Основная информация

Дата опубликования: 16 июля 2020г.
Номер документа: RU52000202001095
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Нижегородская область
Принявший орган: Правительство Нижегородской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 июля 2020 г. № 590

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 21 ЯНВАРЯ 2015 Г. № 24

Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Внести в постановление Правительства Нижегородской области от 21 января 2015 г. № 24 "О порядке предоставления субсидий на возмещение части затрат на приобретение тепличными предприятиями энергоносителей" следующие изменения:

1.1. Преамбулу постановления и пункт 1 изложить в следующей редакции:

"В соответствии с пунктом 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в целях обеспечения устойчивой работы агропромышленного комплекса, укрепления экономического положения сельскохозяйственных товаропроизводителей Нижегородской области Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемый Порядок предоставления из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат на приобретение тепличными предприятиями энергоносителей.".

1.2. Положение о порядке предоставления субсидий на возмещение части затрат на приобретение тепличными предприятиями энергоносителей, утвержденное постановлением, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания, подлежит официальному опубликованию и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 г.

И.о.Губернатора                                  

Е.Б.Люлин

ПРИЛОЖЕНИЕ

к постановлению Правительства

Нижегородской области

от 16 июля 2020 г. № 590

"УТВЕРЖДЕН

постановлением Правительства

Нижегородской области

от 21 января 2015 г. № 24

ПОРЯДОК

предоставления из областного бюджета субсидий

на возмещение части затрат на приобретение тепличными

предприятиями энергоносителей

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с пунктом 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливает порядок предоставления из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат на приобретение тепличными предприятиями энергоносителей (далее - субсидии) и содержит общие положения о предоставлении субсидий, условия и порядок их предоставления, требования к отчетности, а также требования об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий и ответственности за их нарушение.

1.2. Для целей настоящего Порядка используются следующие понятия:

тепличные предприятия - организации, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, производящие овощи защищенного грунта в тепличных комплексах;

тепличный комплекс - комплекс зданий, строений или сооружений, в том числе остекленных, и (или) с пленочным покрытием, и (или) с покрытием из поликарбоната, предназначенных для круглогодичного промышленного производства овощей в защищенном грунте, оснащенных необходимым технологическим и агротехническим оборудованием и включающих при необходимости теплоэнергетические центры, котельные с соответствующим технологическим оборудованием, внутренние сети инженерно-технического обеспечения и наружные сети инженерно-технического обеспечения, включая объекты электросетевого хозяйства (подстанции, распределительные пункты, распределительные трансформаторные подстанции, линии электропередачи).

1.3. Субсидии предоставляются в целях реализации мероприятия государственной программы "Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 г. № 280 (далее - региональный проект).

1.4. Субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в законе Нижегородской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии на соответствующий финансовый год и плановый период, утвержденных в установленном порядке министерством финансов Нижегородской области.

Источником финансового обеспечения субсидии являются средства областного бюджета.

Главным распорядителем бюджетных средств является министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области (далее - Минсельхозпрод), до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как получателю средств областного бюджета доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидии на соответствующий финансовый год и плановый период (далее - лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидии).

1.5. Субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе зарегистрированным на территории Нижегородской области тепличным предприятиям, производящим сельскохозяйственную продукцию, осуществляющим ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующим эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 50 процентов за календарный год (далее - получатели), в целях возмещения части затрат (без учета налога на добавленную стоимость) в связи с оплатой потребленных тепловой и электрической энергии, газа (далее - энергоносители).

Для получателей, использующих право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, возмещение части затрат осуществляется исходя из суммы расходов на приобретение энергоносителей, включая сумму налога на добавленную стоимость.

2. Условия и порядок предоставления субсидии

2.1. Условия предоставления субсидии:

- соответствие получателя требованиям, установленным пунктом 2.8 настоящего Порядка;

- соблюдение получателем сроков подачи заявления о предоставлении субсидии;

- своевременное представление получателем отчетности о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса в порядке, установленном пунктом 3.1 настоящего Порядка, в течение срока действия соглашения, заключаемого в соответствии с пунктом 2.7 настоящего Порядка.

2.2. Для получения субсидии получатель ежеквартально в срок не позднее 23-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, а за 4 квартал - до 23 января следующего года представляет по месту представления отчетности о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса (в Минсельхозпрод непосредственно либо через орган управления сельским хозяйством муниципального образования Нижегородской области (далее - Управление)) заявление о предоставлении субсидии по форме, утвержденной Минсельхозпродом (далее - заявление).

К заявлению прилагаются следующие документы:

- справка-расчет по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку;

- копии документов, подтверждающих затраты на оплату энергоносителей (акты оказания услуг (товарные накладные), счета-фактуры и платежные поручения, подтверждающие оплату энергоносителей), заверенные получателем;

- для получения субсидии по ставке, предусмотренной абзацем третьим пункта 2.6 настоящего Порядка, - копия разрешения на ввод в эксплуатацию вновь построенного тепличного комплекса, заверенная получателем.

Документы, представленные получателем в соответствии с настоящим подпунктом (далее - комплект документов), должны быть исполнены по установленным формам (в случае, если это предусмотрено настоящим Порядком), без ошибок, подчисток, приписок, зачеркнутых слов, иных исправлений, повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание.

Получатель несет ответственность за достоверность представляемых сведений в комплекте документов в соответствии с действующим законодательством.

2.3. При представлении получателем комплекта документов через Управление:

- комплект документов в день поступления в Управление подлежит регистрации в журнале регистрации;

- должностное лицо Управления:

проверяет соответствие получателей и представленные ими комплекты документов требованиям настоящего Порядка;

проверяет информацию, представленную получателями в составе комплектов документов, и расчеты субсидий на соответствие пункту 2.6 настоящего Порядка;

при отсутствии оснований для отказа в предоставлении субсидии, указанных в пункте 2.5 настоящего Порядка, составляет реестр получателей субсидий по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку (далее - реестр получателей);

- Управления:

в срок до 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, а за 4 квартал текущего года - до 25 января следующего года представляют в Минсельхозпрод представленные получателями комплекты документов и реестр получателей субсидий;

при наличии оснований для отказа в предоставлении субсидии, указанных в пункте 2.5 настоящего Порядка, в течение 5 дней со дня регистрации документов возвращают получателям комплекты документов с обоснованием причин возврата.

Управления несут ответственность за достоверность сведений в представленных в Минсельхозпрод документах в соответствии с действующим законодательством.

2.4. При представлении получателем комплекта документов непосредственно в Минсельхозпрод, а также при поступлении в Минсельхозпрод документов из Управлений в соответствии с пунктом 2.3 настоящего Порядка:

- комплект документов подлежит регистрации в Минсельхозпроде в журнале регистрации в установленном порядке;

- должностное лицо Минсельхозпрода:

проверяет и обобщает поступившие из Управлений в соответствии с пунктом 2.3 настоящего Порядка документы и составляет сводные реестры получателей субсидий в разрезе муниципальных образований Нижегородской области (далее - сводные реестры) с учетом пункта 2.6 настоящего Порядка;

проверяет соответствие получателей и представленные ими комплекты документов требованиям настоящего Порядка, а также информацию, представленную получателями в составе комплектов документов, и расчеты субсидий на соответствие пункту 2.6 настоящего Порядка, и при отсутствии оснований для отказа в предоставлении субсидии, указанных в пункте 2.5 настоящего Порядка, включает получателей в сводные реестры с учетом пункта 2.6 настоящего Порядка;

- Минсельхозпрод:

ежеквартально до 28-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, а за 4 квартал текущего года - до 28 января следующего года направляет сводные реестры в управление областного казначейства министерства финансов Нижегородской области (далее - управление областного казначейства);

при наличии оснований для отказа в предоставлении субсидии, указанных в пункте 2.5 настоящего Порядка, в течение 10 дней со дня регистрации документов возвращает получателю комплект документов и уведомляет его об отказе в предоставлении субсидии с обоснованием причины отказа.

2.5. Основания для отказа в предоставлении субсидии:

- несоответствие представленных получателем документов требованиям, установленным настоящим Порядком, и (или) непредставление (представление не в полном объеме) указанных документов;

- недостоверность представленной получателем информации;

- несоответствие получателя установленным настоящим Порядком требованиям и условиям предоставления субсидии.

2.6. Субсидия предоставляется в следующих размерах:

- 15 % стоимости энергоносителей (при отсутствии обстоятельства, предусмотренного абзацем третьим настоящего пункта);

- 21,5 % стоимости энергоносителей - для получателей в течении 5 лет с даты ввода в эксплуатацию вновь построенного тепличного комплекса площадью не менее 5 гектаров.

Субсидия по ставке, определенной абзацем третьим настоящего пункта, получателям, осуществившим ввод в эксплуатацию реконструированного тепличного комплекса, не предоставляется.

Общий объем субсидии, представляемой получателю, не должен превышать фактические затраты получателя, на возмещение которых предоставляется субсидия.

В случае, если общий объем потребности в бюджетных ассигнованиях на предоставление субсидий, определенный на основании сведений, представленных получателями, превышает лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидии, то объем бюджетных средств, предоставляемых получателю, определяется по следующей формуле:

С = Cп x К,

где:

Cп - размер субсидии, рассчитанный в соответствии с абзацами вторым, третьим настоящего пункта;

К - коэффициент бюджетной обеспеченности, определяемый по следующей формуле:

К = V / Vнач,

где:

V - объем лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидий;

Vнач - общий объем потребности в бюджетных ассигнованиях на предоставление субсидий, определенный на основании сведений, представленных получателями.

При условии V >Vнач коэффициент К равен 1.

Субсидии, начисленные в отчетном периоде получателям, соответствующим требованиям и условиям, установленным настоящим Порядком, но не перечисленные в связи с недостаточностью лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидий, включаются в отдельный сводный реестр и при выделении дополнительных бюджетных ассигнований на предоставление субсидий на соответствующий финансовый год и плановый период Минсельхозпрод рассматривает вопрос о предоставлении получателям части субсидии, не возмещенной в связи с недостаточностью лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидий, без повторного прохождения проверки на соответствие требованиям настоящего Порядка, по следующей формуле:

С = Cпд x К,

где:

Cпд - размер субсидии, не выплаченный в связи с недостаточностью лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии.

Расчеты, произведенные Минсельхозпродом, отражаются в сводных реестрах при направлении их в управление областного казначейства.

2.7. Субсидия предоставляется в соответствии с соглашением о предоставлении субсидии, заключаемым между Минсельхозпродом и получателем по типовой форме, утвержденной министерством финансов Нижегородской области (далее - соглашение), в течение срока, предусмотренного абзацем седьмым пункта 2.4 настоящего Порядка.

Обязательным условием предоставления субсидии, включаемым в соглашение, является согласие получателя на осуществление Минсельхозпродом и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий, предусмотренных настоящим Порядком и соглашением.

Соглашение заключается при первичном обращении получателя в текущем году.

Дополнительное соглашение к соглашению, в том числе дополнительное соглашение о расторжении соглашения (при необходимости) заключаются между Минсельхозпродом и получателем по типовой форме, установленной министерством финансов Нижегородской области.

2.8. Получатель на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения, должен соответствовать следующим требованиям:

- у получателя должна отсутствовать просроченная задолженность по возврату в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами;

- получатель - юридическое лицо не должен находиться в процессе ликвидации, в отношении него не должна быть введена процедура банкротства, деятельность получателя субсидии не должна быть приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а получатель - индивидуальный предприниматель не должен прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя;

- получатель не должен являться иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов;

- получатель не должен получать средства из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании иных нормативных правовых актов на цели, указанные в пункте 1.5 настоящего Порядка;

- в отношении получателя не должны быть выявлены факты нарушения условий, установленных при получении бюджетных средств, и их нецелевого использования. Данное ограничение не распространяется на получателей, устранивших нарушения, либо возвративших средства в соответствующий бюджет;

- получатель своевременно представил отчетность о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса на последнюю отчетную дату;

- получатель является тепличным предприятием в соответствии с данными отчетности о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса, предоставленной за отчетный год;

- уровень среднемесячной заработной платы работников получателя не ниже полутора величин прожиточного минимума по Нижегородской области для трудоспособного населения за отчетный год (кроме индивидуальных предпринимателей и глав крестьянских (фермерских) хозяйств, не производящих выплат и иных вознаграждений физическим лицам).

Величина прожиточного минимума по Нижегородской области для трудоспособного населения за отчетный год определяется как среднее арифметическое величин прожиточного минимума для трудоспособного населения за кварталы отчетного года, установленных Правительством Нижегородской области.

В целях субсидирования среднемесячная заработная плата определяется на основании форм отчетности о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса за отчетный год, утвержденных Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, № 5-АПК (строка 51000 графа 4 / строка 51000 графа 3) / 12 (для сельскохозяйственных организаций), № 1-КФХ (строка 231230 графа 3 / строка 231310 графа 3) / 12 (для крестьянских (фермерских) хозяйств), № 1-ИП (строка 241230 графа 3 / строка 241310 графа 3) / 12 (для индивидуальных предпринимателей).

2.9. Управление областного казначейства производит санкционирование оплаты денежных обязательств областного бюджета с лицевого счета Минсельхозпрода, открытого в управлении областного казначейства, в пределах утвержденных и доведенных до Минсельхозпрода бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии в установленном законодательством порядке.

2.10. Минсельхозпрод ежеквартально не позднее десятого рабочего дня со дня составления сводного реестра:

- осуществляет перечисление субсидий на расчетные счета получателей, открытые ими в кредитных организациях и указанные в соглашениях;

- информирует в электронном виде Управления об объемах финансирования из средств областного бюджета по каждому получателю соответствующего муниципального образования.

2.11. Средства, полученные из областного бюджета на возмещение части затрат на приобретение тепличными предприятиями энергоносителей, отражаются получателями по дебету счета 51 "Расчетный счет" и кредиту счета 86 "Целевое финансирование". Одновременно сумму полученной субсидии из областного бюджета отражают по дебету счета 86 "Целевое финансирование" и кредиту счета 98 "Доходы будущих периодов".

2.12. Результатом предоставления субсидий является количество получателей в отчетном году.

3. Требования к отчетности

3.1. Получатели представляют в Минсельхозпрод отчетность о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса в порядке и сроки, установленные Минсельхозпродом.

В случае если получатель осуществляет производство сельскохозяйственной продукции на территории нескольких муниципальных образований Нижегородской области, Управление, в которое получатель направляет отчетность о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса, при необходимости организует взаимодействие с органами управления сельским хозяйством по месту осуществления деятельности получателя по проверке достоверности показателей в представленных получателем документах.

3.2. Минсельхозпрод вправе устанавливать в соглашении сроки и формы представления получателем дополнительной отчетности.

4. Требования об осуществлении контроля за соблюдением

условий, целей и порядка предоставления субсидии

и ответственность за их нарушение

4.1. Соблюдение условий, целей и порядка предоставления субсидии в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации подлежит обязательной проверке Минсельхозпродом и органами государственного финансового контроля в пределах полномочий.

4.2. Ответственность за нарушение условий, целей и порядка предоставления субсидии, предусмотренных настоящим Порядком и соглашением, несет получатель.

4.3. В случае нарушения получателем условий, установленных при предоставлении субсидии, выявленного по фактам проверок, проведенных Минсельхозпродом (органами государственного финансового контроля), получатель обязан в течение 30 дней с даты предъявления Минсельхозпродом (органами государственного финансового контроля) требования об устранении нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидии (далее - требование) устранить выявленные нарушения либо возвратить в областной бюджет субсидию (часть субсидии) в размере, определенном в указанном требовании.

В случае невыполнения требования об устранении в сроки, установленные в требовании в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, взыскание средств производится в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4.4. Основанием для освобождения получателей от применения мер ответственности, предусмотренных пунктом 4.3 настоящего Порядка, является документально подтвержденное наступление обстоятельств непреодолимой силы.

Минсельхозпрод в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, на основании представленных получателем документов, подтверждающих наступление обстоятельств непреодолимой силы, вследствие которых соответствующие обязательства не исполнены, не позднее 15 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии, подготавливает обоснованное заключение о причинах неисполнения соответствующих обязательств, а также о целесообразности продления срока устранения нарушения обязательств и достаточности мер, предпринимаемых для устранения такого нарушения.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

к Порядку предоставления из областного

бюджета субсидий на возмещение

части затрат на приобретение тепличными

предприятиями энергоносителей

СПРАВКА-РАСЧЕТ

субсидии на возмещение части затрат на приобретение

тепличными предприятиями энергоносителей

по _____________________________________ за ____ квартал 20__ года

(наименование получателя)

№ п/п

Вид энергии и топлива

Единица измерения

Количество приобретенных энергоносителей

Оптовая цена приобретенных энергоносителей*, руб.

Номер и дата платежного документа

Сумма в соответствии с платежным документом, руб.

Стоимость приобретенных энергоносителе*, руб.

Ставка субсидии, %

Причитающаяся субсидия (гр. 10 = гр. 8 x гр. 9), руб.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итого:

* Для получателей субсидии, использующих право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, возмещение части затрат осуществляется исходя из суммы расходов на приобретение товаров (работ, услуг), включая сумму налога на добавленную стоимость.

Руководитель организации

(Глава крестьянского (фермерского) хозяйства,

индивидуальный предприниматель)

_____________________________

подпись

/_____________________

расшифровка подписи

Главный бухгалтер

_____________________________

подпись

/_____________________

расшифровка подписи

________________ 20__ г.

М.П. (при наличии)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

к Порядку предоставления из областного

бюджета субсидий на возмещение части затрат

на приобретение тепличными предприятиями

энергоносителей

РЕЕСТР

на предоставление субсидий на возмещение части затрат

на приобретение тепличными предприятиями энергоносителей

по ________________________________за ____ квартал 20__ года

(наименование муниципального образования)

№ п/п

Наименование получателей

Вид энергии и топлива

Единица измерения

Количество приобретенных энергоносителей

Оптовая цена приобретенных энергоносителей*, руб.

Номер и дата платежного документа

Сумма в соответствии с платежным документом, руб.

Стоимость приобретенных энергоносителей*, руб.

Ставка субсидии, %

Причитающаяся субсидия (гр. 11 = гр. 9 x гр. 10), руб

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Итого

* Для получателей субсидии, использующих право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, возмещение части затрат осуществляется исходя из суммы расходов на приобретение товаров (работ, услуг), включая сумму налога на добавленную стоимость.

Руководитель органа управления сельским хозяйством

_____________________________

подпись

/_____________________

расшифровка подписи

Главный бухгалтер органа управления сельским хозяйством

_____________________________

подпись

/_____________________

расшифровка подписи

________________ 20__ г.

М.П.

".

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 12.10.2020
Рубрики правового классификатора: 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 020.030.020 Государственные программы. Концепции, 090.060.000 Сельское хозяйство, 090.060.020 Государственное регулирование агропромышленного производства (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать