Основная информация
Дата опубликования: | 16 апреля 2011г. |
Номер документа: | В201103190 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
В1103190
В201103190
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 26.07.2011, N 8, СТР. 192
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
19.04.2011 N 15361/10
ПРИВАТИЗАЦИЯ
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего – Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Амосова С.М., Андреевой Т.К., Бациева В.В., Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Горячевой Ю.Ю., Исайчева В.Н., Козловой О.А., Куликовой В.Б., Першутова А.Г., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. –
рассмотрел заявление открытого акционерного общества "Саратовский комбинат хлебопродуктов" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Саратовской области от 16.04.2010 по делу N А57-11/2009, постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 06.08.2010 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя – открытого акционерного общества "Саратовский комбинат хлебопродуктов" (истца) – Ваничкина О.Ю., Тяпкина Н.С.;
от федерального государственного учреждения культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" (третьего лица) – Зейналова Л.С.
Заслушав и обсудив доклад судьи Куликовой В.Б. и объяснения представителей лиц, участвующих в деле, Президиум установил следующее.
Открытое акционерное общество "Саратовский комбинат хлебопродуктов" (далее – ОАО "Саратовский комбинат хлебопродуктов") обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области (далее – Территориальное управление Росимущества) о признании незаконным отказа в заключении договора купли-продажи нежилого шестиэтажного здания производственного корпуса с техническим этажом общей площадью 3 213,3 кв. метра (литера "Б"), расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Набережная, д. 18, а также об обязании заключить договор купли-продажи данного недвижимого имущества на условиях представленного проекта договора (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявленные требования мотивированы тем, что указанное здание представляет собой мельницу с размольным, зерноочистительным и выбойным отделениями (1900-е годы), которая не вошла в план приватизации имущественного комплекса государственного предприятия "Саратовский комбинат хлебопродуктов" (далее – государственное предприятие), утвержденный в 1993 году. Однако этот объект относился к имущественному комплексу государственного предприятия, использовался им в производственной деятельности и используется в уставной деятельности его правопреемника – ОАО "Саратовский комбинат хлебопродуктов". По мнению заявителя, отказ Территориального управления Росимущества в заключении договора купли-продажи указанного объекта не соответствует пункту 16 статьи 43 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее – Закон о приватизации).
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 29.04.2009, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2009, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 26.08.2009 данные судебные акты отменил, дело направил на новое рассмотрение в суд первой инстанции с указанием на несоответствие выводов судов по спорному вопросу правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.05.2008 N 809/08.
В процессе нового рассмотрения дела определениями суда первой инстанции от 11.11.2009 и от 09.03.2010 к участию в деле в качестве заинтересованных третьих лиц были привлечены Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), федеральное государственное учреждение культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" (далее - Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры, учреждение культуры) и его филиал по Саратовской области.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 16.04.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 06.08.2010 решение от 16.04.2010 и постановление от 27.05.2010 оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда от 16.04.2010, постановления апелляционного суда от 27.05.2010 и постановления суда кассационной инстанции от 06.08.2010 ОАО "Саратовский комбинат хлебопродуктов" просит их отменить, ссылаясь на нарушение судами единообразия в толковании и применении норм права, заявленные требования – удовлетворить.
В отзыве на заявление Территориальное управление Росимущества просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения как соответствующие законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене исходя из следующего.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, на основании плана приватизации, утвержденного решением Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.04.1993 N 880, был приватизирован имущественный комплекс государственного предприятия и на его базе создано ОАО "Саратовский комбинат хлебопродуктов". Однако в составе этого имущественного комплекса не было приватизировано здание мельницы, расположенное по указанному адресу, которое использовалось государственным предприятием в производственной деятельности и относилось к имущественному комплексу, подлежащему приватизации. После создания названного акционерного общества на здание мельницы было зарегистрировано право федеральной собственности, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 22.01.2007 серии 64 АБ N 540618, и объект передан правомочным органом собственника в аренду данному обществу.
ОАО "Саратовский комбинат хлебопродуктов" обращалось к Территориальному управлению Росимущества с письмами от 17.04.2008 N 110юр и от 29.08.2008 N 201юр о выкупе по рыночной стоимости упомянутого объекта недвижимости со ссылкой на наличие у него в силу закона исключительного права на приобретение этого имущества.
Территориальное управление Росимущества письмом от 12.09.2008 N 03-7545 отказало ОАО "Саратовский комбинат хлебопродуктов" в заключении договора купли-продажи названного объекта в связи с отсутствием решения Росимущества о его отчуждении из федеральной собственности.
По распоряжению Территориального управления Росимущества от 05.03.2010 N 159-р упомянутое здание, признанное в 2001 году памятником истории и культуры, было закреплено на праве оперативного управления за Агентством по управлению и использованию памятников истории и культуры.
Согласно пункту 16 статьи 43 Закона о приватизации при выявлении имущества, подлежащего внесению в уставный капитал открытого акционерного общества и не включенного при его создании в состав приватизированного имущества, указанному обществу предоставляется первоочередное право приобретения такого имущества по рыночной цене. Не выкупленное открытым акционерным обществом имущество приватизируется в порядке, установленном этим Законом.
Разъясняя данное положение Закона, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 27.05.2008 N 809/08 по другому аналогичному делу отметил, что акционерное общество, которое не приватизировало имущество, подлежащее внесению в его уставный капитал в процессе приватизации, вправе выкупить названное имущество у государства по рыночной цене, и этому праву корреспондирует обязанность государства в лице его уполномоченных органов продать обществу упомянутое имущество. Для реализации такого права необходимо наличие следующих условий: имущество подлежало внесению в уставный капитал акционерного общества, однако не было внесено при его создании в состав приватизированного имущества; акционерное общество согласно приобрести имущество по рыночной цене. При этом соблюдение порядка приватизации государственного имущества, предусмотренного Законом о приватизации, в том числе и принятие собственником имущества решения о его приватизации, не требуется. Соблюдение данного порядка необходимо лишь при приватизации имущества в случае отказа акционерного общества от его выкупа.
Таким образом, приведенное положение статьи 43 Закона о приватизации применяется в изъятие из общего порядка приватизации.
Следует учитывать и то, что соответствующее право выкупа может быть реализовано акционерным обществом при отсутствии к тому иных препятствий нормативного и фактического характера на момент обращения с заявлением о выкупе такого имущества (установлены законодательные ограничения на приватизацию, объект утратил связь с приватизированным имущественным комплексом, был приватизирован другим лицом, имущество перепрофилировано и реально используется по иному хозяйственному назначению и т.п.).
В данном случае подобных препятствий для приватизации указанного объекта не имеется. Мельница, являющаяся частью производственного комплекса ОАО "Саратовский комбинат хлебопродуктов", находится на его производственной территории и используется по прямому назначению в производственном процессе.
То, что согласно приказу Министерства культуры Саратовской области от 19.06.2001 N 1-10/177 здание мельницы признано памятником истории и культуры, не создает правового препятствия для его приобретения ОАО "Саратовский комбинат хлебопродуктов", поскольку статьей 29 Закона о приватизации предусмотрена возможность приватизации вновь выявленных объектов культурного наследия в порядке и способами, которые установлены данным Законом, при условии их обременения обязательствами по содержанию, сохранению и использованию путем оформления охранного обязательства.
В отношении здания мельничного комплекса, находящегося по названному адресу, между Комитетом по охране культурного наследия Саратовской области и ОАО "Саратовский комбинат хлебопродуктов" оформлено охранное обязательство от 21.04.2008 N 27.
Не имеет правового значения и закрепление здания мельницы на праве оперативного управления за Агентством по управлению и использованию памятников истории и культуры, поскольку передача лишь титула на этот объект, находящийся в пользовании ОАО "Саратовский комбинат хлебопродуктов", не препятствует выкупу данным обществом этого объекта по основанию, предусмотренному пунктом 16 статьи 43 Закона о приватизации. Кроме того, закрепление Территориальным управлением Росимущества за названным учреждением культуры здания мельницы на праве оперативного управления произведено в период рассмотрения спора, возникшего по настоящему делу.
Выводы судов о том, что ОАО "Саратовский комбинат хлебопродуктов" по вопросу выкупа недвижимого имущества обратилось к неправомочному государственному органу – Территориальному управлению Росимущества, которое согласно пункту 9 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Саратовской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 01.02.2005 N 37, осуществляет полномочия собственника по приватизации федерального имущества только по поручению Росимущества, а такое поручение отсутствует, не могут быть признаны обоснованными и соответствующими законодательству, судебной арбитражной практике.
Согласно пунктам 4, 5.6 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
ОАО "Саратовский комбинат хлебопродуктов" по вопросу заключения договора купли-продажи федерального имущества обратилось к территориальному органу Росимущества, на который возложена обязанность заключить договор купли-продажи федерального имущества от имени Российской Федерации. Первоначальное обращение названного акционерного общества от 17.04.2008 Территориальным управлением Росимущества письмом от 15.05.2008 N 03-3843 было направлено в Росимущество, однако им в нарушение требований законодательства о приватизации не было принято соответствующего решения по данному обращению, о чем обществу было сообщено в письме Территориального управления Росимущества от 12.09.2008 N 03-7545, которым оно отказало в заключении договора купли-продажи здания мельницы.
При наличии правовой неопределенности по вопросу о том, с Росимуществом либо с его территориальным управлением должен быть заключен упомянутый договор, суду необходимо было привлечь Росимущество к участию в деле в качестве соответствующей стороны и по существу рассмотреть заявленные требования.
Отсутствие поручения Росимущества на заключение указанного договора не могло служить основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, ОАО "Саратовский комбинат хлебопродуктов" правомерно обратилось с указанными требованиями в арбитражный суд, который должен был установить орган, уполномоченный от имени государства заключить договор купли-продажи спорного объекта в порядке, предусмотренном пунктом 16 статьи 43 Закона о приватизации.
При названных обстоятельствах оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права и в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.
Требование ОАО "Саратовский комбинат хлебопродуктов" о признании незаконным отказа Территориального управления Росимущества от заключения договора купли-продажи нежилого здания общей площадью 3 213,3 кв. метра (литера "Б"), расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Набережная, д. 18, законно и обоснованно, в связи с чем подлежит удовлетворению.
Поскольку требование ОАО "Саратовский комбинат хлебопродуктов" об обязании заключить договор купли-продажи упомянутого объекта недвижимости на условиях представленного покупателем проекта договора суды первой и апелляционной инстанций не рассматривали и не оценивали условия, включенные в данный проект договора, дело в части этого требования подлежит направлению в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
Содержащееся в настоящем постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 2 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 16.04.2010 по делу N А57-11/2009, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2010 и постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 06.08.2010 по тому же делу отменить.
Признать незаконным отказ от заключения с открытым акционерным обществом "Саратовский комбинат хлебопродуктов" договора купли-продажи нежилого здания общей площадью 3 213,3 кв. метра (литера "Б"), расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Набережная, д. 18.
Дело в части требования об обязании заключить договор купли-продажи указанного недвижимого имущества на условиях представленного проекта договора передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.
Председательствующий
А.А. Иванов
[введено: 26.08.2011 оператор НЦПИ - Власова Н.В.]
[проверено: 20.09.2011 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
В1103190
В201103190
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 26.07.2011, N 8, СТР. 192
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
19.04.2011 N 15361/10
ПРИВАТИЗАЦИЯ
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего – Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Амосова С.М., Андреевой Т.К., Бациева В.В., Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Горячевой Ю.Ю., Исайчева В.Н., Козловой О.А., Куликовой В.Б., Першутова А.Г., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. –
рассмотрел заявление открытого акционерного общества "Саратовский комбинат хлебопродуктов" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Саратовской области от 16.04.2010 по делу N А57-11/2009, постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 06.08.2010 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя – открытого акционерного общества "Саратовский комбинат хлебопродуктов" (истца) – Ваничкина О.Ю., Тяпкина Н.С.;
от федерального государственного учреждения культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" (третьего лица) – Зейналова Л.С.
Заслушав и обсудив доклад судьи Куликовой В.Б. и объяснения представителей лиц, участвующих в деле, Президиум установил следующее.
Открытое акционерное общество "Саратовский комбинат хлебопродуктов" (далее – ОАО "Саратовский комбинат хлебопродуктов") обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области (далее – Территориальное управление Росимущества) о признании незаконным отказа в заключении договора купли-продажи нежилого шестиэтажного здания производственного корпуса с техническим этажом общей площадью 3 213,3 кв. метра (литера "Б"), расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Набережная, д. 18, а также об обязании заключить договор купли-продажи данного недвижимого имущества на условиях представленного проекта договора (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявленные требования мотивированы тем, что указанное здание представляет собой мельницу с размольным, зерноочистительным и выбойным отделениями (1900-е годы), которая не вошла в план приватизации имущественного комплекса государственного предприятия "Саратовский комбинат хлебопродуктов" (далее – государственное предприятие), утвержденный в 1993 году. Однако этот объект относился к имущественному комплексу государственного предприятия, использовался им в производственной деятельности и используется в уставной деятельности его правопреемника – ОАО "Саратовский комбинат хлебопродуктов". По мнению заявителя, отказ Территориального управления Росимущества в заключении договора купли-продажи указанного объекта не соответствует пункту 16 статьи 43 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее – Закон о приватизации).
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 29.04.2009, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2009, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 26.08.2009 данные судебные акты отменил, дело направил на новое рассмотрение в суд первой инстанции с указанием на несоответствие выводов судов по спорному вопросу правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.05.2008 N 809/08.
В процессе нового рассмотрения дела определениями суда первой инстанции от 11.11.2009 и от 09.03.2010 к участию в деле в качестве заинтересованных третьих лиц были привлечены Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), федеральное государственное учреждение культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" (далее - Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры, учреждение культуры) и его филиал по Саратовской области.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 16.04.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 06.08.2010 решение от 16.04.2010 и постановление от 27.05.2010 оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда от 16.04.2010, постановления апелляционного суда от 27.05.2010 и постановления суда кассационной инстанции от 06.08.2010 ОАО "Саратовский комбинат хлебопродуктов" просит их отменить, ссылаясь на нарушение судами единообразия в толковании и применении норм права, заявленные требования – удовлетворить.
В отзыве на заявление Территориальное управление Росимущества просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения как соответствующие законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене исходя из следующего.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, на основании плана приватизации, утвержденного решением Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.04.1993 N 880, был приватизирован имущественный комплекс государственного предприятия и на его базе создано ОАО "Саратовский комбинат хлебопродуктов". Однако в составе этого имущественного комплекса не было приватизировано здание мельницы, расположенное по указанному адресу, которое использовалось государственным предприятием в производственной деятельности и относилось к имущественному комплексу, подлежащему приватизации. После создания названного акционерного общества на здание мельницы было зарегистрировано право федеральной собственности, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 22.01.2007 серии 64 АБ N 540618, и объект передан правомочным органом собственника в аренду данному обществу.
ОАО "Саратовский комбинат хлебопродуктов" обращалось к Территориальному управлению Росимущества с письмами от 17.04.2008 N 110юр и от 29.08.2008 N 201юр о выкупе по рыночной стоимости упомянутого объекта недвижимости со ссылкой на наличие у него в силу закона исключительного права на приобретение этого имущества.
Территориальное управление Росимущества письмом от 12.09.2008 N 03-7545 отказало ОАО "Саратовский комбинат хлебопродуктов" в заключении договора купли-продажи названного объекта в связи с отсутствием решения Росимущества о его отчуждении из федеральной собственности.
По распоряжению Территориального управления Росимущества от 05.03.2010 N 159-р упомянутое здание, признанное в 2001 году памятником истории и культуры, было закреплено на праве оперативного управления за Агентством по управлению и использованию памятников истории и культуры.
Согласно пункту 16 статьи 43 Закона о приватизации при выявлении имущества, подлежащего внесению в уставный капитал открытого акционерного общества и не включенного при его создании в состав приватизированного имущества, указанному обществу предоставляется первоочередное право приобретения такого имущества по рыночной цене. Не выкупленное открытым акционерным обществом имущество приватизируется в порядке, установленном этим Законом.
Разъясняя данное положение Закона, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 27.05.2008 N 809/08 по другому аналогичному делу отметил, что акционерное общество, которое не приватизировало имущество, подлежащее внесению в его уставный капитал в процессе приватизации, вправе выкупить названное имущество у государства по рыночной цене, и этому праву корреспондирует обязанность государства в лице его уполномоченных органов продать обществу упомянутое имущество. Для реализации такого права необходимо наличие следующих условий: имущество подлежало внесению в уставный капитал акционерного общества, однако не было внесено при его создании в состав приватизированного имущества; акционерное общество согласно приобрести имущество по рыночной цене. При этом соблюдение порядка приватизации государственного имущества, предусмотренного Законом о приватизации, в том числе и принятие собственником имущества решения о его приватизации, не требуется. Соблюдение данного порядка необходимо лишь при приватизации имущества в случае отказа акционерного общества от его выкупа.
Таким образом, приведенное положение статьи 43 Закона о приватизации применяется в изъятие из общего порядка приватизации.
Следует учитывать и то, что соответствующее право выкупа может быть реализовано акционерным обществом при отсутствии к тому иных препятствий нормативного и фактического характера на момент обращения с заявлением о выкупе такого имущества (установлены законодательные ограничения на приватизацию, объект утратил связь с приватизированным имущественным комплексом, был приватизирован другим лицом, имущество перепрофилировано и реально используется по иному хозяйственному назначению и т.п.).
В данном случае подобных препятствий для приватизации указанного объекта не имеется. Мельница, являющаяся частью производственного комплекса ОАО "Саратовский комбинат хлебопродуктов", находится на его производственной территории и используется по прямому назначению в производственном процессе.
То, что согласно приказу Министерства культуры Саратовской области от 19.06.2001 N 1-10/177 здание мельницы признано памятником истории и культуры, не создает правового препятствия для его приобретения ОАО "Саратовский комбинат хлебопродуктов", поскольку статьей 29 Закона о приватизации предусмотрена возможность приватизации вновь выявленных объектов культурного наследия в порядке и способами, которые установлены данным Законом, при условии их обременения обязательствами по содержанию, сохранению и использованию путем оформления охранного обязательства.
В отношении здания мельничного комплекса, находящегося по названному адресу, между Комитетом по охране культурного наследия Саратовской области и ОАО "Саратовский комбинат хлебопродуктов" оформлено охранное обязательство от 21.04.2008 N 27.
Не имеет правового значения и закрепление здания мельницы на праве оперативного управления за Агентством по управлению и использованию памятников истории и культуры, поскольку передача лишь титула на этот объект, находящийся в пользовании ОАО "Саратовский комбинат хлебопродуктов", не препятствует выкупу данным обществом этого объекта по основанию, предусмотренному пунктом 16 статьи 43 Закона о приватизации. Кроме того, закрепление Территориальным управлением Росимущества за названным учреждением культуры здания мельницы на праве оперативного управления произведено в период рассмотрения спора, возникшего по настоящему делу.
Выводы судов о том, что ОАО "Саратовский комбинат хлебопродуктов" по вопросу выкупа недвижимого имущества обратилось к неправомочному государственному органу – Территориальному управлению Росимущества, которое согласно пункту 9 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Саратовской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 01.02.2005 N 37, осуществляет полномочия собственника по приватизации федерального имущества только по поручению Росимущества, а такое поручение отсутствует, не могут быть признаны обоснованными и соответствующими законодательству, судебной арбитражной практике.
Согласно пунктам 4, 5.6 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
ОАО "Саратовский комбинат хлебопродуктов" по вопросу заключения договора купли-продажи федерального имущества обратилось к территориальному органу Росимущества, на который возложена обязанность заключить договор купли-продажи федерального имущества от имени Российской Федерации. Первоначальное обращение названного акционерного общества от 17.04.2008 Территориальным управлением Росимущества письмом от 15.05.2008 N 03-3843 было направлено в Росимущество, однако им в нарушение требований законодательства о приватизации не было принято соответствующего решения по данному обращению, о чем обществу было сообщено в письме Территориального управления Росимущества от 12.09.2008 N 03-7545, которым оно отказало в заключении договора купли-продажи здания мельницы.
При наличии правовой неопределенности по вопросу о том, с Росимуществом либо с его территориальным управлением должен быть заключен упомянутый договор, суду необходимо было привлечь Росимущество к участию в деле в качестве соответствующей стороны и по существу рассмотреть заявленные требования.
Отсутствие поручения Росимущества на заключение указанного договора не могло служить основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, ОАО "Саратовский комбинат хлебопродуктов" правомерно обратилось с указанными требованиями в арбитражный суд, который должен был установить орган, уполномоченный от имени государства заключить договор купли-продажи спорного объекта в порядке, предусмотренном пунктом 16 статьи 43 Закона о приватизации.
При названных обстоятельствах оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права и в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.
Требование ОАО "Саратовский комбинат хлебопродуктов" о признании незаконным отказа Территориального управления Росимущества от заключения договора купли-продажи нежилого здания общей площадью 3 213,3 кв. метра (литера "Б"), расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Набережная, д. 18, законно и обоснованно, в связи с чем подлежит удовлетворению.
Поскольку требование ОАО "Саратовский комбинат хлебопродуктов" об обязании заключить договор купли-продажи упомянутого объекта недвижимости на условиях представленного покупателем проекта договора суды первой и апелляционной инстанций не рассматривали и не оценивали условия, включенные в данный проект договора, дело в части этого требования подлежит направлению в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
Содержащееся в настоящем постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 2 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 16.04.2010 по делу N А57-11/2009, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2010 и постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 06.08.2010 по тому же делу отменить.
Признать незаконным отказ от заключения с открытым акционерным обществом "Саратовский комбинат хлебопродуктов" договора купли-продажи нежилого здания общей площадью 3 213,3 кв. метра (литера "Б"), расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Набережная, д. 18.
Дело в части требования об обязании заключить договор купли-продажи указанного недвижимого имущества на условиях представленного проекта договора передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.
Председательствующий
А.А. Иванов
[введено: 26.08.2011 оператор НЦПИ - Власова Н.В.]
[проверено: 20.09.2011 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 8 от 26.07.2011 Стр. 192 |
Рубрики правового классификатора: | 030.090.070 Приватизация государственного и муниципального имущества (см. также 050.020.060, 050.060.020), 180.050.030 Производство по пересмотру решений |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: