Основная информация

Дата опубликования: 16 марта 2007г.
Номер документа: ru14000200700081
Текущая редакция: 3
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Саха (Якутия)
Принявший орган: Государственное собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Р0ЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОБРАНИЕ (ИЛ ТУМЭН)

РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

От 16 марта 2007 года ГС №2119-III

О Положении о порядке пользования участками недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, на территории Республики Саха (Якутия)

УТРАТИЛО СИЛУ - ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОБРАНИЯ (ИЛ ТУМЭН) РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 18.06.2009 ГС№470-IV

(ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:

постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 12.07.2007 ГС №2353-III;

постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 22.07.2008 ГС №197-IV)

На основании статьи 18 Закона Российской Федерации «О недрах» Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) постановляет:

1. Утвердить Положение о порядке пользования участками недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, на территории Республики Саха (Якутия) (прилагается).

2. Признать утратившим силу постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 20 февраля 2004 года ГС № 462-III «О Положении о порядке получения права пользования участками недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, для использования участков недр местного значения, не связанных с добычей полезных ископаемых, на территории Республики Саха (Якутия)».

3. Опубликовать настоящее постановление в республиканских газетах «Ил Тумэн», «Саха сирэ», «Якутия».

4. Настоящее постановление вступает в силу с момента его принятия.

Приложение к постановлению

Государственного Собрания (Ил Тумэн)

Республики Саха (Якутия)

от 16 марта 2007 года ГС№ 2119-III

ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке пользования участками недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, на территории Республики Саха (Якутия)

1. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает единый порядок предоставления права пользования участками недр для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, для обеспечения рационального использования этих участков недр и их охраны.

2. Виды полезных ископаемых, отнесенных к общераспространенным, и участки недр местного значения на территории Республики Саха (Якутия) определены в перечне общераспространенных полезных ископаемых по Республике Саха (Якутия), утвержденном совместным распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Федерального горного и промышленного надзора России и Правительства Республики Саха (Якутия) от 25 сентября 2003 года № 438-р/24/1202-р «Об утверждении перечня общераспространенных полезных ископаемых по Республике Саха (Якутия)».

2. Основные понятия, используемые в настоящем Положении

В настоящем Положении используются следующие основные понятия:

1) недра - часть земной коры, расположенная ниже почвенно-растительного слоя, дна водоемов, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения;

2) полезные ископаемые - природные скопления минеральных образований, углеводороды, подземные воды в земной коре, химический состав и физические свойства которых позволяют использовать их в хозяйственной деятельности в естественном или переработанном виде. Полезные ископаемые подразделяются на металлические, неметаллические и горючие, а по физическому состоянию - на твердые, жидкие, газообразные;

3) месторождения полезных ископаемых - природные скопления полезных ископаемых, которые в качественном и количественном отношении могут быть предметом промышленной разработки при данном состоянии техники и технологии в данных экономических условиях;

4) участок недр - часть недр в виде геометризованного блока или блоков недр, пространственные границы которых устанавливаются уполномоченным органом управления республиканским фондом недр, Управлением по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Саха (Якутия) (далее - Управление Ростехнадзора) для определения геологических и горных отводов с целью геологического изучения, разведки и разработки месторождений полезных ископаемых, для использования участков недр для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

5) общераспространенные полезные ископаемые - часто встречающиеся в определенном регионе горные породы и минеральное сырье, используемые местной промышленностью и населением преимущественно в качестве строительных материалов и сырья для прикладного искусства;

6) отходы горного производства - отходы горнодобывающей промышленности в виде отвалов пород вскрыши, вмещающих пород, хвостов переработки руды и россыпей;

7) строительные грунты местного значения - общераспространенные полезные ископаемые (супеси, суглинки, пески, песчано-гравийная смесь, песчано-щебнистая смесь и другие), используемые для общестроительных (планировка строительных площадок, отсыпка участков, строительство дамб местного значения) и дорожно-строительных (строительство автомобильных дорог местного значения) работ местного значения;

8) горный отвод - ограниченный по простиранию и глубине участок недр, предоставленный для разработки месторождения полезных ископаемых, строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, или для иных целей. До утверждения проекта разработки месторождения полезных ископаемых или строительства подземного сооружения с утверждением границ горного отвода при выдаче лицензии определяется предварительная граница горного отвода, устанавливаемая по границам подсчета запасов полезных ископаемых или иным параметрам участка недр;

9) земельный отвод - ограниченный по площади земельный участок, предоставленный в пользование;

10) лицензия - административно-правовой документ установленной формы с Государственным гербом Российской Федерации, удостоверяющий право его владельца на пользование участком недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участком недр местного значения или участком недр местного значения, используемым для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

11) горные выработки - искусственные полости в земной коре, образовавшиеся в результате проведения горных работ и подразделяемые на:

а) открытые, пройденные непосредственно на земной поверхности (расчистки, закопушки, канавы, дудки, шурфы, карьеры, разрезы и другие искусственные полости);

б) подземные, пройденные под поверхностью земли (шахты, шурфы, штольни, штреки, гезенки, орты, квершлаги и другие искусственные полости);

12) производство работ по добыче общераспространенных полезных ископаемых и использованию участка недр для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, -горные работы, относящиеся в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к опасным видам работ и подлежащие регистрации в Управлении Ростехнадзора и страхованию в установленном порядке;

13) использование участков недр для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, - строительство и эксплуатация подземных сооружений для хранения нефти, газа, конденсата, продуктов их переработки, сельскохозяйственных продуктов и иного сырья, а также полигонов для захоронения вредных веществ, бытовых и промышленных отходов.

3. Региональные условия пользования недрами Республики Саха (Якутия)

1. В целях обеспечения рационального и эффективного использования недр и охраны окружающей природной среды при пользовании недрами, в том числе на территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Правительством Республики Саха (Якутия) в пределах полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации, и по согласованию с территориальным органом федерального органа управления государственным фондом недр и специально уполномоченными органами государственного контроля в сфере охраны окружающей природной среды и здоровья населения могут вводиться региональные условия пользования недрами Республики Саха (Якутия).

2. Региональные условия пользования недрами Республики Саха (Якутия) определяют территории с ограниченным использованием недр, предельные количество участков недр, объемы и темпы добычи общераспространенных полезных ископаемых. На основании региональных условий вводится ограниченный режим пользования недрами или из пользования изымаются территории, на которых пользование недрами несовместимо с другими приоритетными видами функционального использования этих территорий.

3. Региональные условия пользования недрами Республики Саха (Якутия) могут определить порядок и особенности использования отдельных видов полезных ископаемых, отнесенных к общераспространенным, исходя из их нахождения в недрах, распространения по площади и состояния их нахождения на поверхности земли, а также отдельных участков недр исходя из особенностей участка недр и объемов добычи общераспространенных полезных ископаемых.

4. Государственная система лицензирования

1. Государственная система лицензирования - единый порядок предоставления права пользования участками недр, включающий информационную, научно-аналитическую, экономическую, юридическую и организационную подготовку материалов по всем объектам общераспространенных полезных ископаемых, участкам недр местного значения, используемым для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, рассмотрение предложений по их использованию, в том числе проведение конкурсов (аукционов) на право пользования участками недр, либо предоставления права пользования участками недр на бесконкурсной основе, а также порядок оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий, контроля за выполнением их условий, внесения в них изменений, переоформления лицензий, приостановления, продления срока и прекращения, ограничения их действия.

2. Недра в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон Российской Федерации «О недрах») и Законом Республики Саха (Якутия) от 2 июля 1998 года 3 № 29-П «О недрах» (далее - Закон Республики Саха (Якутия) «О недрах») предоставляются в пользование на основании государственного разрешения в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных требований и условий.

3. Органами, выдающими лицензии на пользование участками недр для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых и использование участков недр для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, в соответствии с подпунктом 3 раздела 5 настоящего Положения являются уполномоченный орган управления республиканским фондом недр - Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию и администрации муниципальных районов (городских округов).

4. Не требуется оформление лицензии на пользование участком недр при сооружении и эксплуатации:

(Подпункт 1 пункта 4 исключен постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 22.07.2008 ГС №197-IV)

(Дальнейшая нумерация подпунктов в редакции постановления Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 22.07.2008 ГС №197-IV)

1) погребов, подвалов, хранилищ, используемых непосредственно гражданами, а также организациями, занятыми сельскохозяйственным производством, если глубина (протяженность) этих сооружений не превышает пяти метров;

2) жилых, производственных помещений, при выполнении связанных с ними земляных работ.

(Абзац 5 пункта 4 исключен постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 22.07.2008 ГС №197-IV)

5. Лицензия на пользование участком недр для добычи общераспространенных полезных ископаемых может выдаваться на разработку всего месторождения полезных ископаемых или отдельной его части с подсчитанными запасами полезных ископаемых, прошедшими государственную экспертизу.

6. Лицензия на пользование участком недр для добычи общераспространенных полезных ископаемых в виде строительных грунтов местного значения согласно подпункту 3 раздела 5 настоящего Положения может выдаваться на участок недр, находящийся на территории муниципального района (городского округа), без числящихся на балансе запасов полезных ископаемых или с прогнозными ресурсами, запасами не более тридцати тысяч кубических метров на срок действия лицензии и уровнем годовой добычи не более пяти тысяч кубических метров на площадь лицензионного участка не более одного гектара при глубине разработки до пяти метров без применения взрывных работ.

7. Разработка одного месторождения полезных ископаемых разными пользователями недр должна проводиться по согласованной технологической схеме, исключающей нерациональное использование недр. Координация действий пользователей недр возлагается на одно из предприятий, которому другие недропользователи доверяют исполнение функций координатора (оператора). Указанное условие фиксируется в лицензионных соглашениях на право пользования участками недр.

8. Допускается:

1) одновременное предоставление одному заявителю нескольких лицензий на пользование участками недр для добычи общераспространенных полезных ископаемых по группе близко расположенных месторождений полезных ископаемых, если является целесообразной общая разработка указанных месторождений одним пользователем недр;

2) предоставление одной лицензии на пользование участком недр для добычи общераспространенных полезных ископаемых на нескольких притрассовых месторождениях полезных ископаемых, которые предназначены для строительства (ремонта) дорог и разработка которых предусмотрена проектом этого строительства, при условии утверждения запасов полезных ископаемых, оформления горных отводов и выполнения других требований законодательства, стандартов (норм, правил) о недропользовании по каждому месторождению.

(Пункт 9 исключен постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 22.07.2008 ГС №197-IV)

5. Основания для получения лицензии на пользование участком недр

Основаниями для получения лицензии на пользование участком недр являются:

1) решение уполномоченного органа управления республиканским фондом недр, принятое:

по результатам конкурса (аукциона) на право пользования участком недр для разведки и добычи или добычи общераспространенных полезных ископаемых;

по распоряжению на бесконкурсной основе участками недр по заявкам недропользователей для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых на участках с прогнозными ресурсами или добычи общераспространенных полезных ископаемых на месторождениях с учтенными промышленными запасами;

по распоряжению на бесконкурсной основе участками недр для реализации республиканских (территориальных) программ поиска и разведки общераспространенных полезных ископаемых, финансируемых за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), бюджетов муниципальных районов (городских округов) и собственных средств недропользователей;

по распоряжению на бесконкурсной основе участками недр для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых (строительство и эксплуатация подземных сооружений глубиной более пяти метров, а также строительство подземных сооружений с применением взрывных работ независимо от глубины сооружения);

по переоформлению лицензии на другое физическое или юридическое лицо для продолжения добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

по распоряжению на бесконкурсной основе участками недр для обеспечения сырьевой базой действующих или вновь строящихся предприятий республиканского значения по решению Правительства Республики Саха (Якутия);

для продолжения соответствующих работ (с оформлением краткосрочной лицензии (до одного года) при досрочном прекращении в соответствии с законодательством права пользования участком недр);

2) решение Правительства Республики Саха (Якутия) по распоряжению на бесконкурсной основе участками недр местного значения для образования в соответствии с законодательством особо охраняемых геологических объектов местного значения;

3) решение администрации муниципального района (городского округа) по распоряжению на бесконкурсной основе участками недр для добычи общераспространенных полезных ископаемых в виде строительных грунтов местного значения на участках недр, находящихся на территории муниципального района (городского округа), без числящихся на балансе запасов полезных ископаемых или с прогнозными ресурсами, запасами не более тридцати тысяч кубических метров на срок не более пяти лет и уровнем годовой добычи не более пяти тысяч кубических метров на площадь лицензионного участка не более одного гектара при глубине разработки до пяти метров без применения взрывных работ.

6. Организационное обеспечение государственной системы лицензирования

1. Организационное обеспечение государственной системы лицензирования осуществляется уполномоченным органом управления республиканским фондом недр.

2. Для принятия согласованных решений по распоряжению на бесконкурсной основе участками недр, установленных подпунктом 3 раздела 5 настоящего Положения, для определения условий пользования недрами создается постоянно действующая межведомственная комиссия по использованию местных природных ресурсов (далее -межведомственная комиссия).

Руководство межведомственной комиссией осуществляется главой муниципального района (городского округа) или его заместителем.

В состав межведомственной комиссии могут быть включены по должности представители органов управления земельными, природными ресурсами, муниципальным имуществом, охраны природы, горно-геологических предприятий, органов по контролю и надзору, депутаты представительного органа муниципального района (городского округа).

Функции и полномочия межведомственной комиссии определяются положением, принятым в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия).

Принятое межведомственной комиссией решение по использованию местных природных ресурсов оформляется протоколом и утверждается распоряжением главы (заместителя главы) муниципального района (городского округа).

Принятие межведомственной комиссией решения по пользованию местных природных ресурсов без оформления его протоколом недопустимо.

7. Пользователи недр

1. Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, юридические лица, если федеральными законами и законами Республики Саха (Якутия) не установлены ограничения предоставления права пользования недрами.

2. Одно юридическое лицо может быть владельцем нескольких лицензий на пользование участками недр.

3. Если пользование участками недр сопряжено с осуществлением деятельности, подлежащей лицензированию, то заявителю необходимо получить лицензию на осуществление такой деятельности либо представить договор с юридическим лицом, имеющим право на осуществление этого вида деятельности.

8. Предоставление лицензии на пользование участком недр

1. Предоставление лицензии на пользование участком недр осуществляется при наличии предварительного согласия администрации муниципального района (городского округа) либо собственника (владельца) земли на отвод земельного участка, оформленного в виде официального письма предварительного согласования, подписанного уполномоченными лицами.

2. Получение предварительного согласия на отвод земельного участка осуществляется в соответствии с законодательством.

9. Лицензия на пользование участком недр

1. В соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах» и Законом Республики Саха (Якутия) «О недрах» лицензия на пользование участком недр и ее неотъемлемые составные части (лицензионное соглашение, текстовые и графические приложения) должны содержать:

1) данные о недропользователе и органах, выдавших лицензию, а также основание предоставления лицензии;

2) данные о целевом назначении работ;

3) краткую характеристику участка недр, предоставляемого в пользование, с указанием пространственных границ (географических координат) участка недр и земельного отвода, выделенных для геологического изучения, разведки и разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений;

4) условия, связанные с налогами (платежами), взимаемыми при пользовании недрами;

5) согласованный уровень добычи общераспространенных полезных ископаемых;

6) соглашение о праве собственности на геологическую информацию, получаемую в процессе разведки и разработки месторождения полезных ископаемых;

7) условия выполнения установленных законодательством требований по охране недр, природной среды и безопасному ведению работ;

8) срок действия лицензии, сроки начала работ по геологическому изучению недр, разведке месторождений полезных ископаемых, подготовке технического проекта, сроки предоставления геологической информации на государственную экспертизу, выхода на проектную мощность и так далее;

9) иные положения, установленные уполномоченным органом управления республиканским фондом недр и Правительством Республики Саха (Якутия) в соответствии с условиями конкурсов (аукционов) на право пользования участками недр.

2. В лицензионном соглашении на право пользования участком недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, должны быть оговорены условия использования участка недр, в том числе следующие условия:

1) ограничение максимальных объемов захоронения и регламентации концентраций вредных веществ;

2) осуществление геолого-маркшейдерского контроля за состоянием подземных выработок и соблюдение единых правил безопасности при проведении подземных работ;

3) компенсация вредного воздействия на окружающую природную среду в результате эксплуатации сооружений;

4) при необходимости - организация санитарно-защитных зон, мониторинга геологической и окружающей природной среды;

5) проведение экологической экспертизы проекта работ, связанных с пользованием недрами.

Лицензионное соглашение на право пользования участком недр может дополняться иными условиями, не противоречащими законодательству.

3. Текстовые и графические приложения в соответствии с законодательством о недрах включают копии документов, подтверждающих сведения о недропользователе, геологическую информацию о недрах, заключения государственной экспертизы, предварительные согласования на отвод земельного участка.

4. Изменение условий, оговоренных в лицензии на пользование участком недр, в течение срока ее действия может быть инициировано уполномоченным органом управления республиканским фондом недр или недропользователем и допускается в случаях, установленных законодательством.

5. Срок действия лицензии на пользование участком недр может быть продлен по инициативе пользователя недр при выполнении им оговоренных в лицензии условий и необходимости продолжения недропользования.

Для продления срока действия лицензии пользователь недр должен не позднее чем за месяц до окончания срока ее действия подать заявку в органы, выдавшие лицензию, с представлением полной информации о выполнении условий лицензии, подтвержденной документами, в том числе органов по контролю и надзору, и технико-экономического обоснования продления срока действия лицензии.

6. Лицензия на пользование участком недр считается вступившей в силу со дня ее регистрации в республиканском фонде геологической информации (далее ГУП «Сахагеоинформ»), лицензия на пользование участком недр для добычи общераспространенных полезных ископаемых в виде строительных грунтов местного значения в соответствии с подпунктом 3 раздела 5 настоящего Положения - в администрации муниципального района (городского округа).

7. Лицензия на пользование участком недр оформляется в четырех экземплярах, которые выдаются:

первый экземпляр - пользователю недр;

второй экземпляр - уполномоченному органу республиканским фондом недр или администрации муниципального района (городского округа);

третий экземпляр - ГУП «Сахагеоинформ»;

четвертый экземпляр - Управлению Ростехнадзора.

10. Права и обязанности владельца лицензии на пользование участком недр

1. Владелец лицензии на пользование участком недр имеет право:

1) использовать предоставленный ему участок недр для любой формы предпринимательской деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии;

2) самостоятельно выбирать формы этой деятельности, не противоречащие нормативным правовым актам Республики Саха (Якутия);

3) использовать результаты своей деятельности, в том числе добытое минеральное сырье, в соответствии с лицензией и законодательством;

4) использовать отходы своего горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не оговорено в лицензии;

5) ограничивать застройку площадей залегания полезных ископаемых в пределах предоставленного ему горного отвода;

6) проводить без дополнительных разрешений геологическое изучение недр за счет собственных средств в пределах горного отвода, предоставленного ему в соответствии с лицензией;

7) обращаться в органы, выдающие лицензии, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была выдана.

Владелец лицензии на пользование участком недр имеет также иные права, определенные в лицензии и не противоречащие законодательству.

2. Владелец лицензии на пользование участком недр обязан обеспечить:

1) соблюдение требований федерального законодательства и законодательства Республики Саха (Якутия), а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами;

2) соблюдение требований технических проектов и схем развития горных работ;

3) ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами и ее сохранность;

4) представление геологической информации в федеральный фонд геологической информации, территориальный фонд геологической информации в Республике Саха (Якутия);

5) представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании участков недр для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный фонд геологической информации, территориальный фонд геологической информации в Республике Саха (Якутия), Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия);

6) безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами;

7) соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами;

8) приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования;

9) сохранность разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений полезных ископаемых или в иных хозяйственных целях; ликвидацию в установленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию;

10) выполнение условий, установленных лицензией, своевременное и правильное внесение платежей при пользовании недрами;

11) требуемый уровень квалификации работников, занятых на работах, связанных с пользованием недрами. Требования к образованию и обучению, порядок и условия проведения экзаменов и аттестации для допуска к работам, связанным с пользованием недрами, устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

11. Отвод земельного участка

1. Отвод земельного участка в окончательных границах и оформление земельных прав пользователя недр осуществляются после получения лицензии, согласования и утверждения в установленном порядке проекта работ по недропользованию, утверждения горноотводного акта.

2. Отвод земельного участка во временное или постоянное пользование, в собственность, его изъятие, взаимоотношения пользователя недр с собственником (владельцем) земельного участка осуществляются в соответствии с земельным законодательством.

3. В случае отказа собственника (владельца) земли предоставить земельный участок после получения его предварительного согласия собственник (владелец) земли несет ответственность в соответствии с гражданским законодательством.

12. Участки недр, предоставляемые в пользование

1. Для разработки общераспространенных полезных ископаемых и использования участков недр для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, участки недр предоставляются пользователям после полного или частичного геологического изучения недр.

2. Лицензия на пользование участком недр для добычи общераспространенных полезных ископаемых и использования участка недр для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, выдается уполномоченным органом управления республиканским фондом недр после проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, прогнозных ресурсов и других геологических материалов, для добычи общераспространенных полезных ископаемых в виде строительных грунтов местного значения на участках недр, находящихся на территории муниципального района (городского округа), без числящихся на балансе запасов полезных ископаемых или с прогнозными ресурсами, запасами не более тридцати тысяч кубических метров и уровнем годовой добычи не более пяти тысяч кубических метров на площадь лицензионного участка не более одного гектара при глубине разработки до пяти метров без применения взрывных работ -администрацией муниципального района (городского округа).

3. Для разработки общераспространенных полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, участки недр предоставляются пользователям в виде горного отвода.

4. Владелец лицензии на пользование участком недр для добычи общераспространенных полезных ископаемых имеет право проводить в пределах предоставленного ему участка работы по геологическому изучению недр без дополнительной лицензии.

5. По участкам с неполным геологическим изучением недр выдается совмещенная лицензия на пользование участком недр для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых.

6. Для разведки и последующей добычи общераспространенных полезных ископаемых участки недр предоставляются недропользователям, осуществляющим работы за счет негосударственных инвестиций.

7. В лицензии на пользование участком недр для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых должны быть установлены сроки проведения разведки месторождения полезных ископаемых, государственной экспертизы запасов, подготовки технического проекта, начала добычи общераспространенных полезных ископаемых, выхода на проектную мощность.

8. Участки недр, предоставленные для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, используются для:

1) строительства и эксплуатации подземных сооружений, полигонов для хранения вредных и бытовых отходов в виде горного отвода;

2) создания особо охраняемых геологических объектов местного значения, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное назначение (научных и учебных полигонов, геологических заповедников, заказников, памятников природы, пещер и других подземных полостей), в виде геологического отвода. Создание особо охраняемых геологических объектов местного значения осуществляется в порядке, установленном законодательством.

9. Участок недр предоставляется в пользование на определенный срок или без ограничения срока.

На определенный срок участки недр предоставляются в пользование для:

1) геологического изучения и разведки месторождения полезных ископаемых - на срок до 3 лет;

2) разведки и добычи или добычи общераспространенных полезных ископаемых - на срок разведки и отработки месторождения полезных ископаемых в соответствии с проектом работ или заявкой недропользователя, но не более 25 лет;

3) строительства и эксплуатации подземных сооружений на территории Республики Саха (Якутия) с повсеместным распространением многолетнемерзлых пород - на срок до 15 лет;

4) добычи общераспространенных полезных ископаемых в виде строительных грунтов местного значения в соответствии с подпунктом 3 раздела 5 настоящего Положения - на срок не более 5 лет.

13. Порядок предоставления участков недр на конкурсной (аукционной) основе

1. Участки недр предоставляются в пользование на конкурсной (аукционной) основе.

2. Конкурсы (аукционы) на право пользования участками недр (далее - конкурс,

аукцион) проводятся по участкам недр, содержащим общераспространенные полезные ископаемые, имеющим особые условия пользования, связанные с их количественно-качественными параметрами, горно-техническими, геолого-экономическими и иными условиями пользования.

3. Конкурсы проводятся, как правило, по месторождениям полезных ископаемых, которые требуют применения современных технических, технологических методов разведки и разработки месторождений для улучшения экологической, горно-технической обстановки, исправления ошибок, допущенных предыдущим недропользователем при разведке и (или) разработке месторождения полезных ископаемых. Эти требования включаются в условия конкурсов и в лицензионное соглашение на право пользования участком недр.

4. Аукционы проводятся по высоколиквидным объектам, находящимся на развитых в инфраструктурном и экономическом отношении административных территориях муниципальных районов (городских округов).

5. Решение о проведении конкурса (аукциона) принимается уполномоченным органом управления республиканским фондом недр.

6. Конкурсная (аукционная) комиссия создается по отраслевому принципу, отдельно для каждого конкурса (аукциона).

Состав конкурсной (аукционной) комиссии утверждается распоряжением уполномоченного органа управления республиканским фондом недр.

В состав указанной комиссии входят представители уполномоченного органа управления республиканским фондом недр, Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия), Управления Ростехнадзора (по согласованию), администрации муниципального района (городского округа), на территории которого находится участок недр. При необходимости в состав конкурсной (аукционной) комиссии могут также входить представители других министерств, ведомств, учреждений (по согласованию).

7. Объявление о предстоящем конкурсе публикуется в республиканских, улусных (районных) средствах массовой информации за 60 дней до начала конкурса, о предстоящем аукционе - за 45 дней до начала аукциона.

8. Публикуемое в средствах массовой информации объявление о предстоящем конкурсе (аукционе) должно содержать:

1) местоположение земельного участка, наименование месторождения полезных ископаемых или участка недр, которые решено предоставить в пользование;

2) виды полезных ископаемых и их запасы (ресурсы);

3) существенные условия пользования участком недр и порядок предоставления заявки, технико-экономических предложений по участку недр и других материалов;

4) время и место, где можно ознакомиться с документами по проводимому конкурсу (аукциону) и приобрести геолого-экономические материалы по участку недр;

5) время и место проведения завершающего этапа конкурса (аукциона), адрес приема заявок, дату и час окончания их подачи;

6) сведения о сборах за участие в конкурсе (аукционе), стоимости геолого-экономических материалов по участку недр.

9. В месячный срок со дня объявления конкурса (аукциона) претенденты на получение лицензии могут получить необходимые сведения по объявленным объектам и подать заявку на участие в конкурсе (аукционе) по установленной форме и в сроки, предусмотренные условиями конкурса (аукциона).

10. Заявка на участие в конкурсе (аукционе) должна содержать:

1) наименование участка недр;

2) данные о заявителе, включая место его основной деятельности, его хозяйственные взаимоотношения с финансовыми и производственными партнерами (копии свидетельства о государственной регистрации, учредительных документов, свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, банковские реквизиты);

3) данные о руководителях или владельцах предприятия-заявителя и лицах, которые представляют это предприятие при получении лицензии;

4) данные о финансовых возможностях предприятия-заявителя, необходимых для выполнения работ, связанных с намечаемым пользованием недрами;

5) данные о технических и технологических возможностях предприятия-заявителя по выполнению основных видов деятельности и получению продукции согласно условиям конкурса (аукциона), а также о квалификации специалистов специализированных предприятий, привлекаемых им в качестве подрядчиков для выполнения части работ, в том числе копии лицензий на ведение маркшейдерских работ;

6) информацию о предыдущей деятельности предприятия-заявителя за последние пять лет и достигнутых результатах.

Заявка на участие в конкурсе также должна содержать технико-экономические предложения предприятия-заявителя по условиям пользования недрами.

11. Если претендент на получение лицензии, подавший заявку, участвовал в геологическом изучении и разведке объекта, выносимого на конкурс (аукцион), то он представляет данные о проделанной работе и ее результатах.

12. Заявки на участие в конкурсе (аукционе) регистрируются, проходят экспертизу в конкурсной (аукционной) комиссии с целью проверки финансовой состоятельности и технической компетенции предприятия-заявителя, а также соблюдения антимонопольных требований при пользовании недрами. О принятии заявки или ее отклонении претендент на получение лицензии извещается не позднее 10 дней со дня окончания принятия заявок на участке в аукционе и не позднее 20 дней со дня принятия заявок на участие в конкурсе.

13. Отклонение заявки на участие в конкурсе (аукционе) и отказ в допуске к участию в конкурсе (аукционе) может последовать в случае, если:

1) заявка подана после установленной даты и времени окончания приема заявок;

2) заявка на выдачу лицензии подана с нарушением установленных требований, в том числе если ее содержание не соответствует объявленным условиям конкурса (аукциона);

3) заявитель представил о себе неверные сведения, в том числе о наименовании, организационно-правовой форме, государственной регистрации, банковских реквизитах, нарушениях по ранее выданным лицензиям;

4) заявитель не представил доказательств того, что обладает квалифицированными кадрами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для самостоятельного ведения основных видов деятельности и получения продукции согласно условиям конкурса (аукциона), а также обладает или будет обладать всеми необходимыми средствами для ведения всех других видов деятельности, предусматриваемых при пользовании данным участком недр;

5) заявитель систематически не выполнял условия пользования недрами по ранее выданным лицензиям;

6) заявитель не выполнил или несвоевременно и некачественно выполнил работы по рекультивации ранее нарушенных земель.

В случае отклонения заявки на участие в конкурсе (аукционе) и отказа в допуске к участию в конкурсе (аукционе) уполномоченный орган управления республиканским фондом недр, рассматривающий заявки, в течение 10 дней со дня окончания приема заявок на участие в конкурсе (аукционе) дает письменный ответ заявителю с мотивировкой причины отказа.

14. Задачами конкурсной комиссии в процессе проведения конкурса являются:

1) проверка соответствия представленных материалов технико-экономического обоснования пользования участком недр всем объявленным условиям конкурса;

2) сравнение совокупности условий, предлагаемых каждым из участников конкурса, с совокупностью условий, предлагаемых всеми другими участниками, оценка их соответствия условиям конкурса и предпочтительности;

3) выявление победителя конкурса, подготовка и утверждение решения конкурсной комиссии о выдаче лицензии на пользование участком недр.

15. Задачами аукционной комиссии в процессе проведения аукциона являются:

1) проверка соответствия представленных заявочных материалов условиям аукциона и полномочий представителей заявителей по определению максимального размера разового платежа;

2) проведение заключительного этапа аукциона, определение победителя аукциона и утверждение решения аукционной комиссии о выдаче лицензии на пользование участком недр.

16. Заседание конкурсной (аукционной) комиссии считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов комиссии.

Передача полномочий члена комиссии другому члену комиссии или иному лицу не допускается.

Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство от списочного состава членов комиссии.

Итоговый протокол деятельности конкурсной (аукционной) комиссии, в котором фиксируются результаты проведенного конкурса (аукциона), подписывается всеми членами комиссии, которые приняли участие в ее заседании и согласны с принятыми решениями. Члены комиссии, несогласные с принятыми решениями, письменно мотивируют свое особое мнение.

17. При конкурсной системе предоставления лицензии победителем признается участник конкурса, отвечающий условиям конкурса и представивший экономически приемлемые и соответствующие требованиям охраны недр и окружающей природной среды технические и технологические решения. В случае, если на участие в конкурсе подана только одна заявка, лицензия на пользование участком недр может быть предоставлена заявителю на объявленных условиях.

Конкурс считается несостоявшимся, если ни один из претендентов на получение лицензии не обеспечил выполнение объявленных условий конкурса. В этом случае затраты, понесенные участниками конкурса, не компенсируются.

18. При аукционной системе предоставления лицензии победителем признается участник аукциона, выполнивший условия аукциона и предложивший наибольший размер разового платежа.

19. Принятое по результатам проведения конкурса (аукциона) решение, утвержденное распоряжением уполномоченного органа управления республиканским фондом недр, является основанием для выдачи лицензии на пользование участком недр.

20. Условия конкурса (аукциона) подлежат включению в лицензию в качестве заранее оговоренных условий пользования участком недр. Если претендент на получение лицензии представил условия пользования участком недр в своих технико-экономических предложениях, улучшающих условия конкурса (аукциона), эти предложения включаются в условия лицензионного соглашения на право пользования участком недр.

14. Порядок предоставления участков недр на бесконкурсной основе

1. На бесконкурсной основе участки недр предоставляются по заявке установленной формы.

Претендент на получение лицензии представляет в уполномоченный орган управления республиканским фондом недр или в администрацию муниципального района (городского округа) следующие документы:

1) заявку с указанием наименования участка недр (в одном экземпляре), данные о предприятии-заявителе, включая место его основной деятельности, его хозяйственные взаимоотношения с финансовыми и производственными партнерами; данные о руководителях или владельцах предприятия-заявителя и лицах, которые представляют это предприятие при получении лицензии; данные о финансовых возможностях предприятия-заявителя, необходимых для выполнения работ, связанных с намечаемым пользованием недрами; данные о технических и технологических возможностях предприятия-заявителя по выполнению основных видов деятельности и получению продукции, о квалификации специалистов специализированных предприятий, привлекаемых им в качестве подрядчиков для выполнения работ, в том числе копии лицензий на ведение маркшейдерских работ; информацию о предыдущей деятельности предприятия-заявителя за последние пять лет и достигнутых результатах;

2) копию свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (в четырех экземплярах, один из которых заверяется нотариально);

3) копию устава предприятия (в одном экземпляре, заверенном нотариально);

4) копию приказа о назначении руководителя (в одном экземпляре);

5) копию свидетельства о постановке на налоговый учет физического или юридического лица (в четырех экземплярах, один из которых заверяется нотариально);

6) учредительный договор (в одном экземпляре);

7) предварительное согласие администрации муниципального района (городского Округа) И (ИЛИ) Собственника (владельца) земли на предоставление земельного участка (в четырех экземплярах);

8) справку органов территориальных отделов Управления Роснедвижимости по Республике Саха (Якутия) о принадлежности земель и об отсутствии на данной территории других пользователей (в одном экземпляре);

9) при нахождении земель на территории родовых общин и иных пользователей земель - их согласие на землепользование (в четырех экземплярах);

10) справку ГУП «Сахагеоинформ» о наличии или об отсутствии запасов полезных ископаемых, находящихся на балансе испрашиваемого участка недр, об отсутствии других выданных лицензий на пользование данным участком недр (в одном экземпляре);

11) графические приложения к заявке в виде плана испрашиваемого участка недр с предварительно определенным контуром испрашиваемого горного отвода (для разработки месторождения полезных ископаемых - план подсчета его запасов, использования участка недр для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, - план участка недр, геологическая информация по которому прошла государственную экспертизу), ведомость географических координат угловых точек горного отвода и обзорную карту участка работ масштаба 1:100 000. Графическое приложение масштаба 1:2000 (1:5000) с вынесением границ участка и географическими координатами угловых точек с секундами, кратными пяти, заверяются ГУП «Сахагеоинформ»;

12) при отсутствии на испрашиваемом участке недр учтенных балансом запасов полезных ископаемых - краткий отчет по прогнозным ресурсам полезных ископаемых на испрашиваемом участке недр (выдается специализированными геологическими предприятиями, ведущими разведку и (или) разработку, проектирование разработки месторождений полезных ископаемых);

13) согласование с территориальным структурным подразделением Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) проведения работ на данном участке недр (в четырех экземплярах);

14) согласование с Ленским бассейновым водным управлением Росводресурсов водоохранных мероприятий при расположении участков недр в пределах пойм рек и на островах (в четырех экземплярах).

(Подпункты 1 и 14 пункта 1 раздела 14 в ред. постановления Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 12.07.2007 ГС №2353-III)

2. Заявка на предоставление участка недр на бесконкурсной основе регистрируется в уполномоченном органе управления республиканским фондом недр или в администрации муниципального района (городского округа) в специальном журнале.

3. В течение 15 дней со дня регистрации заявки документы проходят экспертизу в уполномоченном органе управления республиканским фондом недр или в межведомственной комиссии администрации муниципального района (городского округа).

4. Решение принимаются при наличии всех документов, указанных в пункте 1 настоящего раздела.

5. Решение принимается уполномоченным органом управления республиканским фондом недр, межведомственной комиссией администрации муниципального района (городского округа) или Правительством Республики Саха (Якутия), утверждается распоряжением уполномоченного органа управления республиканским фондом недр, главы администрации (заместителя главы) муниципального района (городского округа) или Правительства Республики Саха (Якутия).

6. Отклонение заявки на предоставление участка недр на бесконкурсной основе и отказ в выдаче лицензии на пользование участком недр может последовать в случае, если:

1) заявка подана с нарушением установленных требований;

2) заявитель представил о себе неверные сведения, в том числе о наименовании, организационно-правовой форме, государственной регистрации, банковских реквизитах, нарушениях по ранее выданным лицензиям;

3) испрашиваемый участок недр находится в пользовании или существуют ограничения по передаче участка недр в пользование по причинам экологической и экономической безопасности, возможной угрозы жизни и здоровью людей, другим причинам;

4) заявитель систематически не выполнял условия пользования недрами по ранее выданным лицензиям;

5) заявитель не выполнил или несвоевременно и некачественно выполнил работы по рекультивации ранее нарушенных земель.

В случае отклонения заявки на предоставление участка недр на бесконкурсной основе и отказа в выдаче лицензии на пользование участком недр уполномоченный орган управления республиканским фондом недр, межведомственная комиссия администрации муниципального района (городского округа) или Правительство Республики Саха (Якутия), рассматривающие заявки, в течение 10 дней со дня приема заявки дают письменный ответ заявителю с мотивировкой причины отказа.

7. Отказ в предоставлении участка недр на бесконкурсной основе может быть обжалован в судебном порядке.

15. Порядок согласования добычи общераспространенных полезных ископаемых на земельных участках, находящихся в собственности или во владении

Собственники, владельцы земельных участков имеют право по своему усмотрению в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в следующем порядке:

1) добычу общераспространенных полезных ископаемых объемом до пяти тысяч кубических метров в год собственник, владелец земельного участка осуществляют при согласовании с уполномоченным органом управления республиканским фондом недр в части соответствия условий требованиям настоящего пункта;

2) добычу общераспространенных полезных ископаемых объемом более пяти тысяч кубических метров в год собственник, владелец земельного участка осуществляют при согласовании с уполномоченным органом управления республиканским фондом недр в части соответствия условий требованиям настоящего пункта, при уведомлении органа местного самоуправления, территориального структурного подразделения Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия), территориального отдела Управления Роснедвижимости по Республике Саха (Якутия) и при согласовании с Управлением Ростехнадзора плана разработки месторождения полезных ископаемых;

3) строительство подземного сооружения объемом более пятидесяти кубических метров собственник, владелец земельного участка осуществляют при согласовании с уполномоченным органом управления республиканским фондом недр в части соответствия условий требованиям настоящего пункта.

Согласование работ производится в виде официального письма уполномоченного органа управления республиканским фондом недр, которое заверяется печатью и направляется собственнику, владельцу земельного участка.

16. Порядок оформления горных отводов для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых и использования участков недр для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых

1. Границы горного отвода устанавливаются в целях обеспечения рационального использования и охраны недр при разведке и (или) добыче общераспространенных полезных ископаемых и использовании участка недр для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, охраны окружающей среды от вредного влияния горных и иных работ при недропользовании, обеспечения безопасности при ведении горных работ, защиты интересов пользователя недр и государства.

2. При предоставлении лицензии на пользование участком недр для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых и использования участка недр для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, устанавливаются предварительные границы горного отвода.

Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование участком недр для:

1) добычи общераспространенных полезных ископаемых - по контурам подсчета запасов полезных ископаемых с учетом горно-технических условий разработки месторождения;

2) разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых - по контурам подсчета прогнозных ресурсов с учетом горно-технических условий разработки месторождения;

3) использования участка недр для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, - по контурам испрашиваемого участка с учетом природоохранных и иных мероприятий.

3. Проекты разведки и разработки месторождений полезных ископаемых выполняются по упрощенной схеме. При этом должны быть обязательно выполнены расчеты и обоснование разведочных и горных работ, рекультивации, а также включены мероприятия по охране природы, технике безопасности, инструментальному учету добычи общераспространенных полезных ископаемых. В случае применения взрывных работ выполняются все необходимые расчеты, после чего проект выполнения взрывных работ проходит экспертизу промышленной безопасности. Если эти работы выполняются подрядной организацией, то указанная организация разрабатывает проект выполнения взрывных работ и согласовывает его экспертизу в части промышленной безопасности.

Уточненные проекты горного отвода обосновываются техническими проектами и должны пройти согласование в территориальных структурных подразделениях Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) и в Управлении Ростехнадзора с целью получения горного отвода.

4. Для получения горноотводного акта с уточненными границами горного отвода пользователь недр представляет в Управление Ростехнадзора или районный горнотехнический отдел Управления Ростехнадзора технический проект разведки и (или) добычи общераспространенных полезных ископаемых или использования участка недр для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, проект горного отвода и следующие документы:

1) копии заключений государственной экологической экспертизы на проект разработки месторождения полезных ископаемых, документов согласования указанного проекта с районным природоохранным органом, Управлением Ростехнадзора или районным горнотехническим отделом Управления Ростехнадзора, технического задания на проектирование и землепользование (в случае расположения горного отвода в границах земель специального назначения);

2) копию решения государственной экспертизы запасов (прогнозных ресурсов) полезных ископаемых, а также соответствующие выписки из таблиц их подсчета;

3) копию заключения экспертизы промышленной безопасности (в случае, если применяются взрывные работы либо если объем ежегодной добычи общераспространенных полезных ископаемых превышает пятнадцать тысяч кубических метров).

5. Уточненные границы горного отвода устанавливаются после рассмотрения технических проектов разведки и (или) добычи общераспространенных полезных ископаемых или использования участка недр для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, прошедших согласование, экспертизу и утверждение в соответствии с настоящим Положением.

6. Добыча общераспространенных полезных ископаемых и использование участка недр для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются после получения горноотводного акта и в пределах уточненных границ горного отвода.

7. Разведка и (или) добыча общераспространенных полезных ископаемых и использование участка недр для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, за пределами уточненных границ горного отвода запрещаются.

8. Сроки представления документов, обосновывающих уточненные границы горного отвода, указываются в лицензии на пользование участком недр.

9. Документы, удостоверяющие горный отвод и определяющие его пространственное положение, прилагаются к лицензии на пользование участком недр. Пользователь недр представляет описание установленных границ горного отвода в уполномоченный орган управления республиканским фондом недр в течение 10 дней со дня их согласования и утверждения.

10. Предварительные границы горного отвода указываются в географической системе координат. Уточненные границы горного отвода указываются в условной системе прямоугольных координат, принятых в установленном порядке.

11. Предоставление горных отводов производится Управлением Ростехнадзора или районными горнотехническими отделами Управления Ростехнадзора.

12. В случае необходимости изменения уточненных границ горного отвода в пределах предоставленного при лицензировании участка недр из-за изменения условий лицензии, ее переоформления (по результатам разведки месторождений полезных ископаемых, проектных, научно-исследовательских работ и прочего) документы, удостоверяющие границы горного отвода, переоформляются.

13. Горный отвод может быть предоставлен на разработку всего месторождения полезных ископаемых или его части одному или нескольким пользователям недр при условии взаимной увязки горных работ в соответствии с техническими проектами, согласованными в установленном порядке.

14. Не допускается оставлять за контурами уточненных границ горного отвода запасы полезных ископаемых, предоставленные пользователю недр при лицензировании, а также запасы полезных ископаемых, разработка которых по технико-экономическим причинам иным пользователем недр нецелесообразна. В отдельных случаях производится списание в установленном порядке запасов полезных ископаемых либо эти запасы включаются в границы предоставляемого в пользование участка недр.

15. Горный отвод в уточненных границах подлежит регистрации в Управлении Ростехнадзора в установленном порядке.

16. При ликвидации или консервации объекта горного предприятия вся техническая документация по горным работам должна быть передана в Управление Ростехнадзора или районный горнотехнический отдел Управления Ростехнадзора в течение 10 дней со дня оформления акта о ликвидации (консервации) объекта. Справка о регистрации горного отвода должна быть возвращена по месту ее выдачи в течение 15 дней.

17. Технические проекты разведки и (или) добычи общераспространенных полезных ископаемых, проекты горных отводов, проекты использования участков недр для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, составляются в установленном порядке организациями, имеющими лицензию на маркшейдерские работы, в соответствии с намечаемым видом деятельности, связанной с пользованием недрами, по предварительному согласованию технического задания с Управлением Ростехнадзора или районным горнотехническим отделом Управления Ростехнадзора. Проект горного отвода может включаться в состав технического проекта специальным разделом «Обоснование границ горного отвода».

18. В материалы проектов горных отводов, использования горных выработок ликвидированных, законсервированных или действующих предприятий по добыче общераспространенных полезных ископаемых дополнительно включаются планы горных выработок этих предприятий, на которых показываются выработки, намечаемые для использования.

19. Управление Ростехнадзора или районные горнотехнические отделы Управления Ростехнадзора рассматривают и проверяют:

1) технический проект разработки и (или) добычи общераспространенных полезных ископаемых или проект использования участка недр для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, в части полноты и обоснованности проектных решений по указанным границам горного отвода с учетом вопросов рационального, комплексного использования запасов полезных ископаемых и охраны недр, а также обеспечения безопасных условий труда, охраны окружающей среды, зданий, сооружений и других объектов от вредного влияния горных работ;

2) правильность и обоснованность уточненных границ горного отвода с учетом требований законодательства о недрах.

20. После рассмотрения представленных документов Управление Ростехнадзора или районные горнотехнические отделы Управления Ростехнадзора выносят соответствующее решение не позднее одного месяца со дня получения документов, обосновывающих уточненные границы горного отвода. В случае необходимости по требованию Управления Ростехнадзора или районного горнотехнического отдела Управления Ростехнадзора пользователь недр обязан представить дополнительные документы и пояснения по вопросам, связанным с границами горного отвода. В особо сложных случаях или при возникновении существенных разногласий между Управлением Ростехнадзора или районным горнотехническим отделом Управления Ростехнадзора и пользователем недр Недропользователь вправе потребовать проведение экспертизы представленных материалов. В этом случае срок принятия решения соответственно продлевается, но не более чем на 10 дней со дня получения дополнительно запрашиваемых документов и объяснений или экспертного заключения.

21. В состав документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, входят:

1) документ Управления Ростехнадзора или районного горнотехнического отдела Управления Ростехнадзора о принятом решении;

2) топографический (гипсометрический) план поверхности испрашиваемого участка недр в проектных границах горного отвода и геологические разрезы, составленные в соответствии с установленными требованиями.

22. На топографическом плане поверхности месторождения полезных ископаемых иповерхности участка недр, используемого для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, должны быть показаны:

1) рельеф поверхности и пункты опорной геодезической сети, устья существующих разведочных скважин и горных выработок;

2) контуры лесных и сельскохозяйственных угодий;

3) границы землепользовании и населенных пунктов;

4) существующие на территории месторождения полезных ископамых и сооружения вблизи этих месторождений;

5) контуры подсчета запасов полезных ископаемых, границы земельного отвода, соседних горных отводов и контуры испрашиваемых границ горного отвода с обозначением угловых точек и границ вредного влияния горных разработок.

Контуры подсчета запасов полезных ископаемых и контуры испрашиваемых границ горного отвода указываются также и на геологических разрезах. При использовании горных выработок (карьеров) ликвидированных, законсервированных или действующих предприятий по добыче общераспространенных полезных ископаемых приводятся планы горных выработок (карьеров) этих предприятий, на которых показываются выработки, намечаемые для использования.

23. Масштаб копии топографического плана принимается в зависимости от размеров изображаемого участка, характера и назначения предприятия по добыче общераспространенных полезных ископаемых, но не мельче 1:5000. Для горных отводов, имеющих значительную площадь, в исключительных случаях (по согласованию с Управлением Ростехнадзора или районными горнотехническими отделами Управления Ростехнадзора) разрешается представление копии топографического плана в масштабе от 1:5000 до 1:25000.

24. В случае перехода права пользования недрами в соответствии со статьей 17.1 Закона Российской Федерации «О недрах» и статьей 18 Закона Республики Саха (Якутия) «О недрах» или изменения наименования недропользователя документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода, подлежат переоформлению в течение трех месяцев со дня переоформления соответствующей лицензии на пользование участком недр. При этом изменение проекта горного отвода, за исключением топографического плана, не требуется.

25. Использование старых горных выработок или участка недр для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, в пределах горного отвода, предоставленного для разработки месторождения полезных ископаемых, осуществляется на условиях лицензии на пользование участком недр после проведения экспертизы промышленной безопасности, экологической экспертизы и комиссионной приемки объекта в эксплуатацию. В случае получения самостоятельной лицензии на пользование участком недр горный отвод, предоставленный для разработки месторождения полезных ископаемых, подлежит переоформлению, а на предоставленные в пользование отработанные горные выработки или участок недр оформляется самостоятельный горный отвод. При переоформлении горного отвода, предоставленного для добычи общераспространенных полезных ископаемых, исключаются горные выработки или участок недр, предоставленный в пользование для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых.

17. Порядок составления, согласования, проведения экспертизы и утверждения технических проектов геологоразведочных и горных работ

1. По мелким объектам лицензирования без учтенных запасов полезных ископаемых рекомендуется до проведения проектных и геологических работ выполнить топографическую съемку в масштабе 1:2000 в качестве основы для проектных работ, учета запасов полезных ископаемых и объемов добычи общераспространенных полезных ископаемых.

2. Геологическое задание на разведку месторождения полезных ископаемых, составленное пользователем недр, согласовывается с уполномоченным органом управления республиканским фондом недр и утверждается руководителем предприятия - пользователя недр.

Разведка участков недр для добычи общераспространенных полезных ископаемых объемом до тридцати тысяч кубических метров в год в случае отсутствия утвержденных запасов полезных ископаемых в пределах выданной лицензии может проводиться пользователем недр по упрощенной схеме: по углам контура испрашиваемого участка недр проводятся выработки на предполагаемую глубину отработки (шурфы, скважины или бульдозерные траншеи), из этих выработок отбирается минимальное количество проб, необходимых для определения пригодности вскрытых пород для заданной цели добычи общераспространенных полезных ископаемых, отсутствия других полезных ископаемых и наличия радиационной опасности, производится подсчет запасов полезных ископаемых, по результатам выполненных работ составляется краткая геологическая записка объемом не более 10-15 страниц. Полученные запасы полезных ископаемых проходят апробацию в установленном порядке, кроме случая, предусмотренного пунктом 2 раздела 12 настоящего Положения.

3. Проекты геологоразведочных работ проходят экспертизу в Якутском филиале ФГУП «Геолэкспертиза», согласовываются с уполномоченным органом управления республиканским фондом недр и утверждаются руководителем предприятия - пользователя недр.

4. Техническое задание на проектирование горных работ согласовывается с Управлением Ростехнадзора или районным горнотехническим отделом Управления Ростехнадзора и утверждается руководителем предприятия - пользователя недр.

5. Технические проекты горных работ по разработке месторождений полезных ископаемых и строительству подземных сооружений составляются предприятиями, имеющими лицензии на маркшейдерские работы. Для разработки месторождений полезных ископаемых объемом до пятнадцати тысяч кубических метров в год на глубину до пяти метров без применения взрывных работ могут составляться упрощенные технические проекты по согласованным с Управлением Ростехнадзора или районными горнотехническими отделами Управления Ростехнадзора техническим заданиям на проектирование. Эти проекты проходят согласование в Управлении Ростехнадзора или районных отделениях Управления Ростехнадзора (без экспертизы промышленной безопасности) и в Министерстве охраны природы Республики Саха (Якутия) (с упрощенной схемой экологической экспертизы).

6. Составленный технический проект горных работ по разработке месторождений полезных ископаемых проходит в Министерстве охраны природы Республики Саха (Якутия) экологическую экспертизу и экспертизу промышленной безопасности (кроме проектов, предусматривающих добычу общераспространенных полезных ископаемых в объеме не более пятнадцати тысяч кубических метров в год на глубину разработки не более пяти метров без

применения взрывных работ).

7. Прошедшие экспертизу проекты поступают в Управление Ростехнадзора или районные горнотехнические отделы Управления Ростехнадзора для согласования и выдачи горного отвода.

8. Копия календарного графика отработки месторождения полезных ископаемых, копия календарного графика строительства подземного сооружения и копия проекта горного отвода в 10-дневный срок со дня их согласования и получения представляются в уполномоченный орган управления республиканским фондом недр для приложения к лицензионным материалам.

9. Направление работ по добыче общераспространенных полезных ископаемых согласовывается с Управлением Ростехнадзора или районными горнотехническими отделами Управления Ростехнадзора, в том числе в карьерах с объемом добычи до пятнадцати тысяч кубических метров в год на глубину до пяти метров без применения взрывных работ - один раз в три года, более пятнадцати тысяч кубических метров в год или с применением взрывных работ - ежегодно.

10. После выдачи горноотводного акта в Управлении Ростехнадзора или районном горнотехническом отделе Управления Ростехнадзора пользователь недр вправе приступить к разработке месторождения полезных ископаемых согласно проекту.

18. Переоформление лицензии на пользование участком недр и изменение условий лицензии (лицензионного соглашения)

1. Переход права пользования участком недр и переоформление лицензии на пользование участком недр осуществляются уполномоченным органом управления республиканским фондом недр в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах» и Законом Республики Саха (Якутия) «О недрах».

2. Право пользования участком недр переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности в следующих случаях:

1) при изменении организационно-правовой формы предприятия - пользователя недр;

2) при реорганизации предприятия - пользователя недр путем присоединения другого предприятия либо слияния с другим предприятием, если прежнему пользователю недр принадлежит на правах собственности не менее половины уставного капитала вновь созданного предприятия;

3) при реорганизации предприятия - пользователя недр путем разделения либо выделения из него другого предприятия, когда вновь созданное предприятие продолжает деятельность в соответствии с лицензией на участке прежнего пользователя недр;

4) при учреждении недропользователем нового юридического лица, созданного для продолжения деятельности на предоставленном участке недр, при условии, если новое юридическое лицо образовано в соответствии с федеральным законодательством и ему передано имущество, необходимое для осуществления деятельности, указанной в лицензии на пользование участком недр, в том числе из состава имущества объектов обустройства в границах лицензионного участка, в соответствии с законодательством;

5) при приобретении субъектом предпринимательской деятельности в соответствии с законодательством имущества предприятия - пользователя недр (банкрота) при условии, что приобретатель отвечает квалификационным требованиям, предъявляемым к недропользователю.

3. Переоформление лицензии на пользование участком недр осуществляется по заявлениям прежнего владельца лицензии на пользование участком недр и претендента на ее получение. Условия лицензии (лицензионного соглашения) при этом изменению не подлежат.

4. Изменение условий лицензии (лицензионного соглашения) допускается при взаимном согласии органа, выдавшего лицензию, и владельца лицензии после ее переоформления.

5. При выявлении неизвестных на момент предоставления лицензии новых данных, а также по прошествии определенного времени, в течение которого может быть выявлено изменение горно-геологической ситуации, орган, выдавший лицензию, вправе провести государственную экспертизу геологических материалов.

6. При изменении условий, связанных с реализацией добываемого минерального сырья, владелец лицензии на пользование участком недр может временно приостановить работы и в установленном порядке законсервировать горные выработки и объекты инфраструктуры, связанные с пользованием недрами, сроком до трех лет, письменно уведомив об этом за два месяца орган, выдавший лицензию. Время консервации включается в общий срок действия лицензии.

19. Прекращение, приостановление или ограничение права пользования участком недр

1. Право пользования участком недр может быть прекращено, в том числе досрочно, приостановлено или ограничено в случаях, установленных Законом Российской Федерации «О недрах» и Законом Республики Саха (Якутия) «О недрах».

2. При прекращении права пользования участком недр недропользователь прекращает деятельность, указанную в лицензии, в установленном порядке проводит работы по консервации или ликвидации горных выработок, рекультивации и возврате земель, передаче документации в уполномоченный орган управления республиканским фондом недр (в том числе лицензии в орган, выдавший ее).

3. Приостановление права пользования участком недр, оформленное соответствующим актом органов, осуществляющих управление и контроль в области геологии и экологии, означает временное прекращение основного вида деятельности и связанных с ней вспомогательных работ, за исключением работ по поддержанию горных выработок, строений, сооружений и оборудования в безаварийном, безопасном для людей и окружающей природной среды состоянии. Лицензия на пользование участком недр сохраняется у недропользователя.

4. Ограничение права пользования участком недр, оформленное соответствующим актом органов, осуществляющих управление и контроль в области геологии и экологии, означает временный запрет владельцу лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, указанных в лицензии, в соответствии с данным актом.

5. Право пользования участков недр может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено решением главы администрации муниципального района (городского округа), решением уполномоченного органа управления республиканским фондом недр непосредственно или по представлению органов государственного геологического, экологического контроля, государственного горного надзора в случаях, установленных федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия).

6. В случае, если обстоятельства или условия, вызвавшие приостановление или ограничение права пользования участком недр, устранены, это право может быть восстановлено в полном объеме решением главы администрации муниципального района (городского округа) или решением уполномоченного органа управления республиканским фондом недр, принявших решение о приостановлении или ограничении права пользования участком недр.

7. Решение о прекращении, приостановлении или об ограничении права пользования участком недр, принятое в связи с возникновением непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, должно быть доведено до сведения недропользователя немедленно, а в остальных случаях - в течение 15 дней со дня принятия соответствующего решения.

8. Решение о прекращении права пользования недрами должно содержать:

1) основание, по которому прекращено право пользования участком недр, аннулирована лицензия;

2) перечень вопросов, которые необходимо решить в связи с прекращением права пользования участком недр и аннулированием лицензии, в том числе по консервации горных выработок и объектов инфраструктуры, связанных с использованием участка недр, рекультивации и возврате земель, порядок и сроки их решения.

9. Решение о приостановлении или об ограничении права пользования участком недр и действия лицензии должно содержать:

1) основание, по которому приостановлены или ограничены право пользования участком недр и действие лицензии;

2) срок, на который право пользования участком недр и действие лицензии ограничены или приостановлены, а также условия, при которых они могут быть восстановлены;

3) перечень вопросов, подлежащих решению с целью восстановления права пользования участком недр и действия лицензии.

10. Если владелец лицензии на пользование участком недр не приступил к использованию участка недр в установленных объемах или нарушает условия пользования недрами, орган, выдавший лицензию, или уполномоченный орган управления республиканским фондом недр направляет ему уведомление (предупреждение) о досрочном прекращении права пользования участком недр и об аннулировании лицензии.

11. Решение о досрочном прекращении действия лицензии на пользование участком недр принимается после трех месяцев со дня вручения уведомления (предупреждения) о возможном аннулировании лицензии, если ее владелец не принял мер по устранению нарушений.

12. Досрочное прекращение права пользования участком недр по инициативе владельца лицензии осуществляется не позднее чем через шесть месяцев со дня письменного уведомления им органов, выдавших лицензию, с указанием аргументированных причин отказа от использования участка недр. В течение этого периода осуществляется государственная экспертиза геологических материалов, проверка выполнения владельцем лицензии взятых обязательств, состояния работ на объекте, определяются порядок консервации или ликвидации горных выработок, объектов инфраструктуры, рекультивации и возврата земель и порядок контроля за их состоянием.

13. Владелец лицензии на пользование участком недр должен выполнить все обязательства, определенные в лицензии, на случай досрочного отказа от права пользования участком недр. При невыполнении владельцем лицензии указанных обязательств органы, выдавшие лицензию, имеют право взыскать сумму ущерба от их невыполнения в судебном порядке.

20. Платежи при пользовании участками недр

1. Заявители на участие в конкурсе (аукционе) вносят сбор.

Сумма сбора за участие в конкурсе (аукционе) определяется исходя из стоимости прямых затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса (аукциона), в том числе на публикацию объявления, деятельность конкурсных (аукционных) комиссий и привлекаемых экспертов, оплату использованных материалов, аренду необходимых помещений и оборудования, и устанавливается при утверждении условий конкурса (аукциона).

Сбор за участие в конкурсе (аукционе) взимается при подаче заявок на участие в конкурсе (аукционе).

Сумма сбора за участие в конкуре (аукционе) поступает в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия).

В случае отказа в регистрации заявки на участие в конкурсе (аукционе) или отказа участника конкурса (аукциона) от дальнейшего участия по условиям конкурса (аукциона) сбор за участие в конкурсе (аукционе) не возвращается.

2. Сбор за выдачу, переоформление и изменение лицензии на пользование участком недр вносит недропользователь, получающий лицензию.

Сумма сбора определяется исходя из прямых затрат на подготовку, экспертизу, оформление, регистрацию и выдачу лицензии и устанавливается Правительством Республики Саха (Якутия).

В случае выдачи лицензии уполномоченным органом управления республиканским фондом недр сумма сбора поступает в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия), в случае выдачи лицензии администрацией муниципального района (городского округа) - в доход бюджета муниципального района (городского округа).

3. С участников конкурса по условиям конкурса, а также при получении недропользователем от уполномоченного органа управления республиканским фондом недр геологической и иной информации о недрах может взиматься компенсация расходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на геологоразведочные работы по оценке и разведке переданных запасов полезных ископаемых.

Сумма компенсации расходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на геологоразведочные работы по оценке и разведке переданных запасов полезных ископаемых определяется уполномоченным органом управления республиканским фондом недр в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия) и не может быть выше суммы расходов на геологические работы по оценке и разведке переданных запасов полезных ископаемых. Сумма указанных расходов поступает в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия).

4. В лицензии на пользование участком недр устанавливается ставка налога на добычу полезных ископаемых, а при необходимости - регулярные платежи за пользование участком недр в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия).

5. Размер разового платежа устанавливается условиями конкурса (аукциона), лицензионным соглашением и определяется уполномоченным органом управления республиканским фондом недр в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия). Разовый платеж поступает в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия).

21. Ответственность за нарушение законодательства о недрах и настоящего Положения

За нарушение федерального законодательства и законодательства Республики Саха (Якутия) о недрах, настоящего Положения должностные лица и граждане несут ответственность в соответствии с законодательством.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Якутские ведомости № 34 от 08.05.2007
Рубрики правового классификатора: 020.030.070 Лицензирование отдельных видов деятельности, 110.030.010 Общие положения

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать