Основная информация
Дата опубликования: | 17 февраля 2010г. |
Номер документа: | RU92000201000079 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Забайкальский край |
Принявший орган: | Правительство Забайкальского края |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
1
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
17 февраля 2010 года № 68
г. Чита
Об утверждении Кодекса этического поведения государственных гражданских служащих Забайкальского края
{Утратило силу:
Постановление Правительства Забайкальского края от 15.03.2011 года № 67 НГР: ru92000201100149}
В соответствии со статьей 44 Устава Забайкальского края, в целях реализации полномочий государственного органа по управлению гражданской службой, предусмотренных статьей 17 Закона Забайкальского края «О государственной гражданской службе Забайкальского края», обеспечения условий для добросовестного и эффективного исполнения должностных обязанностей государственными гражданскими служащими Забайкальского края, исключения злоупотреблений на государственной гражданской службе Забайкальского края Правительство Забайкальского края постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Кодекс этического поведения государственных гражданских служащих Забайкальского края.
2. Руководителям органов государственной власти Забайкальского края организовать работу по ознакомлению государственных гражданских служащих Забайкальского края с настоящим постановлением.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Забайкальского края утвердить аналогичные кодексы этического поведения муниципальных служащих.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства Забайкальского края – руководителя Администрации Губернатора Забайкальского края Г.П. Чупина.
Губернатор Забайкальского края
Р.Ф. Гениатулин
УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Забайкальского края
17 февраля 2010 года № 68
Кодекс
этического поведения государственных гражданских служащих Забайкальского края
1. Общие положения
1. Настоящий Кодекс этического поведения государственных гражданских служащих Забайкальского края (далее – Кодекс) представляет собой систему этических норм, обязательств и требований добросовестного служебного поведения государственных гражданских служащих Забайкальского края (далее – гражданские служащие).
2. Кодекс основан на нормах поведения гражданских служащих, изложенных в федеральных законах «О системе государственной службы Российской Федерации», «О государственной гражданской службе Российской Федерации», «О противодействии коррупции», Указе Президента Российской Федерации «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих», Законе Забайкальского края «О государственной гражданской службе Забайкальского края».
3. Гражданин, поступающий на государственную гражданскую службу Забайкальского края, знакомится с положениями настоящего Кодекса и соблюдает их в процессе своей служебной деятельности.
4. Целью настоящего Кодекса является:
установление этических норм, правил профессионального поведения гражданских служащих для достойного выполнения ими своего служебного долга, в том числе формирования единства убеждений и взглядов в сфере профессиональной этики и служебного этикета, ориентированных на профессионально-этический эталон поведения;
воспитание высоконравственной личности гражданского служащего, соответствующей нормам и принципам общечеловеческой и профессиональной морали.
5. По своему предназначению Кодекс:
служит методологической основой формирования профессиональной морали государственных служащих, осуществляющих свою деятельность в органах государственной власти Забайкальского края;
ориентирует гражданского служащего в ситуациях конфликта и этической неопределенности и иных обстоятельствах нравственного выбора;
способствует выработке у гражданского служащего потребности соблюдения профессионально-этических норм поведения;
выступает средством общественного контроля за нравственным обликом и профессиональным поведением гражданского служащего.
6. Кодекс определяет:
основные морально-этические принципы поведения гражданского служащего независимо от замещаемой должности;
этические нормы, которыми должны руководствоваться в своей деятельности гражданские служащие;
поведение при осуществлении профессиональной деятельности.
2. Основные морально-этические принципы поведения гражданских служащих
7. Основными морально-этическими принципами поведения гражданских служащих являются:
принцип служения государству и общественным интересам;
принцип законности и уважения личности;
принцип лояльности;
принцип политической нейтральности.
8. Принцип служения государству и общественным интересам.
Гражданский служащий обязан действовать в интересах Российской Федерации и Забайкальского края. Интересы государства, а через него общества в целом являются высшим критерием и конечной целью профессиональной деятельности гражданского служащего.
Моральный, гражданский и профессиональный долг гражданского служащего – руководствоваться государственными интересами и отстаивать их в процессе принятия и осуществления практических решений.
Гражданский служащий не должен использовать свое влияние и власть в интересах какой-либо одной из социальных групп и ее ближайшего окружения за счет интересов других социальных групп, в том числе его действия не могут быть направлены против социально незащищенных групп населения.
9. Принцип законности и уважения личности.
Принцип законности деятельности, служебного и внеслужебного поведения должен быть нравственной нормой гражданского служащего. Недопустимо нарушать законы исходя из политической, экономической целесообразности, а также по любым другим мотивам.
Нравственный долг гражданского служащего обязывает не только его самого строго соблюдать нормы законов, но и активно противодействовать их нарушениям со стороны своих коллег и руководителей любого ранга.
Гражданский служащий должен уважать честь и достоинство гражданина, его деловую репутацию, не дискриминировать одних путем предоставления другим незаслуженных благ и привилегий, способствовать сохранению социально-правового равенства граждан.
10. Принцип лояльности.
Гражданский служащий обязан соблюдать принцип лояльности – осознанно, добровольно соблюдать установленный государственными органами служебный распорядок; уважать и корректно относиться ко всем государственным и общественным институтам; поддерживать имидж властных структур, постоянно содействовать укреплению их авторитета; вести дискуссии в корректной форме, не подрывающей авторитет гражданской службы.
Принцип лояльности распространяется на отношения:
ко всем ветвям власти;
ко всем государственным институтам;
к общественным институтам, партиям;
к другим гражданским служащим.
11. Принцип политической нейтральности.
Гражданский служащий обязан соблюдать в своем поведении политическую нейтральность - не участвовать в качестве должностного лица в любых политических акциях, а также не должен допускать использования административных и других ресурсов органа государственной власти Забайкальского края для достижения каких-либо политических целей, выполнения политических решений, задач.
3. Соблюдение общих нравственных принципов
12. Гражданский служащий в своей деятельности должен руководствоваться нравственными нормами, основанными на принципах гуманизма и социальной справедливости.
13. Честность и бескорыстность – основы нравственного поведения гражданского служащего, непременные условия его служебной деятельности.
14. Этическими нормами для гражданского служащего являются вежливость и доброжелательность по отношению к гражданам.
4. Выполнение служебных обязанностей
15. Нравственным долгом и профессиональной обязанностью гражданского служащего является стремление к постоянному совершенствованию, росту своих профессиональных навыков и квалификации, получению новых знаний, обеспечению доступности информации о деятельности органа государственной власти Забайкальского края, в котором он замещает должность государственной гражданской службы, в пределах и порядке, установленных соответствующими нормативными правовыми актами.
16. Гражданский служащий должен использовать только законные и не противоречащие этике служебного поведения способы продвижения по службе.
5. Недопущение злоупотребления служебным положением
17. Гражданский служащий не должен пытаться влиять в своих интересах, интересах третьих лиц на какое бы то ни было лицо или организацию, в том числе и на других гражданских служащих, пользуясь своим служебным положением.
6. Использование информации
18. Гражданский служащий не должен:
стремиться получить доступ к служебной информации, не относящейся к его компетенции;
задерживать официальную информацию, которая может или должна быть предана гласности;
разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;
использовать и распространять информацию, если имеются основания считать, что она неточна или ложна.
7. Этика взаимоотношений с представителями проверяемых организаций
19. Гражданский служащий обязан быть независимым от проверяемых и других заинтересованных организаций и должностных лиц. Ничто не должно вредить независимости гражданского служащего, в том числе: внешнее давление или влияние на гражданского служащего; его предвзятое мнение относительно личности проверяемого, проверяемой организации, проекта или программы; предшествующая проверке работа в проверяемой организации; иные ситуации, способные повлиять на добросовестное исполнение должностных обязанностей.
20. Гражданскому служащему не следует вступать в такие отношения с руководством и сотрудниками проверяемой организации, которые могут его скомпрометировать или повлиять на его способность действовать независимо.
21. Гражданский служащий не должен использовать свой официальный статус в интересах третьей стороны.
22. Если на гражданского служащего оказывается неблагоприятное воздействие другими лицами (в корыстных целях посредством слухов, интриг, шантажа и иных форм морального и физического давления, просьбами (требованиями), направленными на то, чтобы гражданский служащий действовал, нарушая свои должностные обязанности) и при этом источник такого воздействия не может быть устранен, ему следует поставить в известность своего руководителя.
8. Этика взаимоотношений с коллегами и подчиненными
23. Гражданские служащие должны способствовать установлению в коллективе деловых взаимоотношений. Их конструктивное сотрудничество друг с другом является основой эффективной деятельности органа государственной власти Забайкальского края.
24. Гражданский служащий, наделенный большими по сравнению со своими коллегами полномочиями, должен с пониманием относиться к коллегам, имеющим собственное профессиональное суждение.
25. Гражданский служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим, должен быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, быть примером доброжелательности и внимательности к людям, способствовать формированию в коллективе благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.
26. Гражданский служащий не должен:
наносить ущерб репутации должностных лиц и граждан;
рекламировать свои собственные достижения и полученные результаты;
пренебрежительно отзываться о служебной деятельности коллег.
9. Этика взаимоотношений с общественностью
27. Для информирования общественности о своей деятельности гражданские служащие осуществляют связь с общественными объединениями, средствами массовой информации и гражданами в порядке, установленном действующими нормативными правовыми актами.
28. Во взаимоотношениях с общественностью гражданские служащие не должны использовать в личных целях преимущества своего служебного статуса.
10. Профессиональная нравственная деформация и ее профилактика
29. Профессиональная нравственная деформация представляет собой негативное изменение ориентиров и девальвацию нравственных ценностей у части гражданских служащих под воздействием условий и опыта профессиональной деятельности, проявляющиеся в искаженном отношении к служебному долгу и дискредитирующие моральный облик гражданского служащего.
30. Последствия профессиональной нравственной деформации могут выражаться в:
пренебрежительном отношении к требованиям закона;
подмене истинного представления о смысле служебной деятельности мнимым;
поддержке ложной корпоративной солидарности, основанной на круговой поруке;
чувстве непогрешимости и вседозволенности, стремлении к подавлению воли человека и подчинению ее своей воле;
болезненной подозрительности и недоверии ко всем людям;
утрате чувствительности к человеческой беде и равнодушии к горю;
равнодушии к процессу и результатам служебной деятельности;
беспринципности в оценке нарушений служебной дисциплины;
следовании двойным моральным стандартам;
индивидуализме, эгоизме, склочности, мелочности, конфликтности, недоброжелательности и зависти к успехам и достижениям коллег;
использовании элементов криминальной субкультуры в служебной деятельности;
нравственной распущенности, выражающейся в пьянстве, бытовом разложении, аморальных поступках.
31. Деятельность руководителей органов государственной власти Забайкальского края по профилактике профессиональной нравственной деформации гражданских служащих предполагает:
информирование гражданских служащих о признаках и последствиях негативных изменений личности в профессиональной деятельности;
создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе;
формирование установки на сознательное соблюдение профессионально-этических принципов и норм;
развитие морально-психологической устойчивости и деловой направленности гражданских служащих;
выработку у гражданских служащих профессионального иммунитета к негативным воздействиям преступной среды и криминальной субкультуры;
воспитание у гражданских служащих высокой общей и профессиональной культуры, эстетического вкуса, развитие художественного творчества, формирование навыков здорового образа жизни.
11. Культура речи и правила служебного общения
32. Культура речи является важным показателем профессионализма гражданских служащих и проявляется в умении грамотно, доходчиво и точно передавать мысли.
33. Культура речи обязывает гражданских служащих придерживаться следующих речевых норм:
ясности, обеспечивающей доступность и простоту в общении;
грамотности, основанной на использовании общепринятых правил русского литературного языка;
содержательности, выражающейся в продуманности, осмысленности и информативности устного или письменного высказывания;
логичности, предполагающей последовательность, непротиворечивость и обоснованность изложения мыслей;
доказательности, включающей в себя достоверность и объективность информации;
лаконичности, предполагающей краткость, понятность и отсутствие излишней информации;
уместности, означающей необходимость и важность сказанного применительно к конкретной ситуации.
34. Гражданскому служащему необходимо соблюдать и отстаивать чистоту русского языка; в его речи неприемлемо употребление:
грубых шуток и злой иронии;
неуместных слов и речевых оборотов, в том числе иностранного происхождения;
вульгаризмов, примитивизмов, слов-паразитов;
высказываний, которые могут быть истолкованы как оскорбления в адрес определенных социальных или национальных групп;
резких и циничных выражений оскорбительного характера, связанных с физическими недостатками человека, нецензурной брани, сквернословия, жаргонизмов криминальной субкультуры и других элементов, подчеркивающих негативное, презрительное отношение к людям.
35. В случае служебного общения гражданского служащего с гражданами различных национальностей рекомендуется использовать русский язык как государственный язык Российской Федерации.
12. Внешний вид
36. Внешний вид гражданского служащего при исполнении им должностных обязанностей должен способствовать укреплению доверия граждан к органам государственной власти Забайкальского края, вызывать уважение и соответствовать деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.
При посещении официальных мероприятий внешний вид гражданского служащего должен соответствовать стилю проводимого мероприятия.
13. Поведение гражданского служащего при получении вознаграждений
37. Гражданский служащий может принимать вознаграждения (в контексте пункта 6 части 1 статьи 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации») только при соблюдении следующих условий:
вручение происходит официально и открыто;
награждение или поощрение надлежащим образом объяснено и обосновано;
вышестоящее руководство поставлено в известность о факте вознаграждения.
38. Гражданский служащий не может принимать вознаграждения от лиц, стремящихся добиться официальных действий или установления деловых отношений с органом государственной власти Забайкальского края или работником государственного учреждения, а также от лиц, чьи интересы могут в значительной степени зависеть от гражданского служащего, получающего вознаграждение.
39. Морально недопустимо получать вознаграждение от физических и юридических лиц в благодарность за совершение каких-либо официальных действий.
14. Этические конфликты
40. Гражданский служащий в ходе выполнения своих должностных обязанностей может столкнуться с конфликтными ситуациями, вызванными:
просьбами и требованиями иных лиц, направленными на то, чтобы он действовал вразрез со своими должностными обязанностями, в том числе в форме воздействия с помощью угроз, слухов, шантажа и т. п.;
неправомерным давлением со стороны руководства;
отношениями семейного или личного характера, используемыми для воздействия на его служебную деятельность.
В таких ситуациях гражданский служащий должен вести себя выдержанно и достойно, действовать в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации и Забайкальского края, своим должностным регламентом, а также нормами настоящего Кодекса.
41. В случае если гражданскому служащему не удалось избежать конфликтной ситуации, ему необходимо обсудить проблему конфликта с непосредственным руководителем.
Если непосредственный руководитель не может разрешить проблему или оказывается сам вовлечен в конфликтную ситуацию, гражданскому служащему следует уведомить об этом вышестоящего руководителя либо обратиться в уполномоченный орган по координации деятельности в области противодействия коррупции в Забайкальском крае.
42. Гражданский служащий может информировать непосредственного или вышестоящего руководителя, а также уполномоченный орган по координации деятельности в области противодействия коррупции в Забайкальском крае о достоверно известных ему нарушениях правил этического поведения другими гражданскими служащими.
15. Коррупционно опасное поведение
43. Ситуации, создающие возможность нарушения установленных для гражданского служащего ограничений и запретов, и порождающее их поведение (действия или бездействие) гражданского служащего признаются коррупционно опасными.
44. Обязанностью гражданского служащего является антикоррупционное поведение – предотвращение и преодоление коррупционно опасных ситуаций. Коррупционно опасной является любая ситуация в служебном поведении гражданского служащего, содержащая конфликт интересов.
45. Нравственный долг гражданского служащего при осуществлении им профессиональной служебной деятельности заключается в том, чтобы внимательно относиться к любой возможности конфликта интересов.
16. Ответственность гражданских служащих, наделенных организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим
46. Гражданский служащий, наделенный организационно-распорядительными функциями по отношению к другим гражданским служащим, несет ответственность за действия (бездействие) подчиненных гражданских служащих, нарушающие правила служебного поведения и профессиональной этики, если он не принял мер, чтобы не допустить таких действий (бездействия).
47. Гражданский служащий, наделенный организационно-распорядительными функциями по отношению к другим гражданским служащим, должен принимать меры к тому, чтобы подчиненные ему гражданские служащие не допускали коррупционно опасного поведения:
привлекать внимание к коррупционно опасным ситуациям, а также создавать условия недопущения коррупционно опасных ситуаций и преодоления их последствий;
инициировать или принимать решения о проведении служебных проверок (в соответствии с компетенцией);
инициировать или принимать решения о применении мер дисциплинарного взыскания (в соответствии с компетенцией);
одобрять антикоррупционное поведение гражданских служащих;
своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости;
проводить воспитательную работу, направленную на противодействие коррупции, предотвращение коррупционно опасного поведения.
17. Соблюдение настоящего Кодекса
48. Необходимость соблюдения настоящего Кодекса является одним из условий служебного контракта с гражданским служащим. Гражданский служащий обязан вести себя в соответствии с настоящим Кодексом, знакомиться с изменениями в нем и принимать необходимые меры для выполнения его требований.
49. Анализ и оценка соблюдения этических норм служебного поведения являются обязательными при проведении аттестации, квалификационных экзаменов, назначении гражданского служащего на иную должность государственной гражданской службы Забайкальского края, подготовке характеристики или рекомендации.
18. Ответственность за нарушение настоящего Кодекса
50. За нарушение норм настоящего Кодекса гражданский служащий несет дисциплинарную ответственность, а в случае совершения правонарушения – юридическую ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации и Забайкальского края.
51. Нормы настоящего Кодекса учитываются комиссиями по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов при рассмотрении в отношении гражданских служащих вопросов, связанных с соблюдением требований к служебному поведению и урегулированием конфликта интересов.
52. Гражданский служащий должен понимать, что явное и систематическое нарушение норм настоящего Кодекса несовместимо с дальнейшей служебной деятельностью в органе государственной власти Забайкальского края.
1
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
17 февраля 2010 года № 68
г. Чита
Об утверждении Кодекса этического поведения государственных гражданских служащих Забайкальского края
{Утратило силу:
Постановление Правительства Забайкальского края от 15.03.2011 года № 67 НГР: ru92000201100149}
В соответствии со статьей 44 Устава Забайкальского края, в целях реализации полномочий государственного органа по управлению гражданской службой, предусмотренных статьей 17 Закона Забайкальского края «О государственной гражданской службе Забайкальского края», обеспечения условий для добросовестного и эффективного исполнения должностных обязанностей государственными гражданскими служащими Забайкальского края, исключения злоупотреблений на государственной гражданской службе Забайкальского края Правительство Забайкальского края постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Кодекс этического поведения государственных гражданских служащих Забайкальского края.
2. Руководителям органов государственной власти Забайкальского края организовать работу по ознакомлению государственных гражданских служащих Забайкальского края с настоящим постановлением.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Забайкальского края утвердить аналогичные кодексы этического поведения муниципальных служащих.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства Забайкальского края – руководителя Администрации Губернатора Забайкальского края Г.П. Чупина.
Губернатор Забайкальского края
Р.Ф. Гениатулин
УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Забайкальского края
17 февраля 2010 года № 68
Кодекс
этического поведения государственных гражданских служащих Забайкальского края
1. Общие положения
1. Настоящий Кодекс этического поведения государственных гражданских служащих Забайкальского края (далее – Кодекс) представляет собой систему этических норм, обязательств и требований добросовестного служебного поведения государственных гражданских служащих Забайкальского края (далее – гражданские служащие).
2. Кодекс основан на нормах поведения гражданских служащих, изложенных в федеральных законах «О системе государственной службы Российской Федерации», «О государственной гражданской службе Российской Федерации», «О противодействии коррупции», Указе Президента Российской Федерации «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих», Законе Забайкальского края «О государственной гражданской службе Забайкальского края».
3. Гражданин, поступающий на государственную гражданскую службу Забайкальского края, знакомится с положениями настоящего Кодекса и соблюдает их в процессе своей служебной деятельности.
4. Целью настоящего Кодекса является:
установление этических норм, правил профессионального поведения гражданских служащих для достойного выполнения ими своего служебного долга, в том числе формирования единства убеждений и взглядов в сфере профессиональной этики и служебного этикета, ориентированных на профессионально-этический эталон поведения;
воспитание высоконравственной личности гражданского служащего, соответствующей нормам и принципам общечеловеческой и профессиональной морали.
5. По своему предназначению Кодекс:
служит методологической основой формирования профессиональной морали государственных служащих, осуществляющих свою деятельность в органах государственной власти Забайкальского края;
ориентирует гражданского служащего в ситуациях конфликта и этической неопределенности и иных обстоятельствах нравственного выбора;
способствует выработке у гражданского служащего потребности соблюдения профессионально-этических норм поведения;
выступает средством общественного контроля за нравственным обликом и профессиональным поведением гражданского служащего.
6. Кодекс определяет:
основные морально-этические принципы поведения гражданского служащего независимо от замещаемой должности;
этические нормы, которыми должны руководствоваться в своей деятельности гражданские служащие;
поведение при осуществлении профессиональной деятельности.
2. Основные морально-этические принципы поведения гражданских служащих
7. Основными морально-этическими принципами поведения гражданских служащих являются:
принцип служения государству и общественным интересам;
принцип законности и уважения личности;
принцип лояльности;
принцип политической нейтральности.
8. Принцип служения государству и общественным интересам.
Гражданский служащий обязан действовать в интересах Российской Федерации и Забайкальского края. Интересы государства, а через него общества в целом являются высшим критерием и конечной целью профессиональной деятельности гражданского служащего.
Моральный, гражданский и профессиональный долг гражданского служащего – руководствоваться государственными интересами и отстаивать их в процессе принятия и осуществления практических решений.
Гражданский служащий не должен использовать свое влияние и власть в интересах какой-либо одной из социальных групп и ее ближайшего окружения за счет интересов других социальных групп, в том числе его действия не могут быть направлены против социально незащищенных групп населения.
9. Принцип законности и уважения личности.
Принцип законности деятельности, служебного и внеслужебного поведения должен быть нравственной нормой гражданского служащего. Недопустимо нарушать законы исходя из политической, экономической целесообразности, а также по любым другим мотивам.
Нравственный долг гражданского служащего обязывает не только его самого строго соблюдать нормы законов, но и активно противодействовать их нарушениям со стороны своих коллег и руководителей любого ранга.
Гражданский служащий должен уважать честь и достоинство гражданина, его деловую репутацию, не дискриминировать одних путем предоставления другим незаслуженных благ и привилегий, способствовать сохранению социально-правового равенства граждан.
10. Принцип лояльности.
Гражданский служащий обязан соблюдать принцип лояльности – осознанно, добровольно соблюдать установленный государственными органами служебный распорядок; уважать и корректно относиться ко всем государственным и общественным институтам; поддерживать имидж властных структур, постоянно содействовать укреплению их авторитета; вести дискуссии в корректной форме, не подрывающей авторитет гражданской службы.
Принцип лояльности распространяется на отношения:
ко всем ветвям власти;
ко всем государственным институтам;
к общественным институтам, партиям;
к другим гражданским служащим.
11. Принцип политической нейтральности.
Гражданский служащий обязан соблюдать в своем поведении политическую нейтральность - не участвовать в качестве должностного лица в любых политических акциях, а также не должен допускать использования административных и других ресурсов органа государственной власти Забайкальского края для достижения каких-либо политических целей, выполнения политических решений, задач.
3. Соблюдение общих нравственных принципов
12. Гражданский служащий в своей деятельности должен руководствоваться нравственными нормами, основанными на принципах гуманизма и социальной справедливости.
13. Честность и бескорыстность – основы нравственного поведения гражданского служащего, непременные условия его служебной деятельности.
14. Этическими нормами для гражданского служащего являются вежливость и доброжелательность по отношению к гражданам.
4. Выполнение служебных обязанностей
15. Нравственным долгом и профессиональной обязанностью гражданского служащего является стремление к постоянному совершенствованию, росту своих профессиональных навыков и квалификации, получению новых знаний, обеспечению доступности информации о деятельности органа государственной власти Забайкальского края, в котором он замещает должность государственной гражданской службы, в пределах и порядке, установленных соответствующими нормативными правовыми актами.
16. Гражданский служащий должен использовать только законные и не противоречащие этике служебного поведения способы продвижения по службе.
5. Недопущение злоупотребления служебным положением
17. Гражданский служащий не должен пытаться влиять в своих интересах, интересах третьих лиц на какое бы то ни было лицо или организацию, в том числе и на других гражданских служащих, пользуясь своим служебным положением.
6. Использование информации
18. Гражданский служащий не должен:
стремиться получить доступ к служебной информации, не относящейся к его компетенции;
задерживать официальную информацию, которая может или должна быть предана гласности;
разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;
использовать и распространять информацию, если имеются основания считать, что она неточна или ложна.
7. Этика взаимоотношений с представителями проверяемых организаций
19. Гражданский служащий обязан быть независимым от проверяемых и других заинтересованных организаций и должностных лиц. Ничто не должно вредить независимости гражданского служащего, в том числе: внешнее давление или влияние на гражданского служащего; его предвзятое мнение относительно личности проверяемого, проверяемой организации, проекта или программы; предшествующая проверке работа в проверяемой организации; иные ситуации, способные повлиять на добросовестное исполнение должностных обязанностей.
20. Гражданскому служащему не следует вступать в такие отношения с руководством и сотрудниками проверяемой организации, которые могут его скомпрометировать или повлиять на его способность действовать независимо.
21. Гражданский служащий не должен использовать свой официальный статус в интересах третьей стороны.
22. Если на гражданского служащего оказывается неблагоприятное воздействие другими лицами (в корыстных целях посредством слухов, интриг, шантажа и иных форм морального и физического давления, просьбами (требованиями), направленными на то, чтобы гражданский служащий действовал, нарушая свои должностные обязанности) и при этом источник такого воздействия не может быть устранен, ему следует поставить в известность своего руководителя.
8. Этика взаимоотношений с коллегами и подчиненными
23. Гражданские служащие должны способствовать установлению в коллективе деловых взаимоотношений. Их конструктивное сотрудничество друг с другом является основой эффективной деятельности органа государственной власти Забайкальского края.
24. Гражданский служащий, наделенный большими по сравнению со своими коллегами полномочиями, должен с пониманием относиться к коллегам, имеющим собственное профессиональное суждение.
25. Гражданский служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим, должен быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, быть примером доброжелательности и внимательности к людям, способствовать формированию в коллективе благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.
26. Гражданский служащий не должен:
наносить ущерб репутации должностных лиц и граждан;
рекламировать свои собственные достижения и полученные результаты;
пренебрежительно отзываться о служебной деятельности коллег.
9. Этика взаимоотношений с общественностью
27. Для информирования общественности о своей деятельности гражданские служащие осуществляют связь с общественными объединениями, средствами массовой информации и гражданами в порядке, установленном действующими нормативными правовыми актами.
28. Во взаимоотношениях с общественностью гражданские служащие не должны использовать в личных целях преимущества своего служебного статуса.
10. Профессиональная нравственная деформация и ее профилактика
29. Профессиональная нравственная деформация представляет собой негативное изменение ориентиров и девальвацию нравственных ценностей у части гражданских служащих под воздействием условий и опыта профессиональной деятельности, проявляющиеся в искаженном отношении к служебному долгу и дискредитирующие моральный облик гражданского служащего.
30. Последствия профессиональной нравственной деформации могут выражаться в:
пренебрежительном отношении к требованиям закона;
подмене истинного представления о смысле служебной деятельности мнимым;
поддержке ложной корпоративной солидарности, основанной на круговой поруке;
чувстве непогрешимости и вседозволенности, стремлении к подавлению воли человека и подчинению ее своей воле;
болезненной подозрительности и недоверии ко всем людям;
утрате чувствительности к человеческой беде и равнодушии к горю;
равнодушии к процессу и результатам служебной деятельности;
беспринципности в оценке нарушений служебной дисциплины;
следовании двойным моральным стандартам;
индивидуализме, эгоизме, склочности, мелочности, конфликтности, недоброжелательности и зависти к успехам и достижениям коллег;
использовании элементов криминальной субкультуры в служебной деятельности;
нравственной распущенности, выражающейся в пьянстве, бытовом разложении, аморальных поступках.
31. Деятельность руководителей органов государственной власти Забайкальского края по профилактике профессиональной нравственной деформации гражданских служащих предполагает:
информирование гражданских служащих о признаках и последствиях негативных изменений личности в профессиональной деятельности;
создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе;
формирование установки на сознательное соблюдение профессионально-этических принципов и норм;
развитие морально-психологической устойчивости и деловой направленности гражданских служащих;
выработку у гражданских служащих профессионального иммунитета к негативным воздействиям преступной среды и криминальной субкультуры;
воспитание у гражданских служащих высокой общей и профессиональной культуры, эстетического вкуса, развитие художественного творчества, формирование навыков здорового образа жизни.
11. Культура речи и правила служебного общения
32. Культура речи является важным показателем профессионализма гражданских служащих и проявляется в умении грамотно, доходчиво и точно передавать мысли.
33. Культура речи обязывает гражданских служащих придерживаться следующих речевых норм:
ясности, обеспечивающей доступность и простоту в общении;
грамотности, основанной на использовании общепринятых правил русского литературного языка;
содержательности, выражающейся в продуманности, осмысленности и информативности устного или письменного высказывания;
логичности, предполагающей последовательность, непротиворечивость и обоснованность изложения мыслей;
доказательности, включающей в себя достоверность и объективность информации;
лаконичности, предполагающей краткость, понятность и отсутствие излишней информации;
уместности, означающей необходимость и важность сказанного применительно к конкретной ситуации.
34. Гражданскому служащему необходимо соблюдать и отстаивать чистоту русского языка; в его речи неприемлемо употребление:
грубых шуток и злой иронии;
неуместных слов и речевых оборотов, в том числе иностранного происхождения;
вульгаризмов, примитивизмов, слов-паразитов;
высказываний, которые могут быть истолкованы как оскорбления в адрес определенных социальных или национальных групп;
резких и циничных выражений оскорбительного характера, связанных с физическими недостатками человека, нецензурной брани, сквернословия, жаргонизмов криминальной субкультуры и других элементов, подчеркивающих негативное, презрительное отношение к людям.
35. В случае служебного общения гражданского служащего с гражданами различных национальностей рекомендуется использовать русский язык как государственный язык Российской Федерации.
12. Внешний вид
36. Внешний вид гражданского служащего при исполнении им должностных обязанностей должен способствовать укреплению доверия граждан к органам государственной власти Забайкальского края, вызывать уважение и соответствовать деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.
При посещении официальных мероприятий внешний вид гражданского служащего должен соответствовать стилю проводимого мероприятия.
13. Поведение гражданского служащего при получении вознаграждений
37. Гражданский служащий может принимать вознаграждения (в контексте пункта 6 части 1 статьи 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации») только при соблюдении следующих условий:
вручение происходит официально и открыто;
награждение или поощрение надлежащим образом объяснено и обосновано;
вышестоящее руководство поставлено в известность о факте вознаграждения.
38. Гражданский служащий не может принимать вознаграждения от лиц, стремящихся добиться официальных действий или установления деловых отношений с органом государственной власти Забайкальского края или работником государственного учреждения, а также от лиц, чьи интересы могут в значительной степени зависеть от гражданского служащего, получающего вознаграждение.
39. Морально недопустимо получать вознаграждение от физических и юридических лиц в благодарность за совершение каких-либо официальных действий.
14. Этические конфликты
40. Гражданский служащий в ходе выполнения своих должностных обязанностей может столкнуться с конфликтными ситуациями, вызванными:
просьбами и требованиями иных лиц, направленными на то, чтобы он действовал вразрез со своими должностными обязанностями, в том числе в форме воздействия с помощью угроз, слухов, шантажа и т. п.;
неправомерным давлением со стороны руководства;
отношениями семейного или личного характера, используемыми для воздействия на его служебную деятельность.
В таких ситуациях гражданский служащий должен вести себя выдержанно и достойно, действовать в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации и Забайкальского края, своим должностным регламентом, а также нормами настоящего Кодекса.
41. В случае если гражданскому служащему не удалось избежать конфликтной ситуации, ему необходимо обсудить проблему конфликта с непосредственным руководителем.
Если непосредственный руководитель не может разрешить проблему или оказывается сам вовлечен в конфликтную ситуацию, гражданскому служащему следует уведомить об этом вышестоящего руководителя либо обратиться в уполномоченный орган по координации деятельности в области противодействия коррупции в Забайкальском крае.
42. Гражданский служащий может информировать непосредственного или вышестоящего руководителя, а также уполномоченный орган по координации деятельности в области противодействия коррупции в Забайкальском крае о достоверно известных ему нарушениях правил этического поведения другими гражданскими служащими.
15. Коррупционно опасное поведение
43. Ситуации, создающие возможность нарушения установленных для гражданского служащего ограничений и запретов, и порождающее их поведение (действия или бездействие) гражданского служащего признаются коррупционно опасными.
44. Обязанностью гражданского служащего является антикоррупционное поведение – предотвращение и преодоление коррупционно опасных ситуаций. Коррупционно опасной является любая ситуация в служебном поведении гражданского служащего, содержащая конфликт интересов.
45. Нравственный долг гражданского служащего при осуществлении им профессиональной служебной деятельности заключается в том, чтобы внимательно относиться к любой возможности конфликта интересов.
16. Ответственность гражданских служащих, наделенных организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим
46. Гражданский служащий, наделенный организационно-распорядительными функциями по отношению к другим гражданским служащим, несет ответственность за действия (бездействие) подчиненных гражданских служащих, нарушающие правила служебного поведения и профессиональной этики, если он не принял мер, чтобы не допустить таких действий (бездействия).
47. Гражданский служащий, наделенный организационно-распорядительными функциями по отношению к другим гражданским служащим, должен принимать меры к тому, чтобы подчиненные ему гражданские служащие не допускали коррупционно опасного поведения:
привлекать внимание к коррупционно опасным ситуациям, а также создавать условия недопущения коррупционно опасных ситуаций и преодоления их последствий;
инициировать или принимать решения о проведении служебных проверок (в соответствии с компетенцией);
инициировать или принимать решения о применении мер дисциплинарного взыскания (в соответствии с компетенцией);
одобрять антикоррупционное поведение гражданских служащих;
своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости;
проводить воспитательную работу, направленную на противодействие коррупции, предотвращение коррупционно опасного поведения.
17. Соблюдение настоящего Кодекса
48. Необходимость соблюдения настоящего Кодекса является одним из условий служебного контракта с гражданским служащим. Гражданский служащий обязан вести себя в соответствии с настоящим Кодексом, знакомиться с изменениями в нем и принимать необходимые меры для выполнения его требований.
49. Анализ и оценка соблюдения этических норм служебного поведения являются обязательными при проведении аттестации, квалификационных экзаменов, назначении гражданского служащего на иную должность государственной гражданской службы Забайкальского края, подготовке характеристики или рекомендации.
18. Ответственность за нарушение настоящего Кодекса
50. За нарушение норм настоящего Кодекса гражданский служащий несет дисциплинарную ответственность, а в случае совершения правонарушения – юридическую ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации и Забайкальского края.
51. Нормы настоящего Кодекса учитываются комиссиями по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов при рассмотрении в отношении гражданских служащих вопросов, связанных с соблюдением требований к служебному поведению и урегулированием конфликта интересов.
52. Гражданский служащий должен понимать, что явное и систематическое нарушение норм настоящего Кодекса несовместимо с дальнейшей служебной деятельностью в органе государственной власти Забайкальского края.
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Азия-Экспресс--- № 12 от 25.02.2010 |
Рубрики правового классификатора: | 020.020.020 Государственная служба субъектов Российской Федерации |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: