Основная информация

Дата опубликования: 16 июня 2009г.
Номер документа: В200903414
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0903414

В200903414

ОПУБЛИКОВАНО:

ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.09.2009, N 9, СТР. 219

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

16.06.2009 N 1882/09

ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ, ОРГАНИЧЕННЫЕ В ОБОРОТЕ

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;

членов Президиума: Андреевой Т.К., Бабкина А.И., Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Завьяловой Т.В., Козловой О.А., Першутова А.Г., Полубениной И.И., Сарбаша С.В., Юхнея М.Ф. -

рассмотрел заявление администрации Кировского муниципального района Приморского края о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции от 08.04.2008, постановления суда апелляционной инстанции от 25.06.2008 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-1334/20072-101 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27.10.2008 по тому же делу.

В заседании приняли участие представители:

от первого заместителя прокурора Приморского края (истца) - Сафрыгина О.Ю.;

от индивидуального предпринимателя Гризодуба С.А. (ответчика) - Киселевич Д.В.

Заслушав и обсудив доклад судьи Полубениной И.И. и объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.

Первый заместитель прокурора Приморского края обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Фонду имущества Приморского края (далее - фонд имущества) и индивидуальному предпринимателю Гризодубу С.А. (далее - предприниматель) о признании недействительным заключенного между ними договора от 26.08.2005 N 98 купли-продажи земельного участка площадью 9 719 кв. метров, кадастровый номер 25:05:10 01 004:0190, расположенного по адресу: Приморский кр., Кировский р-н, пгт. Кировский, ул. Хуторная, д. 1, и применении последствий недействительности ничтожной сделки путем обязания предпринимателя возвратить указанный земельный участок в муниципальную собственность по акту приема-передачи.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент имущественных отношений Приморского края, федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Приморскому краю (далее - кадастровая палата), Комитет по управлению имуществом Кировского муниципального района (далее - комитет по управлению имуществом, комитет), администрация Кировского муниципального района Приморского края (далее - администрация), Управление Федерального казначейства по Приморскому краю, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приморскому краю (далее - управление Росприроднадзора).

Решением суда первой инстанции от 08.04.2008 в иске отказано.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 25.06.2008 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановлением от 27.10.2008 решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций оставил без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре указанных судебных актов в порядке надзора администрация просит отменить их как основанные на неправильном толковании законодательства и противоречащие сложившейся судебно-арбитражной практике.

В отзыве на заявление прокуратура Приморского края просит отменить названные судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Кадастровая палата и предприниматель в отзывах на заявление просят оставить эти судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.

Рассмотрев доводы, изложенные в заявлении, отзывах на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене, дело - передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.

Как установлено судами и следует из материалов дела, предпринимателю на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества - здания хлебного цеха, контрольно-пропускного пункта, гаража.

Постановлением Комитета по управлению государственным имуществом Приморского края от 04.08.2005 N 20-п предпринимателю в целях эксплуатации данных объектов недвижимости предоставлен в собственность земельный участок, кадастровый номер 25:05:10 01 004:0190, площадью 9 719 кв. метров из земель поселений. Впоследствии между фондом имущества и предпринимателем был заключен договор от 26.08.2005 N 98 купли-продажи указанного земельного участка.

Первый заместитель прокурора Приморского края в порядке, предусмотренном статьей 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР:Р0203806 , обратился с настоящим иском в арбитражный суд по таким мотивам. Спорный земельный участок находится в границах третьей зоны округа горно-санитарной охраны курорта Шмаковка, поэтому как относящийся к особо охраняемым природным территориям ограничен в обороте и действующим законодательством не предусмотрена возможность предоставления его в собственность гражданам и юридическим лицам.

Отказывая в удовлетворении иска, суды исходили из того, что спорный земельный участок относится к категории "земли поселений"; на территории поселка городского типа Кировский не проведено зонирование, поэтому участку не присвоен соответствующий статус согласно пункту 10 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации; НГР:Р0101942 (далее - Земельный кодекс); сведения о включении участка в государственный кадастр природных территорий отсутствуют; земли, расположенные во второй и третьей зонах округа горно-санитарной охраны, не включаются в особо охраняемые природные территории, а потому данный участок не исключен из оборота.

Однако эти доводы судов противоречат действующему законодательству.

Спор возник в отношении земель курорта Шмаковка.

Исходя из статьи 96 Земельного кодекса земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами (месторождениями минеральных вод, лечебных грязей, рапой лиманов и озер), благоприятным климатом и иными природными факторами и условиями, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека. В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округа санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

По сообщению управления Росприроднадзора, курорт Шмаковка расположен в Приморском крае в 360 км к северо-западу от г. Владивостока и 38 км от железнодорожной станции Шмаковка Дальневосточной железной дороги в долине реки Уссури (бассейн реки Амур) на юго-западном склоне горы Курортная.

Проект округа и зон санитарной охраны курорта Шмаковка разработан Геолого-разведочной конторой Геоминвода (Москва) в 1973 году. Решением Исполкома Приморского краевого Совета депутатов трудящихся от 29.03.1974 N 281 "О проекте округа и зон санитарной охраны курорта Шмаковка Приморского края" данный проект согласован и рекомендован к утверждению. По поручению Совета Министров СССР граница и режим округа санитарной охраны курорта Шмаковка установлены постановлением Министерства здравоохранения СССР и ВЦСПС от 28.02.1978 N 8-68 "Об установлении границ округов санитарной охраны курортов общесоюзного значения Нальчик Кабардино-Балкарской АССР, Сергиевские минеральные воды Куйбышевской области и Шмаковка Приморского края".

Площадь округа санитарной охраны курорта Шмаковка составляет 40,7 тыс. га. В составе округа выделены три охранных зоны, в пределах каждой установлен особый режим использования территории с целью сохранения природных лечебных ресурсов от загрязнения и преждевременного истощения.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 14.03.1983 N 128 утверждено положение о курорте Шмаковка, согласно которому курорт включает в себя курортную зону, в которой расположены природные лечебные средства, устройства и сооружения для их использования, санитарно-курортные учреждения и учреждения отдыха и культуры, а также зрелищные предприятия, предприятия общественного питания, торговли и бытового обслуживания, предназначенные для обслуживания лиц, прибывающих на курорт для лечения и отдыха; зону, в которой находятся жилые дома и общественные здания и сооружения для населения, постоянно проживающего на территории курорта; зону, в которой размещены централизованные хозяйственные и технические службы.

По утверждению управления Росприроднадзора, спорный земельный участок с кадастровым номером 25:05:10 01 004:0190 общей площадью 9 719 кв. метров расположен в третьей зоне округа санитарной охраны курорта Шмаковка.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ; НГР:Р9500869 "Об особо охраняемых природных территориях" курорт является одной из категорий особо охраняемых природных территорий. Согласно пункту 3 статьи 32 этого Закона и статье 1 Федерального закона от 23.02.1995 "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей курорта.

При таких обстоятельствах вывод суда о том, что поскольку границы округа горно-санитарной охраны не вынесены на местность и не зарегистрированы в государственном земельном кадастре, то спорный земельный участок не относится к землям особо охраняемых природных территорий, является необоснованным.

Между тем наличие утвержденного в установленном порядке описания границ курорта Шмаковка, а также совокупность представленных по делу доказательств позволяли судам сделать вывод о границах и статусе спорного земельного участка.

Кроме того, суды не дали оценки представленному в материалы дела заключению комитета по управлению имуществом от 12.04.2006 N 185. Комитет, основываясь на имеющемся у него подлинном картографическом материале, сообщил, что земельный участок, местоположение которого установлено относительно ориентира "строение N 1", расположенного в границах участка, адрес ориентира: ул. Хуторная, 1, п. Кировский Кировского р-на, общей площадью 9 719 кв. метров, кадастровый номер 25:05:10 01 004:0190, полностью расположен в границах третьей зоны санитарной (горно-санитарной) охраны курорта Шмаковка и относится к землям особо охраняемых территорий.

Факт отнесения одного и того же участка к землям особо охраняемых территорий и землям населенных пунктов не противоречит закону, поскольку в соответствии со статьей 85 Земельного кодекса и статьей 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации;  НГР:Р0405555 (далее - Градостроительный кодекс) в пределах черты поселений могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное или иное особо ценное значение.

При этом согласно статье 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ; НГР:Р0405554 "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" на проведение мероприятий по зонированию установлен пятилетний срок с момента введения Градостроительного кодекса (с 10.01.2005), который на данный момент не истек. Следовательно, вывод судов о том, что у спорного земельного участка отсутствует статус особо охраняемой территории, является не основанным на законе.

В соответствии с частью 5 статьи 27 Земельного кодекса земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов ограничиваются в обороте, а в соответствии с частью 2 указанной статьи не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Запрет на предоставление в собственность земель особо охраняемых территорий и объектов установлен статьей 28 (пункт 8) Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ; НГР:Р0102462 "О приватизации государственного и муниципального имущества".

Такой же запрет установлен и статьей 58 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ; НГР:Р0200008 "Об охране окружающей среды".

Кроме того, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 Постановления от 24.03.2005 N 11; НГР:В0500710 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснил, что правомерным основанием для отказа в приобретении в собственность земельных участков, на которых расположены принадлежащие собственникам объекты недвижимого имущества, служит то обстоятельство, что земельный участок ограничен в обороте, федеральным законом установлен запрет на его приватизацию.

При названных условиях оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, что в силу пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации;  НГР:Р0203806 является основанием для их отмены.

Вместе с тем вопрос о том, расположен ли спорный земельный участок в третьей зоне округа санитарной охраны курорта Шмаковка, нуждается в дополнительном исследовании, поэтому дело следует передать на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 2 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

решение суда первой инстанции от 08.04.2008, постановление суда апелляционной инстанции от 25.06.2008 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-1334/2007 2-101 и постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27.10.2008 по тому же делу отменить.

Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.

Председательствующий

А.А. ИВАНОВ

[введено: 22.09.2009 Редактор НЦПИ - Павозкова Е.А.]

[проверено: 30.09.2009 редактор НЦПИ - Мартиросян Э.К.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 9 от 01.09.2009 Стр. 219
Рубрики правового классификатора: 030.000.000 Гражданское право, 030.050.000 Объекты гражданских прав, 030.050.020 Имущество, изъятое из оборота и ограниченное в обороте, 030.050.040 Недвижимость (см. также 050.060.000, 050.080.000, 190.020.080), 110.000.000 Природные ресурсы и охрана окружающей природной среды, 110.010.000 Общие вопросы охраны окружающей природной среды (см. также 200.150.020), 110.010.140 Особо охраняемые природные территории и объекты, 180.000.000 Правосудие, 180.050.000 Арбитражный процесс, 180.050.030 Производство по пересмотру решений

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА НА ТОРГАХ
№-1283254940 от 15 июля 2014

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать