Основная информация

Дата опубликования: 17 мая 2013г.
Номер документа: RU15000201300166
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Северная Осетия - Алания
Принявший орган: Правительство Республики Северная Осетия-Алания
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 мая 2013 № 174

г. Владикавказ

О ПОРЯДКЕ ОПОВЕЩЕНИЯ И ИНФОРМИРОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ О ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ МИРНОГО И ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ

В соответствии с законами Российской Федерации от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ "О гражданской обороне" и от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и в целях совершенствования системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения спасения жизни и сохранения здоровья людей Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:

1. Утвердить прилагаемый Порядок оповещения и информирования населения Республики Северная Осетия-Алания о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 25 ноября 2005 года № 319 "О порядке оповещения и информирования населения Республики Северная Осетия-Алания в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени".

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Республики Северная Осетия-Алания В.Г. Зангионова.

Председатель Правительства

Республики Северная Осетия-Алания С.Такоев

УТВЕРЖДЕН

постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 17 мая 2013 г. № 174

ПОРЯДОК

оповещения и информирования населения Республики Северная Осетия-Алания о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок оповещения и информировании населения Республики Северная Осетия-Алания (далее - Порядок) определяет мероприятия по своевременному доведению информации и сигналов оповещения до координационных органов, органов управления территориальной подсистемы Республики Северная Осетия-Алания единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ТП РСО-Алания РСЧС) и населения Республики Северная Осетия-Алания об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в мирное или военное время.

2. Система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей телерадиовещания, каналов сети связи общего пользования (независимо от форм собственности), обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до координационных органов, органов ТП РСО-Алания РСЧС и населения Республики Северная Осетия-Алания об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций мирного или военного времени.

3. Координационными органами ТП РСО-Алания РСЧС являются:

на территориальном уровне (в пределах территории Республики Северная Осетия-Алания) - Комиссия Правительства Республики Северная Осетия-Алания по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ПБ Правительства Республики Северная Осетия-Алания);

на объектовом уровне (в пределах площади земельного участка (застройки) организации (объекта) и прилегающей к ней территории) - комиссии организаций по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - объектовые КЧС и ПБ).

Координационные органы ТП РСО-Алания РСЧС имеют право на приоритетное использование любых сетей связи и средств связи, а также приостановление или ограничение использования этих сетей связи и средств связи во время чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

4. Постоянно действующие органы управления ТП РСО-Алания РСЧС, органы повседневного управления силами и средствами ТП РСО-Алания РСЧС осуществляют проведение мероприятий по обеспечению своевременного оповещения и информирования населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Республики Северная Осетия-Алания в пределах предоставленных полномочий в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания.

II. Порядок использования систем оповещения

5. Для своевременного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в мирное или военное время используются следующие способы:

передача информации и сигналов оповещения по сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания;

автоинформирование по сетям местной телефонной связи;

передача специальных сообщений на мобильные абонентские устройства по сетям подвижной радиотелефонной связи и другие.

6. Операторы связи предоставляют абсолютный приоритет всем сообщениям, касающимся безопасности человека на воде, на земле, в воздухе, космическом пространстве, сообщениям о крупных авариях, катастрофах, об эпидемиях, эпизоотиях и о стихийных бедствиях независимо от того, кто передает эту информацию, а также сообщениям, связанным с проведением неотложных мероприятий в области государственного управления, обороноспособности и безопасности государства, обеспечения правопорядка и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

7. Передача информации и сигналов оповещения осуществляется органами повседневного управления ТП РСО-Алания РСЧС с разрешения руководителей постоянно действующих органов управления ТП РСО-Алания РСЧС автоинформированием по сетям местной телефонной связи с помощью оборудования операторов связи, передачей специальных сообщений на мобильные абонентские устройства по сетям подвижной радиотелефонной связи, по сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ для оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или при возникновении чрезвычайных ситуаций, с учетом положений статьи 11 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ "О гражданской обороне".

8. Речевая информация с перерывом программ вещания передается населению длительностью не более 5 минут. Допускается 3-кратное повторение передачи речевой информации.

Передача речевой информации должна осуществляться, как правило, профессиональными дикторами, а в случае их отсутствия - должностными лицами уполномоченных на это организаций.

В исключительных, не терпящих отлагательства случаях, допускается передача с целью оповещения кратких речевых сообщений способом прямой передачи или в магнитной записи непосредственно с рабочих мест оперативных дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления ТП РСО-Алания РСЧС.

9. По решению постоянно действующих органов управления ТП РСО-Алания РСЧС в целях оповещения допускаются передачи информации и сигналов оповещения с рабочих мест дежурного персонала организаций связи, операторов связи, радиовещательных и телевизионных передающих станций.

10. Органы повседневного управления ТП РСО-Алания РСЧС, получив информацию или сигналы оповещения, подтверждают их получение, немедленно доводят полученную информацию или сигнал оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны и ТП РСО-Алания РСЧС в установленном порядке.

11. Передача информации или сигналов оповещения может осуществляться как в автоматизированном, так и в неавтоматизированном режиме.

Основной режим - автоматизированный, который обеспечивает циркулярное, групповое или выборочное доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны и ТП РСО-Алания РСЧС, населения.

В неавтоматизированном режиме доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны и ТП РСО-Алания РСЧС, населения осуществляется избирательно, выборочным подключением объектов оповещения на время передачи к каналам связи сети связи общего пользования.

12. Стандартные речевые сообщения должны готовиться заранее и передаваться на носителях, хранение которых организуется у оперативного дежурного государственного казенного учреждения «Центр обеспечения деятельности по защите населения и территорий Республики Северная Осетия-Алания от чрезвычайных ситуаций» (далее ГКУ «Центр»).

13. Для привлечения внимания населения перед передаваемыми речевыми сообщениями всеми имеющимися средствами подается предупредительный сигнал: «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!»

14. Задействование соответствующих систем оповещения могут осуществлять Глава Республики Северная Осетия-Алания, Председатель Правительства Республики Северная Осетия-Алания, председатель Комиссии Республики Северная Осетия-Алания по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ПБ Правительства Республики Северная Осетия-Алания), начальник Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Северная Осетия-Алания, начальник ГКУ «Центр» и координационные органы ТП РСО-Алания РСЧС.

15. В соответствии с установленным порядком использования систем оповещения разрабатываются инструкции дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты, организаций связи, операторов связи и организаций телерадиовещания, утверждаемые руководителями организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты, организаций связи, операторов связи и организаций телерадиовещания, согласованные с Главным управлением МЧС России по Республике Северная Осетия-Алания, ГКУ «Центр», органом, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны, при органе местного самоуправления.

16. Непосредственные действия (работы) по задействованию систем оповещения осуществляются дежурными (дежурно-диспетчерскими) службами органов повседневного управления ТП РСО-Алания РСЧС, дежурными службами организаций связи, операторов связи и организаций телерадиовещания, привлекаемыми к обеспечению оповещения.

Факты перерывов вещательных программ должны фиксироваться оперативными дежурными ГКУ "Центр" и дежурными службами органов телерадиовещания.

17. Постоянно действующие органы управления ТП РСО-Алания РСЧС, организации связи, операторы связи и организации телерадиовещания проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированного задействования систем оповещения.

О случаях несанкционированного задействования систем оповещения организации, эксплуатирующие потенциально опасные объекты, организации связи, операторы связи и организации телерадиовещания немедленно извещают соответствующие постоянно действующие органы управления ТП РСО-Алания РСЧС.

III. Порядок совершенствования и поддержания в готовности систем оповещения

18. В целях поддержания систем оповещения в состоянии постоянной готовности ГКУ «Центр» и органы местного самоуправления осуществляют проведение плановых и внеплановых проверок работоспособности систем оповещения.

19. Проверки систем оповещения проводятся с участием представителей организаций связи и операторов связи, а проверки с задействованием сетей телерадиовещания, кроме того, с участием представителей организации телерадиовещания, привлекаемых к обеспечению оповещения. Перерыв вещательных программ при передаче правительственных сообщений в ходе проведения проверок систем оповещения запрещается.

20. Операторы связи и организации телерадиовещания непосредственно обеспечивают поддержание технической готовности систем оповещения, а также осуществляют работы по реконструкции этих систем на договорной основе.

21. В целях обеспечения устойчивого функционирования систем оповещения при их создании должна предусматриваться возможность:

доведения информации оповещения с нескольких территориально разнесенных пунктов управления;

размещения используемых в интересах оповещения центров (студий) радиовещания, средств связи и аппаратуры оповещения на запасных пунктах управления.

22. Для оповещения и информирования населения ГКУ "Центр", органами, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны, при органах местного самоуправления, совместно с филиалами федерального государственного унитарного предприятия «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» Радиотелевизионный передающий центр Республики Северная Осетия-Алания и Федерального государственного унитарного предприятия  «Всероссийская государственная телерадиокомпания» Государственная телерадиокомпания «Алания», другими организациями телерадиовещания могут использоваться создаваемые заблаговременно в мирное время запасные центры вещания.

23. Запасы мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения населения создаются и поддерживаются в готовности к использованию в соответствии с положениями статьи 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органами исполнительной власти Республике Северная Осетия-Алания.

24. ГКУ «Центр» осуществляет проверки готовности систем оповещения к осуществлению мероприятий гражданской обороны и мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе контроль за накоплением, хранением и техническим состоянием запасов мобильных средств оповещения.

IV. Обязанности и порядок взаимодействия органов исполнительной власти, предприятий, организаций и учреждений по организации оповещения и информирования населения Республики Северная Осетия-Алания

25. ГКУ «Центр»:

разрабатывает тексты речевых сообщений для оповещения и информирования населения и организуют их запись на магнитные и иные носители информации;

обеспечивает установку на объектах телерадиовещания специальной аппаратуры для ввода сигналов оповещения и речевой информации в программы вещания;

организует и осуществляет подготовку оперативных дежурных (дежурно-диспетчерских) служб и персонала по передаче сигналов оповещения и речевой информации в мирное и военное время;

планирует и проводит совместно с организациями связи, операторами связи и организациями телерадиовещания проверки систем оповещения, тренировки по передаче сигналов оповещения и речевой информации;

направляет соответствующие заявки операторам связи и организациям телерадиовещания для определения перечня каналов, средств связи и телерадиовещания, предназначенных для оповещения населения;

разрабатывает совместно с организациями связи, операторами связи и организациями телерадиовещания порядок взаимодействия дежурных (дежурно-диспетчерских) служб при передаче сигналов оповещения и речевой информации;

организует мероприятия по поддержанию в постоянной готовности, совершенствованию и реконструкции систем оповещения и информирования населения, создание заблаговременно в мирное время запасных центров вещания;

разрабатывает необходимые нормативные правовые акты и осуществляет методическое обеспечение по вопросам оповещения и информирования населения;

участвует в согласовании проектов по строительству и реконструкции линейно-кабельных сооружений, автоматических телефонных станций, радиовещательных станций и других объектов связи с целью повышения надежности оповещения населения, объектов экономики и органов управления;

осуществляет контроль за созданием локальных систем оповещения на потенциально опасных объектах и в зонах катастрофического затопления.

26. Комитет Республики Северная Осетия-Алания по связи и информационным технологиям:

в целях предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций обеспечивает выполнение решений, принимаемых председателем КЧС и ПБ Правительства Республики Северная Осетия-Алания, начальником Главного управления МЧС России по Республике Северная Осетия-Алания, ГКУ «Центр» и координационными органами ТП РСО-Алания РСЧС;

в установленном порядке взаимодействует с координационными органами и постоянно действующими органами управления ТП РСО-Алания РСЧС, операторами связи и организациями телерадиовещания по вопросам оповещения и информирования населения;

в установленном порядке участвует в мероприятиях по совершенствованию и реконструкции систем оповещения и информирования населения;

с учётом научно-технического развития и внедрением новых систем и средств связи вносит предложения по использованию новых способов информирования населения.

27. Северо-Осетинский филиал открытого акционерного общества "Ростелеком" и его подразделения:

обеспечивают бесперебойную работу функциональной подсистемы электросвязи ТП РСО-Алания РСЧС в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и в режиме чрезвычайной ситуации;

определяют по заявкам Главного управления МЧС России по Республике Северная Осетия-Алания, ГКУ «Центр», органов исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания и органов местного самоуправления перечень каналов и средств связи, предназначенных для оповещения населения;

обеспечивают постоянную техническую готовность аппаратуры оповещения, средств связи, каналов, используемых в системах оповещения;

обеспечивают передачу информации и сигналов оповещения, получаемых от органов повседневного управления ТП РСО-Алания РСЧС, по сетям местной телефонной связи с помощью оборудования автоинформирования;

на договорной основе проводят эксплуатационно-техническое обслуживание системы оповещения населения в соответствии с Положением по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения;

предоставляют Главному управлению МЧС России по Республике Северная Осетия-Алания, ГКУ «Центр», органам исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания и органам местного самоуправления приоритетное использование линий, каналов и средств связи, включая пользовательское (оконечное) оборудование, а также приостановление или ограничение использования этих сетей связи и средств связи во время чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;

осуществляют работы по реконструкции систем оповещения на договорной основе;

в целях предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций обеспечивают выполнение решений, принимаемых председателем КЧС и ПБ Правительства Республики Северная Осетия-Алания, начальником Главного управления МЧС России по Республике Северная Осетия-Алания и координационными органами ТП РСО-Алания РСЧС;

осуществляют по указанию оперативного дежурного ГКУ "Центр" принудительный (ручной) запуск системы централизованного оповещения в случае ее несрабатывания в автоматическом режиме по причине аварийной ситуации на линиях связи.

28.Государственная телерадиокомпания "Алания":

обеспечивает техническую готовность аппаратуры оповещения, средств связи, каналов связи и средств телерадиовещания, используемых в системах оповещения;

обеспечивает готовность студий и технических средств связи к передаче сигналов оповещения и речевой информации;

определяет по заявкам Главного управления МЧС России по Республике Северная Осетия-Алания, ГКУ «Центр», органов исполнительной власти Республике Северная Осетия-Алания и органов местного самоуправления перечень каналов, средств связи и телерадиовещания, предназначенных для оповещения населения, а также производит запись речевых сообщений для оповещения населения на магнитные и иные носители информации;

участвует в создании заблаговременно в мирное время запасных центров вещания;

обеспечивает постоянную готовность персонала и технических средств объектов вещания к оповещению и информированию населения о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени по всем программам и каналам радио и телевидения со специальных носителей, хранящихся в аппаратных телерадиокомпании или полученных от оперативного дежурного ГКУ «Центр»;

проводит тренировки по передаче речевой информации и условных сигналов;

готовит предложения по использованию радиовещательных сетей и радиотрансляционных станций в целях оповещения и информирования населения;

обеспечивает готовность действующей системы централизованного оповещения населения республики в ходе любых работ по совершенствованию и реконструкции сетей связи и средств вещания;

осуществляет работы по реконструкции систем оповещения на договорной основе;

передает речевые сообщения для населения в соответствии с настоящим Порядком.

29. Коммерческие телерадиокомпании и телерадиовещательные станции:

производят по заявкам Главного управления МЧС России по Республике Северная Осетия-Алания и ГКУ «Центр» запись речевых сообщений для населения республики на специальные носители;

обеспечивают постоянную готовность персонала и технических средств к ретрансляции информации, передаваемой по всем каналам радио и телевизионного вещания Государственной телерадиокомпании "Алания";

проводят тренировки по передаче речевой  информации и условных сигналов;

обеспечивают установку на объектах вещания специальной аппаратуры;

обеспечивают готовность действующей системы централизованного оповещения населения республики в ходе любых работ по совершенствованию и реконструкции сетей связи и средств вещания;

осуществляют работы по реконструкции систем оповещения на договорной основе;

передают речевые сообщения для населения в соответствии с настоящим Порядком.

30. Филиал Федерального государственного унитарного предприятия «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» Радиотелевизионный передающий центр Республики Северная Осетия-Алания:

обеспечивает постоянную готовность персонала и технических средств объектов вещания к оповещению и информированию населения о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени по всем программам и каналам радио и телевидения;

проводит тренировки по передаче речевой информации и условных сигналов;

обеспечивает установку на объектах вещания специальной аппаратуры;

готовит предложения по использованию радиовещательных сетей и радиотрансляционных станций в целях оповещения и информирования населения;

обеспечивает готовность действующей системы централизованного оповещения населения республики в ходе любых работ по совершенствованию и реконструкции сетей связи и средств вещания;

осуществляет работы по реконструкции систем оповещения на договорной основе;

участвует в создании заблаговременно в мирное время запасных центров вещания.

31. Операторы сотовой связи:

по заявкам Центра управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Республике Северная Осетия-Алания обеспечивают передачу специальных сообщений о чрезвычайных ситуациях на мобильные абонентские устройства по сетям подвижной радиотелефонной связи;

организуют линии (каналы) связи, на которых необходимо организовать приоритетное использование средств связи;

при наличии технической возможности обеспечивают создание, наладку и функционирование цифрового канала связи для передачи данных с места чрезвычайной ситуации в Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Республике Северная Осетия-Алания.

32. Предприятия и организации, которые в связи с особенностями производства признаны в установленном порядке потенциально опасными объектами:

доводят информацию и сигналы оповещения до руководящего состава гражданской обороны организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект, и объектового звена РСЧС; объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных; персонала организации, эксплуатирующей опасный производственный объект; руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения; населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения;

планируют и создают локальные системы оповещения и информирования населения;

обеспечивают подготовку дежурных служб и персонала к действиям при чрезвычайных ситуациях, совместно с органами по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям проводят подготовку населения;

подают заявки на выделение необходимых соединительных линий к объектам вещания городов, районов и сопряжения с ними объектовых сетей вещания.

33. Предприятия, организации и учреждения, имеющие ведомственные средства радиосвязи:

представляют по требованию Главного управления МЧС России по Республике Северная Осетия-Алания и ГКУ «Центр» ведомственные средства связи для передачи условных сигналов или ретрансляции передаваемой информации;

информируют Главное управление МЧС России по Республике Северная Осетия-Алания и ГКУ «Центр» о наличии соответствующих средств ведомственной связи, порядке работы, диапазоне выделенных частот и местах установки базовых средств радиоподвижной связи;

осуществляют подготовку обслуживающего персонала к выполнению задач по организации оповещения и информирования населения и передаче условных сигналов и распоряжений.

34. Финансирование создания, совершенствования и поддержания в состоянии постоянной готовности систем оповещения, создания и содержания запасов средств для систем оповещения всех уровней, возмещение затрат, понесенных организациями связи, операторами связи и организациями телерадиовещания, привлекаемыми к обеспечению оповещения, осуществляется в соответствии со статьями 24, 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и статьей 18 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ "О гражданской обороне".

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: www.pravo.gov.ru от 17.06.2013
Рубрики правового классификатора: 150.030.040 Гражданская оборона

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать