной опасности) определение удельной активности этих радионуклидов в воде является обязательным."

"5.4.3. Если при совместном присутствии в воде нескольких природных и техногенных радионуклидов выполняется условие:

,

где - удельная активность i-го радионуклида в воде, Бк/кг;

- соответствующие уровни вмешательства по Приложению 3 к настоящим Правилам и Приложению 2а к НРБ-99/2009 (для техногенных радионуклидов), Бк/кг,

то мероприятия по снижению радиоактивности питьевой воды не являются обязательными."

"5.4.4. При невыполнении условия пункта 5.4.3 рассматривается вопрос о целесообразности разработки и осуществления защитных мероприятий с учетом принципа оптимизации. Обоснование характера защитных мероприятий проводится в каждом конкретном случае на основании взвешивания пользы и вреда для здоровья населения с учетом результатов исследований воды альтернативных источников по показателям радиационной, биологической, химической безопасности и органолептических свойств, а также возможного ущерба в связи с прерыванием или ограничением водопотребления населения. При значительном вкладе в левую часть соотношения пункта 5.4.3 предусматривается аэрация питьевой воды с учетом принципа оптимизации.".

9. Пункт 5.4.5 изложить в следующей редакции:

"Санитарно-эпидемиологическая оценка качества питьевой воды по показателям радиационной безопасности включает следующие основные этапы:

- определение удельной суммарной альфа- и бета-активности радионуклидов в воде, а для подземных и, в необходимых случаях и для приповерхностных источников, определение также удельной активности радона в воде;

- определение удельной активности природных и техногенных радионуклидов в питьевой воде (является обязательным в тех случаях, когда превышены значения суммарных показателей по пункту 5.4.2);

- санитарно-эпидемиологическая оценка питьевой воды по показателям радиационной безопасности, включая в необходимых случаях обоснование мероприятий по снижению содержания природных и/или техногенных радионуклидов в воде, а также требований к виду и объему производственного контроля за содержанием радионуклидов в воде.

Для минеральных лечебных вод устанавливаются специальные нормативы.".

10. Пункт 5.4.7 абзац первый изложить в следующей редакции:

Производственный контроль за показателями радиационной безопасности питьевой воды обеспечивается организацией, осуществляющей водоснабжение населения.".

11. Пункт 5.5.1 изложить в следующей редакции:

"Для ограничения поступления природных радионуклидов из почвы в продукцию сельского хозяйства и последующего поступления их в организм человека с продуктами питания, установлены нормативы по допустимой удельной активности природных радионуклидов в минеральных удобрениях и агрохимикатах.

Удельная активность природных радионуклидов в минеральных удобрениях и агрохимикатах не должна превышать:

кБк/кг,

где и - удельные активности урана-238 (радия-226) и тория-232 (тория-228), находящихся в радиоактивном равновесии с остальными членами уранового и ториевого рядов, соответственно.".

12. Пункт 5.5.2 изложить в следующей редакции:

"Применение минеральных удобрений и агрохимикатов допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.".

13. Пункт 5.5.4 изложить в следующей редакции:

"Ведущими радиационными факторами при обращении с минеральными удобрениями и агрохимикатами, как правило, является внешнее облучение и внутреннее облучение работников за счет ингаляционного поступления природных радионуклидов с производственной пылью.

Для минеральных удобрений и агрохимикатов возможно нарушение радиоактивного равновесия в рядах урана и тория, которое следует учитывать при проведении производственного радиационного контроля и их санитарно-эпидемиологической оценки по показателям радиационной безопасности.".

14. Пункт 5.6.3 изложить в следующей редакции:

"При прекращении эксплуатации предприятий, в результате деятельности которых образуются производственные отходы с повышенным содержанием природных радионуклидов, для реабилитации территории разрабатывается проект, на который оформляется санитарно-эпидемиологическое заключение о его соответствии санитарным правилам и нормативам.".

15. В пунктах 3.1.7, 3.3.1, 5.1.1, 5.1.4, 5.2.1, 5.3.1, 5.5.3 слова "НРБ-99" заменить "НРБ-99/2009".

16. Приложение 3 изложить в следующей редакции:

Приложение 3

к СП 2.6.1.1292-03

ЗНАЧЕНИЯ ДОЗОВЫХ КОЭФФИЦИЕНТОВ ЭПСИЛОН (МКЗВ/БК)

ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ РАДИОНУКЛИДОВ В ОРГАНИЗМ ВЗРОСЛЫХ

ЛЮДЕЙ С ВОДОЙ, УРОВНИ ВМЕШАТЕЛЬСТВА УВ (БК/КГ) И УРОВНИ

ОПЕРАТИВНОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА УОВ (БК/КГ) ДЛЯ ОСНОВНЫХ <*>

ПРИРОДНЫХ РАДИОНУКЛИДОВ В ПИТЬЕВОЙ ВОДЕ

Радионуклид

Период полураспада, T1/2

Эпсилон, мкЗв/Бк

УВ, Бк/кг

УОВ, Бк/кг

Ряд 238U

238U

4,468 x 109 лет

0,045

3,00

30,0

234U

2,455 x 105 лет

0,049

2,80

28,0

230Th

7,538 x 104лет

0,210

0,65

6,5

226Ra

1600 лет

0,280

0,49

4,9

222Rn <**>

3,8232 дней

-

60,0

600,0

210Pb

22,3 года

0,690

0,200

2,0

210Po

138,376 дней

1,200

0,110

1,1

Ряд 232Th

232Th

1,405 x 1010 лет

0,230

0,60

6,0

228Ra

5,75 лет

0,690

0,20

2,0

228Th

1,9116 лет

0,072

1,90

19,0

224Ra

3,66 дней

0,065

2,1

21,0

Ряд 235U

235U

7,038 x 108 лет

0,047

2,90

29,0

231Pa

3,276 x 104 лет

0,710

0,19

1,9

227Ac

21,773 года

1,100

0,12

1,2

227Th

18,72 дней

0,0088

16,00

160,0

223Ra

11,435 дней

0,100

1,40

14,0

___________________

<*> - Значения дозовых коэффициентов для природных радионуклидов, не представленных в таблице, в 10 или более раз ниже.

<**> - Уровень вмешательства для в питьевой воде установлен с учетом критического пути облучения в соответствии с п. 5.3.5 НРБ-99/2009.

[введено: 27.12.2010 оператор НЦПИ - Дементьева Е.В.]

[проверено: 01.02.2011 редактор НЦПИ – Ермолина Н.В.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ № 2 от 10.01.2011 Стр. 65
Рубрики правового классификатора: 140.010.110 Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения (см. также 160.040.080)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать