Основная информация

Дата опубликования: 16 апреля 2012г.
Номер документа: RU32000201200631
Текущая редакция: 2
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Брянская область
Принявший орган: Администрация Брянской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

АДМИНИСТРАЦИИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

от 16 апреля 2013 г. № 336

г. Брянск

О мерах по реализации Закона Брянской области от 15 июня 2007 года № 87-З «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по организации деятельности административных комиссий»

{Изменения:

Постановление Правительства Брянской области от 02 сентября 2013 года № 476-п, НГР:ru32000201300386}

В связи с изменениями, внесенными в Закон Брянской области от 15 июня 2007 года № 87-З «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по организации деятельности административных комиссий»,

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить прилагаемые:

форму отчета о деятельности административных комиссий, образованных в муниципальных образованиях Брянской области;

методические рекомендации по организации делопроизводства в административных комиссиях городских округов и муниципальных районов Брянской области;

методические рекомендации по организации производства по делам об административных правонарушениях в административных комиссиях городских округов и муниципальных районов Брянкой области.

2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Брянской области Климова М.В.

Губернатор

Н.В. Денин

Утвержден

постановлением администрации

Брянской области

от 16 апреля 2012 г.  №  336

                                Форма

Отчет

о деятельности административной комиссии _______ района по рассмотрению нарушений административного законодательства, установленного законами Брянской области от 5 августа 2002 года № 47-З, от 15 июня 2007 года № 88-З, с нарастающим итогом, по состоянию на _______ года

Ст.

9*

Ст.

11.1

Ст.

13.1

Ст.

13.2

Ст.

14

Ст.

14.1

Ст.

14.3

Ст.

15

Ст.

15.1

Ст.

16

Ст.

17

Ст.

18

Ст.

19

Ст.

20

Ст.

22

Ст.

22.2

Ст.

23

Ст.

24

Ст.

25

Ст.

26

Ст.

27

Всего

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

1. Кол-во поступивших протоколов/ рассмотрен-ных протоколов

2. Рассмот-рено прото-колов с выне-сением поста-новления об администра-тивном наказании

Из них:

2.1. С выне-сением пре-дупреждения (ст. 15.1, 26)

2.2.  С выне-сением штрафа

3.Рассмотре-но протоко-лов с вынесе-нием реше-ния о прекра-щении производства

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

Из них:

3.1. По

ст. 24.5 КоАП

РФ

3.2. По ст. 2.9 КоАП РФ

4. Кол-во вынесенных определений о передаче в иной орган/ по подведом-ственности

5. Кол-во вынесенных представле-ний/ получе-но ответов на них

6. Кол-во обжалованных постановлений/из них отмененных

7. Сумма наложенных штрафов

8. Кол-во исполнен-ных поста-новлений

9. Сумма, поступившая в бюджет/процент взыскания

  Секретарь административной комиссии                       ________________                                          _________________________

(подпись)                                                                                                               (Ф.И.О.)

  Председатель административной комиссии                 ________________  _________________________

(подпись)                                                   (Ф.И.О.)

_________________________

         *Ст. 9 Закона Брянской области от 5 августа 2002 года № 47-З.

Пояснение: 

Отчет о деятельности административных комиссий, образованных в муниципальных образованиях Брянской области, представлять ежеквартально, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, с нарастающим итогом, электронной почтой на электронный адрес администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области (pravo@bryanskobl.ru) с последующей досылкой на бумажном носителе.

Органы местного самоуправления направляют административно-правовую статистическую информацию в администрацию Брянской области не позднее 5 дней с момента вступления в силу постановления по делу об административном правонарушении с указанием*:

фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса регистрации по месту проживания правонарушителя;

вида постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного по результатам его рассмотрения административной комиссией, с указанием даты составления протокола об административном правонарушении, квалификации административного правонарушения и вида назначенного наказания;

основания прекращения или освобождения от административной ответственности (в случае принятия указанных решений);

даты вынесения постановления и вступления его в законную силу.

___________________

*Примерная форма представления административно-правовой статистической информации:

№  пп

Ф.И.О., дата рождения, домашний адрес правонарушителя

Дата составления протокола

Квалификация

административного правонарушения

Дата

вынесения и вид постанов-ления по делу об администра-тивном право-нарушении

Вид назначенного наказания

Основания прекращения или освобождения от административной ответственности                 (в случае принятия)

Дата вступления постановле-ния в законную силу

1

Утверждены

постановлением администрации

Брянской области

от 16 апреля 2012 г. №  336

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации делопроизводства  в административных комиссиях городских округов и муниципальных районов Брянской области

1. Общие положения

Настоящие методические рекомендации устанавливают порядок  организации делопроизводства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами Брянской области от 5 августа 2002 года   № 47-З «Об административных правонарушениях», от 15 июня 2007 года          № 88-З «Об административных правонарушениях в Брянской области» (далее – Закон об административных правонарушениях), в административных комиссиях городских округов и муниципальных районов Брянской области (далее – комиссии).

Ведение делопроизводства возлагается на секретаря административной комиссии (далее  – секретарь).

Общее руководство делопроизводством и контроль за его состоянием осуществляет председатель  комиссии (далее – председатель). Председатель и секретарь  обязаны обеспечить сохранность административных дел и иных документов.

Вопросы делопроизводства, не урегулированные данными методическими рекомендациями, разрешаются в соответствии с требованиями по организации делопроизводства соответствующих органов местного самоуправления.

2. Организация делопроизводства по делам об административных правонарушениях

Учет и регистрацию поступивших в комиссию документов в журналах учета и регистрации установленной формы, а также оформление дел об административных правонарушениях  осуществляет секретарь.

2.1. Документация административного производства.

Документация административного производства включает следующие виды журналов учета и номенклатурных дел:

журнал регистрации входящих документов (для учета входящих документов: писем, обращений, жалоб на постановления по делу об административном правонарушении, протестов или представлений прокуратуры и т.д. (за исключением протоколов об административных правонарушениях));

журнал регистрации исходящих документов (для регистрации писем о направлении материалов дела на рассмотрение по подведомственности, судье, в орган, должностному лицу, уполномоченному назначать административные наказания иного вида, представлений об устранении нарушений, отчетов о деятельности административной комиссии и др.);

журнал регистрации протоколов об административном правонарушении, постановлений прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, поступивших на рассмотрение административной комиссии;

журнал регистрации постановлений, определений административной комиссии;

журнал учета бланков строгой отчетности (журнал учета бланков протоколов об административных правонарушениях);

журнал учета поступления денежных средств от административных штрафов (реестр) административной комиссии;

дела об административных правонарушениях;

номенклатурное дело исходящих документов;

номенклатурное дело входящих документов;

номенклатурное дело с протестами, представлениями прокуратуры (кроме протестов по делам об административных правонарушениях);

номенклатурное дело протоколов заседаний административной комиссии;

номенклатурное дело с актами на уничтожение дел и бланков строгой отчетности;

номенклатурное дело с отчетами о работе комиссии.

Все материалы дела об административном правонарушении должны заполняться чернилами (черного, синего или фиолетового цвета), разборчиво, без помарок и исправлений.

Журналы учета и регистрации документов должны быть пронумерованы и прошнурованы.

2.2. Учет и хранение бланков строгой отчетности (протоколы об административном правонарушении).

Протокол об административном правонарушении является номерным бланком строгой отчетности. Должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административном правонарушении, выдается по три бланка протокола об административном правонарушении, имеющих одинаковый номер (для вручения экземпляра протокола потерпевшему и лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонаруше-нии, или законному представителю юридического лица).

Бланки строгой отчетности получаются под роспись в журнале учета бланков протоколов об административных правонарушениях.

Выдача бланков строгой отчетности производится секретарем. В журнале указываются порядковый номер, дата выдачи, количество, номера выданных бланков, фамилия, инициалы и подпись лица, получившего бланки. В графе «Сведения о возврате неиспользованных экземпляров» делаются отметки о возврате бланков, а также наличии испорченных или утерянных бланков строгой отчетности.

Передача бланков строгой отчетности в другие органы, службы или между членами административной комиссии без согласования с секретарем запрещена.

При утрате бланков строгой отчетности лицо, не обеспечившее сохранность бланков, представляет председателю объяснение о причинах и обстоятельствах утраты.

Испорченные бланки строгой отчетности уничтожаются. По факту уничтожения испорченных бланков, а также по итогам рассмотрения причин и обстоятельств утраты бланков составляется акт, который подписывается секретарем и двумя членами комиссии. Утверждает акт председатель.

Акты уничтожения хранятся в номенклатурном деле.

2.3. Регистрация, учет и хранение материалов об административных правонарушениях.

Все документы, поступающие в административную комиссию, за исклю-чением протоколов об административном правонарушении и постановлений прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, регистрируются в журнале входящих документов и хранятся в номенклатурном деле входящих документов.

Протоколы об административном правонарушении и постановления прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, поступившие на рассмотрение административной комиссии, регистрируются в журнале регистрации протоколов об административном правонарушении, постановлений прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, поступивших на рассмотрение административной комиссии.

Протокол об административном правонарушении, материалы (объяснения лиц, показания свидетелей и иное), принятые административной комиссией решения (определения, постановления), протесты прокурора по делу об административном правонарушении, жалобы, последующие судебные решения обобщаются в дело об административном правонарушении, которому присваивается восьмизначный номер, который формируется следующим образом:

первые две позиции – последние цифры года формирования дела                   (11 – для 2011 года, 12 – для 2012 года и т.д.);

следующие две позиции –  цифровое обозначение месяца формирования дела (месяц формирования дела должен совпадать с месяцем регистрации протокола об административном правонарушении) (01 – январь, 08 – август);

последние позиции – порядковый номер дела в текущем году. Нумерация начинается в начале года с 0001.

Например: (номер дела  12020023 (дело сформировано в феврале        2012 года, текущий номер 0023).

Дело об административном правонарушении формируется в течение суток с момента поступления протокола об административном правонарушении или постановления прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении.

Все страницы дела нумеруются. В деле об административном правонарушении ведется внутренняя опись, в которой отражается наименование документа и порядковый номер страниц его расположения.

Внутренняя опись подписывается секретарем.

Например:

1.

Протокол об административном правонарушении

стр. 1

2.

Показания свидетеля Петрова С.С.

стр. 2-3

Итого: наименований 2 (два)

стр. 3

Секретарь комиссии          /Петрова/  05.01.2012

Реквизиты обложки дела  включают: учетный номер; данные о лице, в отношении которого возбуждено дело (Ф.И.О.); пункты и номера статей Закона  об административных правонарушениях, по которым возбуждено дело; даты начала и окончания рассмотрения дела.

Например:

            Дело № 12020023

об административном правонарушении

в отношении Иванова Ивана Петровича

  по ст. 14 «Торговля в неустановленных местах»

Закона Брянской области от 15.06.2007 № 88-З

Начато 10.02.2012        Окончено 25.02.2012

Хранение дел осуществляется таким образом, чтобы исключить возможность несанкционированного доступа к материалам посторонних лиц.          

Дела об административных правонарушениях, по которым решение принято административной комиссией, хранятся в административной комиссии по месяцам совершения правонарушения, принятым мерам административного воздействия (оштрафованные, предупрежденные, прекращенные), по статьям Закона об административных правонарушениях. Дела с исполненными постановлениями хранятся отдельно от неисполненных.

В случае вынесения определения о передаче дела в другой орган секретарем комиссии составляется сопроводительное письмо. В сопроводи-тельном письме указываются номер протокола, сведения о правонарушителе, номер статьи КоАП РФ или Закона об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за совершение административного правонарушения, количество направляемых материалов (к сопроводительному письму прилагаются материалы дела и определение о передаче дела).

Сопроводительное письмо подписывается председателем комиссии (заместителем председателя в случае отсутствия председателя) и регистрируется в журнале исходящих документов. Копии сопроводительных писем подшиваются в номенклатурные дела исходящих документов.

Протоколы о рассмотрении дел об административном правонарушении хранятся в специальном номенклатурном деле.

Объем номенклатурного дела составляет не более 250 листов.  В случае окончания номенклатурного дела в течение года заводится следующий том. В случае малого числа документов в номенклатурном деле допускается перевод ведения дела на следующий год.

3. Сроки хранения документации административного производства

Материалы законченных административных дел хранятся в течение пяти лет, затем подлежат уничтожению.

Срок хранения номенклатурных дел – три года с момента окончания дела, журналов учета и регистрации – три года с момента окончания журнала.

По истечении срока хранения документация административного производства уничтожается комиссией, о чем составляется акт.

Утверждены

постановлением администрации

Брянской области

от 16 апреля 2012 г. № 336

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации производства по делам об административных

правонарушениях в административных комиссиях городских округов

и муниципальных районов Брянской области

I. Правовая основа деятельности административных комиссий

Правовую основу деятельности административной комиссии составляют:

Конституция Российской Федерации;

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

Закон Брянской области от 15 июня 2007 года № 84-З «Об административных комиссиях в муниципальных образованиях в Брянской области»;

Закон Брянской области от 9 марта 2011 года № 18-З «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Брянской области по определению перечня должностных лиц органов местного самоуправления, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

Закон Брянской области от 15 июня 2007 года № 87-З «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по созданию административных комиссий и определению порядка их деятельности»;

Закон Брянской области от 15 июня 2007 года № 88-З «Об административных правонарушениях на территории Брянской области».

II. Компетенция административных комиссий в части рассмотрения дел об административных правонарушениях и составления протоколов об административных правонарушениях

1. Рассмотрение дел об административных правонарушениях.

В соответствии с п. 2 ст. 22.1 КоАП РФ административные комиссии, создаваемые в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий, установленных этими законами.

Законодательством Брянской области установлено, что полномочия по рассмотрению административными комиссиями дел об административных правонарушениях, ограничиваются статьями 9 Закона Брянской области от                 5 августа 2002 года № 47-З, 11.1, 13.1-13.2, 14 – 14.3, 15-15.1,16 – 20, 22, 22.2, 23 – 27 Закона Брянской области от 15 июня 2007 года № 88-З.

2. Составление протоколов об административных правонарушениях.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Законом Брянской области от 15 июня 2007 года № 88-З «Об административных правонарушениях на территории Брянской области», составляются уполномоченными должностными лицами в соответствии с требованиями Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

III. Производство по делу об административном правонарушении

1. Возбуждение дела об административном правонарушении.

Согласно ч. 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

фиксация административного правонарушения в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

Если в поступивших материалах, сообщении или заявлении усматриваются обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, указанные в статье 24.5 КоАП РФ, то, согласно ч. 5 статьи 28.1 КоАП РФ, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Согласно ч. 4 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

1) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 КоАП РФ;

2) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.

Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему – представитель.

В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.

Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.

Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении.

Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

2. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из обстоятельств, указанных в статье 24.5 КоАП РФ:

1) отсутствие события административного правонарушения;

2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП РФ для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

3) действия лица в состоянии крайней необходимости (статья 2.7 КоАП РФ определяет, что не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред);

4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

5) отмена закона, установившего административную ответственность;

6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

3. Возраст правонарушителей, по достижении которого дела об административных правонарушениях рассматривает административная комиссия.

Дела в отношении правонарушителей, не достигших возраста 18 лет, рассматривают комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

4. Административная ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц (статья 2.6 КоАП РФ).

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

5. Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении (статья 26.1 КоАП РФ).

По делу об административном правонарушении выяснению подлежат:

1) наличие события административного правонарушения.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ событием административного правонарушения является действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законом Брянской области установлена административная ответственность;

2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые законом Брянской области предусмотрена административная ответственность;

3) виновность лица в совершении административного правонарушения;

4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются (статья 4.2 КоАП РФ):

раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении;

предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;

совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка (к малолетним детям относятся несовершеннолетние, не достигшие четырнадцати лет (статья 28 ГК РФ);

5) обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются (статья 4.3 КоАП РФ):

продолжение противоправного поведения, несмотря на требование прекратить его;

повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ;

вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

совершение административного правонарушения группой лиц;

совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Административная комиссия в зависимости от характера совершенного административного правонарушения может не признать данное обстоятельство отягчающим;

6) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

7) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

8) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

6. Доказательства по делу об административном правонарушении.

В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых административная комиссия устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств и вещественными доказательствами.

Члены административной комиссии оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Одной из задач производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела. Выполнение этой задачи невозможно без исследования всех доказательств по делу. На их основании в конечном итоге можно сделать вывод о виновности лица либо об отсутствии таковой.

Что касается вопроса достаточности доказательной базы, то это оценочное понятие. В каждом конкретном случае необходима своя совокупность доказательств. Этот объем устанавливается составом административной комиссии и в каждом конкретном случае совершения  административного правонарушения собирается своя совокупность доказательств.

Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Следует также иметь в виду, что Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем постановлении от 24 марта 2005 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указал, что нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные ч. 1 ст. 25.1, ч. 2 ст. 25.2, ч. 3 ст. 25.6 КоАП РФ, ст. 51 Конституции Российской Федерации, а свидетели, специалисты, эксперты не были предупреждены об административной ответственности соответственно за дачу заведомо ложных показаний, пояснений, заключений по ст. 17.9 КоАП РФ, а также существенное нарушение порядка назначения и проведения экспертизы.

Должностным лицам, выявившим административное правонарушение, необходимо учитывать, что некоторые доказательства имеют временный характер, например, состояние алкогольного опьянения, и относятся к числу невосполнимых, а соответственно подлежат незамедлительной фиксации при помощи специальных технических средств. Показатели результатов специальных технических средств вносятся в соответствующие процессуальные документы.

Именно на стадии возбуждения производства по делу об административном правонарушении формируется большая часть доказательственной базы, а именно:

отбираются объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу, а также показания потерпевшего и свидетелей (при их наличии);

собираются сведения, характеризующие личность правонарушителя (например, характеристика с места работы или учебы, сведения из учетов органов внутренних дел о наличии судимости, привлечении ранее к административной ответственности, о нахождении на учете и т.д.);

выясняются обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность;

выясняется характеристика имущественного положения правонарушителя;

устанавливаются сведения о характере и размере ущерба (при его наличии).

В случае неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не сможет быть восполнена при рассмотрении дела на заседании комиссии, материалы дела возвращаются в орган должностному лицу, которое составило протокол (п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ), о чем выносится мотивированное определение.

6.1. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей (статья 26.3 КоАП РФ).

Объяснения участников административного производства представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме.

Объяснения участников административного производства отражаются в материалах административного производства, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу.

6.2. Заключение эксперта (статья 26.4 КоАП РФ).

В случаях если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, административная комиссия выносит определение о назначении экспертизы.

В определении указываются:

1) основания для назначения экспертизы;

2) фамилия, имя, отчество эксперта или наименование учреждения, в котором должна быть проведена экспертиза;

3) вопросы, поставленные перед экспертом;

4) перечень материалов, представляемых в распоряжение эксперта.

В определении должны быть записи о разъяснении эксперту его прав и обязанностей и о предупреждении его об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта.

До направления определения для исполнения административная комиссия обязана ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего, разъяснить им права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве экспертов указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта.

Заключение эксперта не является обязательным для административной комиссии, которая оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, и никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу. Однако заключение эксперта как одно из важных доказательств по делу об административном правонарушении не может быть произвольно проигнорировано, и в силу этого несогласие с заключением должно быть мотивировано.

6.3. Вещественные доказательства (статья 26.6 КоАП РФ).

Под вещественными доказательствами по делу об административном правонарушении понимаются орудия совершения или предметы административного правонарушения, в том числе орудия совершения или предметы административного правонарушения, сохранившие на себе его следы.

Вещественные доказательства в случае необходимости фотографируются или фиксируются иным установленным способом и приобщаются к делу об административном правонарушении. Фотографирование или иная фиксация вещественных доказательств необходимы в тех случаях, когда приобщение или сохранение их в неизменном виде являются невозможными либо нецелесообразными.

О наличии вещественных доказательств делается запись в протоколе об административном правонарушении.

Административная комиссия обязана принять необходимые меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств до разрешения дела по существу.

6.4. Документы (статья 26.7 КоАП РФ).

Документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.

Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам могут быть отнесены материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации.

Документы являются вещественными доказательствами, если они обладают признаками, указанными в статье 26.6 КоАП РФ.

6.5. Показания специальных технических средств (статья 26.8 КоАП РФ).

Специальными техническими средствами являются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку.

Показания специальных технических средств отражаются в протоколе об административном правонарушении.

6.6. Поручения и запросы по делу об административном правонарушении (статья 26.9 КоАП РФ).

Для получения доказательств по делу об административном правонарушении административная комиссия вправе направлять запросы в соответствующие территориальные органы либо поручить совершение отдельных действий, предусмотренных КоАП РФ, должностному лицу соответствующего территориального органа.

Поручение либо запрос по делу об административном правонарушении подлежит исполнению не позднее чем в пятидневный срок со дня получения указанного поручения либо запроса.

6.7. Истребование сведений (статья 26.10 КоАП РФ).

Административная комиссия вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела.

В отличие от запроса, предусмотренного ст. 26.9 КоАП РФ и направляемого в территориальные органы органов исполнительной власти, определение об истребовании сведений может быть направлено в любую организацию независимо от форм собственности.

Организация, получившая запрос, обязана в трехдневный срок либо предоставить сведения либо уведомить о невозможности их предоставления.

7. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления в деятельности административной комиссии могут использоваться следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренные статьей 27.1 КоАП РФ:

1) доставление;

2) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице;

3) осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

4) изъятие вещей и документов;

5) привод.

7.1. Доставление (статья 27.2 КоАП РФ).

Доставление, то есть принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, осуществляется сотрудниками ОВД при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях,  в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения.

О применении доставления делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении.

7.2. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице (статья 27.7 КоАП РФ).

Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, то есть обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, проводится в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения, осуществляется сотрудниками ОВД в случае обращения членов административной комиссии.

Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола.

Досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа), осуществляется сотрудником ОВД в присутствии двух понятых.

В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

7.3. Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (статья 27.8 КоАП РФ).

Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых.

В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

Об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, специальное звание, фамилия и инициалы члена административной комиссии, составившего протокол, сведения о соответствующем юридическом лице, а также его законном представителе либо  ином представителе, индивидуальном предпринимателе или его представителе,  осмотренных территориях и помещениях, виде, количестве, иных идентификационных признаках вещей, виде и реквизитах документов.

В протоколе об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении осмотра с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.

Протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо в случаях, не терпящих отлагательства, иным представителем юридического лица или представителем индивидуального предпринимателя, а также понятыми. В случае отказа законного представителя юридического лица или иного его представителя, индивидуального предпринимателя или его представителя от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов вручается законному представителю юридического лица или иному его представителю, индивидуальному предпринимателю или его представителю.

7.4. Изъятие вещей и документов (статья 27.10 КоАП РФ).

Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, а также при осуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений и находящихся у него товаров, транспортных средств, иного имущества и соответствующих документов, осуществляется сотрудниками ОВД при обращении к ним членов административной комиссии в присутствии двух понятых.

В случае необходимости при изъятии вещей и документов применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

Изъятые вещи и документы до рассмотрения дела об административном правонарушении хранятся в местах, определяемых сотрудником ОВД, осуществившим изъятие вещей и документов.

7.5. Привод (статья 27.15 КоАП РФ).

В случае, если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, административная комиссия выносит определение о приводе указанных лиц.

Привод осуществляется только сотрудниками органов внутренних дел.

8. Протокол об административном правонарушении.

   Основным процессуальным документом, фиксирующим данные о нарушении, лице, его совершившем, является протокол об административном правонарушении (образец протокола прилагается к методическим рекомендациям).

8.1. Содержание и порядок составления протокола об административном правонарушении (статья 28.2 КоАП РФ).

В протоколе об административном правонарушении указываются:

1) дата и место его составления;

2) должность (председатель, заместитель председателя, член или секретарь административной комиссии), фамилия и инициалы составившего протокол;

3) сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении:

физическое (должностное) лицо – Ф.И.О., дата и место рождения (область, район, населенный пункт), адрес места жительства (область, район, населенный пункт, улица, дом, квартира, телефон), место работы, должность, размер зарплаты (стипендии, пенсии), семейное положение, количество лиц, находящихся на иждивении (возраст), сведения о привлечении лица к административной или уголовной ответственности;

юридическое лицо – форма собственности, название, юридический адрес, сведения о представителе юридического лица;

наименование, серия, номер, дата выдачи, кем выдан документ, удостоверяющий личность.

    При отсутствии документа, удостоверяющего личность, либо невозможности установить реквизиты юридического лица члены административной комиссии обращаются к сотрудникам ОВД для принятия таких мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении как: доставление, административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей, транспортных средств, осмотр помещений, изъятие вещей и документов;

4) сведения о законном представителе физического, юридического лица, переводчике (в случае если лицо, в отношении которого ведется производство по делу, не владеет русским языком) (Ф.И.О., дата рождения, место работы, должность);

5) отметка о применении мер обеспечения производства по делу;

6) место, время совершения и событие административного правонарушения (не допускаются формулировки общего характера), указывается конкретный пункт (статья) нормативного акта, положения которого были нарушены;

7) сведения о свидетелях, потерпевших и понятых, если таковые имеются (указываются фамилия, инициалы, дата рождения, адрес места жительства);

8) перечень прилагаемых к протоколу документов, вещей, наличие вещественных доказательств;

9) показания специальных технических средств (указываются наименование использованного прибора, его номер, дата проведения метрологической поверки);

10) объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело (иные сведения, необходимые для разрешения дела);

11) подписи участников производства по делу об административном правонарушении о разъяснении им прав и обязанностей, предусмотренных главой 25 КоАП РФ, а также об ознакомлении вышеуказанных лиц со всеми материалами дела;

12) время и место рассмотрения дела;

13) запись о получении лицом (представителем лица), в отношении которого возбуждено дело, и потерпевшим копии протокола и уведомлении о месте и времени рассмотрения дела (в случае отказа от подписи или получения копии делается соответствующая запись);

14) подписи понятых (в случае отказа лица (представителя лица), в отношении которого возбуждено дело, или потерпевшего от подписания протокола или получении копии протокола);

15) подпись должностного лица, составившего протокол.

Сведения о лице, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, представителе лица, свидетелях, понятых заполняются разборчиво, желательно печатными буквами.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

8.2. Сроки составления протокола об административном правонарушении (статья 28.5 КоАП РФ).

Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

IV. Рассмотрение дела об административном правонарушении

1. Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении (статья 29.1 КоАП РФ).

Председатель комиссии при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет следующие вопросы:

1) относится ли к ее компетенции рассмотрение данного дела;

2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела комиссией;

    3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела (в случае выявленных недостатков председатель комиссии должен вынести определение о возврате материала (абзац 4 ч. 1 ст. 29.4  КоАП РФ)). Возвращение протокола возможно только при подготовке дела к рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела;

4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;

5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;

6) имеются ли ходатайства и отводы (статьей 24.4 КоАП РФ предусмотрено, что лица, участвующие в производстве по делу, имеют право заявлять письменные ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению на этом же заседании комиссии).

Срок стадии подготовки к рассмотрению дела КоАП РФ не определяет. Стадия подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении длится до момента фактического рассмотрения дела по существу, т.е. не позднее пятнадцати дней со дня получения административной комиссией протокола об административном правонарушении и иных материалов дела.

На стадии подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении административная комиссия вправе:

продлить срок рассмотрения административного дела, но не более чем на один месяц, о чем выносится мотивированное определение;

прекратить производство по делу об административном правонарушении при выявлении обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, с вынесением соответствующего постановления (положения ст. 29.7 КоАП РФ при этом не соблюдаются);

вынести определение об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ.

1.1. Место рассмотрения дела об административном правонарушении (статья 29.5 КоАП РФ).

Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По письменному ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.

1.2. Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении (статья 29.6 КоАП РФ).

Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения комиссией протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока административная комиссия выносит мотивированное определение.

Если срок был продлен по первому из вышеуказанных оснований, то в определении должно указываться, от кого и какое ходатайство поступило. Если срок был продлен по второму из указанных выше оснований, то в определении указываются обстоятельства, которые надо выяснить, обосновывается необходимость выяснения данных обстоятельств. В случае необходимости или обязательности проведения процессуальных действий для выяснения дополнительных обстоятельств дела об этом делается отметка в определении о продлении срока рассмотрения дела. Только при соблюдении изложенных выше условий определение о продлении срока рассмотрения дела об административном правонарушении можно считать мотивированным.

Определение об отложении рассмотрения дела возможно при наличии следующих оснований:

а) поступление заявления о самоотводе или об отводе председателя, заместителя или члена административной комиссии, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу (отвод председателя, заместителя или члена административной комиссии может не повлиять на процедуру рассмотрения дела, если количество оставшихся членов является достаточным для признания заседания правомочным);

б) отвод специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу (в этих случаях под сомнение ставится достоверность формируемой доказательственной базы, которая необходима для выяснения обстоятельств по делу об административном правонарушении);

в) необходимость явки лица, участвующего в рассмотрении дела (вынесение определения о приводе);

г) истребование дополнительных материалов по делу  (например, объяснения лиц, справки, информационные письма, поручения, запросы, сведения, относящиеся к делу);

д) назначение экспертизы.

В последних трех случаях неполнота доказательственной базы не может быть восполнена при рассмотрении дела, поэтому требуется осуществление необходимых процессуальных действий.

Определение носит процессуальный характер и не затрагивает существа дела. Процедура принятия определения и содержание этого процессуального документа специально регламентированы КоАП РФ (ст. 29.12 КоАП РФ).

Если результаты изучения представленных материалов по делу свидетельствуют о неполноте содержащихся в указанных материалах сведений, которая тем не менее может быть восполнена при рассмотрении дела, то принимается решение о дополнительном формировании доказательственной базы.

В этом случае выносятся соответствующие определения: о вызове необходимых участников производства, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы. Следует также учесть, что некоторые участники производства имеют право заявить ходатайство об отложении рассмотрения дела (ст. 25.1 – 25.4 КоАП РФ).

1.3. Обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела       об административном правонарушении должностным лицом (статья 29.2    КоАП РФ).

Член административной комиссии не может участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении в случае, если:

1) является родственником лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законного представителя физического или юридического лица, защитника или представителя;

2) лично, прямо или косвенно заинтересован в разрешении дела.

При наличии указанных обстоятельств член комиссии обязан заявить самоотвод. Заявление о самоотводе подается председателю административной комиссии.

Также при наличии указанных обстоятельств лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевший, законный представитель физического или юридического лица, защитник, представитель, прокурор вправе заявить отвод члену административной комиссии. Отвод – это мотивированное заявление от участников производства по делам об административных правонарушениях, заинтересованных в исходе дела, или прокурора о невозможности рассмотрения дела данной административной комиссией.

Заявление об отводе (самоотводе) рассматривается административной комиссией и по результатам рассмотрения заявления выносится определение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении.

1.4. Участники рассмотрения дела об административном правонарушении.

Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя юридического лица или защитника юридического лица и потерпевшего. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Комиссия вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, в отношении которого ведется производство по делу, а при рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, – его законных представителей.

Прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, возбужденного по его инициативе.

1.5. Определение, постановление, выносимые при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении (статья 29.4 КоАП РФ).

При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение:

1) о назначении времени и места рассмотрения дела;

2) о вызове лиц, указанных в статьях 25.1 – 25.10 КоАП РФ, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу,  назначении экспертизы;

3) об отложении рассмотрения дела;

4) о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела сотруднику ОВД, который составил протокол, в случае неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела;

5) о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции административной комиссии, либо вынесено определение об отводе состава административной комиссии.

При наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

В случае если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также свидетеля, и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, административная комиссия выносит определение о приводе указанных лиц.

2. Рассмотрение дела об административном правонарушении.

2.1. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении (статья 29.7 КоАП РФ).

Рассмотрение дела об административном правонарушении осуществляется в следующем порядке:

1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;

2) устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;

3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;

4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;

5) разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;

6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;

7) выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае:

а) поступления заявления о самоотводе или об отводе члена комиссии, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;

8) выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела;

9) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соответствии со статьей 29.5 КоАП РФ.

При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия.

    2.2. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении.

При рассмотрении дела административной комиссией составляется протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении.

В протоколе о рассмотрении дела об административном правонарушении указываются:

1) дата и место рассмотрения дела;

2) наименование и состав административной комиссии, рассматривающей дело;

3) событие рассматриваемого административного правонарушения;

4) сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, об извещении отсутствующих лиц в установленном порядке;

5) отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения;

6) объяснения, показания, пояснения и заключения соответствующих лиц, участвующих в рассмотрении дела;

7) документы, исследованные при рассмотрении дела.

Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении подписывается председательствующим в заседании комиссии и секретарем комиссии (лицом, ведущим протокол в случае отсутствия секретаря комиссии).

2.3. Административное наказание.

В соответствии с главой 3 КоАП РФ законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться следующие административные наказания:

1) предупреждение;

2) административный штраф.

Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, поэтому административная комиссия не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, либо применить наказание, не предусмотренное Законом Брянской области «Об административных правонарушениях на территории Брянской области». Вместе с тем если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, административная комиссия на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие  и  отягчающие административную ответственность.

В случае если из поступивших протоколов и материалов дела следует, что правонарушения совершены путем одного действия или бездействия, то в данном случае административная комиссия обязана в соответствии с положениями ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ объединить материалы и вынести одно постановление о привлечении к административной ответственности, назначив наказание в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие) более строгого административного наказания (например, максимальный штраф).

В случае если из поступивших протоколов и материалов дела следует, что правонарушения разорваны либо во времени либо в пространстве, то административная комиссия должна руководствоваться положениями ч. 1                  ст. 4.4 КоАП РФ, которая закрепляет, что при совершении лицом двух или более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

3. Решение по делу об административном правонарушении.

Взвесив все обстоятельства, выясненные при рассмотрении дела об административном правонарушении, административная комиссия принимает решение:

1) о назначении административного наказания (решение оформляется в виде постановления);

2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении (решение оформляется в виде постановления и выносится в случае: наличия одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ; объявления устного замечания в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ; прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления);

3) о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации (решение оформляется в виде определения);

4) о передаче дела на рассмотрение по подведомственности если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции административной комиссии (решение оформляется в виде определения).

В случае необходимости:

при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам вносится представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения;

участникам производства разъясняется, что в соответствии со                       статьей 4.7 КоАП РФ споры о возмещении имущественного ущерба и морального вреда разрешаются судом в порядке гражданского судопроизводства.

3.1. Постановление по делу об административном правонарушении (статья 29.10 КоАП РФ).

В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:

1) наименование, адрес расположения административной комиссии;

2) дата и место рассмотрения дела;

3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело, представителе лица;

4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;

5) статья закона Брянской области, предусматривающая администра-тивную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;

6) мотивированное решение по делу;

7) срок и порядок обжалования постановления.

В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах.

   Постановление по делу об административном правонарушении принимается простым большинством голосов членов комиссии, присут-ствующих на заседании, подписывается председательствующим в заседании и заверяется печатью комиссии.

Постановлению по делу об административном правонарушении присваивается номер протокола об административном правонарушении.

В случае наложения административного штрафа в постановлении по делу об административном правонарушении, помимо вышеперечисленных сведений, должна быть указана информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа.

При направлении постановления по делу об административном правонарушении судебному приставу-исполнителю в нем делается отметка о дне его вступления в законную силу либо о том, что оно подлежит немедленному исполнению.

3.2. Объявление постановления по делу об административном правонарушении (статья 29.11 КоАП РФ).

Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.

Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

3.3. Определение по делу об административном правонарушении                            (статья 29.12 КоАП РФ).

В определении по делу об административном правонарушении указываются:

1) наименование административной комиссии;

2) дата и место рассмотрения заявления, ходатайства, материалов дела;

3) сведения о лице, представителе лица, которое подало заявление, либо ходатайство, в отношении которого рассмотрены материалы дела;

4) содержание заявления, ходатайства;

5) обстоятельства, установленные при рассмотрении заявления, ходатайства, материалов дела;

6) решение, принятое по результатам рассмотрения заявления, ходатайства, материалов дела.

Определение по делу об административном правонарушении принимается простым большинством голосов членов комиссии, подписывается председательствующим в заседании и заверяется печатью.

Определению о передаче материалов дела на рассмотрение по подведомственности и о передаче материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида, присваивается номер протокола об административном правонарушении.

При установлении причин правонарушения и условий, способствующих его совершению, административная комиссия вносит в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.

V. Исполнение постановления об административном правонарушении

1. Общие положения.

1.1. Постановление по делу об административном правонарушении обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами и подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу. На административной комиссии как органе, вынесшем постановление о назначении наказания, лежит обязанность отслеживать исполнение постановления.

1.2. Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано (десять суток со дня вручения или получения копии постановления);

2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление (десять суток со дня вручения или получения копии постановления);

3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

1.3. Обращение к исполнению постановления по делу об административном правонарушении возлагается на административную комиссию.

1.4. При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, административная комиссия может отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.

С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена на срок до трех месяцев.

1.5. Административная комиссия приостанавливает исполнение постановления в случае принесения протеста на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении до рассмотрения протеста. О приостановлении исполнения постановления выносится определение.

1.6. Административная комиссия прекращает исполнение постановления в случае:

1) издания акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

2) отмены или признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное;

3) смерти лица, привлеченного к административной ответственности, или объявления его в установленном законом порядке умершим;

4) неисполнения постановления по истечении одного года со дня его вступления в законную силу (течение срока давности прерывается в случае, если лицо, привлеченное к административной ответственности, уклоняется от исполнения постановления о назначении административного наказания. Исчисление срока давности в этом случае возобновляется со дня обнаружения указанного лица либо его вещей, доходов, на которые в соответствии с постановлением о назначении административного наказания может быть обращено административное взыскание. В случае отсрочки или приостановления исполнения постановления о назначении административного наказания в соответствии со статьями 31.5, 31.6, 31.8 КоАП РФ течение срока давности приостанавливается до истечения срока отсрочки или срока приостановления. В случае рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания течение срока давности продлевается на срок рассрочки);

5) отмены постановления.

1.7. Вопросы об отсрочке, рассрочке, приостановлении или прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания рассматриваются административной комиссией в трехдневный срок со дня возникновения основания для разрешения соответствующего вопроса.

Лица, заинтересованные в разрешении указанных вопросов, извещаются о месте и времени их рассмотрения. При этом неявка заинтересованных лиц без уважительных причин не является препятствием для разрешения соответствующих вопросов.

Решение по вопросам об отсрочке, рассрочке, приостановлении исполнения постановления о назначении административного наказания выносится в виде определения. Копия определения вручается под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему. В случае отсутствия указанных лиц копии определения высылаются им в течение трех дней со дня его вынесения, о чем делается соответствующая запись в деле.

Определению об отсрочке, рассрочке исполнения постановления о назначении административного наказания присваивается номер протокола об административном правонарушении.

Решение по вопросу о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания выносится в виде постановления. Постановлению о прекращении исполнения присваивается номер протокола об административном правонарушении.

2. Организация исполнения постановления о назначении администра-тивного наказания, вынесенного административной комиссией.

2.1. Исполнение постановления о назначении административного наказания в виде предупреждения.

Постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения исполняется путем вручения или направления копии постановления в соответствии со статьей 29.11 КоАП РФ.

2.2. Исполнение постановления о наложении административного штрафа.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк или в иную кредитную организацию.

Председатель административной комиссии обязан организовать работу по контролю уплаты штрафов.

2.3. Исполнение постановления о наложении административного штрафа в принудительном порядке.

В случае отсутствия документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа (решения по жалобе) в законную силу (десять суток со дня вручения или получения копии постановления (решения) либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ) административная комиссия направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Соответствующими материалами считаются:

постановление по делу об административном правонарушении;

сопроводительное письмо.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 2 октября 2007 года                  № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" вышеуказанные документы должны содержать следующие сведения:

1) наименование и адрес административной комиссии;

2) наименование дела или материалов и их номера;

3) дату принятия постановления по делу об административном правонарушении;

4) дату вступления в законную силу постановления об административном правонарушении либо указание на немедленное исполнение;

5) сведения о должнике и взыскателе:

а) для граждан – фамилия, имя, отчество, место жительства или место пребывания, а для должника также  год и место рождения, место работы (если оно известно);

б) для организаций – наименование и юридический адрес;

6) резолютивную часть постановления по делу об административном правонарушении, содержащую требование об уплате штрафа;

7) дату направления протокола судебному приставу-исполнителю (в сопроводительном письме).

В случае если до направления документов предоставлена отсрочка или рассрочка, то к документам приобщается определение об отсрочке, рассрочке исполнения постановления, в котором указывается, с какого времени начинается срок исполнения.

VI. Рассмотрение жалобы по делу об административном правонарушении

1. Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 – 25.5 КоАП РФ (лицом, в отношении которого велось производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, законным представителем физического лица, законным представителем юридического лица, защитником и представителем).

2. Физические лица обжалуют решения комиссии в районный суд по месту рассмотрения дела.

Юридические лица, предприниматели без образования юридического лица обжалуют постановление по делу об административном правонарушении в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

3. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается в административную комиссию, которой вынесено постановление по делу. Административная комиссия обязана в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд. Жалоба может быть подана непосредственно в суд.

4. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В случае пропуска указанного срока по ходатайству лица, подающего жалобу, срок обжалования может быть восстановлен судом.

5. Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении может быть опротестовано прокурором. Административная комиссия обязана в течение трех суток со дня поступления протеста направить жалобу со всеми материалами дела в соответствующий суд.

6. Вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении может быть опротестовано прокурором.

Право принесения протеста на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении принадлежит прокурору области и его заместителям, Генеральному прокурору Российской Федерации и его заместителям.

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 010.150.000 Местное самоуправление, 020.060.040 Органы, полномочные рассматривать административные дела

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать