Основная информация

Дата опубликования: 17 мая 2021г.
Номер документа: RU16000202100463
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Москва
Принявший орган: Кабинет Министров Республики Татарстан
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17.05.2021 № 344

Об утверждении Стратегии развития культуры Республики Татарстан на период до 2030 года

Кабинет Министров Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития культуры Республики Татарстан на период до 2030 года (далее – Стратегия).

2. Исполнительным органам государственной власти Республики Татарстан руководствоваться положениями Стратегии при разработке программ и проектов в курируемой сфере.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан учитывать положения Стратегии при разработке и реализации муниципальных программ и проектов.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство культуры Республики Татарстан.

Премьер-министр

Республики Татарстан

А.В.Песошин

Утверждена

постановлением

Кабинета Министров

Республики Татарстан

от ________ 2021 № ________

Стратегия развития культуры Республики Татарстан на период до 2030 года

Паспорт стратегии

Наименование стратегии

Стратегия развития культуры Республики Татарстан
на период до 2030 года (далее – Стратегия)

Координатор Стратегии

Министерство культуры Республики Татарстан

Цель Стратегии

Формирование эффективной политики Республики Татарстан в области культурного развития, обеспечивающей условия для гармоничного развития и расцвета культуры ее народов, реализации культурного и духовного потенциала каждой личности и общества в целом

Задачи Стратегии

Создание возможностей для самореализации и развития талантов, условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных, семейных ценностей, патриотизма, исторических и национально-культурных традиций народов Республики Татарстан.

Создание условий для обеспечения доступности культурных благ, формирования единого культурного пространства в рамках межсетевого взаимодействия.

Активизация культурного потенциала, создание конкурентоспособности и повышение качества услуг
в сфере культуры и искусства.

Создание эффективного механизма привлечения
в культуру частных инвестиций, в том числе в рамках государственно-частного партнерства.

Формирование эффективной кадровой политики
в сфере культуры.

Цифровая трансформация и интеграция проектов
в сфере информатизации в деятельность организаций культуры и в систему продвижения культурного продукта

Сроки и этапы реализации Стратегии

Реализация Стратегии рассчитана на период до
2030 года в два этапа.

Первый этап: 2021 – 2025 годы. На первом этапе отрабатываются новые технологии и управленческие решения в сфере развития культуры, формируются лучшие практики.

Второй этап: 2026 – 2030 годы. Использование лучших практик, приобретенных на первом этапе

Объемы финансирования Стратегии

Реализация Стратегии осуществляется за счет финансовых средств, предусмотренных на реализацию го-сударственной программы «Развитие культуры Республики Татарстан на 2014 – 2025 годы», утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.12.2013 № 997 «Об утверждении государственной программы «Развитие культуры Республики Татарстан на 2014 – 2025 годы».

Примечание: объемы финансирования Стратегии носят прогнозный характер и подлежат ежегодной корректировке с учетом формирования бюджетов разных уровней на соответствующий год и на плановый период, а также выделения средств из федерального бюджета на софинансирование мероприятий Стратегии

Ожидаемые результаты реализации Стратегии

Реализация Стратегии позволит:

обеспечить создание туристических маршрутов в муниципальных образованиях Республики Татарстан, включающих историко-культурный, событийный туризм, мемориальные музеи и усадьбы, к 2025 году – до 45 единиц, к 2030 году – не менее 50 единиц;

к 2030 году:

обеспечить долю внебюджетных инвестиций в развитие культуры на уровне не менее 20 процентов совокупных расходов на культуру за счет всех источников;

увеличить долю детей, привлекаемых к участию
в творческих мероприятиях, в общем количестве детей в полтора раза;

увеличить долю онлайн-трансляций концертных программ и театрализованных представлений государственных (муниципальных) организаций культуры до 30 процентов;

увеличить в три раза число посещений культурных мероприятий организаций культуры;

увеличить долю специалистов в сфере культуры, повысивших квалификацию на базе центров непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры, до 100 процентов;

увеличить число граждан, принимающих участие
в добровольческой деятельности, в 14 раз;

увеличить количество выставочных проектов, снабженных цифровыми гидами в формате дополненной реальности, до 20 единиц;

обеспечить создание виртуальных концертных залов в каждом муниципальном районе Республики Татарстан;

увеличить долю объектов нематериального культурного наследия, внесенных в Реестр объектов нематериального культурного наследия Республики Татарстан, в 12 раз

I. Общие положения

Стратегия основывается на положениях Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Татарстан, федеральных законах и законах Республики Татарстан, нормативных правовых актах Российской Федерации и Республики Татарстан, а также на общепризнанных принципах и нормах международного права, разработана в соответствии с Основами государственной культурной политики, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики», Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. № 326-р, Законом Республики Татарстан от 3 июля 1998 года № 1705 «О культуре», Законом Республики Татарстан от 17 июня 2015 года № 40-ЗРТ «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года».

Стратегия направлена на комплексное развитие сферы культуры как залога успешного социально-экономического развития Республики Татарстан, ее ценностного фундамента и стратегического ресурса инновационного развития Республики Татарстан.

Основные понятия, используемые в Стратегии:

идентичность – сознательное или бессознательное соотнесение себя с различными социальными, экономическими, национальными, профессиональными, языковыми, политическими, религиозными и другими группами или иными общностями;

национальная идентичность – одна из составляющих идентичности человека, связанная с ощущаемой им принадлежностью к определенному этносу или нации;

инфраструктура – совокупность организаций, систем управления, связи, обеспечивающая деятельность общества или какой-либо ее сферы (применительно к Стратегии – сфера культуры);

капитализация – форма объединения различного рода ресурсов, включая инфраструктурные, человеческие, для удовлетворения многообразных культурных потребностей человека и общества в целом;

коммуникация – тип активного взаимодействия между субъектами, предполагающий информационный обмен;

компетенция – способность успешно действовать на основе умений, знаний, а также практического опыта при решении профессиональных задач;

кооперация – форма взаимодействия субъектов, объединенных пространством свободных комфортных отношений, где каждый вносит свой ресурс;

креативность – способность принимать творческие решения, принимать и создавать принципиально новые идеи;

креативные индустрии (творческие индустрии) – тип социально-культурных практик, интегрирующей доминантой в которых выступают творческие, культурные компоненты. К креативным индустриям относится деятельность в области исполнительских, музыкальных и визуальных искусств, дизайна, индустрии моды, ремесел, кино, телевидения, производства компьютерных игр, галерейного бизнеса, издательского бизнеса и книготорговли, рекламного производства и средств массовой информации;

культурная деятельность – деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей;

культурный продукт – результат творческой деятельности, который содержит символическую значимость, представляет собой культурную ценность и адресован потребительским интересам; сохранение и поощрение производства культурных продуктов способствуют культурному разнообразию, развитию культурной индустрии на региональном, федеральном и международном уровнях;

культурные ресурсы – естественные или изготовленные человеком артефакты, связанные с деятельностью человека, уникальные и невосстановимые памятники, строения и артефакты, составляющие материальное воплощение прошлого человечества, совокупность необходимых механизмов для производства культурных продуктов и услуг;

культурный уровень – показатель культурности или степень освоения отдельным человеком, коллективом или обществом определенных видов деятельности или поведения, культурных ценностей предшествующих поколений;

культурные ценности – нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения литературы, искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты;

нематериальное культурное наследие – обычаи, формы, представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия;

политика Республики Татарстан в области культурного развития – совокупность принципов и норм, которыми руководствуется Республика Татарстан в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность Республики Татарстан в области культуры;

творческая элита – люди с высокими моральными ценностями, которые аккумулируют и систематизируют самые актуальные идеи;

цифровая трансформация – целостное изменение сферы культуры, затрагивающее всю ее организацию – стратегию, модели, операции, продукты, маркетинговые подходы, цели с помощью цифровых технологий в сфере культуры;

цифровое искусство – художественная работа или практика, которая использует цифровые технологии как неотъемлемую часть творческого или презентационного процесса;

экосистема – самоорганизующая совокупность сообществ, основой любой экосистемы является платформа, обеспечивающая множественные коммуникации, гибкая система с множественными связями, способная быстро реагировать на внешние и внутренние изменения в сфере культуры;

градостроительная культура – общий художественно-эстетический уровень градостроительства и связь этого уровня со всей культурной традицией общества;

духовная культура – область человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества;

массовая культура – культура быта, развлечений и информации, преобладающая в современном обществе, обусловленная ежедневными событиями, стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения;

общественная культура – определенный системный уровень развития всех социальных сфер конкретного общества в определенный период времени; система общественных норм и правил, знаний и ценностей, с помощью которых люди существуют в социуме;

художественная культура – вид культуры общества, состоящий в образно-творческом воспроизведении природы, общества и жизнедеятельности людей средствами народной художественной культуры и профессионального искусства;

экономическая культура – совокупность элементов и феноменов культуры, экономического сознания, поведения, экономических институтов, обеспечивающих воспроизводство экономической жизни общества; экономическая система ценностей и побуждений хозяйственной деятельности, уважительное отношение к любой форме собственности и коммерческому успеху как к большому социальному достижению, создание и развитие социальной среды для предпринимательства.

Стратегия определяет систему долгосрочных целей и задач, основных приоритетов развития культуры, направленных на повышение культурного уровня и качества жизни населения; определяет механизмы достижения намеченных целей; служит основой для разработки государственных и ведомственных программ в Республике Татарстан, перспективных и краткосрочных прогнозов.

II. Цель, задачи и принципы Стратегии

2.1. Цель и задачи Стратегии

Цель Стратегии – формирование эффективной политики Республики Татарстан в области культурного развития, обеспечивающей условия для гармоничного развития и расцвета культуры ее народов, реализации культурного и духовного потенциала каждой личности и общества в целом.

Задачи Стратегии:

создание возможностей для самореализации и развития талантов, условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных, семейных ценностей, патриотизма, исторических и национально-культурных традиций народов Республики Татарстан;

создание условий для обеспечения доступности культурных благ, формирования единого культурного пространства в рамках межсетевого взаимодействия внутри экосистемы культуры;

активизация культурного потенциала, создание конкурентоспособности и повышение качества услуг в сфере культуры и искусства;

создание эффективного механизма привлечения в культуру частных инвестиций, в том числе в рамках государственно-частного партнерства;

формирование эффективной кадровой политики в сфере культуры;

цифровая трансформация и интеграция проектов в сфере информатизации в деятельность организаций культуры и в систему продвижения культурного продукта.

2.2. Основные принципы Стратегии

В основе Стратегии лежат пять принципов, каждый из которых призван обеспечить реализацию перспективных, прорывных решений в сфере культуры:

1. Креативность – создание среды, стимулирующей к творчеству. В условиях креативной экономики одна из ключевых ценностей – вариативность мышления, инфраструктура культуры должна работать на формирование открытости к творческому поиску, креативному мышлению.

2. Коммуникация – принцип эффективного маркетингового взаимодействия с сообществами и целевыми аудиториями.

3. Кооперация – принцип объединения ресурсов, который должен стать доминантным в сфере культуры. Кооперация должна быть не только внутриведомственной, но и межотраслевой.

4. Капитализация – форма объединения ресурсов: капитализация ресурсной базы и инвестирование в эту ресурсную базу, капитализация культурного продукта и самое важное – капитализация человека.

5. Компетенция – составляющая, тесно связанная с капитализацией, созданием новых профессий в сфере культуры. В современных условиях меняются профессиональные роли и компетенции тех, кто задействован в этой сфере.

Реализация вышеуказанных принципов, которые могут быть сформулированы как «Принцип 5К», позволит создать в Республике Татарстан оптимальную экосистему для развития современного жителя Республики Татарстан, которая поможет интегрировать новые явления и процессы в культурную среду Республики Татарстан, формировавшуюся не одним поколением.

III. Оценка состояния, проблемы и приоритетные направления развития сферы культуры в Республике Татарстан

3.1. Оценка состояния сферы культуры и проблемы ее развития

Республика Татарстан обладает богатыми культурными ресурсами для эффективного социально-экономического развития: памятники истории и культуры, материальное и нематериальное культурное наследие, архитектурный облик территории, достопримечательности, народные промыслы и ремесла, традиционные виды художественного творчества и фольклор, профессиональное искусство и экспериментальное творчество, признанные в мировом масштабе культурно-исторические бренды.

Сфера культуры многогранна и включает в себя: художественную культуру (литература, изобразительное искусство, музыка, театр, кино и другие), экономическую культуру (культура производства, культура распределения, культура обмена, культура потребления, культура управления, культура труда), духовную культуру, общественную культуру (право, мораль), массовую культуру, градостроительную культуру и иные ее виды. В рамках Стратегии предполагается реализовывать программы и проекты, гармонизирующие перечисленные составляющие сферы культуры.

В действующих государственных программах внимание в наибольшей степени отводится художественной культуре и духовно-нравственному развитию. В целях недопущения реализации рисков и угроз необходимо формировать единую государственную политику в сфере культуры, преодолевая межведомственные и межуровневые противоречия по вопросам культурного развития.

Традиционно в роли хранителя и транслятора традиций и культуры выступала семья. Но ускорение темпов развития цивилизации, нововведения, трансформирующие природную, социальную и культурную среду, деформировало устойчивость стабильных, надежных социально-культурных образований, какой во все времена была семья. Ослабление роли семьи и семейных отношений в системе ценностных ориентаций населения способствует фиксированному социологами разрыву прежних устойчивых связей (дружеских, семейных, соседских). Все это не способствует передаче культурных, этнических традиций и знаний.

Массовая культура, быстро развивающаяся в условиях глобализации под влиянием моды, геополитических, технологических процессов, позволяет человеку чувствовать себя комфортно, открывая новые возможности для самообразования и изменения представления о мировом пространстве. При этом сама культура воспринимается потребителями массового культурного продукта только как сфера услуг, инфраструктура индустрии развлечений, распадается традиционная система ценностей и самоидентичности, негативно сказываясь на духовном развитии личности. Наблюдается преобладание некачественного культурного продукта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и виртуальном медиапространстве.

При разнообразии культурного продукта, предлагаемого населению, доля аутентичного контента, отражающего многонациональную культуру Республики Татарстан, остается недостаточно высокой. Современные процессы в культуре накладывают свой отпечаток, в целом отмечается унификация народной культуры, утрата связи с исконными народными традициями и обрядами, естественное уменьшение представителей поколений, являющихся хранителями и носителями традиционной культуры.

В то же время недопустимо пренебрегать массовой культурой, которая стала неизбежным атрибутом современной жизни. Выработка механизмов не противостояния массовой культуре, а формирования ее с учетом специфики национальных культур и идентичности является системной стратегической задачей.

Взаимодействие между людьми должно строиться на основе доверия, которое выступает ведущим механизмом интеграции общества в целостную и гармоничную систему. Недооценен потенциал культуры для гармонизации общественных отношений. В качестве решения предлагается возродить институт доверия через функцию исторической преемственности путем сохранения культурно-исторического наследия, аутентичности и национальной идентичности, изучения генеалогии и истории среды обитания. Немаловажную роль в этом ключе играет реализация национальной политики.

В культурном пространстве присутствует жесткая дифференциация культурного контента по возрастным и социальным категориям, отсутствует вариативность их изменения и обеспечения возможности для вовлечения граждан в творчество по их собственным интересам, отмечается недостаточность адресной тематической работы с трудоспособным населением.

По состоянию на 01.01.2021 сеть организаций культуры в Республике Татарстан насчитывает 3 790 организаций культуры: 59 государственных и 3 731 муниципальная. Республика Татарстан обладает одной из самых крупных библиотечных (1 511 единиц) и культурно-досуговых (1 917 единиц) сетей в России, занимает одно из первых мест среди субъектов Российской Федерации по количеству современных кинозалов.

При этом культурную жизнь Республики Татарстан дополняет значительное количество частных, ведомственных, некоммерческих организаций, относящихся по основным видам экономической деятельности к сфере культуры, в том числе и самозанятых граждан.

В сложном положении оказалась культура в сельской местности несмотря на то, что Республика Татарстан сохранила большую сеть культурно-досуговых учреждений (в среднем на 10 тысяч жителей приходится пять клубных учреждений), преимущественная часть которых расположена на селе. Поиск новых форм реализации культурного продукта за последние годы осуществлялся не в полной мере.

Недостаток квалифицированных кадров, способных моментально реагировать на современные вызовы в условиях быстро меняющегося спроса населения на контент в сфере культуры, не позволяет культурно-досуговым учреждениям выступать конкурентом частным культурно-образовательным и развлекательным организациям. Как следствие – недоступность широкого спектра услуг сферы культуры для сельской местности.

Существует также проблема выявления и продвижения талантливых детей, которые не охвачены обучением в образовательных организациях дополнительного образования детей в сфере культуры и кружковой работой. Отток талантливой молодежи из села является общей кадровой проблемой и для организаций культурной сферы. Планируется разработка пилотных проектов по повышению престижа профессии и решению социально-бытовых проблем молодых специалистов сферы культуры и искусства.

Еще одной составляющей культуры является градостроительная культура. Общий художественно-эстетический уровень градостроительства характеризуется, как правило, состоянием развития в профессиональной деятельности ценных градостроительных традиций, представлений о градостроительном объекте как художественном произведении и о градостроительной композиции как архитектурно-художественной системе гармонизации функционально-утилитарных структур и отношений между человеком и окружающей (природной, искусственной и социальной) средой. Отсутствие актуальных социально-гуманитарных исследований в данной области не позволяет в полной мере оценить влияние архитектурного пространства на общество. Но в условиях активного инфраструктурного развития объектов культуры Республики Татарстан нельзя оставлять без внимания вопросы сохранения исторического облика городов и сел на основе формирования национальных символов, архитектурных форм, силуэтов, панорам и традиций национального зодчества.

Государство по-прежнему остается основным стратегическим инвестором культуры и культурных институтов. Во многих странах мира, например, в США и Великобритании, культура является рентабельной экономической системой, создающей ощутимую добавленную стоимость. Удельный вес вида экономической деятельности «Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений» в структуре валового регионального продукта Республики Татарстан, по данным Федеральной службы государственной статистики, по итогам 2018 года составил 0,9 процента (в валовом внутреннем продукте России – 1 процент).

Активное влияние на состояние и уровень развития личности, формирование системы экономического поведения, ценностей оказывает экономическая культура. Повышение показателей экономической культуры усиливает конкурентоспособность хозяйствующих субъектов в сфере экономики, повышает качество производимых товаров, увеличивает покупательную способность и благосостояние населения.

Посещение коммерческого кинотеатра или торговых центров для населения остается по-прежнему предпочтительным, несмотря на строительство и обновление домов культуры, местных кинозалов. Коммерческие организации предоставляют много сопутствующих услуг, развлекательного контента и выступают центром притяжения для населения. Кроме того, у государственных (муниципальных) организаций отмечаются недостаточные маркетинговые способности по продаже культурных услуг. Таким образом, возникает проблема отсутствия бизнес-экосистемы для производства культурного продукта: креативный сектор не интегрирован в культурное пространство, отсутствуют инструменты привлечения бизнеса в сферу культуры.

Несмотря на сложную эпидемиологическую ситуацию в стране и мире, полное закрытие учреждений культуры и отмену всех культурно-массовых мероприятий, культурная отрасль Республики Татарстан продемонстрировала гибкость, оперативность, инициативность и креативность в заданных условиях. Был освоен онлайн-формат культурной деятельности, предложены новые интересные формы работы с виртуальными зрителями и слушателями, расширился спектр сферы онлайн-услуг.

За 2020 год государственными и муниципальными учреждениями культуры Республики Татарстан было проведено около 58 тысяч мероприятий в формате онлайн общим количеством более 40 млн. виртуальных посещений. Существенно расширилась география посетителей онлайн-мероприятий, в том числе из стран зарубежья: Украина, Казахстан, Беларусь, Киргизия, Узбекистан, Италия, Польша, Азербайджан, Грузия, Израиль, Турция, Молдова, Армения, США, Болгария, Латвия, Испания и другие.

В 2020 году государственными и муниципальными театрами Республики Татарстан поставлено 92 премьерных спектакля (в том числе в государственных театрах – 84), что на 5,7 процента больше значений 2019 года и почти в два раза больше показателей 2010 года.

За 2020 год государственные и муниципальные театры посетили 494,8 тыс.зрителей, проведено 2 363 мероприятия. В настоящее время в Республике Татарстан работает 12 частных театров, из которых наибольшую известность приобрели Молодежный театр на Булаке, театры «Угол», «Сдвиг», «Театр Акт». По итогам 2020 года посещаемость частных театров Республики Татарстан составила 67,6 тыс.человек.

Количество гастролей и выездов государственных театрально-зрелищных учреждений в муниципальные образования Республики Татарстан, субъекты Российской Федерации и страны зарубежья в 2020 году составило 179, в том числе театров – 109, концертных организаций – 70, из них: 150 – по Республике Татарстан; 25 – по субъектам Российской Федерации; 4 – в страны зарубежья (Испания, Нидерланды, Франция и Сербия).

Музыкальная жизнь Республики Татарстан базируется на деятельности ведущих концертных организаций и творческих коллективов Республики Татарстан в сфере академической и этноинструментальной музыки, хореографического искусства. Создание новых концертных программ, развитие фестивальных брендов, сотрудничество с известными и зарекомендовавшими себя в мире профессионального искусства исполнителями способствуют укреплению имиджа Республики Татарстан как одного из ведущих музыкально-культурных центров страны.

Ежегодно проводится более 30 крупных музыкальных фестивалей оперного и симфонического искусства, известных далеко за пределами Республики Татарстан – Международный оперный фестиваль имени Ф.И.Шаляпина, Международный фестиваль классического балета имени Р.Нуриева, Международный оперный фестиваль «Казанская осень», Международный фестиваль имени С.Рахманинова «Белая сирень», Международный фестиваль современной музыки «Concordia» имени С.Губайдуллиной, Международный конкурс вокалистов имени М.И.Глинки, Музыкальный фестиваль «Денис Мацуев у друзей» и другие. Осуществляется поддержка современных творческих проектов: Международного фестиваля Kazan LIVE Fest, Фестиваля современной городской культуры и искусств TAT CULT FEST, Международного конкурса молодых исполнителей «Татар моңы».

Ежегодно проводятся крупные фестивали театрального и киноискусства: Казанский международный фестиваль мусульманского кино, Международный театральный фестиваль тюркских народов «Науруз» и другие.

Активно развивающаяся в последние годы гастрольная деятельность творческих коллективов Республики Татарстан должна демонстрировать богатый потенциал Республики Татарстан, его людей, его ресурсы – как духовные, так и материальные. Поэтому чрезвычайно важно стратегически и ответственно преподносить художественный материал, транслируемый за пределами Республики Татарстан.

Цирковое искусство является важной составляющей современного культурного пространства. В 2019 году цирки Республики Татарстан собрали 65,9 тыс.зрителей, в том числе в государственном – 60,9 тыс.человек. Основной проблемой для Казанского государственного цирка и Казанской цирковой школы является отсутствие нового содержания и наполнения цирковых программ, что препятствует трансляции достижений национального циркового искусства Республики Татарстан и, как следствие, отсутствие самостоятельной цирковой национальной программы.

В части развития музейного дела Республика Татарстан лидирует по многим музейным показателям как в Приволжском федеральном округе, так и среди других субъектов Российской Федерации. Республика Татарстан по показателю посещаемости музеев в 2019 году занимала третье место, уступая лишь городам федерального значения Москве и Санкт-Петербургу. В 2020 году число посетителей музеев Республики Татарстан составило 3,4 млн.человек. Объем музейного фонда составляет 2 079 603 единицы, из них в 2019 году экспонировались 216 047 единиц. Большой потенциал в контексте внутреннего туризма представляют мемориальные музеи.

В Государственном каталоге музейного фонда Российской Федерации представлено 2 309 российских музеев, в том числе 75 музеев Республики Татарстан. В Музейный фонд Российской Федерации было внесено 331 992 единицы хранения (государственными музеями – 184 980, муниципальными – 127 015), в комплексную автоматизированную музейную информационную систему внесено 1 221 527 предметов, что выше показателя 2019 года на 6,6 процента (государственные музеи – 963 462, муниципальные музеи – 258 065).

Среди субъектов Приволжского федерального округа Российской Федерации Республика Татарстан занимает второе место после Республики Башкортостан по количеству культурно-досуговых организаций. В среднем на 10 тысяч жителей приходится пять клубных учреждений, всего – 1 917 единиц.

За последние 10 лет в связи с оптимизационными мероприятиями (закрытием аварийных зданий, зданий клубов в малонаселенных пунктах) количество культурно-досуговых организаций сократилось на 5,2 процента. Это также связано с урбанизационными процессами, происходящими в обществе: по данным официальной статистики, если в 2010 году численность сельского населения Республики Татарстан составляла 932,8 тыс.человек (24,6 процента от общей численности населения Республики Татарстан), то в 2020 году – 900,7 тыс.человек (23,1 процента).

В культурно-досуговых организациях осуществляют свою деятельность 15 777 клубных формирований (в 2010 году их количество составляло 14 303 единицы, увеличение на 10,3 процента) с общим количеством участников 209,6 тыс.человек (в 2010 году – 196,1 тыс.человек; увеличение на 6,9 процента), в том числе 13 554 клубных формирования в сельской местности (в 2010 году – 12 822, увеличение на 5,7 процента), где заняты 159,8 тыс.человек (в 2010 году – 149,8 тыс.человек, увеличение на 6,7 процента).

В 2020 году культурно-досуговыми организациями реализовано 198,2 тыс.мероприятий различных направленностей и форм, количество зрительской аудитории составило 13,0 млн.человек.

Республика Татарстан обладает одной из самых крупных библиотечных сетей в стране (1 511 единиц). В 2020 году библиотечными услугами воспользовались 1,4 млн.пользователей, количество посещений библиотек составило 14,6 миллиона. В течение 2020 года пользователям библиотек было выдано более 28 млн.документов.

С 2017 года внедрен единый электронный читательский билет. За этот период выдано более 301,4 тыс.билетов.

Одной из приоритетных задач развития библиотечного дела в Республике Татарстан остается работа с порталом «Национальная электронная библиотека Республики Татарстан», обеспечивающим свободный доступ граждан к полнотекстовым электронным изданиям и предоставляющим информацию о библиотечных государственных и муниципальных фондах общедоступных библиотек. Количество посещений данного республиканского ресурса в 2020 году составило 281 238 (или 7,4 процента от населения Республики Татарстан), что свидетельствует о недостаточной востребованности контента на этом портале.

Сложившаяся уникальная отечественная трехуровневая система образования в области культуры и искусств обеспечивает доступность, качество и эффективность подготовки профессиональных кадров.

В 2020 году количество выпускников средних профессиональных организаций Республики Татарстан составило 534 человека, из них 265 человек трудоустроены по специальности (49,6 процента), 215 человек продолжили обучение (40,2 процента).

В Республике Татарстан в течение многих лет полностью сохраняется сеть детских школ искусств, состоящая из 105 образовательных организаций сферы культуры, расположенных в 43 муниципальных образованиях Республики Татарстан. Число обучающихся в образовательных организациях культуры в 2020 году составило 38,5 тыс.человек.

Охват учащихся в детских школах искусств по Республике Татарстан составляет 7,44 процента от общего количества детей в Республике Татарстан в возрасте от 5 до 15 лет. При этом 14,63 процента детей, завершивших обучение в детских школах искусств, продолжают обучение в профессиональных образовательных организациях и высших учебных заведениях в сфере культуры.

Вместе с тем имеется проблема выявления и роста талантливых детей, которые часто не охвачены обучением в детских школах искусств и кружковой работой.

В культурном пространстве присутствует жесткая дифференциация культурного контента по возрастным и социальным категориям, отсутствует вариативность их изменения и обеспечения возможности для вовлечения граждан в творчество по их собственным интересам, отмечается недостаточность адресной тематической работы с отдельными целевыми аудиториями населения.

Киносеть Республики Татарстан состоит из 159 точек кинопоказа, в том числе 25 частных кинотеатров (123 кинозала). С 2015 по 2020 год в рамках проекта Министерства культуры Российской Федерации и Фонда кино по созданию условий для показа фильмов в населенных пунктах с количеством жителей до 100 и до 500 тыс.человек новым цифровым оборудованием за счет федеральных средств оснащены 30 кинозалов в городах и районных центрах Республики Татарстан.

За 2020 год количество показов в киноучреждениях Республики Татарстан составило 10,6 тысячи (в том числе для детей – 4,8 тысячи), их посетили 159,8 тыс.зрителей (из них 88,4 тыс.детей).

В 2020 году по государственному заказу 2019 года было создано восемь фильмов разного жанра: четыре документальных – «Навстречу WorldSkills», «Ночь в театре», «Я приду», «Курьер»; два игровых – «Танцуй в углу», «Тукай в Уральске»; два анимационных ‒ «История одной фотографии» и «Неоднозначный театр. Однозначно».

Ценностное ядро традиционной культуры – нематериальное культурное наследие. Актуализация и изучение нематериального культурного наследия коренных народов Республики Татарстан необходимо для сохранения культурной идентичности каждого народа, проживающего на территории Республики Татарстан, для поддержания межкультурного диалога.

По данным переписи населения 2010 года, в Республике Татарстан проживают представители 173 национальностей. Традиции добрососедства, сложившиеся в Республике Татарстан в течение длительного совместного проживания представителей различных культур и религий, сохраняются и в настоящее время. Это подтверждается результатами социологических исследований, согласно которым большинство жителей Республики Татарстан оценивают ситуацию в межнациональных отношениях как «спокойную, стабильную» (в 2017 году – 77,2 процента, в 2018 году – 80,4 процента, в 2019 году – 82,2 процента).

Механизмами реализации в сфере национальной политики являются государственные программы «Развитие культуры Республики Татарстан на 2014 ‒ 2025 годы»; «Реализация государственной национальной политики в Республике Татарстан на 2014 ‒ 2023 годы»; «Сохранение национальной идентичности татарского народа (2020 ‒ 2023 годы)»; «Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014 ‒ 2022 годы».

Среднесписочная численность работников государственных организаций культуры за 2020 год составила 5 802 человека (6 756,66 штатной единицы), из них 3 487 – с высшим образованием (60,1 процента), 1 582 – специалисты со средним профессиональным образованием (27,3 процента), 183 человека продолжают обучение в высших и средних профессиональных образовательных организациях.

За последние пять лет 1 255 работников прошли обучение на курсах повышения квалификации, 209 – профессиональную переподготовку.

Самая малочисленная возрастная группа сотрудников – молодые люди до 25 лет в количестве 378 человек (6,5 процента). Количество специалистов, работающих в государственных учреждениях культуры, в возрасте от 25 до 40 лет – 1 910 человек (32,9 процента).

В условиях усиливающейся конкуренции немаловажное значение приобретает развитие системы непрерывного профессионального образования как творческих, так и управленческих кадров, в том числе цирковых продюсеров. Требуется повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов-управленцев (менеджеров) в сфере культуры, привлечение молодых квалифицированных кадров.

За последние 10 лет два объекта внесены в список Всемирного наследия  Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры: Болгарский историко-культурный комплекс «Древний город Болгар» как выдающийся пример средневековой исламской культуры и ценных древних сооружений самобытной национальной архитектуры (2014 год) и выдающийся памятник древнерусской культуры «Успенский Собор и монастырь острова-града Свияжска» (2017 год). Реализован масштабный историко-культурный проект «Культурное наследие: остров-град Свияжск и Древний Болгар», в рамках которого было отреставрировано 59 объектов, создано 28 новых музейных объектов и форм музейной деятельности на общую сумму 6,9 млрд.рублей.

В 2020 году продолжилась реализация национального проекта «Культура» в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Сохранение культурного достояния, обеспечение преемственности культурных традиций, поддержка профессионального искусства и всех форм творчества, культурных инноваций, обеспечивающих рост культурного потенциала общества, их трансляция во всех уголках России и за ее пределами – это те ключевые точки, определяющие целевые приоритеты национального проекта.

Всего на реализацию проекта в 2020 году выделено 279,1 млн.рублей (из федерального бюджета – 166,1 млн.рублей, из бюджета Республики Татарстан – 113,0 млн.рублей).

В рамках реализации проекта «Культурная среда» в 2019 – 2020 годах достигнуты следующие результаты:

построено 11 сельских домов культуры с привлечением федерального финансирования (с.Билярск Алексеевского муниципального района, с.Сатышево Сабинского муниципального района (на 300 мест); с.Миннибаево Альметьевского муниципального района, с.Верхний Такермен Мензелинского муниципального района, д.Старая Юмья Кукморского муниципального района, с.Ильбухтино Тукаевского муниципального района (на 200 мест); с.Сорок-Сайдак Буинского муниципального района, д.Надеждино Пестречинского муниципального района (на 100 мест); п.Светлогорский Черемшанского муниципального района, с.Ясашно-Барышево и с.Нижний Биябаш Апастовского муниципального района (на 50 мест));

создано 5 модельных библиотек (в Арском, Высокогорском, Зеленодольском, Кукморском и Спасском муниципальных районах);

проведен капитальный ремонт здания государственного автономного учреждения культуры Республики Татарстан «Набережночелнинский государственный театр кукол»;

оснащены современным оборудованием 8 кинозалов (5 частных в Высокогорском и Зеленодольском муниципальных районах, 3 муниципальных в Елабужском, Новошешминском и Ютазинском муниципальных районах);

произведена поставка музыкальных инструментов и оборудования в 14 образовательных учреждений в сфере культуры.

При поддержке Президента Республики Татарстан в 2019 – 2020 годах завершены ремонт и реконструкция таких крупных объектов культуры, как Музей истории татарской литературы с мемориальной квартирой Ш.Камала (филиал Национального музея Республики Татарстан), Культурный центр имени А.С.Пушкина, Нижнекамский государственный татарский драматический театр имени Т.А.Миннуллина, Казанский техникум народных художественных промыслов, Культурный центр «Сайдаш», основное здание Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, Дворец культуры имени Саид-Галеева, Дворец культуры железнодорожников, Дворец культуры «Энергетик», Культурный центр «Чулман-Су», Национальная библиотека Республики Татарстан, Набережночелнинский государственный драматический театр имени А.Гилязова.

С 2012 года в Республике Татарстан реализуется программа строительства многофункциональных культурных центров (сельских клубов) мощностью от 50 до 300 мест в сельских населенных пунктах. За этот период построено 318 сельских домов культуры. С 2015 по 2019 год в рамках программы капитального ремонта объектов культуры в муниципальных образованиях Республики Татарстан проведен капитальный ремонт 233 сельских домов культуры.

Реализация социально ориентированных программ Республики Татарстан в сфере культуры будет продолжена с учетом складывающейся экономической ситуации.

В 2019 – 2020 годах в рамках реализации регионального проекта «Цифровая культура» достигнуты следующие результаты:

создано 5 виртуальных концертных залов в 5 муниципальных районах Республики Татарстан (Арском, Спасском, Мамадышском, Бавлинском и Елабужском муниципальных районах);

оцифровано 500 книжных памятников для фонда оцифрованных изданий Национальной электронной библиотеки;

создано 3 мультимедиагида по экспозициям и выставочным проектам.

Доступность культурных благ является ключевым фактором реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В целях реализации управленческой модели развития инклюзивной среды в сфере культуры и искусства в Республике Татарстан осуществляются следующие мероприятия:

обеспечивается координация организаций отрасли культуры посредством методического и информационного сопровождения по вопросам формирования доступной среды;

проводится ежегодный мониторинг доступности культурных благ для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Республике Татарстан;

осуществляется информационная и финансовая поддержка в проведении творческих мероприятий с участием инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В целом следует отметить, что Республика Татарстан обладает необходимыми ресурсами для эффективной реализации политики Республики Татарстан в области культурного развития, а органы государственной власти и местного самоуправления Республики Татарстан заинтересованы в развитии культурной деятельности для социально-экономического развития Республики Татарстан и его жителей, формировании позитивного имиджа и повышении конкурентоспособности культурного продукта в России и в мире.

3.2. Стратегические риски развития сферы культуры

Сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы развития сферы культуры изложены в SWOT-анализе.

Ключевые вызовы

для сферы культуры

Strengths

(сильные внутренние

стороны, способствующие реализации направления)

Weaknesses

(слабые внутренние стороны, препятствующие реализации направления)

Opportunities

(возможности внешней среды, способствующие

реализации направления)

Threats

(угрозы внешней среды, препятствующие

реализации направления)

1

2

3

4

5

Понимание культуры как элемента инфраструктуры индустрии развлечений и частичной подмены воспитательной и просветительской функций культуры.

Ослабление роли семьи и семейных отношений в системе ценностных ориентаций населения.

Опыт реализации масштабных культурных проектов, фестивалей международного и всероссийского уровней.

Наличие творческих союзов, волонтерских сообществ, крупных некоммерческих организаций в сфере культуры.

Слабо развито применение каналов коммуникации для позиционирования своей деятельности.

Отсутствие устойчивых межпоколенческих связей в вопросах культурных этнических традиций и знаний.

Не предусмотрены системные меры продвижения образов культурного наследия.

Активное использование информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для работы с населением.

Возможность организации межотраслевой кооперации в целях полного охвата всех групп населения.

Использование значительного историко-культурного и духовного потенциала Республики Татарстан для гармоничного развития личности, сохранения аутентичности и национальной идентичности народов Республики Татарстан.

Этнополитическая стабильность в Республике Татарстан.

Социокультурные кризисные явления в обществе.

Утрата традиционных семейных ценностей, снижение социального престижа семьи.

Неблагоприятные демографические, экономические, социальные и другие изменения.

Недостаточная адресность культурных услуг и дифференциация культурных благ, недоступность широ-

кого спектра услуг сферы культуры для жителей сельской местности.

Разветвленная сеть организаций культуры.

Наличие ресурсного обеспечения для создания новых форм занятости и досуга. Возможность предоставления системной грантовой поддержки для организаций культуры, работников культуры.

Возможность организации гастрольной и выездной деятельности на территории сельской местности.

Отсутствие равного доступа лиц с ограниченными возможностями здоровья к получению культурных услуг.

Отсутствие специализированных транспортных средств (автоклубов) для обслуживания жителей труднодоступных населенных пунктов, не имеющих собственных организаций культуры.

Недостаточная материально-техническая база и ограниченный доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Создание цифровых творческих пространств.

Привлечение внештатных профильных специалистов.

Программный подход к укреплению материально-технической базы организаций культуры.

Возможность участия в различных конкурсах на предоставление грантовой поддержки социокультурных проектов, организованных государственными и коммерческими фондами.

Риск снижения посещаемости организаций культуры.

Низкая экономическая культура в сельской местности.

Недостаточно разнообразный контент предоставляемых услуг.

Отсутствие бизнес-экосистемы для производства культурного продукта: креативный сектор не интегрирован в культурное пространство, отсутствуют инструменты привлечения бизнеса в сферу культуры, преобладание бюджетного финансирования культуры, отсутствие механизмов оценки стоимости культурного продукта, культурных брендов.

Появление разнообразных площадок для реализации творческих проектов, общественных инициатив, развития креативных индустрий.

Авторитетные деятели культуры, являющиеся акторами культуры, могут способствовать продвижению культурных брендов и культурного наследия.

Система творческих премий, конкурсов и грантов.

Возможность производства изделий народных художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства.

Неразвитость практик привлечения инвесторов и меценатов для поддержки сферы культуры, в том числе отсутствие стимулирующих мер на законодательном уровне.

Отсутствие актуальных социально-гуманитарных исследований в области культуры в целом и изучения потребительского спроса, конкурентной среды в частности.

Недостаточные маркетинговые способности по продаже культурных услуг.

Наличие активных внешнеэкономических связей, потенциально перспективных партнеров, способствующих выходу культурного продукта на новые сегменты рынка.

Наличие культурных брендов, широко известных в России и за рубежом.

Значительный потенциал социально-экономического развития Республики Татарстан.

Использование возможностей сферы культуры для формирования положительного имиджа Республики Татарстан и развития культурного туризма.

Отсутствие устойчивого интереса у представителей бизнеса к финансовому участию в развитии сферы культуры.

Недостаточный уровень развития негосударственного сектора и форм государственно-частного партнерства.

Высокая зависимость сферы культуры от бюджетного финансирования.

Финансирование культуры на уровне органов местного самоуправления по остаточному принципу.

Преобладание некачественного культурного продукта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и виртуальном медиапространстве.

Трансляция мероприятий и событий в сфере культуры в онлайн-формате.

Увеличение охвата пользователей культурных услуг в виртуальном медиапространстве, в том числе за пределами Республики Татарстан и Российской Федерации.

Изолированность и замкнутость инфраструктуры сферы культуры, слабая внутриведомственная и межведомственная связь между субъектами культурной деятельности.

Низкая доля организаций культуры, имеющих доступ к высокоскоростной информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Возможность получения общественной оценки через виртуальное пространство. Развитие цифровых технологий в Республике Татарстан.

Влияние на общество стандартов и вкусов массовой культуры.

Недостаток квалифицированных кадров, низкая эффективность деятельности ряда организаций культуры, вызванная в том числе низким уровнем подготовленности руководителей и работников к современным вызовам в сфере культуры в условиях рыночной экономики, проблемы инклюзивного образования.

Развитая система образования для подготовки профессиональных кадров в сфере культуры.

Развивающаяся трехуровневая система образования в сфере культуры.

Поддержка творческих коллективов и деятелей культуры.

Стимулирующие программы по поддержке молодых кадров.

Отсутствие специализированных дисциплин и курсов повышения квалификации в сфере культуры по инклюзивной работе.

Неэффективная инфраструктура организации культуры, особенно в сельской местности.

Низкий уровень заработной платы молодых специалистов.

Организация целевой контрактной подготовки.

Менеджмент культуры по внедрению социокультурных проектов, развитию независимых культурных инициатив.

Выделение федеральных средств на образование и повышение квалификации в сфере культуры в рамках национального проекта «Культура»

Дефицит высококвалифицированных кадров.

Отток талантливой молодежи.

Снижение конкурентоспособности организаций культуры.

3.3. Приоритетные направления реализации Стратегии

В целях решения задачи по созданию возможностей для самореализации и развития талантов, условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных, семейных ценностей, патриотизма, исторических и национально-культурных традиций Республики Татарстан в соответствии с принципами креативности, капитализации и компетенции предусматриваются следующие приоритетные направления:

создание комфортной среды, стимулирующей к самореализации и творчеству, формирование у человека открытости к творческому поиску, креативному мышлению, поддержка творческих инициатив населения;

широкое использование социальных сетей и других возможностей информационных технологий для получения общественной оценки и изучения потребностей населения;

развитие креативных индустрий, встраивание творческих индустрий в имеющиеся пространства крупных городов Республики Татарстан;

повышение социального статуса семьи как общественного института, обеспечивающего возрождение традиций семейного воспитания и передачу от поколения к поколению семейных ценностей;

сохранение и развитие трехуровневой системы образования;

развитие талантопроводящей системы с целью выявления и поддержки одаренных детей;

возрождение традиционных национальных ремесел, поддержка производства изделий народных художественных промыслов;

переосмысление роли профессиональных союзов и творческих сообществ Республики Татарстан, внедрение системы наставничества;

содействие формированию активной социальной позиции населения путем участия в реализации государственной политики социального оптимизма;

адаптация культурного продукта для людей с ограниченными возможностями здоровья;

возможность реализации и раскрытия творческого потенциала в сфере культуры и искусства для всех граждан вне зависимости от возраста, начиная с детского возраста, как в профессиональных, так и в непрофессиональных видах искусства, в том числе развитие массовой художественной самодеятельности;

совершенствование научного, методического и кадрового обеспечения деятельности организаций культуры и негосударственных культурных институций, чья деятельность направлена на выявление, сохранение и развитие нематериального культурного наследия народов, проживающих в Республике Татарстан.

В целях решения задачи по созданию условий для обеспечения доступности культурных благ, формирования единого культурного пространства в рамках межсетевого взаимодействия внутри экосистемы культуры в соответствии с принципами кооперации и коммуникации предусматриваются следующие приоритетные направления:

формирование развитой инфраструктуры в муниципальных образованиях Республики Татарстан, реновация государственных (муниципальных) организаций культуры;

формирование адекватной ценовой политики в области культуры;

содействие организациям соотечественников, проживающих за пределами Российской Федерации, в реализации творческих проектов, направленных на сохранение национальной идентичности;

оказание поддержки организациям культуры всех форм собственности, деятелям культуры и искусства, в том числе самозанятым;

развитие волонтерских и добровольческих движений и их активное вовлечение в реализацию проектов в сфере культуры;

активизация работы с детьми, в том числе внедрение образовательных программ по формированию культуры личности в дошкольных и школьных учебных заведениях;

обеспечение межведомственной кооперации с органами исполнительной власти, местного самоуправления и иными организациями в рамках реализации политики Республики Татарстан в области культурного развития;

формирование современной творческой элиты как основы социокультурной модернизации Республики Татарстан.

В целях решения задачи по активизации культурного потенциала и создания конкурентоспособности в культуре в соответствии с принципами кооперации и капитализации, создания эффективного механизма привлечения в культуру частных инвестиций, в том числе в рамках государственно-частного партнерства, предусматриваются следующие приоритетные направления:

повышение качества оказываемых услуг, стандартизация и сертификация услуг;

реализация инвестиционных культурных проектов на базе государственно-частного партнерства;

развитие современного музейного маркетинга по формированию предпочтений и генерации контента;

диверсификация и экспорт культурного продукта;

учет и использование территориальной идентичности муниципальных образований Республики Татарстан, обладающих уникальностью и богатым нематериальным наследием, при формировании бренда территории, программировании событийной деятельности и туризма;

сохранение историко-культурного наследия Республики Татарстан;

генерация новых узнаваемых культурных проектов и брендов, продвижение инвестиционного культурного потенциала Республики Татарстан в российское и мировое культурное пространство;

использование в работе лучших мировых методологий деятельности в сфере культуры;

создание условий для меценатской деятельности в Республике Татарстан;

оптимизация себестоимости услуг, внедрение аутсорсинга для непрофильных видов услуг;

развитие сервисной инфраструктуры;

развитие издательской деятельности и книготорговли, индустрии красоты, моды, дизайна и развлечений.

В целях решения задачи по формированию эффективной кадровой политики в сфере культуры в соответствии с принципами компетенции и коммуникации предусматриваются следующие приоритетные направления:

социальная поддержка и привлечение молодых специалистов для работы в организациях культуры;

совершенствование системы подготовки и повышения квалификации специалистов в сфере культуры, создание арт-инкубаторов;

обеспечение населения рабочими местами в сфере культуры, в том числе создание единого банка данных о вакансиях в государственных (муниципальных) организациях культуры;

создание и внедрение новых востребованных профессий в сфере культуры;

организация целевой контрактной подготовки: обучение в высших и средних профессиональных организациях в сфере культуры и контроль за прохождением обязательной отработки по окончании учебного заведения;

совершенствование навыков работы с цифровыми технологиями, заимствование и генерирование идей по реализации проектов с применением новых технологий;

взаимодействие творческой интеллигенции и креативной молодежи в генерировании идей по реализации политики Республики Татарстан в области культурного развития, притяжение талантов.

В целях решения задачи по цифровой трансформации и интеграции проектов в сфере информатизации в деятельность организаций культуры и в систему продвижения культурного продукта в соответствии с принципами кооперации и коммуникации предусматриваются следующие приоритетные направления:

создание цифрового культурно-информационного пространства Республики Татарстан;

формирование и развитие корпоративного (единого) информационного пространства библиотек и музеев Республики Татарстан на основе реализации проектов, направленных на кооперацию и координацию действий библиотек и музеев различных систем и ведомств;

широкое внедрение цифровых технологий;

унификация атрибутирования культурных ценностей;

взаимодействие с общественностью, выход на медиарынок и средства массовой информации, а также в социальные сети в целях доведения до населения достоверной и качественной информации о проводимых мероприятиях и принимаемых мерах по развитию культуры в Республике Татарстан, мониторинг социального эффекта и эмоциональной рефлексии от реализуемых проектов;

развитие и поддержка цифрового искусства, кино и анимации, в том числе авторской анимации;

системное сотрудничество с автономной некоммерческой организацией высшего образования «Университет Иннополис» и реализация совместных проектов, направленных на использование новых технологий в различных областях творческого процесса.

Приоритетные направления реализации Стратегии будут учтены при разработке и корректировке государственных программ Республики Татарстан, программно-целевых документов муниципальных образований Республики Татарстан и иных документов стратегического планирования.

3.4. Сценарии реализации Стратегии

Инерционный сценарий реализации Стратегии предусматривает усиление негативных тенденций в культурной сфере, проблем и снижение уровня финансирования. При этих условиях положение сферы культуры будет относительно стабильным, однако в условиях недостаточности средств и механизмов для достижения качественных, количественных, инфраструктурных изменений развития сферы не будет.

Инерционный сценарий не позволит качественно изменить ситуацию с развитием культурной инфраструктуры. Фактор значительного физического износа инфраструктуры будет носить постоянный самовоспроизводящийся характер. При сохранении существующего объема финансирования и количества проводимых мероприятий будет сохраняться тенденция к снижению количества объектов, находящихся в хорошем и удовлетворительном состоянии. Так, к 2030 году доля организаций культуры и искусства, находящихся в государственной и муниципальной собственности, состояние которых является удовлетворительным, не превысит 70 процентов.

Инерционный сценарий в целом не ухудшит положение театральных и концертных организаций, способных привлекать внебюджетные средства, и позволит осуществлять их гастрольную деятельность. Однако в муниципальных образованиях Республики Татарстан инерционный сценарий будет сопровождаться дальнейшей оптимизацией сетей организаций культурно-досугового типа и библиотек, в первую очередь, продолжится отток профессиональных кадров из села и малых городов в крупные города Республики Татарстан.

Результативность деятельности государственных и муниципальных организаций культуры будет оцениваться по формальным количественным критериям, не отражающим социальную эффективность, что может стать причиной сокращения расходов на поддержание сферы культуры.

Инновационный сценарий реализации Стратегии предусматривает быстрое достижение качественно иного социального статуса культуры, кратное увеличение совокупных расходов на культуру за счет всех источников, в которых доля внебюджетных поступлений будет увеличиваться, в том числе благодаря государственно-частному партнерству, меценатству и использованию альтернативных источников финансирования культуры.

Отличительными особенностями инновационного сценария являются значительные инвестиции в человеческий капитал и систему профессионального образования, обеспечивающие лидирующие позиции профессионального образования в России, существенные государственные и частные инвестиции в развитие материально-технической базы и инфраструктуру государственных и муниципальных организаций культуры, реализация крупномасштабных инвестиционных проектов, а также инвестиционная привлекательность сферы культуры на российском и международном уровнях.

При реализации этого сценария доля организаций культуры и искусства, находящихся в государственной и муниципальной собственности, состояние которых является удовлетворительным, к 2030 году составит 100 процентов.

Реализация инновационного сценария позволит достигнуть прорывных результатов фактически на всех ключевых проблемных направлениях, кардинальным образом изменить ситуацию с сохранением культурной инфраструктуры, к 2030 году существенно расширить сети организаций культуры и искусства, профессионального образования в сфере культуры с учетом меняющихся демографических и социально-экономических особенностей, а также обеспечить расширение распространения национальной идентичности, систематический мониторинг оценки социального эффекта культурных проектов, внедрение систем мер и механизмов мотивации деятельности негосударственных организаций к решению проблем в сфере культуры.

Базовый сценарий определяется постепенным развитием имеющихся позитивных тенденций и постепенным преодолением существующих проблем, увеличением совокупных расходов на культуру за счет всех источников, в которых доля внебюджетных поступлений будет постепенно возрастать, повышением эффективности государственного управления и привлечением негосударственных субъектов в сфере культуры к реализации государственной культурной политики, обеспечением приоритетного культурного и гуманитарного развития.

При базовом сценарии не произойдет взрывного роста, но продвижение культуры как стратегического национального приоритета, концентрация имеющихся ресурсов и постепенное подключение элементов многоканальной системы финансирования культуры на приоритетных направлениях будут способствовать заметному улучшению положения организаций культуры, повышению качества человеческого потенциала и модернизации материально-технической базы.

Базовый сценарий с большей вероятностью может быть реализован при увеличении совокупных расходов на культуру за счет всех источников. Подобный сценарий позволит к 2030 году увеличить до 90 процентов долю организаций культуры и искусства, находящихся в государственной и муниципальной собственности, состояние которых является удовлетворительным.

Базовый сценарий предполагает продвижение стратегических законодательных инициатив, направленных на стимулирование государственно-частного партнерства. При этом сценарии можно прогнозировать соответствующее сокращение количества объектов мемориального и монументального искусства, находящихся в неудовлетворительном состоянии.

Реализация Стратегии по базовому сценарию предполагает повышение качества условий предоставления услуг организаций культуры, содействие в развитии творческих индустрий, сохранение нематериального культурного наследия, развитие кадрового потенциала.

В условиях сложной финансово-экономической ситуации, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и падением цен на нефть, возможен вариант реализации Стратегии по четвертому сценарию – кризисному.

Кризисный сценарий предполагает секвестирование доходной части бюджета Республики Татарстан, отсутствие инвестиций из федерального бюджета и внебюджетных источников, сокращение количества проводимых мероприятий, прежде всего на платной основе, в связи с тем, что большая часть платежеспособных граждан могут лишиться существенной части дохода.

Кризисный сценарий создает угрозу для экономической стабильности. В значительной степени ухудшится положение организаций театрального и исполнительского искусства, частных негосударственных организаций в связи с низким спросом на культурные услуги и сокращением доходов от предпринимательской деятельности в случае снижения платежеспособности населения, сократятся инвестиции в инфраструктурное и кадровое развитие.

Стратегия позволяет при разных экономических условиях реализовать один из четырех сценариев. Вместе с тем наиболее реалистичным и обеспечивающим приоритетность развития сферы культуры является базовый сценарий.

IV. Сроки реализации Стратегии

Реализация Стратегии рассчитана на период до 2030 года.

На первом этапе (2021 – 2025 годы) отрабатываются новые технологии и управленческие решения в сфере развития культуры, формируются лучшие практики.

На втором этапе (2026 – 2030 годы) предполагается использование лучших практик, приобретенных на первом этапе.

V. Механизм реализации Стратегии

Обеспечение реализации Стратегии осуществляется в рамках государственной программы «Развитие культуры Республики Татарстан на 2014 – 2025 годы», утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.12.2013 № 997 «Об утверждении государственной программы «Развитие культуры Республики Татарстан на 2014 – 2025 годы».

Механизм реализации Стратегии предполагает:

1. Осуществление мониторинга реализации политики Республики Татарстан в области культурного развития, корректировку Стратегии при необходимости.

2. Формирование плана мероприятий («дорожной карты») по реализации Стратегии и его корректировка при необходимости.

3. Контроль за исполнением целевых показателей оценки конечных результатов Стратегии и достижения ожидаемых результатов, в том числе:

представление ежегодной отчетной информации в Министерство экономики Республики Татарстан;

ежегодные доклады о ходе реализации Стратегии на заседаниях Общественного совета при Министерстве культуры Республики Татарстан.

4. Проведение прикладных гуманитарных и маркетинговых исследований в области культуры в целях корректировки Стратегии.

5. Рассмотрение выявленных в ходе прикладных исследований и мониторинга реализации политики Республики Татарстан в области культурного развития проблемных вопросов, требующих экспертной оценки, на Совете по культуре и искусству при Президенте Республики Татарстан.

6. Использование информационно-идеологического механизма, в том числе освещение хода реализации Стратегии в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

VI. Финансовое обеспечение реализации Стратегии

Финансовое обеспечение реализации Стратегии в сфере культуры предполагается осуществлять в соответствии с законодательством за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Татарстан, бюджетов городских округов и муниципальных районов Республики Татарстан, а также внебюджетных источников.

Основными составляющими финансовой модели государственных (муниципальных) организаций культуры Республики Татарстан являются: бюджетное финансирование (субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания
(в том числе оплата труда основного персонала, административно-управленческого персонала, хозяйственно-эксплуатационных служб, уплата налогов, коммунальных услуг и прочих расходов), субсидии на проведение мероприятий, укрепление материально-технической базы), региональная грантовая поддержка и доходы от основных видов уставной деятельности.

На сегодняшний день в системе финансирования государственных организаций культуры Республики Татарстан преобладает бюджетное финансирование, в наименьшей степени развито привлечение инвестиций. Удельный вес расходов на культуру в общем объеме расходов бюджета составил 5,3 процента (суммарно расходы консолидированного бюджета за 2020 год по отрасли «культура» составили 16,3 млрд.рублей, из них: 10,9 млрд.рублей – средства бюджета Республики Татарстан, 5,4 млрд.руб-лей – средства местных бюджетов).

На первом этапе в целях обеспечения эффективности бюджетных расходов на организацию деятельности государственных (муниципальных) организаций культуры необходима разработка методологии контроля качества выполнения государственных (муниципальных) заданий и методологии оценки стоимости культурного продукта. В целях ориентации организаций культуры на получение дохода от предпринимательской деятельности и повышение качества предоставляемых услуг должен быть разработан порядок премирования руководителей и специалистов организаций культуры в зависимости от привлекаемых внебюджетных доходов и отсутствия негативной общественной оценки.

При этом необходимо учитывать и тот факт, что возможности для роста внебюджетных доходов организаций культуры имеют свои ограничения (вместительность и пропускная способность организаций ограничены, рост цен может привести к сокращению доступности культурных ценностей для широких слоев населения). Кроме того, велика вероятность нивелирования ценностной составляющей культурной деятельности в стремлении добиться максимальных внебюджетных доходов непосредственно от сети организаций культуры.

На втором этапе обеспечения эффективности бюджетных расходов на организацию деятельности государственных (муниципальных) организаций культуры необходимо обеспечить организацию новых культурных мероприятий, постановок и иных творческих проектов за счет грантовой поддержки.

На третьем этапе обеспечения эффективности бюджетных расходов на организацию деятельности государственных (муниципальных) организаций культуры в целях привлечения бизнес-структур необходимо предусмотреть принятие нормативных правовых актов, направленных на развитие меценатства, государственное стимулирование программ софинансирования культурных мероприятий, инвестиционных проектов на условиях государственно-частного партнерства.

Поэтапное внедрение данной финансовой модели – контроль эффективного и целевого расходования бюджетных средств, увеличение показателей плановой внебюджетной деятельности за счет повышения качества и разнообразия предоставляемого культурного продукта, спроса со стороны населения, грантовая поддержка проектов, инвестиционная деятельность – позволит сохранить уровень бюджетного финансирования при общем росте финансирования организаций за счет иных источников.

VII. Ожидаемые результаты реализации Стратегии

Реализация Стратегии позволит:

обеспечить создание туристических маршрутов в муниципальных образованиях Республики Татарстан, включающих историко-культурный, событийный туризм, мемориальные музеи и усадьбы, к 2025 году – до 45 единиц, к 2030 году – не менее 50 единиц;

к 2030 году:

обеспечить долю внебюджетных инвестиций в развитие культуры на уровне не менее 20 процентов совокупных расходов на культуру за счет всех источников;

увеличить долю детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, в общем количестве детей в полтора раза;

увеличить долю онлайн-трансляций концертных программ и театрализованных представлений государственных (муниципальных) организаций культуры до 30 процентов;

увеличить в три раза число посещений культурных мероприятий организаций культуры;

увеличить долю специалистов в сфере культуры, повысивших квалификацию на базе центров непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры, до 100 процентов;

увеличить число граждан, принимающих участие в добровольческой деятельности, в 14 раз;

увеличить количество выставочных проектов, снабженных цифровыми гидами в формате дополненной реальности, до 20 единиц;

обеспечить создание виртуальных концертных залов в каждом муниципальном районе Республики Татарстан;

увеличить долю объектов нематериального культурного наследия, внесенных в Реестр объектов нематериального культурного наследия Республики Татарстан, в 12 раз.

VIII. Целевые значения показателей оценки конечных результатов Стратегии

Индикаторы оценки конечных результатов, единица измерения

Значения индикаторов по годам

2019 (базовый)

2020

2021

2022

2023

2024

2025

2026

2027

2028

2029

2030

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

1. Создание возможностей для самореализации и развития талантов, условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной
личности на основе духовно-нравственных, семейных ценностей, патриотизма, исторических и национально-культурных традиций народов
Республики Татарстан

1.1. Доля детей (до 14 лет), привле-каемых к участию в творческих мероприятиях, от общего количества детей (до 14 лет), процентов

11,3

11,0

11,5

11,9

12,5

13

13,5

14

14,5

15,0

16,0

17,0

1.2. Доля молодежи (15 – 35 лет), при-влекаемой к участию в творческих мероприятиях, от общего количества молодежи (15 – 35 лет), процентов

4,6

4,1

4,7

4,9

5,3

5,5

6,0

6,3

6,7

7,0

7,3

7,5

1.3. Доля граждан среднего и стар-шего возраста (более 36 лет), привле-каемых к участию в творческих мероприятиях, от общего количества граждан среднего и старшего возраста (более 36 лет), процентов

4,3

4,1

4,5

4,9

5,5

6,0

6,5

7,0

7,5

8,0

8,5

9,0

1.4. Количество разработанных куль-турно-образовательных программ в государственных и муниципальных организациях культуры, способствую-щих популяризации культурного наследия Республики Татарстан, нарастающим итогом, единиц

-

-

5

10

15

20

25

30

35

40

45

50

1.5. Количество поддержанных про-изводителей изделий народных худо-жественных промыслов, нарастаю-щим итогом, единиц

17

29

41

53

65

77

89

101

113

125

137

149

1.6. Количество реализованных твор-ческих проектов в сфере культуры, направленных на развитие и под-держку волонтерских и доброволь-ческих движений, молодежных не-коммерческих организаций, нараста-ющим итогом, единиц

20

23

26

30

35

40

45

50

55

60

65

70

1.7. Доля государственных и муници-пальных театрально-зрелищных, кон-цертных и музейных организаций культуры, в которых внедрена систе-ма семейных абонементов, процентов

1,0

2,0

10,0

20,0

30,0

40,0

50,0

60,0

70,0

80,0

90,0

100,0

1.8. Количество реализуемых проек-тов, в том числе в рамках грантовой поддержки некоммерческих организа-ций, направленных на укрепление российской гражданской идентичнос-ти на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Респуб-лики Татарстан, нарастающим итогом, единиц

-

-

10

20

30

40

50

60

70

80

90

100

1.9. Доля участников детских фести-валей и конкурсов всех жанров от общего количества учащихся учреж-дений дополнительного образования детей в сфере культуры, процентов

76,0

77,0

77,5

77,8

78,0

78,3

78,6

79,0

79,3

79,6

79,8

80,0

1.10. Количество участников откры-тых публичных творческих конкурсов архитектурного искусства, попол-няющих культурное достояние Рес-публики Татарстан, человек

-

-

-

30

-

40

-

50

-

60

-

70

1.11. Количество граждан, принима-ющих участие в добровольческой дея-тельности, получивших государствен-ную поддержку в форме субсидий бюджетным учреждениям, человек

266

665

1 064

1 596

2 128

2 660

3 192

3 226

3 480

3 590

3 682

3 724

1.12. Количество проводимых твор-ческими союзами Республики Татар-стан мероприятий с участием детей и молодежи в муниципальных образо-ваниях Республики Татарстан, единиц

-

-

90

90

90

90

90

90

90

90

90

90

2. Создание условий для обеспечения доступности культурных благ, формирования единого культурного пространства
в рамках межсетевого взаимодействия внутри экосистемы культуры

2.1. Доля зданий государственных и муниципальных организаций куль-туры Республики Татарстан, находя-щихся в удовлетворительном состоя-нии, процентов

70,0

71,0

72,0

73,0

75,0

76,0

80,0

82,0

84,0

86,0

88,0

90,0

2.2. Доля населения, удовлетворен-ного качеством услуг в социальной сфере Республики Татарстан, в общем количестве опрошенных (по данным социологических опросов по пяти- балльной шкале), процентов

4,7

4,36

4,4

4,44

4,48

4,52

4,6

4,7

4,74

4,8

4,85

4,9

2.3. Увеличение числа посещений культурных мероприятий в три раза по сравнению с показателем 2019 го-да, процентов

100,0

82,0

100,0

110,0

120,0

140,0

180,0

200,0

220,0

240,0

260,0

300,0

2.4. Число посещений культурных мероприятий, млн.единиц

58

47,5

58

63,8

69,6

81,2

104,4

116

127,6

139,2

150,8

174

2.5. Доля внебюджетных доходов государственных и муниципальных организаций культуры относительно совокупных расходов на культуру за счет всех источников, процентов

8,0

8,0

10,0

11,5

13,0

13,5

15,0

16,0

17,0

18,0

19,0

20,0

2.6. Количество точек кинопоказа, оснащенных специальным оборудо-ванием для тифлокомментирования и субтитрирования, нарастающим ито-гом, единиц

2

2

4

7

10

12

14

16

18

20

23

26

2.7. Доля объектов государственных и муниципальных организаций куль-туры, доступных для инвалидов и других маломобильных групп насе-ления, от общего количества объектов государственных и муниципальных организаций культуры Республики Татарстан, процентов

26,6

26,8

26,9

27,0

27,5

28,0

28,5

29

29,5

30

31

32

2.8. Доля адаптированных для людей с ограниченными возможностями здо-ровья по зрению и слуху культурных продуктов в репертуаре государствен-ных театрально-зрелищных органи-заций от общего количества реали-зуемых культурных продуктов, про-центов

-

-

не менее 10

не менее 10

не менее 10

не менее 10

не менее 10

не менее 10

не менее 10

не менее 10

не менее 10

не менее 10

3. Активизация культурного потенциала, создание конкурентоспособности и повышение качества услуг в сфере культуры и искусства

3.1. Количество реализованных про-ектов в сфере культуры на основе государственно-частного партнер-ства, нарастающим итогом, единиц

-

-

2

4

6

8

10

12

14

16

18

20

3.2. Количество созданных туристи-ческих маршрутов в муниципальных образованиях Республики Татарстан, включающих историко-культурный, событийный туризм, мемориальные музеи и усадьбы, нарастающим ито-гом, единиц

-

-

10

20

25

35

45

46

47

48

49

50

3.3. Количество реализованных меж-региональных культурных проектов, единиц

-

-

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

3.4. Количество реализованных меж-дународных культурных проектов, единиц

-

-

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

3.5. Количество созданных пред-приятий по народным художествен-ным промыслам, производству музы-кальных инструментов, единиц

-

-

-

-

1

1

1

1

1

1

1

1

3.6. Количество проведенных иссле-дований в сфере культуры, единиц

-

-

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

3.7. Количество созданных арт-инку-баторов, арт-лагерей, единиц

-

2

-

-

1

-

-

1

-

-

1

-

3.8. Доля объектов нематериального культурного наследия, внесенных в Реестр объектов нематериального культурного наследия Республики Та-тарстан, от общего количества выяв-ленных объектов нематериального культурного наследия, процентов

4,0

7,9

11,9

15,9

19,9

23,9

27,3

30,7

34,7

39,8

43,8

48,0

4. Формирование эффективной кадровой политики в сфере культуры

4.1. Доля выпускников образова-тельных организаций высшего обра-зования и профессиональных образо-вательных организаций в сфере куль-туры Республики Татарстан, трудо-устроившихся по специальности, про-центов

65,0

68,0

70,0

71,0

71,5

72,0

72,5

73,0

73,5

74,0

74,5

75,0

4.2. Доля специалистов сферы куль-туры, повысивших квалификацию на базе центров непрерывного образо-вания и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры, процентов

1,7

5,0

10,0

15,0

20,0

30,0

40,0

50,0

60,0

70,0

80,0

100,0

4.3. Соотношение уровня оплаты тру-да работников культуры и искусства со средним уровнем оплаты труда по экономике Республики Татарстан, процентов

100,0

103,9

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

4.4. Количество молодых специалис-тов, поступивших на работу в расположенные в сельских насе-ленных пунктах Республики Татар-стан государственные или муници-пальные организации культуры, искусства и кинематографии Респуб-лики Татарстан, получивших едино-временное пособие, человек

4

6

6

7

7

8

8

9

9

10

10

10

5. Цифровая трансформация и интеграция проектов в сфере информатизации в деятельность организаций культуры и
в систему продвижения культурного продукта

5.1. Доля онлайн-трансляций кон-цертных программ и театрализован-ных представлений государственных (муниципальных) организаций куль-туры, процентов

-

5

10

12

15

17

19

21

23

25

27

30

5.2. Доля музейных предметов, вне-сенных в Государственный каталог музейного фонда Российской Феде-рации, процентов

18,8

22,7

30

38

46

52

58

64

72

80

90

100

5.3. Доля культурно-досуговых орга-низаций, подключенных к информа-ционно-телекоммуникационной сети «Интернет», процентов

15

16

18

20

23

26

30

40

50

60

80

90

5.4. Доля государственных и муни-ципальных библиотек, предостав-ляющих открытый доступ к инфор-мационно-телекоммуникационной се-ти «Интернет», процентов

94,0

94,0

94,0

94,0

94,2

95,2

95,5

96,0

96,5

97,0

97,5

98,0

5.5. Количество выставочных проек-тов, снабженных цифровыми гидами в формате дополненной реальности, нарастающим итогом, единиц

1

3

4

5

6

7

10

12

14

16

18

20

5.6. Доля учреждений культуры (театрально-зрелищные, концертные организации, музеи), перешедших на работу в автоматизированной системе продажи билетов в электронном виде, процентов

70,0

75,0

80,0

83,0

86,0

90,0

91,0

92,0

93,0

95,0

97,0

100

5.7. Количество созданных виртуаль-ных концертных залов, нарастающим итогом, единиц

5

5

7

9

14

19

24

29

34

39

42

45

5.8. Количество виртуальных музеев, созданных при государственных и муниципальных музеях Республики Татарстан, единиц

4

5

5

5

5

6

6

6

6

6

6

7

5.9. Создание портала «Культура Рес-публики Татарстан», единиц

-

-

-

1

-

-

-

-

-

-

-

-

5.10. Создание регионального теле-канала «Культура Татарстана», еди-ниц

-

-

-

1

-

-

-

-

-

-

-

-

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 19.05.2021
Рубрики правового классификатора: 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать