Основная информация
Дата опубликования: | 17 марта 2016г. |
Номер документа: | RU52000201600256 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Нижегородская область |
Принявший орган: | Правительство Нижегородской области |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ПРАВИТЕЛЬСТВА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ОТ 17 МАРТА 2016 Г. N 139
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ", УТВЕРЖДЕННУЮ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 30 АПРЕЛЯ 2014 ГОДА N 306"
Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Внести в государственную программу "Охрана окружающей среды Нижегородской области", утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 года N 306, изменения, изложив ее в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор
В.П. Шанцев
Приложение
к постановлению Правительства
Нижегородской области
от 17 марта 2016 г. N 139
Государственная программа
"Охрана окружающей среды Нижегородской области"
(далее - Программа)
(утв. постановлением Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. N 306)
(в редакции постановления Правительства Нижегородской области от 17 марта 2016 г. N 139)
1. Паспорт программы
Государственный заказчик-координатор Программы
Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области (далее - Минэкологии Нижегородской области, министерство)
Соисполнители Программы
Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области
Подпрограммы Программы
Подпрограмма 1 "Обеспечение функционирования региональной системы экологического мониторинга";
подпрограмма 2 "Развитие водохозяйственного комплекса Нижегородской области";
подпрограмма 3 "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления, обеспечение безопасности сибиреязвенных захоронений";
подпрограмма 4 "Биологическое разнообразие";
подпрограмма 5 "Сохранение, воспроизводство и рациональное использование объектов животного мира";
подпрограмма 6 "Формирование экологической культуры населения";
подпрограмма 7 "Обеспечение реализации государственной программы"
Цели Программы
Повышение уровня экологической безопасности и сохранение природных систем, повышение качества окружающей среды и формирование имиджа Нижегородской области (далее - область, регион) как экологически чистой территории
Задачи Программы
1. Комплексное решение проблемы развития и совершенствования системы регионального экологического мониторинга.
2. Восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения, и обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод.
3. Предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение максимального количества отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, материалов, иных изделий или продуктов. Снижение уровня возникновения и распространения заболеваний сибирской язвой среди людей.
4. Сохранение и восстановление биологического разнообразия на территории Нижегородской области.
5. Обеспечение сохранения, воспроизводства и рационального использования объектов животного мира.
6. Формирование у населения всех возрастов и социальных групп активной жизненной позиции в деле практического участия в мероприятиях по формированию благоприятной окружающей среды
Этапы и сроки реализации Программы
2015 - 2020 годы.
Программа реализуется в один этап
Объемы бюджетных ассигнований Программы за счет средств областного бюджета (в разбивке по подпрограммам)
Государственная программа "Охрана окружающей среды Нижегородской области" по годам (тыс. рублей)
Всего, в том числе:
2 271 273,1
2015
402 724,0
2016
416 952,0
2017
472 675,7
2018
394 967,8
2019
379 869,1
2020
204 084,5
Подпрограмма 1 "Обеспечение функционирования региональной системы экологического мониторинга"
Всего, в том числе:
82 640,6
2015
17 937,6
2016
12 940,6
2017
12 940,6
2018
12 940,6
2019
12 940,6
2020
12 940,6
Подпрограмма 2 "Развитие водохозяйственного комплекса Нижегородской области"
Всего, в том числе:
256 624,4
2015
19 315,7
2016
55 346,1
2017
111 069,8
2018
33 361,9
2019
18 263,2
2020
19 267,7
Подпрограмма 3 "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления, обеспечение безопасности сибиреязвенных захоронений"
Всего, в том числе:
952 020,8
2015
189 855,4
2016
182 390,9
2017
182 390,9
2018
182 390,9
2019
182 390,9
2020
5 601,8
Подпрограмма 4 "Биологическое разнообразие"
Всего, в том числе:
140 680,8
2015
22 480,8
2016
23 640,0
2017
23 640,0
2018
23 640,0
2019
23 640,0
2020
23 640,0
Подпрограмма 5 "Сохранение, воспроизводство и рациональное использование объектов животного мира"
Всего, в том числе:
156 285,3
2015
32 423,8
2016
24 772,3
2017
24 772,3
2018
24 772,3
2019
24 772,3
2020
24 772,3
Подпрограмма 6 "Формирование экологической культуры населения"
Всего, в том числе:
33 121,2
2015
4 482,2
2016
5 727,8
2017
5 727,8
2018
5 727,8
2019
5 727,8
2020
5 727,8
Подпрограмма 7 "Обеспечение реализации государственной программы"
Всего, в том числе:
676 900,0
2015
116 228,5
2016
112 134,3
2017
112 134,3
2018
112 134,3
2019
112 134,3
2020
112 134,3
Индикаторы достижения цели и показатели непосредственных результатов
Индикаторы достижения цели:
Подпрограмма 1 "Обеспечение функционирования региональной системы экологического мониторинга":
- доля городов Нижегородской области, в которых осуществляются регулярные наблюдения за состоянием загрязнения атмосферного воздуха, в % от общего числа городов - сохранение текущего уровня 32,1%;
- доля муниципальных образований Нижегородской области, на водных объектах которых осуществляются регулярные наблюдения за состоянием загрязнения поверхностных вод, в % от общего числа муниципальных образований - сохранение текущего уровня 28,8%.
Подпрограмма 2 "Развитие водохозяйственного комплекса Нижегородской области":
- доля населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общем количестве населения, проживающего на таких территориях, в процентах - рост до 93,08%;
- доля гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние, в процентах - рост до 7,3%.
Подпрограмма 3 "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления, обеспечение безопасности сибиреязвенных захоронений":
- доля муниципальных районов и городских округов, в которых утверждены генеральные схемы очистки территорий, от общего количества муниципальных районов и городских округов - рост до 100%;
- доля площади ликвидированных объектов накопленного экологического ущерба от общей площади, занятой объектами накопленного экологического ущерба, предполагаемых к ликвидации, - увеличение до 100%;
- отношение числа обустроенных сибиреязвенных скотомогильников на момент выполнения работ к числу необустроенных - увеличение до 100%.
Подпрограмма 4 "Биологическое разнообразие":
- доля площади области, занятая особо охраняемыми природными территориями, (далее - ООПТ) - увеличение до 6,7%;
- доля ООПТ, имеющих утвержденную в установленном порядке документацию, - рост до 81% от общего числа ООПТ.
Подпрограмма 5 "Сохранение, воспроизводство и рациональное использование объектов животного мира":
- доля видов охотничьих ресурсов, по которым ведется учет их численности в рамках государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, в общем количестве видов охотничьих ресурсов, обитающих на территории Нижегородской области - сохранение на уровне 31%;
- доля нарушений, выявленных при осуществлении федерального государственного охотничьего надзора, по которым вынесены постановления о привлечении к ответственности, в общем количестве выявленных нарушений - увеличение до 81%;
- доля нарушений, выявленных при осуществлении федерального государственного надзора в области охраны и использования объектов животного мира, по которым вынесены постановления о привлечении к ответственности, в общем количестве выявленные нарушений - увеличение до 81%;
- доля видов охотничьих ресурсов, по которым ведется учет добычи в рамках государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, в общем количестве видов охотничьих ресурсов, обитающих на территории Нижегородской области, - сохранение на уровне 72%;
- индекс численности волка (отношение численности волка по окончании охотничьего сезона в текущем году к его численности по окончании охотничьего сезона 2010/2011 года) - сохранение на уровне 101%;
- доля площади закрепленных охотничьих угодий в общей площади охотничьих угодий Нижегородской области - сохранение на уровне 80%;
- доля площади водных объектов рыбохозяйственного значения, нуждающихся в выполнении рыбохозяйственных мероприятий, от общей площади основных водных объектов рыбохозяйственного значения - 10%.
Подпрограмма 6 "Формирование экологической культуры населения":
- доля населения, активно участвующего в мероприятиях по формированию благоприятной окружающей среды, в % от общего числа населения области - рост до 5%.
В результате реализации Программы будут достигнуты следующие непосредственные результаты:
Подпрограмма 1 "Обеспечение функционирования региональной системы экологического мониторинга":
- количество городов Нижегородской области, в которых осуществляется регулярная оценка уровня загрязнения атмосферного воздуха, - 9;
- количество водных объектов Нижегородской области, на которых осуществляется регулярная оценка уровня загрязнения, - 18;
- формирование радиационно-гигиенического паспорта территории Нижегородской области - 1 ед. в год;
- формирование обзора загрязнения окружающей среды на территории Нижегородской области - 1 ед. в год.
Подпрограмма 2 "Развитие водохозяйственного комплекса Нижегородской области":
- протяженность новых и реконструированных сооружений инженерной защиты и берегоукрепления - рост до 2378,45 м;
- площадь территории, защищаемой от негативного воздействия вод в случае реализации берегоукрепительных мероприятий, - рост до 6 845,0 тыс. кв. м;
- вероятностный предотвращенный ущерб от негативного воздействия вод в случае реализации мероприятий подпрограммы увеличится до 8 581,43 млн руб.;
- количество гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние, увеличится до 8 ед.;
- численность населения, проживающего на территориях, подверженных риску затопления в случае аварии на гидротехнических сооружениях, защищенного в результате проведения мероприятий подпрограммы, увеличится до 2364 человек.
Подпрограмма 3 "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления, обеспечение безопасности сибиреязвенных захоронений":
- количество муниципальных районов и городских округов, в которых утверждены генеральные схемы очистки территорий, составит 52;
- количество отсортированных отходов от общего количества отходов, поступающих на комплексы утилизации, составит 174200 тонн;
- площадь ликвидированных объектов накопленного экологического ущерба за 2015 - 2020 годы составит 95,92 га;
- проведение мер по обеспечению безопасности 188 сибиреязвенных скотомогильников;
- количество земельных участков, исследованных на предмет соответствия требованиям природоохранного законодательства, в целях дальнейшего размещения комплексов утилизации отходов, составит 4;
- доля объема обновленной информации базы данных регионального кадастра отходов составит 100%.
Подпрограмма 4 "Биологическое разнообразие":
- количество вновь созданных ООПТ - 7;
- количество утвержденных паспортов и положений об ООПТ, существующих на момент разработки Программы, - 13;
- количество ООПТ, зарегистрированных в государственном кадастре недвижимости в качестве зон с особыми условиями использования, - 10;
- количество видов позвоночных животных, занесенных в Красную книгу области, численность которых увеличивается, - 5 единиц.
Подпрограмма 5 "Сохранение, воспроизводство и рациональное использование объектов животного мира":
- количество видов охотничьих ресурсов, по которым ведется учет их численности в рамках государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, - увеличение до 37 видов;
- количество видов охотничьих ресурсов, по которым ведется учет добычи в рамках государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, - 36 видов;
- численность волка по окончании охотничьего сезона в текущем году - 40 особей;
- площадь закрепленных охотничьих угодий в общей площади охотничьих угодий Нижегородской области - уменьшение до 5660,0 тыс. га;
- площадь водных объектов рыбохозяйственного значения, на которых выполнены рыбохозяйственные мероприятия, (не менее) - 100 км2.
Подпрограмма 6 "Формирование экологической культуры населения":
- проведение мероприятий по экологическому образованию и просвещению населения - не менее 7 в год с общим охватом населения не менее 20000 человек;
- проведение летних экологических лагерей и экспедиций школьников - не менее 20 с охватом 1000 человек в год;
- издание экологических материалов общим тиражом до 5000 экземпляров в год
2. Текстовая часть программы
2.1. Характеристика текущего состояния
Одной из главных задач на современном этапе развития России является формирование системы мер по обеспечению устойчивого развития, базирующихся на разработке и внедрении новых и максимальном использовании имеющихся экологически безопасных, энерго- и ресурсосберегающих, мало- и безотходных технологий. При этом особое внимание уделяется созданию правовых, организационных и экономических условий экологической переориентации экономики, социальной сферы и систем жизнеобеспечения в соответствии с требованиями рационального использования всех видов ресурсов, сохранения и улучшения состояния окружающей среды и природных комплексов.
Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года, определяют в качестве стратегической цели государственной политики в области экологического развития решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Экологическая доктрина Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 года N 1225-р, определяет в качестве стратегической цели государственной политики в области экологии сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683, рассматривает экологическую безопасность как важную составляющую национальной безопасности государства.
Основные положения региональной политики в Российской Федерации, одобренные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 1996 года N 327, относят к основным направлениям региональной политики в сфере обеспечения экологической безопасности экологически обоснованное размещение производительных сил; экологически безопасное развитие промышленности, сельского хозяйства, энергетики, транспорта и коммунального хозяйства; рациональное использование природных ресурсов; предупреждение возникновения противоречий в экологически неблагоприятных регионах Российской Федерации между развитием производительных сил и сохранением экологического равновесия; предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций; обеспечение естественного развития экосистем, сохранение и восстановление уникальных природных комплексов при решении территориальных проблем; совершенствование управления в области охраны окружающей среды и природопользования.
Обеспечение безопасности населения, в том числе экологической, является одним из приоритетов Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года N 127 (далее - Стратегия). В качестве ключевых проблем Нижегородской области Стратегия называет и низкое качество жизни, включающее требующую улучшения экологическую обстановку, и высокий уровень загрязнения природных объектов. Повышение качества окружающей среды и формирование имиджа экологически чистой территории является одной из задач ключевого направления деятельности Правительства Нижегородской области по реализации Стратегии.
Экологическая безопасность - это состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
Нижегородская область относится к числу крупнейших индустриальных центров России с высокой долей перерабатывающей промышленности в экономике, что подразумевает наличие значительного вредного воздействия объектов экономики на окружающую природную среду и здоровье населения.
Благодаря проводимой экологической политике и осуществлению природоохранных мероприятий экологическая обстановка в области в настоящее время в целом является стабильной.
Вместе с тем, в области существуют серьезные экологические проблемы. Так, для Нижегородской области, как и практически для всех регионов России, характерны условия выработки ресурсов оборудования производственных объектов, всех видов транспорта, резко возросшей автомобилизации городов, интенсивного использования природных ресурсов, увеличения и накопления отходов производства и потребления, которые способствуют возрастанию экологической напряженности.
Анализ состояния окружающей среды свидетельствует о наличии негативных тенденций в изменении показателей ее качества.
Основными проблемами экологической безопасности Нижегородской области в настоящее время являются:
- изношенность технологического оборудования предприятий, магистральных трубопроводов и другого, приводящая к возникновению потенциально опасных ситуаций с нанесением вреда окружающей среде;
- сохранение использования устаревших технологий, приводящих к увеличению количества образуемых отходов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ;
- ухудшение качества атмосферного воздуха в крупных населенных пунктах, в том числе в результате роста количества автотранспорта, не отвечающего современным экологическим требованиям;
- увеличение количества образуемых отходов, требующих переработки и утилизации;
- деградация природных экосистем, сокращение биологического разнообразия;
- недостаточный учет экологических требований при разработке градостроительной документации;
- увеличение вредного влияния загрязнения окружающей среды на состояние здоровья населения;
- отсутствие экономических стимулов для внедрения малоотходных и безотходных технологий;
- низкий уровень внедрения на предприятиях Нижегородской области систем экологического менеджмента (далее также - СЭМ);
- низкий уровень экологической культуры населения.
Уровень выбросов вредных веществ в атмосферу, загрязнения атмосферного воздуха является одним из основных показателей состояния окружающей среды, который, в свою очередь, характеризует уровень экологической безопасности региона. На протяжении ряда лет динамика валовых выбросов от стационарных источников имеет относительно стабильный характер, с незначительным увеличением общего объема выбросов (с 153,8 тыс. т/год в 2009 году до 156,6 тыс. т/год в 2012 году).
Валовые выбросы всех загрязняющих веществ в атмосферу имеют также тенденцию к увеличению (от 467,4 тыс. тонн в 2010 году до 476,9 тыс. тонн в 2012 году), из них более 30% в выбросах приходится на долю неуклонно растущего в количественном отношении транспорта, выбросы от которого составили в 2012 году 334,0 тыс. тонн.
Основная часть выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и значения, превышающие или приближенные к предельно допустимым концентрациям загрязняющих веществ в воздухе населенных пунктов, по данным мониторинга, на протяжении ряда лет регистрируются в промышленных центрах Нижегородской области (г. Н.Новгород, Арзамас, Павлово, Балахна, Бор, Богородск, Заволжье, Выкса, Городец, Кстово, Дзержинск).
Нижегородская область относится к регионам с высокой водообеспеченностью, в основном за счет поверхностных вод. Территория области полностью располагается в бассейне р. Волги.
На территории области частично расположены два водохранилища Волжско-Камского каскада ГЭС: Горьковское (объем 8,8 куб. км) и Чебоксарское (объем 4,6 куб. км). По территории области протекает более 9 тысяч рек и ручьев, из них 600 рек длиной более 10 км. Наиболее крупными внутренними реками являются реки Узола, Линда, Теша, Сережа, Керженец, Кудьма, Пьяна, Урга. Все реки области типично равнинные, входят в систему Волги и ее притоков.
По состоянию на 1 января 2014 года на территории Нижегородской области под надзором Волжско-Окского управления Ростехнадзора находится 1134 гидротехнических сооружения (далее - ГТС), из которых более 95% - это низконапорные плотины IV класса, образующие небольшие водные объекты.
В свою очередь, наибольшее опасение при прохождении паводка вызывают потенциально опасные гидротехнические сооружения, являющиеся бесхозяйными, которых на территории области насчитывается 26 единиц, а также крупные гидротехнические сооружения, аварии на которых могут привести к существенным материальным и людским потерям (в зоне возможного затопления (подтопления) может оказаться население общей численностью более 7,5 тыс. человек).
110 ГТС представляют потенциальную опасность в случае их разрушения.
Проблемы в сфере обращения с отходами приводят к неблагоприятным экологическим и экономическим последствиям, негативному воздействию на окружающую среду, способствуют нарастанию социальной напряженности.
До 2007 года основными причинами, которые обуславливали развитие в Нижегородской области негативной ситуации в сфере обращения отходов, являлись:
- скачкообразный рост потребления населением товаров;
- изменившаяся структура потребления населения. Изменение структуры обусловлено увеличением доли различного рода упаковки в структуре отходов, а также увеличением доли новых видов отходов, до этого не свойственных прежней структуре потребления;
- накопленные проблемы предшествующих периодов (наличие значительного количества отходов, не утилизированных из-за отсутствия соответствующих технологий);
- устаревшая и не отвечающая современному состоянию технология сбора и переработки отходов;
- значительный износ технической инфраструктуры, используемой в сфере обращения с отходами;
- недостаточный контроль над сферой образования отходов, отсутствие действенной системы учета и анализа потоков отходов на всех уровнях их образования, что приводит к несанкционированному размещению в окружающей среде;
- неэффективность механизмов привлечения финансовых средств на создание и развитие инфраструктуры утилизации отходов;
- передача полномочий по организации обращения с твердыми бытовыми отходами (далее - ТБО) от Нижегородской области органам местного самоуправления.
По данным годовой формы федерального государственного статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления", утвержденной постановлением Росстата от 30 декабря 2004 года N 157, в 2007 году в Нижегородской области образовалось около 3 млн тонн отходов производства и потребления. Наибольшее количество промышленных отходов в области образовано организациями и предприятиями обрабатывающих отраслей (пищевая, текстильная, обувная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, нефтехимическая, химическая, металлургическая, машиностроительная, электронная и др.). Основными источниками образования твердых бытовых отходов на территории Нижегородской области являлись организации и промышленные предприятия, население и объекты инфраструктуры.
По данным формы федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления", утвержденной приказом Росстата от 28 января 2011 года N 17, в 2013 году в Нижегородской области образовалось уже более 3,6 млн тонн отходов производства и потребления, кроме того, числится более 2,2 млн тонн отходов, размещенных в местах длительного хранения и захоронения. Основную долю в образовании отходов по-прежнему вносят предприятия обрабатывающих отраслей.
До 2007 года техническое оснащение предприятий, занимающихся сбором и вывозом ТБО, находилось в неудовлетворительном состоянии. В эксплуатации находились экономически неэффективные контейнеры малого объема и устаревшие мусоровозы.
Укомплектованность предприятий-перевозчиков контейнерным парком и автотранспортом составляла 40% от необходимого уровня с износом более 80%.
Отходы вывозились на свалки, расположенные в каждом районе региона, подавляющее большинство которых создавались без какой-либо проектно-сметной документации, вводились в эксплуатацию без разрешительных документов и эксплуатировались с нарушениями требований природоохранного законодательства.
В результате сложилась парадоксальная ситуация, когда контролирующие органы вынуждены были выносить решения о закрытии свалок из-за нарушения природоохранного законодательства, но в связи с отсутствием альтернативных объектов размещения отходов их эксплуатация продолжалась.
Также отсутствовали решения по формированию единой тарифной политики предоставления услуг по обращению с отходами. Сложилась ситуация, когда тарифы на вывоз ТБО в разных районах Нижегородской области и даже внутри муниципальных образований различались в несколько раз (от 42 до 387 руб./куб. м).
Аналогичная ситуация складывалась и в сфере нормирования отходообразования. Нормы накопления отходов в муниципальных образованиях Нижегородской области либо не утверждались вообще, либо утверждались формально. Удельные показатели образования отходов потребления, в зависимости от муниципального образования Нижегородской области, различались более чем в 20 раз (от 0,1 до 2,4 куб. м в год на одного человека).
Непрозрачная тарифная политика и невозможность прогнозирования возврата вложенных средств препятствовали привлечению инвестиций в развитие сферы обращения с отходами и, соответственно, в ее модернизацию.
Ситуация усугублялась несовершенством законодательства, отсутствием выстроенной системы подготовки квалифицированных кадров, эффективных механизмов управления сферой обращения с отходами, предусматривающих четкое разграничение полномочий между субъектами управления системой и их ответственности. В этой связи остро встала задача создания на территории области системы, содержащей механизмы правового, организационного, экономического и технологического регулирования, обеспечивающей эффективное управление сферой обращения с отходами.
Решений проблем, сложившихся в сфере обращения с отходами, у муниципальных образований Нижегородской области не было, и Правительство Нижегородской области взяло на себя обязательства по модернизации и развитию сферы обращения с отходами.
В целом проблема модернизации сферы обращения с отходами типична для большинства регионов Российской Федерации, что нашло свое отражение в поручении Президента Российской Федерации о разработке долгосрочных целевых инвестиционных программ в сфере обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами в субъектах, причем особое внимание здесь уделялось привлечению именно частных инвестиций.
В результате проведенной работы в соответствии с утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 2 октября 2008 года N 431 Концепцией областной целевой программы "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Нижегородской области на 2009 - 2014 годы" постановлением Правительства Нижегородской области от 6 марта 2009 года N 104 была утверждена областная целевая программа "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Нижегородской области на 2009 - 2014 годы" (далее - ОЦП).
ОЦП, направленная на развитие системы обращения с отходами, отвечала требованиям, закрепленным в законодательстве, Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации, утвержденных Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года, и поручениях Президента Российской Федерации к руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
ОЦП была направлена на создание и развитие современной инфраструктуры на этапах сбора, вывоза и утилизации отходов.
Основные мероприятия ОЦП предусматривали:
1) централизацию и укрупнение объектов размещения отходов, сокращение их количества до 9 современных комплексов утилизации ТБО на всю область с определением зоны обслуживания и планируемого объема поступающих отходов;
2) проектирование и строительство современных комплексов утилизации ТБО с мусоросортировочными комплексами;
3) минимизацию объема отходов, подлежащих захоронению, и вовлечение вторичных материальных ресурсов в дальнейший хозяйственный оборот;
4) вывод из эксплуатации и рекультивацию объектов размещения отходов (свалок), не соответствующих санитарно-эпидемиологическим и экологическим требованиям, по мере ввода новых комплексов утилизации ТБО;
ПРАВИТЕЛЬСТВА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ОТ 17 МАРТА 2016 Г. N 139
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ", УТВЕРЖДЕННУЮ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 30 АПРЕЛЯ 2014 ГОДА N 306"
Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Внести в государственную программу "Охрана окружающей среды Нижегородской области", утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 года N 306, изменения, изложив ее в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор
В.П. Шанцев
Приложение
к постановлению Правительства
Нижегородской области
от 17 марта 2016 г. N 139
Государственная программа
"Охрана окружающей среды Нижегородской области"
(далее - Программа)
(утв. постановлением Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. N 306)
(в редакции постановления Правительства Нижегородской области от 17 марта 2016 г. N 139)
1. Паспорт программы
Государственный заказчик-координатор Программы
Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области (далее - Минэкологии Нижегородской области, министерство)
Соисполнители Программы
Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области
Подпрограммы Программы
Подпрограмма 1 "Обеспечение функционирования региональной системы экологического мониторинга";
подпрограмма 2 "Развитие водохозяйственного комплекса Нижегородской области";
подпрограмма 3 "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления, обеспечение безопасности сибиреязвенных захоронений";
подпрограмма 4 "Биологическое разнообразие";
подпрограмма 5 "Сохранение, воспроизводство и рациональное использование объектов животного мира";
подпрограмма 6 "Формирование экологической культуры населения";
подпрограмма 7 "Обеспечение реализации государственной программы"
Цели Программы
Повышение уровня экологической безопасности и сохранение природных систем, повышение качества окружающей среды и формирование имиджа Нижегородской области (далее - область, регион) как экологически чистой территории
Задачи Программы
1. Комплексное решение проблемы развития и совершенствования системы регионального экологического мониторинга.
2. Восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения, и обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод.
3. Предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение максимального количества отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, материалов, иных изделий или продуктов. Снижение уровня возникновения и распространения заболеваний сибирской язвой среди людей.
4. Сохранение и восстановление биологического разнообразия на территории Нижегородской области.
5. Обеспечение сохранения, воспроизводства и рационального использования объектов животного мира.
6. Формирование у населения всех возрастов и социальных групп активной жизненной позиции в деле практического участия в мероприятиях по формированию благоприятной окружающей среды
Этапы и сроки реализации Программы
2015 - 2020 годы.
Программа реализуется в один этап
Объемы бюджетных ассигнований Программы за счет средств областного бюджета (в разбивке по подпрограммам)
Государственная программа "Охрана окружающей среды Нижегородской области" по годам (тыс. рублей)
Всего, в том числе:
2 271 273,1
2015
402 724,0
2016
416 952,0
2017
472 675,7
2018
394 967,8
2019
379 869,1
2020
204 084,5
Подпрограмма 1 "Обеспечение функционирования региональной системы экологического мониторинга"
Всего, в том числе:
82 640,6
2015
17 937,6
2016
12 940,6
2017
12 940,6
2018
12 940,6
2019
12 940,6
2020
12 940,6
Подпрограмма 2 "Развитие водохозяйственного комплекса Нижегородской области"
Всего, в том числе:
256 624,4
2015
19 315,7
2016
55 346,1
2017
111 069,8
2018
33 361,9
2019
18 263,2
2020
19 267,7
Подпрограмма 3 "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления, обеспечение безопасности сибиреязвенных захоронений"
Всего, в том числе:
952 020,8
2015
189 855,4
2016
182 390,9
2017
182 390,9
2018
182 390,9
2019
182 390,9
2020
5 601,8
Подпрограмма 4 "Биологическое разнообразие"
Всего, в том числе:
140 680,8
2015
22 480,8
2016
23 640,0
2017
23 640,0
2018
23 640,0
2019
23 640,0
2020
23 640,0
Подпрограмма 5 "Сохранение, воспроизводство и рациональное использование объектов животного мира"
Всего, в том числе:
156 285,3
2015
32 423,8
2016
24 772,3
2017
24 772,3
2018
24 772,3
2019
24 772,3
2020
24 772,3
Подпрограмма 6 "Формирование экологической культуры населения"
Всего, в том числе:
33 121,2
2015
4 482,2
2016
5 727,8
2017
5 727,8
2018
5 727,8
2019
5 727,8
2020
5 727,8
Подпрограмма 7 "Обеспечение реализации государственной программы"
Всего, в том числе:
676 900,0
2015
116 228,5
2016
112 134,3
2017
112 134,3
2018
112 134,3
2019
112 134,3
2020
112 134,3
Индикаторы достижения цели и показатели непосредственных результатов
Индикаторы достижения цели:
Подпрограмма 1 "Обеспечение функционирования региональной системы экологического мониторинга":
- доля городов Нижегородской области, в которых осуществляются регулярные наблюдения за состоянием загрязнения атмосферного воздуха, в % от общего числа городов - сохранение текущего уровня 32,1%;
- доля муниципальных образований Нижегородской области, на водных объектах которых осуществляются регулярные наблюдения за состоянием загрязнения поверхностных вод, в % от общего числа муниципальных образований - сохранение текущего уровня 28,8%.
Подпрограмма 2 "Развитие водохозяйственного комплекса Нижегородской области":
- доля населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общем количестве населения, проживающего на таких территориях, в процентах - рост до 93,08%;
- доля гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние, в процентах - рост до 7,3%.
Подпрограмма 3 "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления, обеспечение безопасности сибиреязвенных захоронений":
- доля муниципальных районов и городских округов, в которых утверждены генеральные схемы очистки территорий, от общего количества муниципальных районов и городских округов - рост до 100%;
- доля площади ликвидированных объектов накопленного экологического ущерба от общей площади, занятой объектами накопленного экологического ущерба, предполагаемых к ликвидации, - увеличение до 100%;
- отношение числа обустроенных сибиреязвенных скотомогильников на момент выполнения работ к числу необустроенных - увеличение до 100%.
Подпрограмма 4 "Биологическое разнообразие":
- доля площади области, занятая особо охраняемыми природными территориями, (далее - ООПТ) - увеличение до 6,7%;
- доля ООПТ, имеющих утвержденную в установленном порядке документацию, - рост до 81% от общего числа ООПТ.
Подпрограмма 5 "Сохранение, воспроизводство и рациональное использование объектов животного мира":
- доля видов охотничьих ресурсов, по которым ведется учет их численности в рамках государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, в общем количестве видов охотничьих ресурсов, обитающих на территории Нижегородской области - сохранение на уровне 31%;
- доля нарушений, выявленных при осуществлении федерального государственного охотничьего надзора, по которым вынесены постановления о привлечении к ответственности, в общем количестве выявленных нарушений - увеличение до 81%;
- доля нарушений, выявленных при осуществлении федерального государственного надзора в области охраны и использования объектов животного мира, по которым вынесены постановления о привлечении к ответственности, в общем количестве выявленные нарушений - увеличение до 81%;
- доля видов охотничьих ресурсов, по которым ведется учет добычи в рамках государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, в общем количестве видов охотничьих ресурсов, обитающих на территории Нижегородской области, - сохранение на уровне 72%;
- индекс численности волка (отношение численности волка по окончании охотничьего сезона в текущем году к его численности по окончании охотничьего сезона 2010/2011 года) - сохранение на уровне 101%;
- доля площади закрепленных охотничьих угодий в общей площади охотничьих угодий Нижегородской области - сохранение на уровне 80%;
- доля площади водных объектов рыбохозяйственного значения, нуждающихся в выполнении рыбохозяйственных мероприятий, от общей площади основных водных объектов рыбохозяйственного значения - 10%.
Подпрограмма 6 "Формирование экологической культуры населения":
- доля населения, активно участвующего в мероприятиях по формированию благоприятной окружающей среды, в % от общего числа населения области - рост до 5%.
В результате реализации Программы будут достигнуты следующие непосредственные результаты:
Подпрограмма 1 "Обеспечение функционирования региональной системы экологического мониторинга":
- количество городов Нижегородской области, в которых осуществляется регулярная оценка уровня загрязнения атмосферного воздуха, - 9;
- количество водных объектов Нижегородской области, на которых осуществляется регулярная оценка уровня загрязнения, - 18;
- формирование радиационно-гигиенического паспорта территории Нижегородской области - 1 ед. в год;
- формирование обзора загрязнения окружающей среды на территории Нижегородской области - 1 ед. в год.
Подпрограмма 2 "Развитие водохозяйственного комплекса Нижегородской области":
- протяженность новых и реконструированных сооружений инженерной защиты и берегоукрепления - рост до 2378,45 м;
- площадь территории, защищаемой от негативного воздействия вод в случае реализации берегоукрепительных мероприятий, - рост до 6 845,0 тыс. кв. м;
- вероятностный предотвращенный ущерб от негативного воздействия вод в случае реализации мероприятий подпрограммы увеличится до 8 581,43 млн руб.;
- количество гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние, увеличится до 8 ед.;
- численность населения, проживающего на территориях, подверженных риску затопления в случае аварии на гидротехнических сооружениях, защищенного в результате проведения мероприятий подпрограммы, увеличится до 2364 человек.
Подпрограмма 3 "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления, обеспечение безопасности сибиреязвенных захоронений":
- количество муниципальных районов и городских округов, в которых утверждены генеральные схемы очистки территорий, составит 52;
- количество отсортированных отходов от общего количества отходов, поступающих на комплексы утилизации, составит 174200 тонн;
- площадь ликвидированных объектов накопленного экологического ущерба за 2015 - 2020 годы составит 95,92 га;
- проведение мер по обеспечению безопасности 188 сибиреязвенных скотомогильников;
- количество земельных участков, исследованных на предмет соответствия требованиям природоохранного законодательства, в целях дальнейшего размещения комплексов утилизации отходов, составит 4;
- доля объема обновленной информации базы данных регионального кадастра отходов составит 100%.
Подпрограмма 4 "Биологическое разнообразие":
- количество вновь созданных ООПТ - 7;
- количество утвержденных паспортов и положений об ООПТ, существующих на момент разработки Программы, - 13;
- количество ООПТ, зарегистрированных в государственном кадастре недвижимости в качестве зон с особыми условиями использования, - 10;
- количество видов позвоночных животных, занесенных в Красную книгу области, численность которых увеличивается, - 5 единиц.
Подпрограмма 5 "Сохранение, воспроизводство и рациональное использование объектов животного мира":
- количество видов охотничьих ресурсов, по которым ведется учет их численности в рамках государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, - увеличение до 37 видов;
- количество видов охотничьих ресурсов, по которым ведется учет добычи в рамках государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, - 36 видов;
- численность волка по окончании охотничьего сезона в текущем году - 40 особей;
- площадь закрепленных охотничьих угодий в общей площади охотничьих угодий Нижегородской области - уменьшение до 5660,0 тыс. га;
- площадь водных объектов рыбохозяйственного значения, на которых выполнены рыбохозяйственные мероприятия, (не менее) - 100 км2.
Подпрограмма 6 "Формирование экологической культуры населения":
- проведение мероприятий по экологическому образованию и просвещению населения - не менее 7 в год с общим охватом населения не менее 20000 человек;
- проведение летних экологических лагерей и экспедиций школьников - не менее 20 с охватом 1000 человек в год;
- издание экологических материалов общим тиражом до 5000 экземпляров в год
2. Текстовая часть программы
2.1. Характеристика текущего состояния
Одной из главных задач на современном этапе развития России является формирование системы мер по обеспечению устойчивого развития, базирующихся на разработке и внедрении новых и максимальном использовании имеющихся экологически безопасных, энерго- и ресурсосберегающих, мало- и безотходных технологий. При этом особое внимание уделяется созданию правовых, организационных и экономических условий экологической переориентации экономики, социальной сферы и систем жизнеобеспечения в соответствии с требованиями рационального использования всех видов ресурсов, сохранения и улучшения состояния окружающей среды и природных комплексов.
Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года, определяют в качестве стратегической цели государственной политики в области экологического развития решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Экологическая доктрина Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 года N 1225-р, определяет в качестве стратегической цели государственной политики в области экологии сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683, рассматривает экологическую безопасность как важную составляющую национальной безопасности государства.
Основные положения региональной политики в Российской Федерации, одобренные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 1996 года N 327, относят к основным направлениям региональной политики в сфере обеспечения экологической безопасности экологически обоснованное размещение производительных сил; экологически безопасное развитие промышленности, сельского хозяйства, энергетики, транспорта и коммунального хозяйства; рациональное использование природных ресурсов; предупреждение возникновения противоречий в экологически неблагоприятных регионах Российской Федерации между развитием производительных сил и сохранением экологического равновесия; предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций; обеспечение естественного развития экосистем, сохранение и восстановление уникальных природных комплексов при решении территориальных проблем; совершенствование управления в области охраны окружающей среды и природопользования.
Обеспечение безопасности населения, в том числе экологической, является одним из приоритетов Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года N 127 (далее - Стратегия). В качестве ключевых проблем Нижегородской области Стратегия называет и низкое качество жизни, включающее требующую улучшения экологическую обстановку, и высокий уровень загрязнения природных объектов. Повышение качества окружающей среды и формирование имиджа экологически чистой территории является одной из задач ключевого направления деятельности Правительства Нижегородской области по реализации Стратегии.
Экологическая безопасность - это состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
Нижегородская область относится к числу крупнейших индустриальных центров России с высокой долей перерабатывающей промышленности в экономике, что подразумевает наличие значительного вредного воздействия объектов экономики на окружающую природную среду и здоровье населения.
Благодаря проводимой экологической политике и осуществлению природоохранных мероприятий экологическая обстановка в области в настоящее время в целом является стабильной.
Вместе с тем, в области существуют серьезные экологические проблемы. Так, для Нижегородской области, как и практически для всех регионов России, характерны условия выработки ресурсов оборудования производственных объектов, всех видов транспорта, резко возросшей автомобилизации городов, интенсивного использования природных ресурсов, увеличения и накопления отходов производства и потребления, которые способствуют возрастанию экологической напряженности.
Анализ состояния окружающей среды свидетельствует о наличии негативных тенденций в изменении показателей ее качества.
Основными проблемами экологической безопасности Нижегородской области в настоящее время являются:
- изношенность технологического оборудования предприятий, магистральных трубопроводов и другого, приводящая к возникновению потенциально опасных ситуаций с нанесением вреда окружающей среде;
- сохранение использования устаревших технологий, приводящих к увеличению количества образуемых отходов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ;
- ухудшение качества атмосферного воздуха в крупных населенных пунктах, в том числе в результате роста количества автотранспорта, не отвечающего современным экологическим требованиям;
- увеличение количества образуемых отходов, требующих переработки и утилизации;
- деградация природных экосистем, сокращение биологического разнообразия;
- недостаточный учет экологических требований при разработке градостроительной документации;
- увеличение вредного влияния загрязнения окружающей среды на состояние здоровья населения;
- отсутствие экономических стимулов для внедрения малоотходных и безотходных технологий;
- низкий уровень внедрения на предприятиях Нижегородской области систем экологического менеджмента (далее также - СЭМ);
- низкий уровень экологической культуры населения.
Уровень выбросов вредных веществ в атмосферу, загрязнения атмосферного воздуха является одним из основных показателей состояния окружающей среды, который, в свою очередь, характеризует уровень экологической безопасности региона. На протяжении ряда лет динамика валовых выбросов от стационарных источников имеет относительно стабильный характер, с незначительным увеличением общего объема выбросов (с 153,8 тыс. т/год в 2009 году до 156,6 тыс. т/год в 2012 году).
Валовые выбросы всех загрязняющих веществ в атмосферу имеют также тенденцию к увеличению (от 467,4 тыс. тонн в 2010 году до 476,9 тыс. тонн в 2012 году), из них более 30% в выбросах приходится на долю неуклонно растущего в количественном отношении транспорта, выбросы от которого составили в 2012 году 334,0 тыс. тонн.
Основная часть выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и значения, превышающие или приближенные к предельно допустимым концентрациям загрязняющих веществ в воздухе населенных пунктов, по данным мониторинга, на протяжении ряда лет регистрируются в промышленных центрах Нижегородской области (г. Н.Новгород, Арзамас, Павлово, Балахна, Бор, Богородск, Заволжье, Выкса, Городец, Кстово, Дзержинск).
Нижегородская область относится к регионам с высокой водообеспеченностью, в основном за счет поверхностных вод. Территория области полностью располагается в бассейне р. Волги.
На территории области частично расположены два водохранилища Волжско-Камского каскада ГЭС: Горьковское (объем 8,8 куб. км) и Чебоксарское (объем 4,6 куб. км). По территории области протекает более 9 тысяч рек и ручьев, из них 600 рек длиной более 10 км. Наиболее крупными внутренними реками являются реки Узола, Линда, Теша, Сережа, Керженец, Кудьма, Пьяна, Урга. Все реки области типично равнинные, входят в систему Волги и ее притоков.
По состоянию на 1 января 2014 года на территории Нижегородской области под надзором Волжско-Окского управления Ростехнадзора находится 1134 гидротехнических сооружения (далее - ГТС), из которых более 95% - это низконапорные плотины IV класса, образующие небольшие водные объекты.
В свою очередь, наибольшее опасение при прохождении паводка вызывают потенциально опасные гидротехнические сооружения, являющиеся бесхозяйными, которых на территории области насчитывается 26 единиц, а также крупные гидротехнические сооружения, аварии на которых могут привести к существенным материальным и людским потерям (в зоне возможного затопления (подтопления) может оказаться население общей численностью более 7,5 тыс. человек).
110 ГТС представляют потенциальную опасность в случае их разрушения.
Проблемы в сфере обращения с отходами приводят к неблагоприятным экологическим и экономическим последствиям, негативному воздействию на окружающую среду, способствуют нарастанию социальной напряженности.
До 2007 года основными причинами, которые обуславливали развитие в Нижегородской области негативной ситуации в сфере обращения отходов, являлись:
- скачкообразный рост потребления населением товаров;
- изменившаяся структура потребления населения. Изменение структуры обусловлено увеличением доли различного рода упаковки в структуре отходов, а также увеличением доли новых видов отходов, до этого не свойственных прежней структуре потребления;
- накопленные проблемы предшествующих периодов (наличие значительного количества отходов, не утилизированных из-за отсутствия соответствующих технологий);
- устаревшая и не отвечающая современному состоянию технология сбора и переработки отходов;
- значительный износ технической инфраструктуры, используемой в сфере обращения с отходами;
- недостаточный контроль над сферой образования отходов, отсутствие действенной системы учета и анализа потоков отходов на всех уровнях их образования, что приводит к несанкционированному размещению в окружающей среде;
- неэффективность механизмов привлечения финансовых средств на создание и развитие инфраструктуры утилизации отходов;
- передача полномочий по организации обращения с твердыми бытовыми отходами (далее - ТБО) от Нижегородской области органам местного самоуправления.
По данным годовой формы федерального государственного статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления", утвержденной постановлением Росстата от 30 декабря 2004 года N 157, в 2007 году в Нижегородской области образовалось около 3 млн тонн отходов производства и потребления. Наибольшее количество промышленных отходов в области образовано организациями и предприятиями обрабатывающих отраслей (пищевая, текстильная, обувная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, нефтехимическая, химическая, металлургическая, машиностроительная, электронная и др.). Основными источниками образования твердых бытовых отходов на территории Нижегородской области являлись организации и промышленные предприятия, население и объекты инфраструктуры.
По данным формы федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления", утвержденной приказом Росстата от 28 января 2011 года N 17, в 2013 году в Нижегородской области образовалось уже более 3,6 млн тонн отходов производства и потребления, кроме того, числится более 2,2 млн тонн отходов, размещенных в местах длительного хранения и захоронения. Основную долю в образовании отходов по-прежнему вносят предприятия обрабатывающих отраслей.
До 2007 года техническое оснащение предприятий, занимающихся сбором и вывозом ТБО, находилось в неудовлетворительном состоянии. В эксплуатации находились экономически неэффективные контейнеры малого объема и устаревшие мусоровозы.
Укомплектованность предприятий-перевозчиков контейнерным парком и автотранспортом составляла 40% от необходимого уровня с износом более 80%.
Отходы вывозились на свалки, расположенные в каждом районе региона, подавляющее большинство которых создавались без какой-либо проектно-сметной документации, вводились в эксплуатацию без разрешительных документов и эксплуатировались с нарушениями требований природоохранного законодательства.
В результате сложилась парадоксальная ситуация, когда контролирующие органы вынуждены были выносить решения о закрытии свалок из-за нарушения природоохранного законодательства, но в связи с отсутствием альтернативных объектов размещения отходов их эксплуатация продолжалась.
Также отсутствовали решения по формированию единой тарифной политики предоставления услуг по обращению с отходами. Сложилась ситуация, когда тарифы на вывоз ТБО в разных районах Нижегородской области и даже внутри муниципальных образований различались в несколько раз (от 42 до 387 руб./куб. м).
Аналогичная ситуация складывалась и в сфере нормирования отходообразования. Нормы накопления отходов в муниципальных образованиях Нижегородской области либо не утверждались вообще, либо утверждались формально. Удельные показатели образования отходов потребления, в зависимости от муниципального образования Нижегородской области, различались более чем в 20 раз (от 0,1 до 2,4 куб. м в год на одного человека).
Непрозрачная тарифная политика и невозможность прогнозирования возврата вложенных средств препятствовали привлечению инвестиций в развитие сферы обращения с отходами и, соответственно, в ее модернизацию.
Ситуация усугублялась несовершенством законодательства, отсутствием выстроенной системы подготовки квалифицированных кадров, эффективных механизмов управления сферой обращения с отходами, предусматривающих четкое разграничение полномочий между субъектами управления системой и их ответственности. В этой связи остро встала задача создания на территории области системы, содержащей механизмы правового, организационного, экономического и технологического регулирования, обеспечивающей эффективное управление сферой обращения с отходами.
Решений проблем, сложившихся в сфере обращения с отходами, у муниципальных образований Нижегородской области не было, и Правительство Нижегородской области взяло на себя обязательства по модернизации и развитию сферы обращения с отходами.
В целом проблема модернизации сферы обращения с отходами типична для большинства регионов Российской Федерации, что нашло свое отражение в поручении Президента Российской Федерации о разработке долгосрочных целевых инвестиционных программ в сфере обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами в субъектах, причем особое внимание здесь уделялось привлечению именно частных инвестиций.
В результате проведенной работы в соответствии с утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 2 октября 2008 года N 431 Концепцией областной целевой программы "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Нижегородской области на 2009 - 2014 годы" постановлением Правительства Нижегородской области от 6 марта 2009 года N 104 была утверждена областная целевая программа "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Нижегородской области на 2009 - 2014 годы" (далее - ОЦП).
ОЦП, направленная на развитие системы обращения с отходами, отвечала требованиям, закрепленным в законодательстве, Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации, утвержденных Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года, и поручениях Президента Российской Федерации к руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
ОЦП была направлена на создание и развитие современной инфраструктуры на этапах сбора, вывоза и утилизации отходов.
Основные мероприятия ОЦП предусматривали:
1) централизацию и укрупнение объектов размещения отходов, сокращение их количества до 9 современных комплексов утилизации ТБО на всю область с определением зоны обслуживания и планируемого объема поступающих отходов;
2) проектирование и строительство современных комплексов утилизации ТБО с мусоросортировочными комплексами;
3) минимизацию объема отходов, подлежащих захоронению, и вовлечение вторичных материальных ресурсов в дальнейший хозяйственный оборот;
4) вывод из эксплуатации и рекультивацию объектов размещения отходов (свалок), не соответствующих санитарно-эпидемиологическим и экологическим требованиям, по мере ввода новых комплексов утилизации ТБО;
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 31.10.2019 |
Рубрики правового классификатора: | 020.030.020 Государственные программы. Концепции, 110.010.000 Общие вопросы охраны окружающей природной среды (см. также 200.150.020) |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: